Дуглас Уилсон (офицер RAAF)
Д. Э. Л. (Дуглас) Уилсон | |
---|---|
Псевдоним(а) | "Дель" [ 1 ] |
Рожденный | Литгоу , Новый Южный Уэльс | 1 декабря 1898 г.
Умер | 1 августа 1950 г. Конкорд , Новый Южный Уэльс | ( 51 год
Похороненный | Литгоу |
Верность | Австралия |
Услуга/ | Австралийская армия (1916–23) Королевские ВВС Австралии (1923–46) |
Лет службы | 1916–1946 |
Классифицировать | Капитан группы |
Команды | Западный регион , RAAF (1945) Королевские ВВС Холм-он-Сполдинг-Мур (1943) Королевские ВВС Линтон-он-Уз (1943) Королевские ВВС Уайтон (1943) АУСГРУППА , АБДАКОМ (1942) Северо-Западный округ , RAAF (1942–43). |
Награды | Военный крест (Чехословакия) |
Капитан группы Дуглас Эрнест Ланселот « Дель » Уилсон (1 декабря 1898 — 2 августа 1950) был старшим офицером Королевских ВВС Австралии (RAAF) во время Второй мировой войны .
В начале 1942 года, будучи исполняющим обязанности коммодора авиации , Уилсон входил в состав недолговечного союзников высшего командования в Юго-Восточной Азии и юго-западной части Тихого океана — Американо-британско-голландско-австралийского командования ( ABDACOM ). После этого он был прикреплен к Королевским военно-воздушным силам (RAF) в Северо-Западной Европе и провел более года в качестве военнопленного (POW) в нацистской Германии .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Уилсон был сыном Эллен и Генри Э. Уилсонов. [ 2 ] Уилсон родился 1 декабря 1898 года в Литгоу, Новый Южный Уэльс . [ 3 ] [ 4 ] Уилсон вырос в Литгоу. [ 2 ] [ 5 ]
Вскоре после окончания Сиднейской средней школы для мальчиков в 1916 году Уилсон сдал экзамен на поступление в австралийский армейский колледж Дантрун . [ 5 ] В следующем году он поступил в колледж и оставался там до 1920 года, когда его прикомандировали к британской армии. В Великобритании Уилсон прошел обучение в Королевской гарнизонной артиллерии . [ 3 ]
Перейдя в RAAF, когда они были созданы в 1923 году, Уилсон был членом первой группы, окончившей Летную школу № 1 . Среди других, кто закончил обучение в то же время и позже стал известен в военной или гражданской авиации, были Джо Хьюитт , Фрэнк Бладин и Лестер Брэйн . [ 1 ] Будучи членом этого класса новаторов, Уилсон на протяжении всей своей карьеры носил характерный двузначный служебный номер 16 (иногда A16 ).
Позже он учился в Колледже персонала Королевских ВВС в Англии. [ 3 ]
К началу 1939 года Уилсон был назначен командиром 6-й эскадрильи RAAF , которая использовала Avro Ansons для морского патрулирования и совместных учений с Королевским военно-морским флотом Австралии .
Вторая мировая война
[ редактировать ]... упорное преследование Уилсоном [в Воздушном суде по расследованию авиакатастрофы в Канберре в 1940 году ] теории, которую невозможно было доказать, похоже, согласуется с воспоминаниями Джека Грэма о нем как о «самом странном парне, [] самом эксцентричном человеке». ...он был совершенно непредсказуемым». Джо Хьюитт , хорошо знавший Уилсона, охарактеризовал его как интроверта. «Он был, — вспоминал Хьюитт, — весьма способным скрипачом и часто погружался в игру классической музыки ». Но, как показал Воздушный суд, он не оставался в своей скорлупе, когда обстоятельства позволяли его принудительное присутствие. Шталаг Люфт III , человек, который либо «служил, либо страдал» при нем, заметил: «Боже, помоги немцам».
— Кэмерон Хэзлхерст , Десять путешествий на ферму Кэмерона: австралийская трагедия , Канберра: ANU E Press, 2013, стр. 500.

Тихий океан
[ редактировать ]Уилсон командовал станциями RAAF и занимал штабные должности в Австралии в течение первых нескольких лет войны. [ 3 ]
После крушения в Канберре в 1940 году самолета Lockheed Hudson RAAF, в результате которого погибли 10 человек, в том числе три члена кабинета министров армии и начальник генерального штаба (генерал сэр Бруденелл Уайт ), Уилсон был назначен техническим помощником Артура Дина , советника, помогающего ВВС. Следственный суд, который последовал за этим. [ 1 ]
В конце 1941 года Уилсон – в звании исполняющего обязанности коммодора авиации – был назначен командующим Северо-Западным районом (NWA), недавно сформированным командованием RAAF со штаб-квартирой в RAAF Darwin . [ 3 ] 20 января 1942 года австралийское правительство временно передало ABDACOM оперативный контроль над вооруженными силами на севере Австралии : [ 6 ] амбициозное, но недолговечное и беспорядочное высшее командование, охватывающее силы союзников по всей Юго-Восточной Азии и юго-западной части Тихого океана. В результате Вильсон номинально возглавил подкомандование ABDACOM , AUSGROUP (иногда «Дарвинское командование»): помимо NWA, AUSGROUP номинально контролировала военную авиацию союзников в голландской Новой Гвинее , Молуккском море и северной части западного района RAAF . [ 7 ] Непосредственным начальником Вильсона был командующий военно-воздушными силами союзников ( ABDAIR ) маршал авиации сэр Ричард Пирс (RAF), который подчинялся непосредственно генералу сэру Арчибальду Уэйвеллу (британская армия), верховному главнокомандующему ABDACOM , штаб которого находился в Бандунге (Бандоенг), в Ява .
Заметив, что любая концентрация средств военной авиации, самолетов и личного состава на относительно небольшом аэродроме делает его уязвимым и привлекательным для атак противника, Вильсон начал рассматривать возможность рассредоточения и децентрализации. После сообщений 27 января о том, что грозный японский объединенный авианосный флот вошел в море Флорес , Вильсон приказал рассредоточить силы RAAF Darwin. Оборудование и персонал для ремонта и технического обслуживания были перевезены в Дейли-Уотерс , почти на 300 миль (480 км) южнее. [ 8 ] Однако, когда Вильсон также приказал передать устаревшие самолеты (пять учебно-тренировочных самолетов CAC Wirraway, принадлежащих 12-й эскадрилье RAAF ) Дейли Уотерсу, его решение было отменено заместителем начальника штаба авиации, вице-маршалом авиации Уильямом Бостоком . (Три самолета Wirraway были повреждены и списаны после первого воздушного налета на Дарвин - см. Ниже.) [ 8 ] Примерно в то же время Уилсон приказал арестовать мирного жителя, подозреваемого в подаче сигналов вражеским судам с помощью импровизированной сигнальной лампы , недалеко от RAAF Darwin. [ 9 ] В начале февраля NWA был проинспектирован коммодором авиации Джорджем Джонсом (вскоре назначенным начальником штаба авиации ), который сообщил о недостатках морального духа и исправности самолетов среди ее боевых подразделений: 2 , 12 и 13 эскадрилий. [ 10 ]
19 февраля, когда Уилсон выполнял обязанности ABDACOM на Яве, Дарвин подвергся массированному воздушному налету . Союзники понесли значительные потери: погибло не менее 236 мирных жителей и военнослужащих, в гавани Дарвина было потоплено 11 судов и уничтожен 31 самолет. [ 11 ] [ 12 ] Единственные присутствовавшие истребители, эскадрилья P-40E Warhawks , ВВС США были разбиты и/или уничтожены на земле. К концу марта сопротивление союзников в Голландской Ост-Индии было подавлено, и ABDA было распущено вместе со своими подкомандованиями. Подвергнутые критике за подготовку к первым воздушным налетам и реакцию на них, Уилсон, его заместитель, капитан группы Фредерик Шергер и командир станции RAAF Дарвин, командир звена Стерт Гриффит, были отправлены из NWA.
Европа
[ редактировать ]Уилсон был прикреплен по обмену к Королевским ВВС в январе 1943 года и отправлен в качестве капитана группы в Великобританию, где он занимал пост командующего на трех бомбардировочных командных станциях Королевских ВВС подряд: Королевских ВВС Уитон , Королевских ВВС Линтон-он-Уз и Королевских ВВС Холм. -он-Сполдинг Мур . [ 3 ]
В этот период бомбардировочное командование участвовало в решающей стратегической бомбардировке Рура , где была сосредоточена немецкая военная промышленность. Эти цели были хорошо защищены, и потери союзников были значительными. Количество потерь в сочетании, по-видимому, с резким тоном инструкций Вильсона экипажам, находившимся под его командованием, вызвало антипатию у некоторых из них. Например, один пилот, лейтенант Рон Рид (RAF), заметил, что
- Уилсон был сухим и лишенным чувства юмора австралийцем, который... не имел [прямого] опыта... в боевых действиях. Что сделало его очень непопулярным, так это его позиция на первых двух брифингах, когда он говорил нам, большинству... ветеранам многих операций, как нам следует продолжать... атаковать тяжелые цели в Руре, что мы и делали два или три раза. в некоторых случаях неделю. [ 13 ]
По словам Рида, старший экипаж предложил Уилсону, что, возможно, ему самому следует отправиться на операцию, полагая, что после этого он, возможно, не будет «так критичен» или, «мы лукаво подумали… может сам пойти на отбивную» (т. е. быть застреленным). вниз).
Вильсон совершил боевой полет в первый и единственный раз в ночь с 22 на 23 июня 1943 года. [ 3 ] Официально он был вторым пилотом Handley Page Halifax Mk V, DK224 (код эскадрильи «MP-Q») из 76-й эскадрильи RAF под командованием пилота-офицера Джеймса Кэрри (RAF). DK224 был последним бомбардировщиком, который той ночью достиг и бомбил цель в Мюльхайме , Германия. [ 14 ] На обратном пути, примерно в 01:58, бомбардировщик подвергся атаке над Нидерландами Люфтваффе ночных истребителей аса оберлейтенанта Бааке Вернера из 1./NJG1 . [ 15 ] После того, как «Галифакс» был серьезно поврежден Бааке и органы управления перестали реагировать, Кэрри приказала экипажу выпрыгнуть с парашютом. Бортинженер сержант Ричард Хьюк (ВВС Великобритании) погиб из-за неисправности парашюта; остальные участники благополучно приземлились недалеко от замка Зуйлен .
Хотя вскоре после этого несколько членов экипажа были схвачены, Уилсон, Кэрри и радист сержант Эллиот МакВити (RAF) вступили в контакт с «линией отхода» голландского сопротивления, известной как Luctor et Emergo (позже Fiat Libertas ), которая была организована для контрабанды экипажей союзников. из оккупированной Европы . [ 16 ] [ 17 ] Они отправились под прикрытием в Бельгию, где были переданы более известной « линии Кометы ». Однако в первую неделю августа Уилсон, Кэрри и МакВити были задержаны в Париже гестапо или GFP и стали военнопленными (POW). [ 3 ]
В Шталаге Люфт III (SLIII), недалеко от Сагана , Силезия (ныне Жагань, Польша), Уилсон, как сообщается, помог в успешном побеге, о чем один из беглецов, лейтенант Эрик Уильямс (RAF), позже рассказал в книге, ставшей популярной. экранизация: Деревянный конь (1950). [ 3 ]
Еще более известный « Большой побег » в марте 1944 года, который произошел на другом комплексе SLIII, не затрагивал Вильсона. Однако вскоре после этого он сменил генерал-капитана Герберта Мэсси на посту старшего британского офицера (SBO) в SLIII. 17 апреля 1944 года Вильсон тайно передал официальному гостю из Швейцарского Красного Креста были указаны имена 47 военнослужащих союзников, которые, по мнению военнопленных, были убиты после Великого побега гестапо список, составленный другими военнопленными, в котором . [ 18 ] Позже было установлено, что 50 военнопленных союзников были расстреляны по личному приказу Адольфа Гитлера. (Позже Уилсон дал показания прокурорам по военным преступлениям относительно этих и других событий.)
После освобождения лагеря двое бывших военнопленных, осужденных за сотрудничество с властями Германии, выдвинули аналогичные обвинения против Вильсона. Ему не было предъявлено обвинение после того, как генеральный судья Великобритании установил, что никакого правонарушения совершено не было. [ 19 ]
Пост-был
[ редактировать ]В октябре 1945 года, после возвращения в Австралию, Уилсон был назначен командующим Западным районом RAAF в Перте . Он подал в отставку из RAAF 1 февраля 1946 года и был внесен в список в отставку 20 марта. [ 3 ]
В 1949 году Вильсон был награжден чехословацким Válečný kříž 1939–1945 («Военный крест 1939–1945»; иногда его называют «Чехословацким военным крестом»). [ 20 ] за ходатайство за Свободных чехословацких военнопленных в Шталаге Люфт III .
Он удалился в поместье в Глен-Алви, недалеко от Эбора на севере Нового Южного Уэльса. Уилсон умер после болезни в больнице Конкорд в Сиднее 2 августа 1950 года. Уилсон был похоронен рядом со своими родителями, на англиканской части кладбища Литгоу. [ 2 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кэмерон Хэзлхерст, 2013, Десять путешествий на ферму Кэмерона: австралийская трагедия , ANU E Press, стр. 474.
- ^ Jump up to: а б с FamilySearch, 2014, «Австралия, Генеалогическая библиотека Сиднейского филиала, Кладбищенские надписи, 1800–1960» (18 мая 2017 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Уилсон Дуглас Эрнест Ланселот» . НАА. Послужной список RAAF, 1923–46 гг.
- ^ Реестр рождений, смертей и браков (Новый Южный Уэльс), Уилсон, Дуглас Э.Л. , вып. 4276/1899.
- ^ Jump up to: а б « ВЫВЕДЕНИЕ» РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ» . Литгоу Меркьюри . Новый Южный Уэльс, Австралия. 24 января 1917 г. с. 2.
- ^ Дуглас Гиллисон, 1962, Том I официальных историй Второй мировой войны - Королевские ВВС Австралии, 1939–1942 . Канберра: Австралийский военный мемориал, стр. 301–3.
- ^ Генеральный штаб, Индия, 1942 г., «ABDACOM», официальный отчет о событиях в Юго-западном Тихоокеанском командовании, январь – февраль 1942 г. , Нью-Дели, правительство Индии, стр.6 , и; Луи Мортон, 1962, Армия США во Второй мировой войне. Война в Тихоокеанском регионе. Стратегия и командование: первые два года , Вашингтон, округ Колумбия, Центр военной истории , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Тимоти Холл, 2015, Дарвин 1942, Самый тёмный час Австралии , Абингдон, Великобритания/Нью-Йорк, Рутледж, с. 108.
- ^ Холл, Дарвин 1942, Самый темный час Австралии , стр. 113–4.
- ^ Питер Хелсон, 2010, Рядовой маршал авиации . Канберра: Центр развития авиации, с. 145.
- ^ Льюис, Том; Ингман, Питер (2013), Авианосная атака на Дарвин, 1942: полное руководство по австралийскому Перл-Харбору , Кент-Таун, Южная Австралия Avonmore Books, ISBN 978-0-9871519-3-3
- ^ «Библиотека Северной территории | Краткое изложение почетной грамоты» . Ntlexhibit.nt.gov.au. 19 февраля 1942 года. Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ Мартин В. Боуман, 2006, « Полет в пламя ада: впечатляющие рассказы из первых рук о летчиках Великобритании и Содружества в бомбардировочном командовании Королевских ВВС во Второй мировой войне» . Барнсли Великобритания; Перо и меч, с. 192.
- ^ Алан В. Купер, 2013 г., Воздушная битва за Рур: марш наступления британских ВВС - июль 1943 г. , Барнсли, Великобритания; Перо и меч, с. 361.
- ^ Дж. Элвин Филлипс, 1992, Долина тени смерти: отчет о ночных бомбардировках бомбардировочного командования Королевских ВВС и операциях по установке мин, включая «Битву за Рур» с 5/6 марта по 18/19 июля 1943 г. , Нью-Малден, Великобритания; Публикации по воздушным исследованиям, с. 438.
- ↑ Линии спасения Нидерландов во время Второй мировой войны, 2015, Luctola|r и Emergo/Fiat Libertas (26 мая 2017 г.).
- ↑ Ligne Comète Line – Remembrance , nd, файл C135 (на французском языке) (26 мая 2017 г.).
- ^ Саймон Рид, Человеческая игра: Охота на великих сбежавших убийц , Лондон, Констебль и Робинсон, стр. 21
- ^ Оливер Клаттон-Брок, 2003, Следы на песках времени: военнопленные бомбардировочного командования Королевских ВВС в Германии 1939–1945 , Лондон, Grub Street Publishing, стр. 181, 504.
- ↑ Приложение к London Gazette от пятницы, 7 октября 1949 г. (19 мая 2017 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Уилсон Дуглас Эрнест Ланселот (послужной список RAAF, 1923–46), серия №. A9300, контрольный символ WILSON DEL, штрих-код 5256735
- Генеральный рекламодатель Armidale Express и New England , «Смерть коммодора авиации ДЕЛ УИЛСОНА», 1 сентября 1950 г., стр. 8.
- 1898 рождений
- 1950 смертей
- Похороны в Новом Южном Уэльсе
- Австралийские авиаторы
- Королевский военный колледж, выпускники Дантруна
- Австралийские пилоты времен Второй мировой войны
- Офицеры Королевских ВВС Австралии
- Персонал Королевских ВВС Австралии времен Второй мировой войны
- Жители Литгоу, Новый Южный Уэльс
- Военнослужащие из Нового Южного Уэльса
- Кавалеры Чехословацкого военного креста.
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Офицеры австралийской армии
- Офицеры артиллерии Королевского гарнизона
- Австралийские военнопленные
- Персонал британской армии 20-го века
- Люди, получившие образование в Сиднейской средней школе для мальчиков