Слепой Вилли МакТелл
Слепой Вилли МакТелл | |
---|---|
![]() МакТелл записывает Джона Ломакса в номере отеля Атланты , ноябрь 1940 года. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Уильям Сэмюэл МакТир |
Также известен как |
|
Рожденный | Томсон, Джорджия , США | 5 мая 1898 г.
Умер | 19 августа 1959 г. Милледжвилл, Джорджия , США | ( 61 год
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструменты |
|
Годы активности | 1910–1956 гг. |
Этикетки |
Слепой Уилли МакТелл (урожденный Уильям Сэмюэл МакТир ; 5 мая 1898 — 19 августа 1959) был пьемонтским певцом и гитаристом, играющим в стиле блюз и рэгтайм . Он играл плавной, синкопированной техникой игры на гитаре , распространенной среди многих представителей пьемонтского блюза. В отличие от своих современников, он стал использовать исключительно двенадцатиструнные гитары . МакТелл также был искусным слайд-гитаристом , что было необычно для рэгтайм-блюзменов. Его вокальный стиль, плавный и часто непринужденный тенор , сильно отличался от многих более резких голосов блюзменов Delta, таких как Чарли Паттон . МакТелл выступал в различных музыкальных стилях, включая блюз , рэгтайм , религиозную музыку и хукум .
МакТелл родился в Томсоне, штат Джорджия . Он научился играть на гитаре в раннем подростковом возрасте. Вскоре он стал уличным артистом в нескольких городах Джорджии, включая Атланту и Огасту , и впервые записался в 1927 году для Victor Records . Он никогда не выпускал ни одного крупного хита , но у него была плодотворная карьера звукозаписи на разных лейблах и под разными именами в 1920-х и 1930-х годах. В 1940 году он был записан фольклористами Джоном А. Ломаксом и Руби Террил Ломакс для архива народных песен Библиотеки Конгресса . Он был активен в 1940-х и 1950-х годах, играя на улицах Атланты, часто со своим давним партнером Керли Уивером . Еще дважды он записывался профессионально. Его последние записи были сделаны во время импровизированной сессии, записанной владельцем музыкального магазина в Атланте в 1956 году. МакТелл умер три года спустя, прожив несколько лет с диабетом и алкоголизмом. Несмотря на отсутствие коммерческого успеха, он был одним из немногих блюзовых музыкантов своего поколения, которые продолжали активно играть и записываться в 1940-х и 1950-х годах. Он не дожил до того, чтобы увидеть Возрождение американской фолк-музыки , в ходе которого были «заново открыты» многие другие блюзмены. [ 1 ]
Влияние МакТелла распространилось на самых разных исполнителей, в том числе на группу Allman Brothers Band , исполнившую кавер на его « Statesboro Blues », и Боба Дилана , который отдал дань уважения ему в своей песне 1983 года « Blind Willie McTell », припевом которой является «And Я знаю, что никто не может петь блюз так, как Слепой Уилли МакТелл». Другие художники, на которых повлиял МакТелл, включают Тадж-Махала , Элвина Янгблада Харта , Ральфа МакТелла , Криса Смитера , Джека Уайта и The White Stripes .
Биография
[ редактировать ]Он родился Уильям Сэмюэл Мактиер. [ 2 ] в общине Хэппи-Вэлли недалеко от Томсона, штат Джорджия . Большинство источников указывают дату его рождения как 1898 год, но исследователи Боб Игл и Эрик Леблан предполагают 1903 год, основываясь на его записи в переписи 1910 года . [ 3 ] МакТелл родился слепым на один глаз и к позднему детстве потерял оставшееся зрение. Он посещал школы для слепых в Джорджии, Нью-Йорке и Мичигане и проявлял музыкальные способности с раннего возраста, сначала играя на губной гармошке и аккордеоне, научившись читать и писать ноты шрифтом Брайля . [ 1 ] и обратился к шестиструнной гитаре в раннем подростковом возрасте. [ 1 ] [ 2 ] Его семья была богата музыкой; оба его родителя и дядя играли на гитаре. Он был родственником блюзмена и пионера госпела Томаса А. Дорси . [ 2 ] Отец МакТелла ушел из семьи, когда Вилли был маленьким. После смерти матери в 1920-х годах он покинул родной город и стал странствующим музыкантом, или « певцом ». Он начал свою карьеру звукозаписи в 1927 году на лейбле Victor Records в Атланте . [ 4 ]
МакТелл женился на Рут Кейт Уильямс. [ 1 ] теперь более известная как Кейт МакТелл , в 1934 году. Она сопровождала его на сцене и на нескольких записях, прежде чем стать медсестрой в 1939 году. Большую часть своего брака, с 1942 года и до его смерти, они жили отдельно: она в Форт-Гордоне , недалеко от Огасты, и он работает в Атланте.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне , МакТелл много путешествовал и выступал, записываясь на нескольких лейблах под разными именами: Blind Willie McTell (для Victor и Decca), Blind Sammie (для Columbia), Georgia Bill (для Okeh), Hot Shot Willie (для для Виктора), Blind Willie (для Vocalion и Bluebird), Barrelhouse Sammie (для Atlantic) и Pig & Whistle Red (для Regal). [ 5 ] Название «Pig & Whistle» было отсылкой к сети ресторанов-барбекю в Атланте; [ 6 ] МакТелл часто играл за чаевые на парковке ресторана «Свинья и свисток». Он также играл за соседним зданием, которое позже стало залом Blue Lantern Lounge Рэя Ли. Как и Лид Белли , еще один певец, начавший свою карьеру в качестве уличного артиста, МакТелл отдавал предпочтение несколько громоздкой и необычной двенадцатиструнной гитаре , большая громкость которой делала ее подходящей для игры на открытом воздухе.
В 1940 году Джон А. Ломакс и его жена Руби Террилл Ломакс , профессор классической литературы , Техасского университета в Остине взяли интервью у МакТелла и записали его для Архива американской народной песни Библиотеки Конгресса в ходе двухчасовой сессии, состоявшейся в их гостиничный номер в Атланте. [ 7 ] Эти записи документируют отличительный музыкальный стиль МакТелла, который устраняет разрыв между сырым кантри-блюзом начала 20-го века и более традиционным мелодичным звучанием блюза Восточного побережья Пьемонта с влиянием рэгтайма . Ломаксы также извлекли из певца традиционные песни (такие как «The Boll Weevil» и «John Генри» ) и спиричуэлс (такие как « Amazing Grace »), [ 8 ] которые не входили в его обычный коммерческий репертуар. В интервью слышно, как Джон А. Ломакс спрашивает, знает ли МакТелл какие-нибудь «жалобные» песни (более ранний термин для песен протеста ), на что певец несколько неловко и уклончиво отвечает, что нет. За эту двухчасовую сессию Библиотека Конгресса заплатила МакТеллу 10 долларов, что эквивалентно 154,56 доллара в 2011 году. [ 4 ] Материал с этой сессии 1940 года был выпущен в 1960 году на пластинке, а затем на компакт-диске под несколько вводящим в заблуждение названием « Полная библиотека записей Конгресса» , несмотря на то, что он был урезан, поскольку в нем были опущены некоторые взаимодействия Джона А. Ломакса. с певицей и полностью исключил участие Руби Террил Ломакс. [ примечание 1 ]
Ахмет Эртегун посетил Атланту в 1949 году в поисках блюзовых исполнителей для этого нового лейбла Atlantic Records и, обнаружив МакТелла играющим на улице, организовал сессию записи. Некоторые песни были выпущены на дисках со скоростью вращения 78 об/мин, но продавались плохо. Полная сессия была выпущена в 1972 году как Atlanta Twelve-String . МакТелл записывался для Regal Records в 1949 году, но эти записи также имели меньший коммерческий успех, чем его предыдущие работы. Он продолжал выступать в Атланте, но его карьера была прервана из-за плохого здоровья, в основном из-за диабета и алкоголизма . В 1956 году менеджер музыкального магазина в Атланте Эдвард Роудс обнаружил, что МакТелл играет на улице за четвертаки, и заманил его с бутылкой кукурузного ликера в свой магазин, где он записал на магнитофон несколько финальных выступлений. Эти записи были посмертно выпущены лейблом Prestige/ Bluesville Records под названием Last Session . [ 10 ] Начиная с 1957 года МакТелл был проповедником в баптистской церкви горы Сион в Атланте. [ 1 ]
МакТелл умер от инсульта в Милледжвилле, штат Джорджия , в 1959 году. Он был похоронен в церкви Джонс-Гроув, недалеко от Томсона, штат Джорджия, где он родился. Автор Дэвид Фулмер , который в 1992 году работал над документальным фильмом «Блюз слепого Вилли» о МакТелле, организовал установку надгробия на месте его упокоения. Имя, указанное на его камне, — Уилли Сэмюэл МакТир. [ 11 ] он был введен в Блюза . Фонда Зал славы блюза В 1981 году [ 12 ] и Зал музыкальной славы Джорджии в 1990 году. [ 1 ]
В своих записях «Lay Some Flowers on My Grave», «Lord, Send Me an Angel» и «Statesboro Blues» он произносит свою фамилию МакТелл с ударением на первый слог.
Влияние
[ редактировать ]
Самая известная песня МакТелла, « Statesboro Blues », была впервые адаптирована Тадж-Махалом с Джесси Эдом Дэвисом на слайд-гитаре, затем записана на пластинке и часто исполнялась группой Allman Brothers Band ; [ 13 ] он также вносит свой вклад в песню Canned Heat "Goin' Up the Country". В краткий список некоторых артистов, исполнивших эту песню, входят Тадж-Махал , Дэвид Бромберг , Дэйв Ван Ронк , The Devil Makes Three и Ральф МакТелл , который сменил имя из-за того, что песня ему понравилась. [ 14 ] Рай Кудер сделал кавер на песню МакТелла «Married Man's a Fool» из своего альбома 1973 года Paradise and Lunch . Джек Уайт из White Stripes считает МакТелла влиятельным человеком; Альбом White Stripes De Stijl (2000) посвящен ему и включает кавер на его песню "Southern Can Is Mine". The White Stripes также сделали кавер на песню McTell « Lord, Send Me an Angel » МакТелла, выпустив его как сингл в 2000 году. В 2013 году компания Jack White’s Third Man Records объединилась с Document Records, чтобы выпустить The Complete Recorded Works in Chronological Order of Charley Patton, Blind. Уилли МакТелл и шейхи Миссисипи .
Боб Дилан отдал дань уважения МакТеллу как минимум четыре раза. В его песне 1965 года « Highway 61 Revisited » второй куплет начинается со слов «Джорджия Сэм, у него был окровавленный нос», отсылка к одному из многих имен МакТелла на записи (Примечание: нет никаких свидетельств использования этого прозвища ни на одной записи). . Песня Дилана « Blind Willie McTell » была записана в 1983 году и выпущена в 1991 году на The Bootleg Series Volumes 1-3 . Дилан также записал каверы на песни McTell «Broke Down Engine» и «Delia» для своего альбома 1993 года World Gone Wrong ; [ примечание 2 ] Песня Дилана "Po' Boy" из альбома Love and Theft (2001) содержит слова "пришлось поехать во Флориду, уклоняясь от законов Джорджии", взятые из песни МакТелла "Kill It Kid". [ 16 ]
из Бата Группа Kill It Kid названа в честь одноименной песни. [ 17 ]
Бильярдный бар и концертная площадка в Стейтсборо, штат Джорджия, в 1990-х годах были названы Blind Willie's в честь МакТелла. Сейчас это место закрыто, но оно остается приятным воспоминанием для студентов Южного университета Джорджии того времени. [ 18 ]
Blind Willie's - это бар в районе Вирджиния-Хайлендс в Атланте, названный в честь МакТелла, в котором выступают блюзовые музыканты и группы. [ 19 ] Фестиваль блюза Blind Willie McTell проводится ежегодно в Томсоне, штат Джорджия. [ 19 ]
Дискография
[ редактировать ]Одиночные игры
[ редактировать ]Год | сторона А | сторона B | Этикетка | Кот. # | Прозвище | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
1927 | "Украл Райдер Блюз" | "Мистер МакТелл получил блюз" | Виктор | 21124 | Слепой Вилли МакТелл | |
"Написание бумажного блюза" | "Мама, еще не скоро день" | 21474 | ||||
1928 | "Три женщины-блюз" | " Стейтсборо Блюз " | В38001 | |||
"Темный ночной блюз" | "Любящий говорящий блюз" | В38032 | ||||
1929 | "Атланта Струт" | «Добрая мама» | Колумбия | 14657-Д | Слепой Сэмми | |
"Путешествующий блюз" | "Приходи ко мне домой, мама" | 14484-Д | ||||
"Уезжайте, блюз" | "Любовь меняет блюз" | Виктор | В38580 | Слепой Вилли МакТелл | ||
1930 | «Разговариваю сам с собой» | «Бритвенный шар» | Колумбия | 14551-Д | Слепой Сэмми | |
1931 | "Южная банка - моя" | "Блюз сломанного двигателя" | 14632-Д | |||
"Блюз Лоу Райдера" | «Джорджия Рэг» | ХОРОШО | 8924 | Джорджия Билл | ||
"Топни всадника" | "Блюз страшного дня" | 8936 | ||||
1932 | «Мама, позволь мне черпать для тебя» | "Роллин Мама Блюз" | Виктор | 23328 | Горячий Шот Вилли | с рубиновой глазурью |
"Блюз одинокого дня" | «В поисках блюза в пустыне» | 23353 | ||||
1933 | "Саванна Мама" | "Би и О Блюз № 2" | Вокалион | 02568 | Слепой Вилли | |
«Сломанный двигатель» | "Блюз камеры смерти" | 02577 | ||||
"Согрей это для меня" | "Своди меня с ума" | 02595 | ||||
"Это хорошая мелочь" | "Южная Кан Мама" | 02622 | ||||
«Господи, помилуй, если угодно» | «Разве вы не видите, как этот мир изменился» | 02623 | с «Партнером» ( Керли Уивер ) | |||
"Мой ребенок ушел" | "Усталый сердечный блюз" | 02668 | ||||
1935 | "Блюз Белл-стрит" | « Билетный агент Блюз » | Декка | 7078 | Слепой Вилли МакТелл | с Кейт МакТелл |
«Умирающий игрок» | «Богу это не нравится» | 7093 | ||||
«Разве не здорово быть христианином» | «Однажды нам предстоит встретить смерть» | 7130 | ||||
«Ваше время беспокоиться» | "Блюз деревенского Вилли" | 7117 | ||||
«Холодный зимний день» | «Возложи цветы на мою могилу» | 7810 | ||||
1950 | "Убей его, малыш" | "Блюз сломанного двигателя" | Атлантический | 891 | Бочка Сэмми | |
«Река Иордан» | "А ты" | Царственный | 3260 | Слепой Вилли | ||
«Это мое желание» | «Спрячь меня на своей груди» | 3272 | ||||
"Любовь меняет блюз" | "Разговариваю с тобой, мама" | 3277 | Уилли Сэмюэл МакТелл | с Керли Уивером; приписывается группе "Свинья и свисток" |
- В качестве концертмейстера
Год | Художник | сторона А | сторона B | Этикетка | Кот. # | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
1927 | Альфонси и Бетения Харрис | "Дразнить Брауна" | «Эта печь не для поджаривания хлеба» | Виктор | В38594 | |
1931 | Рут Уиллис | «Опыт блюза» | «Болезненный блюз» | Колумбия | 14642-Д | |
"Грубый аллейный блюз" | "Низкий блюз" | ХОРОШО | 8921 | |||
"Говорю с тобой, Виммин о блюзе" | «Милостивый блюз» | 8932 | ||||
1935 | Керли Уивер | "Трюки больше не ходят" | "Ранний утренний блюз" | Декка | 7077 | |
"Когда-нибудь мама" | «Двуликая женщина» | 7906 | МакТелл играет только на стороне B. | |||
"О, Лоуди, мама" | "Блюз жареного пирога" | 7664 | ||||
1949 | "Мой ребенок ушел" | «Агент по продаже билетов» | Сижу с | 547 |
Лонгплеи
[ редактировать ]Год | Заголовок | Этикетка | Кот. # | Примечание |
---|---|---|---|---|
1961 | Последняя сессия | Блюсвилл | БВ 1040 | записано в 1956 году |
1966 | Слепой Уилли МакТелл: 1940 год. |
Мелодеон | МЛП 7323 | с подзаголовком «Легендарная сессия Библиотеки Конгресса» ; записано в 1940 году |
Избранные сборники
[ редактировать ]- Слепой Уилли МакТелл 1927–1933: Ранние годы , Язу L-1005 (1968)
- Слепой Уилли МакТелл, 1949: Пытаясь вернуться домой , биография BLP-12008 (1969)
- Король блюзовых певцов Джорджии (1929–1935) , Roots RL-324 (1969)
- Двенадцать струн Атланта , Atlantic SD-7224 (1972)
- Блюз клетки смерти , биография BLP-C-14 (1973)
- Слепой Уилли МакТелл: 1927–1935 , Язу L-1037 (1974)
- Слепой Уилли МакТелл: 1927–1949, Остальные титулы , Wolf WSE 102 (1982)
- Блюз в темноте , MCA 1368 (1983)
- Полное собрание сочинений в хронологическом порядке , т. 1, Документ DOCD-5006 (1990 г.).
- Полное собрание сочинений в хронологическом порядке , т. 2, Документ DOCD-5007 (1990 г.).
- Полное собрание сочинений в хронологическом порядке , т. 3, Документ DOCD-5008 (1990 г.).
- Эти три альбома были выпущены вместе как бокс-сет Statesboro Blues , Document DOCD-5677 (1990).
- Полная библиотека записей Конгресса в хронологическом порядке , RST Blues Documents BDCD-6001 (1990)
- Pig 'n Whistle Red , биография BCD 126 (1993)
- Окончательный слепой Уилли МакТелл , Legacy C2K-53234 (1994)
- Классические годы 1927–1940 , JSP JSP7711 (2003)
- Король блюза Джорджии , Snapper SBLUECD504X (2007)
Избранные сборники с другими исполнителями
[ редактировать ]- Слепой Уилли МакТелл / Мемфис Минни: Love Changen 'Blues , биография BLP-12035 (1971)
- Атланта Блюз 1933 , JEMF 106 (1979)
- Слепой Уилли МакТелл и Керли Уивер: Послевоенные годы , RST Blues Documents BDCD 6014 (1990)
- Классическое блюзовое произведение 1920-х годов , том. 5, Блюзовые образы – БИМ-105 (2007)
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Биограф МакТелла Майкл Грей приписывает эти упущения фольклорному архивисту Рэй Корсон, которая явно враждебно относилась к своим фольклорным предшественникам из Нового курса в библиотеке: «Широко продаваемая версия сеансов МакТелла-Ломакса удаляет разговоры и информацию, удаляет Руби Ломакс из библиотеки. почти полностью комнату - из-за чего кажется, что Джон Ломакс монополизирует все и заставляет ее молчать, чего он совсем не делает - и лишает Ломакс нескольких капель тепла и человечности, включая вопросы, которые задают Руби Террилл и Джон Ломакс. [ 9 ]
- ↑ В примечаниях к этому альбому Дилан написал: «Broke Down Engine — это шедевр Слепого Уилли МакТелла… он о двусмысленности, судьбе привилегированной элиты, борьбе с наводнениями — наблюдать за красным рассветом, не удосуживаясь одеться [ так в оригинале ].» [ 15 ]
3.^In 1996, novelist and former music journalist David Fulmer released “Blind Willie’s Blues,” a 53-minute documentary about McTell’s life, times, and music. The film was remastered for a new release in December of 2023 and is currently streaming on YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=f8iPBtbcJsM&t=48s
Цитаты
[ редактировать ]- ^ а б с д и ж Джейкобс, Хэл. « Слепой Вилли МакТелл ». Энциклопедия Новой Джорджии . 3 ноября 2009 г. Проверено 30 июня 2011 г.
- ^ а б с Коннер, Патрик. « Слепой Вилли МакТелл. Архивировано 1 ноября 2013 года в Wayback Machine ». Блюз Восточного побережья Пьемонта . Университет Северной Каролины. Проверено 30 июня 2011 г.
- ^ Игл, Боб; ЛеБлан, Эрик С. (2013). Блюз: региональный опыт . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. п. 270. ИСБН 978-0313344237 .
- ^ а б Грин, Джастин. Музыкальные легенды . ISBN 0-86719-587-8 .
- ^ Джайлз Окли (1997). Музыка Дьявола . Да Капо Пресс . стр. 125/7 . ISBN 978-0-306-80743-5 .
- ^ «Свинья-свисток | Свинья-свисток История Джорджии» . Pignwhistle.net . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Рассел, Тони (1997). Блюз: от Роберта Джонсона до Роберта Крея . Дубай: Carlton Books. п. 13. ISBN 1-85868-255-Х .
- ^ «Аудиозапись: Удивительная благодать» . loc.gov . Библиотека Конгресса . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Грей 2009 , с. 273.
- ^ «Слепой Вилли МакТелл» . блюснет. Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года . Проверено 17 ноября 2006 г.
- ^ «Вилли «Слепой Вилли» МакТелл (1901–1959)» . Findagrave.com . Проверено 22 июля 2015 г.
- ^ «Призывники Зала славы 1981 года» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2009 года . Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ Роберт Палмер (1982). Глубокий блюз . Книги о пингвинах . п. 110 . ISBN 978-0-14-006223-6 .
- ^ Хокенхалл, Крис (1997). Улицы Лондона: официальная биография Ральфа МакТелла . Нортдаун. п. 40. ISBN 1-900711-02-8 .
- ^ Дилан, Боб (1993). Мир пошёл не так (примечания). Специальная музыка для гонщиков . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ "Kill It Kid", Last Session , Bluesville BV 1040, выпущен в 1962 году.
- ^ «Убей это, малыш, интервью SXSW 2010» . Spinner.com. 12 марта 2010 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ «Я тусовался в Blind Willies (Стейтсборо, Джорджия)» . www.facebook.com . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ а б «Blind Willie's – лучший блюз-бар Атланты» . Blindwillieblues.com . Проверено 22 июля 2015 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Грей, Майкл (2009). Подай мне мою дорожную обувь . Чикаго Ревью Пресс. ISBN 978-1-56976-337-7 . Проверено 13 апреля 2020 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Бастин, Брюс . Блюз Красной реки: блюзовые традиции на юго-востоке . Урбана и Чикаго: Издательство Университета Иллинойса, 1986, 1995. ISBN 0-252-06521-2 , ISBN 978-0-252-06521-7 .
- Чартерс, Сэмюэл , изд. Сладкий, как ливни дождя . Oak Publications, 1977, стр, 120–131.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия Новой Джорджии - статья о слепом Вилли МакТелле
- Иллюстрированная дискография Слепого Уилли МакТелла
- Слепой Уилли МакТелл в «Найти могилу»
- MP3-файл "Statesboro Blues" в Интернет-архиве
- Дэвид Фулмер, продюсер документального фильма «Блюз слепого Вилли», 1996 г.
- Роман Дэвида Фулмера "The Dying Crapshooter's Blues" с участием МакТелла в роли персонажа
- Джон Мэй берет интервью у биографа. Архивировано 5 октября 2011 года в Wayback Machine Майкла Грея.
- Рецензия на книгу Майкла Грея «Подай мне мои дорожные туфли: В поисках слепого Уилли МакТелла»
- 1898 рождений
- 1959 смертей
- Афро-американские певцы и авторы песен мужского пола
- Американские певцы и авторы песен мужского пола
- Американские акустические гитаристы
- Американские блюзовые гитаристы
- Американские блюзовые гармонисты
- Американские блюзовые певцы и авторы песен
- Американские гитаристы-мужчины
- Американские уличные артисты
- Слепые музыканты
- Слепые певцы
- Исполнители Bluebird Records
- Артисты Columbia Records
- Музыканты кантри-блюза
- Блюзовые музыканты Восточного побережья
- Люди из Томсона, Джорджия
- Блюзовые музыканты Пьемонта
- Композиторы рэгтайма
- Музыканты-певцы
- Американские гитаристы 20-го века
- Гитаристы из Джорджии (штат США)
- Артисты Prestige Records
- Исполнители Transatlantic Records
- Исполнители Third Man Records
- Афро-американские гитаристы
- Афроамериканские певцы ХХ века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Певцы и авторы песен из Джорджии (штат США)
- Американские слепые
- Американские музыканты с ограниченными возможностями