Римско -католическая епархия Камании
Римско -католическая епархия Камании была латиноамериканской епископкой к западу от реки Сире (в современной Румынии ) с 1228 по 1241 год. В землях, включенных в епархию, доминировали коменные куманы примерно с 1100 года. Католические миссии начались после после после Эндрю II из Венгрии предоставил Бурзенленду в тевтонским рыцарям 1211 году. После того, как Эндрю исключил рыцарей с территории в 1225 году, доминиканские монахи продолжили миссию Cuman. Роберт, архиепископ Эсстергома, крестил Боричюс , влиятельный вождь кумана, два года спустя.
Роберт посвятил венгерского доминиканского монаха, Теодорика, как первого епископа Кумании в начале 1228 года. Папа Григорий IX подтвердил освящение Теодорика 21 марта того года, и епархия была подчиненна святым Престону в 1229 . году Река Милков , но ее точное местоположение неизвестно. Епархия включала Бурзенленд и земли к востоку от Карпатских гор . Влахи (румын), принадлежащие к православной церкви, были важной частью населения епархии. Они не следовали за католическим епископом и убедили многих католических венгров и саксов принять своих православных епископов.
Епархия была уничтожена во время вторжения в Монголь в Европу в 1241 году, и ее имущество было захвачено соседними землевладельцами. Францисканец был рукоположен в «См» в 1334 году, но он и его преемники (которые носили титул епископа Милоковии) не могли восстановить епископство и его поместья.
История
[ редактировать ]Фон (до 1211)
[ редактировать ]
Кочевые куманы контролировали земли к северу от нижнего Дунака и к востоку от Карпатских гор после 1100. [ 1 ] [ 2 ] Археологические исследования указывают на то, что большинство поселений на территории были оставлены к тому времени. [ 3 ] [ 4 ] По словам Джона Киннамоса , византийская армия, которая вторглась в Королевство Венгрии в 1166 году, «прошла через некоторые ищущие и бурные регионы и прошла через землю, совершенно лишенные людей» [ 5 ] Прежде чем войти в Венгрию через восточные Карпаты . [ 6 ]
двенадцатого века Сицилийский мусульманский географист Мухаммед аль-Идризи писал, что две группы Cuman (черные куманы и белые куманы) были отделены друг от друга рекой Днетер . [ 6 ] [ 7 ] Опираясь на восточные границы Королевства Венгрии Около 1150 года, Отто из Фрейзинга упомянул «открытую землю Пацинаков и Флонов» [ 8 ] ( Пехенеги и куманы соответственно). [ 9 ] Он описал территорию как « охотничье прекрасную земле очень [ 8 ] предполагая отсутствие сельского хозяйства. [ 9 ] Тем не менее, археологические исследования показали, что местные жители практиковали сельское хозяйство в поселениях Прута в течение 11 и 12 веков . [ 10 ] Согласно кодексу Hypatian , Иван Ростиславич - который претендовал на княжество Галич (или Галисия), «нанесла вред галицианским рыбакам» на нижнем Дунайке (подразумевая, что части земель между восточными Карпатами и рекой контролировались князья халихи). [ 11 ] Куманы были язычниками, которые поклонялись небу, земле и другим природным элементам. [ 12 ]
Согласно Niketas Choniates , хронике [ 13 ] «Влахи, которые слышали слухи» [ 14 ] о побеге Андроникоса Комненса (мятежного двоюродного брата византийского императора Мануэля I ), захватил его в 1164 году на границах Галихи. [ 15 ] Чониаты сообщили, что влахи, славяны и куманы также населяли земли между Карпатами и Нижним Дунаем, [ 16 ] и сотрудничество Влаха с куманами против Византийской империи хорошо документировано. [ 17 ] По словам Анны Комнена , местные Влахи показали «путь через проходы» [ 18 ] из Балканских гор до куманов, которые вторглись в византийские земли к югу от Нижнего Дунака в 1094 году. [ 19 ] [ 20 ] Петр и Асен , лидеры восстания болгар и влахах против византийского правления, пересекли нижний Дунай, чтобы обратиться за помощью к куманам летом 1186 года, и вернулись «со своими вспомогательными вещами в кумане» [ 21 ] чтобы продолжить бой. [ 22 ] [ 23 ] "Cumans, с разделением Vlachs, скрещены" [ 24 ] Нижний Дунай и вторгся Фракию в 1199 году. [ 22 ]
Однако конфликты между куманами и Влахами также были записаны. [ 25 ] Согласно Королевскому хартии 1250 года, король Эндрю I из Венгрии отправил Йоахима , графа Германнштадта , чтобы возглавить армию Саксона , Влаха, Шекели и Пехенега -Воинов помогать Борилу в Болгарии после «трех вождей из Камании» против Борил из Борил в Блгарии в начало 1210 -х годов. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Ссылка на участие Влаха в кампании Иоахима является одним из самых ранних доказательств общин Влаха, подвергшихся венгерскому правлению. [ 28 ] Влахи имели особый статус, отличный от других простых людей в Королевстве Венгрии. [ 29 ] Они заплатили налоги в натуральной форме, такие как Quinquagesima (один пятидесятый) на их стада; Ортодоксальные , они были освобождены от десятины, выплачиваемых католическими крестьянами. [ 29 ]
Преобразование племен кумана (1211–1228)
[ редактировать ]Король Эндрю II из Венгрии предоставил Бурзенленду в юго -восточной Трансильвании тевтонским рыцарям в 1211 году, став уснуть их с защитой границ его королевства и преобразования соседних куманов. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Король также уполномочил рыцарей возвести деревянные крепости и расширить свою власть над Карпатами. [ 33 ] [ 31 ] Рыцарям было разрешено приглашать колонистов на свои земли, и поселенцы были освобождены от церковных десятины. [ 33 ] Согласно неавентическому быку, написанному почти десять лет спустя, их территория простиралась до нижнего дунака и «границ бродников» ( регион Сирет ) в 1222 году. [ 32 ] [ 34 ] Папские письма также заявили, что неопределенное количество куманов и их жен и детей готовы обратиться после того, как рыцари победили их. [ 35 ] Власть паданов резко уменьшилась после победы в монголе над коалицией князей Руса и вождя Кумана в битве при 23 мая 1223 года при реке Калка . [ 36 ] [ 37 ]
Тевтонские рыцари попытались свергнуть короля Эндрю и попросили Папы Гонория III защитить свои земли. [ 34 ] Король вторгся в область рыцарей, изгнав их в 1225 году. [ 31 ] [ 38 ] Эндрю сделал своего старшего сына, Белы , герцога Трансильвании в следующем году. [ 39 ] [ 40 ] Герцог Бела, который хотел расширить свои полномочия над соседними племенами из Кумана, поддержал миссионерскую деятельность доминиканских монахов. [ 40 ]

По словам монаха Рудольфа о показаниях Фаензы во время святого Доминика , канонизации основатель Доминиканского ордена «хотел спасти всех людей, христианских и сарацинов , но особенно куманов и других язычников» и выразил «его желание пойти в тураны и Другие неверные ». [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Доминиканская провинция Венгрия, одна из первых территорий Ордена, была создана в начале 1220 -х годов. [ 44 ] [ 45 ] Паулус Хунгарус, его первая голова, «решил отправить некоторых добродетельных братьев» [ 46 ] к куманам в начале 1220 -х годов; Согласно жизни братьев , написанных в течение 1250 -х годов монастым Джерардом де Фрахет, они были безуспешными и вернувшимися. [ 47 ] Де Фрахет написал, что следующая доминиканская миссия в куманов достигла реки Днипер , но монахи "пострадали от голода, жажды, отсутствия покрытия и преследований; некоторые из них были в плену, а двое были убиты". [ 46 ] [ 47 ]
Историк Клаудия Ф. Добр писал, что «путь для обращения с куманами был открыт» после их поражения на реке Калка из -за поддержки герцога Белы доминиканских миссионеров. [ 45 ] Почти современный альберик Труа-Фонтенеса писал, что сын вождя Кумана посетил Роберта, архиепископа Эсстергома в Венгрии в 1227 году, попросив архиепископа крестить его и его 12 фиксаторов. [ 48 ] [ 49 ] Коман также сообщил, что его отец и его 2000 предметов также были готовы приехать в Трансильванию, чтобы креститься. [ 50 ] Роберт принял предложение и отправился в Трансильванию с тремя венгерскими прелатами: Варфоломеей Ле Грос , епископ Печ ; Варфоломей, епископ Веспрема и Райналд из Бельвилля , [ 37 ] [ 51 ] Епископ Трансильвании . [ 52 ] Согласно хронике эмо Фризланда , они встретили вождя Cuman « Бориция , четвертый по званию среди основных лидеров Cuman» [ 53 ] и крестил его и его слуги в присутствии герцога Белы. [ 54 ]
Количество Cumans, крещенных их начальником, варьируется от источника к источнику. Эмо указал «большое количество», Альберик отметил 15 000, а австрийские хроники Ватзонис , Леобенз и Клаустронебургенс описали 10 000 новообращенных. [ 55 ] Согласно жизни братьев , был крещен еще один вождь Кумана, который был «еще более важным лидером» с примерно тысячей его родственников ». [ 46 ] [ 54 ] В письме 31 июля 1228 года архиепископу Роберту из Эсстергома Папа Грегори Икс выразил радость в успехе миссионеров в «Кумании» и соседней «земле Бродников». [ 56 ]
Создание и падение (1228–1241)
[ редактировать ]За обращением тысяч куманов последовало создание епископки Камании. [ 57 ] [ 58 ] По словам Альберика Труа-Фонтенеса, архиепископ Роберт из Эсстергома освятил теодорического епископа новой епархии в 1228 году. [ 55 ] Освящение Теодорика, которая была монахом в доминиканской провинции Венгрии, было подтверждено Папой Грегори 21 марта. [ 55 ] Папа призвал главу венгерских доминиканцев отправить новых миссионеров в куманы и похвалил герцога Белы, который решил посетить Каманию с архиепископом Робертом. [ 59 ] [ 60 ]

Согласно письму Папы Грегори 1228 года, кочевые куманы были готовы поселиться в недавно созданных деревнях и городах и построить церкви. [ 61 ] Однако отношения между куманами и их священниками часто были напряженными; Папа посоветовал епископу Теодорику из Камании в 1229 году продемонстрировать милосердие к недавно обращенным куманам, которые напали на священнослужителей и не наказывают их за незначительные преступления. [ 62 ] Папа освободил епархию Камании от власти архиепископов Эсстергома 13 сентября 1229 года, подвергая его епископа непосредственно святому Престону . [ 59 ] [ 63 ] Григорий IX призвал короля Эндрю II из Венгрии, чтобы тевтонские рыцари вернулись в Каманию как минимум в четырех буквах между 1231 и 1234. [ 64 ] Тем не менее, Венгрия осталась главным союзником Святого Престола в Юго -Восточной Европе; Эндрю II подчеркнул свои претензии на недавно завоеванные земли, приняв титул «Король Кумании» в начале 1230 -х годов. [ 65 ] Папа Грегори написал герцогу Беле 25 октября 1234 года, напоминая ему о его предыдущем предложении построить церковь в Кумании и побудить его предоставить поместья епископу Камании. [ 59 ] [ 66 ]
В следующем письме Папы, написанном 14 ноября 1234 года, говорилось, что в камере -епископстве были «некоторые люди по имени« Валати » (Влахи). [ 67 ] [ 66 ] Влахи не получали своих таинств от католического епископа, но «от некоторых псевдо-биупископов греческого обряда». [ 67 ] [ 68 ] По словам Папы, Влахи убедили «венгров, саксов и других католиков», которые поселились в Камании, чтобы присоединиться к православной церкви. [ 69 ] [ 70 ] Грегори IX уполномочил епископа Теодорика освятить католического епископа для Влаха и попросил герцога Белы помочь Теодорику навязать его власть в улахах. [ 32 ] [ 69 ] Письмо Папы предполагает, что Влахи были важной группой (возможно, большинством) среди народов Кумании, и у них была собственная местная церковная иерархия. [ 69 ] [ 71 ]
Монголы снова вторглись в самые восточные регионы «ступцев кумана», заставив десятки тысяч куманов искать убежище в Венгрии или Болгарии около 1240 года. [ 72 ] Епископство Камании было уничтожено во время вторжения в Монголь в Центральную Европу в 1241 году. [ 73 ] Согласно современному Роджеру Торре Маггиоре , Бохетор и «Другие короли» привели Монгольскую армию к «Стране епископа куманов» [ 74 ] и уничтожил местную армию. [ 75 ] Захватчики уничтожили епископальный вид и убили многих доминиканских монахов: [ 73 ]
После большой тяжелой работы, благодаря Божьей помощи, был создан монастырь, и братья начали уверенно проповедовать среди людей. Только Бог может сосчитать число людей, которые были обращены в веру нашего Господа Иисуса Христа днем за днем. В то время как рвение и рвение братьев к обращению с этими язычниками все больше и больше увеличивалось, скрытое суждение Бога разрешило преследование со стороны [монголов]. Это не только препятствовало проповеди наших братьев, но и заставило многих из них идти раньше в небесное царство. Вплоть до девяноста братьев прилетели в Царство Небесное, некоторые за мечом, другие - стрелами, копьями или огнем. Миссия к этим язычникам была прервана, в то время как в результате преследования [монгола] куманы были разбросаны по разным частям Греции, Болгарии , Сербии и других близлежащих регионов. Наконец, большинство из них приехали в Венгрию, где король . их приветствовал
- Монарь Джерард де Фрахет: Жизнь братьев [ 46 ]
Последствия (после 1241 года)
[ редактировать ]
Монголы покорили степи до нижнего дунака. [ 76 ] Они убили или поработили многие куманы, но значительные группы Cuman выжили и сохранили свою отдельную идентичность в Монгольской империи до конца 14 -го века. [ 77 ] Святой Престол не отказался от идеи прозелитизации в Камании после вторжения монгола, [ 78 ] и Папа невинный IV высоко оценил доминиканцев за успешные миссии в Cumans в 1253 году. [ 79 ] Тем не менее, папа Николас III упомянул в письме 7 октября 1278 года, что католики исчезли из епархии Камании, потому что там ни один епископ не жил там с момента разрушения епископальной . [ 80 ] Папа призвал Филиппа , епископа Фермо (его легат в Венгрии) расследовать ситуацию на бывшем епископстве. [ 81 ]
Францисканские монахи сыграли важную роль в католических миссиях на землях к востоку от Карпат. [ 79 ] Святой Престол уполномочил приказ управлять таинствами, построить церкви и предоставить снисходительность в Камании в 1239 году, возобновив разрешение через шесть лет. [ 82 ] Миссионеры рискуют своей жизнью на землях, подверженных монголам в первой половине 14 -го века ; «Сарацины» убили монаха Пьетро да Унгера возле Трансильвании в 1314 году, а монахи Блазиус и Маркус были убиты в Сире в 1340 году. [ 83 ]
Папа Иоанн XXII считал восстановление епископства в 1332 году. [ 84 ] В письме, адресованном Csanád Telegdi , архиепископу Эсстергома, он написал, что «могущественные из этих земель» захватили собственность Епархии Камании. [ 84 ] В надежде получить королевскую поддержку своего плана, папа решил сделать францисканский витус -де -Монтеферрео ( Чарльз I из капеллана Венгрии) епископа Миловии. [ 84 ] [ 85 ] Хотя папа подтвердил рукоположение Витаса два года спустя, не существует никаких доказательств того, что епископ когда -либо посещал его епархию. [ 84 ] Другие епископы были предназначены для просмотра Миловии в течение следующего столетия, но их попытки восстановить свойства епархии Камании были безуспешными. [ 86 ]
Территория и посмотри
[ редактировать ]Границы епархии Камании не могут быть точно определены. [ 87 ] Роджер Торре Маггиоре писал, что монголы пересекли реку Сирет, прежде чем войти в епархию Камании, что указывает на то, что река была восточной границей епархии. [ 88 ] [ 89 ] В списке домов премонстрированных премонстрированных в Венгрии в 1235 году отмечалось, что «Корона» (ныне Брайова в Румынии) находился в Куманской епархии, что предполагает, что она включала в себя юго -восточную Трансильванию. [ 90 ] По словам историка Виктора Спинея , «Юго -Восточная Трансильвания была включена в епископство, скорее всего, обеспечит постоянный источник дохода от сбора десятины для новой церковной структуры в течение первых лет после преобразования туманов». [ 91 ] Spinei писал, что река Тротуха , должно быть, сформировала северо -восточную границу епархии и реку Бузэу ее юго -восточной границы. [ 88 ]
Расположение епископального см. - предмет научных дебатов. [ 89 ] В своем письме 1278 года Папа Николас III писал, что Civitas de Mylco (на реке Милков ) был местом кабинанского епископа. [ 89 ] [ 92 ] Nicolae Iorga идентифицировал Civitas Mylco с Odobești ; Константин С. Джируску с reghiu , а затем с Odobești, [ 92 ] и Кэрол Аюнер с цитаделью Crăciuna в Кампинке . [ 89 ] По словам археологов Адриана Андрея Русу и Антона Парагинэ, виды епископства находились в фокусировке или варте-койу (где были раскопаны небольшие форты 13-го века). [ 92 ] Два вожом кумана были похоронены «в часовне Пресвятой Девы », [ 46 ] Согласно жизни братьев , указывая на то, что по крайней мере одна часовня была построена в виде епископства. [ 93 ] Письмо Папы Николаса 1278 года также упоминалось в соборе, который был разрушен монголами. [ 73 ] Доминиканский теодорик служил епископом при Роберте, архиепископе Эсстергома с 1228 по 1234 или более поздней версии; Папские документы отмечают неназванного епископа Камании в 1235 и 1238 годах. [ 94 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Sălăgean 2005 , с.
- ^ Короткий 2006 , с. 311
- ^ Короткий 2006 , с. 304
- ^ Spinei 2009 , с. 192–193.
- 6.3.261 ) , с. 196
- ^ Jump up to: а беременный Кубок 2006 , с. 316-317.
- ^ Spinei 2009 , p.
- ^ Jump up to: а беременный Дело Фредерика Барбаросса (1.32), с. 66
- ^ Jump up to: а беременный Spine 2009 , p.
- ^ Короткий 2006 , с. 307
- ^ Короткий 2006 , с. 315
- ^ Spine 2009 , p.
- ^ Makkai 1994 , p. 183.
- ^ O Город Византия, Анналы Niketas Choniates (2.4.131), p. 74
- ^ Spinei 2009 , с.
- ^ Makkai 1994 , стр. 183, 187–188.
- ^ Sălăgean 2005 , с. 156–157.
- ^ Анна Комнена: Алексиад (10.3.), С. 299
- ^ Spine 2009 , p.
- ^ Sălăgean 2005 , с.
- ^ O Город Византия, Анналы Niketas Choniates (5.1.374), p. 206
- ^ Jump up to: а беременный Позвоночник 1986 , с.
- ^ Sălăgean 2005 , с. 168–169.
- ^ O Город Византия, Анналы Niketas Choniates (6.1.499), p. 275
- ^ Jump up to: а беременный Spine 2009 , p.
- ^ Поп 2013 , с. 288
- ^ Короткий 2006 , с. 385.
- ^ Makkai 1994 , p. 189.
- ^ Jump up to: а беременный Поп 2013 , с. 284
- ^ Spinei 1986 , p.
- ^ Jump up to: а беременный в Engel 2001 , p. 90
- ^ Jump up to: а беременный в Rădvan 2010 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Makkai 1994 , p. 182.
- ^ Jump up to: а беременный Короткий 2006 , с. 405
- ^ Spine 2008 , с. 417–418.
- ^ Sălăgean 2005 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Короткий 2006 , с. 406
- ^ Dobre 2009 , p. 21
- ^ Makkai 1994 , стр. 192-193.
- ^ Jump up to: а беременный Engel 2001 , p. 95
- ^ Lehner, Francis C., OP (1964). «Процесс канонизации в Болонье (гл. 32.)» . Святой Доминик - биографические документы . Томистская пресса . Получено 14 февраля 2015 года .
{{cite web}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Dobre 2009 , p. 14
- ^ Spinei 2008 , с. 414–415.
- ^ Spinei 2008 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Dobre 2009 , p. 18
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Де Фрахет, Джерард, ОП "Миссия в куманы (6.1.)" . Жизнь братьев (перевод Джозефа Кенни, ОП) . www.dhspriory.org . Получено 14 февраля 2015 года .
{{cite web}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный Spine 2008 , p.
- ^ Spinei 2008 , с.
- ^ Ну, 2009 , с. 22–23.
- ^ Spinei 2008 , с. 422–423.
- ^ Zsoldos 2011 , с. 89
- ^ Spinei 2008 , с.
- ^ Spine 2008 , с. 423–424.
- ^ Jump up to: а беременный Spine 2008 , p.
- ^ Jump up to: а беременный в Позвоночник 1986 , с.
- ^ Spine 2008 , с. 425–426.
- ^ Sălăgean 2005 , с. 172–173.
- ^ Spinei 2009 , с.
- ^ Jump up to: а беременный в Кристо 2003 , с. 154
- ^ Spine 2008 , с. 426, 429.
- ^ Позвоночник 2008 , с.
- ^ Spinei 2008 , с.
- ^ Spine 2008 , с.
- ^ Позвоночник 2008 , с.
- ^ Spinei 2009 , с. 157–158.
- ^ Jump up to: а беременный Spine 2008 , p.
- ^ Jump up to: а беременный Короткий 2006 , с. 408.
- ^ Spinei 2008 , с. 433–434.
- ^ Jump up to: а беременный в Makkai 1994 , p. 193.
- ^ Spinei 1986 , p.
- ^ Rădvan 2010 , с. 118–119.
- ^ Spine 2009 , с. 166–167.
- ^ Jump up to: а беременный в Dobre 2009 , p. 26
- ^ Послание Мастера Роджера (гл. 20), с. 167
- ^ Spine 2008 , с. 432, 436.
- ^ Позвоночник 2009 , с.
- ^ Spine 2009 , с. 170–171.
- ^ Spinei 1986 , p.
- ^ Jump up to: а беременный Dobre 2009 , p. 27
- ^ Spinei 2008 , с.
- ^ Sălăgean 2005 , p.
- ^ Dobre 2009 , p. 28
- ^ Ну, 2009 , с. 65–66.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Позвоночник 1986 , с.
- ^ Ну, 2009 , с. 31–32.
- ^ Spinei 1986 , с. 179–180.
- ^ Spinei 1986 , p.
- ^ Jump up to: а беременный Spine 2008 , с.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Dobre 2009 , p. 25
- ^ Spine 2008 , с. 436–437.
- ^ Spine 2008 , с.
- ^ Jump up to: а беременный в Rădvan 2010 , с.
- ^ Ну, 2009 , с. 25–26.
- ^ Zsoldos 2011 , с. 92
Источники
[ редактировать ]Первичные источники
[ редактировать ]- Анна Комнена: Алексиад (перевод эпоха Sewter) (1969). Книги пингвинов. ISBN 978-0-14-044958-7 .
- Действия Джона и Мануэля Комненаса Джона Киннамоса (перевод Чарльза М. Брэнда) (1976). Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-04080-6 .
- «Послание Мастера Роджера на скорбное опла у уничтожения королевства Венгрии татарами» (переведено и аннотирован Яносом М. Бак и Мартином Ради) (2010). В Ради, Мартин; Веспреми, Ласло; Бак, Янос М. (2010); Аноним и Мастер Роджер ; Ceu Press; ISBN 978-963-9776-95-1 .
- O Город Византия, Анналы Niketas Choniatēs (перевод Гарри Дж. Магулиаса) (1984). Уэйн Государственный университет издательство. ISBN 978-0-8143-1764-8 .
- Дела Фредерика Барбаросса от Отто из Фрейзинга и его контивота, Рахеуин (перевод и аннотированный с введением Чарльза Кристофера Мирова с сотрудничеством Ричарда Эмери) (2004). Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-13419-3 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Керта, Флорин (2006). Юго -Восточная Европа в средневековье, 500–1250 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4 .
- Добре, Клаудия Флорентина (2009). Поменники в Молдавии: миссия на ортодоксальной земле . Аурел Верлаг и Гендел Гмбх. ISBN 978-3-938759-12-7 .
- Энгель, Пал (2001). Царство Святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 . IB Tauris Publishers. ISBN 1-86064-061-3 .
- Кристо, Джула (2003). Ранняя транссильвания (895-1324) . Lucidus Publisher. ISBN 963-9465-12-7 .
- Makkai, László (1994). «Появление поместья (1172-1526)». В Кёпечи, Бела; Барта, Габор; Bóna, István; Маккай, Ласло; Szász, Zoltán; Борус, Джудит (ред.). История Трансильвании . Академический издатель. стр. 178-243. ISBN 963-05-6703-2 .
- Поп, Иоан-Авел (2013). «De Manibus valachorum scismaticorum ...»: румын и власть в средневековом королевстве Венгрии: тринадцатый и четырнадцатый века . Питер Лэнг издание. ISBN 978-3-631-64866-7 .
- Rădvan, Laurenciiu (2010). На границах Европы: средневековые города в румынских принципах . Брилль ISBN 978-90-04-18010-9 .
- Sălăgean, Tudor (2005). «Румынское общество в раннем средневековье (9–14 веков нашей эры)». В поп-музыке, Иоан-Авел; Болован, Иоан (ред.). История Румынии: сборник . Румынский культурный институт (Центр транссильванских исследований). С. 133–207. ISBN 978-973-7784-12-4 .
- Spina, Victor (1986). Молдавия в 11-14 веках . Издательство Академии Румынской социалистической Республики.
- Spinei, Victor (2008). «Куман епископрик - Генезис и эволюция». В Керте, Флорин; Ковалев, Роман (ред.). Другая Европа в средние века: авары, болгар, хазары и куманы . Брилль С. 413–456. ISBN 978-90-04-16389-8 .
- Spinei, Victor (2009). Румыны и туркские кочевники к северу от Дунайской Дельты с десятого до середины тринадцатого века . Брилль ISBN 978-90-04-17536-5 .
- Zsoldos, Attila (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000-1301 [светская архонтология Венгрии, 1000-1301] . История, Институт истории венгерской академии наук. ISBN 978-963-9627-38-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Vásáry, István (2005). Cumans and Tatars: восточные военные в дотоманских Балканах, 1185-1365 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83756-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Makkai, László (2001). От венгерского завоевания до монгольского вторжения: каванская страна и провинция Северин . История Трансильвании. Тол. I: С начала до 1606 года. Институт истории венгерской академии наук . Получено 15 февраля 2015 года .
- Makkai, Laszlo (1992). Три этницы Трансильвании (1172–1241): римляне в Трансильвании и командование вторжением монголов (на французском языке). Kiadó Akadéméii Получено 15 февраля
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - Makkai, László (1990). Три народа Трансильвании (1172–1241): румын в Трансильвании и Кумании до Монголстурма (на немецком языке). Akadémiai Kiadó . Получено 15 февраля 2015 года .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь )