Сегодняшняя удача

Fortuna Huiusce Diei («Счастье этого дня» или «Сегодняшняя удача»). [ 1 ] ) была аспектом богини Фортуны , известной прежде всего своим храмом в районе Сакра ди Ларго Аргентина в Риме. [ 2 ] Цицерон относит ее к числу божеств, которых следует культивировать в его идеальном состоянии, потому что «она наделяет силой каждый день». [ 3 ] Таким образом, она воплощает важный аспект времени, каким оно представлено в римской религии : каждый день года имел особую и могущественную природу, за знание которой и согласование ее с сообществом несли общественные священники посредством религиозного календаря . [ 4 ]
Храм
[ редактировать ]Храм Фортуны Уиуше-Диеи на Священной территории был заложен Квием Лутацием Катулом в битве при Верселлах в 101 г. до н.э. [ 5 ] Это единственный известный храм этой богини и, вероятно, первый. [ 6 ] Его основание относится к периоду религиозных инноваций, с появлением новых культовых титулов для традиционных римских божеств и растущей тенденцией к принятию импортированных богов, особенно греческих, через теологическую и художественную интерпретацию . [ 7 ] Сам Катул был известен как любитель греческой культуры как в своем вкусе к искусству и поэзии, так и в вопросах образа жизни. Архитектурный дизайн храма отражает культурный синкретизм : фронтальность его подиума сделала бы акцент на культовой статуе в римской манере, но некоторые аспекты являются эллинистическими . [ 8 ]

В просторечии храм был известен как aedes Catuli , «храм Катула», что указывает на то, что общественные сооружения служили памятниками своим строителям. [ 9 ] В строительстве этого храма и портика, известного как Портик Катула , Катул соревновался со своим сокомандующим и по консульству коллегой Гаем Марием . Хотя эти двое отпраздновали совместный триумф , они стали непримиримыми политическими соперниками, и Катул чувствовал, что Марий получил непропорционально большую заслугу в исходе войны. Общественные здания были формой «саморекламы» в конкуренции среди правящей элиты Рима. Выбор Фортуны в качестве божества, почитаемого Катулом, связывает его самопрезентацию с самопрезентацией Суллы , который служил под его началом и позже принял имя Феликс , «Счастливчик». [ 10 ]

Современный научный консенсус отождествляет храм с местом, известным как Храм B в Ларго ди Торре Аргентина в Риме, богатым археологическим памятником на древнем Марсовом поле . Конструкция могла вторгнуться в более ранний храм, обычно отождествляемый с храмом Ютурны , и в некоторых случаях такое разделение пространства божествами указывает на взаимодополняющие функции. [ 11 ] Храм Ютурны (Храм А) был заложен предком Катула Гаем Лутацием Катулом во время Первой Пунической войны . Таким образом, общественная известность рода Lutatia была усилена их сочетанием. [ 12 ]
Варрон предполагает, что храмовое здание ( aedes ) относилось к менее распространенному типу толуса , [ 13 ] круглые, как у Геркулеса на Бычьем форуме и в цирке Фламиния , и имеющие колоннаду . [ 14 ] Его размещение рядом с Виллой Публика способствовало идентификации руин Священной площади как этого храма. [ 15 ] В описании Лоуренса Ричардсона, «Новый топографический словарь Древнего Рима» (1992),
Храм возвышается на низком подиуме с широкой лестницей , ведущей на восток. Периптер туфа состоял из восемнадцати коринфских колонн , валов из , а оснований и капителей из травертина . Стены из бетона, облицованные opus incertum , подиум облицован плитами и лепниной из туфа . [ 16 ]
Целла . была снесена и позже перестроена, чтобы установить «огромное» основание для колоссальной культовой статуи [ 17 ]
Культовая статуя
[ редактировать ]
Колоссальный акролит был обнаружен в Священной площади между храмами, известными как B и C. В I веке до нашей эры колоссальные статуи в Риме были немногочисленны и, за редкими исключениями, изображали божеств, а не людей. [ 18 ] Акролит высотой почти 8 метров, вероятно, был культовой статуей Фортуны Уиуше-Диеи . [ 19 ] Ее голова, руки и ноги кажутся сделанными из парийского мрамора . [ 20 ] Драпировка, вероятно, была из бронзы , но расположение мраморных частей снаружи храма позволяет предположить, что статую снесли, а металл убрали после того, как Римская империя перешла под власть христиан . [ 21 ] Сравнение положения сохранившихся частей с другими культовыми статуями позволяет предположить, что богиня была изображена стоящей, но приводились также аргументы в пользу сидячей позиции. Следы на ее правой руке позволяют предположить, что она держала что-то, вероятно, рог изобилия , обычный атрибут Фортуны. [ 22 ]
Художественные произведения
[ редактировать ]В храме размещалось множество статуй ведущих греческих скульпторов , в том числе семь обнаженных фигур и старик Пифагора Самосского , а также три работы, приписываемые Фидию , две драпированные фигуры (паллиата) и колоссальная обнаженная фигура. [ 23 ] Филиппо Коарелли утверждал, что произведения Пифагора изображали Семь против Фив , где Амфиарай был стариком, хотя возражали, что Семь будут одеты в боевую форму, а не обнажены. [ 24 ] Одной из драпированных скульптур Фидия была Афина, посвященная Эмилию Павлу , младшему родственнику полководца, победившего при Пидне . [ 25 ] В 168 г. до н. э. полководец Эмилий Павел вернул 250 повозок, нагруженных награбленными картинами и скульптурами, в том числе Афиной . [ 26 ]
В VI веке нашей эры в одном храме Фортуны в Риме хранилась каменная копия палладия, привезенного из Трои . [ 27 ] но, учитывая количество храмов Фортуны, существует мало оснований полагать, что эта копия находилась в Фортуне Уиуше-Диеи . [ 28 ]
Храм Фортуны Уиуше-Диеи был одним из нескольких, выполнявших второстепенную функцию художественных музеев, которые посещали ради выставленных в них произведений искусства. [ 29 ] Цицерон особенно рекомендует этот храм как место для просмотра изобразительного искусства тем, кто недостаточно богат, чтобы владеть коллекциями. [ 30 ] Ни одна из работ, предположительно выставленных там, не была найдена и опознана, за исключением главной культовой статуи.
В календаре
[ редактировать ]Храм Фортуны Уиуше-Диеи был освящен 30 июля, в годовщину битвы при Верселлах. [ 31 ] и день, когда Катул дал обет. [ 32 ] Его dies natalis ежегодно отмечался публичным жертвоприношением богине. [ 33 ] и его место в официальном календаре указывает на то, что, хотя храм был обетован и спонсирован частным образом, культ Фортуны Уиуше-Диеи был частью государственной религии. [ 34 ] Начиная с 45 г. до н.э., день фестиваля совпадал с последним днем Ludi Victoriae Caesaris , десяти дней игр ( ludi ), проводимых в честь Юлия Цезаря . [ 35 ]
Палатинский храм
[ редактировать ]Храм Фортуны Уиуше-Диеи на Палатинском холме предполагает наличие района под названием Викус- Уиуше-Диеи , но отсутствие каких-либо других свидетельств и имени Фортуна оставляет вопрос открытым. [ 36 ] Возможно, это была частная святыня, расположенная в Катула портике X. в регионе По мнению меньшинства, это был более ранний храм Фортуны Уиуше-Диеи, построенный Л. Эмилием Павлом Македонским после Пидны, и что он посвятил там Афину Фидия. [ 37 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Компаративист 19-го века Макс Мюллер рассматривал Фортуну Уиуше Дьеи как самую раннюю форму Фортуны, олицетворяющую яркий свет каждого дня, «богиню доброго утра», сравнимую с ведическими Ушас . [ 38 ] Эпитет Huiusce Diei , однако, не упоминается в ранний период, и Уильям Уорд Фаулер , чьи работы начала 20-го века о римских праздниках остаются стандартным справочником, усомнился в характеристике Фортуны как богини рассвета . [ 39 ] Филиппо Коарелли Мнение о том, что Фортуна Уиуске Дьеи руководила ежедневным распределением зерна в городе, не получило широкого распространения в англоязычных кругах. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Гэри Форсайт, Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории (Routledge, 2012), стр. 19.
- ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 156.
- ^ Цицерон, Законы 2.28: ибо они действительны каждый день ; Форсайт, Время в римской религии, с. 19; Анна Кларк , Божественные качества: культ и сообщество в республиканском Риме (Oxford University Press, 2007), стр. 130
- ^ Форсайт, Время в римской религии, с. 19; Кларк, Божественные качества, стр. 129–130.
- ^ Плутарх , Жизнь Мариуса 26.2.
- ^ Если современные ученые правы, отвергая более ранний храм на Палатине ; Кларк, Божественные качества, с. 129.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), стр. 343.
- ^ Кларк, Божественные качества, с. 130; Марио Торелли, «Топография и археология Рима», перевод Хелен Фрачкиа, в книге «Спутник Римской республики» (Блэквелл, 2010), стр. 95.
- ^ Кларк, Божественные качества, с. 130.
- ^ Гарриет И. Флауэр, Римские республики (Harvard University Press, 2010), стр. 167–168.
- ^ Майкл Липка, Римские боги: концептуальный подход (Brill, 2009), стр. 22.
- ^ Хилари Беккер, «Экономическое влияние этрусского храма: элиты, посвящения и демонстрация», в книге « Вотивы, места и ритуалы в этрусской религии: исследования в честь Джин Макинтош Турфа» (Brill, 2009), стр. 92.
- ^ Варрон, De re Rustica 3.5.12; также aedes у Плиния Старшего , Natural History 34.54.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156; Липка, Римские боги, с. 91.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
- ^ Пол Рехак, Империум и Космос: Август и Северное Марсово поле, под редакцией Джона К. Янгера (University of Wisconsin Press, 2006), стр. 41.
- ^ Кларк, Божественные качества, с. 129.
- ^ Кларк, Божественные качества, с. 130.
- ^ Ханц Гюнтер Мартин, Культовые изображения римского храма: археологическое исследование поздней республики («L'Erma» di Bretschneider, 1987), стр. 111.
- ^ Мартин, Культовые изображения римского храма, стр. 108, 111.
- ^ Плиний, Естественная история 34.54, 34.60.
- ^ Как резюмировал Брунелла Джермини, Статуи строгого стиля в Риме: использование и оценка греческого стиля в римском контексте («L'Erma» di Bretschneider, 2008), стр. 23–24. Идентификация Коарелли частично основана на мимолетной ссылке в Татиане , Oratio ad Graecos 34 (цитируемой Джермини как 54), на скульптуру Пифагора, изображающую Полиника и Этеокла , враждующих братьев из Фив.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156; Мартин, Культовые изображения римского храма, с. 106.
- ^ Питер Стюарт, Статуи в римском обществе: репрезентация и реакция (Oxford University Press, 2003), стр. 151.
- ^ Прокопий , Белл. Гот. 1.15.11.
- ^ Как отметил Ричардсон, Новый топографический словарь, стр. 156.
- ^ Кларк, Божественные качества, с. 177.
- ^ Цицерон, Очки 4.126; Кларк, Божественные качества, с. 178.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
- ^ Кларк, Божественные качества, с. 130.
- ^ Согласно Fasti Pinciani и Fasti Allifani = Degrassi (1963) 47 и 179 = Inscriptiones Italicae XIII.2, 47, 178 с 488.
- ^ Эрик М. Орлин, Храмы, религия и политика в Римской республике (Brill, 1997), с. 195.
- ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 169.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 156.
- ^ Краткое изложение взглядов Кларка, Божественные качества, стр. 129, примечание 37.
- ^ Макс Мюллер, «Форс, Фортуна», Лекция XVII из Гиффордских лекций, прочитанных в Университете Глазго в 1888 году, в Собрании сочинений (1899), том. 1, с. 475.
- ^ Фаулер, Римские фестивали, стр. 164–165.
- ^ Кларк, Божественные качества, с. 130; Торелли, «Топография и археология Рима», стр. 92–93.