Колониализм и Олимпийские игры
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Олимпийские игры подвергались критике как поддержка (а в некоторых случаях усиление) колониальной политики и практики некоторых принимающих стран и городов либо от имени Олимпийских игр со стороны ассоциированных сторон, либо непосредственно со стороны официальных олимпийских органов, таких как Международный олимпийский комитет . принимающие организационные комитеты и официальные спонсоры.
Основатель современных Олимпийских игр, французский педагог Шарль Пьер де Фреди, барон де Кубертен писал, что спорт и колониализм были «естественными спутниками», называл спорт «мощным инструментом дисциплинирования» колонизированных людей и рассматривал его как успокаивающую силу. во Французской колониальной империи . [1]
Критики утверждали, что Олимпийские игры способствовали или стали причиной: ошибочного производства антропологических и колониальных знаний; стирание; коммодификация [2] и присвоение местных церемоний и символики; кража и ненадлежащая демонстрация предметов коренных народов; дальнейшее посягательство и поддержка кражи земель коренных народов; игнорирование или усиление плохих социальных условий для коренных народов. [ нужна ссылка ]
Олимпийские игры как колониальная сила и рекомендации
[ редактировать ]Основатель современных Олимпийских игр, французский педагог Пьер де Кубертен писал, что спорт и колониализм были «естественными спутниками». Он называл спорт «мощным инструментом дисциплинирования» колонизированных народов и рассматривал его как успокаивающую силу во Французской колониальной империи . [1] О'Бонсавин пишет, что олимпизм как философия говорит «трюизмами равенства, антидискриминации, взаимного признания и уважения, терпимости и солидарности». [3] Но она и другие критики утверждают, что на самом деле олимпизм служит оправданием движения , которое на самом деле «глубоко политизировано и ксенофобно». [4] О'Бонсавин также утверждает, что, поощряя участников Олимпийских игр «отбросить повседневный жизненный опыт... сформированный такими факторами, как раса, пол, сексуальность, религия, культура, идеология и класс», олимпизм сам по себе стирает реалии маргинализированных народов. [3]
Чтобы решить проблему этого стирания и несоответствия между идеалами олимпизма и практикой Игр, О'Бонсавин рекомендует МОК реструктурировать процесс оценки заявок, чтобы они могли определить, уважают ли страны-участники торгов права человека и потребности маргинализированных народов. [5] Инструментом такой реструктуризации могло бы стать включение внешних консультаций и оценок. [5]
Антропология на летних Олимпийских играх 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури.
[ редактировать ]
Летние Олимпийские игры 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, проводились одновременно с Выставкой покупок в Луизиане (также известной как Всемирная выставка в Сент-Луисе) и были первыми современными Олимпийскими играми, проводившимися в Северной Америке . [6] Начиная с Парижской выставки 1889 года , человеческие зоопарки , будучи ключевой особенностью всемирных ярмарок, функционировали как демонстрация антропологических представлений о расе , прогрессе и цивилизации. Этим целям следовали и на Всемирной выставке 1904 года. Четырнадцать сотен коренных жителей Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана, Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока, Южной Америки и Северной Америки были представлены на антропологических выставках, которые показали их в естественной среде обитания. [7] Еще 1600 коренных жителей продемонстрировали свою культуру на других участках Выставки закупок Луизианы (LPE). [8] в том числе на ярмарочных площадках и в Школе моделей, [9] где учащиеся школ-интернатов американских индейцев продемонстрировали свою успешную ассимиляцию . [10]
По мнению теоретика Сьюзан Браунелл , после Парижской выставки 1889 года всемирные ярмарки (с включением в них человеческих зоопарков) и Олимпийские игры были логичными в то время, поскольку они «оба были связаны с основной культурной логикой, которая придавала им естественную близость. ". [11] Подняв это естественное соответствие на новый уровень, две ключевые фигуры Всемирной выставки 1904 года – Уильям Джон МакГи и Джеймс Эдвард Салливан – разработали мероприятие, которое объединит антропологию и спорт: Дни антропологии. [12]
У. Дж. МакГи был главой кафедры антропологии LPE и президентом-основателем новой Американской антропологической ассоциации . [13]
Хотя Дни антропологии официально не были частью программы Олимпийских игр, они были тесно связаны друг с другом в то время и в истории - Браунелл отмечает, что даже сегодня историки все еще спорят о том, какие из мероприятий LPE были «настоящими» Олимпийскими играми. [14] Кроме того, почти все из 400 спортивных соревнований назывались «олимпийскими». [14] и церемония открытия состоялась в мае [15] на мероприятии присутствовали высокопоставленные лица, хотя официальная олимпийская программа началась только 1 июля. [15] Кроме того, как отмечалось ранее, одной из первоначальных целей Дней антропологии было привлечь внимание к официальным олимпийским мероприятиям. [16] [17]
Дни антропологии прошли 11 и 12 августа 1904 года, в них приняли участие около 100 оплачиваемых мужчин из числа коренного населения (ни одна женщина не участвовала в Днях антропологии, хотя некоторые, особенно баскетбольная команда девочек индийской школы Форт-Шоу , действительно участвовали в других спортивных мероприятиях в LPE). Соревнования включали «метание бейсбола, толкание ядра, бег, прыжки в длину, поднятие тяжестей, лазание по шесту и перетягивание каната перед толпой численностью около десяти тысяч человек». [18]
Зрелище и присвоение на летних Олимпийских играх 1976 года в Монреале, Квебек.
[ редактировать ]Летние Олимпийские игры 1976 года подверглись критике за отсутствие консультаций и впечатляющее выступление представителей коренных народов на церемонии закрытия. Спортивный ученый Кристин О'Бонсавин объясняет, как «организаторы Монреаля стратегически включили коренные народы и изображения в церемонию закрытия в то время, когда отношения между канадским коренным населением и правительством находились в условиях повышенной напряженности». [19] Она имеет в виду Заявление правительства Канады о политике в отношении Индии от 1969 года, сделанное тогдашним премьер-министром Пьером Трюдо (также называемое « Белой книгой» ), которое было воспринято некоторыми коренными жителями Канады как дальнейшая попытка ассимиляции. [20]
О'Бонсавин описывает, как на фоне этой напряженности на церемонии закрытия Олимпийских игр в Монреале использовалась символика коренных народов без консультаций с местными коренными народами. [21] Сотни артистов были привлечены для исполнения «племенного» танца, поставленного хореографом некоренного происхождения, под музыкальную партитуру («La Danse Sauvage»), созданную композитором некоренного происхождения. [22] Только 200 из 450 исполнителей были коренными народами, а остальные 250 были некоренными людьми, одетыми в костюмы и раскрашенными в « красный цвет » - именно эти исполнители некоренного происхождения привели коренных жителей на стадион. [21] О'Бонсавин отмечает, что особенно проблематичным в этом подходе к включению «участия» коренного населения является то, что он стал моделью для будущих канадских Олимпийских игр. [22]
Заявления о краже и уничтожении культурных ценностей на зимних Олимпийских играх 1988 года в Калгари, Альберта.
[ редактировать ]в Зимние Олимпийские игры 1988 года Калгари, Альберта, отразили некоторые уроки, извлеченные из критики игр 1976 года, но, по мнению критиков, они по-прежнему увековечили наследие стирания, культурных и земельных хищений, а также присвоений, совершенных прошлыми Играми и канадскими правительственными органами.
О'Бонсавин пишет, что коренные жители выразили значительный протест против использования и присвоения изображений коренных народов на Зимних играх 1988 года. [23] Эти изображения включали «местные звуки, достопримечательности и изображения [и] огромный вигвам» на церемонии открытия. [24] и медали с изображением «снаряжения для зимних видов спорта, выступающего из парадного головного убора». [25]
Зимние игры 1988 года также стали предметом международного бойкота, объявленного индейской нацией озера Любикон , небольшой общиной в северной Альберте. Их причины были сосредоточены на том, что они считали незаконной продажей своих уступленных земель нефтяным компаниям - неуступленной, потому что они были исключены из договоров 1899 и 1900 годов, а федеральное правительство все еще не желало вести переговоры по договору. [26] В то время как корпорации добывали ресурсы на своих землях, любикон-кри переживали «снижение годового дохода от отлова на 93%, высокий уровень алкоголизма, кризис туберкулеза и недоедание в обществе». [27]
Любикон-кри сосредоточили свой бойкот на конкретном олимпийском мероприятии: выставке «Дух поет» в музее Гленбоу , которая является частью официальной культурной программы Игр. Они опротестовали эту выставку по нескольким причинам, включая то, что почти половина ее финансирования поступила от Shell Oil Canada — той самой компании, которая занимается добычей нефти на их уступленной земле. [28] Выставка состояла из местных канадских артефактов, произведений искусства и предметов, собранных из коллекций по всему миру. [29] По этому поводу вождь Любикона Бернард Оминаяк сказал: «[Ирония] использования демонстрации артефактов североамериканских индейцев для привлечения людей на зимние Олимпийские игры, организованные интересами, которые все еще активно стремятся уничтожить индейский народ, кажется до боли очевидным». [30]
Любикон-кри заявили, что 665 экспонатов на выставке изначально были украдены — вывезены из коренных общин и выставлены в Европе для общественного потребления и любопытства. [31] Кроме того, «многие предметы были священными и не предназначались для публичного показа», в том числе ирокез маска- . [31] О'Бонсавин рассказывает о том, как музей Гленбоу совершил «вторую, более позорную волну воровства», вернув артефакты в коллекции и музеи, которые их одолжили, и отказавшись помочь коренным народам вернуть эти предметы обратно в свои общины. [31] Дискуссия, вызванная бойкотом Любикона книги «Дух поет», привела к формированию целевой группы, которая в конечном итоге выпустила новаторский доклад, который продолжает влиять на то, как музейные профессионалы подходят к работе с коренными общинами. [32]
В дополнение к бойкоту The Spirit Sings , эстафета факела стала объектом нападения протестующих из-за ее спонсорства компанией Petro-Canada , которая «вторгалась на территории коренных народов (включая земли Любикона) по всей Канаде». [33] Возражения коренных народов не ограничивались кри Любикон, поскольку «протестующие присутствовали на маршруте эстафеты во всех провинциях, кроме острова Принца Эдуарда ». [34] Об этих протестах бывший председатель Олимпийских игр в Калгари (OCO) позже написал: «Не было места неповиновению или конфронтации…» [34]
Тибетские беспорядки на летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине, Китай.
[ редактировать ]
Некоторые группы, выступающие за независимость Тибета , такие как «Студенты за свободный Тибет» , инициировали кампанию против летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине. [35] в знак протеста против независимости Тибета, он также возражал против использования тибетской антилопы (чиру) в качестве Фува Иньин. [36] Тибетское народное движение также потребовало представления Тибета с собственным национальным флагом. Американский киноактер Ричард Гир , председатель Международной кампании за Тибет, призвал к бойкоту, чтобы оказать давление на Китай с целью добиться независимости Тибета. Тибетцы в изгнании также планировали провести свою собственную версию Олимпийских игр в мае в штаб-квартире правительства в изгнании. [37]
Международная журналистская группа «Репортеры без границ» (RSF) выступила за бойкот, чтобы выразить обеспокоенность по поводу нарушений свободы слова и прав человека в Китае . Он надеялся, что международное давление сможет повлиять на освобождение узников совести и выполнение обещаний, данных МОК относительно улучшения ситуации с правами человека. [38]
В марте 2008 года избранный президент Тайваня Ма Инцзю пригрозил бойкотом Олимпийского комитета Китайского Тайбэя , «если ситуация в Тибете продолжит ухудшаться». [39] [40] Масахиса Цудзитани, японский мастер, который делает броски, используемые многими олимпийскими спортсменами, объявил 14 апреля, что он отказывается разрешить использование своих изделий на играх в знак протеста против обращения Китая с протестующими в Тибете. [41]

Во время церемонии зажжения олимпийского огня в Греции 24 марта 2008 года трое журналистов «Репортеров без границ» прорвали кордон из 1000 полицейских на древнем стадионе «Олимпия» и прервали выступление Лю Ци, главы комитета Пекинских игр. [42] Один протестующий попытался вырвать микрофон, в то время как другой развернул черный флаг, на котором олимпийские кольца были изображены как наручники. [ нужна ссылка ]
Около 50 тибетских изгнанников в Индии начали глобальную эстафету огня 25 марта 2008 года с символического «олимпийского» огня, который завершился в Тибете 8 августа 2008 года, в день церемонии открытия Летних игр в Пекине. [43] Хотя факел усиленно охранялся местной полицией и агентами китайской службы безопасности в синих спортивных костюмах, протестующие, пытавшиеся остановить эстафету или забрать факел, представляли собой серьезную проблему на маршруте. [44]
Срыв эстафеты огня и иностранное осуждение Китая привели к ответной реакции национализма и настроений против иностранцев в Китае. [45] Французским товарам и предприятиям угрожали репрессиями за нападение на факелоносцев в Париже, Франция. Французский ритейлер Carrefour был бойкотирован, а возле некоторых магазинов прошли акции протеста против сжигания флагов . [45] Иностранные СМИ, в частности CNN , подверглись критике со стороны государственного издания China Daily за репортажи о тибетских беспорядках. [46] СМИ сообщили, что отношение ханьских граждан Китая к некитайским и китайским меньшинствам в Китае заметно ухудшилось. В конце апреля китайские интернет-цензоры, которые ранее разрешали публикации с критикой некитайского языка, начали блокировать такие слова, как «Carrefour», что было расценено как попытка снизить напряженность перед играми. [47]
Угроза против уйгуров на летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине, Китай.
[ редактировать ]В 2008 году китайское правительство объявило, что было предотвращено несколько террористических заговоров уйгурских сепаратистов с целью сорвать Олимпийские игры 2008 года, включавшие похищение спортсменов, журналистов и туристов. Министерство безопасности сообщило, что за последние недели было произведено 35 арестов и изъята взрывчатка в провинции Синьцзян. В нем говорится, что еще 10 человек были задержаны, когда в январе полиция разгромила еще один заговор, организованный в Синьцзяне с целью сорвать Игры. Однако уйгурские активисты обвинили китайцев в фабрикации террористических заговоров с целью расправиться с жителями региона и помешать им выражать законное недовольство.Некоторые иностранные наблюдатели также были настроены скептически, задаваясь вопросом, не раздувает ли Китай террористическую угрозу, чтобы оправдать подавление диссидентов перед Олимпийскими играми. [48]
В преддверии летних Олимпийских игр в Пекине, во время которых внимание всего мира привлекли протибетские протесты во время эстафеты Олимпийского огня , уйгурские сепаратистские группы устроили акции протеста в нескольких странах. [49] По данным правительства Китая, в марте 2008 года была предотвращена попытка террориста-смертника на борту самолета China Southern Airlines в Синьцзяне. [50]
За четыре дня до Олимпийских игр в Пекине 16 китайских полицейских были убиты и 16 ранены в результате нападения в Кашгаре . местных торговцев [51] Китайская полиция ранила и повредила оборудование двух японских журналистов, посланных освещать эту историю. [52] Четыре дня спустя в результате взрыва в Куке погибли по меньшей мере два человека. [53]
Земельные споры, бедность и культурное присвоение на зимних Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере, Британская Колумбия
[ редактировать ]Опять же, опираясь на уроки, извлеченные из предыдущих Олимпийских игр, проводившихся в Канаде, Зимние игры 2010 года продемонстрировали беспрецедентный уровень участия и сотрудничества с коренными народами, а именно в форме четырех принимающих первых наций (FHFN). [54] Состоящая из представителей коренных народов Лилват , Масквим , Сквомиш и Цлейл-Ваутут из районов Ванкувера и Уистлера, FHFN была создана для того, чтобы «их культура и традиции уважались и демонстрировались на протяжении всего планирования, постановки и проведения мероприятий». Зимних игр 2010 года». [55] Но бывший руководитель Несконлита Артур Мануэль утверждает, что FHFN была создана для того, чтобы «разделять и властвовать над коренными народами в Канаде». [56] и что «Канада намеренно пытается откупиться от своей ужасной ситуации с правами человека, создавая в СМИ шумиху вокруг четырех принимающих коренных народов». [57] Назвав FHFN «дешевой и поверхностной схемой», [57] он отмечает, что в 2007 году Канада была одной из четырех стран, проголосовавших против принятия Декларации ООН о правах коренных народов . [58]
Зимние игры 2010 года были встречены массовыми протестами на местном и международном уровне. В октябре 2007 года 1500 делегатов коренных народов на Межконтинентальном собрании коренных народов в Соноре, Мексика, приняли резолюцию, в которой говорилось: «Мы отвергаем проведение зимних Олимпийских игр 2010 года на священной и украденной территории Черепашьего острова - Ванкувер, Канада». [59] Это положило начало глобальному бойкоту Игр 2010 года, когда коренные народы протестовали против Зимних игр 2010 года под лозунгом «Нет Олимпийским играм на украденной родной земле». [60] В интервью Democracy Now! Комментатор и художник Горд Хилл объясняет, как этот лозунг относится к отсутствию договоров в Британской Колумбии: «Это незаконно и на самом деле аморально, потому что они были обязаны своими собственными законами заключать договоры до того, как они поселятся на какой-либо земле или на каком-либо бизнесе. место на суверенной земле коренных народов». [61] Упомянутый бизнес включает в себя масштабное строительство недвижимости, как описано в статье Dominion :
Обширные территории неотчужденных земель, от которых коренные народы зависят в плане охоты, рыбалки и общего выживания, находятся под угрозой. Реки, горы и девственные леса заменяются туристическими курортами и расширением автомагистралей, чему способствовали игры 2010 года. Сотни миллионов долларов были потрачены на строительство новых курортов и расширение существующих, чтобы привлечь и разместить туристов, спортсменов-олимпийцев и тренеров. [62]
Одним из таких событий было расширение шоссе «море-небо», ради которого должны были быть разрушены утесы Игл-Ридж-Блафс в Северном Ванкувере (на территории Сквомиш). [63] Гарриет Нахани , 71-летняя старейшина Пачидата , вышедшая замуж за коренного народа Сквомиш, участвовала в блокаде, чтобы предотвратить это разрушение. [63] Она была арестована вместе с 23 другими протестующими и заключена в тюрьму. [63] И без того хрупкое здоровье Нахани ухудшилось во время пребывания в тюрьме, и она умерла вскоре после освобождения 24 февраля 2007 года. [64]
Зимние игры 2010 года также подвергались критике за то, что они проводились в городе, провинции и стране, где так много коренных жителей живут в отчаянных социальных условиях, особенно в деловом районе Ванкувера Истсайд (DTES), который на момент подачи заявки на проведение Ванкуверских игр был домом для крупнейшего аборигенного населения Ванкувера, находящегося за пределами резервации. [65] По данным Международной сети молодежи коренных народов в 2007 году, предолимпийское строительство недвижимости привело к увеличению бездомности в DTES: «В период с июня 2003 года по июнь 2005 года было потеряно 512 единиц жилья для малообеспеченных слоев населения, а также почти 300 единиц жилья для малообеспеченных слоев населения. арендная плата увеличится за тот же период времени». [66] Кэт Норрис из Группы действий коренных народов далее объясняет, почему это вызывает особую озабоченность у коренных народов, которые по состоянию на 2007 год составляли 30%. [67] бездомных в DTES: «Жестокая история школ-интернатов в сочетании с современным расизмом и дискриминацией привела к тому, что «большой процент наших людей полагается на услуги в центре восточной части Ванкувера... Многие из этих услуг нуждаются в финансировании». порезы '' . [67] Эти сокращения финансирования произошли в то время, когда ожидалось, что провинция потратит на Игры 1,5 миллиарда долларов, а федеральное правительство — 2,5 миллиарда долларов. [68]

Высокий уровень насилия в отношении женщин из числа коренного населения говорит об обращении Канады с коренными народами: 500 женщин коренных народов пропали без вести со всей Канады, и 76 из них - из Британской Колумбии, где проходили Игры. [69] Подсчитано, что из 69 женщин в официальном списке пропавших без вести в DTES в Ванкувере по крайней мере треть имеют коренное происхождение, по сравнению с 1,9% представительства женщин из числа коренного населения в общей численности населения Ванкувера. [70]
Коренные народы также выразили обеспокоенность по поводу маркетинга и брендинга Зимних игр 2010 года, начиная с выбора официального логотипа Игр, который был основан на инуитском символе инуксук и получил название «Иланаак», что переводится как «Иланаак». друг». [71] Несколько лидеров коренных народов раскритиковали Олимпийский организационный комитет Ванкувера (VANOC) за то, что он не проконсультировался с группами коренных народов по поводу выбора эмблемы. [72] и за выбор того, который не отражал местные коренные народы принимающего города. [73] Президент Союза вождей индейцев Британской Колумбии Стюарт Филлип сказал: «Сообщество коренных народов в целом разочаровано выбором… Лица, принимающие решения, решили не отражать коренные народы и Тихоокеанский регион в дизайне логотипа. ... Я не могу не заметить его замечательное сходство с Pac-Man». [74] Бывший комиссар Нунавута Питер Ирник также раскритиковал дизайн: «Инуиты никогда не строят инукисит с головой, ногами и руками»; [75] и процесс: «[Ирник] говорит, что каждый инукшук имеет значение и причину, по которой он был построен в определенном месте. Он говорит, что к строительству сооружений нельзя относиться легкомысленно». [76] Критика была также направлена на то, что дизайнеры логотипа не были инуитами или даже коренными народами. [ нужна ссылка ] Некоторые инуиты, критикуя принятие «иланаака», открыто связывали культурное присвоение и товарификацию, «заявляя, что это позорит традиционные функции инуксук и рискует превратить их в товары, которые можно будет продать для потребления туристами». [ нужна указание авторства ] [77]
Хотя на зимних Олимпийских играх 2010 года консультации с коренными народами проводились чаще, чем на прошлых канадских Олимпийских играх, похоже, что это сотрудничество не распространилось ни на урегулирование невыполненных земельных договоров, ни на решение проблемы маргинализации коренных народов в Канаде.
Протест ирландских республиканцев во время эстафеты огня на летних Олимпийских играх 2012 года в Лондоне, Англия.
[ редактировать ]Во время эстафеты летнего олимпийского огня 2012 года в Северной Ирландии сторонники ирландских республиканцев оспорили это событие в Северной Ирландии в знак протеста против британской интервенции в Северной Ирландии. Во время событий эстафеты полиция и военные арестовали нескольких подозреваемых членов ИРА. [78]
Аргентинская реклама Фолклендских островов перед летними Олимпийскими играми 2012 года в Лондоне, Англия.
[ редактировать ]2 мая 2012 года, в 30-летие со дня затопления аргентинского крейсера ARA General Belgrano . [79] рекламный фильм, изображающий капитана хоккейной сборной Аргентины Фернандо Зильберберга , тренирующегося в Стэнли, Фолклендские острова , транслировался в Аргентине под лозунгом «Чтобы соревноваться на британской земле, мы тренируемся на аргентинской земле». [80] Хотя несколько крупных аргентинских газет утверждали, что фильм не был заказан аргентинским правительством и что его продюсировало местное отделение рекламного агентства Young & Rubicam , права на него были куплены Канцелярией президента за национальная трансляция. [81] В заявлении МОК говорится, что «игры не должны быть частью политической платформы». [82] а президент Олимпийского комитета Аргентины Херардо Вертейн заявил, что «Олимпийские игры нельзя использовать для политических жестов». [83] Зильберберг заявил, что не знал, что фильм будет использоваться в качестве политической рекламы. [81] Впоследствии он не был выбран в сборную Аргентины по хоккею. [84]
Годовщина геноцида черкесов на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи, Краснодарский край.
[ редактировать ]
Черкесские организации также высказались против Олимпийских игр 2014 года, утверждая, что Игры пройдут на земле, которая была заселена ими с начала письменной истории их предков до 1864 года. [85] [86] когда было заявлено, что разрешение русско-черкесской войны привело к исчезновению (в зависимости от смерти или депортации) 1,5 миллиона черкесов, или 90 [87] [88] –94% [89] черкесской нации. Они потребовали отменить или перенести Олимпийские игры 2014 года в Сочи, если Россия не извинится за то, что черкесы считали геноцидом . [90] Некоторые черкесские группы не выражали прямого противодействия Олимпийским играм, но утверждают, что символы черкесской истории и культуры должны быть включены в формат, как это сделали Австралия, США и Канада со своим коренным населением в 2000 , 2002 и 2010 годах соответственно. [91]
Игры считаются особенно оскорбительными, поскольку в них указана дата 150-летия того, что они считают геноцидом. Таким образом, это стало сплоченным кличем черкесских националистов . [92] [93]
В частности, большое недовольство вызывает использование холма под названием «Красный холм». [94] В 1864 году группа черкесов, по-видимому, попыталась вернуться домой, но подверглась нападению, и завязалась битва, закончившаяся их резней и получившая название «Красная гора» (за пролитую кровь). На этом холме планировалось проведение соревнований по лыжному спорту и сноуборду. [94]
Комментарий аналитика NBC на зимних Олимпийских играх 2018 года в Пхенчхане, провинция Канвондо
[ редактировать ]Во время церемонии открытия аналитик NBC Джошуа Купер Рамо отметил, что Япония оккупировала Корею с 1910 по 1945 год, а затем добавил: «Но каждый кореец скажет вам, что Япония является культурным, технологическим и экономическим примером, который был так важен для их собственной трансформации. ." В The Korea Times Чон Мин Хо назвал комментарий «неправильным и бесчувственным», написав, что «десятки тысяч корейцев и некорейцев раскритиковали Рамо и NBC Sports в своих социальных сетях, призывая их исправить эту дезинформацию и извиниться». ." Корейцы до сих пор чувствуют боль всех тех лет, проведенных под японской оккупацией. В ответ на эту негативную реакцию NBC принесла в прямом эфире извинения. [95] а на следующий день Рамо был уволен с работы на NBC. [96]
Признание островов Лианкур и Курильских островов на летних Олимпийских играх 2020 года в Токио, Япония.
[ редактировать ]Официальные лица России и Южной Кореи выразили недовольство картой эстафеты огня на официальном сайте Игр, на которой были изображены спорные скалы Лианкур (территория, на которую претендует Япония, но находится под управлением Южной Кореи) и Курильские острова (территория, на которую претендуют Япония и Россия). часть Японии. Мария Захарова России Пресс-секретарь МИД назвала включение «незаконным» и обвинила Токийский оргкомитет в «политизации» Игр. [97] [98]
Использование флага Восходящего Солнца на летних Олимпийских играх 2020 года в Токио, Япония.
[ редактировать ]
Отказ японского правительства запретить спорный флаг Восходящего Солнца на олимпийских объектах подвергся критике как противоречащий олимпийскому духу , поскольку флаг является оскорбительным для народов Восточной и Юго-Восточной Азии из-за его исторического использования японскими императорскими военными во время Второй мировой войны. , а также его нынешнее использование расистскими группами ненависти в Японии, такими как Zaitokukai . [99] [100] [101] [102] Флаг, который часто сравнивают с нацистской свастикой , ассоциируется с военными преступлениями и зверствами, совершенными во времена Японской империи, а также с ультраправыми националистическими попытками современной Японии пересмотреть , отрицать и романтизировать свое империалистическое прошлое. [103]
Спорный флаг в настоящее время запрещен ФИФА , а Япония подверглась санкциям со стороны Азиатской футбольной конфедерации после того, как японские футбольные болельщики вывесили его на Лиге чемпионов АФК в 2017 году. [104]
В сентябре 2019 года парламентский комитет Южной Кореи по спорту обратился к организаторам летних Олимпийских игр 2020 года в Токио с просьбой запретить флаг Восходящего Солнца. [105] [106] и Гражданская ассоциация Китая по требованию компенсации от Японии направила письмо в Международный олимпийский комитет с требованием запретить флаг. [107]
Споры вокруг Тибета, Синьцзяна и Гонконга на зимних Олимпийских играх 2022 года в Пекине, Китай
[ редактировать ]Во время подачи заявок на проведение Олимпийских игр многие тибетские протестующие критиковали МОК за разрешение Китаю провести Олимпийские игры 2022 года из-за политики, направленной против тибетцев. [108] После утечки документов Синьцзяна в 2019 году и протестов в Гонконге в 2019–2020 годах прозвучали призывы к бойкоту игр 2022 года. [109] [110]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кубертен, Пьер де (1912). «Спорт и колонизация», Revue Olympique (январь): 7–10, цитируется по Schantz 2008, p. 177.
- ^ Определение: «... процесс превращения объекта, идеи, деятельности или услуги в товар в капиталистической экономике». Бистер-Джонс 2013, пар. 1.
- ^ Перейти обратно: а б О’Бонсавин 2008, с. 144.
- ^ Уомсли, Кевин Б. «Остановить олимпизм», Пост-олимпизм? Вопросы о спорте в двадцатом первом веке , под редакцией Джона Бэйла и Метте Крог Кристенсен, 231–242. Оксфорд: Берг, 2004 г., цитируется по О'Бонсавин 2008 г., с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б О’Бонсавин 2008, с. 153.
- ^ Международный олимпийский комитет. http://www.olympic.org/olympic-games . Проверено 20 февраля 2013 г.
- ^ Паресо 2008, с. 63.
- ^ Браунелл 2008, с. 32.
- ^ Пиви, Линда и Урсула Смит, 2008, с. 246.
- ^ «8 необычных фактов об Олимпийских играх 1904 года в Сент-Луисе | ИСТОРИЯ» . 12 июля 2021 г.
- ^ Браунелл, 2008, с. 29.
- ^ «Дни антропологии Олимпийских игр» .
- ^ Браунелл 2008, с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Браунелл 2008, с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Браунелл 2008, с. 43.
- ^ Паресо 2008, с. 84.
- ^ Браунелл 2008, с. 34.
- ^ Паресо 2008, с. 59.
- ^ О'Бонсавин 2012, с. 37.
- ^ О'Бонсавин 2012, стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б О’Бонсавин 2012, с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б О’Бонсавин 2012, с. 40.
- ^ О'Бонсавин 2012, с. 41.
- ^ О'Бонсавин 2012, с. 49.
- ^ О'Бонсавин 2010, с. 147.
- ^ О'Бонсавин 2012, с. 42.
- ^ Феррейра, DA (1992). «Нефть и любиконы несовместимы: претензии на землю в северной Альберте в исторической перспективе», Канадский журнал местных исследований . 12(1): 1–35, цитируется О'Бонсавином, 2012 г., с. 42.
- ^ Купер 2008, с. 22.
- ^ О'Бонсавин 2012, с. 43.
- ^ Оминаяк, вождь Бернард (1989) «Права аборигенов на землю в Канаде - миф и реальность», NISTO - Индийская нация озера Любикон. http://nisto.com/cree/lubicon/ , цитируется по O'Bonsawin 2012, p. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с О’Бонсавин 2012, с. 44.
- ^ Купер 2008, стр. 25–28.
- ^ О'Бонсавин 2012, с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б О’Бонсавин 2012, с. 48.
- ^ Уэйд, Стефан (7 августа 2008 г.). «Протесты, Олимпийские игры смога через год». Ассошиэйтед Пресс.
- ^ «Свободный Тибет 2008! – Один мир, одна мечта: Свободный Тибет 2008» . Студенты за свободный Тибет. Архивировано из оригинала 1 января 2007 года . Проверено 8 января 2007 г.
- ^ «Тибетские Олимпийские игры с 15 по 25 мая» . Индостан Таймс . Индия. 20 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2008 г. Проверено 9 августа 2008 г.
- ^ «Репрессии продолжаются в Китае за месяц до Олимпийских игр» . Репортеры без границ . Архивировано из оригинала 1 июня 2002 года . Проверено 9 августа 2008 г.
- ^ «Тайвань угрожает бойкотом Олимпийских игр» . Австралийская радиовещательная корпорация. 24 марта 2008 г.
- ^ «Олимпийские игры 2008: Кандидат в президенты Тайваня угрожает бойкотировать Олимпийские игры в Пекине» . Почта Бангкока .
- ^ Брюс Уоллес (11 апреля 2008 г.). «Бойкот Олимпийских игр 16-фунтовым мастером» . Лос-Анджелес Таймс . п. А-9.
- ^ Карассава, Анти (24 марта 2008 г.). «Протесты сорвали церемонию олимпийского огня» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 18 мая 2008 года . Проверено 9 августа 2008 г.
- ^ «Тибетские изгнанники устраивают фальшивую олимпийскую эстафету» . Си-Эн-Эн. 25 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2008 г. Проверено 9 августа 2008 г.
- ^ «Стражи Факела имеют связь с Тибетом» . wsj.com. 9 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Почему Китай сходит с ума» . Время . 24 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2008 г. Проверено 26 апреля 2008 г.
- ^ «CNN: Что с тобой не так?» . Китайская газета . 2 апреля 2008 г.
- ^ «Carrefour удален из китайского Интернета 30 апреля 2008 г.» . Китайские технические новости.
- ^ «Китай «сорвал олимпийский террористический заговор» » . Новости Би-би-си . 10 апреля 2008 г.
- ↑ Уйгуры протестуют против Олимпийского огня в Стамбуле – NTDTV на YouTube
- ^ Дэвис, Элизабет Ван Ви (18 апреля 2008 г.). «Китай противостоит своей уйгурской угрозе» . Азия Таймс . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «16 китайских полицейских убиты в результате нападения» . Глобус и почта . 4 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 8 января 2009 г.
- ^ «За кулисами: к Олимпиаде прибудет интернет-полиция» . Си-Эн-Эн. 7 августа 2008 г.
- ^ «Взрывы убили двоих в беспокойном китайском Синьцзяне» . Рейтер. Синьхуа . 10 августа 2008 г.
- ^ О'Бонсавин 2012, с. 53.
- ^ Правительство Канады, 2009 г., пар. 1, 2.
- ^ Мануэль 2010, пар. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Мануэль 2010, пар. 4.
- ^ Мануэль 2010, пар. 6.
- ^ Революционный отчет о хип-хопе за 2010 год, пар. 3.
- ^ Пейли 2010, параграф. 1.
- ^ Лопес 2010, пар. 11.
- ^ Ролбин-Гани 2008, пар. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Хилл 2012, с. 61.
- ^ Чудеса, пар. 1.
- ^ Статистическое управление Канады, 2001.
- ^ Линдси 2007, пар. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Линдси 2007, пар. 11.
- ^ Линдси 2007, пар 12.
- ^ Ролбин-Гани 2008, пар. 29.
- ^ Дин 2009, с. 8.
- ^ Миллер 2005, параграф. 1.
- ^ Миллер 2005, параграф. 7.
- ^ Миллер 2005, параграф. 3, 4.
- ^ National Geographic 2010, пар. 4, 5.
- ^ CBC Sports 2005, пар. 7.
- ^ CBC Sports 2005, пар. 6.
- ^ Хейес, С. (2002). «Защита аутентичности и целостности инуксуитов в арктической среде», Etudes/Inuit/Studies , 26(2): 133–156, цитируется по O'Bonsawin 2012, стр. 54.
- ^ «Сторонники ИРА вынуждают Олимпийский огонь изменить курс» . Новости CBS . 4 июня 2012 г.
- ^ «Реклама Аргентины об Олимпийских играх в Фолклендских островах вызвала скандал» . Новости Би-би-си . 3 мая 2012 года . Проверено 8 мая 2012 г.
- ^ «В рекламе Олимпийских игр в Аргентине Фолклендские острова изображены как «аргентинская земля» » . Хранитель . Лондон. 4 мая 2012 года . Проверено 8 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Великобритания критикует «безвкусную» рекламу Олимпийских игр на Фолклендских островах» . Новости Би-би-си . 4 мая 2012 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ Уэйд, Стивен (5 мая 2012 г.). «Реклама Фолклендских островов снова показывается, несмотря на опасения МОК» . Сакраменто Би . Калифорния. Ассошиэйтед Пресс . Проверено 8 мая 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Заявление НОК Аргентины о спорной рекламе» . Gamesbids.com. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ «Аргентинский хоккеист, фигурировавший в скандальной рекламе Фолклендских островов, исключен из состава перед Олимпийскими играми» . Insidethegames.biz. 13 мая 2012 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ Джаймуха, Амджад. Древние черкесские культуры и народы в первом тысячелетии до нашей эры . стр. 1–7, 9–14.
- ↑ Запись в Британской энциклопедии для черкесов: «С древних времен Черкесия, составлявшая примерно северо-западный регион Кавказа, приобрела экзотическую репутацию, присущую землям, занимающим решающую территорию между соперничающими империями…»
- ^ «145-летие геноцида черкесов и проблема Олимпиады в Сочи» . Рейтер. 22 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2012 г. Проверено 28 ноября 2009 г.
- ^ Эллен Бэрри (20 мая 2011 г.). «Грузия утверждает, что Россия совершила геноцид в 19 веке» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Сара А.С. Исла Россер-Оуэн, магистр исследований Ближнего и Среднего Востока (диссертация). Первый «исход черкесов» в Османскую империю (1858–1867) и ответ Османской империи на основе отчетов современных британских наблюдателей. Страница 16: «...по одной из оценок, коренное население всего северо-западного Кавказа сократилось на целых 94 процента». Текст цитаты: «Оценки российского историка Нарочницкого, в Ричмонде, гл. 4, стр. 5. Стивен Шенфилд отмечает аналогичные темпы сокращения, при этом осталось менее 10 процентов черкесов (включая абхазов). (Стивен Шенфилд) , «Черкесы: забытый геноцид?», в «Резня в истории», стр. 154.)»
- ^ Российские Олимпийские игры омрачены смертями XIX века . Рейтер . 21 марта 2010 г.
- ^ Азамат Брэм. Черкесы выражают олимпийский гнев . Институт репортажей войны и мира, Кавказская информационная служба № 413, 5 октября 2007 г. Проверено 2 апреля 2010 г.
- ^ Жемухов, Суфьян (сентябрь 2009 г.). «Черкесское измерение Олимпиады в Сочи 2014» . Политическая записка PONARS № 65 – Джорджтаунский университет . Черкесский мир. Архивировано из оригинала 11 октября 2009 года . Проверено 28 ноября 2009 г.
- ^ «145-летие геноцида черкесов и проблема Олимпиады в Сочи» . Рейтер . 22 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2012 г. Проверено 28 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Андреа Александр (9 февраля 2010 г.). «Черкесы Северного Джерси в изгнании начинают олимпийский протест» . NorthJersey.com . «В 1864 году группа черкесов попыталась вернуться домой, но потерпела поражение в кровопролитной битве на горе, получившей название «Красная горка».«Именно здесь, на Красной горе, будут проходить подъемники и лыжные соревнования», - сказал Зак Барсик, президент местного Черкесского института. «Олимпийские соревнования по лыжам и сноуборду пройдут на той же горе».
- ^ Чейз, Крис (10 февраля 2018 г.). «NBC приносит извинения корейскому народу за «невежественный и бесчувственный» комментарий корреспондента» . MSN.com . Архивировано из оригинала 11 февраля 2018 года . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ «NBC увольняет аналитика после «невежественного и бесчувственного» комментария в эфире» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . Ассошиэйтед Пресс. 11 февраля 2018 года . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ «Южная Корея жалуется после появления спорной территории на карте Токио-2020» . Insidethegames.biz . 29 июля 2019 года . Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ «Россия обвиняет Японию в политизации Олимпийских и Паралимпийских игр в Токио-2020» . Insidethegames.biz . 10.08.2019 . Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ Дадден, Алексис (1 ноября 2019 г.). «Японский флаг восходящего солнца имеет ужасную историю. Его необходимо запретить на Олимпийских играх в Токио» . Хранитель . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Панк, Оли (24 марта 2014 г.). «Японские интернет-националисты действительно ненавидят корейцев» . ПОРОК . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Рассел, Александр (6 мая 2017 г.). «Восходящее солнце, растущий национализм» . Университет . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Уитналл, Адам (11 сентября 2019 г.). «Южная Корея требует запретить японский флаг на Олимпийских играх в Токио» . Независимый . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Илмер, Андреас (3 января 2020 г.). «Токио-2020: Почему некоторые люди хотят запретить флаг восходящего солнца» . Новости Би-би-си . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Зиг, Линда (13 сентября 2019 г.). «Организаторы Олимпийских игр в Токио заявляют, что не планируют запрещать флаг «Восходящего Солнца», несмотря на требование Южной Кореи» . Рейтер . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ « Символ дьявола»: почему Южная Корея хочет, чтобы Япония запретила использование флага Восходящего Солнца на Олимпийских играх в Токио» . 07.09.2019.
- ^ «Демократическая партия предлагает резолюцию против флага Восходящего Солнца в Национальной ассамблее» . 2019-10-02.
- ^ «Китайская группа просит МОК запретить флаг «восходящего солнца» на Олимпийских играх в Токио» . 28 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 01 октября 2019 г. Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ «Тибетские группы выступают против проведения Олимпийских игр 2022 года в Китае» . США сегодня .
- ^ «Дело в бойкоте Пекина в 2022 году» .
- ^ «Огромные утечки информации раскрывают лагеря перевоспитания в Синьцзяне. Но не ждите, что Пекин отступит» . CNN . 27 ноября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Бистер-Джонс, Джейсон (2013). «Коммодификация» . Словарь американской музыки Grove . Издательство Оксфордского университета . Проверено 15 марта 2014 г.
- Браунелл, Сьюзен (2008). «Введение: Тела до удавов, спорт до левых смеха». Дни антропологии 1904 года и Олимпийские игры: спорт, раса и американский империализм . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-1098-1 .
- CBC Sports (26 апреля 2005 г.). «Олимпийский Инукшук раздражает лидера инуитов» . Проверено 2 марта 2014 г.
- Купер, Карен Куди (2008). Оживленные встречи: политика и практика музея протеста американских индейцев . Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс. ISBN 978-0-7591-1089-2 .
- Дин, Эмбер Р. (2009). Призраки: изображения исчезнувших женщин Ванкувера (PDF) (докторская диссертация). Университет Альберты. Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2014 г. Проверено 30 марта 2010 г.
- Правительство Канады (23 декабря 2009 г.). «Четыре принимающих коренных народа – Канада 2010» . п. Игры Канады. Архивировано из оригинала 21 декабря 2013 года . Проверено 31 марта 2014 г.
- Хилл, Горд (2012). Комикс «Антикапиталистическое сопротивление» . Ванкувер: Arsenal Pulp Press. ISBN 978-1-55152-444-3 .
- Международный олимпийский комитет. «Все игры с 1896 года» . Проверено 20 февраля 2013 г.
- Линдси, Хиллари Бэйн (4 апреля 2007 г.). «Украденные игры: «Никаких Олимпийских игр на украденной родной земле» не стало боевым кличем сопротивления коренных народов Олимпийским играм в Ванкувере» . Доминион . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 31 марта 2014 г.
- Лопес, Франклин (12 февраля 2010 г.). «Активисты Ванкувера приветствуют церемонию открытия зимних Олимпийских игр Народным саммитом и протестом» . Демократия сейчас! . Проверено 2 марта 2014 г.
- Мануэль, Артур (25 января 2010 г.). «Олимпиада в Ванкувере не может скрыть печальное положение Канады в отношении коренных народов» . Джорджия Стрит . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 16 марта 2014 г.
- Миллер, Хизер Эндрюс (май 2005 г.). «Олимпийский комитет допустил ошибку с логотипом, вдохновленным инуитами» . Ежеквартальный индекс канадских периодических изданий . Проверено 10 марта 2014 г.
- National Geographic (12 февраля 2010 г.). «Олимпийский логотип для некоторых не является другом» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 19 декабря 2015 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- О'Бонсавин, Кристин М. (2012). «Коренные народы и Олимпийские игры, проводимые в Канаде». В Дженис Форсайт; Одри Р. Джайлз (ред.). Аборигены и спорт в Канаде . Ванкувер: UBC Press. ISBN 978-0-7748-2423-1 .
- О'Бонсавин, Кристин М. (2010). « Нет Олимпиаде на украденной родной земле»: оспаривание олимпийских повествований и отстаивание прав коренных народов в дискурсе Игр 2010 года в Ванкувере». Спорт в обществе: культура, коммерция, средства массовой информации, политика . 13 (1): 143–156. дои : 10.1080/17430430903377987 . S2CID 143730579 .
- Пейли, Дон (16 марта 2010 г.). « Нет Олимпийским играм на украденной родной земле» находит отклик во всей Канаде» . Медиа-кооператив. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 30 марта 2014 г.
- Паресо, Нэнси Дж. (2008). «Специальная Олимпиада: проверка расовой силы и выносливости на выставке закупок в Луизиане 1904 года». В Сьюзен Браунелл (ред.). Дни антропологии 1904 года и Олимпийские игры: спорт, раса и американский империализм . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-1098-1 .
- Пиви, Линда; Урсула Смит (2008). «Оставив белых… далеко позади: девочки из индийской школы Форт-Шоу (Монтана), чемпионы по баскетболу Всемирной выставки 1904 года». В Сьюзен Браунелл (ред.). Дни антропологии 1904 года и Олимпийские игры: спорт, раса и американский империализм . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-1098-1 .
- Революционный отчет о хип-хопе, The (25 июля 2010 г.). «Нет Олимпиаде на украденной родной земле» . Революционный отчет о хип-хопе . Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 года . Проверено 31 марта 2014 г.
- Ролбин-Гани, Майя (1 марта 2008 г.). « Все дело в земле: местное сопротивление Олимпийским играм» . Доминион . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- Шанц, Отто Дж. (2008). «Концепции расы, нации и цивилизации Пьера де Кубертена». В Сьюзен Браунелл (ред.). Дни антропологии 1904 года и Олимпийские игры: спорт, раса и американский империализм . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-1098-1 .
- Статистическое управление Канады (2001). «Аборигенное население города Ванкувер – перепись 2001 года» . Проверено 31 марта 2010 г.
- Томлинсон, Алан (2005). Культура спорта и досуга . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 978-0-8166-3382-1 . Проверено 2 апреля 2009 г.
- Чудеса, Карен. «Развитие: нарушение прав человека» . п. Первые нации – земельные права и защита окружающей среды в Британской Колумбии . Проверено 31 марта 2014 г.