Jump to content

Глинн Ланни

(Перенаправлено с Глинна С. Ланни )

Глинн Ланни
Глинн Ланни в 1974 году в качестве руководителя испытательного проекта «Аполлон-Союз».
Рожденный
Глинн Стивен Ланни

( 1936-11-27 ) 27 ноября 1936 г.
Умер 19 марта 2021 г. (19 марта 2021 г.) (84 года)
Клир-Лейк , Техас, США
Альма-матер Детройтский университет Мерси , бакалавр наук, 1958 г.
Род занятий НАСА Менеджер и руководитель полетов
Супруг Мэрилин Курц Ланни
Награды

Глинн Стивен Ланни (27 ноября 1936 — 19 марта 2021) — американский НАСА инженер . Сотрудник НАСА с момента его создания в 1958 году, Ланни был руководителем полетов во время программ «Близнецы» и «Аполлон» , а также дежурил во время исторических событий, таких как «Аполлона-11» восхождение на Луну и решающие часы кризиса «Аполлона-13» . По окончании программы «Аполлон» он стал руководителем испытательного проекта «Аполлон-Союз» , первого совместного проекта космических полетов между Соединенными Штатами и Советским Союзом . Позже он работал менеджером программы «Спейс шаттл», прежде чем покинуть НАСА в 1985 году, а затем стал вице-президентом Объединенного космического альянса .

Ланни был ключевой фигурой в американской программе пилотируемых космических полетов, начиная с проекта «Меркурий» и заканчивая появлением космического корабля «Шаттл» . За свою работу он получил множество наград, в том числе Национальный космический трофей, который ему вручил Ротари-клуб в 2005 году. Крис Крафт , первый руководитель полетов НАСА, охарактеризовал Ланни как «настоящего героя космической эры», заявив, что он был «один из выдающихся участников исследования космоса за последние четыре десятилетия». [1]

Ранняя жизнь и карьера в NACA

[ редактировать ]

Глинн Стивен Ланни родился в угольном городе Олд-Фордж, округ Лакаванна, штат Пенсильвания , 27 ноября 1936 года. [2] старший сын Уильяма Ланни, сварщика и бывшего шахтера, который поощрял своего сына получить образование и найти работу за пределами шахт, и его жены Хелен Глинн Ланни. Фамилия этой семьи рифмуется со словом «солнечный». [3] он окончил подготовительную школу Скрэнтона . В 1953 году [4] [5]

Детский интерес к моделям самолетов побудил Ланни изучать инженерное дело в колледже. [6] После учебы в Скрэнтонском университете (1953–1955) он перешёл в Детройтский университет , где записался на программу совместного обучения, проводимую Исследовательским центром Льюиса в Кливленде, штат Огайо . [7] Центр входил в состав Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA), федерального агентства США, созданного для содействия авиационным исследованиям. [8] Студенты-кооперативы NACA приняли участие в программе, которая совмещала работу и учебу, что давало им возможность финансировать обучение в колледже и одновременно приобретать опыт в области аэронавтики. [9] Ланни окончил колледж в июне 1958 года, получив степень бакалавра наук в области аэрокосмической техники . [7]

После окончания школы Ланни остался в NACA. Его первая работа была исследователем аэрокосмической динамики в Исследовательском центре Льюиса, где он работал с командой, изучающей термодинамику транспортных средств во время высокоскоростного входа в атмосферу. Используя бомбардировщик B-57 Canberra , команда отправила небольшие ракеты высоко в атмосферу, чтобы измерить профиль их нагрева. [10]

Карьера в НАСА

[ редактировать ]

Меркурий

[ редактировать ]

Всего через месяц после окончания университета Ланни президент Эйзенхауэр создал Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), в состав которого вошло NACA. Он выбрал идеальное время, поскольку, как позже сказал Ланни, «не было такой вещи, как космический полет, до того месяца, когда я закончил колледж». [11] Вскоре Ланни был переведен в Исследовательский центр Лэнгли в Хэмптоне, штат Вирджиния , где в сентябре 1959 года он стал членом Космической целевой группы , которая была органом, отвечающим за создание программы пилотируемых космических полетов НАСА. В возрасте двадцати одного года он был самым молодым из сорока пяти членов группы. [12] Его первое задание было в группе моделирования Центра управления, которая планировала моделирование, используемое для обучения диспетчеров полета и астронавтов еще неизвестному опыту полета человека в космос. [13]

Ланни (вверху слева) с Джоном Ходжем и Джонсом Роучем во время «Джемини-3».

Сотрудник отдела управления полетами, Ланни был одним из инженеров, ответственных за планирование и разработку процедур проекта «Меркурий» , первой в Америке программы пилотируемых космических полетов. Он принял участие в написании первого свода правил миссии - руководящих принципов, согласно которым действовали как диспетчеры полета, так и астронавты. Во время «Меркурия» Ланни стал, после Теквина Робертса , вторым человеком, который занимал должность офицера по динамике полета (FIDO) в Центре управления Меркурием , контролируя траекторию космического корабля и планируя ее корректировки. [14]

Коллега Ланни Джин Кранц описал его как «первопроходца в траекторных операциях, который превратил свое ремесло из искусства, которым занимаются немногие, в чистую науку». [14] Именно в эти годы Ланни стал протеже директора полётов Криса Крафта . [6] Его иногда называли «сыном Криса Крафта». [15]

Ланни работал как в Центре управления, так и на удаленных объектах; во время полета Джона Гленна Америки , первого орбитального космического полета , он служил FIDO на Бермудских островах. [16] В сентябре 1961 года Космическая целевая группа НАСА была реорганизована в Центр пилотируемых космических кораблей и переехала в Хьюстон, штат Техас , и Ланни переехал вместе с ней. [17] В Хьюстоне он стал главой отдела логики полета и компьютерного оборудования, где определял и контролировал требования к вычислениям и дисплеям подразделения динамики полета в новом Центре управления полетами . [18]

Близнецы

[ редактировать ]
Стою у пульта руководителя полета и рассматриваю дисплей полета Джемини-10 в Центре управления полетами. Слева направо: Уильям К. Шнайдер , Глинн Ланни, Кристофер К. Крафт-младший и Чарльз В. Мэтьюз.

«Джемини» был шагом вперед в программе пилотируемых космических полетов НАСА: капсула «Джемини» была больше и совершеннее, чем «Меркурий», и могла вместить двух человек в течение двухнедельной миссии. Из-за увеличения продолжительности миссий сотрудники Центра управления полетами стали работать посменно. В 1964 году Крафт выбрал Ланни и Кранц присоединиться к нему и его заместителю Джону Ходжу в качестве руководителей полетов. Ланни, которому было всего двадцать восемь лет, был самым молодым из четверых. [19]

Ланни находился на Бермудских островах во время беспилотной миссии «Джемини-2» . [20] Он работал дублером на «Джемини-3» , отвечая за недавно созданный Центр управления полетами в Хьюстоне, в то время, когда полеты все еще контролировались с мыса Канаверал во Флориде. На «Джемини-4» он снова работал в резерве, на этот раз во Флориде, поддерживая первую миссию, полностью контролируемую из Хьюстона. [20] Потратив некоторое время на беспилотные испытания программы «Аполлон», он вернулся к работе в качестве руководителя полетов на «Джемини-9» и «Джемини-11» , а также в качестве ведущего директора полетов на «Джемини-10» и «Джемини-12» . [21]

Как и в случае с проектом «Меркурий» участвовал в проекте «Аполлон» , Ланни с самого начала . Он руководил « стандартными » испытаниями системы аварийного спасения «Аполлона» в Уайт-Сэндс , которые проходили во время программы «Джемини», и был руководителем полета во время первого Сатурна-5 без экипажа, SA-501. испытательного полета [22]

Обсуждение в Центре управления операциями во время миссии «Аполлон-13» между Ланни (в центре) и астронавтами Джеймсом МакДивиттом и Диком Слейтоном.

Ланни не должен был работать руководителем полета в первой пилотируемой миссии «Аполлон», позже известной как «Аполлон-1» . Во время демонстрационного испытания обратного отсчета, которое привело к пожару на Аполлоне-1, Ланни обедал дома с астронавтом Биллом Андерсом и его женой, и был вызван в Центр управления полетами, когда произошел пожар. [23] По его словам, это был «огромный удар в живот для всех нас». [24]

Последствия пожара, в результате которого погибли три астронавта, оставили у Ланни и его коллег из НАСА ощущение, что они, возможно, не смогли осознать риски, которым они подвергались, пытаясь к концу уложиться в график Кеннеди по высадке человека на Луну. десятилетия и благополучно вернуть его на Землю. «Возможно, — сказал Ланни более тридцати лет спустя, — мы стали немного самоуверенными». [25]

Ланни привлек значительное внимание средств массовой информации в 1968 году, когда он работал ведущим директором полета на «Аполлоне-7» , первом из полетов «Аполлона» с экипажем. Миссия, наступившая после пожара на «Аполлоне-1», стала важным испытанием для программы «Аполлон» и вызвала стресс как у астронавтов, так и у диспетчеров. На Ланни лежала основная ответственность за общение с командующим миссией Уолли Ширрой , который неоднократно ставил под сомнение приказы с земли. Несмотря на давление репортеров на пресс-конференциях, Ланни оставался дипломатичным и не сказал ничего критического в адрес Ширры. [26]

Однако в частном порядке он был рассержен и позже заверил свою команду молодых диспетчеров, что «пилотируемые космические полеты обычно лучше этого». [27] Он дипломатично отнесся к саркастическому замечанию Донна Эйзеля CAPCOM о том, что он «хотел бы встретиться с человеком или кем бы он ни был, который придумал эту маленькую жемчужину». «Драгоценный камень» оказался принадлежащим Ланни. [28]

Ланни на консоли во время Аполлона-16 миссии

Как руководитель полета Ланни был известен своей хорошей памятью и необычайно быстрым мышлением - качествами, которые иногда могли оказаться проблематичными для его команды диспетчеров полета. [29] «Глинн свел бы вас с ума», - сказал Джей Грин , коллега-диспетчер, «потому что его разум работал так быстро, что он мог генерировать действия быстрее, чем вы могли бы усвоить, не говоря уже о том, чтобы отвечать». [30] Он снова был ведущим руководителем полета во время миссии «Аполлон-10» , генеральной репетиции высадки «Аполлона-11» на Луну. [3]

Во время кризиса Аполлона-13 Ланни сыграл ключевую роль. Придя на смену через час после взрыва кислородного баллона, поставившего под угрозу жизнь экипажа, Ланни и его команда столкнулись с беспрецедентной задачей: включать питание лунного модуля в чрезвычайно сжатые сроки, одновременно передавая на него данные навигации и указания с умирающий командный модуль. Его отличная память и быстрое мышление сыграли решающую роль в успехе его команды в последующие часы. Кен Мэттингли , астронавт, которого исключили из экипажа Аполлона-13 из-за заражения краснухой , позже назвал выступление Ланни «самым великолепным проявлением личного лидерства, которое я когда-либо видел». [31]

На следующий день после приводнения «Аполлона-13» Ланни вместе со своими коллегами-руководителями получил Президентскую медаль свободы в качестве члена оперативной группы миссии «Аполлон-13» . [2] [32]

Apollo–Soyuz Test Program

[ редактировать ]

В 1970 году, еще будучи руководителем полета, Ланни был выбран одним из членов делегации НАСА в Советский Союз, которая должна была обсудить возможность сотрудничества между двумя странами в области пилотируемых космических полетов. «Для меня это было неожиданностью», - сказал Ланни, которому рассказали о планах на конференции в начале октября. «До этого времени я ничего не знал о [предлагаемых переговорах]». [33]

Директора проекта ЭПАС Бушуев (слева) и Глинн Ланни во время встречи в Хьюстоне в 1973 году.

Поездка состоялась в конце октября. Находясь в Москве, Ланни представил советским инженерам методы, которые НАСА использовало для орбитального сближения, а также компромиссы, на которые придется пойти, чтобы добиться сближения американских и советских космических кораблей. Техническое соглашение, которое он помог разработать, заложило основу для миссии, которая должна была стать испытательным проектом «Аполлон-Союз» (ASTP). Это была совместная миссия, кульминацией которой должна была стать стыковка американского космического корабля «Аполлон» и советского «Союза» . [34]

В следующем году Ланни был назначен техническим директором ASTP. В качестве технического директора он совершил еще несколько поездок в Советский Союз, помогая заключить соглашение из семнадцати пунктов, которое будет регулировать проведение миссии. [35] Он также принимал участие в рабочих группах в Хьюстоне, которые занимались техническими деталями проекта. В профиле New York Times сообщалось, что он брал уроки русского языка, чтобы лучше подготовиться к этой роли. [36]

13 июня 1972 года на Ланни была возложена общая ответственность за тестовый проект; отныне он будет отвечать не только за налаживание партнерских отношений с Советским Союзом, но также за планирование миссий и ведение переговоров с компанией North American Rockwell, подрядчиком космических кораблей. Согласно официальной истории ASTP, выступления Ланни во время Аполлона-13 и во время советских переговоров рекомендовали его Крису Крафту, который к тому времени был директором Космического центра Джонсона. [37] В 1973 году Ланни стал менеджером офиса программы космических кораблей «Аполлон», и эта должность дала ему ответственность за космический корабль «Аполлон», используемый во время миссий Скайлэб , а также дала ему больше полномочий в роли главы ASTP. [38]

Миссия ASTP состоялась в июле 1975 года. Некоторые журналисты раскритиковали ее как «дорогостоящий космический цирк», посчитав, что она напрасно тратит средства НАСА, которые можно было бы лучше потратить на такие проекты, как Скайлэб. [39] Однако Ланни поддержал проект, заявив в более позднем интервью, что он не верит, что сотрудничество, необходимое для строительства Международной космической станции, было бы возможным, если бы ЭПАС не заложил для него основу. [40]

Космический шаттл

[ редактировать ]

После завершения миссии ASTP Ланни стал менеджером программы интеграции и развития полезной нагрузки шаттла. Ожидалось, что в этот период флот космических челноков НАСА будет выполнять очень частые полеты и нести коммерческие полезные нагрузки, а также выполнять полеты для правительственных организаций, таких как Министерство обороны и Лаборатория реактивного движения . Программа интеграции полезной нагрузки отвечала за определение того, как могут быть удовлетворены различные требования этих клиентов и как лучше всего физически разместить смешанную полезную нагрузку в грузовом отсеке шаттла. [41] В эти годы Ланни также работал в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне, округ Колумбия , в качестве заместителя заместителя администратора по космическим полетам, а затем исполняющего обязанности заместителя администратора по космическим транспортным операциям. [7]

Глинн Ланни (крайний справа) в качестве менеджера программы «Шаттл» на пресс-конференции с Крисом Крафтом и Джином Кранцем в 1981 году.

В 1981 году Ланни стал менеджером программы «Спейс шаттл», занимая должность высокого уровня, на которой Ланни оказался ответственным за определение повестки дня развивающейся программы. Его обязанности были широкими; они включали контроль за планированием программ, составлением бюджета и составлением графиков; системная инженерия; и планирование миссии. Во время первых полетов шаттла он определял, подходит ли погода для запуска, но в последующие годы эта ответственность в значительной степени перешла к более низким уровням иерархии. [42]

Многие из его коллег ожидали, что Ланни сменит своего наставника Крафта на посту директора Космического центра Джонсона ; Нил Хатчинсон, коллега-директор полета, позже заметил, что Ланни «был своего рода помазанником». Однако, когда Крафт вышел на пенсию в 1982 году, бывшему руководителю полета «Аполлона» Джерри Гриффину . вместо него эту должность предложили [43]

В 1985 году Ланни решил покинуть НАСА, чувствуя, что программа «Спейс шаттл» утомила его физически и морально и что он готов к новым испытаниям. [44] Хотя за год до этого он ушел из НАСА, его вызвали для дачи показаний перед комитетом Палаты представителей США по науке и технологиям после «Челленджера» катастрофы . Еще будучи руководителем программы шаттлов, он подписал отказ от «критичности 1», который позволил «Челленджеру» запуститься, хотя узлы его твердотопливных ракетных ускорителей недавно были переопределены как нерезервированные системы. [45] Его действия не были необычными в контексте практики НАСА того времени, которая позволяла «обходить» такие потенциально спорные отказы, если не ожидалось никаких дебатов. [46]

Карьера в Rockwell

[ редактировать ]

Покинув НАСА в 1985 году, Ланни занял должность в компании Rockwell International , подрядчике, ответственном за строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание космического корабля "Шаттл". Сначала он работал в Калифорнии, управляя подразделением Rockwell, занимавшимся созданием спутников для системы глобального позиционирования ; это был его первый опыт работы со спутниками. [47] В 1990 году он вернулся в Хьюстон в качестве президента компании Rockwell Space Operations, которая обеспечивала поддержку полетов в Космическом центре Джонсона и насчитывала около 3000 человек. Для Ланни это означало возвращение к своим корням в миссионерской деятельности, которые он оставил двадцать лет назад. [48]

В 1995 году компания Rockwell объединила усилия со своим конкурентом Lockheed Martin , чтобы сформировать United Space Alliance — совместную организацию, созданную для обеспечения оперативной поддержки НАСА, а также для принятия на себя некоторых функций, ранее выполнявшихся сотрудниками НАСА. На этом этапе Ланни стал вице-президентом и руководителем программы космических полетов Объединенного космического альянса в Хьюстоне; он оставался на этой должности до выхода на пенсию в 1999 году. [1]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Ланни в декабре 2008 года

Находясь в Исследовательском центре Льюиса , Ланни познакомился с Мэрилин Курц, которая работала там медсестрой. Они поженились в 1960 году, у них было четверо детей: Дженнифер, Глинн-младший, Шон и Брайан . [6] Их младший сын Брайан также продолжил карьеру в НАСА, став директором полетов в 2001 году и уйдя на пенсию в 2011 году. [49] Ланни и его сын Брайан были первыми руководителями полетов нескольких поколений, работавшими в НАСА. [2]

В часы досуга Ланни любил заниматься парусным спортом; В 1960-е годы у семьи была двадцатифутовая парусная лодка, на которой они плавали в заливе Галвестон , и время от времени он мечтал отправиться с женой и детьми в океанский круиз, продолжавшийся несколько месяцев. [6] [26] На пенсии он наслаждался гольфом , говоря: «Я пришел к выводу, что гольфом невозможно овладеть, но он по-прежнему будет унизительным». [50]

Названный НАСА «легендарным», Ланни умер 19 марта 2021 года. [21] в своем доме в Клир-Лейк , штат Техас, в возрасте 84 лет. [3] он лечился от лейкемии . Несколько лет [2] [15] но, по словам его семьи, он скончался от рака желудка . [3]

Награды и почести

[ редактировать ]

Ланни был членом Американского астрономического общества и Американского института аэронавтики и астронавтики . В 1971 году ему была присвоена степень почётного доктора Скрэнтонского университета . Он получил множество наград от НАСА, в том числе три награды за групповые достижения, две медали за выдающиеся заслуги и три медали за выдающиеся заслуги . [7] [51]

В 2005 году он получил Национальный космический трофей от Фонда Ротари за достижения в области космических достижений. Награда вручается людям, внесшим выдающийся вклад в американскую космическую программу. Предыдущими победителями были Крис Крафт и Нил Армстронг . [52] «Инновации и преданность Ланни программе космических полетов США, — сказал генеральный советник RNASA, — установили стандарт для нынешнего и будущих поколений исследователей космоса. Как менеджер он вдохновлял своих сотрудников делать свою работу наилучшим образом и предлагал направление и ободрял свою команду, когда возникали проблемы; как исследователь, он всегда смотрел в будущее и видел безграничные возможности и преимущества путешествия человека в космос». [1]

В 2008 году получил премию Элмера А. Сперри совместно с Томасом П. Стаффордом , Алексеем Леоновым и Константином Бушуевым за работу над миссией «Аполлон-Союз» и проектирование интерфейса стыковки «Аполлон-Союз». [53]

В фильмах

[ редактировать ]

В фильме 1995 года «Аполлон-13» Глинна Ланни сыграл Марк МакКлюр . У МакКлюра была относительно второстепенная роль, ведущий сценарист Чарльз Мюррей сетовал на то, что Ланни был «едва виден в фильме», и его затмевало внимание к коллеге Ланни по полетному директору Джину Кранцу . «Не пренебрегая ролью Кранца, — прокомментировал Мюррей, — мир должен помнить, что именно Глинн Ланни… организовал шедевр импровизации, который благополучно доставил астронавтов в лунный модуль, избежав при этом дюжины потенциальных катастроф, которые могли бы их обречь. " [54] «Они не отдали должное ни за одну из моих работ», — сказал Ланни в 2019 году. «На самом деле, если вы посмотрите фильм, вы увидите, что меня изображают как лакея. " [15]

В телевизионном мини-сериале 2020 года «Правильный материал » Ланни сыграл Джексон Пейс . [55]

Выберите публикации

[ редактировать ]
  • Ланни, Г.С. и К.С. Уэстон. (1959). «Измерения теплопередачи на запускаемой в воздухе ракете с затупленным конусным цилиндром до скорости 9,7 Маха». НАСА-ТМ Х-84. Кливленд, Огайо: Исследовательский центр Льюиса НАСА.
  • Ланни, Г.С., Л.К. Дансейт и Дж. Ф. Долби. (1960). «Проект Меркурий: методы и соответствующие данные для требований к полетным вычислениям проекта Меркурий». НАСА-TM-X-69335. Хэмптон, Вирджиния: Исследовательский центр НАСА в Лэнгли.
  • Ланни, GS (1964). «Мониторинг этапа запуска». В книге «Пилотируемые космические корабли: инженерное проектирование и эксплуатация» . Эд. Пол Э. Персер, Максим А. Фаже и Норман Ф. Смит. Нью-Йорк: Fairchild Publications, Inc.
  • Ланни, Дж.С. (6–8 февраля 1967 г.). Краткое изложение опыта встречи Близнецов (PDF) . Конференция Американского института аэронавтики и астронавтики по летным испытаниям, моделированию и поддержке. Какао-Бич, Флорида. Статья AIAA 67-272.
  • Ланни, Дж.С. (19–22 октября 1970 г.). Обсуждение нескольких проблемных областей во время операции «Аполлон-13» (PDF) . 7-е ежегодное собрание и технический показ Американского института аэронавтики и астронавтики. Хьюстон. Документ AIAA 70-1260.
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Ротари Национальная премия за достижения в области космоса» . Служба новостей Гидри. 15 февраля 2005 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2006 года . Проверено 16 сентября 2006 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Харвуд, Уильям (19 марта 2021 г.). «Глинн Ланни, руководитель полета НАСА, сыгравший ключевую роль в Аполлоне-13, умер в возрасте 84 лет» . Новости CBS . Проверено 20 марта 2021 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Гольдштейн, Ричард (27 марта 2021 г.). «Глинн С. Ланни умирает в 84 года; руководил полетами НАСА из Центра управления полетами» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 марта 2021 г.
  4. ^ «Подготовка Скрэнтона - доктор Глинн С. Ланни удостоен награды Scranton Prep» . Выпускники Скрэнтонской подготовительной школы . Проверено 28 января 2015 г.
  5. ^ Фоли, Конор (4 октября 2009 г.). «Руководитель полета Аполлона-13 получил награду выпускников подготовительных курсов» . Таймс-Трибьюн . Скрэнтон, Пенсильвания . Проверено 7 марта 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д " «Наземный начальник Аполлона: Глинн Стивен Ланни» . Нью-Йорк Таймс . 23 октября 1968 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д «Биографические данные. Имя: Глинн С. Ланни» (PDF) . Биографические данные проекта «Устная история» Космического центра имени Джонсона НАСА. 9 декабря 1998 года . Проверено 7 марта 2023 г.
  8. ^ «Обзор NACA» . НАСА . Проверено 21 марта 2023 г.
  9. ^ Стаатс, Элмер Б. (19 мая 1977 г.). База данных о ресурсах НАСА и методы поддержки, планирования и контроля программ нуждаются в улучшении (PDF) (Отчет). Счетная палата правительства США. ПСАД-77-78 . Проверено 22 марта 2023 г.
  10. ^ Суонсон 1999 , с. 203.
  11. ^ Ланни 1999a , с. 54.
  12. ^ Мюррей и Кокс 1989 , с. 30.
  13. ^ Суонсон 1999 , с. 204.
  14. ^ Перейти обратно: а б Кранц 2000 , стр. 81–82.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Шудель, Мэтт (23 марта 2021 г.). «Глинн Ланни, руководитель полета НАСА, который помог спасти миссию Аполлон-13, умер в возрасте 84 лет» . Вашингтон Пост . Проверено 25 марта 2021 г.
  16. ^ Ланни 1999a , с. 10.
  17. ^ Власть 2001 , стр. 149–150.
  18. ^ Ланни 1999a , стр. 21–22.
  19. ^ Мюррей и Кокс 1989 , стр. 285–286.
  20. ^ Перейти обратно: а б Крафт 2001 , с. 222.
  21. ^ Перейти обратно: а б «НАСА вспоминает легендарного директора полетов Глинна Ланни» (пресс-релиз). НАСА. 19 марта 2021 г. J21-001 . Проверено 20 марта 2021 г.
  22. ^ Ланни 1999b , стр. 1–5.
  23. ^ Ланни 1998 , с. 33.
  24. ^ Ланни 1998 , с. 34.
  25. ^ Ланни 1998 , с. 35.
  26. ^ Перейти обратно: а б Этуотер 1969 , с. 72.
  27. ^ Грин 2004 , с. 11.
  28. ^ Чайкин 2007 , с. 76.
  29. ^ Мюррей и Кокс 1989 , с. 286.
  30. ^ Грин 2004 , с. 34.
  31. ^ Мэттингли 2001 , с. 43.
  32. ^ «Замечания по поводу вручения президентской медали свободы оперативной группе миссии «Аполлон-13» в Хьюстоне» . Проект американского президентства. 18 апреля 1970 года . Проверено 21 марта 2021 г.
  33. ^ Эзелл и Эзелл (1978) , стр. 104
  34. ^ Эзель и Эзелл (1978) , стр. 110–111, 119.
  35. ^ Эзель и Эзелл (1978) , стр. 186–187.
  36. ^ «Глинн Стивен Ланни» . Нью-Йорк Таймс . 25 мая 1972 г. с. 14 . Проверено 7 марта 2023 г.
  37. ^ Эзелл и Эзелл (1978) , стр. 196
  38. ^ Эзелл и Эзелл (1978) , стр. 217
  39. ^ Эзелл и Эзелл (1978) , стр. 353
  40. ^ Ланни (1999c) , с. 37
  41. ^ Ланни (1999d) , стр. 6–8.
  42. ^ Ланни (2000a) , с. 12
  43. ^ Хатчинсон (2004) , с. 4
  44. ^ Ланни (2000a) , с. 48
  45. ^ «Отчет президентской комиссии по катастрофе космического корабля «Челленджер»» . НАСА. 7 марта 2023 г.
  46. ^ Воган (1996) , с. 152
  47. ^ Ланни (2000b) , с. 3
  48. ^ Ланни (2000b) , с. 22
  49. ^ Мартин, Флориан (5 апреля 2011 г.). «Руководитель полетов покидает НАСА, но не занимается исследованиями космических полетов» . Хрон . Проверено 7 марта 2023 г.
  50. ^ «Обладатель Национального космического трофея 2005 года» . Национальная премия Ротари за достижения в области космоса. 2005 . Проверено 20 марта 2021 г.
  51. ^ «Высшая награда НАСА, завоеванная Ланни» . Скрэнтонская трибуна . Скрэнтон, Пенсильвания. 28 февраля 1971 г. с. 1 . Проверено 7 марта 2023 г. - через Newspapers.com.
  52. ^ «Обладатели национальных космических трофеев» . Национальная награда Ротари за достижения в области космоса . Проверено 19 апреля 2011 г.
  53. ^ «Премия Элмера А. Сперри» . Совет по наградам Элмера А. Сперри . Проверено 14 ноября 2015 г.
  54. ^ Мюррей, Чарльз (сентябрь – октябрь 1995 г.). «Голливуд получает одно право». Американское предприятие .
  55. ^ Файнберг, Дэниел (6 октября 2020 г.). « 'Правильный материал': телеобзор» . Голливудский репортер . Проверено 22 марта 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бехар, Майкл (октябрь – ноябрь 2006 г.). «Земля» . Журнал «Аэрокосмос» . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года . Проверено 10 августа 2006 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5ebc234548d01424a03b8d749078978__1712974800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/78/d5ebc234548d01424a03b8d749078978.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Glynn Lunney - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)