Дасени
Княжество Дасени | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10 век? – 1832 г. | |||||||||||||
Статус | Вассал Бахдинана ) (1700-1832 гг. | ||||||||||||
Капитал | Шейхан | ||||||||||||
Общие языки | Курманджи Курдский | ||||||||||||
Религия | Езидизм | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Учредил | 10 век? | ||||||||||||
• Дасин завоеван Сораном | 1832 | ||||||||||||
|
![]() |
Дасини ( араб . الداسنية ад-Дасинийя ; курдский : داسنی Dasnî ) или Дасени , Дасинийя , Тасини , Дасики — курдское езидов. племя [ 1 ] и этноним езидов. Племя проживало недалеко от Мосула , Духока , Шейхана , Синджара и вплоть до западного берега реки Большой Заб. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Княжество Дасени ( курдский : میرگەها داسنیا Mīrgaha Dāsiniyya ), также известное как княжество Шейхан или княжество Шейхан , было сосредоточено в Шейхане. Правил с 900-х по 1832 год. Когда он был завоеван эмиратом Соран . [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]Езиды называют себя Дасин, Дасни, Дасени, во множественном числе как Давасин, Дуасин, Давашим, происхождение названия, вероятно, происходит от старой несторианской епархии . называют Даснайе или Дасние Езидов по -сирийски . [ 2 ] Имя Дасин (множественное число Давасин) происходит от древнеиранского языка *daêvaysna, что означает « поклонники даэвов ». [ 6 ]
Шарафхан Бидлиси называл их Акрад-е-езиды и Корде-йе радде-йе езиды, что означает «курды-езиды». [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]По словам историка XIV века Ибн Фадлаллаха , племя Дасени было ветвью курдского племени Бохти . [ 7 ]
Территория
[ редактировать ]Территория Дасени включала северные и восточные предгорья Мосула. В него входили Шейхан , Лалиш , Дохук-е Дасинья , Калак-е Дасинья , Симель и Синджар. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В 16 веке территория Дашени простиралась до Эрбиля на юго-востоке. [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]
История
[ редактировать ]ранняя история
[ редактировать ]В 906 году Дасини восстали против правления Хамданидов . упоминает Дасини Якут аль-Хамави как проживающего в «Джебель-Дасине». записал, в 14 веке аль-Умари что в Акре проживал Дасинис. В 15 веке дасени подверглись нападению со стороны эмирата Бахдинан . [ 11 ]
ранний конфликт с Сораном
[ редактировать ]При правлении султана Сулеймана в 1534 году Дасени Мир Хусейн Беги Дасени получил контроль над владениями эмирата Соран , включавшими Эрбиль и Киркук . Отец Хусейн-бега, Хасан-бек , вступил в союз с победившими османами после битвы при Чалдыране и прославился своим дипломатическим и политическим опытом. Его сын, Хусейн-бек , стал его преемником после его смерти в 1534 году. Несмотря на преследования и жестокое правление мусульман Сорана, езиды смогли сохранить крупную политическую и военную власть под недолговечным, но процветающим руководством Хусейна. Попрошайничайте и наслаждайтесь редким периодом мира и свободы от преследований. Мусульмане Сорана выступали против правления Хусейн-бека и несколько раз пытались свергнуть правителей Дасини, их первоначальные попытки были безуспешными и были отражены, пока соседняя курдская династия Ардалан не сформировала союз против Хусейн-бека и не захватила Эрбиль, пока Хусейн-бек отсутствовал, и в гостях у Шейхана, или Стамбул по другим данным. Попытки Хусейн-бека вернуть город не увенчались успехом из-за местной поддержки со стороны мусульманских правителей и привели к гибели 500 воинов-езидов. После поражения Хусейн-бек был вызван обратно в Стамбул и казнен. [ 4 ]
Вассалы княжества Бахдинан
[ редактировать ]На протяжении XVIII века эмират Дасени подчинялся курдскому мусульманскому эмирату Бахдинан , полуавтономному феодальному владению, которое охраняло границы Османской империи на востоке. Езидские миры Шейхана также участвовали в нескольких восстаниях против княжества Амадия; В 1770-1771 годах Бедагбек, который в то время был Миром Шейхана, присоединился к восстанию против принца Амадии Исмаила-паши. Бедаг-бек в конце концов был схвачен и оштрафован, а 16 лет спустя его сын и преемник Джоло-бек участвовал в другом восстании, но позже был вынужден отступить. В 1789-1790 годах Джоло еще сохранял титул Мира и участвовал в боях против тайских арабов, совершавших набеги на Шейхана, но в следующем году Джоло и его брат были казнены Исмаилом-пашой, назначившим Ханджар-бека Мир вместо них. Однако после ссор с Ханджаром позиция Мира была возвращена старой династии, а Ханджара заменил сын Джоло-бека, Хасан-бек. [ 12 ]
По данным французского востоковеда Роже Леско , только в XVIII веке османы предприняли 15 кампаний против езидов Шангала и Шейхана. Одну экспедицию против езидов Шангала возглавил губернатор Багдада Али-паша, который заставил многие семьи принять ислам. Другую экспедицию в 1809 году возглавил новый губернатор Багдада Сулейман-паша, который сжег езидские фермы и обезглавил езидских вождей. В XVIII-XIX веках произошло дальнейшее снижение влияния, власти и населения езидов. С распадом полуавтономных курдских княжеств и серией реформ Османского Танзимата , начавшихся с середины XIX века, регионы, населенные езидами, стали более склонными к локальной политической нестабильности. [ 3 ] [ 13 ]
Конфликт Мизури-Дасени
[ редактировать ]К началу 19 века езиды были вовлечены в длительную вражду с соседним суннитским курдским племенем Мизури , которое вместе с одним из своих священнослужителей издало в 1724 году фетву о том, что езиды являются неверными и отступниками и что их убийство является религиозным долгом. Езидские женщины и имущество езидов считались военными трофеями. В другом столкновении в 1802 году ветвь Мизуриса из Альгушии совершила набег на езидскую деревню Габара на западе Шейхана , убила почти сотню человек и оккупировала Лалиш на восемь месяцев. Кроме того, в этот период вспыхнул конфликт между племенем Мизури и княжеством Бахдинан, который привел к столкновению в 1804 году. Мизури ворвались в город Амадия , захватили семью бахдинанского принца Кубад-паши и заключили его в тюрьму. вместе со своим братом, после чего они разграбили город и оставались в нем до тех пор, пока по требованию Ахмед-паши, другого бахдинанского принца, правившего Акре , На помощь пришли езиды племени дина, и мизури были изгнаны из Амадии, восстановив порядок в городе. [ 14 ] [ 3 ]
Ахмед-паша стремился положить конец межплеменной вражде и примирить своих соседей. Так, лидер езидов Али-бек направил слово вождю Мизури Али-аге аль-Балатайи, выразив стремление к миру и дружбе и предложив ему выступить киривом (спонсором) для обрезания его сына. Однако другой принц Бахдинана, Саид-паша, убедил Мир Эли-бека убить вождя Мизури и избавить от него всех, намереваясь поставить на его место другого вождя племени. Некоторые источники сообщают, что он угрожал Мир Эли Беку, что убьет всю свою семью, если тот откажется это сделать. Али Ага аль-Балатайи благосклонно откликнулся на приглашение Мир Эли Бека и через несколько дней прибыл с небольшим эскортом в город Баадре, где находится резиденция езидского княжеского рода. Неизвестно, взял ли он небольшой эскорт из пренебрежения к лидеру езидов или с целью продемонстрировать свое доверие хозяину. По прибытии Али-бек предательски убил его и его сына Синджана-агу. Это убийство было осуждено езидским духовенством и езидскими вождями, поскольку оно противоречило езидским канонам и племенным обычаям. Это также вызвало сильный гнев среди мизури и спровоцировало их собраться для большого набега на город Баадре. В ожидании нападения тысячи воинов-езидов разместились в Баадре. Рейд был отменен из-за опасений, что силы Бахдинана соберутся против Мизури, когда паша Амадии, который также был принцем Бахдинана и подозревался в заговоре с целью убийства вождя Мизури, объявил о своем несогласии с рейдом. [ 15 ] [ 14 ]
Таким образом, мулла Яхья аль-Мизури, двоюродный брат или племянник вождя Мизури и уважаемый религиозный сановник, безуспешно пытался просить бахдинанских принцев Ахмед-пашу и его брата Саид-пашу об исправлении ситуации, которые отказались санкционировать карательные меры против езидов и обвинил Али-агу в том, что он наивно принял предложение Али-бека и отправился в страну своего врага без надлежащего сопровождения, более того, они также убили сына муллы Яхьи. В результате он обратился к соранскому правителю Мухаммаду Кору . За это время Мухаммад Кор стал самым могущественным и независимым правителем Курдистана . Он начал чеканить собственные монеты и провозгласил независимость от Османской империи. Тем временем османы были озабочены восстанием Мухаммеда Али-паши в Египте, провозгласившего независимость от Османской империи. Мухаммад-паша присоединил к своим владениям несколько соседних курдских княжеств , а также намеревался захватить эмират Бахдинан и езидские земли. В 1815 году ради власти он казнил двух своих дядей, Тимур-хана и Вахби-бека, вместе с их сыновьями, чтобы избавить себя от претендентов на власть. Зная об этом, мулла Яхья уговорил его послать карательный отряд для наказания езидов. Рассказы о том, как он убедил Мухаммад-пашу, различаются: от посещения и обращения за помощью к вали Багдада, который, услышав недовольство муллы, отправил письмо Мухаммад-паше и призвал его наказать езидов за их проступки, непосредственно к мулле. в гостях у Мухаммада-паши, с которым он был в очень дружеских отношениях.
Завоевание Сорана и падение эмирата Дасен
[ редактировать ]Мухаммад Кор подготовил против езидов армию численностью от 40 000 до 50 000 человек. Он разделил свои силы на две группы: одну возглавлял его брат Расул, а другую - он сам. Эти войска выступили в марте 1832 года, переправившись через реку Большой Заб и сначала войдя и убив многих жителей езидской деревни Каллак-а Дасинья, которая располагалась недалеко от Эрбиля и была границей между Дасени и эмиратом Соран до 19 века. Эти силы продолжили марш и захватили другие езидские деревни. После прибытия в Шейхан силы Мухаммад-паши захватили деревню Хатара и двинулись дальше к Алкошу , где им противостояли объединенные силы езидов и бахдинанцев, которых возглавляли Юсуф Абдо, лидер бахдинанцев из Амадии, и Баба Хурмуз, который был настоятелем христианского монастыря в Алкоше. Эти объединенные силы затем покинули свои позиции и переместились в город Баадре . Али Бег хотел вести переговоры, но Мухаммад Кор под влиянием священнослужителей муллы Яхья аль-Мизури и Мухаммада Хати отверг любой шанс на примирение. Езиды Шейхана потерпели поражение и подверглись разрушительной резне, в ходе которой убийства как пожилых, так и молодых, изнасилования и рабство были некоторыми из тактик. Имущество езидов, включая золото и серебро, было разграблено и разграблено, а многочисленные города и деревни, ранее населенные езидами, были демографически исламизированы. После этого Мухаммад-паша послал большие силы в Шингал , где он встретил сопротивление езидов под предводительством жены Али-бека. После многочисленных поражений войскам Мухаммад-паши в конце концов удалось захватить район. Езиды, пережившие массовые убийства, нашли убежище в отдаленных районах, включая, помимо прочего, Тур Абдин , гору Джуди и менее пострадавший район Шангал. Контролировав большую часть территории езидов, силы паши поработили и увезли домой около 10 000 пленников-езидов, в основном женщин и детей, вместе с Али Бегом, в Равандуз , столицу эмирата. По прибытии в столицу заключенным было предложено принять ислам, многие из них, в том числе Али-бек и его окружение, отклонили просьбу и поэтому были схвачены и казнены в Гали-Али-беге , который до сих пор носит имя Али-бека. Христианские общины, оказавшиеся на пути армии Мухаммада Кора, также стали жертвами резни, город Алкош был разграблен, большое количество его жителей было предано мечу, а Монастырь Раббан Хормизд был разграблен, а его монахи вместе с настоятелем Габриэлем Дамбо казнены. Большое количество древних рукописей было уничтожено или утеряно. Та же участь постигла и монастырь шейха Матты. [ 3 ] [ 15 ]
Отношения с соседями
[ редактировать ]отношения с христианами
[ редактировать ]Шейх Ади II захватил христианские монеты Мар-Юханана и Ишо Сабрана в 1219 году и вырезал в них всех монахов. Мир Дасени якобы заявил, что «если христиане поставят себе на лоб знак креста, они поднимут его над головами». [ 16 ] [ 17 ] В 1222 году дасенский эмир разграбил и разрушил христианскую деревню Башбитах. Вынужденное христианское население бежать в Бартелу . [ 18 ]
Мусульмане под властью Дасени
[ редактировать ]По мнению Эвлия Чалаби , любой мусульманин, проклявший Сатану , Язида или чёрного пса, рисковал мгновенной казнью. Такое же наказание было назначено за удар черной собаки или за наступление на лук. [ 19 ]
Список правителей Дасени
[ редактировать ]- Хасан-Беги Дасени (?-1534) [ 4 ]
- Хусейн-Беги Дасени (1534 г.); во время его недолгого правления Сулейман Великолепный пожаловал ему территорию Сорана (Эрбиль и Киркук), его правление считается золотым веком для эмирата. [ 4 ]
- Али-Беги Дасени (1809-1832); последний правитель и вождь Дасениса, казненный Мир Мухаммад-Кором из Сорана. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Боченьска, Иоанна (2018). Новое открытие культуры и идентичности Курдистана: зов сверчка Спрингер. п. 264. ИСБН 978-3-319-93088-6 .
- ^ Перейти обратно: а б М. Че. Хоутсма, 1993, Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913-1936 : Том 8 - страница 1164, Брилл
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Али, Маджид Хасан (1 ноября 2019 г.). «Кампании геноцида в эпоху Османской империи: Фирма Мир-и-Кура против религиозного меньшинства езидов в 1832–1834 годах» . Международное исследование геноцида. 13 (1): 77–91. doi:10.3138/gsi.13.1.05. ISSN 2291-1847. S2CID 208688229.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Галиб, Сабах Абдулла (13 октября 2011 г.). Возникновение курдизма с особым упором на три курдских эмирата в составе Османской империи 1800-1850 гг. (докторская диссертация). стр. 52–53. Архивировано из оригинала 28 июля 2021 года.
- ^ Грант, Асаэль (1841). Несториане, или затерянные племена. Содержащие доказательства их личности, отчет об их манерах, обычаях и церемониях (и т. д.) . Джон Мюррей. п. 320.
- ^ Колпе, Карстен (2003). Иранцы – арамейцы – евреи – эллины: иранские религии и их отношения с Западом; Отдельные исследования и попытка краткого изложения (на немецком языке). Мор Зибек. п. 672. ИСБН 978-3-16-147800-0 .
- ^ Гость, Джон С. (2012). Выживание среди курдов . Рутледж. п. 44. ИСБН 978-1-136-15736-3 .
- ^ Закен, М. (01 января 2007 г.), «Глава третья. Дохук» , Еврейские подданные и их вожди племен в Курдистане , Брилл, стр. 79–96, ISBN 978-90-474-2212-9 , получено 31 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гость, Джон С. (12 ноября 2012 г.). Выживание среди курдов . Рутледж. ISBN 978-1-136-15736-3 .
- ^ Эллисон, Кристина (2001). Езидская устная традиция в Иракском Курдистане . Рутледж. п. 43. ИСБН 978-1-136-74655-0 .
- ^ Джеймс, Б. «Племенная территория курдов» и территория Ирака (10-13 века): Очерк пространственных рекомпозиций. Revue des Mondes Musulmans et de la Méditerranée 117–118 (2007).101–126.
- ^ Гость, Джон С. (2012). Выживание среди курдов . Рутледж. п. 57. ИСБН 978-1-136-15729-5 .
- ^ Эллисон, Кристина (25 января 2017 г.), «Езиды» , Оксфордская исследовательская энциклопедия религии , номер документа : 10.1093/acrefore/9780199340378.013.254 , ISBN 978-0-19-934037-8 , получено 31 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Официальный сайт Духовного совета езидов в Грузии" . www.yezidi.ge . Retrieved 2024-05-31 .
- ^ Перейти обратно: а б Джвайде, Вади (2006). Курдское национальное движение: его истоки и развитие . Издательство Сиракузского университета. стр. 56–62. ISBN 978-0-8156-3093-7 .
- ^ Гость, Джон С. (12 ноября 2012 г.). Выживание среди курдов . Рутледж. п. 56. ИСБН 978-1-136-15736-3 .
- ^ Ачикьылдиз, Биргюль (23 декабря 2014 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . Издательство Блумсбери. п. 41. ИСБН 978-0-85772-061-0 .
- ^ Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318-1913 гг . Издательство Питерс. п. 202. ИСБН 978-90-429-0876-5 .
- ^ Гость, Джон С. (12 ноября 2012 г.). Выживание среди курдов . Рутледж. стр. 50–51. ISBN 978-1-136-15736-3 .