Начало или конец
Начало или конец | |
---|---|
Режиссер | Норман Таурог |
Автор сценария | Фрэнк «Спиг» Уид |
Рассказ | Роберт Консидайн |
Продюсер: | Сэмюэл Маркс |
В главных ролях | Брайан Донлеви Роберт Уокер Том Дрейк Беверли Тайлер Одри Тоттер Хьюм Кронс |
Кинематография | Рэй Джун |
Под редакцией | Джордж Бёмлер |
Музыка | Даниэле Амфитеатроф |
Производство компания | |
Распространено | Компания Лоу'с Инк. |
Дата выпуска |
|
Время работы | 112 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 2,6 миллиона долларов |
Театральная касса | 1,9 миллиона долларов |
«Начало или конец» — американский документальный фильм 1947 года о разработке атомной бомбы во Второй мировой войне , снятый Норманом Таурогом в главных ролях с Брайаном Донлеви , Робертом Уокером и Томом Дрейком и выпущенный Metro-Goldwyn-Mayer . В фильме драматизируется создание атомной бомбы в рамках Манхэттенского проекта и бомбардировка Хиросимы .
Фильм зародился в октябре 1945 года как проект актрисы Донны Рид и ее школьного учителя естественных наук Эдварда Р. Томпкинса, который работал химиком в Национальной лаборатории Ок-Ридж . Боб Консидайн написал сценарий, который был отправлен сценаристам MGM. Название было предоставлено президентом Гарри С. Трумэном . В то время существовало юридическое требование о получении разрешения на изображение живых известных общественных деятелей. Многие отказались, но другие, такие как Дж. Роберт Оппенгеймер , сотрудничали. Генерал-майор Лесли Р. Гроувс-младший , директор Манхэттенского проекта, был нанят в качестве консультанта за 10 000 долларов США (что эквивалентно 156 000 долларов США в 2023 году).
Хотя создатели фильма приложили значительные усилия к исторической точности, особенно в деталях, фильм известен некоторыми ключевыми искажениями истории. Был добавлен полностью вымышленный эпизод, в котором Трумэн мучается вопросом, санкционировать ли нападение; Зенитные снаряды рвутся вокруг корабля Enola Gay во время бомбардировки Хиросимы. Фильм получил в целом неоднозначные отзывы и разочаровал в прокате.
Сюжет [ править ]
Прелюдия в виде сюжета кинохроники предполагает, что фильм является частью пакета информации о развитии атомной энергетики и атомной бомбе, помещаемой в капсулу времени в Калифорнии, которая будет открыта в 2446 году.
Физик и ученый-атомщик доктор Дж. Роберт Оппенгеймер ( Хьюм Кронин ) хвалит открытие атомной энергии, но также предупреждает о ее опасностях. Американские ученые, такие как Мэтт Кокран ( Том Дрейк ), работающие под руководством доктора Энрико Ферми ( Джозеф Каллея ) и доктора Марре ( Виктор Франсен ), расщепили атом и, по сути, победили немцев в гонке за создание атомного оружия. бомбить. При содействии Альберта Эйнштейна ( Людвиг Штессель ) они сообщают президенту Франклину Д. Рузвельту ( Годфри Тирл ) о том, что было сделано монументальное открытие.
В 1941 году, когда Соединенные Штаты находились в состоянии войны, Рузвельт выделяет до двух миллиардов долларов на Манхэттенский проект по разработке атомной бомбы. В декабре 1942 года в Чикагском университете под бдительным оком таких наблюдателей, как подполковник Джефф Никсон ( Роберт Уокер ) и международных экспертов, ученые создают первую цепную реакцию под стадионом кампуса.
Никсона поручают генералу Лесли Гроувсу ( Брайан Донлеви ), который и становится ответственным за проект. Гровсу предстоит объединить научные, промышленные и оборонные сообщества для создания атомной бомбы. В 1945 году, после смерти Рузвельта, новый президент Гарри С. Трумэн ( Арт Бейкер ) продолжает поддерживать атомный проект, теперь переехавший в Лос-Аламос, штат Нью-Мексико . Столкнувшись с ожесточенным сопротивлением в войне на Тихом океане , Трумэн приказывает использовать атомную бомбу против Японии в июле 1945 года.
Кокрану и Никсону поручено сопровождать команду, транспортирующую бомбу на Тиниан . Собирая бомбу, Кокран вступает в контакт с радиоактивным материалом и умирает. На следующий день, 6 августа 1945 года, Enola Gay бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress сбросил атомную бомбу на Хиросиму . После миссии Никсон возвращается домой, чтобы сообщить жене Кокрана новость о смерти мужа.
В ролях [ править ]
- Брайан Донлеви в роли генерал-майора Лесли Р. Гроувса
- Роберт Уокер — подполковник, позже полковник Джефф Никсон
- Том Дрейк в роли Мэтта Кокрана
- Беверли Тайлер в роли Энн Кокран
- Одри Тоттер в роли Джин О'Лири
- Хьюм Кронин в роли доктора Дж. Роберта Оппенгеймера
- Херд Хэтфилд в роли доктора Джона Вятта
- Джозеф Каллея, как доктор. Энрико Ферми
- Годфри Тирл в роли президента Франклина Д. Рузвельта
- Виктор Франсен и Др. ПОЛУЧАТЬ
- Рихард Гайдн, как доктор Чисхолм
- Джонатан Хейл в роли доктора Ванневара Буша
- Джон Лител, как К. Т. Келлер
- Генри О'Нил, как генерал Томас Ф. Фаррелл
- Уорнер Андерсон в роли капитана Уильяма С. Парсонса
- Барри Нельсон в роли полковника Пола Тиббетса -младшего, пилота Enola Gay
- Арт Бейкер в роли президента Гарри С. Трумэна
- Людвиг Штёссель в роли доктора Альберта Эйнштейна
- Джон Гамильтон в роли доктора Гарольда К. Юри
- Фрэнк Фергюсон в роли доктора Джеймса Б. Конанта
- Том Стивенсон в роли доктора Э. П. Вигнера
- Джон Галлодет, как доктор Лео Сцилард
- Морони Олсен в роли доктора Артура Х. Комптона
- Норман Ллойд, как доктор Троянски
- Чарльз Троубридж в роли Уолтера С. Карпентера-младшего.
- Генри Холл в роли генерала Брехона Сомервелла
- Уильям Райт, как полковник Джон Лэнсдейл
- Джеймс Буш в роли доктора Эрнеста О. Лоуренса
- Эрвилл Олдерсон в роли Генри Стимсона (в титрах не указан)
Производство [ править ]
Идея фильма «Начало или конец» возникла в октябре 1945 года у актрисы Донны Рид и ее школьного учителя естественных наук Эдварда Р. Томпкинса, химика из Окриджской национальной лаборатории . [1] Согласно выпускам The Hollywood Reporter за декабрь 1945 и январь 1946 года, MGM , Paramount и 20th Century-Fox были заинтересованы в создании фильма о Манхэттенском проекте. из Paramount Хэл Б. Уоллис уже работал над своей собственной версией под названием «Совершенно секретно» , но согласился объединить свой проект с проектом MGM и передать свою историю и исследования, предложив выступить в качестве консультанта по лечению MGM в обмен на фиксированную плату и процент от кассовых сборов. [2]
У «Начала или конца» было несколько рабочих названий, в том числе «Атомная бомба» , «Манхэттенский проект» и «Совершенно секретно» . Боб Консидайн был нанят для создания трактовки, которая была представлена сценаристам MGM. [2] Сценарий претерпел ряд доработок, Айн Рэнд одним из авторов которого была . Ее вклад включает в себя монтаж завоеваний Гитлера, эпизод, в котором умирающий информатор отправляет сообщение Альберту Эйнштейну, и эпизод, в котором президент Франклин Рузвельт санкционирует Манхэттенский проект. Другими авторами сценария, участвовавшими в написании сценария, были Роберт Смит, Фрэнк «Спиг» Уид , Норман Красна , Дэвид Хокинс , Джон Ли Махин и Гленн Трайон . Продюсер Сэмюэл Маркс написал вступительное слово. [3] Муж Маркса и Донны Рид Тони Оуэн встретился с президентом Гарри С. Трумэном, чтобы заручиться его одобрением. Сообщается, что на их встрече Трумэн сказал: «Джентльмены, снимите фильм. Скажите людям этой страны, что для них это начало или конец», тем самым снабдив фильм его названием. [1]
Х. Т. Вензель из Национального бюро стандартов , Томпкинс и У. Брэдфорд Шэнк из Лос-Аламосской национальной лаборатории . Техническими консультантами выступили [4] Отношения между MGM и учеными вскоре испортились, поскольку ученые начали требовать большей точности, что потребовало многократного изменения сценария, и Томпкинс в конце концов подал в отставку. Оппенгеймер послал Дэвида Хокинса, профессора философии из Калифорнийского университета, в качестве посредника между Марксом и учеными. [5] Хотя первоначальное намерение заключалось в том, чтобы значительная сумма денег была пожертвована ассоциациям ученых, таким как Федерация ученых-атомщиков , в конечном итоге ни одна научная организация не приняла никаких денег. [6] Томпкинс получил выплату в размере ста долларов. (эквивалент 2000 долларов США в 2023 году). [7] В то время существовало юридическое требование о получении разрешения на изображение живых известных общественных деятелей в фильмах. [7] Лиза Мейтнер , Нильс Бор и сэр Джеймс Чедвик отказались разрешить использование своих имен в «Начале или конце» , что Маркс считал неудачным, поскольку из-за этого сцены Манхэттенского проекта в фильме выглядели как всеамериканское дело. [5]
Потеря Бора привела к удалению важных последовательностей. Первоначально в сценарии Бор, спасенный от немцев в Дании, принес шокированному Оппенгеймеру известие о том, что немецкий проект ядерного оружия поставляет опыт своему японскому коллеге . Немецкая подводная лодка с вымышленным ученым отправляется в Японию, где он присоединяется к японскому проекту в Хиросиме . [8] Ванневар Буш возражал против того, как в сценарии он был изображен сомневающимся в том, можно ли построить атомную бомбу вовремя или поместиться в самолет. Буш настаивал на том, что у него никогда не было никаких сомнений. Сценарий был изменен, чтобы смягчить это. В фильме, когда Буш сообщает президенту Рузвельту, что ему нужно обсудить совершенно секретный вопрос, собака президента Фала выходит из комнаты. [9]
Оппенгеймер не возражал против эпизода в фильме, в котором он сообщил бригадному генералу Томасу Фарреллу , что вероятность того, что неконтролируемый взрыв уничтожит планету, составляет менее одного на миллион, хотя он сказал MGM, что никогда этого не говорил. [10] Культурного Оппенгеймера больше всего беспокоило то, что сценарий был плохим, а персонажи были «неестественными, безжизненными, лишенными цели и понимания». [11]
Военно-техническими советниками «Начала или конца» были полковник Уильям А. Консидайн, помощник Гроувса по безопасности и связям с общественностью, майор Глен В. Ландрет, майор Пол Ван Слоун и подполковник Чарльз В. Суини , пилот « Бокскара », бомбардировщик, сбросивший атомную бомбу на Нагасаки . [4] Ученые были встревожены сообщениями о том, что исполнитель главной роли MGM Кларк Гейбл на роль Гроувса рассматривался , но испытали облегчение, когда вместо него был выбран Брайан Донлеви. Донлеви обычно появлялся в злодейских ролях второго плана. [12] и действительно, большинство актеров, снявшихся в фильме, были наиболее известны благодаря фильмам в стиле нуар : Хьюм Кронин за «Почтальон всегда звонит дважды» ; Джозеф Каллея за «Гильду» и «Срок на рассвете» ; и Людвиг Штессель за Фрица Ланга » «Плащ и кинжал . [3] Дородный Гроувс, очевидно, не возражал против того, чтобы его изобразил стройный и красивый Донлеви, за исключением того, как он был показан руководящим промышленниками. У него была сцена, в которой он предупреждал Рузвельта, что вторжению в Японию будет противодействовать уничтожение японского атомного оружия. [8]
Элеонора Рузвельт возражала против выбора Лайонела Бэрримора на роль ее покойного мужа из-за политических замечаний, которые Бэрримор сделал в адрес президента в 1944 году. [13] [14] Маркс отложил сцены Бэрримора, пока у нее была возможность прочитать и ответить на письмо, которое Бэрримор отправил ей, объясняя, что его замечания были неверно истолкованы, но ее это не успокоило, и Бэрримор был заменен в роли Годфри Тирла. [2] Военное министерство и Белый дом рассмотрели сценарий и попросили внести изменения. Армия возражала против сцены, в которой армейский майор напал на девушку, и ее вырезали из фильма, поскольку армия посчитала это плохим поведением для офицера. [14]
Было показано, как случайно Трумэн и Гроувс решили использовать бомбу, при этом Трумэн заявил, что «я больше думаю о наших американских мальчиках, чем обо всех наших врагах». [15] в то же время точен, обеспокоенный Уолтер Липпманн , который чувствовал, что это может привести к тому, что иностранцы будут бояться атомного оружия, находящегося в руках Америки. Его заменили сценой, где Трумэн (показанный только сзади) мучается над тем, санкционировать нападение или нет. [14] В нем Трумэн утверждает своему пресс-секретарю, что сброс бомбы сократит войну, а «год войны меньше будет означать жизнь... от 300 000 до полумиллиона лучшей молодежи Америки». [15]
Цензоры кинофильмов потребовали дальнейших сокращений. Уничижительные упоминания о мексиканцах были удалены, как и непристойная шутка о последствиях воздействия радиоактивных веществ («Правда ли, что если ты занимаешься этими вещами, тебе больше не нравятся девушки?» «Не то, чтобы я заметил «), и один о политике («Я получил это конфиденциально — мы делаем передние части лошадей. Мы отправляем их в Вашингтон, чтобы прикрепить к другому концу».) [3] [13]
Основные съемки фильма «Начало или конец» начались 29 апреля 1946 года и продолжались до 25 июля, а повторные съемки начались 9 августа 1946 года. Премьера постановки состоялась в Вашингтоне, округ Колумбия, 19 февраля 1947 года, когда фильм был выпущен в национальный прокат. Следующее 7 марта 1947 г. [16]
Историческая достоверность [ править ]
Создатели фильма приложили немало усилий для обеспечения исторической точности многих деталей, таких как военная форма и детали « Энолы Гей» и ее экипажа. [3] Девять актеров, сыгравших команду «Энолы Гэй», были настоящими ветеранами Второй мировой войны. [2] Гай Уильямс дебютировал в кино в роли бомбардира , сбросившего оружие над Хиросимой . Показаны правильные названия сопровождающих самолетов, хотя фотосамолет получил название « Необходимое зло» только после миссии в Нагасаки .
Для сравнения, технические детали атомных процессов и конструкции бомбы намеренно являются совершенно неточными. В 1947 году эти подробности были строго засекречены. Никакого упоминания не было о богатом источнике урана, поставляемого с конголезского рудника Шинколобве , а вся переработка урана изображалась как происходящая только из канадских рудников. Еще одна неточность, не зависящая от необходимой военной тайны, - это изображение зенитных снарядов, разрывающихся вокруг самолетов во время бомбардировки, поскольку атаке на Хиросиму никто не противостоял. [17] [Примечание 1]
В фильме дважды упоминается предполагаемое разбрасывание конкретных листовок на цель за десять дней до миссии, предупреждающих граждан о предстоящем рейде. «Мы сбрасываем на них предупреждающие листовки уже десять дней», - замечает один из членов экипажа. «Это на десять дней больше предупреждений, чем они давали нам перед Перл-Харбором». [19] Однако листовки, конкретно предупреждающей об атомной атаке, не было. [19] В своем обзоре в « Бюллетене ученых-атомщиков » физик Харрисон Браун назвал это «самой ужасной фальсификацией истории». [20] Историки спорят о том, сбрасывались ли вообще какие-либо листовки. [21]
Этот инцидент, в котором «Кокран» получил смертельную дозу радиации при сборке бомбы на Хиросиму, является вымышленной отсылкой к смерти Гарри Даглиана и Луи Слотина , участников Манхэттенского проекта, которые умерли после контакта с радиоактивным материалом 21 августа 1945 года и 21 мая 1946 года. [22]
В своей отмеченной наградами книге «Начало или конец : как Голливуд — и Америка — научились перестать беспокоиться и полюбить бомбу» ( июль 2020 г.) историк и журналист Грег Митчелл исследует «шокирующую и важную историю о том, как Белый дом а Пентагон сорвал эпическую голливудскую постановку». [23]
Выпуск [ править ]
Касса [ править ]
Согласно отчетам MGM, фильм «Начало или конец» был снят с бюджетом в 2 632 000 долларов (что эквивалентно 41 124 000 долларов в 2023 году), но заработал 1 221 000 долларов (что эквивалентно 19 078 000 долларов в 2023 году) в США и Канаде и 721 000 долларов (что эквивалентно 11 265 000 долларов в 2023 году). в других местах, что привело к убыткам студии в размере 1 596 000 долларов США (что эквивалентно 24 937 000 долларов США в 2023 году). [24]
прием Критический
Хотя «Начало или конец» был первым фильмом, в котором была изображена история атомной бомбы, и критики, и публика были сбиты с толку попыткой объединить реальные события в форме документальной драмы. Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс» прокомментировал, что «несмотря на в целом хорошие реконструкции, этот фильм настолько пронизан чувствами самого глупого и театрального характера, что большая часть его впечатляющего характера омрачена». [25] Variety охарактеризовал фильм как «знаменательную историю, написанную в общих чертах мастерским сценарием и постановкой». [26] и «выражаем благодарность всем, кого это касается, за то, что документальные ценности присутствуют в достаточной степени и не становятся статичными». [26]
Тайм был менее позитивен, отметив, что «даже в качестве развлечения… картина редко поднимается выше веселого идиотизма». [13] В своем обзоре «Бюллетеня ученых-атомщиков » Харрисон Браун назвал фильм «плохим» с романтическим ракурсом «крайне безвкусным». [20] но больше всего его беспокоило то, как в фильме «чрезмерно превозносилось» научное оборудование, что, по его мнению, создавало «совершенно ложное впечатление о том, как работают ученые». [20]
См. также [ править ]
- День первый (1989)
- Толстяк и маленький мальчик (1989)
- Оппенгеймер (2023)
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Явендитти 1978 , с. 54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Примечания: Начало или конец (1947)» . Классические фильмы Тернера . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Томпсон, Натаниэль. «Статьи: Начало или конец (1947)» . Классические фильмы Тернера . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарп, Эдвард А. (1991). «Радио Вооруженных Сил после Второй мировой войны» . Винтажная электрика SMEC . 3 (1). СМЭК . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Явендитти 1978 , с. 56.
- ^ Явендитти 1978 , с. 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейнгольд 1984 , с. 156.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейнгольд 1984 , с. 162.
- ^ Рейнгольд 1984 , с. 161.
- ^ Рейнгольд 1984 , стр. 162–163.
- ^ Рейнгольд 1984 , с. 159.
- ^ Явендитти 1978 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Новые картинки» . Время . 24 февраля 1947 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Явендитти 1978 , с. 57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Митчелл, Грег; Лифтон, Роберт Джей (3 августа 2010 г.). «Сокрытие Белого дома: как Трумэн монтировал первый голливудский фильм об атомной бомбе» . Нация . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ «Оригинальная информация для печати: начало или конец» . Классические фильмы Тернера . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Ролинг и Кассезе 1994 , с. 112.
- ^ Суини, Антонуччи и Антонуччи 1997 , стр. 213–215.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Явендитти 1978 , с. 59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Браун, Харрисон (март 1947 г.). «Начало или конец: обзор» . Бюллетень ученых-атомщиков . 3 (3): 99. Бибкод : 1947БуАцС...3с..99Б . дои : 10.1080/00963402.1947.11455861 . ISSN 0096-3402 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Веллерштейн, Алекс (26 апреля 2013 г.). «На день слишком поздно» . Ограниченные данные . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Юнгк 1958 , стр. 194–196.
- ^ «Начало или конец» . Новая Пресса . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Мэнникс 1962 .
- ^ Кроутер, Босли (21 февраля 1947 г.). «Начало или конец (1947); фильм об атомной бомбе начинается в столице; начало или конец, исследование исторического оружия в Метро, с Донлеви в роли Гроувса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Рецензия: «Начало или конец» » . Разнообразие . 31 декабря 1946 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
Библиография [ править ]
- Юнгк, Роберт (1958). Ярче тысячи солнц . Нью-Йорк: Харкорт Брейс. ISBN 978-0-15614-150-5 .
- Манникс, Э.Дж. (1962). Книга Э. Дж. Мэнникса . Лос-Анджелес: Библиотека Маргарет Херрик, Центр изучения кино. OCLC 801258228 .
- Рейнгольд, Натан (осень 1984 г.). «MGM встречает атомную бомбу». Ежеквартальный журнал Уилсона . 8 (4): 154–163. ISSN 0363-3276 . JSTOR 40256804 .
- Ролинг, БВА; Кассезе, А. (1994). Токийский процесс и его последствия: размышления миротворца . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishers/Polity Press. ISBN 978-0-74561-485-4 .
- Суини, Чарльз ; Антонуччи, Джеймс А.; Антонуччи, Мэрион К. (1997). Конец войны: рассказ очевидца последней атомной миссии Америки . Нью-Йорк: Quill Publishing. ISBN 0-380-78874-8 .
- Явендитти, Майкл Дж. (декабрь 1978 г.). «Учёные-атомщики и Голливуд: начало или конец?» . Кино и история: междисциплинарный журнал исследований кино и телевидения . 8 (4): 51–66. ISSN 0360-3695 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Митчелл, Грег (июль 2020 г.). Начало или конец: как Голливуд и Америка научились перестать беспокоиться и полюбить бомбу . Нью-Йорк: Новая пресса. ISBN 978-1-62097-573-2 . OCLC 1140359636 .
Внешние ссылки [ править ]
- фильмы 1947 года
- Драматические фильмы 1947 года
- Американские авиационные фильмы
- Американские фильмы о войне
- Американские черно-белые фильмы
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Фильмы об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки.
- Фильмы о Манхэттенском проекте
- Фильмы, написанные Даниэлем Амфитеатрофом
- Фильмы Метро-Голдвин-Майер
- Научные документальные драмы
- Культурные изображения Альберта Эйнштейна
- Культурные изображения Франклина Д. Рузвельта
- Культурные изображения Гарри С. Трумэна
- Культурные изображения Дж. Роберта Оппенгеймера
- Американские документальные фильмы
- Документальные фильмы 1947 года
- Американские документальные драмы
- Фильмы Нормана Таурога
- Американские фильмы 1940-х годов