Рок-музыка в Норвегии
Рок-музыка пришла в Норвегию после музыкальной революции рок-н-ролла в США и Великобритании в конце 1950-х годов. Норвежский рок быстро породил способных музыкантов, но на него сильно повлияла англо-американская отправная точка музыкальной формы. Ведущие норвежские рок-группы 1960-х и 1970-х годов в основном выражались на английском языке, тогда как норвежский язык долгое время использовался только в более традиционной хитовой и поп-музыке. [ 1 ] Известные норвежские рок-группы включают Titanic , a-ha и Kaizers Orchestra .
1950-е и 1960-е годы
[ редактировать ]Самыми известными исполнителями рок-н-ролла 1950-х годов были Пер Гранберг , Пер Хартвиг ( «Рок-Пелле» ), Ян Роде и Одд Гислёй ( «Улыбающийся Томми» ). Гислёй даже написал свою собственную рок-н-ролльную композицию: «Dancing with My Rockin' Shoes».
В начале 1960-х годов были популярны так называемые группы Shadow (названные в честь британской инструментальной группы The Shadows ). Среди наиболее заметных были The Beatniks и The Vanguards . В середине 1960-х The Pussycats записали два альбома: один в Великобритании и один в Западной Германии , оба спродюсированы Свеном-Эриком Борья . Большую часть песен написал участник группы Тронд Графф .
1970-е и 1980-е годы
[ редактировать ]«Титаник» достиг 5-го места в британском чарте синглов в 1971 году. В Норвегии также есть заметная сцена прогрессивного рока , которая началась в 1971 году с выпуском » Джунифера Грина , «Friendship первого двойного альбома страны.
Начиная с середины 1970-х годов пение на норвежском языке постепенно стало более приемлемым. Одним из выдающихся пионеров норвежского рока был «трендер-рокер» Оге Александерсен . [ 2 ] [ 3 ] Это движение также сочеталось с экспериментами по объединению элементов народной и старой танцевальной музыки в рок. Более прогрессивные группы, такие как Folque, включали в свои записи элементы традиционной норвежской народной музыки . Другие группы включают Ruphus , Aunt Mary и Høst . Эта сцена во многом была вызвана успехом Фрэнка Заппы в Норвегии.
20 июля 1977 года Sex Pistols отыграли концерт в клубе Penguin в Осло; в том же месяце они также играли в Тронхейме. Эти шоу принесли панк в Норвегию, вдохновив норвежскую панк-рок-сцену. [ 4 ] Первые норвежские панк-группы дебютировали в 1979 году. На панк-сцене неясно, какая группа выпустила первый норвежский панк-сингл; Главными кандидатами являются Pink Dirt, Graxelaget, Front Page, Oslo Børs и Børres Kork. Трюгве Матисен заключает, что сингл Бёрреса Корка имел самую раннюю дату выпуска. [ 5 ] В 1982 году в Осло был основан Blitz-huset, который оставался центром панк-сцены на протяжении 1980-х годов. В Тронхейме также существовала панк-среда, связанная с Hard Rock Kafé, которая продюсировала такие группы, как Wannskrækk и Liliedugg. [ 6 ] Панк по-прежнему имеет активную сцену в Норвегии, сосредоточенную вокруг Blitz в Осло и дома UFFA в Тронхейме. В других городах, включая Берген, Ставангер, Будё и Тромсё, также наблюдались меньшие, но активные сцены. Такие группы, как Raga Rockers, DumDum Boys, Honningbarna и Kvelertak, имеют явное влияние на панк-сцену.
В 80-х годах в Норвегии были A-Ha, Artch , Return , Stage Dolls и TNT , первая норвежская группа, попавшая в американские Billboard чарты . В последние годы этого десятилетия популярность начало набирать новое поколение групп. Это были группы, певшие на норвежском языке. Здесь у Норвегии появились «четыре великих»: DumDum Boys , DeLillos , Raga Rockers и Jokke & Valentinerne . Все эти группы, кроме Jokke (Йоахим «Йокке» Нильсен умер в 2000 году), до сих пор активны.
С 1990 года
[ редактировать ]Совсем недавно на норвежской рок-сцене на международном уровне доминировали такие группы, как Turbonegro , Gluecifer и Madrugada , но несколько групп (таких как BigBang , Euroboys и Span ) концентрируются на внутреннем рынке. Ставангерская хард-рок-группа Kvelertak гастролирует по всему миру с Purified in Blood , в частности, с момента выпуска их одноименного дебютного альбома в 2010 году.
В 1990-е годы в Норвегии наблюдался рост андерграундной блэк-метал- сцены. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] с такими группами, как Mayhem , Immortal , Enslaved , Darkthrone , Burzum , Gorgoroth , Satyricon , Solefald и Dimmu Borgir . [ 10 ] Индустриальная рок- группа Zeromancer была основана в 1999 году. Несколько участников ранее играли в группе Seigmen.
С 2001 года Kaizers Orchestra входит в число самых влиятельных рок-групп Норвегии. Группа использует множество необычных инструментов, включая насосный орган и аккордеон. Они известны тем, что используют бочки с нефтью, автомобильные колеса и мусорные баки в качестве ударных инструментов.
Литература
[ редактировать ]- Трюгве Матисен. Три хода и правда - норвежский панк 1977-1980 годов. Издательство Вега 2007. ISBN 9788282115445 (переиздано в 2017 г.).
- Трюгве Матисен. Норвежский постпанк 1980-1985 гг. — От хардкора до А-ха. Издательство Вега 2011. ISBN 9788282112055 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рууд, Эвен (23 марта 2023 г.). "Камень" . Магазин Norske Leksikon (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 2 июня 2023 г.
- ^ «Оге Александерсен финиширует в Леркендале» (на норвежском языке). Ежедневная газета. 26 января 2024 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Оле Мариус Троен (26 января 2024 г.). "Завершаем гастрольную карьеру на ура - заполним Леркендал" (на норвежском языке). НРК . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Матисен, Трюгве (01 марта 2013 г.). Запрещены в Великобритании: Sex Pistols сосланы в Осло, 1977 год . Мелхус Коммуникейшн АС. ISBN 978-8299716642 .
- ^ Матисен, Трюгве (2007). Три хода и правда — Норвежский панк 1977—1980 годов . Издательство Вега АС. ISBN 9788282115445 .
- ^ «От Трокадеро до Каналена и обратно «Рокопедия» (на норвежском букмоле). Рокпедия. Архивировано из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Хаген, Росс (2011). «Музыкальный стиль, идеология и мифология норвежского блэк-метала». Металл правит миром: Хэви-метал музыка по всему миру . Издательство Университета Дьюка. стр. 180–199. ISBN 978-0822347330 .
- ^ Томпсон, Кристофер (12 сентября 2012 г.). «Сыны северной тьмы» Отражение национальной идентичности Норвегии через блэк-метал (PDF) (Диссертация). Уппсальский университет.
- ^ Хоффин, Кевин (2023). «Вторая волна норвежского блэк-метала: пространство для перформативной политики». Музыка в преступлении, сопротивлении и идентичности . Рутледж. стр. 27–38. ISBN 9781003186410 .
- ^ фон Хельден, Хелден (2020). «Større enn tid, tyngre enn natt 1 – Взаимодействие языка и культурной идентичности в текстах норвежских метал-групп». Многоязычная металлическая музыка: социокультурные, лингвистические и литературные взгляды на тексты хэви-метала : 49–59. дои : 10.1108/978-1-83909-948-920200006 .