Накадзима Ха5
Да5 | |
---|---|
Тип | 14-цилиндровый двухрядный радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением. |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Авиационная компания Накадзима |
Основные приложения | Митсубиси Ки-21 Митсубиси Ки-30 Митсубиси Ки-57 Накадзима Ки-49 (Ха-41/Ха-109) Накадзима Ки-44 (Ха-41/Ха109) |
Развитый в | Накадзима Ха219 |
Nakajima Ha5 — двухрядный 14-цилиндровый с воздушным охлаждением радиальный авиационный двигатель , построенный японской авиастроительной компанией Nakajima . Двигатель представлял собой развитие более ранних однорядных японских двигателей Kotobuki и Hikari , которые объединили в себе особенности конструкций Bristol Jupiter и Pratt & Whitney R-1340 Wasp .
было построено около 7000 гражданских и 5500 военных Ха-5 Впервые представленный в виде прототипа мощностью 1000 л.с. в 1933 году, во время Второй мировой войны . У Ха-5 были отдельные кулачковые диски для переднего и заднего рядов цилиндров, как в американских моделях, вместо использования одного переднего кулачкового диска с длинными и короткими толкателями для управления обоими рядами клапанов цилиндров.
Ha-5 представлял собой двухрядное развитие Nakajima Hikari , который сам по себе был развитием Nakajima Kotobuki . Он породил несколько улучшенных вариантов, а именно Ха-41 с одноступенчатым нагнетателем и Ха-109 с двухскоростным одноступенчатым нагнетателем. Более поздний Ха-219 имел ту же конструкцию цилиндров, но был увеличен до 18 цилиндров.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1917 году Тикухей Накадзима основал «Институт самолетов» в городе Одзима в префектуре Гунма . В 1918 году они построили свой первый самолет; «Накадзима Тип 1» с двигателем американского производства. [ 1 ] В 1920 году компания отправила Кимихея Накадзиму во Францию для изучения европейских достижений, а в 1922 году открыла собственный завод по производству двигателей в Токио. Это привело к производству двигателей на базе Lawrance A-3 двухцилиндрового горизонтально-оппозитного двигателя воздушного охлаждения .
В то время Лоуренс был диковинкой. Большинство двигателей с воздушным охлаждением в то время были роторными , в которых использовались цилиндры , которые вращались вместе с гребным винтом с неподвижным коленчатым валом, чтобы улучшить охлаждение, но Кимихей подслушал, что в Англии разрабатывался двигатель с хорошей охлаждающей способностью и неподвижными цилиндрами: радиальный двигатель . Он наблюдал английский истребитель Gloster Gamecock с двигателем Bristol Jupiter , который представлял собой передовую для того времени конструкцию с устройством автоматической регулировки зазора толкателя , спиральным впускным патрубком для равномерного распределения наддувочного воздуха и четырехклапанной системой впуска и выпуска. Он приобрел лицензию на производство Юпитера в 1925 году. [ 2 ] В 1927 году после приглашения двух инженеров-инструкторов из компании «Бристоль» на заводе Накадзима были запущены в производство «Юпитер Тип 6» мощностью 420 л.с. и «Тип 7» мощностью 450 л.с. с нагнетателем.
Изучив 9-цилиндровый радиальный двигатель Pratt & Whitney Wasp , Накадзима попытался объединить положительные стороны конструкции Jupiter с рациональной конструкцией Wasp. Затем Накадзима в качестве инженерных упражнений произвел серию типов двигателей, названных «AA», «AB», «AC» и «AD». [ 1 ] Следующая конструкция двигателя, «AE», была инновационной, с диаметром цилиндра 160 мм и ходом поршня 170 мм.
Были изготовлены прототипы и проведены эксплуатационные испытания, но этот двигатель не был принят на вооружение из-за его очень сложной конструкции. Накадзима продолжал тестировать различные конструкции цилиндров. В 1929 году была завершена конструкция «АН» с диаметром цилиндра и ходом поршня 146 × 160 мм и полным рабочим объемом 24,1 л. Это должна была быть окончательная версия базовой конструкции двигателя. [ 1 ]
В июне 1930 года первый прототип был построен и летом прошел испытания на прочность для утверждения типа. Затем начались летные испытания на самолете-носителе Nakajima A2N . Накадзима успешно разработал первый оригинальный японский 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения « Котобуки » мощностью 450 л.с., который со временем был развит в Ха-5 и его преемниках. В декабре 1931 года этот двигатель был одобрен и принят на вооружение ВМФ для истребителя Navy Type 96 Carrier . Двигатель получил название «Котобуки» в связи с двигателем Юпитера. [ 1 ]
Двигатель «Котобуки» был усовершенствован и преобразован в двигатель « Хикари (легкий)» с увеличенным до предела цилиндра диаметром цилиндра и ходом поршня (160×180 мм при рабочем объеме 32,6 л), при этом мощность была увеличена до 720 л.с. ПС. «Хикари» использовался в авианосных истребителях Тип 95 и авианосных штурмовиках Тип 96 . [ 1 ]
Накадзима знал, что потребуются двигатели большей мощности, и начал работу над Ха-5, новой 14-цилиндровой двухрядной конструкцией, основанной на цилиндре 160×180 мм «Хикари». Прототип двигателя Ха-5 был построен в 1933 году и имел мощность 1000 л.с. Усовершенствованный Ха-5 был разработан как двигатель мощностью 1500 л.с. Всего для армии было произведено около 5500 двигателей Ха-5. [ 1 ]
Позже, когда вес самолетов увеличился и потребовались более высокие скорости, Накадзима продолжил совершенствовать конструкцию Ха-5, создав «Ха-41» и «Ха-109», которые имели тот же диаметр цилиндра и ход поршня 146 х 160 мм, что и Ha-5, но были увеличены с 950 л.с. у Ha5 до 1260 л.с. и 1440 л.с. соответственно. Унифицированный код Ха-41 — «Ха-34». Позже двигатель был преобразован в 18-цилиндровый двухрядный двигатель под названием «Ха-219», но он так и не дошел до стадии массовой разработки до окончания войны, всего было построено 10 двигателей. Во всех этих двигателях использовались по существу одинаковые головки цилиндров, различия заключались в системах наддува и максимальных оборотах двигателя в минуту.
Ха-5 и Ха-41 имели одинаковую массу - 630 кг, а Ха-109 - 720 кг из-за более крупной двухступенчатой системы нагнетателя. Ха-41 был основным двигателем ранних вариантов бомбардировщика Накадзима Ки-49 «Хелен» и истребителя Накадзима Ки-44 «Тодзё», более поздних версий обоих самолетов, использующих более мощный двигатель Ха-109. Ранние версии Mitsubishi Ki-21 «Салли» использовали Ха-5. Ха-41 был бы идеальной силовой установкой для самолетов, использовавших Mitsubishi Kasei , поскольку имел меньшие размеры и водоизмещение, но обеспечивал эквивалентный уровень мощности. Девять двигателей Ха-219 были переданы китайской эскадрилье для использования на новых Ки-84Н. По словам двух выживших механиков IJAAF в 1987 году, Ki-84N имел зарегистрированную скорость 448–450 миль в час при высоте потолка 42 254 фута при использовании аварийного электропитания во время войны. Чтобы двигатель продолжал работать, требовалось серьезное обслуживание, и он перегревался при полете на малых скоростях. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]- Да5
- 634 кВт (850 л.с.), базовая конструкция (используется на Mitsubishi Ki-21 Army Type 97) тяжелом бомбардировщике [ 4 ]
- Ха5-КАИ
- б/у 634 кВт (850 л.с.), ( Mitsubishi Ki-30 ) [ 5 ]
- Да5
- 660 кВт (890 л.с.) (используются Nakajima Ki-19 ) [ 6 ]
- Ха5-КАИ
- 708 кВт (950 л.с.) (используется на Mitsubishi Ki-57 и Ki-57-I Army Type 100 Transport Model 1) [ 7 ]
- Ха5-КАИ
- Взлетная мощность 708 кВт (950 л.с.), 805 кВт (960 л.с.) на высоте 3000 м (11 810 футов) (используется на Mitsubishi Ki-30 и на первом прототипе Nakajima Ki-49 Donryu) [ 8 ]
- Ха5-КАИ
- Взлетная мощность 708 кВт (950 л.с.), 805 кВт (1080 л.с.) на высоте 4000 м (13 125 футов), (используется на Mitsubishi Ki-21-I Army Type 97 Heavy Bomber Model 1 и Ki-21-Ia, Army Type 97) Тяжелый бомбардировщик Модель 1А) [ 4 ]
- Ха41
- 1260 л.с. при взлете 2500 об/мин, 1260 л.с. при 2450 об/мин на высоте 3700 м
- Ха109
- 1500 л.с. при взлете 2650 об/мин, 1440 л.с. при 2600 об/мин на высоте 5200 м
- Ха219
- 1895 кВт (2541 л.с.) (10 построено на прототипах Tachikawa Ki-94-2, Ki-87 и Ki-84-N конца войны, наиболее разрушенных после войны с документами.
Приложения
[ редактировать ]Двигатель Ha5 использовался для питания:
Двигатель Ha41 использовался для привода:
- Накадзима Ки-49 -И Донрю («Хелен»)
- Накадзима Ки-44 -И Сёки («Тодзё»)
Двигатель Ha109 использовался для привода:
- Накадзима Ки-49 -II
- Накадзима Ки-44 -II
Технические характеристики (Накадзима Ха-5)
[ редактировать ]Данные разработки двигателей в Накадзиме 1923–1945 гг ., История двигателей самолетов Накадзима . [ 9 ]
Общие характеристики
- Тип: 14-цилиндровый двухрядный радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения.
- Диаметр цилиндра : 146 мм (5,75 дюйма)
- Ход : 160 мм (6,3 дюйма)
- Рабочий объем : 37,5 л (2288 дюймов) 3 )
- Диаметр: 1260 мм (49,6 дюйма)
- Сухой вес : 625 кг (1378 фунтов) (720 кг Ha109)
Компоненты
- Клапанный механизм : четырехклапанная система верхнего расположения клапанов на впуске и выпуске с толкателем.
- Нагнетатель : Центробежный, рабочее колесо диаметром 280 мм с передаточным отношением 8,39:1 (Ha-5 и Ha-41), 6,55:1 и 8,55:1 для Ha-109 (двухступенчатый нагнетатель)
- Система охлаждения: с воздушным охлаждением
- Редуктор : 0,6875:1 (11/16)
Производительность
- Выходная мощность:
- 890 л.с. (663,7 кВт) при 2200 об/мин на высоте 4700 м (15 490 футов) с наддувом -50 мм (номинальная мощность)
- 950 л.с. (708,4 кВт) при 2200 об/мин с наддувом +50 мм (взлетная мощность)
- Удельная мощность : (до) 0,58 л.с./дюйм 3 до 1,02 л.с./дюйм 3
- Степень сжатия : 6,7:1
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Альфа Ромео 125
- Бристоль Меркьюри
- Бристоль Пегас
- Накадзима Котобуки
- Накадзима Ха219
- Сименс-Гальске Ш 22
Сопоставимые двигатели
- Райт R-2600 Циклон 14 / Твин Циклон
- Гном-Рона 14Н
- Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp
- Бристоль Геркулес
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Разработка двигателя в Накадзиме, 1923–1945 гг.
- ^ Ганстон 1989, стр.104.
- ^ Документальный фильм JTVD 1987 года: Последние люди
- ^ Перейти обратно: а б Франсильон стр. 162
- ^ Франсильон, стр. 167.
- ↑ Микеш и Эйб, стр. 221.
- ^ Франсильон, стр. 184.
- ^ Франсильон, стр. 228.
- ^ История двигателей самолетов Накадзима ISBN 4-87357-007-7
Библиография
[ редактировать ]- Франсильон, Р. Японская авиация Тихоокеанской войны . Аннаполис: Патнэм, 1970. SBN 370 00033 1.
- Гудвин, Майк и Старкингс, Питер (2017). Японские авиационные двигатели 1910-1945 гг . Сандомир, Польша: MMPBooks. ISBN 978-83-65281-32-6 .
- Ганстон, Билл. Всемирная энциклопедия авиационных двигателей. Кембридж, Англия. Патрик Стивенс Лимитед, 1989 год. ISBN 1-85260-163-9
- Микеш, Роберт С. и Эйб, Шорзо. Японские самолеты 1910–1941 гг . Издательство Военно-морского института, 1990. ISBN 978-1-55750-563-7