Амаду Бамба
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2013 г. ) |
Ахмаду Бамба Мбаке | |
---|---|
![]() Бамба (ок. 1913 г.) | |
Рожденный | 1853 |
Умер | 1927 (73–74 года) |
Место отдыха | Туба |
Заголовок | Святой Суфий ( Вали ) |
Родители) | Маам Мор Анта Сали Мбаке и Маме Диарра Буссо |
Ахмаду Бамба Мбаке ( араб . Ahmadu Bamba Mbacke , 1853-1927) [ 1 ] как Слуга Посланника ( араб . خادِم الرسول , латинизированный : ар-Расул ) и Серинь Туба или « Шейх покаяния » , был суфийским святым религиозным лидером в Сенегале Хадим также известный последователям и ( Муридийя ).
Шейх Ахмаду Бамба написал стихи и трактаты о медитации, ритуалах, работе и изучении Корана . Он вел пацифистскую борьбу против французской колониальной империи, путешествуя через Атлантический океан, но не вел прямую войну с французами, как это Тиджани несколько видных марабутов сделали .
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Амаду родился на окраине 1270 года хиджры (около 1853 года нашей эры ) в деревне Мбаке ( Mbàkke Bawol на языке волоф) в Баоле . Он родился в семье с древней исламской традицией, которая, тем не менее, поддерживала тесные отношения и союзы с королевскими династиями, такими как Геж. [ 2 ] Его отец Маам Мор Анта Сали Мбаке был марабутом из Кадирийи , старейшего тариката (суфийского ордена) в Сенегале. [ 3 ] Он был назначен кади королевства как Мабой Диаху Ба , так и Дамелом Лат Джором. [ 4 ] Говорят, что даже в молодом возрасте Ахмаду Бамба оказывал давление на своего отца, чтобы тот уступил свой важный пост кади в пользу Дамеля. Ахмаду Бамба дезавуировал это сотрудничество, которое он считал подозрительным, поскольку оно обязывало его отца принимать властные решения, потенциально противоречащие исламскому праву. [ 5 ] Бамба был вторым сыном Маама Мор Анта Сали Мбаке и Маама Мариямы Буссо (более известного под именем Маам Диаара Буссо, или Диаратулла по-арабски, что означает «сосед Бога»). Оба его родителя произошли от известного патриарха Маама Махрама Мбаке, а их предки были родом из Футы, северный Сенегал.
Основание Муридийи и Тубы
[ редактировать ]Братство Муридов начало развиваться в конце XIX века, после разгрома монархий волофов. Этот период глубокого общественно-политического кризиса способствовал рождению религиозных организаций, основанных сильными личностями, прославившимися своей наукой и святостью. [ 6 ] Ахмаду Бамба основал братство Мурид в 1883 году со столицей в Тубе , Сенегал. Сегодня Туба является местом расположения крупнейшей мечети в Африке к югу от Сахары, построенной Муридами. [ 7 ]
Учение Ахмаду Бамбы подчеркивало достоинства пацифизма , трудолюбия и хороших манер посредством того, что широко известно как Джихаду нафс , который подчеркивает личную борьбу с «негативными инстинктами». [ 1 ] Как аскетический марабут, написавший трактаты о медитации , ритуалах, работе и изучении Корана, он, пожалуй, наиболее известен своим вниманием к работе и трудолюбию.
Последователи Бамбы называют его муджаддидом («обновителем ислама »), ссылаясь на хадис , из которого следует, что Бог будет посылать обновителей веры каждые 100 лет (члены всех сенегальских братств утверждают, что такими обновителями были их основатели). [ нужна ссылка ]
Абдул Ахад Мбаке, третий халиф (лидер Муридов) и сын Ахмаду Бамбы, заявил, что Ахмаду Бамба встретил пророка Мухаммеда во сне, и эта история стала символом веры для верующих Муридов. В месяц Рамадан 1895 года Мухаммед и его товарищи явились ему во сне в Тубе, чтобы даровать ему звание муджаддида его возраста. [ 8 ] и проверить его веру. [ 9 ] Говорят, что благодаря этому Бамбе также было присвоено звание «Слуга Пророка». [ 10 ]
Он основал город Туба в 1887 году. В одном из своих многочисленных произведений « Матлабул Фавзейни » (поиски счастья в обоих мирах) Бамба описывает цель города, который был призван примирить духовное и мирское. [ нужна ссылка ]
Столкновение с колониальным правлением и изгнанием
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2024 г. ) |
По мере того как слава и влияние Бамбы распространялись, французское колониальное правительство беспокоилось о его растущей мощи и возможности вести войну против них. Он спровоцировал «антиколониальное неповиновение». [ 11 ] и даже обратил в веру ряд традиционных королей и их последователей и, несомненно, мог бы собрать огромную военную силу, как такие мусульманские лидеры, как Умар Талль и Самори Туре это сделали до него . За это время французская армия и французское колониальное правительство устали от мусульманских лидеров, разжигающих восстания после завершения захвата Сенегала. [ 11 ]
Боязнь колониальной администрации по отношению к любому исламскому движению привела к тому, что решения, вынесенные Тайному совету, часто представляют собой иски о намерениях к религиозным лидерам. Остановленный в Дьеволе шейх Ахмаду Бамба был переведен в офис губернатора колониальной администрации в Сен-Луи (Сенегал). В четверг 5 сентября 1895 года он предстал перед Тайным советом ( Conseil d'Etat ) Сен-Луи, чтобы вынести решение по своему делу. Ахмаду Бамба совершил два раката в офисе губернатора, прежде чем обратиться к совету, заявив о своем твердом намерении подчиняться одному лишь Богу. Благодаря этой символической молитве и позиции в святилище отрицателей ислама Бамба стал олицетворением новой формы ненасильственного сопротивления целям колониальных евангелистов . [ 12 ] Доказательства того, что Бамба читал эти молитвы, не включены в колониальные архивы, а скорее основаны на свидетельствах его учеников. [ 11 ] В результате молитв Бамбы Тайный совет решил депортировать его «в место, где его фанатичные проповеди не будут иметь никакого эффекта». [ 12 ] и сослал его в экваториальный лес Габона, где он оставался семь лет и девять месяцев. Находясь в Габоне, он сочинял молитвы и стихи, прославляющие Аллаха.
С начала 19 века империалистическая политика Франции завершилась разгромом всех движений вооруженного сопротивления в Сенегале и проведением политики христианизации и ассимиляции новой колонии с культурными ценностями метрополии. Это привело к политике изгнания или систематического устранения мусульманских духовных наставников, открыто выступавших против колониального правительства. Так, Ахмаду Бамба, единственным предполагаемым преступлением которого было упорство в проповеди ислама, подвергался всевозможным лишениям и судам в течение 32 лет. Сосланный на семь лет в Габон и на пять лет в Мавританию и помещенный под домашний арест в Диурбеле , Сенегал , на пятнадцать лет, Бамба, тем не менее, не переставал защищать послание ислама до своей смерти в 1927 году. [ 12 ]
В политической сфере Ахмаду Бамба вел пацифистскую борьбу против французского колониализма, пытаясь восстановить более чистую практику ислама, изолированную от французского колониального влияния. В период, когда успешное вооруженное сопротивление было невозможно, шейх Ахмаду Бамба возглавил духовную борьбу против колониальной культуры и политики. Хотя он и не вел с ними открытую войну, как это несколько выдающихся тиджанских сделали марабутов, он учил тому, что он называл джихадом аль-акбаром, или «великой борьбой», которая ведется не с помощью оружия, а посредством обучения и страха перед Богом .
Собирая последователей, Бамба учил, что спасение приходит через полное подчинение Богу и упорный труд. Следуя этому учению, орден Мурида создал крупную экономическую организацию, вовлеченную во многие аспекты сенегальской экономики. Выращивание арахиса , основной товарной культуры колониального периода, было ранним примером этого. Молодые последователи были наняты для заселения маргинальных земель на востоке Сенегала, создания общин и создания плантаций арахиса. Благодаря организации и снабжению, предоставленным Братством, часть доходов была возвращена Тубе, а рабочие через несколько лет получили право собственности на плантации и города.
Опасаясь его влияния, французы приговорили его к ссылке в Габон (1895–1902), а затем в Мавританию (1903–1907). Однако эти изгнанники вдохновили истории и народные сказания о чудесном выживании Бамбы после пыток, лишений и попыток казни, и еще тысячи людей стекались в его организацию. [ 13 ]
К 1910 году французы поняли, что Бамба не был заинтересован в ведении жестокой войны против них и на самом деле был весьма готов к сотрудничеству, в конечном итоге освободив его, чтобы он вернулся в свою расширенную общину. В 1918 году его наградили орденом Почётного легиона Франции за вовлечение своих последователей в Первую мировую войну: он отказался от этого. Они позволили ему основать свою общину в Тубе , отчасти полагая, что его доктрина упорного труда может быть использована в интересах французских экономических интересов.
Его движение продолжало расти, и в 1926 году он начал работу в великой мечети в Тубе .
Смерть
[ редактировать ]После его смерти в 1927 году он был похоронен в Тубе на выбранном им месте, рядом с будущим местом расположения Большой мечети . [ 14 ] Ему наследовали его потомки как наследственные лидеры братства, имеющие абсолютную власть над последователями. В настоящее время Серинь Маунтаха Мбаке является халифом-генералом, старейшим ныне живущим внуком Ахмаду Бамбы, занимающим высший пост в братстве. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Сегодня Ахмаду Бамба имеет, по оценкам, последователей более 3 миллионов человек, и в его честь по всему миру проходят парады, в том числе в различных городах США . [ 15 ] Одним из таких городов является Нью-Йорк, где мусульмане западноафриканского происхождения уже более двадцати лет организуют «ежегодный парад в честь Дня Шейха Ахмаду Бамбы». Подобные торжества создают платформы для «переопределения границ своей африканской идентичности, борьбы со стигмой чернокожих и противодействия антимусульманской реакции». [ 15 ]
Ежегодно миллионы мусульман со всего мира совершают паломничество в Тубу (известную как Магаль), поклоняясь в мечети и чтя память Ахмаду Бамбы. [ 16 ] [ 17 ]

У Ахмаду Бамбы есть несколько сохранившихся фотографий, на которых он одет в струящуюся белую мантию, а его лицо почти закрыто шарфом. Эти изображения почитаются и воспроизводятся в картинах на стенах, в автобусах, такси и т. д. по всему Сенегалу . Первая сохранившаяся фотография была сделана в 1913 году «французскими колониальными властями». [ 18 ]
Современные Муриды приносят доходы братству, которое взамен предоставляет социальные услуги, кредиты и возможности для бизнеса. [ 14 ]
Известно также, что шейх Ахмаду Бамба изобрел Café Touba . Бамба традиционно смешивал кофе и специи в лечебных целях и подавал его своим последователям. [ 19 ]
Сенегальский музыкант Юссу Н'Дур заявил, что является последователем мюридизма. Его , получивший Грэмми альбом Egypt 2004 года , включает в себя несколько песен, восхваляющих Бамбу. [ 20 ]
Сочинения
[ редактировать ]Амаду Бамба — автор различных рукописей, большая часть которых в настоящее время хранится в библиотеке Великой мечети Туба . Ниже приводится подборка произведений Бамбы: [ 21 ]
- Джаухару-н-Нафис (Драгоценный камень)
- Мавахибул куддус (Дары Святого Господа)
- Джадхбату-ч-чигар (Привлечение молодежи)
- Мулайину-ч-чудур (смягчение сердец)
- Джаварту Лах (район Аллаха)
- Хатимату Мунаджат (Окончательный диалог)
- Масаалик Аль Джинан (Маршруты в рай)
- Хукал Бука-у (Нужно ли плакать по погибшим суфийским мастерам?)
- Мунавиру-ч-Чудур (Свет сердца)
- Магалику-н-Ниран ва Мафатихул Джинан (Замки ада и Ключи от рая)
- Тазаввуду-ш-Шуббан (обеспечение молодежи)
Стихи в честь Пророка Мухаммеда:
- Мукадимматуль Амда (Начало восхвалений)
- Дары, дарованные милостивым Господом
- Джасбул Кулуб Илья Алламил Гуйуб (Притяжение сердец к Господу, знающему все сокровенное)
Семья и генеалогия
[ редактировать ]Следующий список предков, потомков и соратников шейха Бамбы был адаптирован из Мбаке (2016). [ 22 ]
Предки: [ 22 ]
- Маам Мор Анта Сали Мбаке (отец). Его Учителем был Мухаммад Салл , родом из села Бамба.
- Маме Диарра Буссо (Mama Diaara Bousso) (мать). Ее семья происходила из Голлере, деревни недалеко от Футы и Мбаке . Сегодня Мама Диаара ежегодно празднуется сотнями тысяч паломников в Порохане , где она и похоронена.
- Маам Мор Анта Сали ( мамы Диары Буссо ) был весьма уважаемым исламским ученым. отец
- Маам Балла Айча (дедушка по отцовской линии). Он был младшим сыном Маама Махрама.
- Маам Махрам Мбаке (прадед по отцовской линии). Он был одновременно известным кади и основателем Мбаке .
Потомки: [ 22 ]
- Серинь Мухамаду Мустафа Мбаке (первый сын). Первый халиф Братства Муридов. [ 23 ]
- Серинь Шейх Ахмаду Мбаке Гаинде Фатма (внук, а также старший сын первого халифа). Гаинде Фатма основал школы с преподаванием на французском и арабском языках, предоставлял стипендии и был важным общественным деятелем, занимавшимся развитием образования в Сенегале.
- Шейх Башир Мухамадул (сын) был биографом Амаду Бамбы.
- Шейх Мухамаду Ламин Бара Мбаке (1891–1936). Третий звук.
- Серинь Сиди Мухтар Мбаке (внук). Седьмой халиф Братства Муридов. Сын шейха Мухамаду Ламина Бара Мбаке.
- Шейх Мухамадул Башир (1895–1966). Четвертый сын.
- Серинь Мустафа Мбаке Бассиру (внук). Старший сын шейха Мухамадула Башира. Он модернизировал Порохане деревню , основал фонд «Маам Диаара» и открыл в Порохане школу-интернат для девочек, в которой могут разместиться 400 учеников.
- Серинь Мухамаду Фаллилу Мбаке (звук). Второй халиф Братства Муридов. [ 24 ]
- Серинь Абду Ахад Мбаке (звук). Третий халиф Братства Муридов. [ 25 ]
- Серинь Абду Хадр Мбаке (звук). Четвертый халиф Братства Муридов. [ 26 ]
- Серинь Салиу Мбаке (сын). Пятый халиф Братства Муридов и последний выживший сын Бамбы.
- Серинь Мухамаду Ламин Бара Мбаке . Шестой халиф Братства Муридов и племянник пятого халифа Серинь Салиу Мбаке .
Братья и сестры: [ 22 ]
- Маам Мор Диарра , единоутробный брат. Сегодня его почитает город Сам.
- Маам Тьерно Бирахим Мбаке , младший брат. Он заботился о семье и общине Бамбы, пока тот был сослан французскими колониальными властями. Сегодня его почитает город Дару-Мусти .
- Маам Шейх Анта Дару Салам , бизнесмен из Мурида. Сегодня его почитает город Дару Салам .
- Серинь Массамба . Он копировал сочинения Бамбы.
- Серинь Афе Мбаке
Другие важные люди, связанные с Бамбой: [ 22 ]
- Шейх Мухамаду Ламин Диоп Дагана , биограф и соратник Бамбы
- Серинь Даме Абдурахман Ло , учительница детей Бамбы
- Шейх Адама Гуйе , первый последователь Мурида
- Госпожа Шейх Ибрагима Фолл , основательница Байе Фолл. общины
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нгом, Фаллу (1 января 2009 г.). «Педагогика Ахмаду Бамбы и развитие литературы аджами» . Обзор африканских исследований . 52 (1): 99–123. дои : 10.1353/arw.0.0156 . JSTOR 27667424 . S2CID 143667897 .
- ^ САМБ, Мустафа (февраль 2010 г.). АХМАДУ БАМБА Универсальный миссионер (На стороне священного, ред.). Дакар: МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕГР. п. 25. ISBN -2-84520-031-5 .
- ^ Хусейн, Эд (2018). Дом Ислама . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 150. ИСБН 978-1-63286-639-4 .
- ^ Сиринг, Джеймс Ф. (2002). «Только Бог — король»: Ислам и эмансипация в Сенегале: королевства волофов Каджур и Бавол, 1859-1914 гг . НХ: Хайнеманн . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ САМБ, Мустафа (февраль 2010 г.). АХМАДУ БАМБА Универсальный миссионер (На стороне священного, ред.). Дакар: МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕГР. п. 25. ISBN -2-84520-031-5 .
- ^ САМБ, Мустафа (февраль 2010 г.). АХМАДУ БАМБА Универсальный миссионер (На стороне священного, ред.). Дакар: МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕГР. п. 25. ISBN -2-84520-031-5 .
- ^ Jump up to: а б Риччио, Бруно (1 сентября 2004 г.). «Транснациональный мюридизм и афро-мусульманская критика Италии». Журнал этнических и миграционных исследований . 30 (5): 929–944. дои : 10.1080/1369183042000245624 . ISSN 1369-183Х . S2CID 144916329 .
- ^ «Хизбут (2006). Contrat de l'exil. Проверено 24 марта 2006 г.» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ «Туба (2006). Проповедь шейха Абдула Ахада Мбаке. Получено 24 марта 2006 г.» . Туба-интернет.com. Архивировано из оригинала 2 января 2008 г. Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ «Хизбут (2006). Serviteur Privilege. Проверено 24 марта 2006 г.» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Де Йонг, Фердинанд (01 февраля 2016 г.). «Оживление архива: суд и показания суфийского святого» (PDF) . Социальная антропология . 24 (1): 36–51. дои : 10.1111/1469-8676.12286 . ISSN 1469-8676 .
- ^ Jump up to: а б с Туба (2004). Миссия Шейха. Получено 15 марта 2006 г. с http://www.touba-internet.com/bmb_martyr.htm#allevents . Архивировано 14 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Хусейн, Эд (2018). Дом Ислама . Нью-Йорк: Блумсбери. стр. 151–153. ISBN 9781408872291 .
- ^ Jump up to: а б Тим, Иуда (4 августа 2011 г.). «Муриды Сенегала: мистические предприниматели ислама» . Новости Би-би-си . Проверено 17 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Абдулла, Зейн (2009). «Суфии на параде: проявление черной, африканской и мусульманской идентичности». Журнал Американской академии религии . 77 (2): 199–237. дои : 10.1093/jaarel/lfp016 . ПМИД 20681085 .
- ^ «Паломничество в Тубу» . Би-би-си.
- ^ «Дом | Тубамика» .
- ^ Робертс, Аллен Ф.; Робертс, Мэри Нутер (1 марта 2008 г.). «Мерцающие изображения, плавающие символы: оптические инновации и визуальное благочестие в Сенегале». Материальная религия . 4 (1): 4–31. дои : 10.2752/175183408X288113 . ISSN 1743-2200 . S2CID 191492107 .
- ^ «Кафе Туба - Дакар, Сенегал | Местный кулинарный гид» . Eatyourworld.com . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Чедвик, Алекс (2 июля 2004 г.). «Юссу Н'Дур, «Египет» и ислам» . npr.org . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Краткий список библиографии Ахмаду Бамбы . Исламская община мюридов в Америке.
- ^ Jump up to: а б с д и Мбаке, Салиу (январь 2016 г.). Орден Мурида (PDF) . Диалог развития мировых конфессий. Джорджтаунский университет: Центр религии, мира и мировых дел Беркли . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ «Серинье Мухаммаду Мустафа Мбаке (1927-1945)» . Исламская община мюридов в Америке . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Госсекретарь Мухаммад Фадал Мбаке (1945-1968) » Исламская община мюридов в Америке . Получено 5 ноября ,
- ^ «Серинье Абдул Ахад Мбаке (1968–1989)» . Исламская община мюридов в Америке . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Секретарь Абду Кадра Мбаке (1988–1989) » Исламская община мюридов в Америке . Получено 5 ноября ,
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сообщение Reuters о Тубе и Муриде .
- «Могущественные братства Сенегала» . Новости Би-би-си . 22 сентября 2005 г. Проверено 9 августа 2008 г. Элизабет Блант BBC News, 22 сентября 2005 г.
- Норимицу Ониси (2 мая 2002 г.). «Трудолюбивые мусульмане Сенегала управляют «Ватиканом» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 августа 2008 г. , The New York Times , Норимицу Ониси, 2 мая 2002 г.
- Сьюзан Сакс (28 июля 2003 г.). «В ткани Гарлема яркие нити Сенегала» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 августа 2008 г. , The New York Times , Сьюзен Сакс, 28 июля 2003 г.
- Секта следует разным направлениям исламского права . Рейтер, 22 мая 2007 г.
- Хронология событий из жизни Ахмаду Бамбы. Архивировано 14 февраля 2008 г. на Wayback Machine с сайта touba-internet.com.
- Шейх Анта Бабу Борьба с большим джихадом: основание Муридийи Сенегала, 1853–1851 гг. Издательство Университета Огайо (2007) ISBN 978-0-8214-1766-9
- Кулон, Кристиан (1999). «Великий Магал в Тубе: религиозный фестиваль Братства Муридов Сенегала». Дела Африки . 98 (391): 195–210. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a008007 . JSTOR 723626 .
- Джон Гловер. Суфизм и джихад в современном Сенегале: Орден Мюридов (Рочестерские исследования по истории Африки и диаспоры). Рочестерский университет Press (2007) ISBN 978-1-58046-268-6
- Кааг, Майк (март 2008 г.). «Транснациональные средства существования Мурида на окраинах европейского общества: случай проживания в Преальпино, Брешия, Италия». Журнал этнических и миграционных исследований . 34 (2): 271–285. дои : 10.1080/13691830701823848 . S2CID 143014899 .
- Муридизм Папе Н'Диай, на afrology.com
- Робинсон, Дэвид (1988). «Французская «исламская» политика и практика в Сенегале конца девятнадцатого века». Журнал африканской истории . 29 (3): 415–435. дои : 10.1017/S0021853700030565 . JSTOR 182350 . S2CID 155037183 .
- Шейх Ахмаду Бамба: Избранные стихи. Отредактировано и переведено Саной Камарой. Brill Press, 2017. Ожидается в апреле 2017 г. ISBN 9789004339187
- Абду Сейе, Мужчины вокруг слуги посланника - Биографический обзор учеников шейха Ахмаду Бамбы, издание 1438 h / 2017 г.
- Кимбалл, Мишель Р., 2019, Шейх Ахмаду Бамба: миротворец нашего времени.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на французском языке) Вирд, его роль и цель, Шейх Ахмаду Бамба (at-tawhid.net)
- Toubatoulouse.org для загрузки хассаидов, аудио, звуков и изображений
- Интернет-библиотека мюридов (DaarayKamil.com)
- Паспорт в рай: суфийское искусство Сенегала и за его пределами : выставка и образовательная программа из Музея истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
- Mouride.com
- daaramouride.asso.ulaval.ca
- Majalis.org
- Ненасилие шейха Ахмаду Бамбы
- Международная суфийская школа Хидматул Хадим
- Статья о шейхе Ахмаду Бамбе как миротворце
- Официальная домашняя страница школы Муридия Хидматул Хадим
- Скромная дань уважения Тиджани Негади (Университет Оран, Алжир)
- Редкая книга Питера Богардуса, соединяющая Нью-Йорк и Тубу, Сенегал.
- «Пути в рай», Ахмаду Бамба, перевод Абдула Азиза Мбаке
- Джихад за мир, о шейхе Ахмаду Бамбе, автор Абдул Азиз Мбаке
- 1853 рождения
- 1927 смертей
- Люди из Тубы, Сенегал
- Народы Французской Западной Африки
- Ислам в Сенегале
- Исламский мистицизм
- Сенегальские мусульманские пацифисты
- Ислам в Гамбии
- Сенегальские суфийские религиозные лидеры
- Сенегальские суфии
- Суфизм в Африке
- Писатели на языке волоф
- Отказы от ордена Почетного легиона
- Основатели суфийских орденов
- Основатели религий
- Основатели города