Комиссия по реорганизации штатов
Комиссия по реорганизации штатов Индии ( SRC ), созданная центральным правительством Индии в декабре 1953 года для рекомендации реорганизации государственных границ. [ 1 ] В сентябре 1955 года, после двух лет исследований, Комиссия в составе судьи Фазала Али , К.М. Паниккара и Х.Н. Кунзру представила свой отчет. Рекомендации комиссии были приняты с некоторыми изменениями и реализованы в Законе о реорганизации штатов в ноябре 1956 года. Закон предусматривал, что границы штатов Индии должны быть реорганизованы с образованием 14 штатов и 6 территорий с центральным управлением. 10 декабря 1948 г. был опубликован отчет Дарской комиссии, но вопрос остался нерешенным. [ 1 ] [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]
После того, как Индия стала независимой от Британской империи в 1947 году, составные части Индии были разделены на следующие отдельные категории: [ 3 ] [ 4 ]
Категория | Описание | Администратор | Штаты |
---|---|---|---|
В части А говорится | Бывшие британские провинции | Избранный губернатор и законодательный орган штата | 9 штатов: Ассам , Бихар , Бомбей , Восточный Пенджаб , Мадхья-Прадеш , Мадрас , Одиша , Уттар-Прадеш и Западная Бенгалия. |
В части Б говорится | Бывшие княжества или группы государств-участников Соглашения | Раджпрамух (бывшие принцы) | 9 штатов: Хайдарабад , Джамму и Кашмир , Мадхья-Бхарат , Майсур , Союз штатов Патиала и Восточный Пенджаб (PEPSU), Раджастхан , Саураштра , Траванкор-Кочин и Виндхья-Прадеш. |
Часть С | Бывшие княжества и провинции | Главный комиссар | 10 штатов: Аджмер , Кург , Куч-Бехар , Бхопал , Биласпур , Дели , Химачал-Прадеш , Катч , Манипур и Трипура. |
Часть Д | Союзная территория | Губернатор назначается президентом Индии | Андаманские и Никобарские острова |
Границы этих государств, унаследованные от Британской Индии , не были пригодны для легкого управления. Внутренние границы провинций Британской Индии были результатом исторических событий, а также политического, военного и стратегического планирования британцев. Правительство согласилось с тем, что реорганизация государственных границ необходима, но основа реорганизации еще не определена.
Одним из предложений была реорганизация государства на основе языков Индии . Это облегчило бы управление и помогло бы заменить кастовую и религиозную идентичность менее противоречивой языковой идентичностью. Ранее в 1920 году члены Индийского национального конгресса согласились с тем, что лингвистическая реорганизация индийских штатов является одной из политических целей партии. [ 5 ] На этой основе с 1920 года создавались провинциальные комитеты партии. В 1927 году Конгресс заявил, что он привержен «перераспределению провинций по языковому принципу», и несколько раз подтверждал свою позицию, в том числе в предвыборном манифесте 1945 года. -46. [ 6 ]
Но вскоре после обретения независимости правительство под руководством Конгресса стало обеспокоено тем, что штаты, сформированные исключительно на языковой основе, могут оказаться непригодными и даже представлять угрозу национальному единству. [ 5 ] 17 июня 1948 года Раджендра Прасад , президент Учредительного собрания, учредил Комиссию лингвистических провинций (также известную как Комиссия Дхара), чтобы рекомендовать, следует ли реорганизовать штаты на лингвистической основе или нет. В состав комитета входили С.К. Дхар (судья Высокого суда Аллахабада в отставке ), Джагат Нараин Лал (юрист и член учредительного собрания) и Панна Лалл (отставной офицер государственной службы Индии ). В своем отчете от 10 декабря 1948 года Комиссия рекомендовала, чтобы «формирование провинций исключительно или даже главным образом по языковым соображениям не отвечает более широким интересам индийской нации». [ 7 ] Он рекомендовал реорганизацию провинций Мадрас , Бомбей и центральные провинции и Берар прежде всего на основе географической близости, финансовой самодостаточности и простоты управления. Вскоре после публикации отчета Конгресс на своей сессии в Джайпуре учредил «комитет JVP» для изучения рекомендаций Комиссии Дхара. В состав комитета входили Джавахарлал Неру и Валлабхбхай Патель , а также президент Конгресса Паттабхи Ситарамайя . В своем отчете от 1 апреля 1949 года комитет заявил, что время не подходит для образования новых провинций, но также заявил, что «общественное мнение настойчиво и подавляюще, мы, как демократы, должны подчиниться ему, но при условии соблюдения определенные ограничения в отношении блага Индии в целом». [ 6 ]
Доктор Б.Р. Амбедкар представил Комиссии Дхара меморандум (от 14 октября 1948 г.), поддерживающий формирование языковых провинций, в частности образование маратхи с большинством населения штата Махараштра со Бомбеем столицей . Чтобы решить проблему национального единства, он предложил, чтобы официальный язык каждой провинции был таким же, как официальный язык центрального правительства. [ 8 ] К. М. Мунши , лидер Гуджарати, выступающий против включения Бомбея в предлагаемый штат Махараштра, выступил против предложения о языковой реорганизации, заявив, что «политические амбиции языковой группы могут быть удовлетворены только путем исключения и дискриминации других лингвистических групп в пределах этого района. Никакие гарантии и никакие фундаментальные права не могут спасти их от тонкой психологической изоляции, которую предполагает лингвистика». [ 6 ]
К 1952 году требование создания штата с большинством телугу в некоторых частях штата Мадрас стало сильным. Потти Срирамулу , активист Конгресса, который требовал создания штата с большинством населения на телугу, умер 16 декабря 1952 года после голодания до смерти . с большинством населения на телугу. Впоследствии в 1953 году был образован штат Андхра Это событие вызвало волнения по всей стране: лингвистические группы требовали создания отдельных штатов. [ 4 ]
Комиссия по реорганизации штатов
[ редактировать ]Комиссия по реорганизации штатов представила свой отчет 30 сентября 1955 года со следующими рекомендациями: [ 9 ] [ 4 ]
- Трехуровневая государственная система (Часть A/B/C) должна быть отменена...
- Институт Раджапрамуха и специальные соглашения с бывшими княжествами должны быть отменены.
- Общий контроль, возложенный на правительство Индии статьей 371, должен быть отменен.
- Только следующие три штата должны быть союзными территориями: Андаманские и Никобарские, Дели и Манипур. Остальные территории Part-C/D должны быть объединены с прилегающими штатами.
Отчет был представлен в Лок Сабхе 14 декабря 1955 года.
В части II отчета Комиссии по реорганизации штатов (SRC) 1955 года, озаглавленной «Факторы, влияющие на реорганизацию», Комиссия четко заявила, что «невозможно и нежелательно реорганизовать государства на основе единого теста языка или культуры». , но что сбалансированный подход ко всей проблеме необходим в интересах нашего национального единства». [ 10 ]
Выполнение
[ редактировать ]Закон о реорганизации штатов 1956 года реализовал некоторые рекомендации SRC. В дополнение к трем союзным территориям (UT), предложенным SRC, он также установил в качестве UT острова Лаккадив, Миникой и Аминдиви , Химачал-Прадеш и Трипура . Помимо этих UT, было создано в общей сложности 14 штатов.
Споры
[ редактировать ]
Рекомендации комиссии не были приняты повсеместно.
Видарбха
[ редактировать ]SRC рекомендовал сформировать отдельный штат Видарбха путем отделения территорий, где большинство говорят на маратхи, от штата Мадхья-Прадеш. [ 11 ] Однако индийское правительство не приняло эту рекомендацию и объединило эти территории в штат Бомбей, где преимущественно говорят на маратхи . Видарбха был бы вторым штатом с большинством маратхи для жителей регионального / провинциального языка в Индии.
Керала-Мадрас
[ редактировать ]Конгресс Траванкора, Тамил Наду потребовал объединить Товалаи , Агастеесварам , Калкулам , Вилаванкоде , Нейятинкара, Сенкоттай , Девикулам и Пирмаде со штатом Мадрас. [ 12 ] Однако Комиссия рекомендовала только слияние Товалаи, Агастеесварама, Калкулама, Вилванкоде и Шенкоттаи со штатом Мадрас. В Нейятинкара Талук Комиссия установила, что 86% жителей знают малаялам. Таким образом, Комиссия не поддержала слияние этого Талука со штатом Мадрас. В ходе обсуждений в Лок Сабха (парламенте) представители штата Траванкор-Кочин категорически выступили против рекомендаций Комиссии по слиянию южных талук со штатом Мадрас. [ 12 ] А. Несамони выступал за слияние Нейятинкары, Девикулама, Пирмаде и Читтура со штатом Мадрас с тамильским большинством. [ 12 ]
Несмотря на то, что SRC рекомендовал слияние всего талука Шенкоттай , сформированный впоследствии Объединенный комитет рекомендовал объединить со штатом Мадрас только восточную часть Шенкоттай. Это решение было окончательно опубликовано 16 января 1956 года. На собрании Лок Сабха в июле 1956 года Несамони выступил за полное слияние Shencottai, как рекомендовал SRC. Палата представителей отказалась пересмотреть решение объединенного комитета, отменив рекомендацию SRC. [ 12 ]
На основании процентной доли людей, говорящих на тамильском языке, Комиссия SR рекомендовала передать четыре талука, а именно: Агастеесварам, Тховалаи, Калкулам и Вилаванкоде, в Тамилнаду из штата Траванкор-Кочин. Та же самая палка использовалась при переводе Шенкотты Талука в Тамил Наду. Несмотря на то, что Шенкотта была полностью передана комиссией, Объединенный комитет, назначенный для определения точных границ штатов, разделил Шенкотту Талук и позволил штату Траванкор-Кочин сохранить большую часть.
Андхра-Телангана
[ редактировать ]В отчете Комиссии оценивались аргументы за и против слияния телугу с большинством региона Телангана ( штат Хайдарабад ) и штата Андхра (созданного в 1953 году). Пункты 369–389 SRC касаются слияния Теланганы и Андхры с целью создания штата Андхра-Прадеш (полный текст рекомендаций доступен на Wikisource ). В пункте 386 SRC говорится: «После принятия во внимание всех этих факторов мы пришли к выводу, что в интересах Андхры, а также Теланганы, если в настоящее время территория Теланганы должна стать отдельным штатом. который может быть известен как штат Хайдарабад с условием его объединения с Андхрой после всеобщих выборов, которые, вероятно, состоятся примерно в 1961 году, если большинством в две трети законодательный орган резиденции Штат Хайдарабад высказывается в пользу такого объединения».
Главный министр Хайдарабада в своем письме президенту Конгресса заявил, что коммунистические партии поддержали слияние из своих политических расчетов. Глава PCC Хайдарабада заявил, что подавляющее большинство Конгресса выступило против слияния, и коммунисты были избраны при особых обстоятельствах в 1951 году, а Виландхра не была политическим вопросом в 1951 году, и Ассамблея не отражает точку зрения людей по этому вопросу. Он также сказал, что 80% делегатов Конгресса, избранных в 1955 году, выступили против слияния. [ 13 ]
В Хайдарабадском собрании из 174 MLA 147 MLA выразили свою точку зрения. 103 MLA (включая MLA маратхи и каннада) поддержали слияние и выступили против рекомендации Комиссии Фазала Али сохранить Телангану как отдельный штат в течение 5 лет; и 29 выступили против такого слияния. Среди MLA Telangana 59 MLA Telangana согласились со слиянием, 25 MLA Telangana выступили против слияния. Из 94 депутатов Теланганы в ассамблее 36 были коммунистами (PDF), 40 - Конгрессом, 11 - Социалистической партией (СП), 9 - независимыми. Голосование по резолюции не состоялось, поскольку сторонники Теланганы попросили включить в резолюцию фразу «По желанию народа». [ 14 ] [ 15 ]
20 февраля 1956 года между лидерами Теланганы и лидерами Андхры было достигнуто соглашение об объединении Теланганы и Андхры с обещаниями защищать интересы Теланганы. [ 16 ] [ 17 ] Популярная газета в Телангане «Голконда Патрика» в своей редакционной статье от 8 марта 1956 года, сразу после публичного заявления Неру о слиянии, выражая сомнение в согласии джентльмена, сказала: «Старший брат Андхры сейчас может сказать сколько угодно приятных вещей, но их нужно привержены своим обещаниям и не должны эксплуатировать младшего брата Теланганы в будущем». [ 18 ]
После « джентльменского соглашения» центральное правительство создало единый штат Андхра-Прадеш 1 ноября 1956 года .
Было несколько движений за признание недействительным слияния Теланганы и Андхры, основные из которых произошли в 1969, 1972 и 2000-х годах. Движение Телангана набирало обороты на протяжении десятилетий, став широко распространенным политическим требованием создания нового штата из региона Телангана в Андхра-Прадеше. [ 19 ] В начале 2014 года Закон о реорганизации штата Андхра-Прадеш 2014 года был одобрен парламентом Индии, и 2 июня 2014 года Телангана стала 29-м штатом Индии.
Пенджаби Суба
[ редактировать ]Акали Дал , политическая партия, в которой доминируют сикхи , действующая только в Пенджабе , стремилась создать пенджабскую провинцию Суба (с пенджабским большинством). В этом новом штате будет большинство сикхов, что вызвало беспокойство среди пенджабских индуистов . Лидеры сикхов, такие как Фатех Сингх, тактически подчеркивали языковую основу требования, преуменьшая при этом его религиозную основу — государство, в котором можно было бы сохранить особую сикхскую идентичность. [ 20 ]
Комиссия по реорганизации штатов отклонила требование о создании штата с пенджабским большинством, заявив, что ему не хватает поддержки большинства и что пенджаби грамматически не сильно отличается от хинди. Однако Союз штатов Патиала и Восточный Пенджаб (PEPSU) был объединен с Пенджабом. Акали Дал продолжил свое движение, и в 1966 году Закон о реорганизации Пенджаба с сикхским большинством разделил Пенджаб на штат Пенджаб и штаты с индуистским большинством Харьяна и Химачал-Прадеш с Чандигархом , управляемым как отдельная союзная территория , в качестве общей столицы Пенджаба. и Харьяна штаты .
Белагави
[ редактировать ]После того, как Индия стала независимой в 1947 году, район Белагави ( Белгаум ) бывшего президентства Бомбея остался за штатом Бомбей, в котором доминировали маратхи . Передача Белагави района каннада ) с большинством штату Майсур (позже Карнатака была оспорена Самьюкта Махараштра Самити , которая хотела, чтобы он был включен в предлагаемый штат Махараштра с большинством маратхи .
Бомбей город-государство
[ редактировать ]Комитет граждан Бомбея, возглавляемый Пурушоттамдасом Тхакурдасом и поддерживаемый Дж.Р.Д. Татой и другими промышленниками, юристами, врачами и учеными города, выступал за однопунктовую программу исключения Бомбея из штата Махараштра . Комитет напечатал 200-страничную книгу, содержащую карты, диаграммы и таблицы. Первая глава носит исторический характер и показывает, как город был заселен последовательными волнами поселенцев. Утверждая, что до 19 века иммиграция из Махараштры была небольшой и что говорящие на маратхи составляли лишь 43% населения города. Вторая глава была направлена на то, чтобы подчеркнуть экономическое значение Бомбея в Индии, а третья и четвертая главы были социологическими, чтобы показать многоязычный и мультикультурный характер города. Пятая глава была географической, в ней приводились доводы в пользу отделения Бомбея на основе физической изоляции. [ 21 ] : 209 По мнению Комитета граждан Бомбея, «по причинам географии, истории, языка и населения или системы права Бомбей и Северный Конкан не могут рассматриваться как часть региона Маратта , как утверждают сторонники Самьюкты Махараштры ». [ 21 ] : 210–211 Рамачандра Гуха пишет, что «за видимостью космополитизма скрывалась одна языковая группа, которая доминировала в движении «Спасти Бомбей»: гуджаратцы ». Утверждая, что община гуджрати была недовольна тем, что, если Бомбей станет столицей Махараштры, тогда политики и министры будут в основном маратхи . [ 21 ] : 211
Неру «в некоторой степени» симпатизировал идее «вывести Бомбей из-под контроля одной языковой группы», как и говорящий на маратхи М.С. Голвалкар из RSS . Выступая в Бомбее, Голвалкар предпочитал, чтобы люди использовали ярлык «индуист», а не провинциальные/лингвистические различия, в чем он отличался от Неру, который предпочитал «индейца». Доктор Гаджил , секретарь и главный теоретик Самьюкта Махараштры Паришад , заявляя, что Бомбей может оставаться экономическим центром Махараштры, призвал к «принудительной децентрализации» его промышленности. Г. В. Дешмук заявил, что, если Бомбей не станет частью штата, махараштрианцам придется довольствоваться, «играя роль второстепенных брокеров по отношению к брокерам, второстепенных агентов по отношению к агентам, доцентов по отношению к профессорам, клерков по отношению к менеджерам [и] наемных рабочих по отношению к владельцам магазинов». [ 21 ] : 211–212 В ответ на документ Комитета граждан Бомбея Самьюкта Махараштра выпустил свой собственный 200-страничный документ, в котором теоретическая защита принципа языковых государств и продолжал выступать за единое государство Махараштра. Утверждая, что город был центром прессы маратхи, публикаций на языке маратхи и культуры маратхи. Также заявляя, что Бомбей экономически полагался на свои внутренние районы маратхи, откуда он черпал рабочую силу, воду, энергию и «способы связи». Назвав «немыслимым создание штата Махараштра, столицей которого не является Бомбей, и это сделало бы невозможным функционирование штата Махараштра, если бы была предпринята какая-либо попытка отделить от него город Бомбей». Газета также оспаривала утверждение о том, что в городе нет большинства, говорящих на маратхи, а также утверждала, что как портовый город он «природен» быть многоязычным. Ссылаясь на тот факт, что только 32% населения современного Рангуна говорили на национальном языке, но «никто еще не осмелился предложить, чтобы Рангун считался небирманской территорией». [ 21 ] : 212
В июне 1954 года Шанкаррао Део встретился с Пурушоттамдасом Тхакурдасом , который утверждал, что никакие переговоры невозможны по «их основному требованию» - включению Бомбея в качестве столицы Махараштры. Пурушоттамдас был готов отказаться от идеи города-государства в пользу сложной двуязычной провинции, в которой проживают маратхи и гуджрати. Гуха называет встречу «цивилизованной, но безрезультатной». Таким образом, вопрос о Бомбее будет передан на рассмотрение Комиссии по реорганизации штатов, «самой горячей из многих горячих проблем, с которыми им пришлось иметь дело». [ 21 ] : 213 1 ноября на фоне протестов Самьюкта Махараштра Паришад (теперь переименованного в Самьюкта Махараштра Самити) о создании двуязычного штата Бомбей было объявлено . В качестве уступки протестующим Морарджи Десаи был заменен на посту главного министра маратхом И. Б. Чаваном . [ 21 ] : 216–217
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ахир, Раджив (2019). Краткая история современной Индии . Спектр Букс (П) Лимитед. п. 668. ИСБН 978-81-7930-721-2 .
- ^ Чандра, Бипан; Мукерджи, Адитья; Мукерджи, Мридула (2008). Индия с момента обретения независимости . Книги Пингвинов Индия. п. 128. ИСБН 978-0-14-310409-4 .
- ^ «Конституция Индии (1949 г.)» (PDF) . Секретариат Лок Сабхи . стр. 1141–1143. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шоуик Торп Эдгар Торп (2009). Руководство по общим исследованиям Пирсона (1-е изд.). Пирсон Образовательная Индия. стр. 3.12–3.13. ISBN 978-81-317-2133-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Карл Дж. Шмидт (1995). Атлас и обзор истории Южной Азии . Я Шарп. стр. 88 . ISBN 978-1-56324-334-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с А.Г. Нурани (10–23 апреля 2010 г.). «Лингвистическая ловушка» . Линия фронта . 27 (8). Индус . Проверено 3 января 2012 г.
- ^ Вирендра Кумар (1976). Комитеты и комиссии в Индии Vol. 1:1947-54 . Концепция. стр. 70–71. ISBN 978-81-7022-196-8 .
- ^ Бхимрао Рамджи Амбедкар (1948). Махараштра как лингвистическая провинция: заявление, представленное в Комиссию лингвистических провинций . Такер.
- ^ «lsd_01_10_01-10-1955» (PDF) . eparlib.nic.in .
- ^ Маршалл, Дэвид Ф. (январь 1991 г.). Языковое планирование . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 9027220824 . Проверено 5 июня 2013 г.
- ^ «Подход и механизмы, отчет комитета по реорганизации штатов, октябрь 1955 г.» (PDF) . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Д. Питер; Айви Питер. Освобождение угнетенных: непрерывная борьба . п. 127.
- ^ «Нет веры в гарантии: руководитель PCC в Хайдарабаде. - Страница 4 от 21 ноября 1955 г. Indian Express» . 21 ноября 1955 года . Проверено 9 октября 2011 г.
- ^ «Страница 1 выпуска от 5 декабря 1955 года» (PDF) . Андхра Прабха. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2013 года . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ «СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВСЕХ ВЫБОРАХ 1951 ГОДА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ХАЙДАРАБАДА» (PDF) . Избирательная комиссия . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ «Подкомитет SRC заявил, что решение по Виландхре не принято» . Индийский экспресс . 1 февраля 1956 г. с. 1.
- ^ «Новый штат телугу будет называться Хайдарабад. Региональный совет Теланганы» . Индийский экспресс . 21 февраля 1956 г. с. 1.
- ^ «Паррекша Самаям (Время испытания)» (PDF) . Голконда Патрика - 8 марта 1956 г. - Страница 2 . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ «Как движение Телангана спровоцировало политическую войну за сферы влияния в Андхре» . Rediff.com . 5 октября 2011 года . Проверено 19 февраля 2012 г.
- ^ Брасс, Пол Р. (2005). Язык, религия и политика в Северной Индии iUniverse. п. 326. ИСБН 978-0-595-34394-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Индия после Ганди: история . Нью-Дели: Picador India, издательство Pan Macmillan Publishing India Privatte Limited. 2023. ISBN 978-93-95624-58-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Обсуждение в Лок Сабхе Комиссии по реорганизации штатов: