Суддходана
Суддходана | |
---|---|
Правитель Шакьев | |
![]() | |
Предшественник | Сиану |
Преемник | Маханама |
Рожденный | Капилавасту , Шакья (древний город Капилавасту на территории современного Непала). [ 1 ] ) |
Умер | Капилавасту , Шакья (древний город Капилавасту на территории современного Непала). [ 2 ] ) |
Супруг | Майя Махападжапати Готами |
Проблема |
|
Отец | Сиану |
Мать | Маленький |
Переводы Суддходана | |
---|---|
санскрит | Шуддходан ( IAST : Шуддходана ) |
Есть | Суддходана |
бирманский | Суддходана ( IPA : [θoʊʔdɔ́dəna̰]) |
кхмерский | Чистая гордость ( UNGEGN : Соттотикнеак ) |
сингальский | Великий царь Суддходана |
тайский | Суддходана ( RTGS : Суттотана ) |
Глоссарий буддизма |
Шуддходана ( санскрит : शुद्धोदन ; пали : Суддходана ), что означает «тот, кто выращивает чистый рис». [ 3 ] был отцом Сиддхартхи Гаутамы , более известного как Будда . [ 4 ] Он был лидером племени Шакья , жившего в олигархической республике со столицей в Капилавасту .
В более поздних версиях жизни Будды Шуддходану часто называли царем, хотя этот статус не может быть установлен с уверенностью и фактически оспаривается современными учеными.
Семья
[ редактировать ]Самым ранним предшественником царя Судхдходханы был король Маха Самматха (или первый царь Кальпы). Отцом Шуддходаны был Сихахану , а матерью — Каччана. Главным супругом Суддходаны была Маха Майя , с которой у него был Сиддхартха Гаутама (который позже стал известен как Шакьямуни, «Мудрец Шакьев», или Будда ). Майя умерла вскоре после рождения Сиддхартхи. Затем Суддходана стал главной супругой Майи, сестрой Махападжапати Готами , от которой у него родились второй сын Нанда и дочь Сундари Нанда . Оба ребенка стали буддийскими монахами. [ 5 ]
В возрасте 16 лет Сиддхартха женился на своей кузине Ясодхаре , племяннице Маха Майи и Махападжапати. Традиционно считалось, что отцом Ясодхары был Суппабудда, но по некоторым сведениям, это был Дандапани. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Вопросы королевского статуса
[ редактировать ]Хотя Шуддходана часто изображается и упоминается как царь, самые последние исследования по этому вопросу опровергают представление о том, что Шуддходана был монархом. Многие известные ученые заявляют, что республика Шакья была не монархией, а скорее олигархией, управляемой элитным советом класса воинов и министров, который выбирал своего лидера или раджу . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Хотя раджа, возможно, и обладал значительной властью на родине Шакья, он не правил самодержавно. Вопросы, имеющие последствия, обсуждались в управляющем совете, и решения принимались консенсусом. [ 11 ] Более того, ко времени рождения Сиддхарты республика Шакья стала вассальным государством более крупного королевства Косала . [ 12 ] [ 13 ] Глава олигархического совета Шакья, раджа, мог вступить в должность и оставаться на своем посту только с одобрения короля Косалы.

Самые ранние доступные нам буддийские тексты не идентифицируют Шуддходану или его семью как членов королевской семьи. [ 15 ] В более поздних текстах, возможно, было неправильное толкование палийского слова раджа , которое может означать также короля, принца, правителя или губернатора. [ 16 ] [ 17 ] Или, как отмечается в соответствующей статье о буддизме : «Некоторые истории о Будде, его жизни, его учениях и заявлениях об обществе, в котором он вырос, возможно, были изобретены и вставлены в более позднее время в буддийские тексты». [ 18 ] [ 19 ]
Рождение Сиддхартхи и Великое отречение
[ редактировать ]Сиддхартха Гаутама родился в Лумбини и вырос в столице Шакья Капилавасту . Согласно легенде, Шуддходана приложил все усилия, чтобы помешать Сиддхартхе стать шраманом , в том числе запретил ему выходить из дома и окружать его женщинами и другими чувственными удовольствиями. Но в возрасте 29 лет, пережив Четырех Взглядов , Сиддхартха покинул свой дом в поисках духовных ответов на неудовлетворительную природу жизни, оставив после себя жену Ясодхару и маленького сына Рахулу . Историю ухода Сиддхартхи традиционно называют Великим отречением ( Махабхинишкрамана ).
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Шуддходана оплакивал уход своего сына и приложил немало усилий, пытаясь найти его. Семь лет спустя, после того как весть о его просветлении достигла Суддходаны, он послал девять эмиссаров пригласить Сиддхартху обратно в землю Шакья. Будда проповедовал эмиссарам и их окружению, присоединившимся к Сангхе .
Затем Шуддходана послал близкого друга Сиддхартхи Калудайи пригласить его вернуться. Калудайи тоже решил стать монахом, но сдержал свое слово и пригласил Будду обратно в свой дом. Будда принял приглашение своего отца и вернулся, чтобы посетить его дом. Во время этого визита он проповедовал Дхарму Суддходане.
Четыре года спустя, когда Будда услышал о приближающейся смерти Суддходаны, он снова вернулся в свой дом и продолжил проповедовать Суддходане на его смертном одре. Наконец он обрел арахатство .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Туладхар, Своямбху Д. (ноябрь 2002 г.), «Древний город Капилвасту - новое посещение» (PDF) , Древний Непал (151): 1–7
- ^ Туладхар, Своямбху Д. (ноябрь 2002 г.), «Древний город Капилвасту - новое посещение» (PDF) , Древний Непал (151): 1–7
- ^ Шуман, HW (2016). Исторический Будда: времена, жизнь и учение основателя буддизма . Мотилал Банарсидасс. п. 6. ISBN 978-8120818170 .
- ^ В Палийском каноне есть только два дискурса, которые явно ссылаются на Суддходану: DN 14, Махападана Сутта , и в стихосложенном прологе Sn 3.11, Налака Сутта . В каждой из этих бесед Суддходана представлен просто как отец Будды и правитель Сакьев. Перевод последнего рассуждения см. Таниссаро, 1998 .
- ^ Словарь буддизма, Киоун, Oxford University Press, ISBN 0-19-860560-9
- ^ Шуман, HW (2016). Исторический Будда: времена, жизнь и учение основателя буддизма . Мотилал Банарсидасс. п. 24. ISBN 978-8120818170 .
- ^ Гомбрих, 1988, стр. 49-50.
- ^ Бэтчелор, Стивен (2015). После буддизма: переосмысление Дхармы для светской эпохи . Издательство Йельского университета. стр. 37 . ISBN 978-0300205183 .
- ^ Шуман, HW (2016). Исторический Будда (Новое изд.). Мотилал Банарсидасс. стр. 17–18. ISBN 978-8120818170 .
- ^ Сильвер, 2007, с. 21
- ^ Шуман, 2016, с. 18
- ^ Уолш, Морис (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи (PDF) . Публикации мудрости. п. 409. ИСБН 0-86171-103-3 .
- ^ Бэтчелор, Стивен (2015). После буддизма . Издательство Йельского университета. пп. главы 2, раздела 2, абзаца 7-го . ISBN 978-0-300-20518-3 .
- ^ Маршалл стр.64
- ^ Уолтерс, Джонатан С. (2016). «Сутты как история: четыре подхода к проповеди о благородных поисках (Арияпариесанасутта)». В Деррисе и Груммере (ред.). Определение буддизма: читатель . Рутледж. стр. Глава 2, раздел IV, пункт 9. ISBN 978-1845532314 .
- ^ Поиск раджи на http://dictionary.tamilcube.com/pali-dictionary.aspx.
- ^ Дхаммика, Шравасти (17 декабря 2015 г.). «дхармические размышления» . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Гомбрич, 1988, стр. 18-19, 50-51.
- ^ Троппер, Курт (2013). Тибетские надписи . БРИЛЛ Академик. стр. 60–61, со сносками 134–136. ISBN 978-90-04-25241-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ближайшие родственники Шуддходаны
- Почему была разрушена Республика Сакьян? С.Н. Гоенка (Далее представляет собой перевод и адаптацию статьи С.Н. Гоенки на хинди , опубликованной Исследовательским институтом Випассаны в декабре 2003 г.)