Инсбрукский собор
Инсбрукский собор | |
---|---|
![]() Фасад Инсбрукского собора | |
Религия | |
Принадлежность | Католическая церковь |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Лидерство | Епископ Манфред Шойер |
Год освящен | 1724 |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Инсбрук , Австрия |
Состояние | Тироль |
Географические координаты | 47 ° 16'10 "N 11 ° 23'39" E / 47,2694 ° N 11,3942 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Иоганн Якоб Херкомер |
Тип | Церковь |
Стиль | Барокко |
Новаторский | 12 мая 1717 г. |
Завершенный | 1724 |
Технические характеристики | |
Направление фасада | Запад |
Ширина ( неф ) | 17 метров (56 футов) |
Купол (ы) | 1 |
Веб-сайт | |
www |
Инсбрукский собор , также известный как собор Святого Иакова ( нем . Dom zu St. Jakob восемнадцатого века ), — барочный собор Римско-католической епархии Инсбрука в городе Инсбрук , Австрия, посвященный апостолу Святому Иакову. , сын Зеведея . По проекту архитектора Иоганна Якоба Херкомера собор был построен между 1717 и 1724 годами на месте романской церкви двенадцатого века. [ 1 ] Интерьер окружен тремя купольными сводами, охватывающими неф , и куполом с фонарем над алтарем . [ 2 ] Благодаря своему роскошному интерьеру в стиле барокко, частично выполненному братьями Асам , собор Святого Иакова считается одним из самых важных зданий в стиле барокко в Тироле. [ 3 ]
Инсбрукский собор примечателен двумя важными сокровищами. Картина «Мария Хильф» ( «Мария Помощница ») ок Лукаса Кранаха Старшего . 1530 отображается над главным алтарем. Оно считается одним из самых почитаемых изображений Марии в христианском мире. [ 4 ] В северном нефе собора также находится гробница с балдахином австрийского эрцгерцога Максимилиана III , Великого магистра Тевтонского ордена , датируемая 1620 годом. Собор сильно пострадал во время Второй мировой войны, но был полностью восстановлен в течение нескольких лет.
История
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о церкви на месте собора датируется 1180 годом в документе, составленном между графами Андексами и премонстратским аббатством в Уилтоне, разрешающем переместить рынок с левого на правый берег Инн реки . , что означает основание старого города Инсбрук. В документе конкретно упоминается ecclesia in toro применительно к церкви. В 1187 году одновременно с открытием рынка был построен Альте Иннбрюке (Старый трактирный мост). Примерно в это же время впервые было использовано название Инсбрук. [ 4 ]
церкви известно немного Об этой первой романской , кроме того, что она была включена в аббатство Вильтен. В последующих документах упоминается первая церковь, но о ее внешнем виде и художественном убранстве ничего не известно. В тринадцатом и четырнадцатом веках церковь неоднократно разрушалась или повреждалась пожарами и землетрясениями, из-за чего ее несколько раз приходилось ремонтировать и перестраивать. [ 5 ]

В 1438 году Николай Кузанский пожертвовал значительные средства на полное расширение церкви. В 1472 году была проведена первая инвентаризация ризницы, перечислившая большое количество богослужебных книг, вышитых риз , дароносиц и чаш . В 1495 году Альбрехт Дюрер создал первое изображение церкви на акварели, которую он сделал по пути в Венецию. Церковь изображена с единственным шпилем за крепостными стенами города. Сейчас акварель хранится в Альбертине в Вене. [ 6 ]
В то время церковь Св. Иакова, скорее всего, представляла собой трехнефную церковь, распространенную в то время по всей южной Баварии и Альпам. В 1551 году церковь Св. Иакова была снова перестроена, превращена в однонефную церковь, похожую на зал. Реконструкция включала в себя планы разместить гробницу императора Максимилиана I. При эрцгерцоге Фердинанде II над церковью работал ряд известных художников, в том числе Йорг Эберт из Равенсбурга, который построил новый орган в 1567 году, и Александр Колин, который создал скинию из обернбергского мрамора в 1571 году. [ 6 ]
В 1643 году, после долгой борьбы жителей Инсбрука, церковь Св. Иакова стала независимой от Вильтена приходской церковью. [ 7 ] В 1650 году шедевр «Мария Хильф» («Мария-помощница») Лукаса Кранаха Старшего был подарен Святому Иакову эрцгерцогом Фердинандом Карлом и передан в распоряжение известного Мариенского братства. [ 8 ] В этот период жители Инсбрука боролись за снос старой церкви и замену ее новой, более безопасной от многочисленных землетрясений, сотрясавших этот район в то время. [ 9 ] Амбициозный строительный проект получил поддержку известных светских и религиозных лидеров. В декабре 1716 года архитектор Иоганн Якоб Херкомер и предложенный им проект были выбраны, а 12 мая 1717 года был заложен первый камень, и в течение пяти месяцев фундамент был завершен. [ 9 ] 27 октября 1717 года Херкомер внезапно скончался, но его немедленно заменил его племянник и первый бригадир Иоганн Георг Фишер, который последовал планам своего дяди лишь с некоторыми незначительными изменениями. [ 10 ]
Купол и башни были завершены 16 ноября 1720 года, а два года спустя Косма Дамиан Асам из Мюнхена был выбран для украшения потолка сценами из жизни святого Иакова. Асам получил за свою работу 3500 гульденов, а его брат Эгид Квирин Асам получил 2400 гульденов за лепные работы. [ 11 ] Новую церковь освятил 9 сентября 1724 года Каспар Игнац граф Кунигл, принц-епископ Бриксенский. Дворянство и прихожане поддержали новое здание и щедро пожертвовали на его завершение. Царская семья также преподнесла ценные вотивные подарки. По случаю рождения старшего сына императрица Мария Терезия подарила серебряную скульптуру ребенка в пеленах, а также праздничное облачение. Окончательно интерьер был завершен в 1732 году. [ 11 ]
Сент-Джеймс сохранял свой общий вид на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков. В 1890 году Альбрехту Штайнеру фон Фельсбургу было поручено провести значительную внутреннюю реставрацию. [ 11 ] 16 декабря 1944 года Сент-Джеймс получил серьезные повреждения во время самого серьезного воздушного налета на Инсбрук во Второй мировой войне. [ 12 ] В результате бомбардировки обрушился свод, были повреждены фрески и лепнина, разрушены алтари и картины. [ 13 ] В период с 1946 по 1950 год прошла обширная реставрация церкви. [ 13 ]
В 1964 году собор Святого Иакова был возведен в статус собора Инсбрукской епархии. [ 13 ] В 1973 году, к 250-летию со дня посвящения Святого Иакова, фасад собора был обновлен. В период с 1991 по 1993 год была проведена комплексная внутренняя реставрация, чтобы устранить весь оставшийся военный ущерб. 24 октября 1993 года, по завершении реставрации, епископ Рейнхольд Штехер освятил новый алтарь и склеп. [ 13 ]
Экстерьер
[ редактировать ]
Инсбрукский собор с двумя колокольнями и впечатляющим куполом создает доминирующий профиль над горизонтом Альтштадта (Старого города) среди множества зеленых медных крыш. Потрясающий фон Карвендельских Альп добавляет драматический эффект. [ 13 ]
Фасад брекчии , обращенный на запад над Пфаррплац, построен из Хеттингской и мрамора Хагау , и над ним доминируют две башни. В круглых арочных нишах вогнутого изгиба фасада установлены известняковые статуи тирольских святых: Гартмана, Кассиана, Ингенуина, Альбуина, Нотбурга, Ромедиуса, Магдалины Австрийской и Генриха фон Боцена. Эти статуи были созданы между 1941 и 1960 годами Гансом Андре, который также создал статую Богородицы на фронтоне фасада и конную статую Святого Иакова над ней. [ 13 ]
План здания традиционный и крестообразный, с двумя западными башнями, двухпролетным нефом , полукруглым трансептом и прямым хором , обрамленным ризницей и двумя заключительными проходами. Неф и трансепт покрыты куполами-блюдцами, полностью украшенными фресками — впервые в Тироле была использована такая декоративная техника. Еще одним уникальным элементом здания является размещение купола над хором, а не над крестом, как принято. [ 13 ] Архитектор Геркомер, который был известен тем, что объединил «всю церковную красоту немецких и латинских земель», выбрал подход эпохи Возрождения, придав церкви уникальный архитектурный элемент, который помог создать символический акцент на главном алтаре и скинии - акцент позже. усилено включением картины Марии Хильф . [ 14 ]
Интерьер
[ редактировать ]
Интерьер собора демонстрирует «суровую монументальность», основанную на ряде тяжелых колонн, которые создают повторяющийся мотив триумфальной арки. [ 15 ] Колонны поддерживают купола-блюдца, которые на самом деле представляют собой ложные своды, состоящие из плоских деревянных потолков с вогнутой лепниной, охватывающей всю ширину внутреннего пространства. Сегментированные стены разделены колоннами с мраморными лесенками со всех сторон. [ 15 ] Мощный антаблемент имеет большие углы и поворачивается вверх над окнами, создавая связь между группами окон. [ 16 ]
Высокий купол освещает хор и направляет взгляд на главный алтарь, занимающий всю ширину хора. [ 17 ] Интерьер собора создает «огромное пространственное единство», в отличие от церквей в стиле барокко, построенных в Тироле того времени, которые состояли из туннельно-сводчатого нефа вытянутых многосекционных помещений с рядами часовен и галерей, выстроившихся по обеим сторонам. [ 17 ] Херкомер отверг этот подход к раздельному дизайну и впервые в провинции создал обширный интерьер с пространственным единством, направленным на куполообразный хор и главный алтарь. [ 18 ]

Интерьер собора приобретает характерный вид благодаря фрескам, украшающим своды, колорит которых полностью передается обильным естественным светом из прозрачных окон. [ 18 ] Фрески написал Космас Дамиан Асам из Баварии. Получивший образование в Италии, Асам был первым южногерманским художником, применившим технику оптической иллюзии для создания изображения бесконечного пространства. [ 18 ] Цикл из четырех фресок, созданных им для собора, посвящен жизни святого Иакова, сына Зеведея , покровителя церкви. В главном куполе святой Иаков представлен как небесный полководец с флагом в руке, ведущий испанскую христианскую армию против мавров. [ 18 ] На перемычках изображены четыре евангелиста, а на боковых арках изображены ангелы с атрибутами Святого Иакова. [ 18 ] В куполе трансепта изображен святой Иаков, указывающий на алтарь Марии, призывающий верующих поклоняться Богородице. На фреске над нефом святой изображен ходатайствующим за страждущее человечество. В куполе над органом святой представлен как заступник Инсбрука, Тироля, Австрии и католической церкви. На небольших росписях, связанных с каждой фреской, изображены аллегорические фигуры, отсылающие к основным фрескам. [ 18 ]

Лепная работа младшего брата художника Эгида Квирина Асама отражает визуальную лексику эпохи Возрождения как по форме, так и по цвету и поддерживает доминирующее присутствие картин. [ 19 ] В сочетании с гармонией, достигнутой между фресками и лепниной, а также между естественным светом и цветом, дизайн полов и стен играет особую вспомогательную роль. Мраморные полы собора, считающиеся одними из лучших в Австрии, состоящие из творческой демонстрации геометрических узоров, были спроектированы Христофоро и Теодоро Бенедетти из региона Трентино. [ 19 ] Они также спроектировали девять алтарей собора, полностью выполненных из разноцветного трентинского и веронского мрамора , а также пилястры в нефе, для которых выбрали гаагский мрамор. [ 19 ] Боковые галереи над пресвитерием с позолоченным орнаментом в стиле рококо были добавлены во времена императрицы Марии Терезии . [ 20 ]

В соборе девять алтарей: главный, шесть боковых и два малых алтаря у алтарной арки. Главный алтарь является визитной карточкой собора. [ 21 ] епархии Главный алтарь, подаренный принцем-епископом графом Кюниглем, окружен статуями святых Ингенуина и святого Албуина, святых покровителей Бриксенской . [ 21 ] [ Примечание 1 ] Великолепный серебряный алтарь является одним из самых выдающихся образцов мастерства позднего барокко в Австрии. [ 22 ] Этот богато украшенный каркас скинии , подаренный курфюрстом Карлом III Филиппом Палатинским в 1712 году, был расширен в 1729 и 1750 годах. Иногда его украшают серебряные бюсты покровителей церкви и две серебряные статуэтки в стиле маньеризма , созданные ок. 1600 г. по модели Хуберта Герхарда. [ 22 ]
Внушительная мраморная конструкция главного алтаря содержит самое ценное сокровище собора — картину Мария Хильф » (« Мария Помощница ») Лукаса Кранаха Старшего « ок. 1530 г. Первоначально принадлежал галерее картин, принадлежавшей курфюршеству Саксонии в Дрездене. [ 21 ] этот неповторимый образ Мадонны с Младенцем наполнен «достоинством Царицы Небесной, очарованием Богородицы и кротостью матери». [ 23 ] Картина, олицетворяющая почитание Девы Марии в стиле барокко, была подарком саксонского курфюрста Иоанна Георга I эрцгерцогу Леопольду V и находилась в церкви с 1650 года. В рабочие дни ее обрамляет картина Йозефа Шопфа 1789 года. Святые Иаков и святой Алексий, почитающие Деву Марию. В праздничные дни картину окружают серебряные ангелы и золотые лучи. [ 22 ] Мария Хильф остается одним из самых почитаемых изображений Марии в христианском мире. [ 4 ] [ 22 ]

Собор содержит шесть больших боковых алтарей в нефе и трансепте — по три с каждой стороны — которые были подарены церкви братствами и частными жертвователями. Два алтаря, ближайших к входу в первом отсеке, украшены панелями работы придворного художника Бриксена Иоганна Георга Доминикуса Грасмайра. [ 24 ] На северном (левом) алтаре изображен святой Себастьян , покровитель чумы, которого особенно почитают в Тироле, в окружении статуй святого Карла Борромео и святого Николая . На южном алтаре изображен святой Иоанн Непомуцкий , покровитель мостов и второй покровитель Тироля. [ 21 ] Во втором отсеке, в северном алтаре, находится картина в стиле барокко 1673 года работы Эгида Шора — инсбрукского художника, получившего образование в Риме. На картине из старой приходской церкви изображен святой Филипп Нери перед Девой Марией. Картину обрамляют мраморные статуи святой Екатерины Сиенской и святой Варвары , а также позолоченная статуя святой Аполлонии . [ 21 ] В южном боковом алтаре доминирует высококачественное позднеготическое распятие начала шестнадцатого века. Статуи в стиле барокко, изображающие Марию и Иоанна, приписывают Стефану Фольгеру. [ 21 ]

Боковой алтарь северного трансепта содержит картину « Успение Богородицы» Грасмэра со статуями святого Иосифа и святого Иоахима . В боковом алтаре южного трансепта находится копия картины Грасмэра, изображающей Святую Анну с младенцем Иисусом - оригинал был уничтожен во время Второй мировой войны. [ 21 ] Два небольших боковых алтаря у арки алтаря содержат фигуры назарянина, созданные Доминикусом Тренквальдером в 1893 году. В левом алтаре находится мемориальная доска в стиле барокко, посвященная Каспару Игнацу, графу Куниглу, принцу-епископу Бриксена, который освятил церковь в 1724 году; на правой стороне изображен святой Петр Канисий , покровитель Инсбрукской епархии, сыгравший важную роль в разъяснении католической веры в Австрии во время Контрреформации . [ 21 ]

Кафедра работы скульптора Инсбрука Николауса Молля. [ Примечание 2 ] представляет собой шедевр барокко 1725 года. [ 19 ] Позолоченная и посеребренная кафедра украшена тремя божественными добродетелями, поддерживающими основание, символами четырех евангелистов и сонмом ангелов и херувимов на деке . У основания кафедры изображен герб Цеха-Фигера. [ 22 ] Молл также вырезал великолепный фасад органа, который доминирует в западной части собора. Богато позолоченный корпус органа с тщательной резьбой и верхней частью с фигурными украшениями, служащий подвеской к главному алтарю, считается одним из самых красивых органов в стиле барокко в Тироле. [ 22 ] На лицевой стороне органа изображен герб его донора, доктора Маттиаса Тауша. [ 13 ]
Единый интерьер собора в стиле барокко завершают 14 стояков креста, написанные художником эпохи барокко Михаэлем Игнацем Мильдорфером из Инсбрука. Эти двухметровые произведения искусства, построенные в 1734 году, первоначально украшали стены бывшей монастырской церкви в Инсбруке. [ 20 ]
Могила эрцгерцога Максимилиана III
[ редактировать ]
В левом рукаве трансепта стоит гробница с балдахином эрцгерцога Австрии Максимилиана III , Великого Магистра Тевтонских рыцарей . Это произведение, имеющее «большое художественное и историческое значение», было заказано правителем Тироля. [ 20 ] была смоделирована Хубертом Герхардом и Каспаром Грасом и отлита Генрихом Рейнхардом в 1618 году. В 1629 году гробница была возведена в боковой часовне старой приходской церкви. Когда церковь была перестроена в начале восемнадцатого века, навес был разделен на две части, которые обрамляли две двери ризницы . В 1950 году в рамках послевоенной реставрации две секции были собраны над гробницей на ее нынешнем месте. [ 20 ]

Навес представляет собой своего рода киборий и состоит из четырех точеных бронзовых колонн , украшенных виноградными листьями, птицами и мелкими животными. Колонны с рифлеными основаниями и тонко вырезанными составными капителями поддерживают тяжелый профилированный мраморный антаблемент , который служит одновременно счетами и подставкой для группы из четырех бронзовых фигур. [ 20 ] Одетый в доспехи эрцгерцог Максимилиан с непокрытой головой стоит на коленях на подушке, сложив руки в молитве. Святой Георгий стоит позади него, его рука покоится на плече эрцгерцога. За спиной святого ускользает убитый дракон. В двух передних углах антаблемента расположены две траурные фигуры с факелами. Эта группа точно смоделированных, безукоризненно отлитых бронзовых фигур «представляет собой образец австрийской маньеристской скульптуры высочайшего качества». [ 20 ] Гробница также посвящена памяти последнего Великого магистра Тевтонского ордена эрцгерцога Евгения, похороненного здесь в 1954 году. [ 20 ]
Максимилиан III родился в Винер-Нойштадте в 1558 году и был четвертым сыном императора Максимилиана II и императрицы Марии Австрийской . В 1585 году он стал Великим Магистром Тевтонского Ордена и с тех пор был известен под эпитетом «Немецкий Магистр» ( der Deutschmeister ). В 1587 году он был кандидатом на престол Речи Посполитой, и часть польского дворянства избрала его королём. Однако в результате хаотичного избирательного процесса был избран и другой кандидат. [ 25 ] Максимилиан попытался решить спор военным путем, начав тем самым Войну за польское наследство . [ 26 ] Хотя он имел значительную поддержку в Польше, его соперник привлек еще больше сторонников. После неудачной попытки штурма Кракова в конце 1587 года Максимилиан потерпел поражение в битве при Бычине в январе 1588 года и был взят в плен. Он был освобожден только благодаря вмешательству Папы Сикста V. В 1589 году он официально отказался от притязаний на польскую корону. [ 27 ] В 1595 году он сменил своего дядю Фердинанда II на посту эрцгерцога Дальней Австрии и губернатора Тироля, где проявил себя твердым сторонником Контрреформации . Максимилиан умер в Вене в 1618 году и был похоронен в гробнице с балдахином Инсбрукского собора.
Колокола
[ редактировать ]Первое задокументированное упоминание о колоколах в Сент-Джеймсе датируется 1394 годом. Сегодня в соборе восемь колоколов. Mariahilfglocke (также называемый Große Pfarrglocke) — второй по величине исторический колокол в Тироле. Он был отлит в 1846 году на литейном заводе Грассмайра по производству колоколов . Mariahilfglocke имеет диаметр 2210 мм (87 дюймов) и весит 6342 кг (13 982 фунта). Он расположен в северной башне собора и звонит каждую пятницу в 15:00, чтобы отметить час смерти Иисуса. [ 28 ]
В 1961 и 1965 годах Иоганн Грассмайер отлил семь новых колоколов на литейном заводе Грассмайра и приобрел собор для южной башни: шесть посвящены различным святым, а седьмой назван Тотенглоке (Погребальный звон). [ 28 ] В 1982 году к северной башне был добавлен Инсбрукский карильон мира , состоящий из 48 колоколов, что сделало его самым большим и обширным карильоном в Австрии. Инсбрукский карильон мира имеет общий вес 4100 кг (9000 фунтов) и был отлит на колокольном заводе Royal Eijsbouts . Карильон мира, который звучит ежедневно около 12:10, является единственным карильоном в Австрии с диапазоном в четыре октавы . [ 28 ] Он является частью сети Военного мемориала и Карильонов мира. [ 29 ]
- Марияхильфглок, также известный как Große Pfarrglocke (1846 г.), 2210 мм (87 дюймов), 6342 кг (13 982 фунта)
- Приминус (1961), 1720 мм (68 дюймов), 3123 кг (6885 фунтов)
- Йозеф и Георг (1961), 1410 мм (56 дюймов), 1674 кг (3691 фунт)
- Паулюс (1961), 1280 мм (50 дюймов), 2121 кг (4676 фунтов)
- Анна и Петрус Канисиус (1965), 1020 мм (40 дюймов), 680 кг (1500 фунтов)
- Мэтью (1961), 940 мм (37 дюймов), 475 кг (1047 фунтов)
- Христофор и Гомобонус (1961), 850 мм (33 дюйма), 356 кг (785 фунтов)
- Похоронный звон (1961), 700 мм (28 дюймов), 202 кг (445 фунтов)
Галерея
[ редактировать ]-
Инсбрукский собор
-
Инсбрукский собор
-
Пфарргассе
-
Соборная площадь
-
Интерьер собора
-
Крутой купол
-
Потолочные фрески
-
Потолочные фрески
-
Потолочные фрески
-
Органный лофт
-
Башни собора ночью
-
Мария Хильф , Лукас Кранах Старший , ок. 15:30
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Святой Ингенуин и Святой Албуин были епископами аббатства Себен в шестом и десятом веках соответственно.
- ↑ Сын Николауса Молля, Бальтазар Фердинанд Молль , вылепил двадцать гробниц для императорской семьи Габсбургов в Императорском склепе в Вене, включая свой шедевр, сложный двойной саркофаг в стиле рококо императрицы Марии Терезии и ее мужа императора Франца I Стефана, над которым работал Молль. с 1751 по 1772 год.
Цитаты
- ^ Парсонс 2000, с. 370.
- ^ Майер 1998, стр. 270.
- ^ Кэнди 1987, с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Конфеты п. 3.
- ^ Конфеты стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Конфеты п. 4.
- ^ Кенди с. 5.
- ^ Конфеты стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б Конфеты п. 6.
- ^ Конфеты стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с Конфеты п. 7.
- ^ Конфеты стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Конфеты п. 8.
- ^ Конфеты стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Конфеты п. 10.
- ^ Конфеты стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б Конфеты п. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Конфеты п. 12.
- ^ Jump up to: а б с д Конфеты п. 13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Конфеты п. 19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Конфеты п. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Конфеты п. 18.
- ^ Вайнгартнер 1924, с. 101.
- ^ Конфеты стр. 13–16.
- ^ Новак 1941, с. 452.
- ^ Новак 1941, стр. 452–453.
- ^ Новак 1941, с. 454.
- ^ Jump up to: а б с Конфеты п. 21.
- ^ «Инсбрук, Карильон собора Святого Иакова (Австрия)» . Военный мемориал и колокола мира . Архивировано из оригинала 4 июля 2022 года . Проверено 4 июля 2022 г.
Библиография
- Карамель, Франц. Собор Святого Иакова в Инсбруке . Инсбрук: Соборный приход Святого Иакова.
- Карамель, Франц; Шнайдер, Инго (1987). Тироль . Инсбрук: Пингвин Верлаг. ISBN 978-3701622696 .
- Майер, Дитер (1998). Инсайт-гид по Австрии . Сингапур: Публикации АПА. ISBN 978-0887296109 .
- Новак, Ф. (1941). В.Ф. Реддавей (ред.). Кембриджская история Польши . Том. 1. Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Парсонс, Николас Т. (2000). Синий Путеводитель по Австрии (Четвертое изд.). Лондон: ISBN A&C Black Publishers Ltd. 978-0393320176 .
- Вайнгартнер, Йозеф (1924). Приход и приходская церковь Св. Якоба . Инсбрук: Издательство Bell Committee St. Jakob.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Инсбрукская епархия (немецкий)
- Инсбрукский собор в священных местах
- Собор Святого Иакова (видео)
- Римско-католические соборы в Австрии
- Римско-католические церкви построены в 1724 году.
- Здания и сооружения в Инсбруке
- Церковные здания в стиле барокко в Австрии
- Церковные здания с куполами
- Туристические достопримечательности Инсбрука
- Захоронения дома Габсбургов
- 1724 заведения в монархии Габсбургов.
- 1724 заведения в Священной Римской империи.
- Заведения XVIII века в Австрии
- Здания римско-католической церкви XVIII века в Австрии