Джейкоб Ицхак Нимировер
Раввин Др. Джейкоб Ицхак Нимировер | |
---|---|
Главный раввин Румынии | |
В офисе 1921–1939 | |
Заголовок | Главный раввин Румынии |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 18 ноября 1939 г. | (67 лет)
Национальность | румынский |
Номинал | Реформистский иудаизм |
Альма-матер | Бернский университет , раввинская семинария Хильдесхаймера |
Занятие | Раввин, теолог, философ, историк |
Да благословит Аллах доктора. Якоб Ицхак Нимировер ( Лемберге родился 1 марта 1872 года в , затем в Австро-Венгерской империи , ныне Львов , Украина — умер 18 ноября 1939 года в Бухаресте , Румыния ) — румынский модернист. [ 1 ] раввин , теолог , философ и историк. В союзе с реформистскими тенденциями в западно- и восточноевропейском иудаизме он был первым главным раввином румынского еврейства в период с 1921 по 1939 год и был членом румынского сената с 1927 года до своей смерти.
Ярый сторонник сионизма и противник антисемитизма , доктор Нимировер защищал гражданские права и права человека румынских евреев и вел их по пути модернизации общественной жизни в духе того, что он называл культурным иудаизмом . Это означало придерживаться еврейской традиции, оставаясь открытыми для румынского языка и культуры, а также для универсальных влияний. [ 2 ]
Детство и юность
[ редактировать ]Якоб Ицхак Нимировер родился 1 марта 1872 года в галицком городе Лемберге, или Львове, находившемся тогда под австрийской администрацией в Австро-Венгерской империи, ныне на Украине. Его отец, Наум Нимировер, был еврейским торговцем. Позже семья переехала в Яссы , столицу Молдовы , один из главных регионов Румынского королевства . Первые уроки Торы он получил от деда по отцовской линии, а затем от меламеда (еврейского учителя) Менделя Бараша. От них он приобрел фундаментальные знания хасидского учения. Позже Якоб стал учеником известного раввина и даяна из Лемберга, раввина Исаака Аарона Эттингера.
В 1890 году Нимировер поехал учиться в Берлин и познакомился с Хаскалой и западной философией. Он также встретил немецкого философа и иудаиста Морица Лазаря , который стал одним из его лучших друзей и оказал на него большое влияние. Нимировер учился в Неоортодоксальной теологической раввинской семинарии в Берлине, где преподавателем был один из ее основателей, раввин Азриэль Хильдесхаймер , идеолог современного еврейского православия. Как того требовала учебная программа , он также занимался светскими исследованиями, философией, историей и востоковедением в Берлине, а в 1895 году получил звание доктора философии с отличием университете в Бернском , в Швейцарии . В его докторской диссертации обсуждались взаимоотношения между свободой воли , совестью , вознаграждением и наказанием. По окончании богословского обучения у раввина Эрнста Авраама Биберфельда он получил лицензию ортодоксального раввина. По некоторым данным, он также получил лицензию раввина от раввина Михаэля (или, может быть, Якова) Гамбургера из Мекленбург-Стрелиц , чья философия ближе к консервативному иудаизму .
Его деятельность в Яссах: традиции, современность и сионизм.
[ редактировать ]По возвращении в Яссы в 1896 году он столкнулся с враждебностью со стороны более традиционных и хасидских кругов, которые считали его своего рода «реформистским» раввином; свою первую работу в качестве раввина и проповедника ( даршана ) он нашел в реформистской синагоге, [ 3 ] Бейт-Яаков, названный «Храмом Якоба Нойшоца» в честь своего дарителя.
Благодаря своему растущему престижу как более непредубежденного современного раввина, а также верного еврейской традиции, Нимировер был избран в 1908 году главным раввином общины молдавского центра. В те годы он очень активно поддерживал вновь созданное сионистское движение: в 1897–1898 годах он возродил сионистское объединение «Охолей Шем» («Шатры Бога») – название так по упоминанию в Библии – которое действовало в прошлом под руководством доктора Карпеля Липпе . Он также принимал участие в редактировании нескольких сионистских газет, например, «Răsăritul» (по-румынски – «Восход» или «Восток»).
Нимировер присутствовал на сионистских конгрессах в 1905 и 1908 годах. На этих встречах он выступал против предложений раввина Ицхака Яакова Рейнса выбрать немецкий язык в качестве национального языка еврейского народа и настаивал на примате языка иврита . Он также был одним из противников плана Уганды , который рассматривал возможность создания еврейской национальной территории в Восточной Африке как определенную или временную альтернативу исторической Палестине . В 1908 году Нимировер ввел термин «синтетический сионизм», посредством которого, по его мнению, политический сионизм – линия Теодора Герцля – мог быть интегрирован с практическим сионизмом – сионизмом переселения в Палестину в традициях движений Хибат-Цион в Восточная Европа.
Раввин Нимировер был одним из самых ярых сторонников современной еврейской системы образования, которая пыталась интегрировать изучение иудаизма и иврита со светскими исследованиями, включая разговорный язык страны.
В 1906 году Нимировер был среди основателей Культурного общества « Тойнби-холл » в Яссах. Это был неформальный и популярный еврейский университет, продвигавший сионистскую мысль, который пользовался поддержкой нескольких интеллектуалов и знаменитостей из Румынии и из-за границы. Еврейские деятели, такие как Бернар Лазар , Нахум Соколов и Шолом-Алейхем (читавший лекции по своим рассказам и романам на идиш ), читали лекции в этом учреждении в течение десяти лет.
Нимировер также был очень активен в организации Бнай Брит и стал ее лидером сначала в Яссах, а затем и по всей Румынии.
Деятельность в Бухаресте: стремление к «Новой Явне»
[ редактировать ]
В 1911 году, несмотря на то, что Нимировер был ашкенази , он был приглашен старой еврейской общиной сефардов в Бухаресте стать ее раввином. Он также работал раввином гарнизона Бухареста и экзаменатором новых учителей иврита, а также был назначен Министерством народного просвещения Румынии представителем евреев в Комитете по делам благосостояния под председательством королевы Румынии Марии . В качестве спикера еврейского меньшинства в Румынии Нимировер принял участие в Парижской мирной конференции 1919 года вместе с доктором Вильгельмом Фильдерманом , лидером и основателем Союза коренных евреев , который стал его близким партнером в защите прав румынских евреев. .
В течение следующих нескольких лет Нимировер стал свидетелем признания румынскими властями гражданских прав всех евреев в недавно воссоединенном румынском государстве. В 1921 году в Бухаресте, после того как ортодоксальному раввину-традиционалисту Хаиму Шору не удалось взять на себя руководство, Нимировер был избран Великим раввином еврейства Старого Королевства (то есть евреев Молдавии и Валахии), а затем в качестве главного раввина была создана новая должность. сообществом Бухареста. В 1936 году он был подтвержден на посту главного раввина Федерации еврейских общин всей Румынии. Таким образом, ему удалось централизовать и признать властями организацию общин «мозаичного культа» румынских евреев. Он объединил под своим руководством все еврейские общины в Румынии, от ортодоксальных традиционалистов до современных ортодоксов, называвшихся до коммунистической эпохи «евреями западного обряда», и евреев-неологов Трансильвании.
Нимировер добился сотрудничества гаонского раввина Бецалеля Шафрана и других еврейских ортодоксальных раввинских авторитетов, чтобы предотвратить такой раскол, который произошел в Венгрии и Трансильвании между ортодоксами и модернистами (которые пошли по пути неологов), и сохранить модернизационные тенденции в рамках православной традиции, [ 4 ] что-то вроде французского консисториального иудаизма и современного британского ортодоксального иудаизма под руководством Натана Маркуса Адлера ). В 1936 году он возглавил создание Центрального совета румынского еврейства, в который вошли личности с различными взглядами: от «гражданской ассимиляции» во главе с доктором Вильгельмом Фильдерманом из Союза коренных евреев до сионистских мыслителей во главе с А. Л. Зиссу .
Главной резиденцией Нимировера был Хоральный храм Бухареста, где интеллектуальная и религиозная современная ортодоксальная элита румынских евреев создала своего рода еврейскую академию – Институт культуры Хорального храма. В его деятельности в Бухаресте ему помогали такие личности, как доктор Фильдерман, банкир Эли Берковиц, раввины Мейр Мориц Бек и доктор Мейер Авраам Халеви . Фундаментальной концепцией, которой он руководствовался, был «культурный иудаизм» (состоящий в основном из традиционных, европейских, либеральных и сионистских элементов), основанный на идеях его друга, философа Морица Лазаря из Германии, с местными адаптациями в сочетании с влиянием Ахад Хаам , отец «культурного сионизма» и историк Симон Дубнов , идеолог еврейской «духовной нации». Древним вдохновителем его усилий был, по его мнению, Йоханан Бен Закай , основатель Академии в Явне , после разрушения Второго Храма (70 г. н. э.). Нимировер мечтал об основании новой Явнеистской академии в Святая Земля , которая могла бы привлечь духовных личностей мирового еврейства.
Его последние годы
[ редактировать ]Учитывая рост нацистского антисемитизма в своей стране и в Европе, Нимировер посетил Палестину в 1938 году, чтобы изучить возможность массовой эмиграции румынских евреев. План не увенчался успехом из-за враждебных обстоятельств. Британское правительство в то время заблокировало все подобные инициативы, и в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война.
18 ноября 1939 года Нимировер скончался в Бухаресте. Похоронен на Старом еврейском православном кладбище Бухареста. Молодой раввин доктор Александру Шафран , уже престижный ученый и сын раввина Безалеля Шафрана из Бакэу , сменил его на посту главного раввина Румынии (рава Колеля). Личность и работа Нимировера оставались источником вдохновения как для Шафрана, так и для его преемника раввина Моисея Розена .
Библиография
[ редактировать ]Доктор Нимировер опубликовал около 650 статей в журналах и обзорах на немецком, румынском, французском, иврите и идише. Подборка его работ -
- Зихрон Нахум - проповеди и конференции (1903), издательство Х. Гольднера, Яссы
- Хасидизм и садикизм (на немецком языке - Hasidismus und Zaddikismus ) (1913), Baer Publ house, Бухарест.
- Свободный и верный, Jabnehist.Essays (1914).
- Вклад в еврейскую историческую философию (на французском языке, 1914 г.)
- Почитание Спинозы неспинозиста В: Spinoza Festschrift: К 300-летию со дня рождения Бенедикта Спинозы (1632–1932) / Под редакцией Зигфрида Гессинга. – Гейдельберг: Зима, 1933: 164–166. (Посвящение Спинозе со стороны неспинозиста – статья в издании, посвященном 300-летию со дня рождения философа, 1933 г.)
- Полное собрание сочинений - Scrieri Complete - на румынском языке, в 4 томах (1918–1932).
- Иудаизм (Иудаизм) – Хасефер, Бухарест (2005 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ивритские исследования
- ↑ Представителями румынского «культурного иудаизма» были раввины Мозес Гастер , Мейр Мориц Бек, Мейер Авраам Халеви. Культурный иудаизм отличается от светского иудаизма, поскольку последний считается более склонным к ассимиляции. Светский иудаизм возглавляли Адольф Штерн , Вильгельм Фильдерман и сионисты, такие как Мишу Бенвенисти , которые больше концентрировались на алии . - см. Гарри Куллера http://www.romanianjewish.org/en/mosteniri_ale_culturii_iudaice_03_11_19.html#i1 (Archive.org
- ^ Джейкоб-де-Нушотц-счастливый человек
- ^ доктор Яаков Геллер - статья на иврите о Бецалеле Шафран, на сайте журнала Хазофе, 21 декабря 2008 г.
Источники
[ редактировать ]- Ион Митикан - Евреи Тыргуля Кукулуя (Ред. Технопресс, Яссы, 2005 г.)
- Neue Deutsche Biography , Band 19, Nauwach - Pagel, S.238 Duncker und Humblot, Berlin, 1999 (Новая немецкая биография, том 19. стр. 238, опубликовано Историческим комитетом Баварской академии наук, Берлин, 1999 г.). )
- Г. Вигодер – Евреи в мире , Биографический словарь, румынское издание – Издательство Вивиан Прагер-Хасефер, Бухарест, 2001 (румынское издание Словаря еврейской биографии, изд. Вивейн Прагер, Hasefer Publ.House, Бухарест.2001)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Главные раввины Румынии
- Современные ортодоксальные раввины
- Румынские раввины-реформаторы
- румынские богословы
- Члены Сената Румынии
- Румынский народ польско-еврейского происхождения
- Евреи из Галиции (Восточная Европа)
- Румынский народ украинско-еврейского происхождения
- Раввины из Львова
- 1872 рождения
- 1939 смертей
- Румынские раввины ХХ века