Пиджао народ
![]() | Эта статья включает в себя список ссылок , связанных счетов или внешних ссылок , но ее источники остаются неясными, потому что в ней не хватает встроенных цитат . ( Ноябрь 2010 ) |
Натагайма, Койайма | |
---|---|
![]() Статуя Пиджао в ibagué | |
Общая численность населения | |
58,810 (2005) | |
Регионы со значительным населением | |
Толима , ![]() | |
Языки | |
Пиджао , колумбийский испанский | |
Религия | |
Традиционная религия, католицизм | |
Связанные этнические группы | |
Панч , Quimbaya , Guayupes |
Pijao Pixao (также Piajao , ) , Pinao - коренные народы Колумбии из
Этнография
[ редактировать ]Пиджао или Пиджаос сформировали свободную федерацию индейцев и жили в современном департаменте Толимы , Колумбия. В доколумбийские времена они населяли центральные диапазоны колумбийских Анд ; Между снежными горами Уилы , Толимы и Квиндио , Верхняя долина реки Магдалена и Верхняя доль -дель -Каука в Колумбии. У них не было строгой иерархии, и они не создавали империю.
Вождь был основан на расширенном семейном клане с происхождением. Люди не жили в отдельных домохозяйствах, собранных в деревнях; Вместо этого они жили в тщательно построенных крупных коммунальных домах, сделанных из Бахареке , которые были размещены на расстояниях.
Они использовали костры, чтобы общаться с дымовыми знаками, и они использовались для совокупности различных общественных мероприятий. Как и многие древние народы, они полагались на водные пути для маршрутов транспортировки; И из -за их навигационных навыков и знаний может довольно быстро обойти большую часть своей территории. Они назвали своих лучших навигаторов Боха (Бога). Их лодки назывались каноха ( каноэ ) и были вырезаны из одного куска самана Вуда.
Пиджао были экспертами в области металлургии, производства золотых статей и одежды. Их работа была замечена в золотых артефактах из культур Толимы, Куимбая , Калимы и Каука . Они использовали такие методы, как литье «Потерянное воск», катированное золото , филигри и другие методы, чтобы сделать их балаки (украшения) и другие предметы для церемониального использования, таких как Poporos (чаша с крышкой).
Как и некоторые другие древние культуры, Пиджао практиковал модификацию черепа и изменения лица, а также различные модификации тела, возможно, для выявления или отличия элит. Они привязали планки на головах младенцев, чтобы изменить свои фронтальные и затылочные области, возможно, чтобы придать им свирепость. Они также модифицировали форму своих верхних и нижних конечностей, используя скорректированные веревки (переплетенные веревки волокна). Они изменили внешний вид носа, разрушая носовую перегородку. Они пронзили нос и доли ушей, чтобы носить золотые украшения и украшения, символизирующие их религию. Они назвали эти украшения тела wua-la-ka ( Балак ). Короны элиты были сделаны из нескольких драгоценных материалов; Кроме того, они носили церемониальные маски, перьевые короны, браслеты, украшения для носа и другие предметы.
Они нарисовали красные свои тела для коммунальных событий с порошкообразным ахиотом ( би-ха или биджа ). [ 1 ] Их собрания, также известные как Мингас , были проведены под широким оттенком деревьев Ceiba . CEIBA считался символом великого дома богатой, щедрой и материнской природы. Здесь они провели военные церемонии, венчали вождей, свадебные ритуалы и другие крупные события. Большинство из них сопровождали танцы под ритм Маракаса , Фотуто , Япороджи и барабанов. Молодые одинокие женщины (девственницы) были украшены цветами.
Сельскохозяйственные средства, Пиджао жил рядом с землей в домах, сделанных из дерева и протаренной земли. Из -за тропического климата и превосходной почвы в высокогорье они смогли выращивать, собирать и выращивать многие культуры, включая картофель, юкку , кукурузу , манго , папаи , гуавы и многие другие фрукты и овощи. Они также рыбачили и охотились за мясом.
Они носили, как нестандартное платье, красиво оформленную золотую одежду, которая не покрывала их гениталии. Они нарисовали свои тела окрашенными топами бии . Испанские завоеватели изначально называли их Bipxaus ( Bija Paez ), то же самое, что и один из вождей . Позже они называли людей Пиджао, который стал считаться уничижительным.
Пиджао практиковал ритуальный каннибализм своих врагов. Испанский капитан Диего де Боканегра (один из многих военных лидеров, которые боролись с Пиджао) обвинил их в том, что они каннибалировали до 100 000 испанцев примерно в течение 50 лет. [ Цитация необходима ]
Несмотря на регулярное возвращение к испанцам вторгается, популяция Пиджао продолжала уменьшаться, и их толкали дальше на юг в высокогорье. Они начали сталкиваться с соседними племенами, такими как Coconuco , Páez , Puruhá и Cana . К середине 18-го века люди Пиджао понесли радикальные потери, в основном из-за новых инфекционных заболеваний . Миссионерские христиане также сказали на обращении и повторном образовании многих туземцев.
Испанские следовали за своими вторжениями с колонизацией большинства центральных горных и горных хребтов Анд. Через эти меры они установили Новое Королевство Гранада.
Язык
[ редактировать ]Язык Пиджао вымерлен с 1950 -х годов и не был классифицирован . Это не указано в Кауфмане (1994).
Ссылки
[ редактировать ]- ^
«Чтобы быть нежными мужчинами, нарисуйте себя биджи, это красная вещь»
- Fernando de oviedo
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренной Америки . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-509427-1 .
- Гордон -младший, Рэймонд Г. (2005). Этнолог: языки мира (15 -е изд.). Даллас, Техас: SIL International. ISBN 1-55671-159-X . (Онлайн -версия: http://www.ethnologue.com ).
- Кауфман, Терренс (1994). «Родные языки Южной Америки», в C. Mosley & Resher (Eds.), Атлас языков мира (стр. 46–76). Лондон: Routledge.