Jump to content

Джейкоб Ицхак Нимировер

Раввин Др.
Джейкоб Ицхак Нимировер
Главный раввин Румынии
В офисе
1921–1939
Заголовок Главный раввин Румынии
Персональный
Рожденный ( 1872-03-01 ) 1 марта 1872 г.
Умер 18 ноября 1939 г. (1939-11-18) (67 лет)
Национальность румынский
Номинал Реформистский иудаизм
Альма-матер Бернский университет , раввинская семинария Хильдесхаймера
Занятие Раввин, теолог, философ, историк

Да благословит Аллах доктора. Якоб Ицхак Нимировер ( Лемберге родился 1 марта 1872 года в , затем в Австро-Венгерской империи , ныне Львов , Украина — умер 18 ноября 1939 года в Бухаресте , Румыния ) — румынский модернист. [ 1 ] раввин , теолог , философ и историк. В союзе с реформистскими тенденциями в западно- и восточноевропейском иудаизме он был первым главным раввином румынского еврейства в период с 1921 по 1939 год и был членом румынского сената с 1927 года до своей смерти.

Ярый сторонник сионизма и противник антисемитизма , доктор Нимировер защищал гражданские права и права человека румынских евреев и вел их по пути модернизации общественной жизни в духе того, что он называл культурным иудаизмом . Это означало придерживаться еврейской традиции, оставаясь открытыми для румынского языка и культуры, а также для универсальных влияний. [ 2 ]

Детство и юность

[ редактировать ]

Якоб Ицхак Нимировер родился 1 марта 1872 года в галицком городе Лемберге, или Львове, находившемся тогда под австрийской администрацией в Австро-Венгерской империи, ныне на Украине. Его отец, Наум Нимировер, был еврейским торговцем. Позже семья переехала в Яссы , столицу Молдовы , один из главных регионов Румынского королевства . Первые уроки Торы он получил от деда по отцовской линии, а затем от меламеда (еврейского учителя) Менделя Бараша. От них он приобрел фундаментальные знания хасидского учения. Позже Якоб стал учеником известного раввина и даяна из Лемберга, раввина Исаака Аарона Эттингера.

В 1890 году Нимировер поехал учиться в Берлин и познакомился с Хаскалой и западной философией. Он также встретил немецкого философа и иудаиста Морица Лазаря , который стал одним из его лучших друзей и оказал на него большое влияние. Нимировер учился в Неоортодоксальной теологической раввинской семинарии в Берлине, где преподавателем был один из ее основателей, раввин Азриэль Хильдесхаймер , идеолог современного еврейского православия. Как того требовала учебная программа , он также занимался светскими исследованиями, философией, историей и востоковедением в Берлине, а в 1895 году получил звание доктора философии с отличием университете в Бернском , в Швейцарии . В его докторской диссертации обсуждались взаимоотношения между свободой воли , совестью , вознаграждением и наказанием. По окончании богословского обучения у раввина Эрнста Авраама Биберфельда он получил лицензию ортодоксального раввина. По некоторым данным, он также получил лицензию раввина от раввина Михаэля (или, может быть, Якова) Гамбургера из Мекленбург-Стрелиц , чья философия ближе к консервативному иудаизму .

Его деятельность в Яссах: традиции, современность и сионизм.

[ редактировать ]

По возвращении в Яссы в 1896 году он столкнулся с враждебностью со стороны более традиционных и хасидских кругов, которые считали его своего рода «реформистским» раввином; свою первую работу в качестве раввина и проповедника ( даршана ) он нашел в реформистской синагоге, [ 3 ] Бейт-Яаков, названный «Храмом Якоба Нойшоца» в честь своего дарителя.

Благодаря своему растущему престижу как более непредубежденного современного раввина, а также верного еврейской традиции, Нимировер был избран в 1908 году главным раввином общины молдавского центра. В те годы он очень активно поддерживал вновь созданное сионистское движение: в 1897–1898 годах он возродил сионистское объединение «Охолей Шем» («Шатры Бога») – название так по упоминанию в Библии – которое действовало в прошлом под руководством доктора Карпеля Липпе . Он также принимал участие в редактировании нескольких сионистских газет, например, «Răsăritul» (по-румынски – «Восход» или «Восток»).

Нимировер присутствовал на сионистских конгрессах в 1905 и 1908 годах. На этих встречах он выступал против предложений раввина Ицхака Яакова Рейнса выбрать немецкий язык в качестве национального языка еврейского народа и настаивал на примате языка иврита . Он также был одним из противников плана Уганды , который рассматривал возможность создания еврейской национальной территории в Восточной Африке как определенную или временную альтернативу исторической Палестине . В 1908 году Нимировер ввел термин «синтетический сионизм», посредством которого, по его мнению, политический сионизм – линия Теодора Герцля – мог быть интегрирован с практическим сионизмом – сионизмом переселения в Палестину в традициях движений Хибат-Цион в Восточная Европа.

Раввин Нимировер был одним из самых ярых сторонников современной еврейской системы образования, которая пыталась интегрировать изучение иудаизма и иврита со светскими исследованиями, включая разговорный язык страны.

В 1906 году Нимировер был среди основателей Культурного общества « Тойнби-холл » в Яссах. Это был неформальный и популярный еврейский университет, продвигавший сионистскую мысль, который пользовался поддержкой нескольких интеллектуалов и знаменитостей из Румынии и из-за границы. Еврейские деятели, такие как Бернар Лазар , Нахум Соколов и Шолом-Алейхем (читавший лекции по своим рассказам и романам на идиш ), читали лекции в этом учреждении в течение десяти лет.

Нимировер также был очень активен в организации Бнай Брит и стал ее лидером сначала в Яссах, а затем и по всей Румынии.

Деятельность в Бухаресте: стремление к «Новой Явне»

[ редактировать ]
Современный Хоровой храм Бухареста, центр деятельности Нимировера и главных румынских еврейских раввинов в Бухаресте.

В 1911 году, несмотря на то, что Нимировер был ашкенази , он был приглашен старой еврейской общиной сефардов в Бухаресте стать ее раввином. Он также работал раввином гарнизона Бухареста и экзаменатором новых учителей иврита, а также был назначен Министерством народного просвещения Румынии представителем евреев в Комитете по делам благосостояния под председательством королевы Румынии Марии . В качестве спикера еврейского меньшинства в Румынии Нимировер принял участие в Парижской мирной конференции 1919 года вместе с доктором Вильгельмом Фильдерманом , лидером и основателем Союза коренных евреев , который стал его близким партнером в защите прав румынских евреев. .

В течение следующих нескольких лет Нимировер стал свидетелем признания румынскими властями гражданских прав всех евреев в недавно воссоединенном румынском государстве. В 1921 году в Бухаресте, после того как ортодоксальному раввину-традиционалисту Хаиму Шору не удалось взять на себя руководство, Нимировер был избран Великим раввином еврейства Старого Королевства (то есть евреев Молдавии и Валахии), а затем в качестве главного раввина была создана новая должность. сообществом Бухареста. В 1936 году он был подтвержден на посту главного раввина Федерации еврейских общин всей Румынии. Таким образом, ему удалось централизовать и признать властями организацию общин «мозаичного культа» румынских евреев. Он объединил под своим руководством все еврейские общины в Румынии, от ортодоксальных традиционалистов до современных ортодоксов, называвшихся до коммунистической эпохи «евреями западного обряда», и евреев-неологов Трансильвании.

Нимировер добился сотрудничества гаонского раввина Бецалеля Шафрана и других еврейских ортодоксальных раввинских авторитетов, чтобы предотвратить такой раскол, который произошел в Венгрии и Трансильвании между ортодоксами и модернистами (которые пошли по пути неологов), и сохранить модернизационные тенденции в рамках православной традиции, [ 4 ] что-то вроде французского консисториального иудаизма и современного британского ортодоксального иудаизма под руководством Натана Маркуса Адлера ). В 1936 году он возглавил создание Центрального совета румынского еврейства, в который вошли личности с различными взглядами: от «гражданской ассимиляции» во главе с доктором Вильгельмом Фильдерманом из Союза коренных евреев до сионистских мыслителей во главе с А. Л. Зиссу .

Главной резиденцией Нимировера был Хоральный храм Бухареста, где интеллектуальная и религиозная современная ортодоксальная элита румынских евреев создала своего рода еврейскую академию – Институт культуры Хорального храма. В его деятельности в Бухаресте ему помогали такие личности, как доктор Фильдерман, банкир Эли Берковиц, раввины Мейр Мориц Бек и доктор Мейер Авраам Халеви . Фундаментальной концепцией, которой он руководствовался, был «культурный иудаизм» (состоящий в основном из традиционных, европейских, либеральных и сионистских элементов), основанный на идеях его друга, философа Морица Лазаря из Германии, с местными адаптациями в сочетании с влиянием Ахад Хаам , отец «культурного сионизма» и историк Симон Дубнов , идеолог еврейской «духовной нации». Древним вдохновителем его усилий был, по его мнению, Йоханан Бен Закай , основатель Академии в Явне , после разрушения Второго Храма (70 г. н. э.). Нимировер мечтал об основании новой Явнеистской академии в Святая Земля , которая могла бы привлечь духовных личностей мирового еврейства.

Его последние годы

[ редактировать ]

Учитывая рост нацистского антисемитизма в своей стране и в Европе, Нимировер посетил Палестину в 1938 году, чтобы изучить возможность массовой эмиграции румынских евреев. План не увенчался успехом из-за враждебных обстоятельств. Британское правительство в то время заблокировало все подобные инициативы, и в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война.

18 ноября 1939 года Нимировер скончался в Бухаресте. Похоронен на Старом еврейском православном кладбище Бухареста. Молодой раввин доктор Александру Шафран , уже престижный ученый и сын раввина Безалеля Шафрана из Бакэу , сменил его на посту главного раввина Румынии (рава Колеля). Личность и работа Нимировера оставались источником вдохновения как для Шафрана, так и для его преемника раввина Моисея Розена .

Библиография

[ редактировать ]

Доктор Нимировер опубликовал около 650 статей в журналах и обзорах на немецком, румынском, французском, иврите и идише. Подборка его работ -

  • Зихрон Нахум - проповеди и конференции (1903), издательство Х. Гольднера, Яссы
  • Хасидизм и садикизм (на немецком языке - Hasidismus und Zaddikismus ) (1913), Baer Publ house, Бухарест.
  • Свободный и верный, Jabnehist.Essays (1914).
  • Вклад в еврейскую историческую философию (на французском языке, 1914 г.)
  • Почитание Спинозы неспинозиста В: Spinoza Festschrift: К 300-летию со дня рождения Бенедикта Спинозы (1632–1932) / Под редакцией Зигфрида Гессинга. – Гейдельберг: Зима, 1933: 164–166. (Посвящение Спинозе со стороны неспинозиста – статья в издании, посвященном 300-летию со дня рождения философа, 1933 г.)
  • Полное собрание сочинений - Scrieri Complete - на румынском языке, в 4 томах (1918–1932).
  • Иудаизм (Иудаизм) – Хасефер, Бухарест (2005 г.)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ивритские исследования
  2. Представителями румынского «культурного иудаизма» были раввины Мозес Гастер , Мейр Мориц Бек, Мейер Авраам Халеви. Культурный иудаизм отличается от светского иудаизма, поскольку последний считается более склонным к ассимиляции. Светский иудаизм возглавляли Адольф Штерн , Вильгельм Фильдерман и сионисты, такие как Мишу Бенвенисти , которые больше концентрировались на алии . - см. Гарри Куллера http://www.romanianjewish.org/en/mosteniri_ale_culturii_iudaice_03_11_19.html#i1 (Archive.org
  3. ^ Джейкоб-де-Нушотц-счастливый человек
  4. ^ доктор Яаков Геллер - статья на иврите о Бецалеле Шафран, на сайте журнала Хазофе, 21 декабря 2008 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Ион Митикан - Евреи Тыргуля Кукулуя (Ред. Технопресс, Яссы, 2005 г.)
  • Neue Deutsche Biography , Band 19, Nauwach - Pagel, S.238 Duncker und Humblot, Berlin, 1999 (Новая немецкая биография, том 19. стр. 238, опубликовано Историческим комитетом Баварской академии наук, Берлин, 1999 г.). )
  • Г. Вигодер – Евреи в мире , Биографический словарь, румынское издание – Издательство Вивиан Прагер-Хасефер, Бухарест, 2001 (румынское издание Словаря еврейской биографии, изд. Вивейн Прагер, Hasefer Publ.House, Бухарест.2001)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c211b0d1f79b23d4dec0ac149639ecad__1720021500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/ad/c211b0d1f79b23d4dec0ac149639ecad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacob Itzhak Niemirower - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)