Jump to content

Сегодняшняя удача

Колоссальная голова, предположительно принадлежащая культовой статуе Фортуны Уиуше-Диеи.

Fortuna Huiusce Diei («Счастье этого дня» или «Сегодняшняя удача»). [ 1 ] ) была аспектом богини Фортуны , известной прежде всего своим храмом в районе Сакра ди Ларго Аргентина в Риме. [ 2 ] Цицерон относит ее к числу божеств, которых следует культивировать в его идеальном состоянии, потому что «она наделяет силой каждый день». [ 3 ] Таким образом, она воплощает важный аспект времени, каким оно представлено в римской религии : каждый день года имел особую и могущественную природу, за знание которой и согласование ее с сообществом несли общественные священники посредством религиозного календаря . [ 4 ]

Храм Фортуны Уиуше-Диеи на Священной территории был заложен Квием Лутацием Катулом в битве при Верселлах в 101 г. до н.э. [ 5 ] Это единственный известный храм этой богини и, вероятно, первый. [ 6 ] Его основание относится к периоду религиозных инноваций, с появлением новых культовых титулов для традиционных римских божеств и растущей тенденцией к принятию импортированных богов, особенно греческих, через теологическую и художественную интерпретацию . [ 7 ] Сам Катул был известен как любитель греческой культуры как в своем вкусе к искусству и поэзии, так и в вопросах образа жизни. Архитектурный дизайн храма отражает культурный синкретизм : фронтальность его подиума сделала бы акцент на культовой статуе в римской манере, но некоторые аспекты являются эллинистическими . [ 8 ]

Руины Храма Судьбы этого дня (Храм B), Ларго-ди-Торре, Аргентина

В просторечии храм был известен как aedes Catuli , «храм Катула», что указывает на то, что общественные сооружения служили памятниками своим строителям. [ 9 ] В строительстве этого храма и портика, известного как Портик Катула , Катул соревновался со своим сокомандующим и по консульству коллегой Гаем Марием . Хотя эти двое отпраздновали совместный триумф , они стали непримиримыми политическими соперниками, и Катул чувствовал, что Марий получил непропорционально большую заслугу в исходе войны. Общественные здания были формой «саморекламы» в конкуренции среди правящей элиты Рима. Выбор Фортуны в качестве божества, почитаемого Катулом, связывает его самопрезентацию с самопрезентацией Суллы , который служил под его началом и позже принял имя Феликс , «Счастливчик». [ 10 ]

Поднятие головы в 1928 году.

Современный научный консенсус отождествляет храм с местом, известным как Храм B в Ларго ди Торре Аргентина в Риме, богатым археологическим памятником на древнем Марсовом поле . Конструкция могла вторгнуться в более ранний храм, обычно отождествляемый с храмом Ютурны , и в некоторых случаях такое разделение пространства божествами указывает на взаимодополняющие функции. [ 11 ] Храм Ютурны (Храм А) был заложен предком Катула Гаем Лутацием Катулом во время Первой Пунической войны . Таким образом, общественная известность рода Lutatia была усилена их сочетанием. [ 12 ]

Варрон предполагает, что храмовое здание ( aedes ) относилось к менее распространенному типу толуса , [ 13 ] круглые, как у Геркулеса на Бычьем форуме и в цирке Фламиния , и имеющие колоннаду . [ 14 ] Его размещение рядом с Виллой Публика способствовало идентификации руин Священной площади как этого храма. [ 15 ] В описании Лоуренса Ричардсона, «Новый топографический словарь Древнего Рима» (1992),

Храм возвышается на низком подиуме с широкой лестницей , ведущей на восток. Периптер туфа состоял из восемнадцати коринфских колонн , валов из , а оснований и капителей из травертина . Стены из бетона, облицованные opus incertum , подиум облицован плитами и лепниной из туфа . [ 16 ]

Целла . была снесена и позже перестроена, чтобы установить «огромное» основание для колоссальной культовой статуи [ 17 ]

Культовая статуя

[ редактировать ]
Голова и рука колоссальной культовой статуи Фортуны Уиуше-Диеи , выставленной в Центральном Монтемартини.

Колоссальный акролит был обнаружен в Священной площади между храмами, известными как B и C. В I веке до нашей эры колоссальные статуи в Риме были немногочисленны и, за редкими исключениями, изображали божеств, а не людей. [ 18 ] Акролит высотой почти 8 метров, вероятно, был культовой статуей Фортуны Уиуше-Диеи . [ 19 ] Ее голова, руки и ноги кажутся сделанными из парийского мрамора . [ 20 ] Драпировка, вероятно, была из бронзы , но расположение мраморных частей снаружи храма позволяет предположить, что статую снесли, а металл убрали после того, как Римская империя перешла под власть христиан . [ 21 ] Сравнение положения сохранившихся частей с другими культовыми статуями позволяет предположить, что богиня была изображена стоящей, но приводились также аргументы в пользу сидячей позиции. Следы на ее правой руке позволяют предположить, что она держала что-то, вероятно, рог изобилия , обычный атрибут Фортуны. [ 22 ]

Художественные произведения

[ редактировать ]

В храме размещалось множество статуй ведущих греческих скульпторов , в том числе семь обнаженных фигур и старик Пифагора Самосского , а также три работы, приписываемые Фидию , две драпированные фигуры (паллиата) и колоссальная обнаженная фигура. [ 23 ] Филиппо Коарелли утверждал, что произведения Пифагора изображали Семь против Фив , где Амфиарай был стариком, хотя возражали, что Семь будут одеты в боевую форму, а не обнажены. [ 24 ] Одной из драпированных скульптур Фидия была Афина, посвященная Эмилию Павлу , младшему родственнику полководца, победившего при Пидне . [ 25 ] В 168 г. до н. э. полководец Эмилий Павел вернул 250 повозок, нагруженных награбленными картинами и скульптурами, в том числе Афиной . [ 26 ]

В VI веке нашей эры в одном храме Фортуны в Риме хранилась каменная копия палладия, привезенного из Трои . [ 27 ] но, учитывая количество храмов Фортуны, существует мало оснований полагать, что эта копия находилась в Фортуне Уиуше-Диеи . [ 28 ]

Храм Фортуны Уиуше-Диеи был одним из нескольких, выполнявших второстепенную функцию художественных музеев, которые посещали ради выставленных в них произведений искусства. [ 29 ] Цицерон особенно рекомендует этот храм как место для просмотра изобразительного искусства тем, кто недостаточно богат, чтобы владеть коллекциями. [ 30 ] Ни одна из работ, предположительно выставленных там, не была найдена и опознана, за исключением главной культовой статуи.

В календаре

[ редактировать ]

Храм Фортуны Уиуше-Диеи был освящен 30 июля, в годовщину битвы при Верселлах. [ 31 ] и день, когда Катул дал обет. [ 32 ] Его dies natalis ежегодно отмечался публичным жертвоприношением богине. [ 33 ] и его место в официальном календаре указывает на то, что, хотя храм был обетован и спонсирован частным образом, культ Фортуны Уиуше-Диеи был частью государственной религии. [ 34 ] Начиная с 45 г. до н.э., день фестиваля совпадал с последним днем ​​Ludi Victoriae Caesaris , десяти дней игр ( ludi ), проводимых в честь Юлия Цезаря . [ 35 ]

Палатинский храм

[ редактировать ]

Храм Фортуны Уиуше-Диеи на Палатинском холме предполагает наличие района под названием Викус- Уиуше-Диеи , но отсутствие каких-либо других свидетельств и имени Фортуна оставляет вопрос открытым. [ 36 ] Возможно, это была частная святыня, расположенная в Катула портике X. в регионе По мнению меньшинства, это был более ранний храм Фортуны Уиуше-Диеи, построенный Л. Эмилием Павлом Македонским после Пидны, и что он посвятил там Афину Фидия. [ 37 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Компаративист 19-го века Макс Мюллер рассматривал Фортуну Уиуше Дьеи как самую раннюю форму Фортуны, олицетворяющую яркий свет каждого дня, «богиню доброго утра», сравнимую с ведическими Ушас . [ 38 ] Эпитет Huiusce Diei , однако, не упоминается в ранний период, и Уильям Уорд Фаулер , чьи работы начала 20-го века о римских праздниках остаются стандартным справочником, усомнился в характеристике Фортуны как богини рассвета . [ 39 ] Филиппо Коарелли Мнение о том, что Фортуна Уиуске Дьеи руководила ежедневным распределением зерна в городе, не получило широкого распространения в англоязычных кругах. [ 40 ]

  1. ^ Гэри Форсайт, Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории (Routledge, 2012), стр. 19.
  2. ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 156.
  3. ^ Цицерон, Законы 2.28: ибо они действительны каждый день ; Форсайт, Время в римской религии, с. 19; Анна Кларк , Божественные качества: культ и сообщество в республиканском Риме (Oxford University Press, 2007), стр. 130
  4. ^ Форсайт, Время в римской религии, с. 19; Кларк, Божественные качества, стр. 129–130.
  5. ^ Плутарх , Жизнь Мариуса 26.2.
  6. ^ Если современные ученые правы, отвергая более ранний храм на Палатине ; Кларк, Божественные качества, с. 129.
  7. ^ Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), стр. 343.
  8. ^ Кларк, Божественные качества, с. 130; Марио Торелли, «Топография и археология Рима», перевод Хелен Фрачкиа, в книге «Спутник Римской республики» (Блэквелл, 2010), стр. 95.
  9. ^ Кларк, Божественные качества, с. 130.
  10. ^ Гарриет И. Флауэр, Римские республики (Harvard University Press, 2010), стр. 167–168.
  11. ^ Майкл Липка, Римские боги: концептуальный подход (Brill, 2009), стр. 22.
  12. ^ Хилари Беккер, «Экономическое влияние этрусского храма: элиты, посвящения и демонстрация», в книге « Вотивы, места и ритуалы в этрусской религии: исследования в честь Джин Макинтош Турфа» (Brill, 2009), стр. 92.
  13. ^ Варрон, De re Rustica 3.5.12; также aedes у Плиния Старшего , Natural History 34.54.
  14. ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156; Липка, Римские боги, с. 91.
  15. ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
  16. ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
  17. ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
  18. ^ Пол Рехак, Империум и Космос: Август и Северное Марсово поле, под редакцией Джона К. Янгера (University of Wisconsin Press, 2006), стр. 41.
  19. ^ Кларк, Божественные качества, с. 129.
  20. ^ Кларк, Божественные качества, с. 130.
  21. ^ Ханц Гюнтер Мартин, Культовые изображения римского храма: археологическое исследование поздней республики («L'Erma» di Bretschneider, 1987), стр. 111.
  22. ^ Мартин, Культовые изображения римского храма, стр. 108, 111.
  23. ^ Плиний, Естественная история 34.54, 34.60.
  24. ^ Как резюмировал Брунелла Джермини, Статуи строгого стиля в Риме: использование и оценка греческого стиля в римском контексте («L'Erma» di Bretschneider, 2008), стр. 23–24. Идентификация Коарелли частично основана на мимолетной ссылке в Татиане , Oratio ad Graecos 34 (цитируемой Джермини как 54), на скульптуру Пифагора, изображающую Полиника и Этеокла , враждующих братьев из Фив.
  25. ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156; Мартин, Культовые изображения римского храма, с. 106.
  26. ^ Питер Стюарт, Статуи в римском обществе: репрезентация и реакция (Oxford University Press, 2003), стр. 151.
  27. ^ Прокопий , Белл. Гот. 1.15.11.
  28. ^ Как отметил Ричардсон, Новый топографический словарь, стр. 156.
  29. ^ Кларк, Божественные качества, с. 177.
  30. ^ Цицерон, Очки 4.126; Кларк, Божественные качества, с. 178.
  31. ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
  32. ^ Кларк, Божественные качества, с. 130.
  33. ^ Согласно Fasti Pinciani и Fasti Allifani = Degrassi (1963) 47 и 179 = Inscriptiones Italicae XIII.2, 47, 178 с 488.
  34. ^ Эрик М. Орлин, Храмы, религия и политика в Римской республике (Brill, 1997), с. 195.
  35. ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 169.
  36. ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
  37. ^ Краткое изложение взглядов Кларка, Божественные качества, стр. 129, примечание 37.
  38. ^ Макс Мюллер, «Форс, Фортуна», Лекция XVII из Гиффордских лекций, прочитанных в Университете Глазго в 1888 году, в Собрании сочинений (1899), том. 1, с. 475.
  39. ^ Фаулер, Римские фестивали, стр. 164–165.
  40. ^ Кларк, Божественные качества, с. 130; Торелли, «Топография и археология Рима», стр. 92–93.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb5dce91c2ad405b9ec15a30400057e4__1722992100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/e4/cb5dce91c2ad405b9ec15a30400057e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fortuna Huiusce Diei - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)