Леди Трие
Леди Трие | |
---|---|
![]() Дон Хо рисует изображение леди Триу | |
Родное имя | |
Рожденный | Неизвестный Район Иньдин , Цзючжэнь , Цзяочжоу |
Умер | 248 (Возраст неизвестен) Район Хоулу , Цзючжэнь , Цзяочжоу |
Похороненный | Неизвестно (приписывается горе Тунг (коммуна Триу Лок, район Хау Лок , ныне провинция Тханьхоа )) |
Леди Трие | |
---|---|
Вьетнамское имя | |
Вьетнамский алфавит | г-жа Трие Триё Ау |
Китайские иероглифы | Чжао Ну |
Номинальный сценарий | По Чжао |
Леди Триу ( вьетнамский : Bà Triệu , [ɓàː t͡ɕiə̂ˀu] , Chữ Nôm : 婆趙 226–248) или Triệu Ẩu ( [t͡ɕiə̂ˀu ʔə̂u] , Chữ Hán : 趙嫗 ) — женщина-воин во Вьетнаме III века , которой удавалось какое-то время сопротивляться правлению китайской восточной династии У. Ее также зовут Триу Тхо Трин , хотя ее настоящее имя неизвестно. Ее цитируют: «Я бы хотела оседлать штормы, убить косаток в открытом море , изгнать агрессоров, отвоевать страну, разорвать узы крепостного права и никогда не прогибать спину, чтобы стать наложницей какого-либо мужчины. " [ 1 ] [ 2 ] Восстание леди Триу обычно изображается в современной вьетнамской национальной истории как одна из многих глав, составляющих «долгую борьбу за национальную независимость, чтобы положить конец иностранному господству». [ 3 ] Она также известна как Ле Хай Ба Выонг ( китайский : 麗海婆王, букв. «Красивая морская королева»). [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]В 226 году Сунь Цюань послал 3000 солдат, чтобы восстановить прямой контроль Китая над Цзяочжи , а также искоренить семью Ши Се . Войска Сунь Цюаня захватили и обезглавили Ши Хуэя вместе со всей его семьей, затем штурмовали Цзючжэнь и убили там десять тысяч человек вместе с выжившими членами семьи Ши Се. [ 5 ] Сунь Цюань разделил Цзяочжи на две отдельные провинции: Цзяочжоу и Гуанчжоу. [ 6 ] В 231 году Восточный У снова послал в Цзючжэнь генерала, чтобы «истребить и усмирять варварские племена Юэ ». [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]В 248 году жители Цзяочжи и Цзючжэнь уездов провинции Цзяо восстали против китайцев У. Местная женщина по имени Триуу в Цзючжэне возглавила восстание, за ней последовали сто вождей, возглавивших восстание пятидесяти тысяч семей. [ 7 ] Восточный У послал Лу Иня разобраться с повстанцами и казнил леди Триу после нескольких месяцев войны. [ 8 ] [ 9 ] Кит Тейлор написал это в 1983 году: «Хотя в китайских записях не упоминается леди Триу, Ле Так, вьетнамский ученый XIII века, сосланный в Юаньский Китай, в своем «Аннан жилуэ» описал ее как женщину с грудью длиной в ярд , которая сражалась на слоне в бою». [ 9 ] К. У. Тейлор утверждал, что «сопротивление леди Триё было для них (китайцев) просто своего рода упорным варварством, которое было уничтожено как нечто само собой разумеющееся и не представляло никакого исторического интереса». [ 10 ] Кэтрин Чёрчман (2016) указывает, что Тейлор ошибается, считая, что в китайских записях она не упоминается. По словам Черчмана, самые старые и наиболее подробные записи о госпоже Чие взяты из хроники Цзяочжоу цзи (交州記) Лю Синьци (написанной во времена династии Западная Цзинь (265–318 гг.)) и цитировались в Тайпин Юлань ( ок. 980), который был исходным текстом для всех последующих отчетов. [ 11 ]
Цзинь завоевание Цзяочжоу
[ редактировать ]В 263 году Лу Син (呂興), чиновник префектуры Цзяочжоу, восстал при поддержке местных жителей и солдат, убив администраторов У Сунь Сюя (孫諝) и Дэн Сюня (鄧荀), а затем отправил послов к Цао Вэю с просьбой военная помощь. Цзяочжи, Цзючжэнь и Ринан были переданы под контроль Вэй. В 265 году династия Цзинь (266–420) подняла Цао Вэя и немедленно послала Ян Чи аннексировать Цзяочжоу при местной поддержке. В 268 году Восточный У послал двух генералов, Лю Чуня и Сю Цзе, чтобы отвоевать Цзяочжоу у Цзинь, но потерпел поражение от армий Цзинь. [ 12 ] В 270 г. армии Цзинь и У столкнулись в Хэпу , Гуанси . Генералу У Тао Хуану удалось войти в контакт с Луонг Ки, местным командиром варваров Фуянь (扶嚴夷), который сотрудничал с Цзинь, и убедить его перейти на сторону У, что позволило армии У отбить Порты и основные города Цзяочжи в 271 году. Бои продолжались в сельской местности до 280 года, когда династия Цзинь окончательно уничтожила Восточный У, воссоединение Китая. [ 8 ]
Вьетнамский счет
[ редактировать ]Традиционный
[ редактировать ]Đại Việt sử ký toàn thư (Полные летописи Великого Вьетнама ), написанные во времена династии Ле , [ 13 ] сказал следующее о леди Триё:
Год Моу Тхин, [248] (11-й год императора Дьен Хи Хань (Хань Яньси 漢延熙); 11-й год Сич О (Чиу 赤烏)). Жители Коу Чана (Цзючжэнь九真) снова напали на цитадели, префектура восстала. Король У назначил Хань Дун императорского секретаря Люк Дуна [Лу Инь] (в некоторых источниках говорится, что Люк Тхонг [Лу Шан]) на должность инспектора Цзяочжоу . Прибыл Дон, использовал уважение народа к себе, чтобы призвать их сложить оружие, люди сдались, насчитывая более 30 000 семей, и в префектуре снова воцарился мир. После этого женщина из командования Ку Чан по имени Триу Оу собрала людей и напала на несколько командований (у нее грудь длиной 3 фута [1,2 м], она связала ее за спиной, часто ездит на слонах, чтобы сражаться). Дон смог подчинить [ее]. (Записи Гяо Чо пишут только: В горах командования Ку Чан жила молодая женщина по фамилии Триу, с грудью длиной в 3 фута, незамужняя, собирала людей и грабила командования, часто носила позолоченные грубые туники и зубчатую обувь (или зубчатую обувь, сделанную из позолоченной грубой одежды?), и сражалась, сидя на голове слона, после смерти стала бессмертный).
Современный
[ редактировать ]История Вьетнама |
---|
![]() |
![]() |
Вьетнама» « Краткая история — историческая книга, написанная в начале 20 века вьетнамским историком Чан Чонг Кимом . [ 14 ] сказал следующее о леди Триё:
В этом году в префектуре Куу Чан жила женщина по имени Триу Тхи Чин. [ номер 1 ] который организовал восстание против Нго [У].
В нашей [вьетнамской] истории зафиксировано, что леди Триу была жительницей района Нонг Конг. Ее родители умерли еще в детстве, она жила со своим старшим братом Триу Куок Датом. В возрасте 20 лет, когда она жила со своей невесткой, которая была жестокой женщиной, она [Триу Тхи Трин] убила свою невестку [невестку] и пошла в гору. Она была сильным, смелым и умным человеком. На горе она собрала группу из 1000 последователей. Ее брат пытался отговорить ее от бунта, она сказала ему: «Я хочу только оседлать ветер и ходить по волнам, убивать больших китов Восточного моря, очищать границы и спасать людей от утопления. Зачем мне подражать другие склоняют голову, наклоняются и становятся рабами, зачем подчиняться черной работе по дому?».
В год Моу Тхин, [248], из-за жестокости мандаринов Нго [Ву] и страданий людей Триу Куок Данг восстал в префектуре Коу Чан. Леди Трие возглавила свои войска, присоединившиеся к восстанию своего брата, солдаты Триу Куок Дат сделали ее лидером из-за ее храбрости. Когда она отправлялась на битву, она обычно носила желтые туники и ездила на боевом слоне. Она провозгласила себя Нхоу Киу Тунг куан (Леди-генерал, одетая в золотую мантию).
Зяо Чау Инспектор Люк Дон послал войска, чтобы сражаться с [ней], ей [Триу Тхи Тринь] удалось дать отпор силам Нго [Ву] в течение 5 или 6 месяцев. Из-за нехватки войск и борьбы в одиночку она [Триу Тхи Трин] не смогла вести долгую войну и потерпела поражение. Она сбежала в коммуну Бо Дьен (современная Фу Дьен коммуна , район Мо Хоа ), а затем покончила жизнь самоубийством.
Позже Нам До (Южный император) из ранней династии Ли похвалил ее как храброго и верного человека, приказал [своим последователям] построить ей храм и дал ей титул « Бут чин ань хунг тай трин нхт фунхан » ( Благороднейшая, Героическая и Девственная Дама). В настоящее время в коммуне Фудин, в провинции Тханьхоа, есть храм [ее].
Другие аккаунты
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о Триу Тхи Тринь можно найти в « Цзяочжоу Цзи» (交州记), написанном во времена династии Цзинь и собранном в Тайпин Юлань. . [ 15 ] В книге « Вьетнамская традиция на суде, 1920-1945» , написанной американским профессором Дэвидом Дж. Марром , история Триу Тхи Трин рассказывается следующим образом: Триу Тхи Тринь была женщиной ростом 9 футов (2,7 м), у которой было 3 Грудь длиной в фут (0,91 м). У нее также был голос, похожий на храмовый колокол, и она могла съесть много рисовых кусочков и пройти 500 лиг в день. Более того, Трин обладала красотой, способной потрясти душу любого мужчины. Из-за неоднократных ссор она убила свою невестку и пошла в лес, где собрала небольшую армию и напала на китайцев. [ 16 ] Когда ее брат попытался отговорить ее от бунта, она сказала ему:
Я хочу только оседлать ветер и ходить по волнам, убивать больших китов Восточного моря, очищать границы и спасать людей от утопления. Почему я должен подражать другим, склонять голову, сгибаться и быть рабом? Зачем подчиняться черной работе по дому? [ 16 ]
Услышав слова Трин, ее брат решил присоединиться к ней. Сначала китайцы недооценивали Трин из-за того, что она была женщиной-лидером, но после некоторых встреч они боялись ее из-за ее взгляда. [ 16 ] Три столетия спустя она все еще предлагала духовную поддержку вьетнамским мужчинам, противникам китайцев. [ 16 ] удостоил ее В XI веке двор Ли множества посмертных титулов. [ 16 ] Во время Ле династии неоконфуцианство стало национальной идеологией Вьетнама, и многие ученые агрессивно пытались привести практики Триу Тхи Трин в соответствие с неоконфуцианством. Тем не менее она пережила все их манипуляции. [ 16 ]
Исторические различия
[ редактировать ]Большая часть доступной информации поступает исключительно из вьетнамских источников, написанных во время или после поздней династии Мин . [ 9 ] Однако в «Сангочжи» («Записи трех королевств»), классическом китайском историческом отчете, упоминается восстание в это время в командованиях Цзяочжи Коу ( 交趾 ; вьетнамский : Цзяо Чо ) и Цзючжэнь ( 九真 , вьетнамский: Чан ):
На 11-м году правления Чиу (赤烏) [248] в Цзяочжи (交趾) повстанцы Цзючжэня (九真) напали на обнесенные стеной города, что вызвало большой резонанс. Лу Инь (陸胤) [из Хэнъяна (衡陽) ] получил звание инспектора Цзяочжоу от правителя У. Он взял свои войска, вошел на южную границу и послал сообщение повстанцам. Он использовал свою хитрость, чтобы убедить их принять его условия. [В] Гаоляне (高涼) военачальник Хуан У (黄吳) с 3000 дворами вышел сдаваться. Лу Инь теперь повел армию на юг, в этот регион. Он объявил о своей искренности [аборигенам] и раздал подарки. [Оставшиеся] 100 лидеров повстанцев и 50 000 семей, которые были неуправляемыми и неприступными, поклонились [Лу Иню]. Таким образом, территория была передана мирным путем. Лу Инь сразу получил звание Генерала, Усмиряющего Юг. Его снова отправили в карательную экспедицию против повстанцев в Цанву (蒼梧). Он быстро их победил. От начала до конца армия Лу Иня насчитывала 8000 человек. (В более поздних комментариях также упоминалось, что Лу Инь затем помогал сажать урожай и кормил людей.) [ 17 ]
Кейт Тейлор, американский профессор, объяснил эти различия следующим образом:
В китайских записях леди Трие не упоминается; наши сведения о ней получены только из вьетнамских источников. Отсюда видно, что события 248 года запомнились обеим сторонам по-разному. Китайцы зафиксировали свой успех лишь в подкупе некоторых лидеров повстанцев взятками и обещаниями. Сопротивление, возглавляемое госпожой Трие, было для них просто своего рода упорным варварством, которое было уничтожено как нечто само собой разумеющееся и не представляло никакого исторического интереса. С другой стороны, вьетнамцы запомнили восстание леди Трие как важнейшее событие того времени. Ее руководство апеллировало к сильным народным инстинктам. Традиционный образ ее как выдающегося, но человечного лидера, закидывающего свою грудь длиной в ярд на плечи, отправляясь в бой верхом на слоне, передавался из поколения в поколение. После смерти леди Триу вьетнамцы поклонялись ее духу. Знаниями о ней мы обязаны тому, что ее помнил народ. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Триу Тхо Тринь — широко прославленный герой, и в ее честь названы многие улицы во вьетнамских городах (улицы Ба Триу есть в Хюэ , Ханое , Хошимине и ряде других городов).
-
Статуя в Нуи Нуа
-
Статуя Ба Трие внутри храма
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ используется имя Триу Тхи Чин В этой книге . Это не орфографическая ошибка. Кроме того, слово Chinh /ciŋ˧˧/ произносится как Trinh /ʈiŋ˧˧/ как [t͡ɕïŋ˧˧] в некоторых вьетнамских диалектах (например, в Ханое).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Нгуен 2002 , с. 22.
- ^ Ридстрем 2003 , с. 179.
- ^ Черчман 2016 , с. 127.
- ^ Минь Тао Фам (2003). Истории королев в истории Вьетнама (на вьетнамском языке). Издательство «Информационная культура». Архивировано из оригинала 04 декабря 2023 г. Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кирнан 2019 , с. 91.
- ^ Тейлор 1983 , с. 92.
- ^ Кирнан 2019 , стр. 97-98. Кирнан предполагает, что «в восстании участвовала последняя женщина-бунтовщик из Лок Вьет в традициях сестер Чонг».
- ^ Перейти обратно: а б Кирнан 2019 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор 1983 , с. 90.
- ^ Тейлор 1983 , с. 91.
- ^ Черчман 2016 , с. 137.
- ^ Тейлор 1983 , стр. 92–94.
- ^ Полные анналы Великого Вьетнама , изд. Ко, том. 4 Архивировано 13 января 2013 г. в Wayback Machine , см. также оригинальную текстовую версию на китайском языке, стр. 7.
- ^ Чан Чонг Ким (2005). Краткая история Вьетнама (на вьетнамском языке). Хошимин : Главное издательство Хошимина. стр. 44–45. ( равный онлайн-источник, найдите слово «Trieu Au» . Архивировано 29 июля 2013 г. на Wayback Machine . Обратите внимание, что стиль названия этого онлайн-источника немного отличается, поскольку он был преобразован из другого издания книги «Вьетнамский В старых выпусках настоящее имя леди Триу было Триу Ау, но в новых изданиях Тран Чонг Ким изменил Триу Ау на Триу Тхи Чин (Тринь) [Тран Чонг Ким, соч., с.44])
- ^ * «Тайпин Юлань, том 371 ◎Двенадцать ○ Грудь Министерства кадров» цитирует «Цзяочжоу Цзи» Лю Синьци, в котором говорится: Наложница Чжао — женщина из округа Цзючжэнь Цзюньань. Ее грудь была длиной в несколько футов, и она отказалась выйти замуж. Она отправилась в горы, чтобы собрать группу воров, а затем напала на округ. Он часто носит золотое одеяние, следит за своими башмаками, а когда отступает с боя, часто открывает занавес и общается с юношами в сопровождении десятков служителей. Лу Иньпин, губернатор округа У.
- «Тайпин Юлань, том 499 ◎ Сто сорок краж Министерства кадров» цитирует «Цзяочжоу Цзи» Лю Синьци: «У женщин Чжао грудь длиной в несколько футов, и они не выходят замуж. Они уходят в горы и собираются группами, чтобы воровать. . В уезде Суйбэй они часто носили золотые кисточки, а когда отступали с войны, часто задергивали занавески, общались с молодыми людьми и имели десятки сопровождающих. Губернатор Лу Иньпинчжи.
- «Тайпин Юлань, том 698 ◎Фу Чжанбу, 1500 сабо» цитирует «Цзяочжоу Цзи» Лю Синьци и говорит: Наложница Чжао — женщина из округа Цзючжэнь Цзюньань. Ее грудь длиной в несколько футов, и она не замужем. Они идут в горы и собирают группу воров, всегда носящих золото, чтобы их поймать.
- «Тайпин Юлань, том 811 ◎ Департамент сокровищ, десять ○ Золото» цитирует «Цзяочжоу Цзи» Лю Синьци и говорит: «Наложница Чжао — это человек из девяти человек с грудью длиной в несколько футов. Они пошли в горы собирать воров, а затем напали на округ. Он всегда носит золотые сабо.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Марр 1984 , с. 198-199.
- ^ Ссу-ма, Куанг; Фанг, Ахиллес; Соломон, Бернард С; Бакстер, Глен В. (1952). Хроника Трех Королевств (220-265) . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Хроника Трех Королевств (220-265) . Главы 69–78 из «Цзы чжи тун цзянь» Сыма Куанга / Перевод и аннотации Ахилла Фана; Под редакцией Глена В. Бакстера.
Библиография
[ редактировать ]- Черчман, Кэтрин (2016). Люди между реками: взлет и падение культуры бронзовых барабанов, 200–750 гг . н.э. Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-442-25861-7 .
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета .
- Марр, Дэвид Г. (1984). Вьетнамская традиция на суде, 1920-1945 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05081-9 .
- Нгуен, Хак Вьен (2002). Вьетнам, долгая история . Издательство Гиой.
- Тейлор, К.В. (1983). Рождение Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07417-0 .
- Ридстрем, Хелле (2003). Воплощение морали: взросление в сельской местности Северного Вьетнама . Издательство Гавайского университета.
- Вьетнамцы III века
- Женщины в древнекитайской войне
- Вьетнамские повстанцы
- 225 рождений
- 248 смертей
- Женщины-монархи III века
- Женщины в войне III века
- Монархи Азии III века
- Женщины на войне во Вьетнаме
- Вьетнамские монархи
- Обожествленный вьетнамский народ
- Вьетнамские женщины III века
- Вьетнамские женщины-генералы