Jump to content

Конкурентная разведка

Определение

[ редактировать ]

Конкурентная разведка ( CI ) — это процесс и перспективные методы, используемые для получения знаний о конкурентной среде для повышения эффективности работы организации. [1] CI предполагает систематический сбор и анализ информации из нескольких источников и скоординированную программу CI. [2] Это действие по определению, сбору, анализу и распространению информации о продуктах, клиентах, конкурентах и ​​любом аспекте окружающей среды, необходимой для поддержки руководителей и менеджеров в принятии стратегических решений для организации.

CI означает понимание и изучение того, что происходит в мире за пределами бизнеса, для повышения своей конкурентоспособности. Это означает как можно скорее узнать как можно больше о своей внешней среде, включая свою отрасль в целом и соответствующих конкурентов. [3]

Ключевые моменты

[ редактировать ]
  1. Конкурентная разведка является законной деловой практикой, в отличие от промышленного шпионажа , который является незаконным. [4]
  2. Основное внимание уделяется внешней деловой среде. [5]
  3. Существует процесс сбора информации, ее преобразования в аналитические данные и последующего использования ее при принятии решений. Некоторые специалисты в области CI ошибочно подчеркивают, что если собранная информация непригодна для использования или принятия мер, то это не разведка. [6]

Другое определение CI рассматривает его как организационную функцию, отвечающую за раннее выявление рисков и возможностей на рынке до того, как они станут очевидными («ранний анализ сигналов»). Это определение фокусирует внимание на разнице между распространением широко доступной фактической информации (такой как рыночная статистика , финансовые отчеты , газетные вырезки), выполняемой такими функциями, как библиотеки и информационные центры, и конкурентной разведкой, которая представляет собой взгляд на события и события, направленные на получение конкурентного преимущества. [7]

Термин CI часто рассматривается как синоним анализа конкурентов , но конкурентная разведка – это нечто большее, чем просто анализ конкурентов; он охватывает всю среду и заинтересованные стороны: клиентов, конкурентов, дистрибьюторов, технологии и макроэкономические данные. Это также инструмент принятия решений.

Историческое развитие

[ редактировать ]

Примером литературы по CI могут служить библиографии, опубликованные в академическом журнале The Journal of Competitive Intelligence and Management Стратегического консорциума специалистов по разведке . [8] [9] [10] [11] Хотя элементы сбора организационной разведывательной информации уже много лет являются частью бизнеса, история конкурентной разведки, возможно, началась в США в 1970-х годах, хотя литература в этой области появилась как минимум на несколько десятилетий раньше этого времени. [11] В 1980 году Майкл Портер опубликовал исследование «Конкурентная стратегия: методы анализа отраслей и конкурентов» , которое широко рассматривается как основа современной конкурентной разведки. С тех пор этот подход был расширен, в первую очередь, благодаря паре Крейга Флейшера и Бабетты Бенсусан , которые с помощью нескольких популярных книг по конкурентному анализу добавили 48 широко применяемых методов анализа конкурентной разведки в набор инструментов практикующего специалиста. [12] [13] В 1985 году Леонард Фулд опубликовал один из своих бестселлеров, посвященный разведке конкурентов. [14] Однако институционализацию CI как формальной деятельности среди американских корпораций можно проследить до 1988 года, когда Бен и Тамар Гилад опубликовали первую организационную модель формальной корпоративной функции CI, которая затем была широко принята американскими компаниями. [15] Первая программа профессиональной сертификации (CIP) была создана в 1996 году с учреждением Академии конкурентной разведки Фулда-Гилада-Херринга в Кембридже , штат Массачусетс.

В 1986 году в США был основан Стратегический консорциум специалистов по разведке (SCIP), который к концу 1990-х годов насчитывал около 6000 членов по всему миру, в основном в США и Канаде, но большое количество особенно в Великобритании и Австралии. Из-за финансовых трудностей в 2009 году организация объединилась с Frost & Sullivan в рамках Института Frost & Sullivan. С тех пор SCIP был переименован в «Профессионалы в области стратегической и конкурентной разведки», чтобы подчеркнуть стратегический характер предмета, а также переориентировать общий подход организации, сохранив при этом существующую торговую марку и логотип SCIP. Был предпринят ряд попыток обсудить достижения в области послесреднего (университетского) образования, о которых писали несколько авторов, включая Бленкхорна и Флейшера, [16] Флейшер, [17] Полный, [18] Прескотт, [19] и МакГонагл. [20] Хотя общее мнение состоит в том, что концепции конкурентной разведки можно легко найти и преподавать во многих бизнес-школах по всему миру, в этой области все еще существует относительно мало специализированных академических программ, специальностей или степеней, что вызывает беспокойство у ученых в этой области, которые могли бы хотелось бы увидеть это дальнейшее исследование. [17] Эти вопросы широко обсуждались более чем дюжиной знающих людей в специальном выпуске журнала Competitive Intelligence Magazine, посвященном этой теме. [21] Во Франции в 1995 году в бизнес-школе CERAM (ныне бизнес-школа SKEMA) в Париже была создана специальность магистра в области экономической разведки и управления знаниями с целью предоставления полной и профессиональной подготовки в области экономической разведки. В сентябре 2011 года в той же Школе был создан Центр глобального интеллекта и влияния.

Практики и компании считают профессиональную аккредитацию важной в этой области. [22] В 2011 году SCIP признал процесс сертификации CIP Академии конкурентной разведки Фулда-Гилада-Херринга своей глобальной двухуровневой программой сертификации (CIP-I и CIP-II).

Глобальные изменения также были неравномерными в сфере конкурентной разведки. [23] Несколько академических журналов, в частности « Журнал конкурентной разведки и менеджмента» в третьем томе, освещали глобальное развитие этой области. [24] Например, в 1997 году École de guerre économique [ fr ] ( Школа экономической войны была основана в Париже, Франция, ) . Это первое европейское учреждение, обучающее тактике экономической войны в глобализирующемся мире. В Германии конкурентная разведка оставалась без присмотра до начала 1990-х годов. Термин «конкурентная разведка» впервые появился в немецкой литературе в 1997 году. В 1995 году было основано немецкое отделение SCIP, которое сейчас является вторым по членству в Европе. В 2004 году был основан Институт конкурентной разведки, который предоставляет программу последипломной сертификации для специалистов в области конкурентной разведки. Япония в настоящее время является единственной страной, которая официально имеет агентство экономической разведки ( JETRO ). Он был основан Министерством международной торговли и промышленности в 1958 году.

Признавая важность конкурентной разведки, крупные транснациональные корпорации, такие как ExxonMobil , Procter & Gamble и Johnson and Johnson , создали формальные подразделения CI. [ нужна ссылка ] Организации осуществляют деятельность по конкурентной разведке не только как средство защиты от рыночных угроз и изменений, но также как метод поиска новых возможностей и тенденций. [25]

Организации используют конкурентную информацию для сравнения себя с другими организациями («конкурентный бенчмаркинг»), для выявления рисков и возможностей на своих рынках, а также для проверки своих планов на соответствие реакции рынка (бизнес-варгейминг). [26] которые позволяют им принимать обоснованные решения.

Одним из основных видов деятельности, связанных с корпоративной конкурентной разведкой, является использование коэффициентного анализа с использованием ключевых показателей эффективности (KPI). Организации сравнивают годовые отчеты своих конкурентов по определенным KPI и коэффициентам, характерным для их отрасли. Это помогает им отслеживать свои результаты по сравнению с конкурентами.

Фактическая важность этих категорий информации для организации зависит от конкурентоспособности ее рынков, организационной культуры, личности и предубеждений ее высших лиц, принимающих решения, а также структуры отчетности конкурентной разведки внутри компании.

Стратегическая разведка (SI) фокусируется на долгосрочной перспективе, рассматривая проблемы, влияющие на конкурентоспособность компании в течение нескольких лет. Фактический временной горизонт для SI в конечном итоге зависит от отрасли и того, насколько быстро она меняется. Общие вопросы, на которые отвечает SI, таковы: «Где мы, как компания, должны быть через X лет?» и «Какие стратегические риски и возможности стоят перед нами?» Этот тип разведывательной работы включает, среди прочего, выявление слабых сигналов и применение методологии и процесса под названием «Стратегическое раннее предупреждение» (SEW), впервые представленного Гиладом. [27] [28] [29] за ним следуют Стивен Шейкер и Виктор Ричардсон, [30] Алессандро Комай и Хоакин Тена [31] [32] и другие. По словам Гилада, 20% работы специалистов по конкурентной разведке должно быть посвящено стратегическому раннему выявлению слабых сигналов в рамках SEW.

Тактическая разведка : основное внимание уделяется предоставлению информации, предназначенной для улучшения краткосрочных решений, чаще всего связанных с намерением увеличения доли рынка или доходов. Как правило, это тип информации, которая понадобится человеку для поддержки процесса продаж в организации. Он исследует различные аспекты маркетинга продукта/линии продуктов.

Имея необходимый объем информации, организации могут избежать неприятных сюрпризов, предвидя действия конкурентов и сокращая время реагирования. Примеры исследований конкурентной разведки можно найти в ежедневных газетах, таких как The Wall Street Journal , Business Week и Fortune . Крупные авиакомпании ежедневно меняют сотни тарифов в ответ на тактику конкурентов. Они используют информацию для планирования своей собственной маркетинговой, ценовой и производственной стратегии.

Ресурсы, такие как Интернет, упростили сбор информации о конкурентах. Аналитики могут обнаружить будущие тенденции и требования рынка. Однако конкурентная разведка – это нечто большее, поскольку конечная цель – обеспечить конкурентное преимущество . Поскольку Интернет в основном является общедоступным материалом, собранная информация с меньшей вероятностью приведет к получению уникальной для компании информации. Существует риск того, что информация, собранная из Интернета, окажется дезинформацией и введет пользователей в заблуждение, поэтому исследователи конкурентной разведки часто с осторожностью относятся к использованию такой информации.

В результате, хотя Интернет рассматривается как ключевой источник, большинству специалистов по CI следует тратить свое время и бюджет на сбор информации, используя первичные исследования — общение с отраслевыми экспертами, с торговыми выставками и конференциями, с собственными клиентами и поставщиками и т. д. . Интернет используется для сбора источников для первичных исследований, а также информации о том, что компания говорит о себе и своем присутствии в Интернете (в виде ссылок на другие компании, ее стратегии в отношении поисковых систем и онлайн-рекламы, упомянутых в дискуссионные форумы и блоги и т. д.). Также используются базы данных онлайн-подписки и источники агрегирования новостей, которые упростили процесс сбора вторичных источников.

[ редактировать ]

Технические достижения в области массовой параллельной обработки, предлагаемые архитектурой » Hadoop, « больших данных позволили создать множество платформ для распознавания именованных объектов, таких как Apache Projects OpenNLP и Apache Stanbol . Первый включает в себя предварительно обученные статистические анализаторы, которые могут распознавать элементы, имеющие ключевое значение для установления тенденций, оценки конкурентных позиций и принятия соответствующих мер. [33] Поиск общедоступной информации на сайтах SEC.gov , Federal Contract Awards, социальных сетях, веб-сайтах поставщиков и конкурентов теперь позволяет использовать контрразведку в режиме реального времени в качестве стратегии горизонтального и вертикального расширения рынка и позиционирования продуктов. Это происходит автоматически на крупных торговых площадках, таких как Amazon.com , с их классификацией и прогнозированием ассоциаций продуктов и вероятности покупки.

Появилась новая индустрия технологических компаний с инструментами, которые упрощают и автоматизируют методы проведения конкурентной разведки. Благодаря технологии, отвечающей за сбор миллиардов фрагментов данных и передачу их на центральную платформу, эта новая тенденция инструментов конкурентной разведки эффективно изменила методы анализа конкурентов и сбора информации. [34]

Похожие поля

[ редактировать ]

На конкурентную разведку повлияла национальная стратегическая разведка . Хотя национальная разведка была исследована 50 лет назад, конкурентная разведка была внедрена в 1990-х годах. Профессионалы конкурентной разведки могут учиться у экспертов национальной разведки, особенно в области анализа сложных ситуаций. [35] Конкурентную разведку можно путать со сканированием окружающей среды , бизнес-аналитикой и исследованием рынка (или рассматривать как дублирование) . [36] Крейг Флейшер [36] подвергает сомнению уместность этого термина, сравнивая его с бизнес-аналитикой, разведкой конкурентов, управлением знаниями, разведкой рынка , маркетинговыми исследованиями и стратегической разведкой. [37]

Флейшер [37] [ нужна проверка ] предполагает, что бизнес-аналитика имеет две формы. Его узкая (современная) форма больше ориентирована на информационные технологии и внутреннюю направленность, чем CI, в то время как его более широкое (историческое) определение является более инклюзивным, чем CI. Управление знаниями (УЗ), если оно достигается ненадлежащим образом, рассматривается как организационная практика, основанная на информационных технологиях, основанная на интеллектуальном анализе данных, корпоративных интранетах и ​​картировании организационных активов, чтобы сделать их доступными для членов организации для принятия решений. CI разделяет некоторые аспекты УЗ; они основаны на человеческом интеллекте и опыте для более сложного качественного анализа. км необходим для эффективных изменений. Ключевым фактором эффективности является мощная специализированная ИТ-система, выполняющая полный аналитический цикл. [38]

Рыночная информация (MI) — это отраслевая информация, разработанная в реальном времени в аспектах конкурентных событий, происходящих среди четырех элементов маркетингового комплекса (ценообразование, место, продвижение и продукт) на рынке продуктов (или услуг), чтобы лучше понять привлекательность рынка. [39] МИ, основанная на времени, используется менеджерами по маркетингу и продажам для более быстрого реагирования на запросы потребителей на рынке. Флейшер предполагает, что он не распространен так широко, как некоторые формы CI, которые также распространяются среди лиц, принимающих решения, не связанных с маркетингом. [37] [ нужна проверка ] Рыночная разведка имеет более короткий временной горизонт, чем другие области разведки, и измеряется днями, неделями или (в более медленно развивающихся отраслях) месяцами.

Исследование рынка — это тактическая, основанная на методах область, состоящая из нейтрального первичного исследования данных о клиентах (убеждениях и восприятиях), собранных в ходе опросов или фокус-групп, и анализируемых с помощью методов статистического исследования. [40] CI использует более широкое разнообразие (первичных и вторичных) источников от более широкого круга заинтересованных сторон (поставщиков, конкурентов, дистрибьюторов, заменителей и средств массовой информации), чтобы ответить на существующие вопросы, поднять новые и направить действия. [37] [ нужна проверка ]

Бен Гилад и Ян Херринг закладывают ряд предпосылок, определяющих CI, отличая ее от других наук, насыщенных информацией, таких как исследования рынка или развитие бизнеса. Они показывают, что общий объем знаний и уникальный набор инструментов (ключевые темы разведки, деловые военные игры и анализ слепых зон ) отличают CI; в то время как другие виды сенсорной деятельности в коммерческой фирме сосредоточены на одном сегменте рынка (клиентах, поставщиках или объектах приобретения), CI синтезирует данные от всех высокоэффективных игроков (HIP). [22]

Позже Гилад в своем описании КИ сосредоточил внимание на разнице между информацией и разведкой. По его мнению, общим знаменателем сенсорных функций организации (называются ли они исследованием рынка, бизнес-аналитикой или рыночной разведкой) является то, что они предоставляют информацию, а не разведку. Интеллект, говорит Гилад, — это взгляд на факты, а не на сами факты. Уникальная среди корпоративных функций, конкурентная разведка позволяет оценить риски и возможности для деятельности фирмы; как таковая, она (а не информационная деятельность) является частью деятельности организации по управлению рисками. [41]

Этика уже давно является предметом дискуссий среди практиков КИ. [36] Вопросы вращаются вокруг того, что допустимо, а что нет с точки зрения деятельности CI. По этой теме было создано несколько научных исследований, наиболее широко освещаемых в публикациях Стратегического консорциума специалистов по разведке. [42] В книге «Этика конкурентной разведки: Навигация по серой зоне» представлено около двадцати отдельных взглядов на этику в CI, а также еще 10 кодексов, используемых различными людьми или организациями. [42] Объединив это с более чем двумя дюжинами научных статей и исследований, найденных в различных библиографических статьях CI, [43] [ нужна проверка ] [10] [11] [44] ясно, что не было недостатка в исследованиях по лучшей классификации, пониманию и решению этики CI.

Конкурентную информацию можно получить из общедоступных источников или источников по подписке, в результате общения с сотрудниками или клиентами конкурента, разбора продукции конкурента или из интервью в ходе полевых исследований. Исследования конкурентной разведки отличаются от промышленного шпионажа , поскольку специалисты по CI обычно соблюдают местные правовые нормы и этические нормы бизнеса. [45]

Аутсорсинг

[ редактировать ]

Аутсорсинг стал крупным бизнесом для специалистов по конкурентной разведке. В этой области работает множество различных компаний, в том числе фирмы по исследованию рынка и консалтинговые фирмы. [46]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мадурейра Л., Попович А. и Кастелли М. (2021). Конкурентная разведка: унифицированный взгляд и модульное определение. Технологическое прогнозирование и социальные изменения, 173, 121086. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2021.121086.
  2. ^ Сингх, Арджан (1 ноября 2019 г.). «Сбор конкурентной информации на конференциях» . Руководитель науки о жизни .
  3. ^ «Определение конкурентной разведки | Энциклопедия малого бизнеса» . Предприниматель.com. 09.06.2014 . Проверено 24 июня 2014 г.
  4. ^ «Кодекс этики SCIP для специалистов CI» . Специалисты по стратегической и конкурентной разведке. Архивировано из оригинала 13 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
  5. ^ Хааг, Стивен. Информационные системы управления в эпоху информации . Третье издание. МакГроу-Хилл Райерсон, 2006 г.
  6. ^ МакГонагл, Джон Дж. и Кэролайн М. Велла (2003). Руководство для менеджера по конкурентной разведке . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. п. 184. ИСБН  978-1567205718 .
  7. ^ Гилад, Бен. «Будущее конкурентной разведки: борьба за душу профессии», журнал Competitive Intelligence Magazine , 2008, 11 (5), 22.
  8. ^ Дишман П., Флейшер К.С. и В. Книп. «Хронологическая и классифицированная библиография ключевых стипендий в области конкурентной разведки: Часть 1 (1997–2003 гг.), Журнал конкурентной разведки и менеджмента , 1 (1), 16–78.
  9. ^ Флейшер, Крейг С., Райт, Шейла и Р. Тиндейл. «Библиография и оценка ключевых стипендий в области конкурентной разведки: Часть 4 (2003–2006 гг.), Журнал конкурентной разведки и менеджмента , 2007 г., 4 (1), 32–92.
  10. ^ Перейти обратно: а б Флейшер, Крейг С., Книп, Виктор и П. Дишман. «Библиография и оценка ключевых стипендий в области конкурентной разведки: Часть 2 (1990–1996), Журнал конкурентной разведки и менеджмента , 2003, 1 (2), 11–86.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Книп, Виктор, П. Дишман и К.С. Флейшер. «Библиография и оценка ключевых стипендий в области конкурентной разведки: Часть 3 (Самые ранние произведения – 1989 г.), Журнал конкурентной разведки и менеджмента , 2003, 1 (3), 10–79.
  12. ^ Флейшер, Крейг С. и Бабетта Э. Бенсуссан. Стратегический и конкурентный анализ: методы и методы анализа деловой конкуренции . Прентис-Холл, река Аппер-Сэддл, 2003 г.
  13. ^ Флейшер, Крейг С. и Бабетта Э. Бенсуссан. Бизнес и конкурентный анализ: эффективное применение новых и классических методов, FT Press, 2007.
  14. ^ Фулд, Леонард М., Информация о конкурентах: как ее получить, как ее использовать . Нью-Йорк: Уайли, 1985.
  15. ^ Гилад, Бенджамин Гилад и Тамар Гилад. Система бизнес-аналитики . Нью-Йорк: Американская ассоциация менеджмента, 1988.
  16. ^ Бленкхорн, Д. и К.С. Флейшер (2003). «Преподавание CI трем различным группам: студентам, магистрам делового администрирования и руководителям», журнал Competitive Intelligence Magazine , 6 (4), 17–20.
  17. ^ Перейти обратно: а б Флейшер, CS (2003). «Образование в области конкурентной разведки: компетенции, источники и тенденции», журнал Information Management Journal , март/апрель, 56–62.
  18. ^ Полный, 2006 г. [ указать ]
  19. ^ Прескотт, Дж. (1999). «Разоблачение мифа о академическом воздержании от конкурентной разведки», журнал Competitive Intelligence Magazine , 2 (4).
  20. ^ МакГонагл, Дж. (2003). «Библиография: образование в области CI», журнал Competitive Intelligence Magazine , 6 (4), 50.
  21. ^ (Журнал конкурентной разведки, 2003, 6 (4), июль/август)
  22. ^ Перейти обратно: а б Гилад, Бен и Ян Херринг. «Сертификация CI — нужна ли она нам?», Журнал конкурентной разведки, 2001, 4 (2), 28–31.
  23. ^ Бленкхорн, Д. и К.С. Флейшер. Конкурентная разведка и глобальный бизнес. Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 2005 г.
  24. ^ ( Журнал конкурентной разведки и менеджмента , том 2, номера 1-3
  25. ^ Калоф, Джонатан Л; Шейла Райт (2008). «Конкурентная разведка: практик, академический и междисциплинарный взгляд» . Европейский журнал маркетинга . 42 (7/8): 717–730. дои : 10.1108/03090560810877114 .
  26. ^ «Что такое бизнес-варгейм?» . Проверено 12 сентября 2018 г.
  27. ^ Гилад, Бен (2001). «Управление отраслевыми рисками: следующий шаг CI», журнал Competitive Intelligence, 4 (3), май – июнь.
  28. ^ Гилад, Бен. Раннее предупреждение. Нью-Йорк: Американская ассоциация менеджмента, 2003.
  29. ^ Гилад, Бен (2006). «Возвращение к раннему предупреждению», журнал Competitive Intelligence Magazine , 9 (2), март – апрель.
  30. ^ Шейкер, Стивен и Ричардсон, Виктор (2004). «Возврат системы в режим раннего предупреждения». Журнал «Конкурентная разведка» , 7 (3), май – июнь.
  31. ^ Комай, Алессандро и Тена, Хоакин (2007). «Системы раннего предупреждения для вашей конкурентной среды», журнал «Конкурентная разведка» , 10 (3), май – июнь.
  32. ^ Комаи, Алессандро и Тена, Хоакин (2006). «Картирование и прогнозирование конкурентной среды», Emecom Ediciones , Барселона, Испания.
  33. ^ Краполь, Дон (14 апреля 2013 г.). «Экстрактор рабочих сущностей с моделями openNLP для извлечения имен» . ДополненныйИнтел . Проверено 1 мая 2013 г.
  34. ^ «Инструменты конкурентной разведки, которые используют ваши конкуренты» . 20.10.2020 . Проверено 13 ноября 2020 г.
  35. ^ Барни, А., (2010), «Ошибки разведки: конкурентная разведка и стратегические сюрпризы», журнал Competitive Intelligence Magazine , Vol. 13. № 3, июль/сентябрь.
  36. ^ Перейти обратно: а б с Флейшер, Крейг С. и Дэвид Бленкхорн. Споры в области конкурентной разведки: непреходящие проблемы. Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 2003.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Флейшер, Крейг С. (2003). «Следует ли называть эту область «конкурентной разведкой»? стр. 56–69 в книге Флейшера, Крейга С. и Дэвида Бленкхорна [ред.], Противоречия в конкурентной разведке: постоянные проблемы . Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2003.
  38. ^ Барнеа, Авнер (май – июнь 2009 г.). «Интеллектуальные решения с использованием экспертных инструментов». Журнал конкурентной разведки . 12 (3).
  39. ^ Скирм, ди-джей (1989). «Планирование и маркетинг функции рыночной информации», Marketing Intelligence and Planning , 7 (1/2), 5–10.
  40. ^ Шарп, С. (2000). «Правда или последствия: 10 мифов, которые наносят вред конкурентной разведке», журнал Competitive Intelligence Magazine , 3 (1), 37–40.
  41. ^ Гилад, Б. (2008) «Будущее конкурентной разведки: борьба за душу профессии», журнал Competitive Intelligence Magazine , 11 (5), 21–25.
  42. ^ Перейти обратно: а б Фонд конкурентной разведки (2006). Этика конкурентной разведки: Навигация по серой зоне . Д. Ферингер и Хоххоф, Б. [ред.], Александрия, Вирджиния: Фонд конкурентной разведки.
  43. ^ Книп, Флейшер и Дишман, 2003 г. [ указать ]
  44. ^ «Этика конкурентной разведки, Университет Оттавы» . Wiki.telfer.uottawa.ca. Архивировано из оригинала 1 марта 2014 г. Проверено 24 июня 2014 г.
  45. ^ «Белые страницы» (PDF) . Проверено 24 июня 2014 г.
  46. ^ «Компании конкурентной разведки – окончательный список» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff24e02b57858f2732b48b502f608ebd__1722239880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/bd/ff24e02b57858f2732b48b502f608ebd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Competitive intelligence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)