Jump to content

Мы (шаман)

Мудан О Су-бок, хозяйка додан-гута в Кёнгидо , проводит службу по умиротворению разгневанных духов мертвых.

Му ( корейский : ) — корейский термин, обозначающий шамана в корейском шаманизме . Корейские шаманы проводят ритуалы, называемые гут, ради благополучия отдельных людей и общества.

В современной Корее для определения шаманов используются разные термины, в том числе муданг (в основном для женщин), баксу (только для мужчин), тангол (для потомственных шаманов) и мусогин («люди, занимающиеся шаманизмом», используемые в контексте организованного шаманизма). ). [1]

Этимология

[ редактировать ]

Корейское слово 무 mu родственно китайскому 巫 wu . [2] который определяет шаманов любого пола. Однако корейская шаманская терминология имеет, по крайней мере частичное происхождение, из сибирских языков . Уже в записях династии И слово «мудан» широко использовалось. [3] Сам Мудан объясняется применительно к китайским иероглифам, поскольку первоначально он относился к «залу» 堂tang . шамана [3] Другая этимология , однако, объясняет , что мудан происходит непосредственно от сибирского термина, обозначающего женщин-шаманок, утаган или утакан . [3]

Муданг используется в основном, но не исключительно, для женщин-шаманок. [3] Шаманов-мужчин называют по-разному, в том числе сана мудан (буквально «мужской мудан ») в районе Сеула или баксу мудан , также сокращенное баксу («доктор», «целитель»), в районе Пхеньяна . [3] По мнению некоторых ученых, баксу - это древнее аутентичное обозначение шаманов-мужчин, а такие выражения, как сана муданг или баксу муданг, появились недавно из-за преобладания женщин-шаманов в последние столетия. [4] Баксу может быть корейской адаптацией терминов, заимствованных из сибирских языков, таких как бакси , балси или бахсих . [5]

Теория сибирского происхождения корейской шаманской терминологии более обоснована, чем теории, объясняющие происхождение такой терминологии китайским, [5] учитывая, что китайская культура повлияла на Корею лишь на относительно недавнем этапе корейской истории. [5] Вероятно, когда корейцы переняли китайские иероглифы, они пропустили свою ранее устную религиозную культуру через сито китайской культуры. [5] Другой термин, чаще всего используемый в современной Южной Корее в контексте шаманских ассоциаций, — это мусогин , что означает «люди, занимающиеся шаманизмом». [6]

Работа му основана на целостной модели , которая учитывает не только человека в целом, но и взаимодействие человека с окружающей средой, то есть как с внутренним, так и с внешним миром. Душа считается источником жизненного дыхания, а любая физическая болезнь считается неразрывно связанной с болезнью души. Причиной болезни ума является потеря души , вторжение или одержимость злыми духами.

Обряды «Кут» практикуемые , корейскими шаманами, претерпели ряд изменений со времен периодов Силла и Корё . Даже во времена династии Чосон , которая провозгласила корейское конфуцианство государственной религией, шаманские обряды сохранялись. В прошлом к ​​таким обрядам относились земледельческие обряды, например, молитвы о обильном урожае. С отходом от сельского хозяйства в современной Корее сельскохозяйственные обряды в значительной степени были утеряны, и современные шаманы больше сосредоточены на духовных проблемах городской жизни.

Мифы о происхождении корейских шаманов

[ редактировать ]

Во всех мифах , образно объясняющих роль шаманов, подразумевается, что они являются носителями, посредниками высших форм бытия. [7] Они не рукоположены институционально, а получают посвящение от богов, духов или человеческих призраков. [8]

Как правило, эти мифы объясняют, что шаманы, которые в новейшей истории Кореи считаются принадлежащими к низшему классу общества ( чхонмин 천민), обладают забытой божественной или царственной природой. [9] часто происходят из кровной линии, которую можно проследить до первых основателей цивилизации. [9] Дополнительными особенностями этих мифов являются символы божественного присутствия , такие как святая гора и святое дерево . [10] и трагические или болезненные переживания. [11]

Медведь — животное , часто присутствующее в таких мифах, имеющее параллели в мифологии Сибири . [12]

Сунгмо — Святая Мать

[ редактировать ]

В сборнике мифов происхождение шаманов связано с богиней-матерью, связанной с горой и представленной либо как мать, либо как духовная дочь «Небесного царя». В зависимости от региона и связанных с ним гор у нее разные имена: Сунгмо («Святая Мать»), Даэмо («Великая Мать»), Джамо («Доброжелательная Мать»), Синмо («Божественная Мать»), Ного («Старая Дева»). ) и другие. [13] В других мифах она смертная принцесса, которая позже превратилась в богиню .

В этих мифах обычно рассказывается о человеке по имени Побу Хвасан, который встретил «Святую Мать [Царя Небесного]» на вершине горы. [14] Затем Святая Мать стала человеком и вышла замуж за человека, который встретил ее, родив восемь девочек, первого муданга . [14] По мнению некоторых ученых, этот миф впервые был разработан в период Силла , когда буддизм и влияние Китая уже проникли на Корейский полуостров. [15]

Миф о принцессе является самым популярным и различается от региона к региону. [16] По одной из версий, принцессой является Аван Конджу из королевства Яо, расположенного на материковой части Азии. [16] Принцесса имела сильную связь с божеством, даруя благосостояние своему народу. [16] Отец отправил царевну к людям, которые стали поклоняться ей за целебные силы. [17] Первые муданги стали ее преемниками. [17] принцессе поклоняются сезонными подношениями В Чхунчхоне . [17] Желто-красная одежда, которую носят муданги, считается одеждой Аван Конджу. [17]

На севере Корейского полуострова принцесса известна как Чил Конджу («Седьмая принцесса»), седьмая среди дочерей короля. [17] Миф рассказывает, что она была отвергнута отцом, который запечатал ее в каменном гробу и бросил в пруд, но она была спасена Королем- Драконом, посланным Небесным Царем, и поднялась на западное небо, став богиней исцеления. воды. [17] Имена богини в других местных традициях Пали Конджу и Конгсим . [17] В традиции острова Чеджу больше, , где мужчин баксу чем женщин -муданов , миф повествует о принце как предке всех шаманов. [18]

Дангун — король сандалового дерева

[ редактировать ]

Дангун традиционно считается внуком Хванина , «Небесного короля», и основателя корейской нации. [19] Считается, что этот миф старше мифа о богине-матери. [19] Мифы, подобные мифу о Дангуне, встречаются у айнов. [12] и сибирские культуры. [20]

Миф начинается с принца Хванунга («Небесного принца»), сына Хванина . Принц попросил отца предоставить ему управление Кореей. [21] Хванин согласился, и Хванунг был отправлен на Землю с тремя Небесными печатями и в сопровождении трех тысяч последователей. [21] Принц прибыл под священное дерево дерева сандалового ( Синтансу 신단수, 神檀樹) [22] на святой горе, где он основал свой святой город. [21]

Во время его правления Унгнё или Унгне (웅녀, 熊女) [22] — которая была медведицей и тигр жили в пещере недалеко от священного города, искренне молясь, чтобы их желание стать частью человечества могло быть исполнено. [21] Унгнё терпеливо переносила усталость и голод, и через двадцать один день она превратилась в прекрасную женщину, а тигр убежал, так как не смог вынести таких усилий. [21] Женщина Унгнё была вне себя от радости и, посетив сандаловый город, помолилась, чтобы стать матерью ребенка. [21]

Желание Унгне было исполнено: она стала королевой и родила принца, которому дали королевское имя Дангун , «Король Сандалового дерева». [21] Дангун правил как первый человеческий король Кореи, дав своему королевству имя Чосон , «Земля утреннего спокойствия». [21]

По мнению некоторых ученых, название Дангун связано с сибирским Тенгри («Небо»), [23] а медведь является символом Большой Медведицы (Большой Медведицы). [24] Позже в мифе Дангун становится Сансином , «Горным Богом» (в переносном смысле роста цивилизации и процветания). [25]

Виды корейских шаманов

[ редактировать ]

Корейских шаманов можно разделить на две категории: [26] сэссеуму или тангол (дангол), [27] люди, являющиеся шаманами и имеющие право совершать обряды по семейному происхождению; и ❷ каншинму , люди, которые становятся шаманами посредством церемонии инициации. Потомственные шаманы исторически были сосредоточены в южной части Корейского полуострова , тогда как посвященные шаманы встречались по всему полуострову, но были свойственны северной половине, прилегающим районам Китая, населенным корейцами , и центральным районам вдоль реки Хан . [26]

Каншинму — посвященные шаманы

[ редактировать ]
Мунё синму ( 무녀신무 ; 巫女神舞 ), написанный Шин Юнбоком в эпоху позднего Чосон (1805 г.).

Кансинму (강신무; 降神巫) исторически встречаются по всей Корее , но они свойственны центральным и северным регионам полуострова и землям современного Китая, прилегающим к северной части полуострова. Существенной характеристикой кансинму является то, что они приобретают свой статус, будучи «избранными» и одержимыми богом. Есть два подтипа кансинму : ① Общий мудан и ② мёнду . [26]

Человек становится кансинму , переживая период синбён (神病), «божественной болезни». Говорят, что одержимость богом сопровождается физической болью и психозом . Верующие утверждают, что «божественную болезнь» нельзя излечить медицинскими методами, а только посредством полного общения с духом. [28]

Муданг — это шаманы, одержимые богом или духом, называемым момджу . Они гадают, используя духовные силы, полученные от их обладания, и проводят кишечные ритуалы, включающие песни и танцы. Подтипом муданга являются санмудан или посал , которые, как полагают, приобрели силу благодаря духовному опыту, но все еще не достойны обладать ортодоксальной интуицией . Многие шаманы-мужчины баксу относятся к этой категории. [29]

Мёнду отличаются от обычных муданг тем, что они направляют дух умершего человека, обычно маленького ребенка, связанного с самим мёнду , а не богом, и приглашают таких духов поселиться в святилищах, установленных в их домах. Мёнду встречаются в основном в Хонам . корейском регионе [30]

Сесеумму — потомственные шаманы

[ редактировать ]

Сесеумму (세습무; 世襲巫), обитающие в районе к югу от реки Хан , получают статус шаманов по семейной родословной. Есть два подтипа сэсымму : ① Симбанг и ② тангол .

Шаманы типа симбанг встречаются только на острове Чеджу и сочетают в себе черты типов муданг и дангол . Как и муданг , симбанг Чеджу связан с определенным набором богов. Но эти боги не обитают в теле шамана, а воплощаются в форме менгда набора священных ритуальных орудий, в которых воплощаются боги и духи умерших шаманов. Основная задача симбанга менду — понять божественное послание, передаваемое их , и использовать менду для поклонения богам. [31]

Танголь — это тип шамана, встречающийся преимущественно в самых южных регионах Корейского полуострова, особенно в Ённам ( Кёнсан ) и Хонам районе ( Чолла ). Каждая из семей тангол Хонама имела районы влияния ( танголпан ), в которых они имели исключительное право проводить с кишечником ритуалы . Ритуалы, исполняемые танголом, включают песни и танцы, чтобы развлечь бога или богиню. И права наследования, и церемонии были систематизированы, так что теперь они имеют характеристики религиозного института. В отличие от других типов корейских шаманов, тангол не получает определенного бога в рамках церемонии инициации и поэтому может работать с различными богами. Они не держат святыни в своих домах. [32]

Шаманы во время японской оккупации

[ редактировать ]

Во время японской оккупации Кореи японские власти из чувства превосходства заставляли корейцев ассимилироваться с их культурой. Японцы заставят корейцев отдать дань уважения павшим солдатам японской армии. [33] [ ненадежный источник? ] Наряду с нападками на корейский народ и его культуру, японцы также начали нападать на шаманизм. [33] Отмечая, что шаманизм входит в список ложных религий, японцы презирали шум, ритуалы и танцы, сопровождавшие шаманов.

Шаманам сказали, что им нужно сменить свои имена на японские и выучить японский. Большинство шаманов отказались это сделать, те, кто подчинился, пользовались благосклонностью японцев, но презирались другими шаманами. [33] Не сумев полностью ассимилировать шаманов, японцы решили попытаться смешать корейский шаманизм с японским синтоизмом. Это оказалось более проблематичным, потому что, когда отображались божества, они изображали Тангун, первого корейского и верховного шамана и японскую богиню солнца. Когда их демонстрировали вместе, у большинства это вызывало беспокойство, поскольку возникали споры о том, какое божество является более верховным. [33]  

Шаманизм в других религиях

[ редактировать ]

Шаманизм в Корее предшествует всем другим религиям в регионе. Шаманизм также оказал влияние на другие религии, такие как христианство, буддизм, даосизм и конфуцианство. Поскольку шаманизм касается всего живого, мертвого и божественных существ, шаманам поручено сообщить, что нужно или чего хотят мертвые и боги. Шаманы также выполняют обряды (внутренние) для умилостивления богов, а в наше время они также предоставляют амулеты и талисманы на удачу или для защиты от болезней.

После того, как другие религии начали приходить в корейскую нацию, шаманизм и шаманы стали подвергаться позору и преследованиям. Конфуцианство в период Чосон стало государственной религией. В это время шаманов не только высмеивали, плохо обращались и унижали, с ними также советовались и просили помочь во время голода и стихийных бедствий.

Шаманы все еще практиковали на протяжении всей династии Чосон и во время японской оккупации. Японцы неохотно пытались включить шаманизм в свой родной синтоизм. Буддизм использует множество шаманских ритуалов, и на протяжении всей корейской истории вы можете видеть, как две религии переплетаются и работают друг с другом. [34] Буддизм также занимает место в корейском шаманизме и обрядах. Обряды проводятся в трансе от шамана, под барабаны, колокольчики и пение. [35]

К 1800-м годам христианство пришло в Корею, и христиане обнаружили, что им нет необходимости знакомить корейцев с концепцией духовных существ. [36] Они обнаружили, что шаманизм уже был известен «запредельным». Однако христиане отвернулись от шаманов и шаманизма как «идолопоклонников». [36]

В даосизме Нефритовый император — первый бог китайцев. [37] Нефритового императора также почитают корейские шаманы, и он управляет удачей и верой. [37]

Шаманы и шаманизм были вовлечены в концепцию Кореи с самого начала и пережили многие династии нации. Оно переплетается с повседневной жизнью и другими религиями. Многие корейцы до сих пор используют шаманов и шаманизм, даже будучи частью другой религии.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «О корейском шаманизме и шаманских обрядах» .
  2. ^ Ли (1981) , стр. 3–5.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Ли (1981) , с. 3.
  4. ^ Ли (1981) , стр. 3–4.
  5. ^ Jump up to: а б с д Ли (1981) , с. 4.
  6. ^ Кендалл (2010) , с. х.
  7. ^ Ли (1981) , с. 10.
  8. ^ «О корейском шаманизме и шаманских ритуалах» .
  9. ^ Jump up to: а б Ли (1981) , с. 11.
  10. ^ Ли (1981) , с. 19.
  11. ^ Ли (1981) , стр. 11–12.
  12. ^ Jump up to: а б Ли (1981) , с. 20.
  13. ^ Ли (2010-е) , стр. 6–7.
  14. ^ Jump up to: а б Ли (1981) , стр. 5–6.
  15. ^ Ли (1981) , стр. 5–6, 13.
  16. ^ Jump up to: а б с Ли (1981) , с. 6.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ли (1981) , с. 7.
  18. ^ Ли (1981) , с. 12.
  19. ^ Jump up to: а б Ли (1981) , с. 13.
  20. ^ Ли (1981) , с. 21.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ли (1981) , с. 14.
  22. ^ Jump up to: а б Ли (2010-е) , стр. 10–13.
  23. ^ Ли (1981) , стр. 17–18.
  24. ^ Дидье (2009) , проходящее , но особенно Том. Я, стр. 143, 154.
  25. ^ Ли (1981) , стр. 16–18.
  26. ^ Jump up to: а б с Ким (1998) , стр. 32–33.
  27. ^ Кендалл (2010) , с. ix.
  28. ^ Ким (1998) , стр. 41–42.
  29. ^ Ким (1998) , стр. 28–29.
  30. ^ Ким (1998) , с. 32.
  31. ^ Ким Т. 1996 , стр. 13–15.
  32. ^ Ким (1998) , стр. 29–30.
  33. ^ Jump up to: а б с д Вакера, Ева (19 августа 2022 г.). «Шаманизм в колониальной Корее, 1910-1945» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  34. ^ тер Хаар, Б. (20 января 2022 г.). «Шаманы, медиумы и китайский буддизм: краткая разведка» (PDF) . Глобальная буддийская сеть Glorisun . Проверено 27 апреля 2024 г.
  35. ^ Менгес, К.Х. (1983). «Корейский шаманизм» . Центральноазиатский журнал . 27 (3/4): 249–278. ISSN   0008-9192 . JSTOR   41927409 .
  36. ^ Jump up to: а б Чунг, Суджин (23 ноября 2022 г.). «Семя корейского христианства проросло на почве шаманизма» . Сайт ChristianToday.com . Проверено 1 мая 2024 г.
  37. ^ Jump up to: а б Ким, Тэ Гон (2018). Картины корейских богов-шаманов: история, актуальность и роль религиозных икон (первое изд.). Книги Возрождения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20418f59a971b51018fd68051025851e__1721336040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/1e/20418f59a971b51018fd68051025851e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mu (shaman) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)