Роберт Лоусон (архитектор)
Роберт Артур Лоусон | |
---|---|
![]() Роберт Артур Лоусон, 42 года | |
Рожденный | Ньюбург , Файф, Шотландия | 1 января 1833 г.
Умер | Кентербери , Новая Зеландия | 3 декабря 1902 г.
Национальность | Шотландский / Британский |
Занятие | Архитектор |
Супруг |
Джесси Синклер Хепберн
|
Дети | Рэйчел Ида, Джеймс Ньюберг, Маргарет Лилиан, Джесси Лоусон |
Родители) | Маргарет и Джеймс Лоусон |
Здания | Первая церковь , Данидин , Церковь Нокс, Данидин , Средняя школа для мальчиков Отаго |
Роберт Артур Лоусон (1 января 1833 – 3 декабря 1902) был одним из Новой Зеландии выдающихся архитекторов 19 века . В Биографическом словаре Новой Зеландии говорится, что он сделал больше, чем любой другой дизайнер, для формирования облика архитектуры викторианской эпохи города Данидин . [ 1 ] Он является архитектором более сорока церквей Данидина, , в том числе Первой церкви благодаря которой его больше всего помнят, а также других зданий, таких как замок Ларнах , загородный дом, с которым он также связан.
Он родился в Ньюбурге , в Файфе , Шотландия , эмигрировал в 1854 году в Австралию , а затем в 1862 году в Новую Зеландию. Он умер в возрасте 69 лет в Кентербери , Новая Зеландия . Лоусон известен своими работами как в готическом, так и в классическом стилях архитектуры. Он был плодовитым, и хотя отдельные здания сохранились в Шотландии и Австралии, именно в районе Данидина сейчас можно найти большинство сохранившихся примеров.
Сегодня он пользуется большим уважением в приемной стране. Однако на момент его смерти его репутация была в упадке после частичного обрушения его сумасшедшего дома в Сиклиффе , в то время крупнейшего здания Новой Зеландии. В 1900 году, незадолго до своей смерти, он вернулся в Новую Зеландию из добровольного десятилетнего изгнания, чтобы восстановить свое имя, но его внезапная кончина помешала полностью восстановить его репутацию. Великие аплодисменты, в которых он был лишен при жизни, должны были прийти лишь спустя почти столетие после его смерти, когда слава викторианской архитектуры снова начала признаваться и цениться.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Лоусон родился 1 января 1833 года по адресу Хоггс-Плейс, 49, Эббихилл, в деревне Грейндж Линдорес в приходе Эбди недалеко от Ньюбурга , Файф , Шотландия . [ 2 ] Он был четвертым ребенком Маргарет (в девичестве Артур) и Джеймса Лоусона, плотника и лесопильщика. [ 2 ] Лоусон получил образование в приходской школе Эбди.
Карьера
[ редактировать ]Лоусон, должно быть, проявил интерес к архитектуре или подавал надежды на рисование, поскольку в возрасте 15 лет его отправили архитектору Эндрю Хейтону-старшему. Хейтона и Хейтона в Перте (Шотландия). Через короткое время он был переведен и завершил свое обучение у Джеймса Гиллеспи Грэма, который был ведущим архитектором в Эдинбурге . [ 2 ] Находясь с Грэмом, он продолжил свое школьное образование в «Академии попечителей». Затем Лоусон работал помощником архитектора у Джона Лесселса, где ему приписывали проект колледжа и двух особняков. [ 2 ]
Австралия
[ редактировать ]В возрасте 21 года Лоусон, вооружившись только рекомендательным письмом к одному из друзей брата, проживающему в Мельбурне, сел на корабль «Тонгатабу» 15 июля 1854 года и прибыл в город 1 ноября того же года. [ 3 ] [ 4 ] Как и другие вновь прибывшие в Австралию, в течение следующих двух лет он попробовал много новых профессий на различных золотых приисках, пробовал добывать золото, прежде чем в конце концов поселился в городе Стейглиц , где, помимо продолжения деятельности по добыче золота, он стал агентом мельбурнской газеты The Argus. и для которого, как полагают, он также выступал в качестве местного корреспондента. [ 3 ] В этот период он время от времени занимался архитектурой, спроектировав Свободной церкви школу , а в 1858 году — католическую школу. [ 3 ] Он также занимался оценкой и брокерской деятельностью. К 1859 году он был секретарем компании Steiglitz Prospecting & Mining, а затем ее управляющим директором, пока она не была ликвидирована в конце 1861 года. [ 3 ] Когда Лоусон осознал низкую вероятность успеха в золотой лихорадке и нестабильность, он к концу 1861 года переехал в Мельбурн с намерением возобновить постоянную карьеру в области архитектуры. [ 1 ] В 1861 году первая золотая лихорадка Отаго привела к притоку людей на юг Новой Зеландии, в том числе нового поколения эмигрантов. Чтобы обслуживать быстро растущее население главного поселения региона, 13-летний город Данидин, суд Дескона пресвитерии Отаго, решил, что сейчас самое время построить постоянную пресвитерианскую церковь, которая будет служить его основным местом поклонения . В январе 1862 года они объявили конкурс с призом в 50 фунтов стерлингов на выбор подходящего проекта того, что должно было стать Первой церковью. Лоусон узнал о соревновании либо от своего младшего брата Джона Лоусона, который уже эмигрировал в Отаго, либо из экземпляра Otago Daily Times, который попал в Мельбурн. [ 3 ] Он решил принять участие в конкурсе и смог прислать из Мельбурна набор рисунков под псевдонимом «Пресвитер» к крайнему сроку 15 марта 1862 года. [ 3 ] Если этот псевдоним был создан для того, чтобы привлечь внимание пресвитерианских судей, он был выбран правильно: его замысел удался.

Эмиграция в Новую Зеландию
[ редактировать ]В результате победы в комиссии по проектированию Первой церкви Лоусон смог в 1862 году переехать в Данидин и открыть архитектурную практику. Во время строительства Первой церкви Лоусон расширил свою практику, получив заказы на проектирование других церквей, общественных зданий и домов в окрестностях. [ 4 ] В 1870-х и 1880-х годах Данидин стал доминирующим торговым центром Новой Зеландии, во многом благодаря богатству, полученному от добычи золота. Это, в свою очередь, отразилось на количестве возводимых новых зданий. Эти комиссии гарантировали, что 1870-е годы были особенно продуктивными для Лоусона. [ 5 ] И это несмотря на то, что он страдал от плохого здоровья, из-за которого ему пришлось провести два месяца в Мельбурне в 1873 году, а затем в 1874 году.
Поскольку у него не было партнеров, которые могли бы разделить рабочую нагрузку, в его практике было задействовано несколько молодых архитекторов, в том числе Томас Форрестер, Перси В. Лэнг и Джеймс-Луи Салмонд (с 1888 года), которые позже основали свою собственную практику. [ 5 ] Нет никаких записей, позволяющих предположить, что Лоусон вступал в какие-либо партнерские отношения до тех пор, пока в 1889 году не возникли краткие отношения с архитектором Крайстчерча Томасом Ламбертом. В 1876 году Лоусон участвовал в создании Данидинского института инженеров-строителей и архитекторов, который был призван противостоять конкуренции со стороны Сотрудники Совета провинции Отаго в конечном итоге прекратили свое существование к началу 1880-х годов.
К концу 1870-х годов, после бума, вызванного золотыми приисками, а затем и схемой общественных работ Фогеля, Новая Зеландия вступила в серьезную экономическую рецессию (ускоренную крахом Городского банка Глазго в 1878 году), которая продолжалась до начала 1890-х годов и дошла до конца 1870-х годов. можно назвать «долгой депрессией». [ 6 ] Зимой были заметны трудности и страдания, и люди начали уезжать, в частности, в Австралию, где в 1880-х годах Мельбурн пережил бум. [ 7 ] В Данидине начался застой, в результате чего комиссионные Лоусона изменились с коммерческих и промышленных клиентов на преимущественно жилые. [ 5 ] Однако существовал ряд важных заказов, в том числе церкви в Горе (1881 г.), Кайикики, Риверсдейле (1881 г.), офисное здание Мартина и Ватсона (1882 г.). Престижным заказом было строительство средней школы для мальчиков Отаго, строительство которой началось в июле 1882 года. На его сверстников также повлияло отсутствие работы с его соперником из Данидина Дэвидом Россом, а также с Фредериком Барреллом из Инверкаргилла, которые оба отправились в Австралию. [ 8 ]
Приют для умалишенных Сиклифф
[ редактировать ]

В 1875 году совет провинции Отаго решил заменить существующий приют для умалишенных Данидина на месте того, что позже стало средней школой для мальчиков Отаго, на новый в существующем государственном заповеднике в Сиклиффе в 25 км от Данидина. После упразднения совета в 1876 году ответственность за комплекс перешла к Департаменту общественных работ, который придерживался политики, согласно которой для строительства любого крупного здания следует нанимать частного архитектора. Соответственно, что касается Сиклиффа, Уильям Блер, который был инженером, отвечавшим за Средний остров (Южный остров), вступил в контакт с министром общественных работ, который уполномочил его связаться с Лоусоном. [ 9 ] Блэр был председателем строительного комитета церкви Нокс и оказал влияние на получение для Лоусона проекта как этого здания, так и более поздней средней школы для мальчиков Отаго. [ 10 ] После встречи Блэра и Лоусона архитектору в письме было официально предложено провести работу, Лоусон ответил 17 июля 1878 года, приняв заказ. Единственный предыдущий опыт Лоусона в проектировании такого здания был опыт Благотворительного учреждения Данидина в 1860-х годах. Лоусон решил спроектировать здание в стиле шотландских баронов.
рассчитанный на 500 пациентов и 50 сотрудников, Приют для умалишенных Сиклифф, после завершения строительства стал крупнейшим зданием Новой Зеландии на следующие 50 лет. С архитектурной точки зрения это был самый яркий, экстравагантный и смелый Лоусон: по сравнению с ним средняя школа для мальчиков Отаго кажется почти строгой и сдержанной. башенки на кронштейнах Почти из каждого угла выступают ; над остроконечной линией крыши возвышается гигантская башня с дополнительными башенками и шпилем. [ нужна ссылка ] Здание в плане в форме буквы E имело длину 740 футов (230 м) и ширину 228 футов (69 м). [ 9 ] Огромная башня, спроектированная так, чтобы за заключенными можно было наблюдать в случае их попытки побега, имела высоту почти 50 метров (160 футов). [ нужна ссылка ] Позже о проекте было сказано, что «викторианцы, возможно, не хотели, чтобы их сумасшедшие жили с ними, но им нравилось размещать их величественно». [ 11 ]
Помимо проектирования постоянного здания, Лоусон также спроектировал временное деревянное здание для размещения шестидесяти пациентов мужского пола и персонала над местом строительства нового постоянного здания. Строительство началось на месте в сентябре 1879 года, и вскоре стало очевидно, что некоторые части объекта нестабильны, сначала на месте временного здания, прежде чем структурные проблемы внутри постоянного здания начали проявляться еще до завершения строительства в июле 1884 года, стоимость которого составила 78 000 фунтов стерлингов. . [ 10 ] Наконец, в 1887 году произошел крупный оползень, который сделал северное крыло небезопасным, и в конечном итоге его пришлось заменить деревянными постройками. Проблемы с дизайном уже нельзя было игнорировать. [ 12 ]
Здание продолжало разрушаться: башня была снесена в 1945 году, а оставшаяся конструкция - в 1957 году.
В 1888 году было начато расследование крушения. В феврале, понимая, что у него могут быть проблемы с законом, Лоусон обратился в следствие с просьбой предоставить ему адвоката для его защиты. В ходе расследования все участники строительства, включая подрядчика, главу Департамента общественных работ, технического специалиста по проекту и самого Лоусона, были вынуждены дать показания в подтверждение своей компетентности. Члены комиссии возложили вину на Лоусона за строительные дефекты и ненастояние на проведении надлежащих дренажных работ, но также возложили вину на Департамент общественных работ за то, что он не обратил внимания на неоднократные заявления архитектора о решении проблем с дренажем и предупреждения доктора Джеймса Гектора. , директор геологической службы. [ 9 ]
Позже стало популярным заблуждение, что Комиссия по расследованию признала Лоусона «небрежным и некомпетентным», несмотря на то, что эти слова не фигурировали в ее отчете. Однако впервые известно, что эти слова появились в Биографическом словаре Новой Зеландии. [ 10 ]
Перед комиссией по расследованию Сиклиффа Лоусон переехал в Веллингтон 26 мая 1887 года, чтобы служить местоблюстителем у веллингтонского архитектора Уильяма Тернбулла , пока он уезжал за границу в поездку с февраля 1887 года по декабрь 1887 года. Отношения, известные как Тернбулл и Лоусон, с Лоусоном , периодически посещая Данидин, прежде чем навсегда вернуться в течение 12 месяцев. Основными проектами, реализованными Лоусоном в конце 1880-х годов, были пресвитерианская церковь Лоуренса (1886 г.), пресвитерианская церковь Токомайриро (1888 г.) и склад зерна и шерсти для Reid, Mclean & Co (1889 г.).
Проблемы в Первой церкви
[ редактировать ]Несмотря на проблемы в Сиклиффе, судя по сообщениям в различных газетах, многие жители Данидина не согласились с выводом комиссии, и репутация Лоусона среди его сограждан осталась неизменной, хотя и ухудшилась. [ 10 ] К 1889 году стало очевидно, что на стенах Первой церкви были проблемы с сыростью, несмотря на то, что ей было всего 16 лет. В результате Суд Дьякона оставил без внимания Лоусона, который был не в восторге от заседания, и поручил архитектору Крайстчерча Томасу Стоддарту Ламберту, который был связан с Лоусоном, провести расследование. [ 10 ] Ламберт обнаружил, что каменная кладка в местах, куда проникала вода, была неправильной. Кроме того, вода могла проникнуть в здание из-за плохого монтажа отливов вокруг вершин и фронтонов. Наиболее серьезной проблемой оказались несущие крышу бревна, которые были заделаны в стены без надлежащей вентиляции и, будучи произведены в штате Орегон, в результате сгнили. В результате к июлю 1890 года был завершен четырехмесячный ремонт, в котором участвовало от 30 до 40 человек, и его стоимость составила более 1200 фунтов стерлингов. [ 13 ]
Поскольку и он, и его жена были членами конгрегации, а Лоусон был старейшиной пресвитерии Отаго и Саутленда, эти недостатки его самого престижного поручения, должно быть, вызывали у него сильное смущение. В сочетании с проблемами в Сиклиффе и экономическим спадом их было достаточно, чтобы заставить его быстро свернуть свои дела и 8 мая 1890 года отправиться в Мельбурн. [ 10 ] [ 14 ]
Последние годы
[ редактировать ]
В последний период своей жизни Лоусон редко проектировал в одиночку. Оказавшись в Мельбурне, он заключил партнерство с архитектором Фредериком Греем . Вместе они спроектировали Earlsbrae Hall, большой дом в неоклассическом стиле в Эссендоне , штат Виктория . Сейчас некоторые эксперты считают это одной из его величайших работ. [ 1 ] хотя это должно быть отнесено к товариществу. Считалось, что, возможно, строительство дома было начато до прибытия Лоусона, но он покинул Данидин 8 мая 1890 года. [ 15 ] а первый камень в фундамент был заложен 16 августа 1890 года. [ 16 ] так что времени на назначение и проектирование особняка было достаточно. Главный аспект конструкции — высокий коринфский портик — практически точно повторяет портики на берегу Лоусона в Оамару, в частности, здесь по существу повторяется фронтон Национального банка. [ нужна ссылка ] [ 17 ] Архитектура смелого коринфского портика с колоннами двойной высоты, который часто называют греческим храмом, заимствована из эпохи греческого возрождения ; Окружение дома с трех сторон и наличие веранды также напоминают плантационные дома Америки Глубокого Юга . [ нужна ссылка ] [ 18 ] Стоимость строительства для владельца Коллиера Маккракена составила 35 000 фунтов стерлингов; Позже в 1911 году он был продан всего за 6000 фунтов стерлингов. Коммерческие здания, сохранившиеся со времен правления Лоусона в Мельбурне, включают склад Морана и Катона в Фицрое и церковь Колледжа в Парквилле , строительство которых было завершено в 1897 году. [ 19 ]
В 1900 году, в возрасте 67 лет, Лоусон вышел из десятилетнего добровольного изгнания из Новой Зеландии и вернулся в Данидин. Здесь он приступил к практике вместе со своим бывшим учеником Ж.Луи Салмондом . [ 20 ] [ 21 ] Под их общими названиями был построен ряд коммерческих и жилых зданий, в том числе кирпичный дом, известный как «Трив», построенный для Уотсона Шеннана на Хай-стрит, 367. Это одна из последних работ Лоусона. Трив имеет особенно богато украшенные резные веранды в готическом стиле, но сегодня он больше известен своими садами, чем архитектурой. [ нужна ссылка ] Дом и сады были тщательно отреставрированы в 1960-х и 1970-х годах тогдашним владельцем Джеффом Бейлисом . [ 22 ]
Партнерство Лоусона и Салмонда продлилось недолго. В 1902 году Лоусон внезапно скончался 3 декабря в Плезант-Пойнт , Кентербери. [ 20 ] К моменту смерти он начал восстанавливать свою репутацию, будучи избранным вице-президентом Института архитекторов Отаго. [ нужна ссылка ] Хотя большая часть ранних работ Лоусона с тех пор была либо снесена, либо сильно изменена, сохранившиеся планы и фотографии того периода позволяют предположить, что здания, над которыми он работал в то время, были выполнены в самых разных стилях. Действительно, на протяжении всей своей карьеры Лоусон проектировал в основном как в классическом , так и в готическом стилях. [ нужна ссылка ] Его стиль и манеру архитектуры лучше всего можно объяснить путем изучения шести его проектов, трех готических и трех в классическом стиле, каждый из которых представляет собой индивидуальную интерпретацию и использование общего обозначенного стиля. [ нужна ссылка ]
Работы в готическом стиле.
[ редактировать ]Британские протестантские религии в этот период все еще находились под сильным влиянием англо-католического Оксфордского движения , которое провозгласило готику единственным архитектурным стилем, подходящим для христианского богослужения; Греческая, римская и итальянская архитектура эпохи Возрождения считалась «языческой» и неподходящей для проектирования церквей. [ 14 ] Таким образом, Лоусону никогда не предоставлялись такие возможности, которыми пользовался Фрэнсис Петре , когда последний воссоздал великие итальянские базилики эпохи Возрождения , такие как собор Святого Причастия в Крайстчерче . [ нужна ссылка ] На самом деле Данидин был основан всего за тринадцать лет до прибытия Лоусона Свободной церковью Шотландии , конфессией, не известной своей любовью к орнаментам и украшениям, и уж тем более не к архитектуре более католических стран. [ нужна ссылка ]
Работа Лоусона в готическом дизайне, как и у большинства других архитекторов этого периода, находилась под явным влиянием стиля и философии Огастеса Пугина . Однако он адаптировал этот стиль к форме коллективного богослужения, используемой пресвитерианской деноминацией. [ 14 ] Отсутствие ритуальных и религиозных процессий делало ненужным большой алтарь ; следовательно, в версии готики Лоусона алтарь и трансепты (области, которые традиционно в римских и англо-католических церквях содержали часовню Леди и другие второстепенные часовни ) лишь намекают в дизайне. [ 1 ] Так, в Первой церкви башня находится над входом в здание, а не на своем традиционном месте в центре церкви на оси нефа , алтаря и трансептов. Всего Лоусон спроектировал более сорока церквей в готическом стиле. Как и у Бенджамина Маунтфорта, некоторые из них были построены полностью из дерева; однако большинство из них были каменными. [ нужна ссылка ]
Первая церковь, Данидин, 1873 г.
[ редактировать ]
Это архитектурное проявление силы в украшенном готическом стиле было спроектировано в 1862 году. Строительство было отложено после того, как совет провинции Отаго решил уменьшить Белл-Хилл, на котором оно должно было стоять, примерно на 12 метров (40 футов): холм оказался Основным препятствием для транспорта в быстрорастущем городе. [ 3 ] В результате первый камень в фундамент был заложен только 15 мая 1868 года. Незадолго до официального открытия 23 ноября 1873 года Лоусон, плывя по гавани, понял, что шпиль был на 15 футов (4,6 м) короче и имел небольшой наклон. Он настоял на том, чтобы шпиль был разобран и восстановлен в соответствии с правильными спецификациями, что было завершено в 1875 году. [ 3 ]
В церкви доминирует многобашенная башня , увенчанная шпилем высотой 54 метра (177 футов). Шпиль необычен тем, что со всех сторон его пронизывают двухэтажные остроконечные окна, которые создают иллюзию еще большей высоты. Его видно из большей части центра Данидина, и он доминирует над горизонтом нижнего Морей-Плейс . [ нужна ссылка ]
Расходы на строительство не остались без критики, поскольку некоторые члены пресвитерианского синода считали, что столичная церковь не должна была иметь таких привилегий по сравнению с сельскими районами, где прихожане не специально проектировали места богослужений или создавали только скромные места. Поддержка проекта преподобным доктором Бернсом гарантировала, что он будет реализован, несмотря на подобные возражения. [ нужна ссылка ]
Внешне Первая церковь успешно повторяет эффект, хотя и в меньшем масштабе, поздненормандских соборов Англии . Дизайн и размер, напоминающие собор, лучше всего можно оценить сзади. Есть апсида , окруженная башенками , которые затмеваются массивным фронтоном с большим окном-розеткой . Именно это большое круглое окно после шпиля становится центром задних фасадов. [ нужна ссылка ] Весь архитектурный очерк предстает здесь почти европейским. Внутри, вместо каменного сводчатого потолка нормандского собора, есть молотковые балки, поддерживающие потолок из скатного дерева, а каменная остроконечная арка действует как простая авансцена к центральной кафедре . Над этим рассеянный свет проникает через окно-розу из витража. На нижнем уровне его окружают дополнительные фонари, а двойные органные трубы подчеркивают симметрию кафедры. [ нужна ссылка ]
Здание построено из камня Оамару , установленного на фундаменте из базальтовой брекчии из Порт-Чалмерса , с деталями, вырезанными Луи Годфри, который также выполнил большую часть резьбы по дереву в интерьере. [ нужна ссылка ] Использование «соборного стекла», цветного, но без фигурного стекла до передачи в дар живописного окна для окна-розы, характерно для церквей Отаго 19-го века, где жертвователей было относительно мало, что отражало в целом «низкие церковные» настроения этого места. [ нужна ссылка ] Подобные примеры можно найти в церквях Лоусона по всему Отаго . Среди них следует отметить бывшую методистскую церковь Тринити на Стюарт-стрит в Данидине (позже использовавшуюся в качестве дома для театра «Фортуна» ), церковь Нокса со шпилем на севере города и пресвитерианскую церковь Токомайриро в Милтоне , о которой говорилось во время его постройка была самым южным зданием такой высоты. [ нужна ссылка ]
Лоусон также спроектировал церковь Нокс , у которой есть аналогичная башня, также в Данидине. Это здание, менее известное, чем Первая церковь, также спроектированное в готическом стиле 13-го века, но из голубого камня, некоторые считают его лучшим достижением. [ нужна ссылка ]
Замок Ларнах 1871 г.
[ редактировать ]
Лоусон спроектировал несколько больших частных домов, самый известный из которых сначала назывался «Лагерь». Сегодня его лучше помнят как замок Ларнах . Он был построен в 1871 году для Уильяма Ларнака , местного бизнесмена и политика, известного своим бравурным личным стилем. Он был провозглашен одним из лучших особняков Новой Зеландии, а после его завершения был описан как «несомненно самый королевский, поскольку это самая солидная и элегантная резиденция в Новой Зеландии». [ 23 ] Существует традиция, что Ларнак спроектировал свой дом по образцу замка Форбс, дома своего отца в Баруне в Австралии. Однако планы, несомненно, исходят от офиса Лоусона. [ 24 ] Происхождение мифа просто в том, что в замке Ларнах есть веранды, на которых, несомненно, настаивал Ларнах, что является явно колониальным дополнением к его традиционному возрожденческому дизайну. Однако это придает ему различие. [ нужна ссылка ]
Хотя некоторые сомневаются, что замок Ларнак был образцом возрожденного шотландского баронского стиля. Главный фасад напоминает небольшой дом-башню с замком, с характерной каменной кладкой, башенками и зубцами, присутствующими в Абботсфорде , образце этого стиля. Его точно описывают как «виллу с замком, окруженную двухэтажной верандой». [ 25 ] В главном фасаде доминирует центральная башня с лестничной башенкой, которая придает дому вид замка. [ нужна ссылка ]
Интерьер здания богато украшен импортным мрамором и венецианским стеклом, использованным в итальянском декоре. Как и в Первой церкви, здесь также есть многочисленные резные фигурки Луи Годфри. 200 мужчинам потребовалось три года, чтобы построить снаряд. [ 26 ] и еще двенадцать лет на завершение внутренней отделки. В 1887 году здание было расширено за счет пристройки площадью 3000 квадратных футов (280 м²). 2 ) бальный зал. В 1880 году, после смерти своей первой жены, Ларнак поручил Лоусону спроектировать на Северном кладбище Данидина миниатюрную версию Первой церкви в качестве семейного мавзолея . Ларнак сам был похоронен в мавзолее. Будучи министром финансов и горнодобывающей промышленности Новой Зеландии в 1898 году, он покончил жизнь самоубийством в зале заседаний парламентского здания в Веллингтоне не из-за финансового кризиса Колониального банка Новой Зеландии , как считалось ранее, а из-за циркулирующих слухов. о романе между его старшим сыном и третьей женой. [ 27 ]
Средняя школа для мальчиков Отаго, 1885 г.
[ редактировать ]
Средняя школа для мальчиков Отаго на Артур-стрит, Данидин, была построена в 1885 году. Часто называемая готикой, на самом деле она представляет собой гибрид нескольких архитектурных порядков с очевидным стилем Ренессанса / Тюдоров и готическими влияниями: ближайшим стилем, к которому она относится. можно отнести к категории, вероятно, якобетского периода (специфическая английская форма неоренессанса ) . Здание уже давно считается одним из лучших образцов архитектуры Данидина. [ 28 ] построен из камня, со множеством оконных амбразур и углов из более светлых четвертей . Множество башен и башен школы привели к тому, что архитектор Натаниэль Уэльс в 1890 году описал ее как «полуцерковное здание» в «отечественном стиле Тюдоров средневековой архитектуры». [ нужна ссылка ]
Здание, хотя и похоже на замок, на самом деле не имеет зубчатого орнамента, хотя некоторые окна увенчаны зубчатым орнаментом. Его самая высокая точка, доминирующая башня, украшена каменной балюстрадой. На каждом углу башни есть башенки – общая композиция больше напоминает английский ренессанс начала 17-го века, чем настоящий замок более раннего периода. Хотя входная арка школы явно была спроектирована так, чтобы придавать церковный или коллегиальный вид, в целом школа выглядела как процветающий викторианский загородный дом . [ нужна ссылка ]
Работает в классическом стиле.
[ редактировать ]

Классические работы Лоусона, как правило, ограничивались общественными и корпоративными зданиями. Похоже, что готический стиль, который протестанты предпочитали для своих церквей, также был их предпочтительным выбором для своих домов. Большая часть классических работ Лоусона находится в городе Оамару , в 120 километрах (75 миль) к северу от Данидина. [ нужна ссылка ] Здесь, как и в самом Данидине, Лоусон построил дом из местного камня Оамару , твердого известняка, который идеально подходит для строительных целей, особенно там, где требуется декоративная лепка. Готовая каменная кладка имеет кремово-песчаный цвет. К сожалению, он не очень устойчив к сегодняшнему загрязнению и может быть склонен к разрушению поверхности. [ нужна ссылка ]
Национальный банк, Оамару, 1871 г.
[ редактировать ]Это здание, построенное в 1871 году, является одним из успешных экспериментов Лоусона в классической архитектуре и выполнено в почти палладианском стиле. идеальной пропорции портика Простиль , фронтон которого поддерживается четырьмя коринфскими колоннами, выступает из квадратного здания с пятью пролетами , три центральных пролета находятся за портиком. портик Похожий на храм создает впечатление входа в пантеон, а не в банк . [ нужна ссылка ] Пропорции главного фасада этого здания демонстрируют палладианскую симметрию, почти достойную самого Палладио ; однако, в отличие от настоящего палладианского дизайна, два этажа банка имеют одинаковую ценность, отличаясь только тем, что окна первого этажа имеют закругленную вершину, а окна наверху имеют одинаковый размер, но имеют плоские вершины. [ нужна ссылка ] Из всех классических проектов Лоусона Национальный банк, пожалуй, является наиболее традиционным с точки зрения соблюдения классических правил архитектуры, определенных в «I Quattro Libri dell'Architettura» Палладио . По мере развития своей карьеры он становился все более смелым в своих классических проектах, не всегда с той гармонией и успехом, которых он достиг в Национальном банке. [ нужна ссылка ]
Работая над элегантно простым Национальным банком, Лоусон одновременно работал над совершенно другим с архитектурной точки зрения замком Ларнах, что позволяет предположить, что в отличие от многих известных архитекторов, которые на протяжении своей карьеры переходили от одного стиля к другому, Лоусон мог производить все, что требовал его клиент, в любое время. этап в его карьере. [ нужна ссылка ]
Банк Нового Южного Уэльса, Оамару, 1883 г.
[ редактировать ]Построенный в 1883 году, расположенный рядом с бывшим Национальным банком, он также выполнен в неоклассическом стиле, на его известняковом фасаде доминирует огромный шестиколонный портик без фронтонов . Колонны коринфского ордера поддерживают разделенный антаблемент ; в нижней части или архитраве имеется надпись «Банк Нового Южного Уэльса», а над фризом остается неукрашенным. Здание хоть и не раздражает, но имеет меньшие архитектурные достоинства, чем здание Национального банка, хотя изначально оно задумывалось как более классическое и впечатляющее, чем его сосед. Внушительный эффект, к которому стремился архитектор, уменьшается на уровне земли, где колонны портика соединены балюстрадой. Это гасит эффект чистоты линий, который можно было бы ожидать от классического здания такого размера и порядка, и уменьшает внешний вид здания до кукольного домика. Этот эффект усугубляется окнами внутри портика (с плоским верхом на нижнем этаже и с круглым верхом на верхнем этаже); они непропорционально велики и разрушают эффект «храма», который должен был создать большой портик. Сегодня это внешне неизмененное здание используется как художественная галерея . [ 29 ]
Отель «Звезда и подвязка», Оамару, 1867 г.
[ редактировать ]
Этот отель в Оамару — одно из самых смелых набегов Лоусона на классическую архитектуру. Отказавшись от храмоподобных колонн и портиков под палладианским влиянием, он первоначально взял в качестве вдохновения маньеристские палацци , которые были реакцией на более богато украшенный высокого ренессанса стиль архитектуры , популярный в Италии начала 16 века. Есть даже некоторые незначительные сходства между этим зданием и Палаццо дель Те . [ нужна ссылка ] Так же, как на уровне улицы палацци часто имеют первый этаж из рустованного камня, так и в этом отеле. Массивные блоки тесаного камня использовались для создания впечатления прочности, поддерживая более изящно спроектированный пол наверху; это ощущение силы еще больше усиливалось за счет двойных пилястр, служащих просто для того, чтобы подразумевать необходимость поддерживать большой вес наверху. [ нужна ссылка ]
Над этим прочным и строгим фасадом, который Лоусон выбрал вместо привычных двух или трех этажей, массивные каменные блоки поддерживают всего один этаж. Этот верхний этаж не является очевидным фортепианным нобилем , но, хотя и имеет более изящный и простой дизайн, он имеет равную ценность с нижним этажом. Рустованные пилястры нижнего этажа продолжаются наверху, но становятся гладкими тесаным камнем в тон верхнему фасаду. [ нужна ссылка ] Капители пилястр коринфские и, как и в Банке Нового Южного Уэльса, поддерживают неукрашенный антаблемент. Центр и фокус здания отмечен фронтоном, который снова создает атмосферу палаццо. [ нужна ссылка ]
Однако то, что создал Лоусон, было вовсе не маньеристским или даже палладианским городским палаццо, а гибридом, хотя и похожим, на первый взгляд, на неопалладианские виллы и загородные дома конца 18 века, найденные в Италии и Англии, примерами которых являются виллы ди Поджо Империале и аббатство Воберн . [ нужна ссылка ] Однако «Звезда и подвязка» благодаря подходу Лоусона «выбирать, смешивать и сочетать» с различными формами классической архитектуры по-своему уникальны. [ нужна ссылка ]
После завершения строительства «Звезды и Подвязки» многие из его окон были либо заблокированы, либо увеличены, что нанесло ущерб архитектурному эффекту, созданному Лоусоном. Сейчас здание используется в основном театральной труппой, хотя ресторан в восточной части здания сохранил первоначальное название отеля. [ нужна ссылка ]
Оценка и наследие
[ редактировать ]
Роберт Лоусон был главным образом архитектором своего времени, проектировавшим в популярных тогда стилях. Британские эмигранты в колониях хотели, чтобы архитектура напоминала им о доме, и поэтому неудивительно, что все самые известные здания Лоусона построены в готическом стиле. Многие из них, такие как замок Ларнак и приют Сиклифф, были описаны как шотландские бароны; однако это неточное описание, хотя эта конкретная форма готики, возможно, иногда была его источником вдохновения. [ нужна ссылка ] Особым умением Лоусона было смешивание различных форм схожей архитектуры для создания здания, которое было по-своему уникальным, а не просто подделкой более раннего стиля; добившись этого, он затем адаптировал свою архитектуру к климату и доступным местным материалам. [ нужна ссылка ] Местный камень и дерево были его особыми фаворитами, особенно известняк хорошего качества Оамару, и они часто использовались вместо превосходных кирпичей, одинаково доступных. Маленьких готических стрельчатых окон часто избегали и заменяли большими эркерами, что позволяло наполнять комнаты светом, а не создавать более темные интерьеры настоящих готических зданий. [ нужна ссылка ] Замок Ларнак часто критиковали как неуклюжий и неуместный, но это происходит из-за постоянного неверного толкования работ Лоусона как шотландского барона. Это правда, что в шотландских долинах большая часть его работ была бы неуместной, но Лоусон понимал, что он проектировал не для долин и гор своей родины, а, скорее, для новой страны, с новыми идеалами и огромными перспективами . [ нужна ссылка ] расположенный на двухэтажных верандах и с видом на полуостров Отаго и гавань Отаго с высоты 240 метров (800 футов) над уровнем моря, кажется идеально расположенным. Таким образом, особняк, [ нужна ссылка ]
Во времена работы Лоусона конкурирующие школы классической и готической архитектуры были одинаково модны. В своих церковных поручениях Лоусон работал исключительно с протестантскими конфессиями и поэтому так и не получил возможности построить великую церковь в классическом стиле. [ нужна ссылка ] Поэтому его основные работы следует оценивать с точки зрения использования готики. Таким образом, Первую церковь следует считать его шедевром. [ нужна ссылка ] Его классические произведения, часто грамотно и искусно исполненные, в основном ограничивались небольшими общественными зданиями. У него никогда не было возможности усовершенствовать и отточить свои классические идеи, и поэтому они никогда не имели возможности оказать такое же влияние, как его готические произведения. [ нужна ссылка ]
Большая часть работ Лоусона либо снесена, либо сильно изменена. Две из его деревянных готических церквей сохранились в Какануи (1870 г.) и Ист-Горе (1881 г.). [ нужна ссылка ] Сохранившиеся проекты (включая все работы, подробно описанные выше) обеспечили полное восстановление репутации Лоусона после осуждения, которое он получил после расследования Сиклиффа. [ нужна ссылка ]
Сегодня Лоусона называют архитектором некоторых из лучших исторических зданий Новой Зеландии. Филиал Новозеландского фонда исторических мест в Отаго открыл программу мемориальных лекций Р. А. Лоусона, которую ежегодно читает в Данидине выдающийся местный или зарубежный оратор. Архивы филиала NZHPT в Отаго, Данидин.
Личная жизнь
[ редактировать ]Где-то с 1861 года Лоусон познакомился с Джесси Синклер Хепберн. Джесси родилась 1 июля 1843 года в Киркалди, Файф в Шотландии, в семье Рэйчел и Джорджа Хепберн . [ 30 ] Она эмигрировала в 1850 году в Отаго со своими родителями, братьями и сестрами из Пуатье . Они поженились 15 ноября 1864 года в поместье ее отца в Вакари. [ 31 ] Службу провел преподобный Дэвид М. Стюарт , бывший ученик приходской школы Лоусона Эбди в Шотландии. С 1864 года пара жила в доме на Бельвью-стрит в Рослине, Данидин, который спроектировал Лоусон. С точки зрения Лоусона, это был хороший брак. Его тесть, Джордж Хепберн, в то время был секретарем второй сессии Первой церкви, а также успешным бизнесменом и политиком с отличными послужными списками в раннем Данидине. На протяжении всей своей жизни Лоусон оставался набожным пресвитерианцем, став старейшиной и секретарем Первой церкви, как и его тесть. Он также принимал активное участие в движении воскресных школ . [ 1 ] У пары были следующие дети: [ 30 ]
- Рэйчел Ида (15 марта 1866 г. - 25 июля 1956 г.).
- Джеймс Ньюберг (31 января 1868 г. - 20 октября 1957 г.).
- Маргарет Лилиан (31 августа 1869 г. - 16 августа 1926 г.).
- Джесси Лоусон (9 июля 1871 г. - 20 августа 1878 г.).
Работы Лоусона
[ редактировать ]
Лоусон спроектировал примерно 46 церковных зданий, 21 банк, 134 дома, 16 школьных зданий, 13 отелей, 15 общественных и институциональных зданий и 120 коммерческих и промышленных зданий. Из них выжили 94 человека, в том числе 46 в Данидине, 43 в остальной части Новой Зеландии и пять в Мельбурне. [ 32 ]
- 1868: Отель «Звезда и подвязка», Оамару.
- 1869: Уэслианская Троицкая церковь, Данидин.
- 1870: Пресвитерианская церковь Восточного Тайери, Восточный Тайери .
- 1870: Пресвитерианская церковь Святого Андрея, Данидин .
- 1871: Банк Отаго, Оамару . Позже занят Национальным банком.
- 1873: Первая церковь Отаго , Морей-Плейс , Данидин.
- 1874: Union Bank of Australia (позже ANZ Bank), Принсес-стрит , Данидин.
- 1876: Церковь Нокс, Данидин , Данидин.
- 1876: Замок Ларнах , Отаго Оэнинсула.
- 1880: Ратуша Данидина , Данидин.
- 1881: Пресвитерианская церковь Ист-Гор .
- 1881: Мавзолей Ларнах, Северное кладбище Данидина.
- 1883: Банк Нового Южного Уэльса, Оамару (ныне галерея Форрестера).
- 1884: Приют для умалишенных Сиклифф , Сиклифф .
- 1885: Средняя школа для мальчиков Отаго.
- 1889: Пресвитерианская церковь Токомайриро , Милтон .
- 1890: Эрлсбре Холл, Эссендон, Виктория .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Мане-Веоки, Джонатан (1993). «Лоусон, Роберт Артур» . Биографический словарь Новой Зеландии . Проверено 7 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Леджервуд, стр. 1, 3–5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Леджервуд, стр. 7, 11, 14, 15, 16, 17, 23–25.
- ^ Перейти обратно: а б Найт, Сирил Рой. «Лоусон, Роберт Артур» . Энциклопедия Новой Зеландии 1966 года . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии . Проверено 27 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Леджервуд, стр. 109, 141, 158, 159, 183, 187.
- ^ Филипс, Джок (8 февраля 2005 г.). «История иммиграции – Депрессия: 1885–1900 годы» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Истон, Брайан (11 марта 2010 г.). «Экономическая история - Бум и спад, 1870–1895» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Леджервуд, предисловие Джонатана Мейн-Веоки.
- ^ Перейти обратно: а б с Прайор, стр. 54, 56, 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леджервуд, стр. 185, 187, 195, 215–218, 220.
- ^ Чепмен, Ллойд, Король в чужом саду , цитируется в Бартле, Ронда. Истории Таранаки: Наука и медицина - Дайте мне невозможное - история Труби Кинга и Планкетного движения. Архивировано 17 июня 2007 года в Wayback Machine Puke Ariki , Окружной совет Нью-Плимута. Проверено 7 февраля 2008 г.
- ^ Эндрю, Барбара. «Транскрипции из газеты Хокс-Бей и Бедности-Бэй» . Архивировано из оригинала 9 августа 2007 года . Проверено 27 июня 2007 г. - через Rootschat.com.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) . - ^ «Ремонт Первой церкви» . Свидетель Отаго . Данидин. 3 июля 1890 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мане-Веоки, Джонатан. (1992). Архитектура Роберта Артура Лоусона. Бюллетень истории искусства Новой Зеландии . Том 13.
- ^ «Четверг, 8 мая 1890 года» . Отаго Дейли Таймс . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ «Особняк Эрлсбрей» . База данных особняков Мельбурна .
- ^ Визуальное сравнение показывает, насколько тесно связаны эти два здания.
- ^ Сходство может отражать влияние, но также может быть просто результатом использования колонн двойной высоты, а также включения веранды в австралийской традиции.
- ^ «Бывшая университетская церковь» . vhd.heritagecouncil.vic.gov.au . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Данидин Специальный» . Бедность Бэй Вестник . № 9604. 4 декабря 1902 г. с. 3 . Проверено 14 июня 2024 г. - через Papers Past.
- ^ «Уведомление о партнерстве» . Вечерняя звезда . № 11386. Данидин, Новая Зеландия. 2 ноября 1900 г. с. 1 . Проверено 14 июня 2024 г. - через Papers Past.
- ^ Уордл, Питер; Галлоуэй, Дэвид (2004). «Некролог» . Новозеландский журнал ботаники . 42 (4): 709–714. дои : 10.1080/0028825X.2004.9512922 . S2CID 220193669 .
- ^ «Замок Ларнака» . Энциклопедия Новой Зеландии, 1966 г. Министерство культуры и наследия Новой Зеландии . Проверено 9 января 2008 г.
- ^ Найт, Хардвик. Здания Данидина .
- ^ Локхед, Ян (2001). Загородный дом в колониальной Новой Зеландии (PDF). БТУ Котбус. Проверено 7 февраля 2008 г.
- ^ Сайт проекта замка Ларнак: Добро пожаловать в «Годы Ларнака» 1871–1898 гг. Замок Ларнах. Проверено 7 февраля 2008 г.
- ^ Снедден, 1999.
- ^ Удобства. Средняя школа для мальчиков Отаго. Проверено 8 февраля 2008 г.
- ^ Галерея Форрестера. Галерея Форрестера, Оамару, Новая Зеландия. Проверено 7 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Леджервуд, стр. 235.
- ^ "Женатый" . Свидетель Отаго. 19 ноября 1864 года . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Леджервуд, стр. 237-241.
Ссылки
[ редактировать ]- Энтуисл, Питер (2013). «Архитектурные работы Р. А. Лоусона» (PDF) . Фонд охраны исторических кладбищ Новой Зеландии . Проверено 10 марта 2021 г.
- Херд, Дж.; Гриффитс, Дж.Дж. (1980). Открытие Данидина . Данидин: Джон МакИндо. ISBN 0-86868-030-3 .
- Найт, Хардвик ; Уэльс, Н. (1988). Здания Данидина . Данидин: Джон МакИндо. ISBN 0-86868-106-7 .
- Леджервуд, Норман (2013). Р. А. Лоусон: викторианский архитектор Данидина (мягкая обложка). Данидин: Фонд охраны исторических кладбищ Новой Зеландии. стр. 226, 237–241. ISBN 978-0-473-24403-3 . .
- МакГилл, Дэвид (1997). Достопримечательности: Известные исторические здания Новой Зеландии . Окленд: Издательство Godwit. ISBN 1-86962-003-8 .
- Прайор, Уильям Джеймс (1991). Роберт Артур Лоусон, архитектор, 1833–1902 (PDF) (магистр искусств). Университет Отаго . Проверено 5 апреля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мойл, Джереми (2018). Стиль и класс дома в викторианском и эдвардианском стиле Данидин, Новая Зеландия, 1870–1910 (PDF) (магистр искусств в области фольклора). Мемориальный университет Ньюфаундленда.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Робертом Лоусоном, на Викискладе?
- Вдохновлено: Архитектура Данидина Р. А. Лоусона . Карта и информационный путеводитель по архитектурным достопримечательностям Р. А. Лоусона в городе Данидин.
- Лоусон: Человек, стоящий за этим именем .
- 1833 рождения
- 1902 смерти
- Архитекторы готического возрождения
- Люди из Ньюбурга, Файф
- Шотландские эмигранты в колониальную Австралию
- Архитекторы из Данидина
- Архитекторы соборов
- Церковные архитекторы Новой Зеландии
- Архитекторы Новой Зеландии XIX века
- Похороны на Северном кладбище Данидина
- Шотландские архитекторы XIX века
- Шотландские эмигранты в Новой Зеландии