Jump to content

Этический дуализм

Этический дуализм (от древнегреческого ἔθος (o ἦθος), этос , «характер», «обычай», и латинского duo, «два») [ 1 ] относится к практике вменения зла целиком и исключительно определенной группе людей, игнорируя или отрицая собственную способность совершать зло.

Следствием такой позиции является создание противостояния «Мы» и «Они», что приводит к поляризации социальных конфигураций до крайностей таким образом, что взаимопонимание между двумя «полюсами» становится очень трудным или невозможным, поскольку «Они», « Другой » демонизирован , дегуманизирован .

Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных сущностей, одна из которых представляет собой источник всего Добра, а другая — всего Зла. [ 2 ]

Метафизический дуализм и этический дуализм

[ редактировать ]

Применительно к теории дуализма в ее более широком философско - метафизическом смысле полезно указать, чем отличается от нее этический дуализм или что он к ней добавляет.

Дуализм — это теория, которая интерпретирует любую данную ситуацию с точки зрения двух контрастирующих элементов, что с метафизической точки зрения означает, что реальность состоит из двух фундаментальных типов существования , которые не могут быть сведены друг к другу. Примерами метафизического дуализма являются дуализмы между духом и материей , Богом и миром или, как теоретизировал Декарт , между мыслью и протяжением .

Этический дуализм, с другой стороны, выдвигает на первый план моральное или в дополнение к измерение вместо метафизического нему и предполагает внутреннюю ситуацию конфликта между двумя антагонистическими силами, такими как свет и тьма, Добро и Зло. [ 3 ]

Религиозные интерпретации

[ редактировать ]

Зороастризм

[ редактировать ]

Одной из наиболее известных и четких интерпретаций этического дуализма является концепция, концептуализированная зороастризмом , древней персидской религией , которая основывает свою мысль на фигуре пророка Зороастра (или Заратустры), который утверждал существование двух оригинальных и контрастирующих между собой принципы, Ахура Мазда и Ариман , представляющие соответственно силы Добра и Зла . Таким образом, мир идентифицируется как поле битвы между этими двумя контрастирующими сущностями, также связанными со светом и тьмой.

Каждый мужчина и женщина для себя выбирают любой из двух […] Худший ум будет у неправедного, а лучший ум будет у праведного.

- Ясна 30, 17 Гимнов Гатхи. [ 4 ]

Также в зороастризме нет места примирению двух противоположных сил добра и зла:

Ни наши мысли, ни учения, ни интеллекты, ни решения, ни слова, ни дела, ни совесть, ни души не совпадают.

- Ясна 45, Песня Уштавайти Гатхи 10: Провозглашение (Два духа) [ 5 ]

Зороастризм и его доктрина этического дуализма повлияли на евреев и их мышление, поскольку среди ученых существует общее согласие в том, что еврейский апокалиптика имеет черты дуализма. [ 6 ]

Евреи впервые столкнулись с зороастрийской философией , когда персидский царь Кир освободил их из вавилонского плена и позволил им вернуться на родину в VI веке до нашей эры. Поэтому возможно, что в этот период два народа обменялись идеями о своем взгляде на мир, что объяснило бы четкую ссылку на этический дуализм, выраженную и переформулированную в еврейских терминах в главе 31:15 Второзакония , 5-й книги Второзакония. Тора :

Смотрите, сегодня я предлагаю вам жизнь и процветание, смерть и бедствие. Если ты будешь соблюдать заповеди ЯХВХ, твоего Бога, которые я заповедую тебе сегодня, если ты будешь любить ЯХВХ, твоего Бога, и следовать Его путям, если ты будешь соблюдать Его заповеди, Его законы, Его обычаи, ты будешь жить и возрастать, и ЯХВХ, твой Бог, будет благослови тебя на земле, в которую ты вступаешь, чтобы сделать свою. Но если твое сердце заблудится, если ты откажешься слушать, если ты позволишь втянуть себя в поклонение другим богам и служение им, говорю тебе сегодня, ты наверняка погибнешь […] Я предлагаю тебе жизнь или смерть, благословение или проклятие . Итак, выбери жизнь, чтобы ты и твои потомки могли жить

Втор. 31:15-19, Иерусалимский перевод Библии. [ 7 ]

христианство

[ редактировать ]

Христианство также представляет собой некоторое отношение к концепции этического дуализма, поскольку оно основано на некоторых зороастрийских еврейских концепциях. Например, Пролог к ​​Евангелию от Иоанна содержит множество элементов этического дуализма, таких как метафора света/тьмы :

В Нем была жизнь, и жизнь была Свет человекам. Свет светит во тьме, и тьма не объяла его.

- Иоанна 1:4-5, Библия. [ 8 ]

Вот суд, что Свет пришёл в мир, и люди возлюбили тьму, а не Свет, ибо дела их были злы. Ибо всякий, делающий зло, ненавидит Свет и не приходит к Свету из страха, что дела его будут разоблачены. Но тот, кто практикует истину, приходит к Свету, чтобы его дела могли проявиться как совершенные в Боге.

- Иоанна 3:19-21, Библия. [ 9 ]

фигура Сатаны Кроме того, некоторые ученые считают, что очень похожа на зороастрийского Аримана , олицетворяющего «Противника», злого духа, который решил творить зло и развращает людей и физический мир. Однако, в отличие от зороастризма, христианская теология не считает Сатану, Дьявола , изначальным или окончательным, как Ариман, вместо этого он является испорченным существом, которое развращает людей, заставляя их совершать зло, в соответствии с христианским отказом от любого второго вечного существа, сосуществующего с Богом. .

Практические реализации в истории

[ редактировать ]

На протяжении всей истории интерпретация событий и ситуации с точки зрения этического дуализма была нацелена на различные группы людей, которые считаются виновниками зла в мире, такие как дворянство , буржуазия , корпоративная элита и многие другие.

Все эти случаи характеризовались и характеризуются ситуацией несправедливости , которая подталкивала людей, принадлежащих к определенной группе, связывать и полностью связывать такую ​​несправедливость с группой, которая, как считается, ее вызвала, тем самым приводя к ситуации крайней социальной поляризации , когда диалог между группами становится жестким или невозможным. [ 10 ]

Критика и другие интерпретации

[ редактировать ]

В христианской теологии этический дуализм можно предотвратить, если принять во внимание христианскую доктрину о первородном грехе , которая, как утверждается, одинаково затрагивает всех людей; поэтому зло не может рассматриваться как исключительная сфера определенного класса или группы людей. Следовательно, конфликт между Добром и Злом, который характеризует этический взгляд на дуализм, существует только в измерении сознания каждого человека, так что Зло возникает в мире через его/ее неправильный выбор и действия.

В «Архипелаге ГУЛАГе» Солженицын также выразил аналогичную точку зрения:

«Если бы все было так просто! Если бы где-то были злые люди, коварно совершающие злые дела, и нужно было бы только отделить их от остальных из нас и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, прорезает сердце каждое человеческое существо. И кто готов уничтожить частичку своего сердца?» [ 11 ]

«Постепенно мне открылось, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не через государства, не между классами и не между политическими партиями, — а прямо через каждое человеческое сердце — и через все человеческие сердца». [ 12 ]

Другая интерпретация этического дуализма была сформулирована теологом и реалистом Рейнхольдом Нибуром (1892–1971), который подчеркивал относительность всякого морального и этического выбора. Пытаясь найти связь между индивидуальной и групповой этикой , он подчеркивал сложность любой социальной ситуации и прибегал к новой формуле «дуалистической этики».

Нибур проанализировал несправедливость современной индустриальной цивилизации и подчеркнул контраст между «моральным человеком и аморальным обществом»:

«Отдельные люди могут быть моральными в том смысле, что они способны учитывать интересы, отличные от своих собственных, при определении проблем поведения и способны иногда предпочитать преимущества других своим собственным… Но все эти достижения являются труднее, если не невозможно, для человеческих обществ и социальных групп. В каждой человеческой группе меньше оснований направлять и сдерживать импульсы, меньше способности к самопревосхождению, меньше способности понимать потребности других и, следовательно, больше безудержного эгоизма, чем индивиды, составляющие группы, проявляются в своих личных отношениях». [ 13 ]

Поэтому, по мнению Нибура, человек как личность от природы наделен некоторыми бескорыстными побуждениями , которым он обязан своей совестью . Однако, выступая в качестве члена группы, человек оказывается подавленным моральной неспособностью, поскольку у группы отсутствуют органы чувствительности индивида. Следовательно, с точки зрения Нибура, этический дуализм следует использовать, чтобы указать на невозможность примирения такого конфликта между индивидуальной и общественной этикой в ​​рамках одной единственной этической программы.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Дом" . etymonline.com .
  2. ^ Х. Б. Кун, «Дуализм» в Евангельском богословском словаре, 2-е изд., Изд. Уолтера А. Элвелла. (Гранд-Рапидс: Baker Academic, 2001), 357.
  3. ^ Вводный словарь теологии и религиоведения, под редакцией Орландо О. Эспина, Джеймса Б. Николоффа, ссылка 2008 г.
  4. Исследования Карла Нильсена, Том 5, Дэвид Фэннинг, Майкл Фьелдсе, Нильс Краббе, Daniel Grimley Ashgate Publishing, Ltd., 2 ноября 2012 г., ссылка
  5. ^ Стилвелл, Гэри А. Где был Бог: зло, теодицея и современная наука . Np: Гэри Стилвелл, 2009, 67.
  6. ^ Пространственный и этический дуализм в еврейской мудрости и апокалиптической литературе, Джон Г. Гэмми, ссылка 1974 г.
  7. ^ Втор. 31:15-19, Иерусалимский перевод Библии
  8. ^ Библия, Иоанна 1:4-5 Ссылка.
  9. ^ Библия, ссылка от Иоанна 3: 19-21.
  10. «Проблема этического дуализма», Майкл Хэмблин, ссылка 2006 г. Архивировано 26 августа 2015 г. в Wayback Machine.
  11. ^ Александр Солженицын: Восхождение от идеологии, Дэниел Дж. Махони, ссылка 2001 г.
  12. ^ Александр Солженицын: Восхождение от идеологии, Дэниел Дж. Махони, ссылка 2001 г.
  13. ^ King ML, Этический дуализм Рейнхольда Нибура, ссылка 1952 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0363a39c2a6574431f7b40820abddf74__1705863840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/74/0363a39c2a6574431f7b40820abddf74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ethical dualism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)