Хавасупай
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2013 г. ) |
Хавсув Баая | |
---|---|
![]() Женщина Хавасупай в церемониальном наряде, 2010 г. | |
Общая численность населения | |
Около 730 (2017) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Супай, Аризона | |
Языки | |
Хавасупай , английский | |
Религия | |
коренное население, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Явапай , Хуалапай |

Народ Хавасупай (Havasupai: Havsuw' Baaja ) — индейский народ и племя, жившее в Гранд-Каньоне по крайней мере последние 800 лет. [ 1 ] Хавасу означает «сине-зеленая вода», а пай — «люди». [ 2 ]
Расположен в основном в районе, известном как Каньон Хавасу. [ 3 ] это юманоязычное население когда-то претендовало на территорию размером с Делавэр (1,6 × 10 6 акры [6500 км 2 ]). [ 4 ] Однако в 1882 году федеральное правительство Соединенных Штатов вынудило племя покинуть все свои земли, кроме 518 акров (210 га). Серебряная лихорадка и железная дорога Санта-Фе фактически уничтожили плодородную землю. Более того, создание Гранд-Каньона в качестве национального парка в 1919 году поставило Хавасупай на грань исчезновения, поскольку их земля постоянно использовалась Службой национальных парков . На протяжении всего 20 века племя использовало судебную систему США для борьбы за восстановление земель. В 1975 году племени удалось вернуть себе около 185 000 акров (75 000 га) земель своих предков благодаря принятию Закона о расширении национального парка Гранд-Каньон. [ 5 ]
В качестве средства выживания племя обратилось к туризму, ежегодно привлекая тысячи людей к своим ручьям и водопадам в индейской резервации Хавасупай .
История
[ редактировать ]Отношения с Хуалапай
[ редактировать ]Этнически хавасупаи и хуалапаи представляют собой один народ, хотя сегодня они являются политически отдельными группами из-за политики правительства США. У алапай ( паа или пай ) было три подплемени: люди плато , люди средних гор и воины явапаи . Подтрибы были разделены на семь банд, которые сами были разбиты на тринадцать региональных банд или местных групп. [ 6 ] Местные группы состояли из нескольких расширенных семейных групп, живущих в небольших деревнях: [ 7 ] Хавасупаи были всего лишь региональной группой Хавасуа Паа (или местной группой) Ньяв-капаи («Восточные люди») подтрибы « Люди плато » . [ 8 ]
До 1882 г.
[ редактировать ]Племя традиционно в значительной степени полагалось на сельское хозяйство, охоту и собирательство как средства выживания. Хотя племя проживало в основном над и внутри Гранд-Каньона, который состоит в основном из суровой местности, резервация племени также была домом для пышной растительности и бирюзово- голубых вод Хавасу-Крик . Их название, означающее «Люди сине-зеленых вод», отражает это.
Говорят, что Хавасупаи существовали внутри и вокруг Гранд-Каньона более восьми столетий. Мало что известно об этом племени до их первой зарегистрированной встречи в Европе в 1776 году с испанским священником Франсиско Гарсесом . [ 9 ] Гарсес сообщил, что видел около 320 особей в свое время среди хавасупай, и это число будет уменьшаться с течением веков по мере того, как экспансия на запад и природные катастрофы значительно уменьшали численность населения. [ 10 ]
В первой половине XIX века, за исключением лошадей, завезенных испанцами, экспансия США на запад затронула хавасупай меньше, чем другие коренные народы Запада. Несмотря на то, что взаимодействие с поселенцами постепенно увеличивалось, повседневная жизнь племени не сильно изменилась, пока в 1870 году в Катаракт-Крик не было обнаружено серебро. [ 11 ] Миграция старателей в этот район была нежелательна. Хавасупаи искали защиты от вторжения западных пионеров на их землю и искали помощи, но безуспешно. Указом президента Рутерфорда Хейса в 1880 году была создана небольшая резервация для племени, находящаяся под федеральной защитой, однако она не включала горнодобывающие районы вдоль реки Крик (Hirst, 1985).
В то время отношения хавасупай с другими индейскими племенами в целом были неоднозначными. Связи и взаимодействие с племенем хопи , чья резервация находилась в непосредственной близости, были крепкими, поскольку эти два народа вели активную торговлю друг с другом. [ 4 ] Хопи представили такие культуры, как тыква и подсолнечник, которые в конечном итоге стали основными продуктами питания хавасупай. Тем не менее, у Хавасупаи не было врагов, поскольку они постоянно враждовали с Явапай и Южными Пайуте , которые крали и уничтожали посевы, посаженные Хавасупай. [ 4 ]
1882–1920
[ редактировать ]
В 1882 году президент Честер А. Артур издал указ, согласно которому вся земля на плато каньона, которая традиционно использовалась под зимние дома племени, должна была стать государственной собственностью Соединенных Штатов. [ 11 ] По сути, приказ отнес Хавасупай к площади 518 акров (2,10 км 2). 2 ) участок земли в каньоне Катаракт, отведя почти всю исконную землю для американского общественного пользования. По имеющимся данным, Хавасупаи совершенно не знали об этом акте в течение нескольких лет. [ 12 ]

Потеря почти всех земель была не единственной проблемой, с которой столкнулись хавасупаи: увеличение числа поселенцев в местном регионе привело к истощению дичи, используемой для охоты, а также к эрозии почвы (в результате плохих методов орошения). от серии нехваток продовольствия. [ 12 ] Более того, взаимодействие с поселенцами спровоцировало вспышки смертельных заболеваний среди членов племени, пострадавших от оспы, гриппа и кори. [ 12 ] К 1906 году осталось всего 166 членов племени – половина того числа, которое Гарсес видел, когда впервые встретил это племя в 1776 году. [ 10 ] В какой-то момент там было всего 40 женщин и 40 мужчин детородного возраста, что вызвало генетическую проблему в популяции . [ 13 ]
В 1800-х годах континентальная железнодорожная система была значительно расширена. В 1897 году началось строительство ветки железной дороги Санта-Фе, которая должна была вести прямо к Гранд-Каньону; [ 12 ] к 1901 году линия была открыта. Во время своего визита в Гранд-Каньон в 1903 году президент Теодор Рузвельт встретился с двумя хавасупаи в Индиан-Гарден. Рузвельт рассказал им о создаваемом парке и о том, что им придется покинуть этот район. [ 12 ] В 1908 году Гранд-Каньон был объявлен национальным памятником, а к 1919 году получил статус национального парка. Однако только в 1928 году Хавасупаи наконец покинули Индиан-Гарден, вытесненные Службой национальных парков. [ 9 ]
1921–1975
[ редактировать ]Проблемы со здоровьем населения Хавасупай снизили его рост до такой степени, что почти целое поколение было потеряно из-за младенческой и детской смертности. Низкий моральный дух распространился по всему племени, что привело к росту азартных игр, алкоголизма и насилия. С течением времени хавасупаи пришли к пониманию того, что они не могут надеяться на выживание в своей американской социальной ситуации, не приняв хотя бы некоторые ее аспекты. Ломать лошадей, работать на фермах или даже служить служащими в национальном парке Гранд-Каньон — все это было возможным для членов племени. [ 11 ] Хавасупаи боролись за сохранение своих методов и традиций, но федеральное правительство и Служба национальных парков в целом пренебрежительно относились к этим усилиям и ускоряли темпы таких действий, как снос традиционных домов жителей и замена их хижинами. [ 12 ] По мере того, как подобные случаи происходили на протяжении многих лет, методы парка стали ясны: они хотели получить последние 518 акров (2,10 км 2). 2 ). [ нужна ссылка ]
В этот период племя постоянно боролось с правительством за возвращение им захваченной земли. В 1968 году племя выиграло дело Комиссии по искам индейцев против Соединенных Штатов. [ 14 ] В выводах суда говорилось, что у Хавасупай были незаконно отняты у них части земли в 1882 году и что племя имело право вернуть землю у США по справедливой рыночной стоимости (ICC 210). В итоге эта стоимость составила 55 центов за акр, что составило чуть более миллиона долларов. Хотя это дело стало знаковым для хавасупай в том смысле, что в суде было доказано, что федеральное правительство неправомерно забрало их землю, она до сих пор не была должным образом возвращена племени. [ 12 ]
Однако импульс, который Хавасупай получил от дела МУС, последовал за ними и в 1970-е годы, когда племя продолжало бороться за возвращение им своей традиционной территории. В 1974 году, заручившись поддержкой администрации Никсона, а также влиятельных газет, таких как Los Angeles Times, Wall Street Journal и San Francisco Chronicle, племя предприняло попытку принять в Конгрессе законопроект S. 1296, который фактически вернул бы их земли, прошли через Конгресс. [ 12 ] Месяцы раздумий и задержек со стороны некоторых конгрессменов [ нужна ссылка ] чуть не привело к отмене законопроекта. Но за несколько дней до того, как Конгресс ушел на осенние каникулы, законопроект был наконец принят обеими палатами и попал на стол президента. Точно так же законопроект лежал на столе президента Джеральда Форда до последнего момента, прежде чем он был подписан и вступил в силу 4 января 1975 года. [ 12 ] S. 1296 предоставил Хавасупай трастовое право собственности примерно на 185 000 акров (750 км²). 2 ); еще 95 300 акров (386 км²) 2 ) были обозначены как «Земли использования Хавасупай», которые должны были контролироваться Службой национальных парков, но были доступны для традиционного использования Хавасупай. [ 5 ]

В этот период в каньоне также присутствовали горнодобывающие предприятия. Туннели — привычное зрелище на территории палаточного лагеря, самый глубокий из них составляет около 300 футов (100 м). Самая большая из шахт находится в Карбонатном каньоне, рядом с водопадом Хавасу, где до сих пор можно найти рельсы и бревна, спускающиеся на три уровня. Последний раз здесь добывали свинец во время Второй мировой войны. Рейнджер Гейл Бурак, проработавшая в Гранд-Каньоне несколько лет, рассказала о своем опыте работы поваром в лагере добычи твердых пород компании Havasu Lead and Zinc Company: [ 15 ] где сейчас находится палаточный лагерь. Ниже водопада Муни знаменитая трубчатая «лестница» поднималась к месторождению ванадия .
1976 – настоящее время
[ редактировать ]После возвращения значительной части своих земель племя хавасупай снова начало процветать. Хотя многие повседневные обычаи, существовавшие до 1882 года, сегодня еще не устоялись, хавасупаи продолжают уважать и сохранять традиции своих предков. По состоянию на 2019 год в племени насчитывается около 730 членов. [ 16 ] из них около 400 проживают в резервации. [ 17 ]
В настоящее время племя начало использовать красоту своей земли, превращая ее в туристическое направление для посетителей Гранд-Каньона. Члены племени часто работают упаковщиками и/или рабочими на туристических предприятиях или работают в домиках, туристических офисах, кафе и т. д.
Споры по образцам крови 2003–2010 гг.
[ редактировать ]В 2003 году начались протесты, когда было обнаружено, что Университет штата Аризона использовал образцы крови , по обоюдному согласию полученные от народа Хавасупай, для «изучения причин поведенческих/медицинских расстройств» с первоначальной целью определить, является ли высокий уровень диабета 2 типа среди У взрослых хавасупай был тот же ген, который вызывает высокий уровень диабета у народа пима . [ 18 ] Многочисленные генетические исследования проводились без согласия или разрешения Хавасупай. [ 19 ] В том числе одно, в котором указывалось, что их предки мигрировали из Азии в Северную Америку , что противоречит традиционному убеждению Хавасупай о том, что это племя зародилось в каньоне. [ 18 ] Другой продемонстрировал относительно высокий уровень кровного родства , что может привести к проблемам со здоровьем . [ 18 ] Хотя это нормальный и ожидаемый результат проблем с населением в начале 20-го века, публикация результатов заставила людей почувствовать себя стигматизированными. [ 13 ] [ 18 ]
ASU понесла судебные издержки в размере 1 700 000 долларов США и в конечном итоге согласилась выплатить участникам Havasupai 700 000 долларов США. [ 18 ] С тех пор утверждалось, что научное исследование геномов коренных жителей Северной Америки было затруднено из-за опасений ученых попасть в аналогичную правовую ситуацию. [ 20 ]
Традиционная культура
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]До наших дней сельское хозяйство было важным средством прогресса и выживания для хавасупай. Зимой члены племени располагались на плато каньона; летом орошаемое садоводство на посевных полях возвращало участников обратно в стены каньона. [ 10 ] Каким бы огромным и неровным ни был Гранд-Каньон, это своего рода аномалия, что хавасупаи смогли поддерживать сельское хозяйство и процветать на таком обширном ландшафте. Было высказано предположение, что из-за нехватки доступной почвы, богатой питательными веществами, это племя обрабатывало только 200 акров (81 га) земли на дне каньона. [ 4 ] Несмотря на нехватку места, ирригационные технологии этого племени были гораздо более продвинутыми, чем у других племен на Юго-Западе, что позволяло им вести интенсивное сельское хозяйство. Однако из-за расположения на дне каньона поля были уязвимы для затопления из-за дождя и разлива Катаракт-Крик, как это было в 1911 году, когда почти все сельскохозяйственное поле было уничтожено. [ 11 ] В 1920 году для решения этой проблемы федеральное правительство помогло племени построить новую ирригационную систему, которая в целом оказалась эффективной в прекращении эрозии почвы из-за разлива воды. [ 4 ]
Исторически сложилось так, что основными культурами хавасупай были кукуруза, фасоль, тыква, подсолнечник, тыквы и немного хлопка. Кукурузу, основной урожай племени, обычно собирали в конце летних месяцев. Во время выращивания использовалась агротехника, называемая чепукака , чтобы защитить кукурузу от сдувания, когда она достигла определенной высоты. В этом методе фермер рыхлил почву вокруг кукурузы, а затем скатывал ее в холм вокруг основания стебля. [ 4 ] С приходом испанцев наряду с традиционными культурами хавасупаи познакомились с дынями, арбузами и садовыми деревьями. К 1940-м годам эти культуры стали основой рациона хавасупай. [ 4 ]
Охота
[ редактировать ]Лук и стрелы имели первостепенное значение для охотника Хавасупай. Изготовленные из неопознанного дерева, для изготовления этих охотничьих инструментов потребовался целый процесс изготовления, гибки и проектирования. [ 4 ] Однако с экспансией на запад пришло появление винтовки; С течением времени ружье стало основным охотничьим орудием для мужчин. Слово «стрела» также стало заменять слово «пуля» (Whiting, 1985).
На протяжении многих лет овцы и олени были доминирующей дичью хавасупай, но мелкая дичь, в том числе кролики и белки, также использовалась в пищу. [ 4 ] Исторически хавасупаи охотились большими группами, и распределение дичи среди охотников в целом было справедливым. Однако в двадцатом веке из-за чрезмерной охоты и развития соседей популяции крупных охотничьих животных, таких как овцы, стали редкими. В результате хавасупаи были вынуждены изменить свои охотничьи привычки, чтобы приспособиться к экспансионистам, в результате чего соплеменники с меньшей вероятностью делились с другими. [ 4 ]
Встреча
[ редактировать ]Сбором дикорастущих растений и семян обычно занимались женщины Хавасупай. Использовались два основных метода: 1) непосредственное выбивание семян из растений и 2) головки растений собирали до того, как семена были готовы упасть. [ 4 ] Женщинам было желательно найти более легкую пищу, которую можно было бы легко перенести на плато зимой. Кроме того, предпочтительными были сухие продукты, которые можно было хранить в течение длительного периода времени во избежание порчи. [ 4 ] Грецкие орехи, дикие леденцы и бочковые кактусы были лишь некоторыми из многих растений и семян, собранных женщинами в течение весенних и летних месяцев. [ 4 ]
Современная культура
[ редактировать ]Правительство
[ редактировать ]Племенной совет из семи членов, который решает большинство политических вопросов, избирается раз в два года. Его возглавляет председатель, избираемый из числа членов совета. Бюро по делам индейцев (BIA) отвечает за обеспечение правопорядка и защиту племени, а клиника Службы здравоохранения индейцев предоставляет медицинскую помощь и неотложную помощь.
Язык
[ редактировать ]
Хавасупай — это диалект языка возвышенности юман, на котором говорят около 450 человек в индейской резервации Хавасупай в Гранд-Каньоне и вокруг него . Это единственный индейский язык в Соединенных Штатах, на котором говорит 100% коренного населения. Разновидность хавасупай почти идентична разновидности хуалапай , хотя эти две группы социально и политически различны (Кендалл 1983:5) и используют разную орфографию. Носители хавасупай и хуалапай считают свои языки отдельными. Он несколько более отдаленно связан с языком явапай . Грамматические описания, словари и тексты, документирующие Хавасупай, были опубликованы (Митхун 1999: 578).
Супай
[ редактировать ]Супай ( Havasupai : Havasuuw ) — город Хавасупай в 36 ° 14'13 "N 112 ° 41'21" W / 36,23694 ° N 112,68917 ° W на дне Гранд-Каньона . Город является столицей индейской резервации Хавасупай. 36 ° 09'40 "N 112 ° 36'48" W / 36,16111 ° N 112,61333 ° W в округе Коконино . Здесь проживает около 400 [ 17 ] членов племени и является одним из самых отдаленных городов в сопредельных Соединенных Штатах , так как добраться до него можно только по старому американскому шоссе 66 и проехав около 60 миль (100 км) по BIA Road 18 до начала тропы. До города можно добраться от начала тропы, пройдя 8 миль (13 км). Альтернативой походу является поездка на вертолете или прогулка на лошадях. [ 18 ] В городе 136 домов, кафе, универсальный магазин, туристический офис, домик, почта, школа и другие постройки.
Туризм
[ редактировать ]Туризм является основным источником дохода племени Хавасупай. Город принимает от 30 000 до 40 000 посетителей в год. [ 21 ] Племя взимает плату за вход на свою территорию, а посетители должны забронировать либо комнату в своем домике, либо место в палаточном лагере.
Тропа Хавасупай
[ редактировать ]Начало тропы находится на вершине холма Хуалапай, штат Аризона (расположен в конце BIA Road 18 ), где есть большая парковка, вертолетная площадка и переносные туалеты. По тропе можно пройти пешком или верхом на лошади. Альтернативно, периодически доступны перевозки на вертолете. Услугу мула также можно приобрести только за багаж/рюкзаки. Тропа, ведущая в Супай, имеет длину около восьми миль (тринадцати километров) и спускается примерно на 2000 футов (600 метров). Палаточный лагерь находится еще на двух милях (три целых две целых целых) с еще одним перепадом примерно на 350 футов (110 м).
Хавасу-Крик
[ редактировать ]Ручей Хавасу протекает через Супай. В ручье есть несколько водопадов, в том числе водопад Хавасу .
Галерея
[ редактировать ]-
Двое индийских детей Хавасупай, дочери Чикапанаги, лакомятся дыней, ок. 1900 год. Оба в клетчатых платьях, босые. Они сидят на одеяле с зигзагообразным узором, положив руки на половинку дыни между собой. Их волосы подстрижены очень коротко.
-
Две индийские женщины-плетельщицы корзин Хавасупай, ок. 1900 г. Женщины и ребенок сидят на земле перед домом из ветвей. Они носят длинные платья с платками на плечах. Они сидят среди дров. Ребенок выглядывает из подъезда дома. Справа на земле лежит «катхак», большая коническая корзина.
См. также
[ редактировать ]- Гранд-Каньон
- Национальный парк Гранд-Каньон
- Хавасу-Крик
- В доме камня и света — песня Мартина Пейджа 1994 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герке, Сара Бол; Хирт, Пол. «Резервация Хавасупай» . Природа, культура и история Гранд-Каньона . Университет штата Аризона . Архивировано из оригинала 8 августа 2017 г.
- ^ Бюро по делам индейцев (1928 г.). Индийское агентство Хавасупай, Аризона . Отдел печати Haskell. п. 6.
- ^ Служба национальных парков. «Индейская резервация Хавасупай» . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Уайтинг, А.Ф. (1985). Вебер, Стивен А.; Симэн, П. Дэвид (ред.). Место обитания Хавасупай . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны . ISBN 978-0-8165-4119-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Законодательные акты США в целом, 1974 г., том 88 (PDF) , Вашингтон: Типография правительства США, 1976 г., стр. 2089 , получено 5 мая 2013 г.
- ^ Люди пустыни, каньонов и сосен: Предыстория страны Патайян в западно-центральной Аризоне, стр. 27. Хуалапай. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Джон Р. Суонтон: Индейские племена Северной Америки, ISBN 978-0-8063-1730-4 , 2003 г.
- ^ Гриффин-Пирс, Труди . «Нагорные Юманы» . Антропология 4206: Люди Юго-Запада . Университет Аризоны . Архивировано из оригинала 30 марта 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Биггс, Патрисия. «NCGHC: Хавасупай» . Университет штата Аризона. Архивировано из оригинала 3 января 2013 г. Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Добинс, Генри Ф.; Эйлер, Роберт К. (1999). «Группы садовников: социально-политическая структура Пай» . Ежеквартальный журнал американских индейцев . 23 (3/4): 159–174. дои : 10.2307/1185834 . ISSN 0095-182X . JSTOR 1185834 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Эмерик, Ричард Г., изд. (1992). Человек каньона: старый индеец вспоминает свою жизнь . Ороно, Мэн: Северное сияние. ISBN 978-1880811078 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Херст, Стивен (1985). Хавсу Бааджа: люди сине-зеленой воды Темпе, Аризона: Уолш и партнеры. ISBN 978-0961464806 .
- ^ Перейти обратно: а б Макиннес, Родерик Р. (11 марта 2011 г.). «Обращение президента 2010 г.: Культура: генетики должны изучить немой язык — генетические исследования с участием коренного населения» . Американский журнал генетики человека . 88 (3): 254–261. дои : 10.1016/j.ajhg.2011.02.014 . ISSN 0002-9297 . ПМК 3059421 . ПМИД 21516613 .
- ^ Племя хавасупай из резервации Хавасупай, Аризона, Племя индейцев навахо против Соединенных Штатов Америки 20 Ind. Cl. Комм. 210 (1968)
- ^ Устная история Дороти «Гейл» Бурак , 2006 г., архивировано из оригинала 15 сентября 2014 г. , получено 5 мая 2013 г.
- ^ Сантос, Фернанда (23 января 2017 г.). «В школе преподают всего лишь две буквы R, что привело к тому, что племя подало в суд на США», The New York Times .
- ^ Перейти обратно: а б Письменные показания Офелии Ватахомиги-Корлисс, члена совета племени Хавасупай, перед Подкомитетом по товарным биржам, энергетике и кредиту Комитета по сельскому хозяйству (PDF) (Отчет). 11 июля 2019 г. Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хармон, Эми (21 апреля 2010 г.). «Индийское племя побеждает в борьбе за ограничение исследований своей ДНК» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 октября 2023 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Мортон, диджей; Праудфит, Дж.; Калак, Д.; Портильо, М.; Лофтон-Фицсиммонс, Дж.; Молина, Т.; Флорес, Р.; Лоусон-Риссо, Б.; Мажел-Макколи, Р. (2013). «Создание исследовательского потенциала с помощью Институционального наблюдательного совета на основе племен» . Американский журнал общественного здравоохранения . 103 (12): 2160–2164. дои : 10.2105/AJPH.2013.301473 . ПМЦ 3828979 . ПМИД 24134381 .
- ^ Циммер, Карл (18 июня 2015 г.). «Новые результаты ДНК показывают, что мужчина из Кенневика был коренным американцем» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 января 2024 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ «Гиды ограничены въездом на территорию племен Аризоны, известную водопадами» . Бостон Глобус . 26 января 2019 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2023 года.
Общие ссылки
[ редактировать ]- «Показания Большого Джима, Билли Берро, Супай Мэри и Аллена Акабы», Протоколы Индийской комиссии по претензиям, племя Хавасупай, дело 91, 4 августа 1950 г., RG 279, Национальный архив.
- Кендалл, Марта Б. 1983. «Юманские языки». На юго-западе под редакцией Альфонсо Ортиса, стр. 4–12. Справочник североамериканских индейцев, Уильям К. Стертевант, главный редактор, Vol. 10. Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.
- Митхун, Марианна. 1999. Языки коренных народов Северной Америки . Издательство Кембриджского университета.
- Браатц, Тимоти. « Вопрос о региональных группах и подплеменах среди индейцев пай (хуалапай и хавасупай) северо-западной Аризоны до завоевания ». American Indian Quarterly 22 (1) (1998): 19–30.
- Добинс, Генри Ф. и Роберт К. Эйлер. 1999. « Группы садовников: социально-политическая структура Пай (обсуждение). » American Indian Quarterly 23 (3): 159–74.
- Ханна, Марк. Человек каньона: старый индеец вспоминает свою жизнь . Под редакцией Ричарда Г. Эмерик. Орно, штат Мэн: Северное сияние, 1992.
- Херст, Стивен. Хавсув Баая: Люди сине-зеленой воды. Темпе, Аризона: Уолш и партнеры, 1985.
- МОРТОН Д. Д., ПРУДФИТ Дж., КАЛАК Д., ПОРТИЛЬО М., ЛОФТОН-ФИТЦСИММОНС Г., МОЛИНА Т., ФЛОРЕС Р., ЛОУСОН-РИССО Б. и МЕЙДЖЕЛ-МАККОУЛИ Р. (2013). Создание исследовательского потенциала с помощью Институционального наблюдательного совета, основанного на племенах. Американский журнал общественного здравоохранения, 103 (12), 2160–2164.
- Племя Хавасупай из резервации Хавасупай, Аризона, Племя индейцев навахо против Соединенных Штатов Америки 20 Ind. Cl. Комм. 210 (1968). Индейцы хавасупай, под редакцией Дэвида Эйджи Хорра, 343–356. Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., 1974.
- Уайтинг, А. Ф. Хавасупай. Хабитат. Тусон, Аризона: Издательство Аризонского университета, 1985.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Я — Гранд-Каньон: история народа хавасупай» Херст, Стивен, Ассоциация Гранд-Каньона; 3-е издание (28 февраля 2007 г.)
- «Словарь языка хавасупай». Хинтон, Линн. Супай, Аризона, 1984 год.
- «Гве гнаавжа». Хавасу Бааджа / Племя Хавасупай, Программа двуязычного образования. Супай, Аризона, 1985 год.
- «Хавсуу гваудж, я не уверен» Программа двуязычного образования Хавасупай. Дьявол, Аризона, 1970-е (?).
- "Баадж Мум Хатм Хваг Гю" Хинтон, Линн и др., подготовлено Программой двуязычного образования Havasupai. Армия, Аризона, 1978 год.
- «Тим: Тнюда Хобаха». Хинтон, Линн и др., Подготовлено Программой двуязычного образования Havasupai (авторы указаны как «Вия Тнюдв Линн Хинтон-дж, Рена Крук-м, Эдит Путесой-м hmug-g yoovjgwi. Кларк Джек-дж»). Супай, Аризона, 1978–1984 гг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт племени Хавасупай резервации Хавасупай
- Веб-сайт ASU Grand Canyon. Архивировано 18 января 2018 г. на Wayback Machine.
36 ° 12'10 "N 112 ° 42'11" W / 36,20278 ° N 112,70306 ° W