Этический дуализм
Эта статья или раздел , похоже, противоречат сами себе в определении этического дуализма и используют два разных определения, как если бы они были одинаковыми. Религиозные примеры отражают определение существования источников добра и зла, а не определение того, что некоторые люди исключительно добрые, а другие — чисто злые . ( май 2020 г. ) |
Этический дуализм (от древнегреческого ἔθος (o ἦθος), этос , «характер», «обычай», и латинского duo, «два») [ 1 ] относится к практике вменения зла целиком и исключительно определенной группе людей, игнорируя или отрицая собственную способность совершать зло.
Следствием такой позиции является создание противостояния «Мы» и «Они», что приводит к поляризации социальных конфигураций до крайностей таким образом, что взаимопонимание между двумя «полюсами» становится очень трудным или невозможным, поскольку «Они», « Другой » демонизирован , дегуманизирован .
Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных сущностей, одна из которых представляет собой источник всего Добра, а другая — всего Зла. [ 2 ]
Метафизический дуализм и этический дуализм
[ редактировать ]Применительно к теории дуализма в ее более широком философско - метафизическом смысле полезно указать, чем отличается от нее этический дуализм или что он к ней добавляет.
Дуализм — это теория, которая интерпретирует любую данную ситуацию с точки зрения двух контрастирующих элементов, что с метафизической точки зрения означает, что реальность состоит из двух фундаментальных типов существования , которые не могут быть сведены друг к другу. Примерами метафизического дуализма являются дуализмы между духом и материей , Богом и миром или, как теоретизировал Декарт , между мыслью и протяжением .
Этический дуализм, с другой стороны, выдвигает на первый план моральное или в дополнение к измерение вместо метафизического нему и предполагает внутреннюю ситуацию конфликта между двумя антагонистическими силами, такими как свет и тьма, Добро и Зло. [ 3 ]
Религиозные интерпретации
[ редактировать ]Зороастризм
[ редактировать ]Одной из наиболее известных и четких интерпретаций этического дуализма является концепция, концептуализированная зороастризмом , древней персидской религией , которая основывает свою мысль на фигуре пророка Зороастра (или Заратустры), который утверждал существование двух оригинальных и контрастирующих между собой принципы, Ахура Мазда и Ариман , представляющие соответственно силы Добра и Зла . Таким образом, мир идентифицируется как поле битвы между этими двумя контрастирующими сущностями, также связанными со светом и тьмой.
Каждый мужчина и женщина для себя выбирают любой из двух […] Худший ум будет у неправедного, а лучший ум будет у праведного.
- Ясна 30, 17 Гимнов Гатхи. [ 4 ]
Также в зороастризме нет места примирению двух противоположных сил добра и зла:
Ни наши мысли, ни учения, ни интеллекты, ни решения, ни слова, ни дела, ни совесть, ни души не совпадают.
- Ясна 45, Песня Уштавайти Гатхи 10: Провозглашение (Два духа) [ 5 ]
иудаизм
[ редактировать ]Зороастризм и его доктрина этического дуализма повлияли на евреев и их мышление, поскольку среди ученых существует общее согласие в том, что еврейский апокалиптика имеет черты дуализма. [ 6 ]
Евреи впервые столкнулись с зороастрийской философией , когда персидский царь Кир освободил их из вавилонского плена и позволил им вернуться на родину в VI веке до нашей эры. Поэтому возможно, что в этот период два народа обменялись идеями о своем взгляде на мир, что объяснило бы четкую ссылку на этический дуализм, выраженную и переформулированную в еврейских терминах в главе 31:15 Второзакония , 5-й книги Второзакония. Тора :
Смотрите, сегодня я предлагаю вам жизнь и процветание, смерть и бедствие. Если ты будешь соблюдать заповеди ЯХВХ, твоего Бога, которые я заповедую тебе сегодня, если ты будешь любить ЯХВХ, твоего Бога, и следовать Его путям, если ты будешь соблюдать Его заповеди, Его законы, Его обычаи, ты будешь жить и возрастать, и ЯХВХ, твой Бог, будет благослови тебя на земле, в которую ты вступаешь, чтобы сделать свою. Но если твое сердце заблудится, если ты откажешься слушать, если ты позволишь втянуть себя в поклонение другим богам и служение им, говорю тебе сегодня, ты наверняка погибнешь […] Я предлагаю тебе жизнь или смерть, благословение или проклятие . Итак, выбери жизнь, чтобы ты и твои потомки могли жить
— Втор. 31:15-19, Иерусалимский перевод Библии. [ 7 ]
христианство
[ редактировать ]Христианство также представляет собой некоторое отношение к концепции этического дуализма, поскольку оно основано на некоторых зороастрийских еврейских концепциях. Например, Пролог к Евангелию от Иоанна содержит множество элементов этического дуализма, таких как метафора света/тьмы :
В Нем была жизнь, и жизнь была Свет человекам. Свет светит во тьме, и тьма не объяла его.
- Иоанна 1:4-5, Библия. [ 8 ]
Вот суд, что Свет пришёл в мир, и люди возлюбили тьму, а не Свет, ибо дела их были злы. Ибо всякий, делающий зло, ненавидит Свет и не приходит к Свету из страха, что дела его будут разоблачены. Но тот, кто практикует истину, приходит к Свету, чтобы его дела могли проявиться как совершенные в Боге.
- Иоанна 3:19-21, Библия. [ 9 ]
фигура Сатаны Кроме того, некоторые ученые считают, что очень похожа на зороастрийского Аримана , олицетворяющего «Противника», злого духа, который решил творить зло и развращает людей и физический мир. Однако, в отличие от зороастризма, христианская теология не считает Сатану, Дьявола , изначальным или окончательным, как Ариман, вместо этого он является испорченным существом, которое развращает людей, заставляя их совершать зло, в соответствии с христианским отказом от любого второго вечного существа, сосуществующего с Богом. .
Практические реализации в истории
[ редактировать ]На протяжении всей истории интерпретация событий и ситуации с точки зрения этического дуализма была нацелена на различные группы людей, которые считаются виновниками зла в мире, такие как дворянство , буржуазия , корпоративная элита и многие другие.
Все эти случаи характеризовались и характеризуются ситуацией несправедливости , которая подталкивала людей, принадлежащих к определенной группе, связывать и полностью связывать такую несправедливость с группой, которая, как считается, ее вызвала, тем самым приводя к ситуации крайней социальной поляризации , когда диалог между группами становится жестким или невозможным. [ 10 ]
Критика и другие интерпретации
[ редактировать ]В христианской теологии этический дуализм можно предотвратить, если принять во внимание христианскую доктрину о первородном грехе , которая, как утверждается, одинаково затрагивает всех людей; поэтому зло не может рассматриваться как исключительная сфера определенного класса или группы людей. Следовательно, конфликт между Добром и Злом, который характеризует этический взгляд на дуализм, существует только в измерении сознания каждого человека, так что Зло возникает в мире через его/ее неправильный выбор и действия.
В «Архипелаге ГУЛАГе» Солженицын также выразил аналогичную точку зрения:
«Если бы все было так просто! Если бы где-то были злые люди, коварно совершающие злые дела, и нужно было бы только отделить их от остальных из нас и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, прорезает сердце каждое человеческое существо. И кто готов уничтожить частичку своего сердца?» [ 11 ]
«Постепенно мне открылось, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не через государства, не между классами и не между политическими партиями, — а прямо через каждое человеческое сердце — и через все человеческие сердца». [ 12 ]
Другая интерпретация этического дуализма была сформулирована теологом и реалистом Рейнхольдом Нибуром (1892–1971), который подчеркивал относительность всякого морального и этического выбора. Пытаясь найти связь между индивидуальной и групповой этикой , он подчеркивал сложность любой социальной ситуации и прибегал к новой формуле «дуалистической этики».
Нибур проанализировал несправедливость современной индустриальной цивилизации и подчеркнул контраст между «моральным человеком и аморальным обществом»:
«Отдельные люди могут быть моральными в том смысле, что они способны учитывать интересы, отличные от своих собственных, при определении проблем поведения и способны иногда предпочитать преимущества других своим собственным… Но все эти достижения являются труднее, если не невозможно, для человеческих обществ и социальных групп. В каждой человеческой группе меньше оснований направлять и сдерживать импульсы, меньше способности к самопревосхождению, меньше способности понимать потребности других и, следовательно, больше безудержного эгоизма, чем индивиды, составляющие группы, проявляются в своих личных отношениях». [ 13 ]
Поэтому, по мнению Нибура, человек как личность от природы наделен некоторыми бескорыстными побуждениями , которым он обязан своей совестью . Однако, выступая в качестве члена группы, человек оказывается подавленным моральной неспособностью, поскольку у группы отсутствуют органы чувствительности индивида. Следовательно, с точки зрения Нибура, этический дуализм следует использовать, чтобы указать на невозможность примирения такого конфликта между индивидуальной и общественной этикой в рамках одной единственной этической программы.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "Дом" . etymonline.com .
- ^ Х. Б. Кун, «Дуализм» в Евангельском богословском словаре, 2-е изд., Изд. Уолтера А. Элвелла. (Гранд-Рапидс: Baker Academic, 2001), 357.
- ^ Вводный словарь теологии и религиоведения, под редакцией Орландо О. Эспина, Джеймса Б. Николоффа, ссылка 2008 г.
- ↑ Исследования Карла Нильсена, Том 5, Дэвид Фэннинг, Майкл Фьелдсе, Нильс Краббе, Daniel Grimley Ashgate Publishing, Ltd., 2 ноября 2012 г., ссылка
- ^ Стилвелл, Гэри А. Где был Бог: зло, теодицея и современная наука . Np: Гэри Стилвелл, 2009, 67.
- ^ Пространственный и этический дуализм в еврейской мудрости и апокалиптической литературе, Джон Г. Гэмми, ссылка 1974 г.
- ^ Втор. 31:15-19, Иерусалимский перевод Библии
- ^ Библия, Иоанна 1:4-5 Ссылка.
- ^ Библия, ссылка от Иоанна 3: 19-21.
- ↑ «Проблема этического дуализма», Майкл Хэмблин, ссылка 2006 г. Архивировано 26 августа 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Александр Солженицын: Восхождение от идеологии, Дэниел Дж. Махони, ссылка 2001 г.
- ^ Александр Солженицын: Восхождение от идеологии, Дэниел Дж. Махони, ссылка 2001 г.
- ^ King ML, Этический дуализм Рейнхольда Нибура, ссылка 1952 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эспин О., Николов Дж. Б., Вводный словарь богословия и религиоведения , Liturgical Press, 2007. ISBN 0814658563 .
- Янноне А.П., Словарь мировой философии , Рутледж, 2013. ISBN 1134680449 .
- Кун Х.Б., «Дуализм» в Евангельском теологическом словаре , 2-е изд., изд. Уолтера А. Элвелла, Baker Academic, 2001. ISBN 0801020751 .
- Махони DJ, Александр Солженицын: Восхождение от идеологии, Rowman & Littlefield Publishers, 2001. ISBN 0742521133 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хэмблин М., Проблема этического дуализма, 2006, отчет Юрики .
- Дуализм
- Добро против зла: дуализм в религиозных писаниях
- Гноли Г., Добро и зло, в энциклопедии Ираника.
- Ходжес Х.Дж., Этический дуализм еды в Евангелии от Иоанна
- Шаперо HMG, зороастризм, иудаизм и христианство
- Кинг М.Л., Этический дуализм Рейнхольда Нибура , Проект документов Мартина Лютера Кинга, 1952 г.