Панегирик (литературный жанр)

Элогий ., множественное ( лат число: elogia ) — надпись в честь умершего человека, которая помещалась на гробницах, изображениях предков и статуях в римскую эпоху . [ 1 ] [ 2 ] Элогии атриуме являются синонимами tituli , предков, которые выставлялись в опознавательных надписей на восковых изображениях умерших domus иногда благородных семей, но они короче, чем laudatio funebris , надгробная речь. Первоначально текст обычно писался сатурнианами , но позже он мог быть гекзаметрами , гекзаметрами ямба, двустишиями. [ 3 ] или в прозе. Характерной чертой элогиума является именительный падеж имени умершего, а не дательный , как это было позднее в погребальной литературе .
В имперский период элогиум на знаменитых стал литературным жанром: тексты собирали Марк Теренций Варрон и Тит Помпоний Аттик , а написание элогиев умерших людей стало популярным риторическим упражнением. [ 4 ] на Говорят, что элогии статуях Храма Марса Ультора на Форуме Августа были написаны самим Августом . [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Существует несколько гипотез о происхождении слова ēlŏgium . Самый непосредственный из них происходит от латинского глагола eligere («выбирать»); в этом случае элогиум будет «выборкой» из записей семейных архивов; другие этимологии: от красноречия ; от корня rag 'собирать, читать' означало бы 'говорить, афоризм '; от корня lag (до legere ) значение было бы «говорить, хвалить, говорить, думать». Это также могло быть заимствованным словом из греческого ἐλεγεῖον, первоначально двустишной эпиграммы , или из εὐλογία. Последнее происхождение могло бы объяснить альтернативное написание восхваления . Слово, первоначально означавшее «хвала», в эпоху Империи приобрело дополнительное значение «краткого приговора», как свидетельствуют официальные отчеты полиции, постановления уголовных судов, [ 3 ] или краткое описание заболеваний. Древнейшие случаи использования этого слова в литературе встречаются у Плавта и Катона и следуют греческим образцам. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Первое его употребление — в значении «надпись»: это встречается уже у Плавта и Катона . В противном случае этот термин в основном использовался для надгробий на очень древних семейных захоронениях или для титулов изображений предков, помещенных в атриум римского дома . [ 7 ]
Элогия как погребальные письмена
[ редактировать ]

С конца V века до нашей эры, вероятно, в подражание греческому обычаю, элогии представляли собой поэтические эпиграммы с восхвалением достоинств и побед, сначала в угрюмых стихах, позднее в гекзаметрах . Имя умершего (в именительном падеже ) и его курульные должности были нарисованы суриком , как и титулы Imagine maiorum . Таким образом, здесь уже можно обнаружить те же самые два компонента (образ и достоинства), типичные для элогии Форума Августа. [ 7 ]
Вначале, как цитирует Цицерон , погребальный элогиум представлял собой короткое стихотворение в угрюмых стихах, восхваляющее добродетели умершего. Такую эпитафию в стихах Август написал как надпись на могиле своего приемного сына Друза (умер в 9 г. до н. э.). В Гробнице Сципионов , республиканском погребальном памятнике на Аппиевой дороге , погребальные надписи на саркофагах Сципионов можно считать элогиями . [ 3 ] Элогии Сципионов , составленные позднее 240 г. до н.э., написаны сатурнианским размером , на архаической латыни , и показывают растущую эллинизацию римского общества. Фактически, наряду с типично римскими ценностями Виртуса и физической силы, появляются ценности красоты и мудрости, характерные для греческой культуры. [ 8 ] Ниже приводится хвалебная речь Луция Корнелия Сципиона , сына Луция Корнелия Сципиона Барбата , хвалебная речь которой также дошла до наших дней: [ 8 ]
ХОНК·ОЙНО·ПЛОИРВМЕ СОГЛАСИЕ·Р[ОМАНЕ]
ДВОНОРО·ОПТВМО ФВИСЕ·ВИРО
ЛВЦИОМ·СКИПИОНЕ ДЕТИ БАРБАТОВ
КОНСОЛЬ·ЦЕНЗОР·АЙДИЛИС ЗДЕСЬ·ФВЕТ·А[PVD ТЫ]
ОН ВЗЯЛ КОРСИКУ АЛЕРИЮ И ВРБЕ
ОН ДАВАЛ ТЕМПЕСТАТУ НА ПОМОЩЬ ЗАСЛУЖИВАНИЯ [Д.]
В Риме очень многие узнают
что он один был среди добрых граждан лучшим,
Луций Сципион Сын Барбата
были консул , цензор и эдил . рядом с вами
Он взял Корсику и город Алерию ,
освятил храм Бурям в знак справедливого возвращения.
Начиная с VI века до нашей эры, тот же обычай стал более распространенным, особенно среди полуэллинизированного населения . С падением республики эпиграфика гробниц все больше и больше дистанцировалась от модели старого элогиума ; могильные надписи, также и среди дворянских кругов, все чаще выступают как посвящения умершим, так что имена их пишутся в дательном падеже . [ 7 ]
Около 39 г. до н. э. Марк Теренций Варрон опубликовал труд в 15 книгах под названием Imagines или hebdomades , содержащий литературную копию старинной могильной элогии . В этом произведении содержались, насколько свидетельствуют сохранившиеся фрагменты, поэтические подписи к портретам 700 известных личностей всех регионов, как греков, так и римлян, называемые эпиграмматами или элогиями . Три дошедшие до нас элогии из сочинения Варрона, посвященные знаменитым поэтам Гнею Невию , Плавту и Пакувию , происходят из реальных надгробных речей. [ 7 ] [ 3 ]
Элогия по родовым образам ( воображает )
[ редактировать ]
предков (« мэнью ») с курулическими канцеляриями Вначале семьи высшего дворянства начали вешать на стены атриума изображения и соединять их нарисованными линиями, образуя генеалогические древа (« стемматы »). Надписи под отдельными портретами обычно называются титулами . Эти титулы или элогии, вероятно, по форме соответствовали древнейшим погребальным надписям, но без поэтических дополнений. Они содержали только имя в именительном падеже, курулические должности (к которым позже были добавлены другие магистратуры) и первосвященство , а также возможные триумфы ; больше ничего вставить не удалось из-за ограниченности места; люди, интересующиеся другими подробностями, могли попросить прочитать комментарии в семейных архивах. [ 9 ] [ 10 ]
Элогия об общественных памятниках республиканского периода
[ редактировать ]
Уже в ранние республиканские времена патрицианские семьи вешали изображения с соответствующими титулами или элогиями уже не дома, а в общественных местах. Спонсоры священных и государственных зданий часто прикрепляли к этим произведениям портреты своих предков с надписями. Аппий Клавдий Цек (консул 307 и 296 гг. до н.э.) сделал это с храмом Беллоны , который он воздвиг в 296 г. до н.э. Марк Эмилий Лепид , консул в 78 г. до н. э., сделал то же самое как в базилике Эмилия, построенной его предками, так и в собственном доме. Квинт Цецилий Метелл Пий Сципион целую толпу позолоченных конных статуй своих предков (консул в 52 г. до н. э.) приказал воздвигнуть у здания на Капитолии . [ 10 ] [ 11 ] Элогии в республиканскую эпоху не ограничивались Римом. прочего, на акрополе Тарквиниев этрусскую были раскопаны фрагменты элогий местных горожан, полезные для пролития света на Среди аристократию. [ 12 ]
Элогия . на форуме Августа в Риме
[ редактировать ]
Все описанные выше типы элогий имеют общее упоминание имени в именительном падеже и перечисление должностей; однако в могильной элогии умершего, тогда как в элогии воображений присутствуют дела они отсутствуют . При этом только последние регулярно привязываются к портрету. Оба типа элогий обычно встречаются в группах, представляющих предков патрицианской семьи. В поздней республике в « и Аттика Имитации Варрона » описаны элогии , содержащие связь с портретом, указание имени и должностей и перечисление геста . причем эти элогии более широки по объему, не ограничиваясь семьей, а описывая ряд знаменитостей из разных областей. Этот тип элогии впервые появляется в памятниках времен Августа. [ 11 ]
Император Август украсил свой форум , посвященный во 2 г. до н.э., статуями знаменитых римлян прошлого с надписями, относящимися к их должностям и деяниям. [ 3 ] Они частично сохранились и в современной эпиграфике носят техническое название элогия . Изображения размещались в нишах (некоторые из которых сохранились до сих пор), расположенных вдоль двух полукруглых экседр на восточной и западной сторонах форума. Каждый элогий был разделен на две части; имя и занимаемая должность были указаны на постаменте статуи; в мраморной облицовке стены, лежавшей немного ниже, на более крупных панелях в рамах был высечен краткий очерк общественной (преимущественно военной) деятельности прославленного человека. Общее количество статуй с элогиями на форуме неизвестно, и ни архитектура памятника, ни другие соображения не могут дать на это никакого намека. [ 13 ]
Подобное расположение элогии можно найти в базилике Эмилия , гражданской базилике на соседнем Римском форуме . Из литературных источников и фрагментов мы знаем, что среди изображенных были Эней и многочисленные албанские цари как предки дома Юлиана , а также Марк Валерий Корв ( tribunus militum в 349 г. до н. э.) и Сципион Эмилиан ( консул в 147 г. до н. э.). От оригинальных надписей с Форума Августа сохранилось лишь несколько достоверных фрагментов. Более того, было доказано, что несколько элогий, найденных за пределами памятника, являются более или менее точными копиями элогиев с Форума Августа. В частности, некоторые пьесы происходят из самого Рима, а целая серия из семи — из Арреция ; вероятно, по крайней мере, по две элогии из Лавиниума и Помпеи , а также фрагменты из Карфагена . В целом мы теперь знаем двадцать персонажей римской истории , прославленных элогиями : Эней , Лавиния , Эней Сильвий , Ромул , Маний Валерий Максим, диктатор (консул в 494 г. до н. э.), Марк Фурий Камилл ( военный трибун в 401 г. до н. э.), Луций Альбиний (неизвестен), Марк Валерий Корвус (консул в 348 г. до н. э.), Луций Папирий Курсор (диктатор в 325 г. до н. э.), Аппий Клавдий Слепой (консул в 307 г. до н. э.), Гай Дуилий (консул в 260 г. до н. э.), Квинт Фабий Максим (консул в 233 г. до н. э.), Луций Корнелий Сципион Азиатский (консул в 190 г. до н. э.), Луций Эмилий Павел (консул в 182 г. до н.э.), Тиберий Семпроний Гракх (консул в 177 г. до н.э.), Публий Сципион Эмилиан (консул в 147 г. до н.э.), Квинт Цецилий Метелл Нумидик (консул в 109 г. до н.э.), Гай Марий (консул в 107 г. до н.э.), Луций Корнелий Сулла Феликс (консул в 88 г. до н. э.) Луций Лициний Лукулл (консул в 74 г. до н. э.). [ 13 ] [ 14 ]
Август выбирал личностей для почитания на своем форуме по двум критериям: поскольку на Форуме был возведен храм Марса Ультора , и этот бог играл двойную роль: как прародитель рода Юлия , так и как бог войны и триумфа, он чтил как исторические, так и мифические личности, связанные с родом Юлия (включая, по крайней мере, женщину, Лавинию ), и римлян, отличившихся в военных предприятиях. План форума также предусматривал, что личностям, в будущем отличившимся на войне, бронзовая статуя с соответствующим элогием на площади будет установлена на форуме не чествовали . Однако самого императора элогиумом . [ 14 ]
Элогия Империи в эпоху
[ редактировать ]
Серия элогий , начатая Августом, была продолжена в Риме на его Форуме в имперский период. Здесь каждый генерал, удостоенный триумфа или триумфального украшения, получал статую, но в соответствующей надписи вместо именительного падежа использовался дательный падеж имени. Причем в элогиуме упоминались не все гесты , а лишь те, которые определяли вручение знаков триумфа и его указ сенатом . В ранний имперский период Рим и его окрестности были усеяны статуями выдающихся мужчин и женщин Республики, несущих элогиум . Базилика Эмилия на Римском форуме, которую Марк Эмилий Лепид (консул в 78 г. до н.э.) уже украсил изображениями своих предков на клюпеях с титулами , была украшена (возможно, Августом) изображениями героев войны, имевших отношение к Лепид и Август. К этим изображениям относятся несколько фрагментов элогии , в которых по образцу Форума Августа имя и cursus Honorum были отделены от имени. геста , выжили. Элогии элогию не ограничивались воинами: публичные и частные библиотеки также украшались портретами ораторов и писателей, носившими . Также в этих случаях при почетной надписи именительный падеж вскоре был заменен дательным . [ 15 ] [ 16 ]
На рубеже II века Плиний Младший упоминает в письме стихи, относящиеся к элогиям его друга Титиния Капитона . Возможно, они взяты из изображений из частной коллекции Капитона, а также из книги. Также сохранилась серия из 24 элогий , каждая из которых состоит из шести строк, под названием Carmina de viris illustribus Romanis такие герои свободы, как Катон Утиценсис и Цезаря центурион Кассий Сцев , в которых, среди прочих, прославлялись . Наконец, во времена поздней Империи следует упомянуть стихи Симмаха ( prefectus urbis в 384–385) о выдающихся современниках, которые следуют образцу элогии в Варрона «Гебдомаде» . [ 16 ] [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поли (1905), в честь меня
- ^ Жизнь, письма и проповеди епископа Герберта де Лосинга, 1878, стр. 114. «Элогиум» на латыни имеет несколько значений: максима или апофегма, эпитафия, надпись на статуе или на вотивной табличке, пункт. в завещании, обвинительном заключении или указании на преступление»
- ^ Jump up to: а б с д и «Элогио» . Итальянская энциклопедия (на итальянском языке). Рим: Треккани. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Нойман (1994)
- ^ Плиний Старший , Naturalis historia 22,6,13.
- ^ Поли (1905), стр.2440
- ^ Jump up to: а б с д Поли (1905), стр.2441
- ^ Jump up to: а б Джанкарло Понтиджа; Мария Кристина Гранди (2005). Латинская литература. История и тексты (на итальянском языке). Флоренция: Княжество.
- ^ Поли (1905), стр.2442
- ^ Jump up to: а б Поли (1905), стр.2443
- ^ Jump up to: а б Поли (1905), стр.2444
- ^ Эргон, Жак (1953). «Этрускологическое призвание императора Клавдия» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). 97 (1). Париж: 92–97. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Поли (1905), стр.2445
- ^ Jump up to: а б Поли (1905), стр.2446
- ^ Поли (1905), стр.2449
- ^ Jump up to: а б Поли (1905), стр.2450
- ^ Поли (1905), стр.2451
Источники
[ редактировать ]- Уве Нойман (1994). Герт Юдинг (ред.). Элогиум I. (на немецком языке). Полет. 2. Берлин: Де Грюйтер. стр. 1086–1088. ISBN 3-484-68102-0 .
{{cite encyclopedia}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Похвала (1) (на немецком языке). Том. 5. Лейпциг: Георг Виссова. 1905. стр. 2440–2452.
{{cite encyclopedia}}
:|work=
игнорируется ( помогите )