Спринтер (велосипед)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2012 г. ) |
Спринтер , который может очень быстро – это шоссейный велогонщик или гонщик на треке завершить гонку, быстро разогнавшись до высокой скорости. [ 1 ] [ 2 ] часто использует встречный поток другого велосипедиста или группы велосипедистов в тактических целях для экономии энергии. [ 3 ]
Помимо использования спринта в качестве гоночной тактики, спринтеры также могут соревноваться в промежуточных спринтах (иногда называемых праймами ), часто для того, чтобы вызвать дополнительное волнение в городах по маршруту гонки. В многодневных гонках промежуточные спринты и места на финальных этапах могут быть объединены в зачет по очкам . Например, в классификации очков на Тур де Франс майо -верт (зеленая майка) выигрывается самым последовательным спринтером гонки. На Тур де Франс самым успешным обладателем этой награды является словацкий спринтер Петер Саган , выигравший семь зеленых майок Тур де Франс (2012–2016, 2018–2019).
Дорожный спринтер
[ редактировать ]У спринтеров более высокое соотношение быстросокращающихся мышечных волокон, чем у неспринтеров. Спринтеры, ездящие на шоссейных велосипедах, иногда имеют более крупное телосложение, чем средний велосипедист, участвующий в шоссейных гонках. [ 4 ] объединяя силу ног с верхней частью тела, чтобы добиться короткого прироста скорости, необходимого для финиша в напряженной борьбе. [ 5 ] Некоторые спринтеры обладают высокой максимальной скоростью, но для ее достижения им может потребоваться большее расстояние, в то время как другие могут производить короткие и резкие ускорения. Аэродинамика играет ключевую роль в спринте. [ 6 ]
Спринтер обычно тяжелее, поэтому его преимущество в скорости ограничивается относительно ровными участками. [ 4 ] Поэтому нередко спринтеров выбрасывает пелотон ( также известный как «группа» или «стая»), если гонка проходит по холмистой местности.
У спринтеров могут быть разные предпочтения. Некоторые предпочитают более длительный «запуск», в то время как другие предпочитают « драфтовать » или скользить позади своих товарищей по команде или противников, прежде чем ускориться на последних метрах. Некоторые предпочитают легкий подъем в гору, другие предпочитают спуск.
Тактика спринтера
[ редактировать ]В обычных шоссейных гонках спринтеры могут выжидать, дожидаясь последних нескольких сотен метров, прежде чем резко увеличить скорость, чтобы выиграть гонку. Многие гонки заканчиваются спринтом большой группы на победу; У некоторых спринтеров могут быть товарищи по команде , так называемые домашние , «выводящие их» (т. е. поддерживающие высокий темп и укрывающие спринтера), чтобы у них было больше шансов финишировать на лидирующих позициях. [ 3 ] Эти товарищи по команде имеют тенденцию «отслаиваться» один за другим по мере усталости; последний товарищ по команде известен как «ведущий спринтер», и лучшие из них сами по себе являются отличными спринтерами.
Некоторые классические однодневные гонки, например Милан-Сан-Ремо или Париж-Тур , как правило, отдают предпочтение спринтерам из-за их длинных дистанций и относительно ровной местности. Длинный гоночный день сам по себе не приносит пользы спринтеру, но очень длинные этапы или однодневные гонки, как правило, исключают успешные отрывы и другие агрессивные гонки, гарантируя, что гонка сведется к групповому спринту. Большинство этих гонок заканчиваются групповым спринтом, в котором часто выигрывают гонщики, также успешные в классификации очков на многодневных гонках. Более сильные спринтеры, обладающие способностями на холмистой местности или на булыжнике, также имеют хорошие шансы выиграть классические соревнования в Арденнах или классические соревнования по булыжнику соответственно.
Знаменитые спринтеры
[ редактировать ]Первым великим чистым спринтером на Тур де Франс был француз Шарль Пелисье. [ 7 ] который выиграл восемь этапов Тур де Франс 1930 года , что до сих пор является рекордом (совместно с Эдди Мерксом и Фредди Мартенсом ). Год спустя Пелисье сразился с итальянским спринтером Раффаэле ди Пако в одном из первых крупных состязаний спринтеров. Оба выиграли пять этапов. На Вуэльте Испании 1941 года Делио Родригес выиграл 12 этапов, а в следующем году — 8. Несколько лет спустя ему даже удалось выиграть общий зачет.
Еще одним успешным спринтером межвоенного периода был французский многоборец Андре Ледюк . Хотя он мог сделать больше, чем просто спринт, в том числе выигрывать многодневные гонки (дважды выиграв Тур де Франс ) и классические гонки, 15 из его 25 побед на этапах Тура были одержаны в групповых спринтах.
Андре Дарригад считается величайшим французским спринтером всех времен. Он выиграл 22 этапа Тур де Франс и дважды выиграл зачет по очкам . Он также создал свою легенду, выиграв титулы, опередив крупнейших велосипедистов: на национальном чемпионате Франции 1955 года он опередил Луисона Бобе , а на Джиро ди Ломбардия 1956 года опередил Фаусто Коппи . Он финишировал на подиуме чемпионата мира 4 раза подряд и завоевал титул в 1959 году.
Фредди Мартенс участвовал всего в шести Гранд-турах, но четыре раза забирал домой Джерси Points, одержав 12 из своих 15 побед на этапах Тур де Франс в групповом спринте. Его единственное участие в Вуэльте Испании в 1977 году привело не только к рекордным 13 победам на этапах, но и к победе в генеральной классификации. Всего через пять дней после финиша на Вуэльте он отправился в гонку на Джиро д'Италия , где выиграл 7 этапов, прежде чем ему пришлось отказаться от гонки из-за аварии в середине гонки. [ 8 ]
По мере того, как в 1980-х годах велоспорт стал более специализированным, групповые спринты стали ареной для специалистов – чистых спринтеров, таких как Гвидо Бонтемпи , Жан-Поль ван Поппель и Марио Чиполлини , которые сосредоточились в первую очередь на спринтерских этапах вместе с другими гонщиками ( специалисты по классике, гонщики на время, скалолазы и т. д.), стремящиеся к победам на других типах этапов. Чиполлини является рекордсменом по количеству побед на этапах Гранд-туров в качестве спринтера; 57, из которых 42 были на Джиро д'Италия . Его коллега-итальянский спринтер Алессандро Петакки (48 побед на этапах) выигрывал этапы и классификацию по очкам во всех трех Гранд-турах, включая 20 побед на этапах Вуэльты . Рекорд по победам на этапах Вуэльты принадлежит Делио Родригесу с 39 победами. Марка Кавендиша назвала 15 июля 2012 года французская газета L'Équipe лучшим спринтером всех времен на Тур де Франс . На данный момент на его счету 52 победы на индивидуальных этапах Гранд-туров, 35 - [ 9 ] [ 10 ] из которых были спринты на Тур де Франс.
Эрик Забель выиграл рекордные девять очков в классификации: шесть на Тур де Франс и три на Вуэльте Испании . Из пяти гонщиков, выигравших зачет по очкам во всех трех Гранд-турах, трое были чистыми спринтерами: Джамолидин Абдужапаров , Алессандро Петакки и Марк Кавендиш . Двумя другими были универсалы Эдди Меркс и Лоран Жалабер .
Питер Саган выиграл рекордные семь очков на Тур де Франс . Он выиграл три чемпионата мира подряд , один чемпионат Европы , две гонки памятников Париж – Рубе и Тур Фландрии .
Единственные три гонщика в истории велоспорта, выигравшие этапы всех трех Гранд-туров в одном календарном году, были спринтерами: Мигель Поблет в 1956 году, Пьерино Баффи в 1958 году и Алессандро Петакки в 2003 году.
Хороший спринт также может обеспечить несколько побед другим специалистам, например гонщикам классических гонок и участникам GC . Шон Келли выиграл 21 этап Тура и Вуэльты, а также классификацию очков в обеих гонках по четыре раза в каждой, в дополнение к своим девяти крупным в классических гонках победам . Кроме того, бельгийские специалисты по классическим дисциплинам Рик Ван Стинберген , Рик Ван Лой и Роджер Де Влеминк добились больших успехов благодаря хорошему финальному спринту, а также итальянские Джиро д'Италия победители Бепе Саронни и Франческо Мозер и их соотечественник, двукратный чемпион мира. Паоло Беттини .
И наоборот, многие спринтеры используют свои способности, чтобы выиграть не только этапы, и добились успеха в классических гонках, таких как Тур Фландрии (например, Руди Альтиг и Ян Раас ), Париж-Рубе ( Эдди Планкерт ) и Джиро ди Ломбардия (например, Андре Дарригаде) . ) или даже многодневные гонки (помимо вышеупомянутых Ледюка , Родригеса , Мартенса , Саронни и Мозера , в их число входят Руди Алтиг , Шон Келли и Лоран Жалабер, которые все выиграли Вуэльту, как и победитель Тур де Франс 1968 года и универсал Ян Янссен. .
Самая классическая трасса для спринтеров благодаря своей относительно ровной трассе — это трасса Милан-Сан-Ремо , которую четыре раза выиграл Забель и трижды — трехкратный чемпион мира Оскар Фрейре . Другие «плоские» однодневные гонки, считающиеся важной классикой спринтеров, включают Гент – Вевельгем , Шельдеприйс , Vattenfall Cyclassics , Париж-Брюссель и Париж-Тур .
Список успешных спринтеров
[ редактировать ]- Джамолидин Абдужапаров
- Руди Алтиг
- Пьерино Баффи
- Марино Бассо
- Гвидо Бонтемпи
- Том Боонен
- Марк Кавендиш
- Марио Чиполлини
- Андре Дарригад
- Арно Демар
- Раффаэле ди Пако
- Калеб Юэн
- Урс Фройлер
- Фернандо Гавирия
- Андре Грайпель
- Рене Ле Гревес
- Дилан Гроневеген
- Тор Глава дома
- Фабио Якобсен
- Гербен Карстенс
- Шон Келли
- Марсель Киттель
- Александр Кристофф
- Рик ван Линден
- Олаф Людвиг
- Фредди Мартенс
- Робби МакИвен
- Тим Мерлиер
- Шарль Пелисье
- Алессандро Петакки
- Джаспер Филипсен
- Мигель Поблет
- Гвидо Рейбрук
- Питер Саган
- Патрик Харт
- Том Стилс
- Вут ван Аэрт
- Рик ван Лой
- Жан-Поль ван Поппель
- Рик ван Стинберген
- Элиа Вивиани
- Эрик Забель
- Дино Зандегу
- Женщины
Спринтер на треке
[ редактировать ]Спринт на велодорожке или велодроме варьируется от узкоспециализированного спринта (когда два или более гонщика медленно кружат по трассе, стремясь получить тактическое преимущество, прежде чем совершить финишный рывок на последних 200 метрах, который фиксируется на время), до массового старта. События решаются первым, кто пересек финишную черту после определенного количества кругов (аналогично шоссейным гонкам). Специалист по спринту также может участвовать в шорт- треке на время более 1000 метров, командном спринте и соревнованиях Кейрина .
В гонках в Мэдисоне команда может состоять из специалиста-спринтера, когда требуются резкие скачки скорости, и еще одного гонщика, способного ехать в более стабильном высоком темпе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Менаспа Паоло и др. Физические требования к спринту в профессиональном шоссейном велоспорте. , Международный журнал J Sports Med 2015
- ^ Пайффер, Джеремия Дж.; Эббисс, Крис Р.; Хааконсен, Эрик С.; Менаспа, Паоло (01 октября 2018 г.). «Спринт ради победы: распределение выходной мощности в женском профессиональном велоспорте» . Международный журнал спортивной физиологии и производительности . 13 (9): 1237–1242. дои : 10.1123/ijspp.2017-0757 . ISSN 1555-0273 . ПМИД 29688105 . S2CID 25755673 .
- ^ Перейти обратно: а б Менаспа Паоло и др. Анализ результатов спринтера мирового класса во время велосипедных Гранд-туров. , Int J Sports Physiol Perform, 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Менаспа, П.; Рампинини, Э.; Босио, А.; Карломаньо, Д.; Риджио, М.; Сасси, А. (июнь 2012 г.). «Физиологические и антропометрические характеристики юных велосипедистов разных специальностей и уровней подготовки: велосипедная специальность и рейтинг среди юниоров» . Скандинавский журнал медицины и науки в спорте . 22 (3): 392–398. дои : 10.1111/j.1600-0838.2010.01168.x . ПМИД 20807389 . S2CID 24746377 .
- ^ «Почему спринтеры мускулистые, а скалолазы жилистые» . Новости Би-би-си . 18 июля 2014 г. Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Крауч, Тимоти; Менаспа, Паоло; Барри, Натан; Браун, Николас; Томпсон, Марк С; Бертон, Дэвид (декабрь 2021 г.). «Пример использования аэродинамической трубы: увеличение скорости езды на велосипеде по шоссе за счет принятия аэродинамически улучшенной позиции для спринта» . Труды Института инженеров-механиков, Часть P: Журнал спортивной техники и технологий . 235 (4): 301–309. дои : 10.1177/1754337119866962 . ISSN 1754-3371 .
- ^ «Педаль! Специальный выпуск SO FOOT, который любит кататься на велосипеде» . 19 октября 2011 г.
- ^ Момбер, Дрис (17 августа 2017 г.). «Вуэльта Фредди: реконструкция замечательного Тура Испании 1977 года» . ХЛН . Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ «Кавендиш побил рекорд этапа Тур де Франс » Би-би-си Спорт . 3 июля 2024 г. Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ Уиттл, Джереми (3 июля 2024 г.). «Марк Кавендиш одержал рекордную 35-ю победу на этапе Тур де Франс » Хранитель . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ «10 лучших спринтеров в истории велоспорта» . сайт carhelp.com . 22 октября 2022 г.
- ^ «10 самых быстрых гонщиков в истории Тура» . Де Стандарт (на голландском языке). 11 июля 2022 г.
Спортивный гид по полному циклу , Питер Конопка, 1982, EP Publishing.