Беохар Рамманохар Синха
Беохар Рамманохар Синха | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 25 октября 2007 г. | (78 лет)
Национальность | Индийский |
Образование | Шантиникетан |
Известный | Живопись ( Ревайвализм , Контекстуальный модернизм , Минимализм ) |
Заметная работа | Конституция Индии |
Беохар Рамманохар Синха (15 июня 1929 – 25 октября 2007) был индийским художником, который очень хорошо известен своими иллюстрациями к оригинальной окончательной рукописи Конституции Индии , включая полную страницу преамбулы , которая была реализована в 1949 году как один из самых красивых конституций мира [ павлинья проза ] [ 1 ] [ 2 ] помимо того, что он является наиболее полным. Он также известен как культурный посол Индии, который распространил индийское искусство на Дальнем Востоке и принес восточное искусство в Индию. [ 3 ] Его работы находятся во многих престижных государственных и частных коллекциях по всему миру. [ 4 ] и его фрески до сих пор украшают стены и гигантский купол в Джабалпуре исторического здания Шахид-Смарак или Мемориального зала мучеников , даже спустя более полувека, хотя сейчас они требуют консервации.
Рамманохар всегда подписывал свои работы курсивом деванагари , либо коротким Рам , либо полным Рамманохар , но редко писал свою фамилию. На большинстве его более поздних картин стоит уникальная красная печать с его фамилией Синха , в основном написанная шрифтом деванагари , но также иногда и шрифтом пиньинь , в дополнение к его указанным подписям чернилами. [ 5 ]
Детство
[ редактировать ]Рамманохар родился 15 июня 1929 года в семье Каястха в тогдашнем Джуббулпуре , [ 6 ] крупнейший и наиболее важный город Британской Индии центральных провинций . Он был младшим из трех сыновей известного Гандианца Беохара Раджендры Синхи – известного ученого, историка, [ 7 ] богослов, [ 8 ] писатель, [ 9 ] Хинди -активист, [ 10 ] Рамаяна -авторитет и в меньшей степени журналист и политик [ 11 ] - который с радостью пережил множество сроков в качестве политического заключенного, возглавляя движение за независимость Индии как часть Сатьягра .
В детстве Рамманохара их резиденция БеохарНивас-Палас в районе Сатья-Куа Джуббулпура была кипит националистической деятельностью, и ее часто посещали Махатма Ганди , Раджендра Прасад , Валлабхбхай Патель , Майтхили Шаран Гупт , Джавахарлал Неру , Кака Калелкар , Маханлал Чатурведи , Хан Абдул . Гаффар Хан , Виноба Бхаве , некоторые из которых оставались там на несколько дней. [ 12 ] В результате в него впитались семена национализма, человеколюбия и простоты. [ 13 ] [ 14 ]
Фонды
[ редактировать ]В рамках своего обучения в тогдашнем Джуббулпуре посещал старшую среднюю школу для мальчиков англиканской церкви Христа Рамманохар первоначально некоторое время , но не нашел монастырской среды, способствующей его темпераменту и националистическим идеологиям его семьи. Поэтому он очень скоро перешел в националистическую модельную школу Ладжа Шанкар Джа в Джабалпуре. [ 4 ] а также некоторое время учился в школе Хиткарини Сабха .
На различных индуистских праздниках Рамманохар помогал своей матери Раджрани Деви, многобожнице , рисовать самые разнообразные фольклорные мотивы для ее пудж . Своему сыну-подростку, помимо того, что давала дополнительную долю роскошного прасада , она также читала увлекательные рассказы и мелодичные гимны , которые часто включали традиционные объяснения, а также различные интерпретации этих мотивов. Это заложило его основы в изобразительном искусстве. [ 3 ]
Даже после смерти Рабиндраната Тагора в 1941 году отец Рамманохара Беохар Раджендра Симха продолжал посещать Шантиникетан, чтобы встретиться со своими друзьями Банарсидасом Чатурведи , Хазари Прасадом Двиведи , Кшитимоханом Сеном. [ 15 ] и другие. Во время одного из таких визитов в 1946 году Рамманохар сопровождал его, но решил остаться. [ 3 ] делил комнату с К.Г. Субраманяном в общежитии.
Рамманохар окончил факультет изобразительного искусства в Кала Бхаване в националистическом Вишва-Бхарати университете в Шантиникетане с 1946 по 1950 год. Он был любимым учеником одного из пионеров современного индийского искусства и ключевой фигуры контекстуального модернизма Нандалала Боса. . [ 16 ] Одновременно его обучали и наставляли Рамкинкар Байдж и Беноде Бехари Мукерджи . В рамках учебы в аспирантуре с 1951 по 1953 год, наряду с приобретением опыта в области фреско-секко под руководством Нандалала Бозе , он решил специализироваться на дзэн под руководством Ю Вань-шаня. живописи [ 4 ] который основал Университет Хуафань на Тайване – единственное учреждение за пределами Индии, которое использует Львиную столицу Ашоки в качестве своего логотипа. Это было первое знакомство Рамманохара с восточным искусством , которым он остался, несмотря на возможность переехать в Школу изящных искусств Слэйда в Лондоне по своего старшего Кришны Редди указанию .
Националистические ранние произведения искусства
[ редактировать ]
К самым известным работам Рамманохара относятся иллюстрации на страницах оригинальной каллиграфической рукописи Конституции Индии , [ 17 ] [ 18 ] включая полную страницу преамбулы, [ 19 ] [ 20 ] которые были одобрены в 1949 году Нандалалом Бозе без каких-либо изменений. [ 21 ] [ 22 ]

Чтобы его искусство, посвященное Конституции Индии, представляло собой сумму остроты оригинального индийского искусства в его неподдельной чистоте, Рамманохар принял геркулесовский вызов и совершил исследовательские поездки в такие места, как Аджанта , Эллора , Баг , Бадами , Санчи , Сарнатх и Махабалипурам . [ 23 ] Из этих колыбелей чистого индийского искусства он использовал такие краткие мотивы, как Падма , Нанди , Айравата , Вьягра , Ашва , Ханс и Маюр , чтобы символически передать суть индийской Конституции в образах. [ 23 ]
Рамманохар первоначально отказался ставить свои подписи на своих произведениях « Конституции Индии» , но его наставник Нандалал Бос , который взял на себя ответственность за весь проект, видел вещи с исторической точки зрения и, следовательно, настоятельно настаивал, чтобы Рамманохар подписал хотя бы некоторые страницы «так, чтобы чтобы будущие поколения могли узнавать, помнить и прославлять художника, украсившего Конституцию Индии». [ 19 ] [ 24 ] Фактически, помимо всех украшений, большинство основных эскизов, штриховых рисунков ( на фото ) и рисунков для окончательного освещения оригинальной рукописи Конституции Индии были выполнены Рамманохаром. [ 25 ] кто был самым старшим и любимым [ 13 ] ученик Нандалала Боса . В оригинальной рукописи Конституции Индии работы Рамманохара представлены на странице 1 (хараппская печать), 102 (Ланка), 104 (Викрамадитья и его монета/печать), 105 (печать Наланды), 106 (лучник Калинга), 113 (Натараджа и Свастика), 160 (Субхас Чандра Бос), 167 (Пейзаж), 181 (мотив морской экспедиции), 231-232 (рамки) свидетельствуют о его святом отказе подписывать свои произведения искусства в знак его альтруистического вклада в нацию.
В националистическом стиле, типичном для возрожденческой Бенгальской школы искусств , [ 26 ] Рамманохар выполнил множество фресок-секко в 1952-53 годах на стенах и куполе Шахид-Смарака или Концертного зала Мемориала мучеников в Джабалпуре , изображая различные эпизоды и вехи борьбы Индии за независимость. [ 27 ] начиная с 1654 г. н.э. и заканчивая развертыванием индийского триколора в День независимости в 1947 г. н.э. Это были остатки рисунков, которые должны были быть включены в Конституцию, но не могли быть включены. Особое значение имеет изображение Движения за выход из Индии ( на фото ), которое также было опубликовано в Британской энциклопедии. [ 28 ] и тот, что посвящен Рани Дургавати , которому приписывают самую первую недвусмысленную картину, изображающую доблестную королеву-воительницу гондванского вотчины Гарха-Мандла, которая осмелилась бросить вызов могучей армии Акбара , чтобы защитить независимость своей страны. [ 29 ] [ 30 ]
Точно так же Рамманохар также выполнил Фреско-Секко. фреску [ 31 ] изображающий рождение Гаутамы Будды [ 32 ] на стенах здания общежития Кала Бхавана в Университете Вишва-Бхарати , Шантиникетан . [ 31 ]
Готовясь к 59-му ежегодному собранию национальных лидеров в Кальяни, Западная Бенгалия , в 1954 году, Рамманохар и его команда осветили все место проведения. [ 33 ] особенно ворота и сцена, с панелями и плакатами на националистические темы с использованием биоразлагаемых материалов местного производства, естественных цветов земли. [ 31 ] и Хади . Эти произведения искусства Рамманохар получили широкое признание.
-
Движение «Покиньте Индию»: фреска в концертном зале «Мемориал мучеников» в Джабалпуре
-
Рани Дургавати готовится бросить вызов армии Акбара: фреска в концертном зале Мемориала мучеников в Джабалпуре
Культурная дипломатия
[ редактировать ]В период с 1957 по 1959 год индийское правительство как ученого и эмиссара культуры отправило Рамманохара на Дальний Восток , чтобы «установить прямой межкультурный и межцивилизационный мост». Находясь в Китае, Рамманохар работал с великими мастерами Ци Байши , Ли Керанем , Чэнь Бандином, Пань Тяньшоу , У Цзиндингом, У Цзожэнем , Ли Кучаном, Фу Баоши , Юй Фэйанем, совместно выполнил многочисленные произведения искусства, в том числе знаменитую картину «Мост Мэйшань». [ 34 ] изобразил, как сохнет на заднем плане, и общался с несколькими политическими руководителями после первой фазы китайской кампании «Сотня цветов» . В унисон с Рахулом Санкритьяяном творческая инициатива Рамманохара в области культурной дипломатии была отмечена существенным ослаблением напряженности вокруг спорной китайско-индийской границы на несколько лет. [ 35 ]
Рамманохар также распространял индийское искусство за рубежом, лично овладев всеми тремя дальневосточными школами живописи Кунг-пи , Шуй-мо и Се-и, а также лаковой работой. [ 36 ] [ 37 ] Таким образом, классическое индийское влияние явно проявляется в некоторых произведениях Е Цяньюя , Ши Лу и многих других известных дальневосточных художников. Поэтому Рамманохара иногда называли Хуэн Цангом Индии. [ 38 ]
-
Китайский маэстро Ли Керан посещает студию Рамманохара в Пекине, около 1957 года.
Взаимодействие с современниками
[ редактировать ]Из своих индийских современников он был особенно близок к С.Х. Разе , Б.С. Саньялу , К.Г. Субраманьяну и Нараяну Шридхару Бендре . Раза посетил студию Рамманохара в Индии, а также посетил студию Разы в 1997 году во время своего пребывания в Европе. [ 31 ] Точно так же Джагдиш Сваминатан в 1987 году и М.Ф. Хусейн в 1986 году посетили студию Рамманохара, а также посетили его выставки в Индии и Европе. Современный художник Акбар Падамси был настолько вдохновлен своим жанром искусства, что не только признал его, но и выразил острое желание научиться этому у Рамманохара. [ 13 ] Некоторые из этих художников даже обменивались с Рамманохаром картинами в качестве подарков. Таким образом, в дополнение к вышеперечисленным произведениям искусства, его разнообразная коллекция также включала картины Каттингери Кришны Хеббара , Абдулрахима Апабхая Алмелькара, Гопала Гхоша , Манджита Бавы , Джерама Пателя, Джоти Бхатта , Джогена Чоудхури , Манохара Акре, Рама Кумара в дополнение к тем, мастеров шантиникенского искусства, которых он раздал. Среди других художников, скульпторов и гравёров, время от времени посещавших студию Рамманохара, были Сурендранатх Кар , Автар Сингх Панвар, Крипал Сингх Шехават , Бальбир Сингх Катт, Гулам Мохаммед Шейх , Чинмай Мехта, Сомнатх Хор , Сухен Гангули, Совон Сом, Джадунатх Супакар , Бисваруп. . Бозе. Даже такие литераторы, как Нирмал Верма и Ашок Ваджпей, посещали его студию-резиденцию.
-
Падма-Вибхушан С.Х. Раза в гостях у Рамманогара
-
Падма-Вибхушан М.Ф. Хусейн с Рамманохаром
-
Падма-Бхушан Акбар Падамси с Рамманохаром
Международные коллекции
[ редактировать ]- Британский музей , Лондон , Великобритания. [ 39 ]
- Музей Британской империи и Содружества , Бристоль , Великобритания. [ 40 ]
- Музей Виктории и Альберта , Лондон , Великобритания. [ 41 ]
- Международная организация промышленного, духовного и культурного развития, Токио , Япония. [ 42 ]
- Тейт Британия в Миллбанке, Лондон , Великобритания. [ 43 ]
- Институт Имперского Содружества , Лондон , Великобритания.
- Университет Саскачевана , Канада. [ 44 ]
- Университета Бирмингема Институт изящных искусств Барбера , Бирмингем , Великобритания. [ 45 ]
- Университет Рединга , Великобритания.
- AAFC, Федеральное правительство Канады . [ 46 ]
- Коллекция произведений искусства Air India , Мумбаи , Индия. [ 47 ]
- The Observer , Мумбаи , Индия.
- Лалит Кала Академи , Нью-Дели , Индия. [ 48 ]
- Индийская корпорация развития туризма , Нью-Дели , Индия.
- Раштрапати Бхаван (Президентский дворец), Нью-Дели , Индия.
- Центральная академия изящных искусств Китая , Пекин , Китайская Народная Республика.
- Коллекции Кала Бхаваны в Университете Вишва-Бхарати , Шантиникетан , Индия. [ 49 ]
- Музей Рупанкара Бхарат Бхаван , Бхопал , Индия. [ 50 ]
- Университет Индиры Кала Сангит , Хайрагарх , Индия.
- Музей Рани Дургавати, Джабалпур , Индия. [ 51 ]
- Постоянная коллекция произведений искусства Мемориала мученика, Джабалпур , Индия. [ 52 ]
- Государственный институт изящных искусств Каланикетан, Джабалпур , Индия.
Мировые аукционы
[ редактировать ]Картины Рамманохара были проданы на аукционе вместе с картинами Хеббара , Хусейна , Разы , Соузы , Гаитонде , Субраманьяна , Пайна и других в Нью-Йорке и Лондоне. Sotheby's [ 53 ]
Избранные награды и награды
[ редактировать ]- Награда за выдающийся вклад в области изобразительного искусства, Нью-Дели, Индия, 2001 г.
- Почетная награда за высшую степень активной заботы о гуманитарных услугах и социальном обеспечении, Lions International, 1997 г.
- Премия художника-ветерана, AIFACS , Нью-Дели, Индия, 1993.
- Шикхар Самман за выдающиеся достижения, выдающиеся творческие способности и многолетнюю преданность искусству, Бхопал, Индия, 1991 год.
- Специальная награда AIFACS , Нью-Дели, Индия, 1953 год.
- Специальная награда , провинция Бомбей, Британская Индия, 1944 год.
В СМИ появились сообщения о том, что его имя было представлено к высшей гражданской награде Падма Вибхушан на 2007–2008 годы. [ 13 ] [ 54 ] но он скончался до того, как окончательный список был составлен в Нью-Дели.
Кампанию по вручению ему высшей гражданской награды Индии инициировали парламентарий (впоследствии главный министр) Бхупиндер Сингх Худа (04.01.1999), парламентарий Джаяшри Банерджи (12.12.2001) и вице-канцлер юстиции Гулаб Гупта (04.04.2001). 11-2003). При посмертном присвоении его с тех пор поддержали спикер Ассамблеи Ишвардас Рохани (11 ноября 2009 г.), парламентарий Ракеш Сингх (11 ноября 2009 г.), законодатель Лахан Гангория (15 ноября 2009 г.), председатель Совета адвокатов Рамешвар Нихра ( 19 ноября 2009 г.), министр науки и технологий Союза (13 декабря 2016 г.), Форум художников-депутатов (20 декабря 2016 г.), губернатор Западной Бенгалии (27 декабря 2016 г.), депутат Аджай Вишной (25 лет). -10-2017), [ 55 ] и многие другие.
Избранные выставки
[ редактировать ]Работы Рамманохара выставлялись в нескольких странах. Хотя список не является исчерпывающим, некоторые из его выставок перечислены ниже. [ 56 ]
- Художественная галерея Саманвай, Джайпур, Индия, 2013.
- сансрути Ретроспектива , Бхарат Бхаван , Бхопал, Индия, 2012.
- Образ Индии , Арт-Пилигрим, [ 57 ] Лондон, Великобритания, 2005 г.
- Хиросима никогда больше , Художественная галерея Арпана, Нью-Дели, Индия, 2005.
- Вспоминая Бхопал , Художественная галерея Варалакшами, Нью-Дели, Индия, 2004 г.
- Индийские старые и современные картины , Арийская художественная галерея, Нью-Дели, Индия, 2003.
- Галерея визуального искусства в Центре обитания Индии , Нью-Дели, Индия, 2002, 1999.
- Галерея Арт Жив, [ 58 ] Нью-Дели, Индия, 2001 г.
- Галерея Ганеша, [ 59 ] Нью-Дели, Индия, 1999, 1997, 1994 гг.
- Искусство в кино , Аруши Артс, [ 60 ] Нью-Дели, Индия, 1999 год.
- Королевская галерея современного искусства Беатрис, [ 61 ] Саутгемптон, Великобритания, 1999, 1998 гг.
- Художественная галерея Уильямсона, [ 62 ] Бидстон, Великобритания, 1997 г.
- Британский центр TheBhavan, [ 63 ] Лондон, Великобритания, 1997 г.
- Вестминстерская академия , Лондон, Великобритания, 1997 г.
- Международная художественная галерея Центра Неру , [ 64 ] Лондон, Великобритания, 1997 г.
- Художественная галерея Джеллис ЛегдЧик, [ 65 ] Ридинг-Беркшир, Великобритания, 1996, 1995 гг.
- Индийская национальная выставка искусства, Лалит Кала Академи , Ченнаи (Мадрас), Индия, 1993.
- , Художественная галерея Джехангир Мумбаи (Бомбей), Индия, 1993.
- Всеиндийское общество изящных искусств и ремесел (AIFACS), Нью-Дели, Индия, 1993, 1991, 1990, 1953 годы.
- Академия художеств Бирла, [ 66 ] Калькутта (Калькутта), Индия, 1992 г.
- Индийский международный центр , Нью-Дели, Индия, 1992 г.
- Бхарат Бхаван , Бхопал, Индия, 1992, 1991 гг.
- Художественная галерея Тадж, [ 67 ] Мумбаи (Бомбей), 1992 год.
- Мадхья-Прадеш Кала Паришад, [ 68 ] Джабалпур: 1991, 1990, 1986, 1968, 1966, 1965 годы; Бхопал: 1978, 1973 годы; Райпур: 1967, 1964, 1963 годы; Гвалиор: 1964.
- Лалит Кала Академи , Нью-Дели, Индия, 1987, 1978, 1974, 1969 годы.
- Университет Вишва-Бхарати , Шантиникетан, Индия, 1987, 1972, 1960, 1959, 1951 годы.
- Китайская академия художеств , Шанхай, Китайская Народная Республика, 1958 год.
- Сычуаньский институт изящных искусств (SFAI), Чунцин (Chungking), Китайская Народная Республика, 1958 год.
- Центральная академия изящных искусств Китая , Пекин (Пекин), Китайская Народная Республика, 1957 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мишра, Южная Каролина (2015a), «Самоотверженный художник Джабалпура», Sunday Times of India JabalpurPlus.
- ^ Мишра, Южная Каролина (2015b), «Связь с Конституцией», Sunday Times of India JabalpurPlus.
- ^ Jump up to: а б с Дхимоле, С. (2009), «Ранго Ки Кучи Се Джита Джахаан», НайДуния Джабалпур.
- ^ Jump up to: а б с Шукла, П.С. (2012), «Сансрути: ретроспектива Беохара Рамманохара Синхи», Рупанкар, Бхарат Бхаван, Бхопал.
- ^ Тьяги, HP (1991), «Беохар Ке Бхудришья Читро Мейн Манн Ки Чап», The Sunday Mail Bombay, стр. 16, получено 8 декабря 1991 г.
- ^ «Искусство и культура – ДЖАБАЛПУР» . Jabalpurcity.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Банерджи, Т. (1987). Историография на современных индийских языках: 1800-1947 гг . Калькутта, Индия: Ная Пракаш. п. 147. ИСБН 9788185109688 .
- ^ Поттер, К.Х. (1995). Энциклопедия индийской философии: Библиографии Vol. 1-2 . Нью-Дели, Индия: Мотилал Банарасидас. ISBN 9788120803084 .
- ^ Баджпай, К.Д. (1985). История культуры Индии, Том. 1: Мадхья-Прадеш . Нью-Дели, Индия: Прагья Пракашан. стр. 154, 162.
- ^ Справочники округа Мадхья-Прадеш (1968) . Том. 18. Бхопал, Индия: Центральная правительственная пресса. 1968. стр. 122, 574, 652.
- ^ Патерия, Р.Р. (1991). Законодательные собрания провинций и национальное движение . Нью-Дели, Индия: Северный книжный центр. п. 15. ISBN 81-85119-58-9 .
- ^ Индийские архивы . Том. 22. Нью-Дели, Индия: Национальный архив Индии. 1973.
21 документ Беохара Раджендры Сингха.
- ^ Jump up to: а б с д «Электронная газета Мадхья-Прадеша: читайте местную газету Мадхья-Прадеша на хинди в Интернете» . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ Чопра, С. (2008). «Беохар Рамманохар Синха: Голос Индии - независимый» (PDF) . Кала Диргха Международный журнал визуальных искусств . 8 : 79–81. Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2017 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ «Беохар доктор Синха, он встречает профессора Амартью Сена», Хитавада Джабалпур.
- ^ Вегад, Ал. (2007), «Апратим Калакар, Абхинн Митр: Рамманохар Синха», Дайник Бхаскар, Джабалпур.
- ^ Саху, А.; Паттанаик, Т. (январь 2015 г.). Л. Моханти (ред.). «Создание Конституции Индии: критический анализ» (PDF) . Обзор Одиши . LXXI . Правительство Одиши, Бхубанешвар, Индия: 7–15. Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2017 года . Проверено 14 января 2017 г.
- ^ «10 важных фактов о конституции Индии» . Newsable.asianetnews.tv . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Отпразднуйте День Конституции 26 ноября 2015 г. «Прем Бехари Нараин Райзада написал каллиграфию, используя - унникришна» . Imgrum.net . Проверено 26 ноября 2018 г. .
- ^ «Преамбула Конституции Индии - Индия Нация» . Indiathenation.ocm . 13 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г. Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Бюро, BCA (18 января 2016 г.). «Преамбула Конституции - Лучшие текущие события» . Bestcurrentaffairs.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Таймс Групп» . Epaperbeta.timesofindia.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Новости Джабалпура - Последние новости Джабалпура» . Таймс оф Индия . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Шантиникетан, Аджанта и Конституция Индии — путь гражданина мира» . World-citizen-trail.net . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «27 фактов о конституции Индии, которым нас не учили в школе» . Indiatimes.com . 26 января 2016 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2017 года . Проверено 29 января 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Вирмани, А. (2016). Вирмани, А. (ред.). Эстетика жертвоприношения в индийской политической культуре двадцатого-двадцать первого веков . Нью-Йорк: Рутледж: Группа Тейлора и Фрэнсиса. стр. 49–68. ISBN 978-0-415-72884-3 .
Политическая эстетика: культура, критика и повседневность
- ^ «Движение за выход из Индии – история Индии» . Britannica.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Шахид Смарак – Джабалпур» . Shaheed-smarak.org . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Санди Трибьюн — Спектр» . Tribuneindia.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Новости Хитавады» . Thehitavada.com . Архивировано из оригинала 27 ноября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ "Изображение" . Saimg-a.akamaihd.net . Архивировано из оригинала (JPG) 1 декабря 2017 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Английская газета новостей — последние новости» . Пионер . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «МОСТ МЕЙШАНЬ продан на аукционе Sotheby's, Гонконг, во вторник, 4 октября 2011 года» . Artvalue.com . Архивировано из оригинала 16 января 2017 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Натараджан, НК (2014). Геополитика: Индо-китайские отношения . Мумбаи, Индия: Издательство Jaico. стр. 235–236. ISBN 978-81-8495-569-9 .
- ^ Тьяги, HP (1991). Бхудришья Беохара — это изображение мужчины . Мумбаи: Sunday Mail. п. 16.
- ^ Чайтанья, К. (1994). История индийской живописи: современный период . Нью-Дели, Индия: Публикации Абхинава. п. 165. ИСБН 978-81-7017-310-6 .
- ^ «Всемирная электронная газета: ежедневная газета » Naiduniaepaper.jagran.com Получено 26 ноября.
- ^ http://www.britishmuseum.org/research/publications/online_research_catalogues/search_object_details.aspx?orig=/research/online_research_catalogues/russian_icons/catalogue_of_russian_icons/advanced_search.aspx&output=Terms/!!/OR/!!/16986/!/ /!/лодка/корабль/!//!!//!!!/&numpages=10¤tpage=10&partid=1&objectid=183817 [ мертвая ссылка ]
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2005 года . Проверено 3 февраля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «ВиА · Из коллекций» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ "ОИСКА " Oisca-international.org . Получено 26 ноября.
- ^ Тейт. «Коллекция — Тейт» . Тейт . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Музеи и галереи — Университет Саскачевана» . Архивировано из оригинала 20 января 2017 года . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ «Архив университетских коллекций - Институт изящных искусств Барбера» . Институт изящных искусств Барбера . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Центр исследований и разработок Саскатуна - Сельское хозяйство и агропродовольствие Канады (AAFC)» . Agr.gc.ca. Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Сокровища искусства Махараджи теперь открыты для публики» . Mumvaimirror.indiatimes.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Лалит Кала Академи» . Лалиткала.gov.in . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «ЗАПРОС НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ (RFP) ОТ ИНДИЙСКИХ АРХИТЕКТОРОВ/АРХИТЕКТУРНЫХ ФИРМ, СТРЕМЯЩИХСЯ ВЫРАЖЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ОЦЕНКЕ ЗАДАЧ И НАПИСАНИИ DPR ДЛЯ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МУЗЕЕВ-БЛИЗНЕЦОВ В ВИСВА-БХАРАТИ, ШАНТИНИКЕТАН, ДЛЯ РАБИНДРА-БХАВАНА И КАЛА-БХАВАНА» (PDF) . Visvabharati.ac.in . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «БХАРАТ БХАВАН» . Бхаратбхаван.орг . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Музей Рани Дургавати, Музей Рани Дургавати в Джабалпуре, Музей Джабалпура, Расположение музея Рани Дургавати, Время посещения, Коллекции музеев, Художественная галерея и музеи, Как добраться, Туристические достопримечательности Джабалпура» . Мадхья-Прадеш-tourism.com . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Удобства и инфраструктура - Шахид Смарак» . Shaheed-smarak.org . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Ведущая в мире база знаний об индийском искусстве, кино и культурном наследии» . Осианама.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Коврик Сватантры» . Сватантрамат.com . Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ https://www.facebook.com/AjayVishnoiBJP/videos/1270680363030110/ [ источник, созданный пользователем ]
- ^ «БХАРАТ БХАВАН» . Бхаратбхаван.орг . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Добро пожаловать в Арт Пилигрим» . Artpilgrim.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Галерея Art Alive - Современное индийское искусство - Галерея индийского искусства в Дели - Интернет-галерея индийского искусства в Дели - современное искусство Индии - Интернет-галерея искусства Индии - Художественная галерея Нью-Дели» . Artalivegallery.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Галерея Ганеша: Галерея эскизов изобразительного и современного искусства» . Gallerieganesha.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Искусство Аруши» . Eindiaart.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Королевское современное искусство и ремесло Беатрис, Истли - CitySeeker» . Cityseeker.com . Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Дом — Художественная галерея Уильямсона — Окстон, Уиррал» . Художественная галерея Уильямсона, Окстон, Биркенхед, Уиррал . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Бхаратия Видья Бхаван - Дом» . Бхаратия Видья Бхаван . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Центр Неру в Лондоне, культурное крыло Высшей комиссии Индии в Великобритании» . Центр Неру в Лондоне . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Галерея искусств Jelly Leg'd Chicken Arts, Ридинг, Беркшир, RG1 — контактная информация | iBerkshire» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2009 года . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «№1 в Индии — Художественная галерея в Калькутте — Академия искусства и культуры Бирла» . Бирлаарт.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Тадж Художественная галерея» . Taj.tajhotels.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Содействующие учреждения – правительство MP-Индии» . Архивировано из оригинала 19 января 2017 года . Проверено 17 января 2017 г.