Водопроводные сооружения Глазго Корпорейшн
Промышленность | Вода |
---|---|
Судьба | Взят на себя |
Штаб-квартира | Глазго , Шотландия |
Компания Glasgow Corporation Water Works и ее преемники предоставляли услуги общественного водоснабжения, канализации и очистки сточных вод шотландскому городу Глазго . В начале 1800-х годов существовало несколько схем: компания Глазго, основанная в 1806 году, перекачивала фильтрованную воду из реки Клайд в город. Компания «Горбальский гравитационный водопровод» была основана в 1846 году и доставляла воду из водоемов на юго-западе города. Однако вспышка холеры в 1848/1849 году, в результате которой погибло 4000 человек, сосредоточила внимание Совета Глазго, и в 1855 году был одобрен план использования воды из озера Лох-Катрин , расположенного в 36 милях (58 км) к северу. Работы, необходимые в Лох-Катрине, были довольно скромными, и основными строительными работами было строительство акведука, по которому вода поступала в город под действием силы тяжести.
Контрактом руководил инженер-строитель Джон Фредерик Бейтман , но инженером последнего участка в город был Джеймс Моррис Гейл , который стал главным инженером Комиссии по водоснабжению Глазго, когда проект был завершен в 1859 году. Он курировал разработку системы. Дополнительная вода была получена из озера Лох-Арклет в 1914 году, когда были завершены строительство плотины и туннеля в Лох-Катрин, но аналогичная схема сбора воды в Глен Финглас и подача его через туннель к Лох-Катрине были отложены из-за Первой мировой войны и не были реализованы до 1965 года. Новые очистные сооружения в Милнгэви стоимостью 120 миллионов фунтов стерлингов были завершены в 2008 году и открыты королевой Елизаветой .
открылись предприятия по очистке сточных вод Глазго также инвестировал в канализацию: в Далмарноке в 1894 году , в Далмюре в 1904 году и в Шилдхолле в 1910 году. Они проводили исследования в области более эффективных способов очистки сточных вод и до 1935 года продавали осадок под названием «Глобусное удобрение». Излишек осадка уносился флотом шламоходов и сбрасывался в море, а корабли также брали с собой в путешествие пассажиров, сначала для помощи выздоравливающим солдатам, а затем и для широкой публики. Крупная модернизация канализационной инфраструктуры была проведена в 2017 году, когда было завершено строительство туннеля длиной 3,1 мили (5,0 км) для хранения ливневых вод. Этот проект снижает риск наводнений и должен гарантировать, что река Клайд не будет загрязнена сточными водами. переливается в штормовых условиях.
История
[ редактировать ]Самые ранние известные записи о деятельности общественного водоснабжения в Глазго относятся к 1805 году, когда инженер-строитель Томас Телфорд подготовил отчет о схемах снабжения водой Глазго и его пригородов. В 1806 году он подготовил второй отчет. [ 1 ] и был получен парламентский акт о создании компании Глазго. Они воспользовались советом шотландского изобретателя и инженера-механика Джеймса Уотта план сооружения водоочистных сооружений на северном берегу реки Клайд , и Телфорд разработал . Компания построила фильтрующие пласты и пруды, а также купила две паровые машины Бултона и Уатта , но система не работала должным образом, и на южном берегу был построен новый завод. Для фильтрации воды из реки был построен туннель ниже уровня реки с открытыми швами между кирпичами, что позволяло воде просачиваться через берег реки, сложенный из песка, и отводиться из туннеля. Хотя фильтрация не была особенно эффективной, система просуществовала 30 лет и обеспечивала в среднем 3 миллиона британских галлонов (14 мл) в день, причем доступное количество зависело от уровня реки. [ 2 ]
Вторая компания была основана парламентским актом в 1812 году. [ 2 ] Инженер-строитель и статистик Джеймс Клеланд в 1813 году представил отчет о схеме подъема и распределения воды, а также строительстве общественных бань. [ 3 ] и в 1830-х годах наблюдался всплеск активности. Джеймс Джардин , который был инженером на протяжении большей части первых работ Эдинбургской водопроводной компании , получил консультацию в 1834 году. [ 4 ] Томас Грейнджер опубликовал отчет о водоснабжении Глазго в 1835 году. [ 5 ] и Роберт Том , разработчик самоочищающегося песочного фильтра, используемого для очистки воды, представил еще один отчет в 1837 году. [ 6 ] Компания Глазго приобрела другую компанию в 1838 году, но качество поставляемой ею воды было плохим, и их работой было всеобщее недовольство. В результате было рассмотрено несколько альтернативных схем. [ 2 ]
Первым был проект по эксплуатации вод озера Лох-Лубнейг в водосборе реки Каллендер, примерно в 80 милях (130 км) к северу от Глазго. От этого отказались, когда выяснилось, что потребуется больше компенсационной воды, чем может вместить озеро. Соседнее озеро Лох-Катрин также рассматривалось, но в то время его не преследовали. [ 2 ] Инженер Натаниэль Бердмор переехал в Лондон в 1843 году, где он сотрудничал с Джеймсом Медоузом Ренделом над проектом для компании Glasgow Gravitation Water Company. План предусматривал строительство водохранилища в Гилмерстоне, в долине реки Эйвон , и акведука длиной 24 мили (39 км) для транспортировки воды в Глазго. Некоторые работы были проведены в 1844 году, но в начале 1845 года от проекта отказались. [ 7 ]
Одной из успешных схем была компания Gorbals Gravitation Water Company, получившая в 1846 году парламентский акт, разрешающий им поставлять воду населению, живущему к югу от Клайда, полученную из водосборного бассейна площадью 2560 акров (1040 га) к югу от Клайда. к западу от Глазго. Инженером проекта был Уильям Гейл, который руководил строительством сооружений и двух земляных плотин для задержания воды в Уолкмилл-Глен и Райат-Линн. Первоначальный этап был завершен в 1848 году, а второй этап, который включал строительство третьего резервуара в Балгрее, был завершен в 1854 году. Выходы резервуара были расположены так, чтобы воду можно было отбирать на нескольких разных уровнях, и схема давала около 5,5 миллионов имперских галлонов (25 мл) в день, из которых 1,5 миллиона имперских галлонов (6,8 мл) требовались для компенсационной воды, для поддержания стока в речной системе, а остальное было доступно жителям Глазго. Около 75 000 человек получили постоянную поставку фильтрованной воды хорошего качества, поскольку Гейл решительно выступал за то, чтобы вода была доступна постоянно. [ 8 ]
Жителям других частей города повезло меньше, поскольку антисанитарные условия привели к вспышке холеры в 1848/1849 году, от которой погибло около 4000 человек. [ 9 ] В 1852 году была предпринята попытка возродить схему Лох-Лубнейг, но против этого в парламенте выступил Совет Глазго, и в этом им помог инженер-строитель Джон Фредерик Бейтман . Отклонив законопроект, они попросили у Бейтмана совета по поводу подходящего водоснабжения, и он поддержал схему Лох-Катрина. Затем совет обратился за советом к другим инженерам по этой и другим схемам, но и Стивенсон, и Брюнель поддержали предложение Бейтмана. Поэтому совет запросил на это разрешение, и 12 июля 1855 года был получен парламентский акт. [ 10 ] [ 9 ]
Лох Катрин
[ редактировать ]По сравнению с массивными земляными плотинами, которые в то же время строились для снабжения Эдинбурга водой, работы по водохранилищу для проекта Лох-Катрина были довольно скромными. Вода хранилась в озере за счет того, что уровень воды колебался от 4 футов (1200 мм) выше нормального уровня до 3 футов (910 мм) ниже него. Закон разрешал подавать в систему водоснабжения 50 миллионов британских галлонов (230 мл) в день, но для поддержания стока в речной системе ниже него был также изменен выход Лох-Веначара , чтобы его можно было контролировать, чтобы поставлять 40,5 миллионов британских галлонов (184 мл) компенсационной воды в день. Уровень воды в озере Лох-Катрин составляет 364 фута (111 м) над уровнем моря, и вода в Глазго подается под действием силы тяжести по акведуку в водохранилище в Магдоке, примерно в 10 милях (16 км) от центра города. Длина акведука составляет 26 миль (42 км), из которых 13 миль (21 км) составляют туннели, 9 миль (14 км) состоят из открытого канала или мостов, а остальная часть состоит из трубопроводов. Секции и разрезы туннелей были спроектированы так, чтобы выдерживать максимум, разрешенный Законом, но первоначально размеры трубопроводов были рассчитаны только на половину этого объема. В сервисном резервуаре в Магдоке было 548 миллионов британских галлонов (2490 мл), и оттуда оно транспортировалось в город по двойным 36-дюймовым (910 мм) трубам. [ 11 ] Проект был завершен в 1859 году и официально открыт королевой Викторией . [ 12 ] обошлось в 918 000 фунтов стерлингов. [ 9 ]
Акведук включает в себя 70 туннелей, один из которых расположен к югу от озера Лох-Катрин, имеет длину 2325 ярдов (2126 м) и находится на глубине 600 футов (183 м) под поверхностью земли в самой глубокой точке. Было построено двенадцать шахт доступа, позволяющих вести работы на нескольких забоях. Для проведения труб акведука по впадинам потребовалось 25 мостов. Его длина через долину Дюхрей составляет 636 футов (194 м), а его каменные опоры имеют высоту до 52 футов (15,8 м). Первоначально он имел одну трубу, но в 1860-х годах над первой была добавлена вторая. Третья труба была добавлена в 1881 году по стальному балочному мосту на опорах из песчаника. Самый длинный мост находится в Корри, его длина составляет 996 футов (304 м). Замок Берн пересекает мост длиной 441 фут (134,4 м), а в Кулигартене есть три моста длиной 372 фута (113,4 м), 462 фута (140,8 м) и 636 футов (194 м). Кладка была построена из сухого камня, но в 1860-х годах был добавлен раствор. [ 9 ]
Пока Бейтман управлял магистральным трубопроводом, Джеймс Моррис Гейл стал постоянным инженером городского участка проекта. После того, как все это открылось в 1859 году, он стал главным инженером Комиссии по водным ресурсам Глазго и занимал эту должность более 40 лет, пока не вышел на пенсию в 1902 году. К 1882 году поставок из озера Лох-Катрин уже не было достаточно, и он предложил схему удвоить трубопровод, еще немного поднять уровень воды в озере Лох-Катрин и получить дополнительные источники из других озер в окрестностях озера Лох-Катрин. [ 13 ] В 1883 и 1885 годах были приняты парламентские акты, которые позволили поднять уровень озера Лох-Катрин на 5 футов (1,5 м). Это потребовало строительства новой плотины, которая была расположена сразу после первой плотины и имела девять шлюзов для контроля компенсационной воды, а не четыре, как у первоначальной плотины. [ 9 ] Эта работа выполнялась с использованием прямой рабочей силы в период с 1886 по 1896 год. [ 13 ] Официальное открытие состоялось 21 июня 1901 года. [ 14 ] Гейл выбрал более прямой маршрут для нового акведука, который требовал большего количества туннелей, но к этому времени были доступны пневматические буры и более совершенные взрывчатые вещества, и он чувствовал, что длинные мосты, такие как мост в Дюхре, были наименее удовлетворительным элементом первоначальной конструкции. Трение в туннелях первого маршрута снизило пропускную способность ниже ожидаемой, и новые туннели были облицованы бетоном для улучшения потока. Пересмотренный маршрут второго акведука стал на 2,2 мили (3,5 км) короче, а возможная пропускная способность при использовании обоих акведуков увеличилась до 70 миллионов британских галлонов (320 мл) в день. [ 9 ]
В Милнгэви водохранилище Магдок было построено как резервуар для воды, поступающей из озера Лох-Катрин. Сохранилось несколько зданий с бутовыми стенами и шиферными крышами, построенными на этом первом этапе. [ 15 ] В 1890-х годах, когда трубопровод был увеличен вдвое, было построено водохранилище Крейгмадди, которое служило вторым накопительным резервуаром. Работы начались 1 мая 1896 года и были завершены 11 июня 1896 года, но возникли проблемы с утечкой, и для решения проблемы была выкопана глубокая траншея, поэтому она не работала до 1 января 1897 года. [ 16 ] Два водохранилища разделяет дамба и дамба, облицованная щебнем. Оба резервуара имеют водозаборную башню и фильтрующий колодец для удаления мусора из системы водоснабжения. Нагнетательные скважины были выведены из эксплуатации в 2007 году в рамках строительства новых очистных сооружений. [ 17 ] [ 15 ]
В 1902 году был принят еще один закон, который разрешал строительство плотины высотой 1050 футов (320 м) на западной оконечности озера Лох-Арклет для задержания воды, а также туннеля через гряду холмов на восточной оконечности, позволяющего воде впадать в озеро Лох-Катрин. Работы по этой схеме начались в 1909 году и были завершены в 1914 году. Строительство плотины через реку Терк для сбора воды в Глен Финглас и раскопки соединительного туннеля к Лох-Катрину было разрешено Законом 1903 года, но работы было сделано мало. в связи с началом Первой мировой войны . К моменту прекращения боевых действий затраты на строительство значительно возросли, и проект был отложен: туннель был наконец завершен в 1958 году, а плотина - в 1965 году. Поскольку проект Глен Финглас в то время не реализовывался, уровень озера Лох-Катрин был поднят еще на 5 футов (1,5 м) между 1919 и 1929 годами за счет увеличения высоты плотины. Дополнительная высота означала, что плотину также пришлось удлинить, и она была увеличена до 240 футов (73 м). Когда работы были завершены, это позволило использовать верхние 17 футов (5,2 м) озера для водоснабжения, что представляет собой резерв на девять месяцев. [ 9 ]
Разработка
[ редактировать ]Реструктуризация водного хозяйства в Шотландии пошла по иному пути, чем в Англии и Уэльсе. Закон о воде (Шотландия) 1967 года был попыткой консолидировать большое количество органов водоснабжения и создал 13 региональных советов по водоснабжению. [ 18 ] Ответственность за водоснабжение Глазго перешла к Управлению водоснабжения Нижнего Клайда вместе с одиннадцатью другими поставщиками. [ 19 ] В соответствии с Законом о местном самоуправлении (Шотландия) 1973 года функции советов по водоснабжению были переданы региональным советам, на которые также была возложена ответственность за канализацию и очистку сточных вод. Контроль над этими функциями перешел к региональному совету Стратклайда . [ 20 ] Впоследствии в 1996 году он перешел в управление водного хозяйства Западной Шотландии, а в 2002 году был передан недавно созданной компании Scottish Water . [ 21 ]
Поскольку правила в отношении качества воды стали более строгими, возникла необходимость в дополнительной очистке воды перед ее поступлением в бытовую систему водоснабжения. Что касается водоснабжения озера Лох-Катрин, то этим занимаются сооружения в Балморе и новые очистные сооружения в Милнгэви, которые частично находятся под землей, стоимостью 120 миллионов фунтов стерлингов и были завершены в 2008 году. [ 9 ] Необходимость новых работ была подчеркнута в августе 2002 года, когда после наводнения в Глазго в 2002 году в водохранилище Магдок был обнаружен передающийся через воду паразит криптоспоридий , и 140 000 человек были вынуждены кипятить воду перед тем, как пить ее, пока проблема не была искоренена. [ 22 ] Проектом строительства объекта руководила компания Black & Veatch , а воздействие на ландшафт было уменьшено за счет строительства части сооружений под землей и использования пластинчатых отстойников, которые занимают меньше места, чем отстойники с конусами ила. Работы были официально открыты королевой Елизаветой и получили в 2007 году Премию за достижения в сфере коммунальных услуг, поскольку были завершены с опережением графика и на 10 миллионов фунтов стерлингов меньше запланированной стоимости. [ 23 ]
Канализация
[ редактировать ]Со времени публикации в 1842 году «Отчета Эдвина Чедвика о санитарном состоянии трудящегося населения Великобритании» росло понимание того, что здоровье людей в городах зависит как от снабжения чистой водой, так и от эффективного метода ее водоотведения и очистки воды. очистка сточных вод для предотвращения возникновения заболеваний, передающихся через воду, таких как холера. [ 24 ] Несмотря на такие знания, мало что было сделано для обеспечения канализации, пока не возник общий протест по поводу состояния реки Клайд и других водотоков. [ 25 ] Когда Каледонская железная дорога хотела построить туннели под улицами Глазго, условием их разрешения было то, что они должны были реконструировать канализацию в том виде, в каком она была, и на это они потратили 200 000 фунтов стерлингов. Канализационные трубы стали частью основной дренажной системы корпорации Глазго, которая обслуживала территорию площадью 25 000 акров (100 км²). 2 ). Глазго был фактически разделен на три части, причем в каждом секторе были свои очистные сооружения. Dalmarnock Works был первым, открывшимся в 1894 году, за ним последовали Dalmuir в 1904 году и Shieldhall в 1910 году. [ 26 ]
Станция очистки сточных вод Далмарнок была первой крупномасштабной установкой такого типа в Шотландии. Спроектировал работы Густав Валентайн Алсинг, датчанин, признанный эксперт по химическому осаждению. Строительство началось в 1893 году и было завершено в следующем году. Сточные воды поступали на завод через три канала длиной 4 фута (1,2 м), где плавающий материал отсеивался и сжигался. Песок, песок и другие тяжелые твердые частицы оседали в улавливающих ямах и вывозились с объекта по железной дороге, поскольку Каледонская железная дорога имела подъезд к работам. Спирт поступал в 24 отстойника, каждый из которых вмещал 81 000 британских галлонов (368 000 л), аэрировался, а затем поступал в 60 коксовых фильтров, которые занимали площадь 3 акра (1,2 га). Песочные фильтры обеспечивали заключительную стадию очистки перед сбросом жидкости в Клайд. Коксовые фильтры не имели особого успеха, и от них отказались в пользу осадочных. Осадок, образующийся в результате этого процесса, смешивался с известью, а содержащаяся в нем вода удалялась в фильтр-прессах с образованием шламовых кеков, которые также вывозились с площадки по железной дороге. [ 26 ] Затем была установлена сушильная установка Cunmor, и осадок продавался как «Globe Fertiliser», а к 1911 году объем продаж достиг 32 000 тонн в год. Однако завод производил больший объем, чем этот, и излишки вывозились на лодках для перевозки. сброшен в море недалеко от Гаррок-Хед на острове Бьют. [ 27 ] Производство «Глобуса удобрений» продолжалось до 1935 года. [ 26 ]
В 1900 году на заводах экспериментировали с бактериальной обработкой, и было построено восемь бактериальных кроватей. Фильтровальные пласты площадью 5 акров (2 га) были созданы в 1913 году в качестве испытательного полигона биологической фильтрации. [ 27 ] В 1914 году была построена насосная магистраль для транспортировки неочищенного осадка с завода на завод Шилдхолл, откуда его забирали иловые лодки для сброса в море. Трубопровод имел длину 6 миль (9,7 км) и диаметр 9 дюймов (230 мм). [ 26 ] Ардерн и Локетт открыли процесс с активным илом во время проведения исследований на очистных сооружениях Дэвихалма в Манчестере в 1914 году. [ 28 ] а когда в 1930-х годах завод нуждался в модернизации, для опробования нового процесса была построена установка по производству активного ила Simplex. Завод по производству полного активированного ила был построен в период с 1962 по 1968 год инженерами-консультантами Бэбти, Шоу и Мортоном и обошёлся в 4 миллиона фунтов стерлингов. [ 27 ]
Инфраструктура канализации была значительно улучшена в 2017 году после завершения строительства туннеля длиной 3,1 мили (5,0 км), который обеспечивает хранилище ливневых вод на 20 миллионов британских галлонов (90 мл). Это снизит риск наводнений и вероятность того, что сточные воды перетекут в Клайд во время ураганов. Туннель, проходящий между Крейгтоном и Куинс-парком на юге Глазго, имеет диаметр 15,5 футов (4,7 м) и был построен консорциумом компаний Costain и Vinci Construction Grand Projets . [ 29 ]
Шламовый флот
[ редактировать ]После очистки сточных вод большая часть осадка вывозилась на корабле и сбрасывалась в море. Корпорация Глазго в разное время владела шестью кораблями и ненадолго взяла взаймы седьмое. Далмуиру было заказано открытие завода Далмюр, а Шилдхоллу — открытие завода Шилдхолл. Далмюра заменил Далмарнок , и два корабля разделили иловые разработки. Шилдхолл был отдан в аренду Манчестерской корпорации в период с 1941 по 1947 год, поскольку их судно, перевозившее осадок с канализационных заводов Дэвихалма, было разрушено на мине. Далмарнок смог поддерживать обслуживание из Глазго, поскольку ил был сброшен возле Лох-Лонга, а не возле острова Бьют, из-за наличия защитного бума через Ферт-оф-Клайд возле Дануна. [ 25 ] Сброс осадка в море был прекращен в 1998 году после принятия Директивы ЕС по очистке городских сточных вод . [ 30 ]
Большинство кораблей также перевозили пассажиров по отстойным маршрутам - традиция, вероятно, зародившаяся во время Первой мировой войны, как способ помочь выздоравливающим солдатам, хотя есть предположения, что некоторых бедных и пожилых пассажиров могли перевозить и до этой войны. Впоследствии в летние месяцы корабли перевозили организованные группы пассажиров. После того, как он несколько лет работал в Саутгемптоне для Южного водного управления, второй Shieldhall был куплен Solent Steam Packet Co в 1988 году для консервации и предлагает поездки из Саутгемптона. [ 25 ]
Имя | Год постройки | Застройщик (номер двора) | Вместимость (тонны) | длина футы (м) | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Далмюр [ 31 ] | 1904 | У. Бердмор , Гован (481) | 1,220 | 234 (71) | Отпариватель с двумя винтами. Продан в 1922 г., распался в 1960 г. |
Шилдхолл [ 32 ] | 1910 | У. Бердмор, Далмюр (497) | 1,500 | 260.8 (79.5) | Отпариватель с двумя винтами. Сдан в аренду Manchester Corporation с 18 марта 1941 года по 22 апреля 1947 года. Списан в 1955 году в Порт-Глазго, когда в строй поступил новый корабль с таким же названием. |
Далмарнок [ 33 ] | 1925 | У. Симмонс, Ренфрю (671) | 1,600 | 260.3 (79.3) | Отпариватель с двумя винтами. В 1970 году получила название Dalmarnock II , распалась в 1971 году. |
Шилдхолл [ 34 ] | 1955 | Лобниц , Ренфрю (1132) | 1,840 | 268 (82) | Отпариватель с двумя винтами. Заменен предыдущий корабль с таким же названием. Продан в 1977 году Южному водному управлению. Продан в 1988 году компании Solent Steam Packet Co для консервации. |
Далмарнок [ 35 ] | 1970 | Джеймс Ламонт и компания, Порт Глазго. (412) | 3,422 | 313 (95) | Дизельный с двумя винтами. Заменен предыдущий корабль с таким же названием. Продано в 1998 году компании Northumbrian Water. Продан в 2007 году, в строю с 2014 года. |
Голова Гарроха [ 36 ] | 1977 | Джеймс Ламонт и компания, Порт Глазго (431) | 3,645 | 324 (99) | Дизель с одновинтовым и носовым подруливающим устройством. Продан в 1998 году. В 2014 году все еще находится в эксплуатации. |
Гардилоо [ 37 ] | 1976 | Ferguson Bros, Порт-Глазго (471) | 2,695 | 281.8 (85.88) | Дизельный с одним винтом. Построен для регионального совета Лотиана. Нанимался с октября 1976 года по октябрь 1977 года, до этого работал в Эдинбурге . |
В литературе и популярной культуре
[ редактировать ]Ежегодная проверка инфраструктуры системы водоснабжения озера Лох-Катрин в 1902 году под руководством лорда-провоста Сэмюэля Чизхолма была высмеяна Нилом Манро в рассказе Эрчи Макферсона «Эрчи в водном путешествии», опубликованном в газете Glasgow Evening News 7 июля 1902 года. [ 38 ]
Библиография
[ редактировать ]- Бинни, генеральный менеджер (1981). Ранние викторианские инженеры-водники . Томас Телфорд. ISBN 978-0-7277-0128-2 .
- Кросс-Рудкин, Питер; Краймс, Майк (2008). Биографический словарь инженеров-строителей Великобритании и Ирландии: Том 2: 1830–1890 гг . Томас Телфорд. ISBN 978-0-7277-3504-1 .
- Лобина, Эмануэле; Терхорст, Филипп (29 января 2005 г.). D19: Практический пример WaterTime – Эдинбург, Великобритания . Исследовательский проект ЕС по водному времени. Архивировано из оригинала 20 августа 2018 года.
- Мэтьюз, Хью; Гардинер, Винс (1999). Меняющаяся география Великобритании (3-е изд.). Рутледж. ISBN 978-0-415-17901-0 .
- Николлс, Роберт (2015). Канализационные сооружения Давихулма и их железная дорога . Общество узкоколейных железных дорог. ISBN 978-0-9554326-8-2 .
- Парламент (1967). «Закон о воде (Шотландия) 1967 года» (PDF) . www.legislation.gov.uk .
- Скемптон, сэр Алек; и др. (2002). Биографический словарь инженеров-строителей Великобритании и Ирландии: Том 1: 1500–1830 гг . Томас Телфорд. ISBN 978-0-7277-2939-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скемптон 2002 , с. 693.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бинни 1981 , стр. 190.
- ^ Скемптон 2002 , с. 141.
- ^ Скемптон 2002 , с. 359.
- ^ Скемптон 2002 , с. 265.
- ^ Скемптон 2002 , стр. 698–699.
- ^ Кросс-Рудкин и преступления 2008 , с. 69.
- ^ Бинни 1981 , стр. 190–191.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Лох-Катрина и акведуки» . Инженерные сроки. Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ Бинни 1981 , стр. 191.
- ^ Бинни 1981 , стр. 191–192.
- ^ Кросс-Рудкин и преступления 2008 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Кросс-Рудкин и преступления 2008 , с. 325.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Блэрхаллихан, Акведук Лох-Катрин, Камень (284266)» . Кенмор . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Историческая среда Шотландии . «Водохранилище Магдок (166747)» . Кенмор . Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Водохранилище Крейгмадди (158786)» . Кенмор . Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Колодец для процеживания Магдока (287523)» . Кенмор . Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Лобина и Терхорст 2005 , с. 6.
- ^ Парламент 1967 , стр. 2.
- ^ Мэтьюз и Гардинер 1999 , с. 18.
- ^ «История воды» . Шотландская вода. Архивировано из оригинала 29 августа 2018 года . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ «Криптоспоридий снова наносит удар» . Новости BBC онлайн. 4 августа 2002 г. Архивировано из оригинала 19 января 2008 г. Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ «Королева открывает водоочистные сооружения в Милнгэви в Шотландии» . Водный брифинг. 8 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 г.
- ^ Бинни 1981 , стр. 5–6.
- ^ Перейти обратно: а б с «История шламового флота Глазго» . Архивировано из оригинала 25 августа 2018 года . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Канализационные очистные сооружения Далмарнок» . Инженерные сроки. Архивировано из оригинала 26 августа 2018 года . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Историческая среда Шотландии . «Канализационные очистные сооружения Далмарнок (277713)» . Кенмор . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ Николлс 2015 , с. 25.
- ^ «Туннель Шилдхолл теперь работает как крупнейший канализационный коллектор Шотландии» . Би-би-си. 30 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2018 г.
- ^ Лобина и Терхорст 2005 , с. 30.
- ^ «СС Далмюр» . Клайд Шипс. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года.
- ^ «СС Шилдхолл» . Клайд Шипс. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года.
- ^ «СС Дальмарнок» . Клайд Шипс. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года.
- ^ «СС Шилдхолл» . Клайд Шипс. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года.
- ^ «Дальмарнок» . Клайд Шипс. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года.
- ^ «Голова Гарроха» . Клайд Шипс. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года.
- ^ «Гардилоо» . Клайд Шипс. Архивировано из оригинала 25 марта 2022 года.
- ^ Манро, Нил (1902), «Эрчи в водном путешествии», в Осборне, Брайане Д. и Армстронге, Рональде (ред.) (2002), Эрчи, мой забавный друг , Birlinn Limited , Эдинбург, стр. 162–167 , ISBN 978-1-84158202-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с гидротехническими сооружениями Глазго Корпорации , на Викискладе?