Дар Эйнштейна
Дар Эйнштейна | |
---|---|
![]() Обложка 2-го издания ( Playwrights Canada Press ) | |
Написал | Верн Тиссен |
Персонажи |
|
Дата премьеры | 2003 |
Место премьеры | |
Язык оригинала | Английский |
Параметр | Германия; 1905-1945 гг. |
«Дар Эйнштейна» — пьеса 2003 года, написанная канадским драматургом Верном Тиссеном и опубликованная в 2003 году издательством Playwrights Canada Press . Через воспоминания Альберта Эйнштейна пьеса фокусируется на жизни и карьере немецкого химика доктора Фрица Габера . [ 1 ] который своими работами по фиксации азота помог улучшить условия жизни . Его работа позже была использована немецкой армией для производства газообразного хлора, использованного во Второй битве при Ипре в Первой мировой войне . Поскольку доктор Хабер все активнее участвует в немецкой армии, в пьесе показано, как его действия и новые военные связи влияют на его отношения с женой Кларой и его помощником Отто. Поскольку его страсть к науке переплетается с националистической гордостью, Хабер проявляет себя как учёный, преданный стране, которая никогда не признавала его еврейское происхождение. [ 2 ]
Тема
[ редактировать ]«Дар Эйнштейна» - это пьеса-воспоминание, в которой подробно рассказывается о жизни доктора Фрица Габера с 1905 года до его смерти в 1934 году. Пьеса представлена как воспоминания Альберта Эйнштейна, когда он оглядывается на жизнь Хабера. Благодаря взаимодействию Эйнштейна, Габера, двух жен Хабера, его коллег-ученых, а также политических и военных деятелей, он рассматривает связи между чистой и прикладной наукой , верой и национализмом, воображением и знанием. [ 1 ] Фриц Габер — немецкий химик, лауреат Нобелевской премии . Габер обратился из иудаизма в христианство, чтобы продолжить свою научную карьеру, поскольку даже в то время в Германии существовала дискриминация еврейского народа. [ 1 ] [ 3 ] Он был соавтором процесса Габера-Боша . Этот процесс, используемый для производства аммиака , произвел революцию в производстве сельскохозяйственных удобрений. Это изобретение помогло предотвратить голодную смерть миллионов людей. Однако он также был причастен к использованию газообразного хлора немецкими военными. Этот газ использовался в качестве оружия в Ипре во время Первой мировой войны. Лаборатория Хабера также разработала пестицид на основе цианида Циклон А, предшественник печально известного Циклона Б.
Первый акт направлен на развитие значимых, но сложных отношений между персонажами Эйнштейном и Габером, опираясь на динамические различия между их научными и моральными принципами. Мораль, которая обсуждается между (Альбертом) Эйнштейном и Хабером во время этого акта, включает национальность, религию/веру и то, что значит изменить эти факторы в своей жизни; например, Хабер не полностью принимает христианство , но крестится , чтобы увеличить свои шансы на получение профессорской должности. Решение Хабера креститься продиктовано его карьерными целями. Это не только демонстрирует его преданность науке, но и его стремление приобрести славу и признание как учёный.
Очень рано выясняется, что Эйнштейн и Габер являются противоположностями друг друга, оба имеют совершенно разные взгляды на жизнь и будущее науки. В то время как Эйнштейна не особо заботит его национальность и культурная самобытность, Габер, будучи убежденным националистом, чувствует себя обязанным служить своей стране. В первой сцене Хабер восхваляет немецкую систему образования как «лучшую в мире», в то время как Эйнштейн возражает, что быть немцем, рожденным и воспитанным, «не является для него привилегией», ненавидя структуру и связывая между собой различные позиции двух блестящие учёные по национальности и научным убеждениям (Тиссен 10). Их разные взгляды возникают позже, когда эти двое снова оказываются в противоречии друг с другом из-за их противоположных взглядов на науку: Хабер высмеивает непрактичность физики, а Эйнштейн считает химию лишенной воображения. Их разные взгляды на участие науки в войне создают напряженность между пацифистом Альбертом Эйнштейном и Хабером, в котором участвовала война. Хабер утверждал, что, если бы он помогал военным в производстве и использовании смертоносного газообразного хлора, война закончилась бы раньше из-за эффективности этого газа в позиционной войне. Эйнштейн, однако, полагал, что наука ни при каких обстоятельствах не должна использоваться для таких целей.
Помимо дискриминации по отношению к религии, о которой говорится в пьесе, есть тема предрассудков по отношению к женщинам в начале ХХ века. Сосредоточив внимание на научном сообществе, когда женщины начали продвигаться во многих областях науки, оно представлено в пьесе через химика и жену Фрица Хабера Клару Иммервар, первую женщину, получившую докторскую степень в Университете Бреслау . Клара тоже была еврейкой немецкого происхождения.
Тиссен представляет нестереотипных ученых с различными точками зрения на свои дисциплины: Хабер готов пойти на компромисс со своей верой, людьми в своей жизни и моралью ради продвижения своих карьерных амбиций посредством практического использования науки; Жена Хабера Клара занимается наукой, чтобы служить всеобщему благу, применяя свою работу; Эйнштейн считает, что наука состоит из идей и воображения; и Отто только хочет изменить ситуацию. В этой пьесе столкновение идеологий этих ученых исследуется через их отношения. С одной стороны, взгляды Хабера расходятся с его помощником Отто, который в первом действии изображается как молодой человек-идеалист, который искренне верит, что наука принесет лучшее будущее, и не желает никакой власти или признания своих усилий; Хабер, с другой стороны, по приказу генерала немецкой армии Даймлинга отдает приказ выпустить газообразный хлор, что приводит к гибели нескольких вражеских солдат, опасаясь, что его лишат драгоценных званий и должностей, если он не подчинится. . Стремление Хабера продвинуться по карьерной лестнице, развивая химическое оружие также серьезно усложняет его отношения с женой Кларой Иммервар. Клара и Хабер верят в практическое применение науки. Но Клара больше заинтересована в служении «большому человечеству», в то время как Хабер больше озабочен помощью своей стране, продвижением своей карьеры и, по мнению Клары, получением признания. Это заставляет Клару постоянно бросать вызов Хаберу. Своими аргументами и критикой Клара показывает, насколько Хабер стал чрезмерно одержим идеей быть принятым страной, которая, по ее словам, никогда не увидит в нем «настоящего немца».
В финальной сцене первого акта Хабер вместе с полковником Петерсоном и генералом Даймлингом выпускают газообразный хлор в Ипре, чтобы «создать хаос». Хабер надеется, что выброс газообразного хлора резко остановит войну; однако Даймлинг игнорирует стратегию Хабера и приказывает ему выпустить ее без «полных резервов». Хабер слушает генерала Даймлинга из-за его недостатка в стремлении к славе и признанию. Отто, помощник Хабера, замечает, что Хабер сделает все возможное для развития своей карьеры, даже если это будет связано с убийством других мужчин. Это подтверждается комментарием Даймлинга: «Молодец, Хабер. Я уверен, что повышение до капитана будет уместным...» После того, как был выпущен газообразный хлор, Хабер воочию видит массовое убийство, которое он устроил, чтобы прославиться. . Его действия не только поразили его произошедшим злодеянием, но и привели к самоубийству его жены. Она покончила с собой, потому что чувствовала себя преданной своим мужем, и не могла жить с осознанием того, что ее муж использовал научные процессы, в которых они вместе создали, во зло, а не для первоначальной цели создания более продуктивного общества.
В предпоследней сцене второго акта Эйнштейн делится с Хабером своим мнением о различиях в их подходах к жизни и науке. Эйнштейн объясняет, что он недостоин по сравнению с Габером, потому что он «[держался] на безопасном расстоянии от жизни» и жил внутри себя, тогда как Габер «боролся с миром» и поэтому больше заслуживает признания, похвалы и уважения.
В своей пьесе «Дар Эйнштейна » Тайссен исследует баланс между карьерными амбициями и моралью; вера и национальность; и практичность и воображение; Сопоставляя двух блестящих ученых с противоположными точками зрения на общую дисциплину, Тайссен демонстрирует, что отсутствие баланса между обоими учеными приводит к их падению.
В постановке The Gateway Theater и Firehall Theater 2005 года декорации состоят из нескольких платформ, на которых покрываются различные математические уравнения. [ 4 ]
Бросать
[ редактировать ]Персонажей играли разные актеры в разных постановках:
- Эйнштейн: Шон Эллиотт , Джеймс Макдональд
- Автор: Рон Гальдер; Асиф Мандви
- Клара: Кэтлин Дюборг; Мелисса Фридман
- Лотта (вторая жена Хабера): Сара Дональд
- Отто (помощник Хабера): Дэниел Арнольд
Экипаж
[ редактировать ]В разных постановках должности съемочной группы занимали разные люди: [ 4 ] [ 5 ]
- Сценарист: Верн Тиссен
- Режиссер: Донна Спенсер; Рон Рассел, Дэвид Сторч
- Хореограф: Мишель Гимон
- Хореограф боевых искусств: Николас Харрисон
- Дизайн костюмов: Ребекка Соренсен.
- Художник-постановщик: Филлип Тидд, Бретта Гереке.
- Музыка и звуковое оформление: Тед Хэмилтон.
- Освещение: Джеймс Праудфут
- Режиссер-постановщик: Анжела Больё
Производство
[ редактировать ]Спектакль был поставлен по адресу: [ 6 ]
- 2003 Театр Цитадель , Эдмонтон
- 2003 Театр и компания, Китченер, Онтарио
- 2005 Театр Желудь , Театральный центр Epic , Нью-Йорк [ 7 ]
- 2005 Театр Gateway и Театр Firehall, Британская Колумбия
- 2011 Театр Карусель, Британская Колумбия (Enemies of the Stage)
- Виннипегский еврейский театр
- Театр Магнус
- Большой театр
Награды
[ редактировать ]- Книжная премия Альберты 2003: номинирована [ 6 ]
- 2003 г Литературная премия генерал-губернатора .: выиграна (драма) [ 1 ]
- , 2003 г Премия Элизабет Стерлинг Хейнс .: 5 номинаций [ 1 ]
- Конкурс канадских еврейских драматургов 1999 года: победа [ 1 ]
Критический прием
[ редактировать ]Спектакль имел некоторый успех и, следовательно, подвергся некоторой критике: New York Times Theater Review утверждает, что «науке, возможно, потребуется меньше сахара, чем предполагают г-н Тиссен и компания Epic Theater»; тогда как, к.т.н. Театральный критик Ирен Бакаленик пишет для www.Jewish-theatre.com: «Дар Эйнштейна – это подарок всем нам».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Подарок Эйнштейна» . Playwrightscanada.com. Архивировано из оригинала 9 августа 2011 г. Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ «Верн Тиссен — Дар Эйнштейна» . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ «Все о еврейском театре: дар Эйнштейна — подарок всем нам» . Jewish-theatre.com. Архивировано из оригинала 19 октября 2007 г. Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Томас, Колин (20 января 2005 г.). «Подарок Эйнштейна | Ванкувер, Британская Колумбия» . Straight.com . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ «Дар Эйнштейна: обзор Ванкувер: Пенистан» . обзор Ванкувер . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Верн Тиссен» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Стивенс, Андреа (08 октября 2005 г.). «Дар Эйнштейна — Рецензия — Театр — Нью-Йорк Таймс» . Theatre.nytimes.com . Проверено 8 сентября 2011 г.