Федеральный конституционный закон
Федеральный конституционный закон | |
---|---|
![]() Обнародование Конституции в Бюллетене федеральных законов (1920 г.) | |
Обзор | |
Юрисдикция | Австрийская Республика |
Созданный | 1 октября 1920 г. |
Дата вступления в силу | 10 ноября 1920 г. |
Расположение | Здание Государственного архива |
По заказу | Учредительное национальное собрание |
Автор(ы) | Ганс Кельсен |
Эта статья является частью серии статей о |
Политика Австрии |
---|
![]() |
Федеральный конституционный закон ( нем . Bundes-Verfassungsgesetz , сокращенно B-VG ) — федеральный конституционный закон Австрии , служащий центральным элементом Конституции . Он провозглашает Австрию демократической федеративной парламентской республикой .
Закон был разработан после распада Австро-Венгрии в 1918 году и был обнародован в 1920 году. Он претерпел значительные изменения в 1925 и 1929 годах, причем последняя реформа изменила систему правления с чисто парламентской на полупрезидентскую . Закон был заменен авторитарной конституцией Ständestaat в 1934 году, которая сама стала недействительной с присоединением Австрии в 1938 году к нацистской Германии . Он был восстановлен, когда страна восстановила независимость от Германии в 1945 году. Закон был полностью восстановлен в силе с окончанием союзной оккупации в 1955 году и с тех пор остается в силе.
Содержание
[ редактировать ]Система правления
[ редактировать ]Федеральный конституционный закон предусматривает двухпалатный парламент в качестве национального законодательного органа , двумя палатами которого являются Национальный совет и Федеральный совет (статья 24). Закон создается Национальным советом. Федеральный совет имеет определенные права вето, но может быть отменен квалифицированным большинством голосов Национального совета по большинству вопросов (ст. 41, 42).
Члены Национального совета избираются на общенациональных свободных выборах с всеобщим избирательным правом. Закон не предписывает какой-либо конкретной системы голосования . Австрия последовательно использует пропорциональное представительство по партийным спискам , но ничто в Федеральном конституционном законе не препятствует переходу законодательного органа, например, к одномандатным законодательным округам с большинством голосов . Выборы в Национальный совет проводятся не реже одного раза в пять лет. (Статья 26)
Члены Федерального совета избираются федеральными землями, места распределяются между штатами в соответствии с численностью населения (статья 34).
Исполнительная власть принадлежит Президенту и кабинету министров (ст. 19). Президент избирается на общенациональных свободных выборах по простой двухтуровой системе . Срок полномочий президента составляет шесть лет (ст. 60). Теоретически кабинет министров выбирает президент (ст. 70). На практике кабинет, не пользующийся доверием Национального совета, фактически неспособен управлять; Национальный совет контролирует бюджет и обладает обширными правами по мониторингу и надзору (ст. 51–55).
Сдержки и противовесы
[ редактировать ]Национальный совет может направлять парламентские запросы, на которые должны ответить члены кабинета министров; его постоянные комитеты могут вызывать членов кабинета министров или чиновников на допрос и требовать проверки документов исполнительной власти (ст. 52). Он может формировать специальные парламентские следственные комитеты с широкими полномочиями (ст. 53). В соответствии с простым законом Национальный совет может также подчинять акты правительства согласию Национального совета, что согласно конституции отнесено к компетенции исполнительной власти (статья 55).
Национальный совет может заставить президента распустить кабинет министров или отдельных членов кабинета посредством вотума недоверия (статья 74). По согласованию с Федеральным советом он также может объявить президенту импичмент в Конституционном суде (статья 142) или объявить референдум с целью отстранения президента от власти избирателями (статья 60).
Президент может распустить Национальный совет (ст. 29).
По рекомендации своего кабинета президент также может распустить законодательные собрания штатов (статья 100).
Законодательные и административные акты правительства подлежат судебному контролю . Конституционный суд пересматривает законы и подзаконные акты , отменяя законы и постановления, которые он считает неконституционными (статья 137). Конституционный суд также разрешает демаркационные конфликты между другими судами, между судами и исполнительной властью или между национальным правительством и штатами (статья 138). Исполнительные акты рассматриваются системой административных судов (статья 129).
Оборона
[ редактировать ]Австрийская армия является ополчением (ст. 79).
Региональная автономия
[ редактировать ]Республика, созданная Федеральным конституционным законом, представляет собой необычный гибрид федеративного и унитарного государства. Провинции страны определяются как «федеральные земли» ( Bundesländer ), но не имеют ни собственной судебной власти (статья 82), ни собственных правоохранительных структур в целом (статья 78a). Они также не обладают значительной законодательной властью. Все суды являются «федеральными» судами. Все полицейские управления подчиняются «федеральному» министерству внутренних дел , все прокуроры — «федеральному» министерству юстиции . Большая часть законодательства повседневного значения, от семейного права до регулирования торговли и от образования до уголовного кодекса, находится в «федеральном» ведении (ст. 10–15).
Однако провинции несут существенные исполнительные обязанности. Большая часть исполнительной власти и обязанностей страны осуществляется через систему окружных административных органов , которые в соответствии с Федеральным конституционным законом являются «государственными», а не «федеральными» учреждениями. Например, национальное правительство решает, кто может подать заявление на получение разрешения на брак, но при фактическом подаче заявления житель взаимодействует с провинциальным служащим в провинциальном учреждении.
Провинции имеют некоторые ограниченные возможности по сбору собственных налогов и теоретически могут выпускать собственные облигации, но эти полномочия строго ограничены и не приводят к значимой финансовой автономии. Только национальное правительство может повышать налоги на заработную плату, налоги на прирост капитала, корпоративные налоги, налоги на добавленную стоимость или налоги на наследство, а также налоги на недвижимость и другие формы собственности. Соответственно, провинции зависят от денег, выделяемых им национальным правительством для выполнения даже основных обязательств.
Билль о правах
[ редактировать ]Федеральный конституционный закон требует, чтобы Австрия управлялась в соответствии с верховенством закона (статья 18). предписывает разделение судебной власти и администрации (ст. 94), и гарантирует независимость судебной власти (статья 87). Он также предписывает равенство австрийских граждан независимо от класса, пола и вероисповедания (статья 7). Однако он не включает всеобъемлющий билль о правах и не требует какого-либо равенства перед законом, распространяющегося на посетителей и жителей, не являющихся гражданами.
Первоначально Австрийская Республика продолжала полагаться на Основной имперский закон 1867 года об общих правах граждан как на свою основную хартию гражданских свобод и процедурных гарантий, поскольку создатели новой конституции не смогли договориться о чем-либо, что могло бы заменить его. [ 1 ] Ситуация впервые коренным образом изменилась в 1955 году. В качестве условия отмены союзнической оккупации и восстановления полного суверенитета Австрия должна была взять на себя обязательство защищать права человека , включая, помимо прочего, современные формы свободы религии и свободы прессы. . было гарантировать современные формы равенства, включая полные гражданские права хорватского Оно также должно и словенского меньшинств, которые исторически подвергались дискриминации. Закрепленные в Австрийском государственном договоре и, следовательно, в обязательствах по международному праву, эти обещания не могут быть отменены простыми актами парламента и, следовательно, имплицитно являются частью высшего закона страны.
В 1958 году Австрия ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека ; в 1964 году Конвенция также стала частью конституционного закона Австрии. [ 2 ] [ 3 ]
Окопание
[ редактировать ]Национальный совет может принять конституционный закон при условии, что присутствует не менее половины его членов и не менее двух третей присутствующих проголосовали за него. «Фундаментальное» изменение ( Gesamtänderung ) основного конституционного права страны дополнительно требует плебисцита ; законопроект не станет законом, если его не поддержит простое большинство избирателей. (Статья 44)
Структура
[ редактировать ]Закон разделен на девять частей ( Hauptstücke , архаичное слово, обозначающее «главы»), большинство из которых разделены на два или более разделов.
Структура имеет несколько особенностей. Например, глава под названием «Исполнительная власть» ( Vollziehung ) охватывает как исполнительную, так и судебную ветви власти, тогда как Счетная палата , контролирующее учреждение, контролирующее администрацию, имеет отдельную главу. Еще одна служба, имеющая отдельное отделение, — это Совет омбудсмена, бессильное бюро общественных защитников, которое в основном служит синекурой для стареющих партийных сторонников. Между Счетной палатой и Советом омбудсмена находится глава положений, касающихся административных и конституционных судов, которые были исключены из исполнительной главы по причинам, утерянным во времени.
Раньше статьи закона нумеровались последовательно, но частые удаления и вставки приводили к беспорядку в нумерации. Например, в настоящее время между статьями 106 и 115 есть только три статьи, а между статьями 148 и 149 — десять статей: статьи 148a–148j.
Часть | Статьи |
1. Общие положения и Европейского Союза положения, касающиеся | |
А. Общие положения | 1–23 |
Б. Австрия как часть Европейского Союза | 23а–23к |
2. Федеральный законодательный орган | |
А. Национальный совет | 24–33 |
Б. Федеральный совет | 34–37 |
С. Федеральное собрание | 38–40 |
D. Законодательная процедура | 41–49а |
E. Административные функции законодательного органа | 50–59б |
3. Федеральная администрация | |
А. Администрация | |
1. Президент | 60–68 |
2. Кабинет | 69–78 |
3. Полиция | 78а–78д |
4. Армия | 79–81 |
5. Школы | 81а–81б |
6. Университеты | 81с |
Б. Судебная власть | 82-94 |
4. Законодательное и административное собрание штата | |
А. Общие положения | 95–106 |
Б. Вена | 108–112 |
5. Местное самоуправление | |
А. Муниципалитеты | 115–120 |
Б. Другие структуры | 120а–120в |
6. Счетная палата | 121–128 |
7. Процессуальные гарантии | |
А. Административные суды | 129–136 |
Б. Конституционный суд | 137–148 |
8. Коллегия омбудсмена | 148а–148ж |
9. Заключительные положения | 149–152 |
История
[ редактировать ]Бытие
[ редактировать ]Между 1867 и 1918 годами территории, составляющие современную Австрию, входили в состав Цислейтанской половины Австро-Венгрии . Таким образом, они управлялись в соответствии с Декабрьской конституцией , набором из пяти «Основных законов» ( Staatsgrundgesetze ), характеризующих Цислейтанию как конституционную монархию . Монархия рухнула в октябре 1918 года в результате давнего недовольства между этническими группами, составлявшими многонациональную империю, усугубленного итогами Первой мировой войны . Отделившись от империи, ее бывшие провинции находились в процессе формирования современных национальных государств . 21 октября 1918 года парламентарии немецкоязычных регионов взрывающейся империи собрались, чтобы сформировать Временное национальное собрание ( Provisorische Nationalversammlung ), чтобы управлять этим переходным периодом для своих коллективных округов.
К 30 октября Временное национальное собрание провозгласило временную конституцию своего формирующегося остатка государства. парламента из трех членов Временная конституция сделала немного больше, чем учредила Ассамблею в качестве временного парламента, учредила президиум в качестве временного главы государства и сформировала временный кабинет министров. [ 4 ] Закон не включал никакого перечня основных прав, хотя в тот же день за ним последовала резолюция об отмене цензуры и установлении свободы прессы. [ 5 ] Он также не взял на себя обязательство создавать какие-либо административные подразделения, определять какие-либо постоянные ветви власти или даже устанавливать избирательные правила, в соответствии с которыми оно должно было быть заменено. В частности, он также не определял Австрию как монархию, республику или даже суверенное государство: некоторые члены все еще были верны династии Габсбургов , некоторые выступали за независимую республику; некоторые выступали за присоединение к Германии , если Германия станет республикой.
К 11 ноября вопрос был решен: германский император свергнут, Германия объявила себя республикой, австрийский император отрекся от престола. 12 ноября Ассамблея приняла прокламацию о создании Австрии республикой, которая на данный момент де-факто суверенна, но де-юре является частью Германии. [ 6 ] Поскольку Австрия собиралась присоединиться к Германии, принятие всеобъемлющей новой конституции не было приоритетом.
Когда Сен-Жерменский договор 1919 года запретил союз Германии и Австрии, Австрии пришлось серьезно заняться работой над постоянной конституцией, но она была глубоко разделена по многим вопросам. Всеобщие выборы 16 февраля 1919 года заменили Временное собрание Конституционным собранием ( Konstituierende Nationalversammlung ). В новом парламенте доминировали социал-демократы , которые выступали за унитарное государство с сильным центральным правительством, и Христианско-социальная партия , которая боролась за федерацию, передающую значительную власть региональным правительствам. Не сумев достичь консенсуса, стороны предпочли отложить принятие решения. Новая конституция, принятая 1 октября и официально опубликованная 5 октября 1920 года, предусматривала, что Австрия должна быть парламентской федеративной республикой, состоящей из восьми (на тот момент) федеральных земель, но не указывала, какие полномочия и обязанности будут лежать на национальном уровне. правительства, а какие со штатами.
Еще одна вещь, по которой Ассамблея не смогла достичь консенсуса, — это новый билль о правах. Основной закон 1867 года об общих правах граждан, являвшийся частью Декабрьской имперской конституции, остался в книгах как основная часть корпуса конституционного права Австрии. [ 1 ]
Первая реформа
[ редактировать ]Вопрос о распределении ответственности между национальным правительством и правительствами провинций был решен в 1925 году. В результате Федеральный конституционный закон претерпел первую существенную редакцию. Версия 1925 года предусматривает, что законодательная власть сосредоточена в руках «федерального» парламента, но правительства «штатов» играют значительную роль в управлении страной. В частности, районные административные органы были преобразованы из «федеральных» в «государственные» учреждения. Районные офисы являются основной точкой контакта между жителями и правительством по большинству вопросов, выходящих за рамки муниципальных полномочий, а это означает, что исполнительные ветви власти провинций выполняют значительную часть задач исполнительной власти национального правительства. [ 7 ] [ 8 ]
Вторая реформа
[ редактировать ]Республика, созданная первоначальным БВГ 1920 года, носила радикально парламентский характер. Президент избирался Национальным собранием и был подотчетен ему и, по сути, был номинальным главой ; президент не назначал кабинет министров и не имел резервных полномочий для роспуска Национального совета. Национальный совет выбрал кабинет министров по предложению своего главного комитета. Составители первоначального закона выбрали эту систему правления с заявленной целью не допустить превращения президента в «эрзац-императора». Фактически, само существование поста президента было компромиссом; Социал-демократы предпочли бы, чтобы президент Национального совета действовал в качестве ex officio . главы государства [ 9 ]
Под давлением авторитарных движений, требующих перехода к президентской системе , Австрия значительно расширила как формальные полномочия, так и престиж этой должности в ходе реформы, проведенной в 1929 году и вступившей в силу с 1930 года. Отныне президент будет избираться непосредственно парламентом. люди. Срок полномочий увеличен с четырех до шести лет. Президент будет назначать кабинет министров. Хотя Национальный совет сможет заставить президента распустить кабинет министров, эта возможность будет резервной силой, которую можно будет использовать только в чрезвычайных ситуациях. В то же время у президента теперь будет взаимное резервное право распустить Национальный совет. [ 10 ]
Отмена
[ редактировать ]К 1933 году Христианско-социальная партия превратилась в авторитарное движение, стремящееся разрушить многопартийную демократию. 4 марта 1933 года оспариваемое голосование в Национальном совете спровоцировало серию ссор, в результате которых все три председателя палаты один за другим оставили свои посты. Кодекс парламентской процедуры не предусматривал создания Национального совета без президентов; сессия была распущена, не будучи должным образом закрыта и не имея четкого пути вперед. Увидев свой шанс, христианско-социальный канцлер Энгельберт Дольфус заявил, что Национальный совет прекратил свою деятельность и что кабинет примет на себя свои обязанности. Его самопереворот имел цвет закона из-за закона 1917 года, предоставлявшего определенные законодательные полномочия тогдашнему имперскому кабинету министров. Первоначально этот закон задумывался как временная мера, призванная помочь стране справиться с экономическими проблемами военного времени, но официально он так и не был отменен. Полиция помешала Национальному совету вновь собраться.
Следующие месяцы кабинет министров потратил на отмену свободы прессы, возвращение католицизма в качестве государственной религии и принятие других репрессивных мер. Конституционный суд был настолько ослаблен, что не мог вмешаться. Хеймвер в феврале 1934 года , , реакционная военизированная сила, которая поддерживала Дольфуса, спровоцировала социал-демократов на четырехдневные стычки которые в конечном итоге привели к победе Хеймвера. 24 апреля 1934 года, получив власть, Дольфус разработал новую конституцию, которая заменила Австрийскую Республику Федеративным государством Австрия , клерикально-фашистским однопартийным государством . Конституция была утверждена на специально созванном собрании христиан-социалистов Национального совета 30 апреля и вступила в силу 1 мая. [ 11 ] [ 12 ]
восстановление
[ редактировать ]В апреле 1945 года, когда Германский рейх находился на завершающей стадии краха, а фашизм как в немецкой, так и в австрийской версиях был полностью дискредитирован, политические партии Австрии, существовавшие до 1933 года, начали восстанавливать себя. 27 апреля лидеры трех основных фракций опубликовали Прокламацию о независимости Австрии. В статье 1 Прокламации говорилось, что Австрия должна быть восстановлена «в духе конституции 1920 года». [ 13 ] В тот же день партии сформировали Временное правительство ( Provisorische Staatsregierung ), комитет, который будет действовать как кабинет министров, так и законодательный орган до тех пор, пока не будут восстановлены конституционные структуры и не будут проведены выборы. [ 14 ] [ 15 ]
1 мая Временное правительство приняло Закон о конституционном переходе ( Verfassungs-Überleitungsgesetz ), восстанавливающий Федеральный конституционный закон в его редакции 1929 года. Закон прямо отменил все конституционные законы, провозглашенные как австрофашистским, так и нацистским режимом. [ 16 ] Однако на данный момент закон носил во многом символический характер: Одновременно правительство приняло Временную конституцию ( Vorläufige Verfassung ), которая подтвердила двойную роль правительства как высшей административной и высшей законодательной власти страны. Он также «временно» принял ряд изменений границ провинций, внесенных нацистской Германией и якобы аннулированных правительством всего несколькими минутами ранее. В частности, Временная конституция подтвердила, что провинции являются «штатами», но лишила их права формировать свои собственные законодательные органы провинций. [ 17 ] Даже этот второй акт был по большей части символическим. Австрия находилась в процессе оккупации союзниками; для всех заинтересованных сторон было очевидно, что в обозримом будущем любой акт правительства будет подлежать одобрению оккупационной администрации союзников.
25 ноября Австрия избрала новый Национальный совет . Поскольку отдельные президентские выборы еще не считались возможными, было решено, что первый президент Второй Австрийской республики будет избран Федеральным собранием в соответствии с положениями Федерального конституционного закона 1920 года. 13 декабря Временное правительство приняло второй переходный закон, который восстановил Федеральный совет и предусматривал, что Временная конституция станет недействительной, как только два совета соберутся на свои первые сессии, выберут своих председателей и назначат президента. [ 18 ] К 20 декабря эти условия были выполнены, и Федеральный конституционный закон вновь вступил в полную силу.
Вплоть до июня 1946 года законопроекты, принятые Национальным советом, все еще нуждались в единогласном одобрении оккупационной администрации, чтобы стать законом. В соглашении, подписанном 28 июня, союзники ослабили это ограничение; Австрии теперь было разрешено провозглашать законы, на которые не наложили вето все четыре комиссара союзников в течение 31 дня после их принятия. Только изменения в конституционном законе оставались объектом более строгого контроля.
После ратификации Австрийского государственного договора 25 июля 1955 года Австрия восстановила полный суверенитет.
Вступление в Европейский Союз
[ редактировать ]В начале 1994 года Австрия и Европейский Союз завершили переговоры о присоединении первой ко второй. Вступление сделает Австрию объектом сложной сети международных договоров, которые лишат ее де-факто , если не сразу де-юре , части ее независимости. Таким образом, присоединение потребует внесения изменений в конституцию страны; поскольку это «фундаментальное» изменение ( Gesamtänderung ), оно также потребует одобрения избирателей. Национальный совет принял необходимый закон 5 мая 1994 года, и народ одобрил его на плебисците 12 июня. [ 19 ]
Исходные тексты
[ редактировать ]- Полный текст Федерального конституционного закона на сайте Канцелярии .
- Полный текст по состоянию на 1 января 2014 г. с переводом на английский язык на веб-сайте Канцелярии.
Литература
[ редактировать ]- Олеховски, Томас (2020): Ганс Кельсен: Биография ученого-юриста . Мор Зибек. Тюбинген, Германия. ISBN 978-3-16-159292-8 . страницы 271-305.
- Олингер, Тео и Эберхард, Харальд (2014): Конституционное право. 9-е, исправленное издание. Факультеты. Вена, Австрия. ISBN 978-3-7089-0844-1
- Учакар, Карл и Гшидль, Стефан (2011): Австрийская политическая система и ЕС. 3-е издание. Факультеты. Вена, Австрия. ISBN 978-3-7089-0838-0
- Майер, Хайнц и др. (2007). Краткое содержание федерального конституционного закона Австрии. 10-е издание. Манц. Вена, Австрия. ISBN 978-3-214-08888-0
- Пернталер, Питер (2004): Австрийский федеральный закон. Обучение и руководство. Издательство Австрия. Вена, Австрия. ISBN 3-7046-4361-0
- Шерф, Адольф (1950). Между демократией и народной демократией. Венское издательство Volksbuchhandlung. Вена, Австрия. Нет ISBN.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Основной государственный закон от 21 декабря 1867 г. об общих правах граждан ; РГБл. 142/1867
- ^ Конвенция о защите прав человека и основных свобод ; Бюллетень федеральных законов 210/1958
- ^ Федеральный конституционный закон от 4 марта 1964 г .; Бюллетень федеральных законов 59/1964
- ^ Постановление Временного национального собрания Германской Австрии от 30 октября 1918 г. об основных институтах государственной власти ; СГБл. 1/1918
- ↑ Постановление Временного Национального собрания от 30 октября 1918 г .; СГБл. 3/1918
- ↑ Закон от 12 ноября 1918 г. о форме государства и правительства немецкой Австрии ; СГБл. 5/1918
- ^ Постановление Федерального канцлера от 26 сентября 1925 г. о повторном издании переходного закона ; Бюллетень федеральных законов 368/1925
- ^ «Районная власть (англ.)» . Австрийский форум. 27 марта 2014 года . Проверено 24 ноября 2014 г.
- ^ Учакар, Гшигль (2011)
- ^ Постановление Федерального канцлера от 1 января 1930 г. о повторном опубликовании Федерального конституционного закона ; Вестник федеральных законов, 1/1930 г.
- ^ Заявление федерального правительства от 1 мая 1934 г. о провозглашении Конституции 1934 г .; Бюллетень федеральных законов, 1/1934 г.
- ^ «Майверфассунг» . Австрия-Форум. 28 марта 2014 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ Прокламация о независимости Австрии ; СГБл. 1/1945.
- ^ Объявление о создании временного правительства штата ; СБГл. 2/1945
- ^ Шарп (1950)
- ^ Конституционный закон от 1 мая 1945 г. о возобновлении действия Федерального конституционного закона в редакции 1929 г .; СГБл. 4/1945
- ^ Конституционный закон от 1 мая 1945 г. о временном создании Австрийской Республики ; СГБл. 5/1945
- ↑ Конституционный закон от 13 декабря 1945 г .; СБГл. 232/1945
- ^ Федеральный конституционный закон о вступлении Австрии в Европейский Союз ; Бюллетень федеральных законов 744/1994