Jump to content

Франсуа Ваза

(Перенаправлено с Франсуа Ваза )
Аттический чернофигурный спиральный кратер, известный как ваза Франсуа, ок. 570–565 гг. до н.э.

Ваза Франсуа (или Франсуа Кратер ) представляет собой большой аттический с завитками кратер , оформленный в чернофигурном стиле. Его высота составляет 66 сантиметров (26 дюймов), и его вдохновением послужили более ранние бронзовые вазы. Его использовали для вина. Это важная веха в развитии древнегреческой керамики благодаря используемому стилю рисунка, а также сочетанию связанных между собой историй, изображенных на многочисленных фризах. [ 1 ] он датирован примерно 570/560 годом до нашей эры. Ваза Франсуа была обнаружена в 1844 году в Кьюзи , где была найдена этрусская гробница в некрополе Фонте Ротелла, расположенном в центральной Италии. Он был назван в честь своего первооткрывателя Алессандро Франсуа . [ 2 ] и сейчас находится в Археологическом музее во Флоренции . Остается неясным, использовался ли кратер в Греции или в Этрурии , и были ли ручки сломаны и отремонтированы в Греции или в Этрурии. Ваза Франсуа могла быть изготовлена ​​для симпозиума, устроенного членом аристократической семьи в Солонианских Афинах (возможно, для особого случая, например свадьбы), затем разбита и после тщательного ремонта отправлена ​​в Этрурию, возможно, в качестве пример обмена элитными подарками. [ 3 ] На нем есть надписи Ergotimos mepoiesen и Kleitias megraphsen , что означает « Эрготимос создал меня» и « Клейтиас нарисовал меня». [ 4 ] На нем изображено 270 фигур, 121 из которых имеют сопроводительные надписи. [ 5 ] Очень необычно, что так много людей можно идентифицировать: изображенные сцены представляют собой ряд мифологических тем.

В 1900 году ваза была разбита на 638 частей охранником музея, швырнувшим деревянный табурет в защитное стекло. Он был восстановлен Пьетро Зей в 1902 году, после чего в 1973 году была проведена вторая реконструкция с включением ранее отсутствующих частей. [ 6 ]

Описание

[ редактировать ]
Деталь: внешняя сторона с Хозяйкой животных над виньеткой, изображающей Аякса, несущего мертвого Ахилла.

На самом верхнем фризе, на горловине кратера, изображена сторона А. [ 7 ] , охота на калидонского вепря включающая героев Мелеагра , Пелея и Аталанты . По бокам сцены расположены два сфинкса , отделенные от нее полосой цветов лотоса и пальметт. По другую сторону сосуда, в этой зоне, изображен танец афинских юношей во главе с Тесеем , играющим на лире, стоящим напротив Ариадны и ее кормилицы.

Деталь: Калидонская охота на кабана

Вторая полоса на стороне А показывает гонки на колесницах, которые являются частью похоронных игр Патрокла , устроенных его другом Ахиллом в последний год Троянской войны . Здесь Ахилл стоит перед бронзовым треножником, который должен был стать одним из призов, а среди участников — греческие герои Диомед и Одиссей . На стороне Б нарисованная сцена изображает битву лапифов и кентавров . Самый известный из этих конфликтов произошел на свадьбе Пирифоя и Гипподамии , которая, вероятно, изображена здесь, так как среди сражающихся встречается герой Тесей , друг Пирифоя, который сам не был лапифом, но, как говорят, был среди сражающихся. гости свадьбы. Сцена также включает в себя кончину лапифского героя Кенея .

Ваза подписана Эрготимосом (гончаром) и Клейтиасом (художником).

Третий фриз с обеих сторон, самый высокий и одновременно наиболее заметный из-за своего расположения на вершине корпуса сосуда, изображает шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды . Из-за большого количества фигур процессия является подходящей темой для украшения длинной ленты. В конце процессии Пелей изображен между алтарем и домом, внутри которого можно увидеть сидящую Фетиду. Он приветствует своего учителя, кентавра Хирона , возглавляющего процессию вместе с божественной вестницей Иридой , за которой следуют многие другие божества.

Четвертый фриз на стороне А изображает засаду Троила , устроенную Ахиллом . Сторона Б показывает возвращение Гефеста на Олимп; сидя на муле, его ведёт к олимпийским богам Дионис , за ним следует группа молчан и нимф .

На пятом фризе изображены сфинксы и грифоны, обрамляющие цветы лотоса и орнаменты из пальметт, а также пантеры и львы, нападающие на быков, кабана и оленя.

У подножия судна с обеих сторон изображена битва пигмеев с журавлями.

Ручки также украшены: на их внешних сторонах изображена так называемая Хозяйка животных над виньеткой, изображающей Аякса, несущего мертвого Ахилла . Поля на внутренних сторонах ручек над краем горшка изображают Горгону движущуюся .

Интерпретация

[ редактировать ]

свадьба Пелея и Фетиды Центральным изображением вазы является . Только один из шести фризов, покрывающих горшок, представляет собой фриз с изображением животных, и по стилю он весьма далек от коринфских работ. Все остальные показывают эпизоды из мифа, и часто используются надписи даже для неодушевленных объектов, таких как фонтаны и сиденья. [ 8 ]

Деталь: шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды.

Благодаря сочетанию связанных между собой историй и уникальному стилю рисунка Клейтиа этот горшок представляет собой нечто новое в афинской живописи. Сцены на этом горшке включают в себя как решающие моменты истории, в том числе, когда Пелей и Мелеагр собираются пронзить копьем калидонского вепря (верхний фриз), так и периоды, когда решающее действие завершается танцем афинских девушек и юношей, освобожденных от Минотавр (верхний фриз), брак Пелея и Фетиды и преследование Ахиллеса Троила на втором фризе. На фризах часто встречаются прошлые или будущие эпизоды. Тело Антея под кабаном, вероятно, намекает на смерть человека, который насмехался над Аталантой, видимой здесь сразу за Мелеагром, за то, что она не охотилась по-мужски; Рядом с Аталантой стоит Меланион , мужчина, который завоевал ее руку либо благодаря своему охотничьему мастерству, либо с помощью хитрости, чтобы победить ее в гонке. Дом с фонтаном, упавший кувшин с водой и бегущая фигура Поликсены сигнализируют об обстоятельствах, в которых Ахиллес устроил засаду на Троила, но боги вокруг дома с фонтаном, кажется, намекают на последующее убийство Ахиллом Троила в святилище. [ 9 ]

Различные сцены на горшке, кажется, связаны между собой двумя видами ассоциаций. С одной стороны, это набор сцен, прослеживающих историю дома Пелея от его участия в охоте на калидонского вепря до его брака с Фетидой. Это вплоть до роли в Троянской войне их сына Ахилла, который устраивает погребальные игры для своего товарища Патрокла (второй фриз внизу), устраивает засаду на Троила и, наконец, сам уносится мертвым с поля битвы Аяксом . Коленопреклоненная фигура Аякса несет труп Ахилла с поля битвы под Троей . Таким образом, Ахиллес дважды появляется рядом с одной стороной вазы: живым, когда устраивает погребальные игры для своего мертвого товарища Патрокла, и непосредственно рядом с ним, он сам мертв. [ 10 ]

С другой стороны, есть сцены, которые предлагают параллели этим эпизодам: процессийное возвращение бога Гефеста на Олимп (второй фриз вверху) соответствует празднованию свадьбы Пелея и Фетиды. Битва лапифов и кентавров и освобождение афинян от Минотавра параллельны избавлению от калидонского вепря и связывают подвиги Пелея с подвигами афинского героя Тесея. Подобные типологические параллели — один из способов, с помощью которых поэты, начиная с Гомера, обогащали свои повествования.

Клейтиас и Эрготимос

[ редактировать ]
Деталь: похоронные игры Патрокла.

В архаический период Клейтиас (Клитий) (ок. 580–550 до н. э.) был хорошо известным гончаром и художником. Подпись Клейтиаса была найдена на пяти вазах; четыре из них подписаны Клейтиасом как художником и Эрготимосом как гончаром. Рисунки Клейтиаса были особенно детализированы в отношении анатомии животных и человека, а также при изображении текстиля, что делало его уникальным художником своего времени. Он привлекал своих зрителей, внося разнообразие в каждое изображение, позволяя зрителю каждый раз открывать каждую фигуру по-разному. Он был пионером в использовании парных фигур, особенно в верхних фризах с каждой стороны, охота на кабана. В лодке, возвращающейся с Крита , он неоднократно использует фигуры, стоящие рядом и совершающие одинаковые действия, так что видна только часть фигуры позади, которая становится своего рода тенью фигуры спереди. Другие совместные работы этих двоих включают две чашки и несколько фрагментов чашек, на которых их подписи были утеряны. Другие вазы приписывают Клейтиасу по стилю. [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Осборн, Робин. Архаическое и классическое греческое искусство . п. 93.
  2. ^ «Словарь искусствоведов» . Архивировано из оригинала 23 марта 2018 г. Проверено 7 января 2022 г.
  3. ^ Иоццо, Марио. Ваза Франсуа .
  4. ^ «Изготовление» / «пойэн» и «рисование» / «графейн» как два разных вида гончарного дела различаются в нарисованных подписях на древнегреческих горшках еще в середине VII века до нашей эры; в то время как первая дошедшая до нас подпись о том, что кто-то «сделал» горшок, относится к концу VIII века до нашей эры, самое раннее упоминание о его «рисунке» мы находим в надписи на горшке, датируемой серединой VII века до нашей эры (см. Вахтер, Неаттические надписи на греческих вазах , Оксфорд, 2001, EUC 1 и IOI 5 соответственно).
  5. ^ «Франсуа Ваза» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 1 октября 2017 г.
  6. ^ Картрайт, Марк. Франсуа Ваза . Энциклопедия древней истории.
  7. ^ Назван так потому, что изображает кульминацию процессии, изображенной на главном фризе судна, верхней полосе корпуса, которая также является самой высокой из всех.
  8. ^ Осборн, Робин. Архаическое и классическое греческое искусство .
  9. ^ Осборн, Робин. Архаическое и классическое греческое искусство .
  10. ^ Бэрринджер, Джудит. Охотники и охота на вазе Франсуа .
  11. ^ «Эрготимос и Клейтас» .
  • Антонио Минто: Французская ваза , Флоренция
  • Мауро Кристофани и др.: Материалы, посвященные истории вазы Франсуа (Художественный бюллетень, специальная серия 1), Рим, 1981 г.
  • Джон Д. Бизли: Развитие чердачной черной фигуры , 2-е изд. изд., Беркли, 1986, 24–34.
  • Томас Х. Карпентер: Искусство и мифы в Древней Греции: Справочник , Лондон, 1991 г.
  • Х.А. Шапиро, Марио Иоццо, Адриенн Лецци-Хафтер, Ваза Франсуа: Новые перспективы (2 тома). Слушания Аканта 3. Кильхберг, Цюрих: Акант, 2013. Стр. 192; 7, 47 с. или тарелки. ISBN   9783905083330 ; 9783905083323
  • Марио Иоццо, Васо Франсуа. Король ваз, Флоренция 2018.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba12ef1864512de2cc1d19f951a13cfc__1722314580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/fc/ba12ef1864512de2cc1d19f951a13cfc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
François Vase - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)