Гипотеза фонологического дефицита
Гипотеза фонологического дефицита является распространенным объяснением на когнитивном уровне причин трудностей с чтением и дислексии . [1] Это связано с доказательствами того, что люди с дислексией, как правило, плохо справляются с тестами, которые измеряют их способность декодировать бессмысленные слова с использованием обычных фонетических правил, и что существует высокая корреляция между трудностями в соединении звуков языка с буквами ( фонематическая осведомленность ) и чтением. задержки или неудачи у детей. [2]
Основная гипотеза заключается в том, что неспособность к чтению или дислексия возникают из-за функционального или структурного дефицита в областях левого полушария мозга, связанных с обработкой звуков речи. Некоторые исследователи изучали структуру и функции нейронных путей в областях мозга речевых . Другие сосредоточились на восприятии коротких или быстро меняющихся звуков языка, утверждая, что основной дефицит связан со временем, а не с общей функцией. [1]
С 1990-х годов гипотеза фонологического дефицита была доминирующим объяснением вероятной причины дислексии, которому отдавали предпочтение исследователи, но это лишь одна из нескольких конкурирующих теорий. Критики фонологической гипотезы отмечают, что она не может объяснить симптомы дислексии, не связанные с трудностями фонетического декодирования, такие как проблемы с кратковременной памятью, проблемы с обработкой зрительных сигналов или трудности с балансом и мелкой моторной координацией, которые характерны для многих детей с дислексией. и взрослые. Они также утверждают, что большая часть доказательств этой теории основана на круговых рассуждениях, поскольку фонологическая слабость рассматривается как определяющий симптом дислексии и как ее основная причина. [3]
См. также
[ редактировать ]- Нарушение слуховой обработки
- Фонема
- Фонематическая осведомленность
- Акустика
- Фонология
- Псевдослово
- Чтение
- Синтетическая акустика
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рамус, Франк (2001). «Дислексия: разговор о двух теориях» . Природа . 412 (6845). Издательская группа «Природа»: 393–394. дои : 10.1038/35086683 . ПМИД 11473297 . S2CID 39927964 .
- ^ Веллютино, Фрэнк Р.; Джек М. Флетчер; Маргарет Дж. Сноулинг; Донна М. Скэнлон (январь 2004 г.). «Специфическая неспособность к чтению (дислексия): чему мы научились за последние четыре десятилетия?». Журнал детской психологии и психиатрии . 45 (1): 2–40. дои : 10.1046/j.0021-9630.2003.00305.x . ПМИД 14959801 .
- ^ Уппстад, Пер Хеннинг; Финн Эгиль Тоннессен (2007). «Понятие фонологии в исследованиях дислексии: когнитивизм - и за его пределами» . Дислексия . 13 (3). Джон Вили и сыновья, ООО: 154–74. дои : 10.1002/dys.332 . hdl : 11250/185924 . ПМИД 17624910 . Архивировано из оригинала 16 декабря 2012 г. Проверено 13 июня 2007 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Шайвиц, Салли (2005). Преодоление дислексии . Винтаж. ISBN 0-679-78159-5 .