История Земли Франца-Иосифа

Земля Франца-Иосифа , необитаемый архипелаг , расположенный в Северном Ледовитом океане , Баренцевом и Карском морях , возможно, была открыта в 1865 году экспедицией норвежского для тюленей судна «Спидсберген» под командованием Нильса Фредрика Рённбека . Однако об открытии так и не было объявлено, и о существовании этой территории стало известно общественности только после Австро-Венгерской экспедиции на Северный полюс 1872 года, которая назвала архипелаг в честь Франца Иосифа I из Австрии . Бенджамин Ли Смит возглавил следующую экспедицию в 1880 году, продолжившую работу первых экспедиций по исследованию южной и центральной частей архипелага. В 1896 году последовали одновременные экспедиции: Нансена «Фрам» экспедиция и экспедиция Джексона-Хармсворта , которые встретились случайно. Эти два путешествия исследовали северную территорию и фланги Земли Франца-Иосифа.
Следующая серия экспедиций использовала архипелаг как базу для попыток достичь Северного полюса . За первым, совершенным Уолтером Веллманом в 1898 году, в следующем году последовало путешествие «Стеллы Полар», а затем с 1901 по 1905 год полярная экспедиция Циглера состоялась . Хотя эти экспедиции часто были плохо организованы и не достигли своей конечной цели, они продолжали исследовать острова. Русские экспедиции, начиная с ледокола «Юрмарк» в 1901 году, начали посещать этот район и параллельно с разведочной деятельностью проводили все больше научных исследований. Россия заявила о своем суверенитете над архипелагом в 1914 году, а Советский Союз официально аннексировал острова 15 апреля 1926 года, сделав его частью Архангельской области . Норвегия и Италия выразили протест, и норвежские охотники на тюленей продолжали работать в окружающих водах в течение нескольких лет. Попытка норвежцев создать базу в 1929 году провалилась.
1930 года Экспедиция Братваага была последней западноевропейской экспедицией на островах до 1990 года, за исключением необнаруженной немецкой метеостанции на Земле Александры во время Второй мировой войны. С 1932 года в Советском Союзе действовали метеостанции в бухте Тихая, на острове Гукера и на острове Рудольфа . В 1930-е годы также были разработаны полные топографические карты островов, которые использовались в качестве отправных точек для дрейфующих ледяных станций . Во время « холодной войны» острова приобрели стратегическое значение, и на острове Нагурское и острове Хейс были построены аэродромы . Обсерватория Эрнста Кренкеля была основана в 1957 году. С 1991 года на острова, объявленные природным заповедником в 1994 году, вновь стали принимать иностранных ученых. В 2011 году начался туризм, и в 2011 году архипелаг стал частью национального парка «Русская Арктика» .
Открытие
[ редактировать ]Есть два возможных кандидата на утверждение об открытии Земли Франца-Иосифа.
Путешествие Спидсбергена
[ редактировать ]Норвежское судно для тюленей Spidsbergen с капитаном Нильсом Фредриком Рённбеком и гарпунером Йоханом Петтером Айдиярви на борту в 1865 году отплыло на северо-восток от Шпицбергена в поисках подходящих мест для тюленей и обнаружило архипелаг, которым, скорее всего, была Земля Франца-Иосифа. Они назвали территорию Норд-Ост Спидсберген (Северо-восточный Шпицберген) или Земля Рённбека. Однако объявления об открытии так и не было сделано, и архипелаг оставался неизвестным до следующей экспедиции. В то время было обычным держать в секрете вновь открытые районы, чтобы избежать конкуренции за тюленебойный и китобойный промысел со стороны других судов. [ 1 ] : 59
В статье в русском журнале "Морской сборник" в мае 1865 г. Н. Г. Шиллинг утверждал, что современные течения и ледовая обстановка в Баренцевом море свидетельствуют о существовании суши между Новой Землей и Шпицбергеном . В то время этот отчет не привлек особого внимания, но с 1871 года он использовался в качестве аргумента для оправдания отправки русской экспедиции для дальнейших исследований. Однако из-за отсутствия финансирования рейс так и не состоялся. [ 1 ] : 129
Австро-Венгерская экспедиция на Северный полюс
[ редактировать ]
Об открытии островов впервые публично объявила Австро-Венгерская экспедиция на Северный полюс 1872–74. Главной целью этой экспедиции , возглавляемой Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом из Австро-Венгрии на борту шхуны «Тегеттофф» , было найти северо-восточный проход , а второстепенной целью было найти способ для последующих экспедиций достичь Северного полюса . Корабль покинул Тромсё , Норвегия, в июле 1872 года, но к августу застрял в паковых льдах к северу от Новой Земли . Судно дрейфовало и в конце концов достигло доселе неизвестного архипелага, который назвали в честь Франца Иосифа I (1830–1916), императора Австрии . В мае 1874 года команда из двадцати четырех человек покинула скованное льдами судно. 16 августа они достигли земли на Новой Земле. Они следовали вдоль побережья и в конце концов были подобраны русским рыболовным судном, которое доставило их в Вардё, Норвегия, куда они прибыли 3 сентября 1874 года. Эта экспедиция внесла значительный вклад в картографирование и исследование островов.
Следующей экспедицией по обнаружению архипелага стала «Голландская экспедиция по исследованию Баренцева моря» на борту шхуны « Виллем Баренц» . Его планы были сорваны льдами, судно так и не достигло земли. [ 1 ] : 61
Другие ранние экспедиции
[ редактировать ]Ли Смит
[ редактировать ]Следующей экспедицией, высадившейся на островах, была экспедиция Бенджамина Ли Смита в 1880 году. Британец командовал 250-тонным барком «Эйра» , который покинул Леруик 22 июня 1880 года с неопределенным пунктом назначения. После остановки у острова Ян-Майен тяжелый лед у Шпицбергена вынудил их выбрать южный маршрут, по которому корабль направился к Земле Франца-Иосифа. [ 1 ] : 61 « Эйра » приземлилась в 80 километрах (50 миль) к западу от острова Вильчек 14 августа, так что вся обнаруженная впоследствии земля была обнаружена заново. За несколько дней они поймали моржей, белых чаек и белых медведей. 18 августа экспедиция обнаружила на острове Белл естественную гавань , которую они назвали гаванью Эйра и использовали в качестве базы для операций. Затем они провели серию научных экспериментов, исследовали местность и отправились на охоту. Затем экспедиция направилась к островам Мак-Клинток и Вильчек, но обнаружила, что их путь заблокирован льдом. Поэтому в конце августа они вернулись на Шпицберген и октября достигли Питерхеда 12 . [ 1 ] : 62
В следующем году Ли Смит возглавил еще одну экспедицию на том же судне, которая покинула Питерхед 14 июня 1881 года. Он отплыл на Новую Землю, а затем направился на север, к Земле Франца-Иосифа, и прибыл 23 июля. [ 2 ] : 204 Экспедиция высадилась в естественной гавани Грей-Бей на юге Земли Георгия (Земли Принца Георга). Во вторую неделю августа на острове Белл был построен небольшой приют, который они назвали Эйра Лодж и который стоит до сих пор. Он использовался для хранения материалов, привезенных экспедицией. Затем « Эйра» направилась на восток для дальнейших исследований, надеясь найти военный корабль США «Жаннат» , который, как предполагалось, находился в этом районе. После приземления на мысе Флора лед препятствовал дальнейшему продвижению. [ 1 ] : 62–63
Прижатая паковым льдом, Эйра получила пробоину и впоследствии затонула 21 августа у мыса Флора. Хотя люди, припасы и лодки были спасены, лед помешал экспедиции добраться до Эйра-Лодж, поэтому вместо этого люди построили хижину из дерна и камня на мысе Флора. 1 сентября из домика привезли уголь и соль , а это означало, что у них было достаточно еды, в том числе свежего мяса, чтобы предотвратить цингу . Коттедж был разделен на две секции для офицеров и экипажа соответственно. За зиму экспедиция убила двадцать четыре моржа и тридцать четыре белых медведя. [ 2 ] : 210, 215 Метеорологические сводки были записаны, но отсутствие саней затрудняло разведку. Группа отправилась на своих лодках на Новую Землю 21 августа они достигли пляжа в проливе Маточкина июня 1882 года. 2 , где встретились с « Виллемом Баренцем» и британскими судами «Кара» и «Хоуп» , отправленными с поисковой миссией. [ 1 ] : 63–64
Нансен и Йохансен
[ редактировать ]
Экспедиция Фритьофа Нансена 1893–1896 годов на борту «Фрама» попыталась достичь географического Северного полюса, используя естественное течение Северного Ледовитого океана с востока на запад . Его построенное по индивидуальному заказу судно покинуло Христианию (ныне Осло ) 24 июня 1893 года и направилось к Новосибирским островам в восточной части Северного Ледовитого океана. Там она вмерзла в паковый лед, и ей пришлось ждать, пока дрейф унесет ее к полюсу. Нетерпеливый из-за медленного продвижения и беспорядочного характера дрейфа, через восемнадцать месяцев Нансен и выбранный товарищ Ялмар Йохансен покинули корабль с упряжкой собак и санями, чтобы добраться до полюса. 14 марта, когда корабль находился на 84°4’ с.ш., пара наконец начала свой полярный марш. Они не достигли своей цели, но достигли рекордной « самой северной широты » - 86 ° 13,6' северной широты, прежде чем совершить долгое отступление по льду и воде, чтобы достичь безопасной Земли Франца-Иосифа. Тем временем «Фрам» продолжал дрейфовать на запад и, наконец, оказался в северной части Атлантического океана. [ 1 ] : 72
После своих трудных путешествий 7 апреля Нансен решил, что полюс недоступен, и вместо этого направился к мысу Флигели на острове Рудольфа , который был обнаружен Пайером. Таким образом, Нансен и Йохансен смогли установить, что, как предсказывал Пайер, к северу от 82° суши не существует. 24 июля дуэт обнаружил свою первую землю , которую Нансен назвал островом Ева в честь своей жены, а остров Лив — в честь своей дочери. Это оказался один и тот же остров, который теперь называется Островом Евы-Лив . Они достигли острова Аделаида 10 августа и впервые за два года оказались на суше. К этому моменту оба их часа стали ненадежными, и поэтому они не смогли установить точное местонахождение. Последняя собака впоследствии была застрелена, и путешествие продолжилось на байдарке . [ 1 ] : 72
Нансен считал, что находится на западной стороне архипелага, и планировал достичь Шпицбергена через предсказанную Землю Жиля, которой, как оказалось, не существовало. Он также стремился добраться до Эйры Лодж. Йохансен, которому белый медведь чуть не откусил голову, и Нансен, измученный плаванием за дрейфующими каяками, оба были близки к смерти. К 28 августа зимние условия стали настолько суровыми, что экспедиция остановилась. Пара построила хижину и стала ждать следующего сезона в месте, которое они назвали мысом Норвегия. Хотя они считали, что находятся на Земле Александры, на самом деле они находились на острове Джексон , где питались медвежьим и моржовым мясом и ворванью . На Рождество они выворачивали одежду наизнанку, а с Нового года договорились обращаться друг к другу с норвежской фамильярной формой du вместо формальной De . Они продолжили свое путешествие 19 мая 1896 года и оставили записку в хижине, которая была найдена в 1902 году. Хижину посетили несколько экспедиций, затем она была забыта, пока ее снова не обнаружили в 1990 году. Они продолжили путь на юг, с конечной целью достичь Шпицбергена. , пока они случайно не наткнулись на экспедицию Джексона-Хармсворта. Мыс Флора 17 июня. [ 1 ] : 73–76
Джексон – Хармсворт
[ редактировать ]После австро-венгерской и британской экспедиций были исследованы только южная и центральная части архипелага. В то время существовало предположение, что большой участок суши, предварительно названный Землей Петермана, простирается на север, возможно, вплоть до полюса. На западе ожидался еще один участок суши, Земля Гиллиса, которая, как предполагалось, могла достигать Шпицбергена. Фредерик Джордж Джексон надеялся использовать опыт зимовки предыдущих экспедиций, чтобы начать экспедицию по исследованию северных частей группы островов. Для подготовки к путешествию он в 1893 году предпринял экспедицию к Югорскому проливу и острову Вайгач , южнее Новой Земли. Тогда планировалось построить ряд складов вдоль Земли Франца-Иосифа по мере продвижения на север. Финансирование экспедиции должен был обеспечить газетный магнат Альфред Хармсворт . [ 1 ] : 65
Экспедиция покинула Лондон на Наветренной стороне 12 июля 1894 года и покинула Архангельск , Россия, 6 августа. Корабль направился на север через Новую Землю к Земле Франца-Иосифа, к которой он подошел около мыса Кроутер на острове Белл 25 августа. Лед помешал высадке до 8 сентября, когда экспедиция достигла мыса Флора. Мужчины овладели Эйра-Лоджем и построили четыре хижины из дерева и холста, назвав лагерь Элмвуд, при этом одна группа осталась на суше, а другая - на корабле. Они остались там на зиму, а охота на медведя была их основным занятием. В марте группа начала санную экспедицию с целью создания складов на севере. Когда реальная география архипелага стала очевидна, характер миссии быстро стал генеральным. Крайний север экспедиции был достигнут у мыса Милл на острове Джексон 2 мая. [ 1 ] : 65–66

Летом Джексон рассылал группы катающихся на лодках. Наряду с информацией, полученной от Нансена, это позволило ему составить более точную карту архипелага. Большинство имен, данных Джексоном, в основном названных в честь членов и друзей экспедиции, сохранились и сегодня. В июне участник экспедиции Муатт умер и был похоронен в Элмвуде. Покинув этот район 3 июля, оставив восемь членов экспедиции в Элмвуде, Наиндвард поплыл на запад, чтобы обследовать территорию до мыса Мэри Хармсворт на Земле Александры. Здесь они нашли рог северного оленя, установив, что животные когда-то населяли острова. На обратном пути в Элмвуд лодка с шестью мужчинами едва не затерялась во время шторма. Вторую зиму лодка оставалась во льдах до сентября. К тому времени, когда он достиг Вардё в Норвегии, еще двое участников экспедиции умерли. [ 1 ] : 67
17 июня 1896 года Джексон встретил на мысе Флора незнакомца, в котором вскоре узнал Нансена. Он и Йохансен оставались гостями Джексона на несколько недель, и обе стороны делились знаниями об архипелаге. «Наветренный » вернулся 26 июля с Нансеном и Йохансеном на борту, а затем вернулся на материк 7 августа. Джексон остался на следующую зиму, а следующей весной вместе с Альбертом Армитиджем обогнул западную часть архипелага за восемь недель. Два китобойных судна, Balæna и Diana , уже прибыли до того, как «Winward» приземлился 22 июля. Из-за недостаточности запасов на еще одну полную зиму экспедиция собрала вещи и 6 августа вернулась на материк. Припасы оставили в Элмвуде в надежде, что они помогут будущим экспедициям, оказавшимся в затруднительном положении. [ 1 ] : 69–70
Веллман
[ редактировать ]Как только основы географии Земли Франца-Иосифа стали очевидны, экспедиции перешли к использованию архипелага в качестве базы для попыток достичь Северного полюса. Первое из них было проведено , спонсируемым Национальным географическим обществом американским журналистом Уолтером Веллманом . Имея опыт экспедиции на Шпицберген в 1894 году, он возглавил экспедицию из четырех американцев и пяти норвежцев на тюленеводе «Фритхоф» , который вышел из Тромсё в конце июня 1898 года. Они прибыли у Земли Франца-Иосифа 27 июля, затем посетили Эйра-Лодж и мыс Флора. . В Элмвуде Веллман собрал большую часть припасов и продолжил движение на восток, обогнув острова Вильчек и Салм, прежде чем основать базу на мысе Тегеттофф на юге острова Холл . 30 июля он встретился с пароходом «Гекла» , поймавшим 212 моржей и 70 медведей. С 5 августа группа отправилась на север через остров Холл к мысу Ганза на юге Земли Вильчека в плохих условиях. [ 1 ] : 76–77 [ 3 ] : 102
Далее вдоль побережья Земли Вичека, на мысе Хеллер, 13 сентября они начали строительство лагеря, впоследствии получившего название Форт Мак-Кинли . В то время как оставшиеся члены вернулись на мыс Тегетхофф 22 октября, Пауль Бьёрвиг и Бернт Бентсен остались зимовать в северном лагере. Им не давали достаточно топлива для отопления, и они жили при постоянной температуре -20 ° C (-4 ° F). Их также оставили без лекарств и приказали не употреблять никакой еды, запасенной для путешествия к полюсу, а только медведя и моржа. Бентсен, к ноябрю серьезно заболевший, умер 2 января 1899 года. [ 3 ] : 179–183 Веллман достиг хижины Бьорвига 27 февраля и отправился на север с четырьмя норвежцами и сорока двумя собаками, где группа потеряла большую часть своего снаряжения и 14 собак 22 марта, когда суровая погода привела в движение лед. [ 3 ] : 184–190 Получив травму ноги, Веллман решил вернуться на мыс Тегетгоф. Группа под руководством Эвелин Болдуин 26 апреля отправилась совершить плавание на санях вокруг Земли Вильчека и острова Грэма Белла . Вся группа вернулась на материк на корабле « Капелла» в августе. Основным вкладом экспедиции было восполнение недостающих географических подробностей восточного региона. [ 1 ] : 78–79
Амедео
[ редактировать ]
Итальянский дворянин Луиджи Амедео организовал экспедицию, чтобы плыть по суше как можно дальше на север, а затем пересечь ледниковый покров на санях до Северного полюса. Он купил норвежское китобойное судно Jason , которое окрестил Stella Polare . Экспедиция покинула Христианию 12 июня 1899 года, взяв на борт 121 собаку в Архангельске, которую покинула 12 июля. Увидев остров Нортбрук 21 июля, они впоследствии столкнулись с «Капеллой» и «Веллманом» 6 августа, застряв во льду в Британском проливе. Stella Polare в конце концов вырвалась на свободу и поплыла на север, к острову Рудольфа . Надеясь продолжить путь вдоль земель Петермана или короля Оскара, они установили, что таких земель не видно, и вместо этого основали зимнюю базу в заливе Теплиц. Начиная с августа, лед оказался достаточно крепким, чтобы экспедиция на собачьих упряжках могла исследовать остров. [ 1 ] : 80
8 сентября сильный ветер загнал лед в бухту, пробив судно Stella Polare , которое было разгружено и на берегу построены хижины. Экспедиция из 12 человек и 104 собак под руководством капитана Умберто Каньи отправилась к Северному полюсу 21 февраля 1900 года, но вернулась через два дня, чтобы внести коррективы. Они снова отправились на корабль 11 марта, но первый отряд из трех человек не смог вернуться в базовый лагерь, и их судьба остается неизвестной. Вторая группа прибыла в базовый лагерь 18 апреля, достигнув 25 апреля 86 ° 34' с.ш., что стало новым рекордом , а затем вернулась 23 июня. « Стелла Поляре» отплыла 16 августа, оставив после себя большое количество провизии для трех пропавших без вести членов партии, если они объявятся. На обратном пути корабль снова застрял в Британском проливе и достиг мыса Флора только 31 августа. Остальные члены экспедиции прибыли в Хаммерфест , Норвегия, 5 сентября. Следующим летом поисковая группа под руководством капитана Капеллы Стёккена провела экспедицию к мысу Флора и южным островам, но ничего не нашла. [ 1 ] : 81–83
Зиглер
[ редактировать ]Эвелин Болдуин вернулась на архипелаг в 1901 году после получения спонсорской помощи от американского бизнесмена Уильяма Зиглера для экспедиции на Северный полюс. Он покинул Вардё на борту «Америки» 27 июля с 42 участниками экспедиции из США, Скандинавии и России, а также 420 собаками и 15 пони. На мысе Флора экспедиция получила дополнительные трехлетние припасы от « Фритьофа», а затем разбила лагерь, получивший название «Кэмп Зиглер», на острове Алжир , а лагерь меньшего размера был разбит в 10 километрах (6,2 мили) от него. К весне половина собак и три пони умерли. Болдуин запретил выезды для научных экспериментов, ведение дневников и использование спальных мешков. Санные отряды отправились в путь в январе и к маю создали склады снабжения на острове Грили , острове Кобург и мысе Аук на острове Рудольфа. Небольшой отряд был отправлен на мыс Норвежия, чтобы исследовать хижину Нансена и Йохансена. [ 1 ] : 84–87
Америка отбыла 1 июля, но, несмотря на использование, среди прочего, динамита, на расчистку льда ушло шестнадцать дней. Исследовательское и научное сообщество в значительной степени расценило экспедицию как полный провал, а ее проблемы объяснялись отсутствием надлежащего управления. Недовольный результатом, Зиглер организовал новую экспедицию и назначил ее руководителем Энтони Фиалу (фотографа первой экспедиции). [ 3 ] : 360–370 Поскольку Америка находилась в порту Тромсё, на организацию новой экспедиции понадобилось мало времени. После ремонта в Тронхейме июня «Америка» отбыла 23 1903 года и 10 июля приняла дополнительные припасы и собак в Вардё . В сложных ледовых условиях корабль достиг мыса Флора только 12 августа и острова Джексон 29 августа. Экспедиция продолжила путь на север до 82°14′ с.ш., а затем вернулась в залив Теплиз, чтобы перезимовать. [ 1 ] : 88–89

22 октября корабль дрейфовал , и группа потратила три дня, чтобы вернуть его. Судно было эвакуировано 12 ноября из-за разрушения льдом, но возвращение экипажа считалось безопасным до 21 декабря, когда судно было раздавлено и не подлежало ремонту. 22 января 1904 года корабль исчез, то ли затонув, то ли унесенный ночью. Первая попытка достичь полюса началась 7 марта с участием 26 человек и Фиалы в качестве повара. Плохая погода заставила их вернуться в базовый лагерь 11 марта. Новая попытка, предпринятая 25 марта, продлилась всего два дня, прежде чем экспедиция была вынуждена ждать до следующей весны, прежде чем повторить попытку. Мужчины отступили к мысу Флора, хотя все, кроме четырнадцати, вместо этого остановились в лагере Абруцци. 30 апреля наиболее восторженные люди продолжили путь к мысу Флора, которого достигли 16 мая, в тот же день, когда погиб один из норвежцев. Тем летом корабль помощи предпринял две попытки добраться до группы, но потерпел неудачу. [ 1 ] : 90–92
ноября группа вернулась на санях в лагерь Абруцци С 27 сентября по 20 . Новая попытка достичь полюса началась 15 марта 1905 года. Через неделю группа достигла открытой воды, и Фиала решил вернуться. Оставшаяся часть сезона была потрачена на перевозку припасов и исследования. Фиала вернулся в лагерь Зиглер 19 июня, а команда базировалась по-разному там, а также на мысе Флора и мысе Диллон на юго-западе острова Мак-Клинток . Судно помощи Terra Nova прибыло 30 июля и отправилось 6 августа. Сам Циглер умер 24 мая 1905 года, еще до завершения экспедиции. [ 1 ] : 88–93
Русские экспедиции
[ редактировать ]Первая русская экспедиция состоялась в 1901 году, когда ледокол «Ермак» к островам отправился . Предназначенная для достижения Северного полюса, она имела лишь четверть необходимой мощности. М. П. Васильев возглавил эту экспедицию по измерению меридиана , который отходил от Тромсё в мае и достиг мыса Флора 24 июля. Он продолжил путь до острова Хохстеттер , а 20 августа вернулся в Тромсё . [ 1 ] : 130–131
Следующую экспедицию возглавил гидролог Георгий Седов , отправившийся из Архангельска 15 августа 1912 года на борту «Святого Мученика Фока» . Ледовые условия вынудили группу провести первую зимовку у Новой Земли, затем в сезоне 1913 года она продвинулась к мысу Флора и прибыла 1 сентября. После создания 7 сентября зимовочной базы в бухте Тихая на острове Гукера среди научных исследований были первые измерения снега на архипелаге и установление того, что изменения магнитного поля происходят циклами по пятнадцать лет. Экспедиция также провела топографические исследования окрестностей. На вторую зиму разразилась цинга, унесшая жизни машиниста. Несмотря на отсутствие предварительного опыта и достаточного запаса продовольствия, Седов решил двигаться вперед и идти к полюсу. Он и два матроса отправились в путь 15 февраля 1914 года, несмотря на то, что Седов в то время был болен. Его состояние ухудшилось, и 6 марта он скончался , после чего 19 марта моряки вернулись на корабль . Экспедиция отправилась на материк 30 июля, а 1 августа они встретили двух выживших из Брусиловской экспедиции , в том числе Валериана Альбанова , отправившегося исследовать Северный морской путь. [ 1 ] : 131–134
Герта На поиски экспедиции была отправлена , а ее капитан И. И. Ислямов водрузил российский флаг на мысе Флора и провозгласил суверенитет России над архипелагом. Этот шаг был вызван продолжающейся Первой мировой войной на фоне опасений России, что Центральные державы могут утвердиться на архипелаге. Польский летчик Ян Нагурский полетел в сторону Земли Франца-Иосифа, чтобы добраться до группы Седова, в то время как «Андромеда» отправилась в путь по той же причине. Однако обе предполагаемые спасательные миссии не смогли найти ничего, кроме припасов, хотя экипаж корабля наконец смог определить, что не произошло. существование Земли Петермана и Земли короля Оскара. [ 1 ] : 134
Аннексия
[ редактировать ]Советский Союз отправил в экспедиции на острова «Персей» в 1923 и 1924 годах, затем « Элдинг» в 1925 году и «Зарницу» в 1927 году. [ 1 ] : 134 Земля Франца-Иосифа считалась terra nullius — землей, не принадлежащей никому — до тех пор, пока Советский Союз не объявил о своей аннексии 15 апреля 1926 года как части Архангельской области , когда он скопировал декларацию Канады о принципе сектора и заявил, что все земли между Советским Союзом материк и Северный полюс станут советской территорией. Этот принцип никогда не был признан на международном уровне. [ 1 ] : 95 И Италия, и Норвегия выразили протест. Италия основывала свои претензии на том, что она приобрела у Австро-Венгрии Триест , порт, из которого была снаряжена экспедиция Пайера. [ 1 ] : 134 Норвегия была в первую очередь обеспокоена своими экономическими интересами в области охоты на тюленей и китобойного промысла в этом районе в тот период, когда деятельность страны также ограничивалась в Белом море , Новой Земле и Гренландии. Правительство Норвегии предпочло оставаться пассивным, в то время как Советский Союз не сделал ничего, чтобы воспрепятствовать доступу двенадцати норвежских охотничьих судов в этот район в 1928 году. [ 1 ] : 95
Итальянский исследователь Умберто Нобиле отправился на своем дирижабле «Италия», чтобы достичь Северного полюса в 1928 году. После того, как он разбился, на его поиски была отправлена серия международных экспедиций. Некоторые из них находились в водах вокруг Земли Франца-Иосифа. Среди судов-участников был советский ледокол «Красин» . [ 1 ] : 95 После спасения части экипажа корабль был отправлен дальше на Землю Франца-Иосифа и достиг Земли Георгия 22 сентября 1928 года. Помимо установки железного советского флага на мысе Нил, им не удалось построить никаких объектов. [ 1 ] : 135
Правительство Норвегии решило протестовать против советской аннексии, создав на архипелаге метеорологическую станцию. Эту задачу поручил Норвежскому полярному институту . В 1929 году была отправлена экспедиция, частично финансируемая Ларсом Кристенсеном , с явной задачей аннексировать остров Виктория и создать базу на Земле Франца-Иосифа. Норвегия далее предложила соглашение, аналогичное договору о Шпицбергене , согласно которому Советский Союз мог сохранить полный суверенитет, но не мог ограничивать экономические интересы Норвегии. Однако ледовая обстановка помешала норвежской высадке. [ 1 ] : 96
В поддержку аннексии Полярная комиссия АН СССР предложила создать станцию в бухте Тихая на острове Гукера. Экспедиция была отправлена на ледоколе «Седов» , вышедшем из Архангельска 21 июля 1929 года. Руководитель экспедиции Отто Шмидт впоследствии был провозглашен советским комиссаром Земли Франца-Иосифа. Экспедиция высадилась в бухте Тихая 12 августа, после чего часть экипажа приступила к строительству базы. Тем временем судно продолжило путь к острову Рудольфа, где было выбрано другое место. База в бухте Тихай была официально открыта 29 августа. Советское правительство предложило переименовать архипелаг Земля Фритьофа Нансена в 1930 году, но это название так и не вошло в обиход. [ 1 ] : 96 и 136

1930 года Экспедиция Братвааг под руководством норвежского геолога Гуннара Хорна была отправлена для исследования Шпицбергена, острова Виктория и Земли Франца-Иосифа. В следующем году Норвегия организовала еще одну экспедицию на борту туристического корабля «Исбьёрн» . Во время посещения базы в бухте Тихая Советы попросили Норвегию в будущем уважать советские территориальные воды. Другими экспедициями того года были норвежско-шведская экспедиция под руководством Ганса Вильгельмссона Альмана на борту « Квеста» и немецкого «Графа Цеппелина» . Если не считать немецкой метеостанции, созданной во время Второй мировой войны, это были последние до 1990 года западные экспедиции на Землю Франца-Иосифа. [ 1 ] : 97–100
Советский Союз отправил ледокол «Малыгин» на остров Рудольфа во время Второго Международного полярного года в 1932 году для создания метеостанции. « Книпович» совершил первое кругосветное плавание по архипелагу и высадил первых советских кораблей на острове Виктория. В сезоне 1933 года в рамках проекта Арктического и антарктического научно-исследовательского института была составлена топографическая карта архипелага в масштабе 1:200 000. В сезоне 1934–35 была проведена геолого-гляциологическая экспедиция, а в 1935 — более ста часов картографических полетов для внесения корректировок в карты. еще два ледокола — «Садко» и «Таймыр» В том же году острова исследовали . С 1934 по 1936 год шестьдесят человек зимовали в бухте Тихай, где родился первый человек на архипелаге. [ 1 ] : 138
Михаил Водопьянов и В. М. Махотин совершали полеты на острова в 1936 году, готовясь к экспедиции в следующем году, в ходе которой они надеялись достичь Северного полюса. В том же году ледоколы «Русанов» и «Герцен» отгрузили оборудование для дрейфующей ледовой станции на острове Рудольфа. За этим последовало строительство взлетно-посадочной полосы на леднике острова. Планы были реализованы в 1937 году: 18 апреля вылетели четыре самолета , а « Северный полюс-1» стал дрейфующей ледовой станцией под руководством Ивана Папанина . Заполярный полет Сигизмунда Леваневского сбился с пути и на его поиски на архипелаге были отправлены корабли. Из-за плохих ледовых условий они были вынуждены остаться на зиму, в результате чего зимнее население архипелага достигло 300 человек. [ 1 ] : 138–139
Вторая мировая война и холодная война
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны интерес СССР к архипелагу уменьшился. База на острове Рудольфа закрылась в 1941 году, и лишь небольшая группа людей осталась в бухте Тихай, не имевшая снабжения на протяжении всей войны и не подозревавшая о существовании немецкой метеостанции. Половина мужчин оставалась до тех пор, пока их не подобрал ледокол «И. Сталин» в 1945 году, а остальные вернулись домой в следующем году. [ 1 ] : 141
Арктические острова имели стратегическое значение во время войны отчасти из-за сводок погоды, которые они производили. Благодаря сильному контролю союзников в наиболее подходящих местах Германия установила на Земле Александры незамеченную метеостанцию под названием Шацгребер , расположенную в 500 метрах (1600 футов) вглубь страны от Кембриджского залива. Десять человек высадились на берег в сентябре 1943 года после трехдневного путешествия из Тромсё на корабле наблюдения за погодой «Кединген» в сопровождении U-387 . Дополнительные запасы были сброшены самолетом в мае 1944 года. В том же месяце вся группа съела сырое мясо белого медведя, что почти привело к прекращению работы всей станции из-за того, что большинство мужчин заразились трихинеллезом . [ 1 ] : 100–101
После того, как мужчины настояли на медицинской помощи, была построена импровизированная взлетно-посадочная полоса, но она оказалась непригодной, хотя 7 июля 1944 года Focke-Wulf Fw 200 смог приземлиться примерно в 5 километрах (3,1 мили) от нее. На помощь пришла U-354 , и все двенадцать человек были эвакуированы в тот день, хотя и со значительными трудностями, так как им пришлось дойти до самолета, несущего больных на носилках. Первых четырех человек перевезли за двенадцать часов, хотя и с помощью телеги, а последних восемь - за шесть. Самолет вылетел 10 июля, после чего база оставалась в рабочем состоянии, поскольку на замену эвакуированных планировалось отправить новую группу. Однако к октябрю U-387 была отправлена расчистить склады и вместо этого установить автоматизированную метеостанцию. Лед оказался слишком трудным для посадки, и вместо этого станцию разместили на Новой Земле. [ 1 ] : 102
Холодная война привела к возобновлению интереса к островам со стороны Советского Союза, на этот раз из-за их военно-стратегического значения. Считавшийся «непотопляемым авианосцем», местом расположения немецкой метеостанции был выбран аэродром и военная база Нагурское . Тем временем с 1949 по 1952 год Арктический институт провел экспедицию на остров Гукера в надежде создать военную базу и аэродром на ледяной шапке и внутри нее. В 1955 г. была проведена крупная гляциологическая воздушная экспедиция с высадками на ледяные шапки многих островов. С появлением межконтинентальных баллистических ракет Советский Союз изменил свою военную стратегию в 1956 году, отменив стратегическую необходимость в авиабазе на архипелаге. Это решение также позволило международную публикацию советских исследований, проведенных за предыдущее десятилетие. [ 1 ] : 141
Международный геофизический год 1957 и 1958 годов дал новый импульс научному интересу к архипелагу. В 1956 году на острове Хейсса была построена взлетно-посадочная полоса, которая могла служить базой для самолетов Ан-2 . В следующем году была основана геофизическая обсерватория Эрнста Кренкеля . Результаты исследований были согласованы с измерениями в Антарктике и на островах Кергелен . была построена база на ледяной шапке Чюрлениса на острове Гукера Для изучения образцов ледяных кернов . В 1958 году метеостанция на острове Гукера закрылась и переехала в обсерваторию. Арктический научно-исследовательский институт геологии провел обширное исследование геологии островов. С 1957 года активность в бухте Тихая сократилась, а два года спустя база закрылась. [ 1 ] : 141–142
Из-за военного значения островов Советский Союз закрыл эту территорию для иностранных исследователей. Исключение было сделано в 1967 г., когда французским геофизикам разрешили принять участие в ионосферной программе. В 1970 г. Ленинградский зоологический институт провел морско-биологические исследования водолазной экспедицией. В 1979 г. была проведена ботаническая съемка из Ленинграда, а в следующем году исследование различных ледников Арктическим институтом включало аэрофотоснимки. Орнитологические исследования проводились на островах Грэма Белла и Гукера в 1981 году. [ 1 ] : 143–144
Интернационализация
[ редактировать ]Советский Союз разрешил международную деятельность на архипелаге с 1990 года, при этом иностранцам был предоставлен довольно прямой доступ. Совместное предприятие Академии наук, Норвежского полярного института и Польской академии наук стало первой из нескольких археологических экспедиций, организованных Институтом культуры в Москве. В том же году три страны совместно организовали открытие базы в бухте Тихой. [ 1 ] : 104 В августе 1990 г. и августе 1991 г. Институт географии в Москве, Стокгольмский университет и университет Умео (Швеция) провели экспедиции на Землю Александры, изучая климатическую и ледниковую историю региона, например, путем радиоуглеродного датирования поднятых пляжей и рогов вымерших карибу. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

База на острове Грэма Белла была заброшена в начале 1990-х годов, военная деятельность в Нагурском сократилась до уровня пограничного поста, а количество людей, дислоцированных в обсерватории Кренкеля, сократилось с семидесяти до дюжины. В апреле 1994 года архипелаг и окружающие воды были объявлены природным заповедником площадью 42 000 квадратных километров (16 000 квадратных миль). Он охранялся как более либеральный заказник -резерв. В этот период несколько других субъектов федерации — Мурманская область , Красноярский край и Москва — предложили взять на себя управление островами. [ 1 ] : 151–152
Открытие архипелага также привело к развитию туризма, большая часть которого сейчас осуществляется на борту российских ледоколов. Популярные места включают мыс Флора, залив Тицкая, хижину Нансена и Йохансена, а также российские станции, куда туристы обычно приземляются на вертолете. [ 1 ] : 152–154 Российские Вооруженные Силы модернизировали базу в Нагурском, построив новую казарму. [ 7 ] В 2012 году ВВС России решили вновь открыть аэродром Грин Белл в рамках серии открытий авиабаз в Арктике. [ 8 ]
Планы создания национального парка, охватывающего север Новой Земли и Землю Франца-Иосифа, были начаты в 2000-х годах. Когда национальный парк «Русская Арктика» 15 июня 2009 года был создан , из него были исключены Земля Франца-Иосифа и остров Виктория. [ 9 ] Премьер-министр Владимир Путин посетил архипелаг в 2010 году, назвав его «гигантской свалкой». [ 10 ] К 2011 году национальный парк был расширен за счет включения Земли Франца-Иосифа, чтобы лучше разместить туризм на архипелаге. [ 11 ] С 2012 года Россия начала трехлетний проект по очистке стоимостью 1,5 миллиарда рублей , направленный на удаление более 100 000 тонн мусора, накопленного в советское время. В их число входят, среди прочего, четверть миллиона баррелей нефтепродуктов, миллион старых баррелей и ветхих транспортных средств, радиолокационные установки и самолеты. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как Барр, Сьюзен, изд. (1995). Земля Франца-Иосифа . Осло: Норвежский полярный институт . дои : 10.1017/S0032247400067607 . ISBN 9788276660951 .
- ^ Jump up to: а б Маркхэм, Клементс Роберт (1883). «Второе путешествие «Эйры» на Землю Франца-Иосифа» . Труды Королевского географического общества и ежемесячные отчеты по географии . 5 (4): 204–228. дои : 10.2307/1800194 . JSTOR 1800194 . Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Капелотти, Питер Джозеф (2016). Величайшее зрелище Арктики: исследование американцами Земли Франца-Иосифа, 1898-1905 гг . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806152226 .
- ^ Глазовский, Андрей; Нэслунд, Йенс-Ове; Зале, Рольф (1992). «Дегляциация и смещение береговой линии на Земле Александры, Земле Франца-Иосифа». Анналы географии . 74 (А) (4): 283–293. дои : 10.1080/04353676.1992.11880371 .
- ^ Нэслунд, Йенс-Ове; Зале, Рольф; Глазовский, Андрей (1994). «Среднеголоценовая трансгрессия на Земле Александры, Земля Франца-Иосифа, Россия». Анналы географии . 76 (А) (1–2): 97–101. дои : 10.1080/04353676.1994.11880409 .
- ^ Зале, Рольф; Глазовский, Андрей; Нэслунд, Йенс-Уве (1994). «Радиоуглеродное датирование вымершего карибу на Земле Франца-Иосифа». Борей . 23 (3): 254–258. Бибкод : 1994Борея..23..254Z . дои : 10.1111/j.1502-3885.1994.tb00947.x .
- ^ «Лучшая жизнь пограничникам на Земле Франца-Иосифа» . Баренц обозреватель . 7 марта 2008 г.
- ^ Петтерсен, Труде (31 мая 2012 г.). «Россия вновь открывает арктические авиабазы» . Баренц обозреватель .
- ^ «Новый российский Арктический парк призван защитить ключевые места обитания белого медведя» . Всемирный фонд дикой природы . 16 июня 2009 г.
- ^ Петтерсен, Труде (15 апреля 2013 г.). «Очищает Землю Франца-Иосифа» . Баренц обозреватель .
- ^ Саженова, Анастасия (29 августа 2011 г.). «Россия готова развивать арктический туризм» . Баренц обозреватель .
- ^ Петтерсен, Труде (7 июня 2012 г.). «Россия вновь открывает арктические авиабазы» . Баренц обозреватель .
- Библиография
- Пайер, Юлиус (1877). Новые земли за Полярным кругом. Рассказ об открытиях австрийского корабля «Тегетгоф» в 1872–1874 годах . Нью-Йорк: Д. Эпплтон. ISBN 9781108041447 .
- Нансен, Фритьоф (1897). Крайний север. Запись об исследовательском путешествии корабля «Фрам» 1893–1896 гг . Арчилбальда Констебля и компании Вестминстер: ISBN 9781841582177 .
- Джексон, Фредерик Г. (1899). Тысяча дней в Арктике . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Harper & Brothers. ISBN 9781108041645 .
- Амедео ди Савойя, Луиджи (1903). На Полярной звезде в Северном Ледовитом море . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108072199 .
- Фиала, Энтони (1906). Борьба с полярным льдом . Нью-Йорк: Даблдей, Пейдж и компания. ISBN 9780260847041 .
- Хорн, Гуннар (1930). «Земля Франца-Иосифа. Естественная история, открытия, исследования и охота» (PDF) . Скрифтер со Шпицбергена и Ишавета . № 29. Осло: Министерство торговли (Ministry of Trade, Shipping, Industry, Craft and Fisheries) .
