Jump to content

Полярный класс

(Перенаправлено с Polar Class 4 )
Южноафриканское полярное исследовательское судно SA Agulhas II, построенное в 2012 году , является одним из немногих судов с рейтингом PC   5 или выше.

Полярный класс ( ПК ) — ледовый класс , присвоенный судну классификационным обществом на основе Единых требований к судам полярного класса, разработанных Международной ассоциацией классификационных обществ (МАКО). В правилах определены семь полярных классов: от ПК 1 для круглогодичной эксплуатации во всех полярных водах до ПК 7 для летней и осенней эксплуатации в условиях тонкого однолетнего льда. [ 1 ]

Правила полярного класса МАКО не следует путать с Международным кодексом судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Международной морской организации (ИМО).

Разработка правил полярного класса началась в 1990-х годах с международных усилий по гармонизации требований к морским операциям в полярных водах с целью защиты жизни, имущества и окружающей среды. Руководящие принципы, разработанные Международной морской организацией (ИМО), которые позже были включены в Полярный кодекс, [ 2 ] сослался на соблюдение Единых требований к полярным судам, разработанных Международной ассоциацией классификационных обществ (МАКО). В мае 1996 года была создана «Специальная группа по установлению унифицированных требований к полярным кораблям (AHG/PSR)», одна рабочая группа занималась структурными требованиями, а другая - вопросами, связанными с оборудованием. Первые правила полярного класса МАКО были опубликованы в 2007 году. [ 3 ]

До разработки единых требований каждое классификационное общество имело свой свод правил ледовых классов: от балтийских ледовых классов, предназначенных для эксплуатации в однолетних льдах, до судов более высоких категорий, в том числе ледоколов, предназначенных для работы в полярных водах. При разработке верхней и нижней границ полярных классов было решено, что суда высшего полярного класса (ПК 1) должны быть способны безопасно работать в любой точке Арктики или антарктических вод в любое время года, при этом нижняя граница будет установлен существующий тоннаж, работающий в течение летнего сезона, большая часть которого соответствует балтийским ледовым классам с некоторыми модернизациями и дополнениями. Таким образом, самый низкий полярный класс (PC 7) был установлен на уровне финско-шведского ледового класса 1А. Определение условий эксплуатации для каждого полярного класса было намеренно оставлено расплывчатым из-за большого разнообразия операций судов, выполняемых в полярных водах. [ 2 ]

Определение

[ редактировать ]

Обозначения полярного класса

[ редактировать ]

МАКО установил семь различных обозначений полярных классов: от PC 1 (самый высокий) до PC 7 (самый низкий), причем каждый уровень соответствует эксплуатационным возможностям и прочности судна. Описание ледовых условий, в которых предназначены для эксплуатации суда каждого полярного класса, основано на Всемирной метеорологической организации (ВМО) Номенклатуре морского льда . [ 4 ] Эти определения призваны помочь владельцам, проектировщикам и администрациям при выборе соответствующего полярного класса, соответствующего предполагаемому рейсу или эксплуатации судна. Судам, обладающим достаточной мощностью и прочностью для проведения «агрессивных операций в покрытых льдом водах», таких как операции по сопровождению и управлению ледовой обстановкой, может быть присвоено дополнительное обозначение « Ледокол ». [ 1 ]

Два самых низких полярных класса (PC 6 и PC 7) примерно эквивалентны двум самым высоким финско-шведским ледовым классам (1A Super и 1A соответственно). [ 5 ] Однако, в отличие от балтийских ледовых классов, предназначенных для эксплуатации только в однолетних морских льдах, даже самые низкие полярные классы допускают возможность встречи с многолетними льдами («старыми ледяными включениями»). [ 1 ]

Полярный класс Описания льда в правилах класса Polar. [ 1 ] Соответствующая толщина льда в ВМО. Номенклатуре морского льда [ 4 ]
ПК 1 Круглогодичная работа во всех полярных водах. Не определено
ПК 2 Круглогодичная эксплуатация в умеренных многолетних ледовых условиях. До 3,0 м (9,8 футов) или более
ПК 3 Круглогодичная эксплуатация в условиях двухлетнего льда, который может включать многолетние ледяные включения. До 2,5 м (8,2 фута), а иногда и больше.
ПК 4 Круглогодичная работа в условиях толстого однолетнего льда, который может содержать включения старого льда. Более 120 см (3,9 фута)
ПК 5 Круглогодичная работа в условиях среднего однолетнего льда, который может включать включения старого льда. От 70 до 120 см (от 2,3 до 3,9 футов)
ПК 6 Летняя/осенняя эксплуатация на среднем однолетнем льду, который может включать включения старого льда. От 70 до 120 см (от 2,3 до 3,9 футов)
ПК 7 Летняя/осенняя работа на тонком однолетнем льду, который может включать включения старого льда. От 30 до 70 см (от 0,98 до 2,30 футов)

Требования

[ редактировать ]

В правилах полярного класса корпус судна разделен в продольном направлении на четыре части: «носовую», «промежуточную носовую», «среднюю часть» и «кормовую». Все продольные области, кроме носовой части, дополнительно делятся по вертикали на «дно», «нижнюю» и «ледяную зону». Для каждого региона расчетная ледовая нагрузка рассчитывается исходя из габаритов, геометрии корпуса и ледового класса судна. Эта ледовая нагрузка затем используется для определения размеров и марок стали конструктивных элементов, таких как обшивка корпуса и рамы, в каждом месте. Расчетный сценарий, используемый для определения ледовых нагрузок, представляет собой скользящее столкновение с плавающей льдиной. [ 1 ]

Помимо конструктивных деталей, правила полярного класса предъявляют требования к системам механизмов, таким как главная двигательная установка, рулевое устройство, а также системам, необходимым для безопасности экипажа и живучести судна. Например, в конструкции гребного винта должно быть учтено взаимодействие винта со льдом, системы охлаждения и водозаборники должны быть рассчитаны на работу и в покрытых льдом водах, а балластные цистерны должны быть обеспечены эффективными средствами предотвращения замерзания. [ 1 ]

Хотя правила обычно требуют, чтобы суда имели подходящую форму корпуса и достаточную двигательную мощность для работы независимо и на постоянной скорости в ледовых условиях, соответствующих их полярному классу, [ 1 ] Требования к ледоходности судна четко не определены с точки зрения скорости или толщины льда. На практике это означает, что полярный класс судна может не отражать реальную ледокольную способность судна.

Корабли полярного класса

[ редактировать ]

Правила полярного класса МАКО применяются к судам, строительство которых заключено по контракту 1 июля 2007 года или после этой даты. [ 1 ] Это означает, что суда, построенные до этой даты, могут иметь эквивалентный или даже более высокий уровень ледового укрепления, но им официально не присвоен полярный класс и они могут фактически не соответствовать всем требованиям единых требований. Кроме того, в частности, российским судам и ледоколам присваиваются ледовые классы только в соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства , который поддерживает свои собственные правила ледового класса, параллельные правилам полярного класса МАКО.

Хотя множество кораблей были построены в соответствии с двумя наименее защищенными полярными классами, PC   6 и PC   7, лишь небольшому количеству кораблей был присвоен ледовый класс PC   5 или выше.

Полярный класс 5

[ редактировать ]
построенный в 2020 году, SH Minerva, — небольшой экспедиционный круизный лайнер с полярным классом 5.

Ряд научно-исследовательских судов, предназначенных для научных миссий в полярных регионах, построен по   рейтингу PC 5: южноафриканский SA Agulhas II в 2012 г., [ 6 ] американский Сикулиак в 2014 году, [ 7 ] и британский RRS сэра Дэвида Аттенборо в 2020 году. [ Примечание 1 ] [ 8 ] [ 9 ] Кроме того, PC   антарктическое судно 5 Almirante Viel. строится для ВМС Чили с 2023 года . [ 10 ]

В 2012 году Королевский военно-морской флот Канады заключил контракт на строительство шести-восьми арктических морских патрульных кораблей (AOPS) с рейтингом PC   5. [ Примечание 2 ] [ 11 ] По состоянию на 2023 год , HMCS Harry DeWolf и HMCS Margaret Brooke вступили в строй, HMCS Max Bernays проходит послеприемочные испытания, а HMCS William Hall , HMCS Frédérick Rolette и HMCS Robert Hampton Grey находятся в стадии строительства. Два дополнительных корабля заказаны для канадской береговой охраны .

По состоянию на 2023 год построено четыре круизных лайнера с   рейтингом PC 5: National Geographic Endurance (сдан в 2020 г.) и National Geographic Solution (2021 г.) для Lindblad Expeditions , [ 12 ] [ 13 ] и SH Minerva (2021) и SH Vega (2022) для Swan Hellenic . [ 14 ] [ 15 ]

Полярный класс 4

[ редактировать ]
Финский ледокол Polaris , работающий на СПГ , построенный в 2016 году, имеет полярный класс 4 с дополнительной пометкой «Icebreaker(+)», обозначающей дополнительное усиление.

постройки 2012 года Буровое судно Stena IceMAX имеет корпус, усиленный по   требованиям PC 4. [ Примечание 3 ] [ 16 ] Однако судно длиной 228 метров (748 футов) и шириной 42 метра (138 футов) не имеет ледокольного корпуса и предназначено для работы в основном в предварительно расколотом («управляемом») льду. [ 17 ]

Канадская судоходная компания Fednav управляет двумя   с рейтингом PC 4 сухогрузами , построенной в 2014 году : Nunavik , построенной в 2021 году , и Arvik I . [ 18 ] [ 19 ] Суда водоизмещением 28 000 тонн в основном используются для перевозки никелевой руды с рудника Раглан в канадской Арктике. [ 20 ]

В 2015 году корпус финского ледокола « Отсо», построенного в 1986 году , был усилен дополнительной сталью до   уровня PC 4, чтобы судно могло проводить сейсмические исследования в Арктике в летние месяцы. [ 21 ]

Финский ледокол Polaris , работающий на СПГ , построенный в 2016 году, имеет рейтинг PC   4 с дополнительным обозначением класса Регистра Ллойда «Ледокол (+)». Последняя часть обозначения относится к дополнительному усилению конструкции на основе анализа эксплуатационного профиля судна и потенциальных сценариев ледовой нагрузки. [ 22 ] [ 23 ]

Временные ледоколы CCGS Captain Molly Kool , CCGS Jean Goodwill и CCGS Vincent Massey , построенные в 2000–2001 годах и приобретенные Береговой охраной Канады в 2018 году, будут повышены до   рейтинга PC 4 в рамках перевода судов на службу в Канаде. [ 24 ]

Новое   полярное логистическое судно PC 4 ВМС Аргентины, призванное дополнить существующий ледокол страны ARA Almirante Irízar в Антарктиде, в настоящее время находится на стадии проектирования. [ 25 ]

Японское агентство по морским наукам и технологиям о Земле (JAMSTEC) находится в процессе приобретения нового   ледокола с рейтингом PC 4 для исследования арктического региона. [ 26 ]

находится Морская администрация Швеции в процессе приобретения 2–3 новых ледоколов с рейтингом PC   4 Icebreaker(+). [ 27 ] Ожидается, что первый ледокол вступит в строй в 2027 году. [ 28 ]

Новые многоцелевые суда канадской береговой охраны (MPV) будут иметь рейтинг   ледокола PC 4 (+). [ 29 ] Шестнадцать судов будут построены Seaspan в 2020-х и 2030-х годах, а первое судно, как ожидается, поступит в строй в 2028 году. [ 30 ]

Полярный класс 3

[ редактировать ]
Ледокольное исследовательское судно полярного класса 3 «Kronprins Haakon» находится в ведении Норвежского полярного института .

Первыми   судами PC 3 были два тяжеловоза Audax и Pugnax , построенные для базирующейся в Нидерландах компании ZPMC-Red Box Energy Services в 2016 году. [ 31 ] [ 32 ] Суда длиной 206,3 метра (677 футов) и шириной 43 метра (141 фут), способные самостоятельно разбивать лед толщиной до 1,5 метра (5 футов), были построены для круглогодичной транспортировки природного газа модулей завода по сжижению в Сабетту . [ 33 ]

построенных Пятнадцать газовозов « первого поколения, Ямалмакс» -газовозов в 2016–2019 годах, а также арктические танкеры-конденсаторы «Борис Соколов» (построен в 2018 году) и «Юрий Кучиев» (2019 года), обслуживающие «Ямал СПГ» Проект   также имеет рейтинг PC 3 от Bureau Veritas . [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]

В апреле 2015 года сообщалось, что Edison Chouest построит два   PC 3 буксира-буксира для операций на Аляске. [ 37 ] Однако строительство судов, поставка которых должна была состояться к концу 2016 года, позже было отменено после решения Shell Oil прекратить разведку нефти в Арктике. [ 38 ]

По состоянию на 2023 год , три полярных исследовательских судна были построены с   рейтингом PC 3: Kronprins Haakon для Норвежского полярного института в 2018 году, [ 39 ] Сюэ Лун 2 для Института полярных исследований Китая в 2019 г., [ 40 ] [ 41 ] и Нуйина для Австралийского антарктического отдела в 2021 году. [ 42 ] Наследный принц Хокон также имеет дополнительное обозначение «Ледокол». [ 43 ] в то время как Nuyina обозначение включает обозначение «Ледокол (+)» Регистра Ллойда. [ 44 ]

Финским многоцелевым ледоколам Fennica и Nordica присвоен рейтинг PC 3.   , построенным в начале 1990-х годов, в 2019 году в рамках сертификации судов по Полярному кодексу [ 45 ]

По состоянию на 2023 год , в стадии строительства нет   судов класса PC 3.

Полярный класс 2

[ редактировать ]

По состоянию на 2023 год Единственным   судном с рейтингом PC 2, находящимся в эксплуатации, является экспедиционный круизный лайнер Le Commandant Charcot, которым управляет французская компания Compagnie du Ponant . Судно на 270 пассажиров, способное разбивать многолетний лед толщиной до 2,5 метров (8 футов) и доставлять пассажиров на Северный полюс , было доставлено в 2021 году. [ 46 ] [ 47 ]

заказала Береговая охрана США два из трех запланированных   тяжелых полярных ледоколов класса PC 2, называемых Polar Security Cutter . Строительство первого судна, USCGC Polar Sentinel , было отложено на несколько лет, и теперь ожидается, что оно будет передано Береговой охране США как минимум до 2028 года. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] Хотя суда, которые эти Polar Security Cutter призваны заменить, USCGC Polar Star и USCGC Polar Sea , иногда называют ледоколами полярного класса , эти ледоколы середины 1970-х годов не имеют рейтинга PC.

Будущие полярные ледоколы канадской береговой охраны CCGS Arpatuuq и CCGS Imnaryuaq рассчитаны на   рейтинг PC 2 с дополнительным обозначением «Icebreaker(+)». [ 51 ] [ 52 ] Первоначально в 2017 году планировалось сдать одно судно, но с тех пор Национальная стратегия судостроения была пересмотрена и теперь включает два таких ледокола, первый из которых планируется ввести в строй к декабрю 2029 года. [ 53 ] [ 54 ]

Полярный класс 1

[ редактировать ]

По состоянию на 2024 год , ни одно судно не строилось, не строилось и не планировалось иметь PC   1 — наивысший ледовый класс, указанный МАКО.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Корпус усилен до ПК   4.
  2. ^ Лук усилен до ПК   4.
  3. ^ Силовые установки повышены до рейтинга Det Norske Veritas ICE-10.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Единые требования для кораблей полярного класса. Архивировано 20 июня 2012 г. на Wayback Machine . Международная ассоциация классификационных обществ (IACS), апрель 2016 г. Проверено 16 февраля 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б Кендрик, А. Стандарты проектирования полярных кораблей – современное состояние и путь вперед . Проверено 11 марта 2017 г.
  3. ^ Файлы истории (HF) и технические справочные документы (TB) для унифицированных требований (UR), заархивированные 19 октября 2015 г. на Wayback Machine . Международная ассоциация классификационных обществ (IACS), декабрь 2016 г. Проверено 11 марта 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Руководство по метеорологическим приборам и методам наблюдений: Номенклатура морского льда, 7-е изд.» . Всемирная метеорологическая организация . стр. 12–13 . Проверено 5 апреля 2023 г.
  5. ^ Финские ледовые классы, эквивалентные обозначениям классов признанных классификационных обществ и документации, необходимой для определения ледовых классов судов . Регламент морской безопасности TRAFI/31299/03.04.01.00/2010, Агентство транспортной безопасности Финляндии, 23 ноября 2010 г. Дата обращения 21 ноября 2011 г.
  6. ^ « SA Agulhas II (30528)» . Регистр судов DNV . ДНВ . Проверено 7 августа 2022 г.
  7. ^ « Сикулиак (14221929)» . АБС Рекорд . Американское бюро судоходства . Проверено 16 июня 2014 г.
  8. ^ «9798222» . Морская паутина . S&P Global . Проверено 7 августа 2022 г.
  9. ^ «Планета лед и Аттенборо двойного назначения» . Королевский институт военно-морских архитекторов. Январь 2017 года . Проверено 7 августа 2022 г.
  10. ^ « АСМАР ТАЛЬКАУАНО 114 (9843948)» . Морская паутина . S&P Global . Проверено 7 августа 2022 г.
  11. ^ «Арктическое и морское патрульное судно» (PDF) . Брифинг программы по военно-морским делам №14 . Военно-морская ассоциация Канады. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2019 года . Проверено 25 мая 2019 г.
  12. ^ « National Geographic Endurance (39066)» . Регистр судов DNV . ДНВ . Проверено 7 августа 2022 г.
  13. ^ « Резолюция National Geographic (40923)» . Регистр судов DNV . ДНВ . Проверено 7 августа 2022 г.
  14. ^ « СХ Минерва (9895240)» . Морская паутина . S&P Global . Проверено 7 августа 2022 г.
  15. ^ « Ш Вега (9895252)» . Морская паутина . S&P Global . Проверено 7 августа 2022 г.
  16. ^ «30052» . Регистр судов DNV . ДНВ . Проверено 7 августа 2022 г.
  17. ^ Хальс, Торбьёрн; Эфраимссон, Фредрик (2011), Испытание ледовой модели арктического бурового корабля DP (PDF) , Конференция по динамическому позиционированию
  18. ^ « Нунавик (32867)» . Регистр судов DNV . ДНВ . Проверено 7 августа 2022 г.
  19. ^ « Арвик I (39740)» . Регистр судов DNV . ДНВ . Проверено 7 августа 2022 г.
  20. ^ «Fednav приветствует MV Arvik I — свой новейший ледокольный балкер» . Феднав . 29 апреля 2021 г. Проверено 7 августа 2022 г.
  21. ^ "Возьму сталь на борта, вертолетную площадку и лужу с водой на палубе - арктические бонусы для экипажа" . Финансовая жизнь. 10 апреля 2015 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
  22. ^ « Полярис (9734161)» . Морская паутина . S&P Global . Проверено 7 августа 2022 г.
  23. ^ «Глава 2 Ледовые операции – Ледовый класс – Требования раздела 12 к ледоколу (+)», Правила и нормы классификации судов, июль 2021 г. , Регистр Ллойда
  24. ^ «Особенность: модернизация канадской береговой охраны» . Сухой док. 3 сентября 2019 года . Проверено 24 февраля 2020 г.
  25. ^ «Аргентина финансирует строительство нового ледокола» . Краткое содержание защиты. 1 января 2022 года . Проверено 7 августа 2022 г.
  26. ^ «Япония построит новый ледокол для исследования Арктики» . Асахи Симбун. 12 апреля 2021 г. Проверено 7 августа 2022 г.
  27. ^ «Ледокол в Балтийском море устанавливает новый стандарт» (PDF) . Новости Арктической Страсти . Акер Арктик . Проверено 2 мая 2023 г.
  28. ^ «Sjöfartsverket: Первый новый ледокол в 2027 году» (на шведском языке). Вечерняя газета. 11 ноября 2022 г. Проверено 2 мая 2023 г.
  29. ^ «Многоцелевое судно, спроектированное для Канады» . Новости Арктической Страсти . Акер Арктик. 8 марта 2023 г. . Проверено 27 марта 2023 г.
  30. ^ «Многоцелевые суда» . Верфь Сиспен . Морской пролет. 16 марта 2023 г. . Проверено 27 марта 2023 г.
  31. ^ « Аудакс (34382)» . Регистр судов DNV . ДНВ . Проверено 7 августа 2022 г.
  32. ^ « Пугнакс (34383)» . Регистр судов DNV . ДНВ . Проверено 7 августа 2022 г.
  33. ^ ван Ливеноген, Промывка; Ховилайнен, Мика; Валтонен, Вилле (1 ноября 2018 г.), «AUDAX и PUGNAX, уникальные тяжелые транспортные суда класса PC-3, предназначенные для перевозки модулей для проектов по сжижению природного газа в отдаленных арктических районах» , день 1, понедельник, 5 ноября 2018 г. , внебиржевая арктическая технологическая конференция, doi : 10.4043/29113-MS , S2CID   134457857 , получено 7 августа 2022 г.
  34. ^ « Борис Вилькицкий (28765Т)» . БВ Флот . Бюро Веритас . Проверено 3 мая 2023 г.
  35. ^ « Юрий Кучиев (31594Т)» . БВ Флот . Бюро Веритас . Проверено 3 мая 2023 г.
  36. ^ « Борис Соколов (31415Y)» . БВ Флот . Бюро Веритас . Проверено 3 мая 2023 г.
  37. ^ «Rolls-Royce поставит двигательную и палубную технику на новое судно для Edison Chouest» . Роллс-Ройс . 4 марта 2015 г. Проверено 14 мая 2016 г. .
  38. ^ «Шоуэ сказал, что отменил дуэт Arctic AHTS» . Морской Лог. 9 ноября 2015 года . Проверено 14 мая 2016 г. .
  39. ^ «Ледовые испытания наследного принца Хокона» (PDF) . Проверено 22 июля 2019 г.
  40. ^ « Сюэ Лун 2 (9829241)» . Морская паутина . S&P Global . Проверено 7 августа 2022 г.
  41. ^ «Китай спустил на воду ледокол «Сюэ Лун 2» отечественной постройки» . Новости Крайнего Севера. 11 сентября 2018 года . Проверено 7 августа 2022 г.
  42. ^ «RSV Nuyina, первый в мире ледокол Polar Class 3 Icebreaker Plus, оснащенный нашей самой тяжелой системой руля» . Морские компоненты Damen . 28 августа 2021 г. Проверено 7 августа 2022 г.
  43. ^ « Наследный принц Хокон (34021)» . Регистр судов DNV . ДНВ . Проверено 7 августа 2022 г.
  44. ^ « Нуйина (9797060)» . Морская паутина . S&P Global . Проверено 7 августа 2022 г.
  45. ^ «MSV Fenica и MSV Nordica теперь сертифицированы по полярному коду с обозначением PC3» . Арктия . 31 января 2019 года . Проверено 7 августа 2022 г.
  46. ^ «Комендант Шарко доставлен» . 03.08.2021 . Проверено 17 сентября 2021 г.
  47. ^ «Комендант Шарко на ледовых испытаниях» (PDF) . Новости Арктической Страсти . Акер Арктик. 2021 . Проверено 7 августа 2022 г.
  48. ^ Программа полярного охранного катера (полярный ледокол) береговой охраны: предыстория и проблемы для Конгресса , Исследовательская служба Конгресса, 28 февраля 2022 г.
  49. ^ «USCG PSC означает значимое полярное присутствие» . МаринЛинк. 14 ноября 2019 года . Проверено 7 августа 2022 г.
  50. ^ «GAO: Проектирование катера Polar Security не будет завершено до 2024 года, поставка первого корпуса ожидается в 2028 году» . Новости USNI . 3 августа 2023 г. Проверено 4 августа 2023 г.
  51. ^ Универсальный ледокол класса LR для канадской береговой охраны . Регистр Ллойда. Проверено 29 апреля 2015 г.
  52. ^ Ньюбери, Скотт; МакГрир, Дэн (октябрь 2014 г.). «Отчет о судне: Полярный ледокол» (PDF) . Морские технологии . стр. 68–71.
  53. ^ Бертьям, Ли (29 февраля 2020 г.). «Федеральное правительство запрашивает у канадских верфей предложения для строительства нового ледокола» . Новости CTV Остров Ванкувер . Канадская пресса. Архивировано из оригинала 10 марта 2020 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  54. ^ «Полярные ледоколы и Национальная стратегия судостроения» (Пресс-релиз). Правительство Канады. 6 мая 2021 г. Проверено 8 мая 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9eeeef1cdcbbbf48ba0bab464ee58a5__1724912940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/a5/d9eeeef1cdcbbbf48ba0bab464ee58a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polar Class - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)