Скифские монахи
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2011 г. ) |
Скифские монахи — община монахов из региона вокруг устья Дуная , сыгравшая влиятельную роль в христианских богословских спорах между IV и VI веками. Название Скиф происходит от Малой Скифии , классического названия современного региона Добруджа в Румынии и Болгарии , в то время являвшегося римской провинцией . Монахи были воспитаны не только из местных христианских элементов, но и из христиан-иммигрантов, приехавших вести аскетический образ жизни.
История
[ редактировать ]Малая Скифия была частью Римской империи с I века, включив местные христианские элементы в религиозную жизнь Римской, а затем и Восточной Римской империи. Согласно традиции, впервые записанной в III веке нашей эры, святой Андрей , брат святого Петра , прошел через этот регион в I веке со своими учениками. Однако распространение христианство получило лишь в III и IV веках. Несколько остатков раннехристианских церквей можно найти по всему региону, а церковные истории фиксируют мучеников во всех крупных городских центрах.
Епископ Ефрем , убитый 7 марта 304 года в Томисе (современная Констанца ), был первым известным христианским мучеником этого региона, гонения продолжались при императорах Диоклетиане , Галерии , Лицинии и Юлиане Отступнике . Большое количество епархий и мучеников впервые засвидетельствовано во времена доникейских отцов .
Главное археологическое свидетельство о христианских мучениках было получено во время раскопок палеохристианской базилики в Никулителе (недалеко от древнего Новиодуна ) в 1971 году, когда мартирий был обнаружен . Помимо Зотика , Аттала , Камасиса и Филиппа , принявших мученическую смерть при Диоклетиане мощи двух предыдущих мучеников, ставших свидетелями и умерших во время репрессий императора Деция (304–305), под склепом были обнаружены (249–251).
К концу V века Томис стал столичным епископством целых 14 епископств , в VI веке было зарегистрировано .
Влияние
[ редактировать ]Теопашитское учение
[ редактировать ]Скифские монахи внесли важный вклад в христологию, пропагандируя то, что стало известно как формула Феопасхита как решение споров о природе Христа, возникших после Халкидонского собора . Впервые сформулированный в 513 году, он первоначально был отвергнут как восточной, так и западной ветвями Императорской церкви. Со временем она была постепенно принята, и формула была подтверждена на Втором Константинопольском соборе в 553 году.
Проблемы между адептами разных христологий возникли из- Папы Льва I. за Тома (латинского текста, письма) Это был трактат, написанный в 449 году против монофизитов вождя Евтихия . поддержал Халкидонский собор в 451 году папу Льва I, а ересиарх Евтихий был осужден. В Томе были определены две природы и одна личность Христа. Одна природа гениальна чудесами, другая поддается травмам. Это можно было бы истолковать так, что у Христа было два независимо действующих аспекта: божественная природа, творящая чудеса, и человеческая природа, которая страдает. Папа Лев I предложил свой Фолиант как способ различения природы Христа, но считается, что он не намеревался предполагать, что природы на самом деле были отдельными частями. Халкидонский собор попытался урегулировать разногласия между несторианами и монофизитами, одобрив Томик папы Льва , признавший, что Христос имел две природы в одной личности. Однако, одобрив Фолиант Льва, собор, по-видимому, одобрил несторианскую ересь, согласно которой Иисус был двумя отдельными личностями: тесно и неразрывно связанными, но все же разными. В этом монофизиты обвиняли Халкидон.
Одна из глав этой дискуссии, «Феопаскитская полемика» VI века, возникла в городе Томисе, на западном побережье Черного моря . Сильная община монахов, живших в провинции Малая Скифия, оказалась втянутой в этот христологический спор с архиепископом из Томиса . Монахи были горячими сторонниками христологии , которая была как халкидонской (т. е. следовавшей христологическому учению Халкидонского собора), так и кириллийской. Он также принял учение Августина о благодати. Они надеялись, что эта комбинация объединит Западную и Восточную церкви . Они установили свою собственную связь между христологией и благодатью. Они выдвинули христологию, которая в значительной степени опиралась на Кирилла Александрийского (формула единства природы Христа как воплощения Бога-Слова), подчеркивая единство Христа, одновременно защищая августинианское учение о благодати, подчеркивая роль благодати и устранение независимых человеческих усилий от совершения добрых дел и спасения. Скифские монахи считали себя защитниками Халкидонского собора, утверждая, что Томе не следует интерпретировать так, как это сделали они. В подтверждение своего утверждения скифские монахи приводили отрывки из посланий папы Льва, которые более ярко выражали единство Христа. Однако, поскольку Фолиант можно было истолковать как разделяющее Христа, скифские монахи сочли необходимым найти способ исключить такое несторианское неверное толкование. Они сделали это в 513 году, пропагандируя то, что стало известно как формула Феопашита : Unus ex Trinitate passus est (что означает «Один из Троицы пострадал»). Они сделали это, желая исключить как несторианские, так и монофизитские тенденции, и в то же время стремясь добиться осуждения сочинений Фауста Риецкого как запятнанных пелагианством . Их взгляды вызвали споры в Константинополе. Монахи чувствовали, что если исповедовать их высказывание одновременно с совещанием Халкидонского Собора, то православное толкование Собора сохраняется, так как формула Феопасхита ясно дает понять, что Логос (объединяющее начало, связывающее Бога и человека) есть действующее подвержен не только чудесам Христа, но и его страданиям.
Первоначально монахи заручились поддержкой Виталиана , восточноримского генерала, который был военным магистром Фракии и лидером мощного прохалкидонского восстания против императора Анастасия I , который был убежденным монофизитом. Виталиан был уроженцем Малой Скифии и один из скифских монахов приходился ему родственником. Восстание началось в 512 году, когда почти идентичная формула скифских монахов, добавленная к Трисвятому в литургии Святой Софии , была удалена императором Анастасием II. Восстание продолжалось до 515 г., когда Виталиан потерпел поражение и был вынужден скрываться. Во время правления преемника Анастасия Юстина I ортодоксия распространилась даже на армию: солдатам было приказано подписаться под халкидонским вероучением или лишаться пайка. В начале 519 года делегация скифских монахов отправилась в Константинополь под предводительством Иоанна Максенция , чтобы представить свое дело императору Юстину I, предложив новое решение, приводя доводы в пользу своей формулы. Им яростно противостояли легаты из Рима под Герман Капуанский и Неспящие монахи (названные так за их круглосуточную молитву в восьмичасовые смены) [ 1 ] по иронии судьбы, пытаясь бороться с евтихианскими тенденциями скифских монахов, сами Неусопшие монахи перешли в несторианство и были за это отлучены от церкви Папой Иоанном II ). Столкнувшись с этим противодействием, скифские монахи пришли к выводу, что, хотя халкидонское определение (полностью поддерживаемое Римом) действительно было ортодоксальным выражением веры, оно было подвержено несторианскому неправильному толкованию, которое фактически разделило бы Христа на две личности, несмотря на словесное толкование. признание того, что у Христа есть только одна личность. Предложение скифских монахов не было встречено хорошо, главным образом из-за времени: монахи прибыли в Константинополь как раз в тот момент, когда император Юстин I вел переговоры о прекращении акакийского раскола. Этот раскол между Римом и Константинополем возник в 484 году, когда папа Феликс III отлучил от церкви Акация , патриарха Константинополя , за попытку уклониться от Халкидонского собора в его попытке вернуть монофизитов под контроль. Акакий посоветовал императору Зенону выступить с заявлением « Энотикон» («акт соединения»; 482), который представлял собой попытку примирить разногласия между сторонниками православия и монофизитства. Но Энотикон не смог настоять на Халкидоне как на образце ортодоксальности, и Халкидонский собор из-за одобрения Фолианта Папы Льва I стал знаком престижа Римского Престола. Очевидная попытка Акакия игнорировать Халкидон была воспринята как оскорбление претензий Рима на то, чтобы быть золотым стандартом ортодоксальности. К моменту прибытия монахов в Константинополь политический ландшафт изменился, и политика императора Юстина была направлена скорее на запад, чем на восток, где доминировали монофизиты. Эта политика побудила его в 519 году согласиться с требованием Рима сделать Халкидон официальным христологическим исповеданием империи. Он принял эмиссаров из Рима в триумфальном шествии, а Константинопольский Патриарх Иоанн подписал документы, положившие конец тридцатипятилетнему расколу. Таким образом, когда на сцену прибыли скифские монахи, призывающие дополнить постановления Халкидона их феопасхитской формулой, никто не пожелал их слушать. Взгляды скифских монахов были истолкованы как нападение на Халкидонский собор и, следовательно, как угроза недавно установленному воссоединению Рима и Константинополя. Епископ из Северной Африки по имени Владыка, находившийся в Константинополе одновременно со скифскими монахами, также выступил против их христологической позиции, цитируя Фауста Риецкого, которого скифские монахи обвиняли в Пелагианская ересь .
Не сумев добиться признания в Константинополе, некоторые монахи во главе с Иоанном Максенцием в 519 году отправились в Рим в надежде заручиться папы Хормизда поддержкой . Несмотря на первоначальный теплый прием и письма поддержки со стороны Юстиниана, который к тому времени начал менять свое мнение о формуле монахов, им не удалось убедить Папу, поскольку он не хотел предлагать свою поддержку группе монахов, которые открыто выступил против своих легатов в Константинополе. К 520 году папа не смог высказать свое мнение по поводу их позиции. Монахи были возмущены отсутствием ответа. Несмотря на громкие протесты, новой аудиенции у Папы они не получили. Наконец, через четырнадцать месяцев монахи покинули Рим. Вскоре после 13 августа 520 г. их поведение в Риме побудило папу Хормизда написать письмо тому же Владыке в Константинополь, критикуя их богословие и резко осуждая их громкие возражения. Когда Максенций получил это письмо от Папы, он ответил, что Папа не мог его написать, потому что тот, кто его написал, явно был еретиком. Один историк предположил, что после этого эпизода Максенций удалился в религиозную общину, жившую в Тинтагеля в субримской Британии , и что его имя упоминается в латинской надписи на камне Артогну . [ 2 ] В конце концов скифские монахи нашли поддержку сначала с одной стороны: они написали письмо епископам Северной Африки, которые в то время были сосланы вандалами на остров Сардиния . Лидер североафриканских епископов Фульгенций Руспийский составил ответ, в котором они приняли христологическую формулу, а также монахское учение о благодати Августина. Тем временем в Константинополе умер император Юстин I, и в 527 году новым императором стал его племянник Юстиниан , богослов. Он также начал поддерживать позицию монахов, будучи убежденным, что заявление монахов было ортодоксальным и понимая, что это может сделать Халкидон более приемлемым для монофизитов на Востоке. В 531 году монахи приняли участие в публичных диспутах, устроенных императором Юстинианом (527—565) между католиками и монофизитами-последователями Севера Антиохийского . В конце концов, поддержка императором «формулы Феопаскита» наконец проложила путь к ее утверждению на Втором Константинопольском соборе. в 553 году, 10-й канон которого гласит: «Если кто не исповедует, что Господь наш Иисус Христос, распятый во плоти, есть истинный Бог и Господь славы и один от Святой Троицы, да будет анафема».
Скифские монахи внесли важный вклад в христологию после халкидонских споров, предложив свою формулу. Первоначальные уничижительные движения исчезли по мере того, как взгляды скифских монахов укрепились благодаря широкому принятию этой формулы.
Другое наследие
[ редактировать ]Римский философ и математик Боэций написал пять opuscula Sacra, чтобы проанализировать положения христианского учения. Пятый трактат, направленный против Евтихия и Нестория, первоначально был вызван Восточным письмом 512 г. (за несколько лет до прибытия скифских монахов в Рим в 519/520 г.), но имеет некоторое сходство с идеями Иоанна Максенция и скифских монахов. Боэций, как и Иоанн Максенций, определяет проблему евтихиан и несториан в неспособности различать природу и личность (гл. 1–2). Боэций также упоминает о страданиях Бога при распятии (в гл. 7.54–55), что соответствует скифской формуле «Один из Святой Троицы пострадал за нас». Однако терминология и аргументы Боэция, по-видимому, в целом не связаны с терминологией и аргументами скифских монахов. Сочинения Боэция представляют интерес, выходящий далеко за рамки их вклада в доктринальные дебаты, поскольку они являются одной из самых влиятельных богословских книг в европейской культуре.
Иоанн Кассиан был более ранним монахом из Скифии, умершим в 435 году. Он учился у монахов Египта (« отцов-пустынников »). Он покинул Египет и основал монастырь в Марселе в Южной Галлии . Он написал «Институты и конференции», описывающие монашескую жизнь в Египте, и был важной фигурой в распространении монашества на Западе. Кассиан вместе с Афанасием Александрийским и Иоанном Златоустом подчеркивал идею восхождения к Богу через периоды очищения и просветления, ведущие к единению с Божеством. Эта идеология так называемых «отцов-пустынников» глубоко повлияла на духовность Западной Церкви. По этой причине труды и духовность отцов-пустынников и сегодня представляют интерес для многих людей.
В год Господень
[ редактировать ]В Риме папа Геласий назначил Дионисия Эксигуса , члена общины римских монахов, которого он знал по Константинополю, для перевода документов в папском архиве. Позже Дионисий работал под началом нового Папы Иоанна I , переводя с греческого на латынь пасхальные таблицы, составленные святым Феофилом из Александрийской церкви и его преемником святым Кириллом . Хотя таблицы первоначально отсчитывали свои годы в эпоху Anno Diocletiani , с начала правления языческого римского императора Диоклетиана , Дионисий заменил его своей эпохой anno Domini , поскольку он не желал продолжать память о тиране, преследовавшим христиан. Таким образом, он ввел метод отсчета христианской эры от Рождества Христова . Кассиодор восхваляет в своих Institutiones таланты и деятельность Дионисия Эксигуса, и это указывает на то, что он был лично знаком с остальными «скифскими монахами».
Известные участники
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Халкидонизм
- Восточно-христианское монашество
- Восточно-православное богословие
- История христианства в Румынии
- Ипостасный союз
- Неохалкидонизм
- Трифолий, священник
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грегори, Тимоти Э. (2011). История Византии (2-е, аннотированное изд.). Джон Уайли и сыновья . п. 426 . ISBN 978-1-44435997-8 .
- ^ Роберт М. Вермаат: Новая интерпретация камня «Артоньу», Тинтагель
Источники
[ редактировать ]- Отто Барденхевер : «Патрология»; Сент-Луис, 1908 год.
- Патрик Т.Р. Грей: «Защита Халкидона на Востоке». Исследования по истории христианской мысли, изд. Хейко А. Оберман, т. 20 (Лейден, 1979).
- Грильмайер, Алоис (1987). Христос в христианской традиции: рецепция и противоречие: развитие дискуссии о Халкидоне с 451 года до начала правления Юстиниана . Том. 2/1. Атланта: Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664221607 .
- Грильмайер, Алоис ; Хайнталер, Терезия (1995). Христос в христианской традиции: Константинопольская церковь в шестом веке . Том. 2/2. Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664219970 .
- Карл Крумбахер : «История византийской литературы»; (Мюнхен, 1897 г.).
- Иоанн Максенций: «Книга веры»; Эд. Франсуа Глори. Corpus Christianorum Series Latina 85A (Турнхольт, 1978).
- Эдвард Шварц: «Материалы Вселенских Соборов»; Том 4, том. 2, Вселенский Константинопольский Собор под Люстинианским хабитусом. Трюбнер, 1934, я – xxxii.