Jump to content

Начало или конец

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Начало или конец
Театральный плакат 1947 года
Режиссер Норман Таурог
Автор сценария Фрэнк «Спиг» Уид
Рассказ Роберт Консидайн
Продюсер: Сэмюэл Маркс
В главных ролях Брайан Донлеви
Роберт Уокер
Том Дрейк
Беверли Тайлер
Одри Тоттер
Хьюм Кронс
Кинематография Рэй Джун
Под редакцией Джордж Бёмлер
Музыка Даниэле Амфитеатроф
Производство
компания
Распространено Компания Лоу'с Инк.
Дата выпуска
  • 7 марта 1947 г. ( 07.03.1947 )
Время работы
112 минут
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет 2,6 миллиона долларов
Театральная касса 1,9 миллиона долларов

«Начало или конец» — американский документальный фильм 1947 года о разработке атомной бомбы во Второй мировой войне , снятый Норманом Таурогом в главных ролях с Брайаном Донлеви , Робертом Уокером и Томом Дрейком и выпущенный Metro-Goldwyn-Mayer . В фильме драматизируется создание атомной бомбы в рамках Манхэттенского проекта и бомбардировка Хиросимы .

Фильм зародился в октябре 1945 года как проект актрисы Донны Рид и ее школьного учителя естественных наук Эдварда Р. Томпкинса, который работал химиком в Национальной лаборатории Ок-Ридж . Боб Консидайн написал сценарий, который был отправлен сценаристам MGM. Название было предоставлено президентом Гарри С. Трумэном . В то время существовало юридическое требование о получении разрешения на изображение живых известных общественных деятелей. Многие отказались, но другие, такие как Дж. Роберт Оппенгеймер , сотрудничали. Генерал-майор Лесли Р. Гроувс-младший , директор Манхэттенского проекта, был нанят в качестве консультанта за 10 000 долларов США (что эквивалентно 156 000 долларов США в 2023 году).

Хотя создатели фильма приложили значительные усилия к исторической точности, особенно в деталях, фильм известен некоторыми ключевыми искажениями истории. Был добавлен полностью вымышленный эпизод, в котором Трумэн мучается вопросом, санкционировать ли нападение; Зенитные снаряды рвутся вокруг корабля Enola Gay во время бомбардировки Хиросимы. Фильм получил в целом неоднозначные отзывы и разочаровал в прокате.

Сюжет [ править ]

Прелюдия в виде сюжета кинохроники предполагает, что фильм является частью пакета информации о развитии атомной энергетики и атомной бомбе, помещаемой в капсулу времени в Калифорнии, которая будет открыта в 2446 году.

Физик и ученый-атомщик доктор Дж. Роберт Оппенгеймер ( Хьюм Кронин ) хвалит открытие атомной энергии, но также предупреждает о ее опасностях. Американские ученые, такие как Мэтт Кокран ( Том Дрейк ), работающие под руководством доктора Энрико Ферми ( Джозеф Каллея ) и доктора Марре ( Виктор Франсен ), расщепили атом и, по сути, победили немцев в гонке за создание атомного оружия. бомбить. При содействии Альберта Эйнштейна ( Людвиг Штессель ) они сообщают президенту Франклину Д. Рузвельту ( Годфри Тирл ) о том, что было сделано монументальное открытие.

В 1941 году, когда Соединенные Штаты находились в состоянии войны, Рузвельт выделяет до двух миллиардов долларов на Манхэттенский проект по разработке атомной бомбы. В декабре 1942 года в Чикагском университете под бдительным оком таких наблюдателей, как подполковник Джефф Никсон ( Роберт Уокер ) и международных экспертов, ученые создают первую цепную реакцию под стадионом кампуса.

Никсона поручают генералу Лесли Гроувсу ( Брайан Донлеви ), который и становится ответственным за проект. Гровсу предстоит объединить научные, промышленные и оборонные сообщества для создания атомной бомбы. В 1945 году, после смерти Рузвельта, новый президент Гарри С. Трумэн ( Арт Бейкер ) продолжает поддерживать атомный проект, теперь переехавший в Лос-Аламос, штат Нью-Мексико . Столкнувшись с ожесточенным сопротивлением в войне на Тихом океане , Трумэн приказывает использовать атомную бомбу против Японии в июле 1945 года.

Кокрану и Никсону поручено сопровождать команду, транспортирующую бомбу на Тиниан . Собирая бомбу, Кокран вступает в контакт с радиоактивным материалом и умирает. На следующий день, 6 августа 1945 года, Enola Gay бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress сбросил атомную бомбу на Хиросиму . После миссии Никсон возвращается домой, чтобы сообщить жене Кокрана новость о смерти мужа.

В ролях [ править ]

Производство [ править ]

Съемочная группа MGM на К-25 , Ок-Ридж, Теннесси, июль 1946 года.

Идея фильма «Начало или конец» возникла в октябре 1945 года у актрисы Донны Рид и ее школьного учителя естественных наук Эдварда Р. Томпкинса, химика из Окриджской национальной лаборатории . [1] Согласно выпускам The Hollywood Reporter за декабрь 1945 и январь 1946 года, MGM , Paramount и 20th Century-Fox были заинтересованы в создании фильма о Манхэттенском проекте. из Paramount Хэл Б. Уоллис уже работал над своей собственной версией под названием «Совершенно секретно» , но согласился объединить свой проект с проектом MGM и передать свою историю и исследования, предложив выступить в качестве консультанта по лечению MGM в обмен на фиксированную плату и процент от кассовых сборов. [2]

У «Начала или конца» было несколько рабочих названий, в том числе «Атомная бомба» , «Манхэттенский проект» и «Совершенно секретно» . Боб Консидайн был нанят для создания трактовки, которая была представлена ​​сценаристам MGM. [2] Сценарий претерпел ряд доработок, Айн Рэнд одним из авторов которого была . Ее вклад включает в себя монтаж завоеваний Гитлера, эпизод, в котором умирающий информатор отправляет сообщение Альберту Эйнштейну, и эпизод, в котором президент Франклин Рузвельт санкционирует Манхэттенский проект. Другими авторами сценария, участвовавшими в написании сценария, были Роберт Смит, Фрэнк «Спиг» Уид , Норман Красна , Дэвид Хокинс , Джон Ли Махин и Гленн Трайон . Продюсер Сэмюэл Маркс написал вступительное слово. [3] Муж Маркса и Донны Рид Тони Оуэн встретился с президентом Гарри С. Трумэном, чтобы заручиться его одобрением. Сообщается, что на их встрече Трумэн сказал: «Джентльмены, снимите фильм. Скажите людям этой страны, что для них это начало или конец», тем самым снабдив фильм его названием. [1]

Х. Т. Вензель из Национального бюро стандартов , Томпкинс и У. Брэдфорд Шэнк из Лос-Аламосской национальной лаборатории . Техническими консультантами выступили [4] Отношения между MGM и учеными вскоре испортились, поскольку ученые начали требовать большей точности, что потребовало многократного изменения сценария, и Томпкинс в конце концов подал в отставку. Оппенгеймер послал Дэвида Хокинса, профессора философии из Калифорнийского университета, в качестве посредника между Марксом и учеными. [5] Хотя первоначальное намерение заключалось в том, чтобы значительная сумма денег была пожертвована ассоциациям ученых, таким как Федерация ученых-атомщиков , в конечном итоге ни одна научная организация не приняла никаких денег. [6] Томпкинс получил выплату в размере ста долларов. (эквивалент 2000 долларов США в 2023 году). [7] В то время существовало юридическое требование о получении разрешения на изображение живых известных общественных деятелей в фильмах. [7] Лиза Мейтнер , Нильс Бор и сэр Джеймс Чедвик отказались разрешить использование своих имен в «Начале или конце» , что Маркс считал неудачным, поскольку из-за этого сцены Манхэттенского проекта в фильме выглядели как всеамериканское дело. [5]

Потеря Бора привела к удалению важных последовательностей. Первоначально в сценарии Бор, спасенный от немцев в Дании, принес шокированному Оппенгеймеру известие о том, что немецкий проект ядерного оружия поставляет опыт своему японскому коллеге . Немецкая подводная лодка с вымышленным ученым отправляется в Японию, где он присоединяется к японскому проекту в Хиросиме . [8] Ванневар Буш возражал против того, как в сценарии он был изображен сомневающимся в том, можно ли построить атомную бомбу вовремя или поместиться в самолет. Буш настаивал на том, что у него никогда не было никаких сомнений. Сценарий был изменен, чтобы смягчить это. В фильме, когда Буш сообщает президенту Рузвельту, что ему нужно обсудить совершенно секретный вопрос, собака президента Фала выходит из комнаты. [9]

Оппенгеймер не возражал против эпизода в фильме, в котором он сообщил бригадному генералу Томасу Фарреллу , что вероятность того, что неконтролируемый взрыв уничтожит планету, составляет менее одного на миллион, хотя он сказал MGM, что никогда этого не говорил. [10] Культурного Оппенгеймера больше всего беспокоило то, что сценарий был плохим, а персонажи были «неестественными, безжизненными, лишенными цели и понимания». [11]

Грибовидное облако над Хиросимой после падения « Маленького мальчика»

Военно-техническими советниками «Начала или конца» были полковник Уильям А. Консидайн, помощник Гроувса по безопасности и связям с общественностью, майор Глен В. Ландрет, майор Пол Ван Слоун и подполковник Чарльз В. Суини , пилот « Бокскара », бомбардировщик, сбросивший атомную бомбу на Нагасаки . [4] Ученые были встревожены сообщениями о том, что исполнитель главной роли MGM Кларк Гейбл на роль Гроувса рассматривался , но испытали облегчение, когда вместо него был выбран Брайан Донлеви. Донлеви обычно появлялся в злодейских ролях второго плана. [12] и действительно, большинство актеров, снявшихся в фильме, были наиболее известны благодаря фильмам в стиле нуар : Хьюм Кронин за «Почтальон всегда звонит дважды» ; Джозеф Каллея за «Гильду» и «Срок на рассвете» ; и Людвиг Штессель за Фрица Ланга » «Плащ и кинжал . [3] Дородный Гроувс, очевидно, не возражал против того, чтобы его изобразил стройный и красивый Донлеви, за исключением того, как он был показан руководящим промышленниками. У него была сцена, в которой он предупреждал Рузвельта, что вторжению в Японию будет противодействовать уничтожение японского атомного оружия. [8]

Элеонора Рузвельт возражала против выбора Лайонела Бэрримора на роль ее покойного мужа из-за политических замечаний, которые Бэрримор сделал в адрес президента в 1944 году. [13] [14] Маркс отложил сцены Бэрримора, пока у нее была возможность прочитать и ответить на письмо, которое Бэрримор отправил ей, объясняя, что его замечания были неверно истолкованы, но ее это не успокоило, и Бэрримор был заменен в роли Годфри Тирла. [2] Военное министерство и Белый дом рассмотрели сценарий и попросили внести изменения. Армия возражала против сцены, в которой армейский майор напал на девушку, и ее вырезали из фильма, поскольку армия посчитала это плохим поведением для офицера. [14]

Было показано, как случайно Трумэн и Гроувс решили использовать бомбу, при этом Трумэн заявил, что «я больше думаю о наших американских мальчиках, чем обо всех наших врагах». [15] в то же время точен, обеспокоенный Уолтер Липпманн , который чувствовал, что это может привести к тому, что иностранцы будут бояться атомного оружия, находящегося в руках Америки. Его заменили сценой, где Трумэн (показанный только сзади) мучается над тем, санкционировать нападение или нет. [14] В нем Трумэн утверждает своему пресс-секретарю, что сброс бомбы сократит войну, а «год войны меньше будет означать жизнь... от 300 000 до полумиллиона лучшей молодежи Америки». [15]

Цензоры кинофильмов потребовали дальнейших сокращений. Уничижительные упоминания о мексиканцах были удалены, как и непристойная шутка о последствиях воздействия радиоактивных веществ («Правда ли, что если ты занимаешься этими вещами, тебе больше не нравятся девушки?» «Не то, чтобы я заметил «), и один о политике («Я получил это конфиденциально — мы делаем передние части лошадей. Мы отправляем их в Вашингтон, чтобы прикрепить к другому концу».) [3] [13]

Основные съемки фильма «Начало или конец» начались 29 апреля 1946 года и продолжались до 25 июля, а повторные съемки начались 9 августа 1946 года. Премьера постановки состоялась в Вашингтоне, округ Колумбия, 19 февраля 1947 года, когда фильм был выпущен в национальный прокат. Следующее 7 марта 1947 г. [16]

Историческая достоверность [ править ]

Создатели фильма приложили немало усилий для обеспечения исторической точности многих деталей, таких как военная форма и детали « Энолы Гей» и ее экипажа. [3] Девять актеров, сыгравших команду «Энолы Гэй», были настоящими ветеранами Второй мировой войны. [2] Гай Уильямс дебютировал в кино в роли бомбардира , сбросившего оружие над Хиросимой . Показаны правильные названия сопровождающих самолетов, хотя фотосамолет получил название « Необходимое зло» только после миссии в Нагасаки .

Для сравнения, технические детали атомных процессов и конструкции бомбы намеренно являются совершенно неточными. В 1947 году эти подробности были строго засекречены. Никакого упоминания не было о богатом источнике урана, поставляемого с конголезского рудника Шинколобве , а вся переработка урана изображалась как происходящая только из канадских рудников. Еще одна неточность, не зависящая от необходимой военной тайны, - это изображение зенитных снарядов, разрывающихся вокруг самолетов во время бомбардировки, поскольку атаке на Хиросиму никто не противостоял. [17] [Примечание 1]

В фильме дважды упоминается предполагаемое разбрасывание конкретных листовок на цель за десять дней до миссии, предупреждающих граждан о предстоящем рейде. «Мы сбрасываем на них предупреждающие листовки уже десять дней», - замечает один из членов экипажа. «Это на десять дней больше предупреждений, чем они давали нам перед Перл-Харбором». [19] Однако листовки, конкретно предупреждающей об атомной атаке, не было. [19] В своем обзоре в « Бюллетене ученых-атомщиков » физик Харрисон Браун назвал это «самой ужасной фальсификацией истории». [20] Историки спорят о том, сбрасывались ли вообще какие-либо листовки. [21]

Этот инцидент, в котором «Кокран» получил смертельную дозу радиации при сборке бомбы на Хиросиму, является вымышленной отсылкой к смерти Гарри Даглиана и Луи Слотина , участников Манхэттенского проекта, которые умерли после контакта с радиоактивным материалом 21 августа 1945 года и 21 мая 1946 года. [22]

В своей отмеченной наградами книге «Начало или конец : как Голливуд — и Америка — научились перестать беспокоиться и полюбить бомбу» ( июль 2020 г.) историк и журналист Грег Митчелл исследует «шокирующую и важную историю о том, как Белый дом а Пентагон сорвал эпическую голливудскую постановку». [23]

Выпуск [ править ]

Касса [ править ]

Согласно отчетам MGM, фильм «Начало или конец» был снят с бюджетом в 2 632 000 долларов (что эквивалентно 41 124 000 долларов в 2023 году), но заработал 1 221 000 долларов (что эквивалентно 19 078 000 долларов в 2023 году) в США и Канаде и 721 000 долларов (что эквивалентно 11 265 000 долларов в 2023 году). в других местах, что привело к убыткам студии в размере 1 596 000 долларов США (что эквивалентно 24 937 000 долларов США в 2023 году). [24]

прием Критический

Хотя «Начало или конец» был первым фильмом, в котором была изображена история атомной бомбы, и критики, и публика были сбиты с толку попыткой объединить реальные события в форме документальной драмы. Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс» прокомментировал, что «несмотря на в целом хорошие реконструкции, этот фильм настолько пронизан чувствами самого глупого и театрального характера, что большая часть его впечатляющего характера омрачена». [25] Variety охарактеризовал фильм как «знаменательную историю, написанную в общих чертах мастерским сценарием и постановкой». [26] и «выражаем благодарность всем, кого это касается, за то, что документальные ценности присутствуют в достаточной степени и не становятся статичными». [26]

Тайм был менее позитивен, отметив, что «даже в качестве развлечения… картина редко поднимается выше веселого идиотизма». [13] В своем обзоре «Бюллетеня ученых-атомщиков » Харрисон Браун назвал фильм «плохим» с романтическим ракурсом «крайне безвкусным». [20] но больше всего его беспокоило то, как в фильме «чрезмерно превозносилось» научное оборудование, что, по его мнению, создавало «совершенно ложное впечатление о том, как работают ученые». [20]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Однако налет на Нагасаки был встречен японским зенитным огнем. [18]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Явендитти 1978 , с. 54.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Примечания: Начало или конец (1947)» . Классические фильмы Тернера . Проверено 31 декабря 2014 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Томпсон, Натаниэль. «Статьи: Начало или конец (1947)» . Классические фильмы Тернера . Проверено 31 декабря 2014 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарп, Эдвард А. (1991). «Радио Вооруженных Сил после Второй мировой войны» . Винтажная электрика SMEC . 3 (1). СМЭК . Проверено 31 декабря 2014 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Явендитти 1978 , с. 56.
  6. ^ Явендитти 1978 , с. 63.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейнгольд 1984 , с. 156.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейнгольд 1984 , с. 162.
  9. ^ Рейнгольд 1984 , с. 161.
  10. ^ Рейнгольд 1984 , стр. 162–163.
  11. ^ Рейнгольд 1984 , с. 159.
  12. ^ Явендитти 1978 , стр. 55–56.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Новые картинки» . Время . 24 февраля 1947 года.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Явендитти 1978 , с. 57.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Митчелл, Грег; Лифтон, Роберт Джей (3 августа 2010 г.). «Сокрытие Белого дома: как Трумэн монтировал первый голливудский фильм об атомной бомбе» . Нация . Проверено 12 февраля 2015 г.
  16. ^ «Оригинальная информация для печати: начало или конец» . Классические фильмы Тернера . Проверено 31 декабря 2014 г.
  17. ^ Ролинг и Кассезе 1994 , с. 112.
  18. ^ Суини, Антонуччи и Антонуччи 1997 , стр. 213–215.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Явендитти 1978 , с. 59.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Браун, Харрисон (март 1947 г.). «Начало или конец: обзор» . Бюллетень ученых-атомщиков . 3 (3): 99. Бибкод : 1947БуАцС...3с..99Б . дои : 10.1080/00963402.1947.11455861 . ISSN   0096-3402 . Проверено 13 февраля 2015 г.
  21. ^ Веллерштейн, Алекс (26 апреля 2013 г.). «На день слишком поздно» . Ограниченные данные . Проверено 31 декабря 2014 г.
  22. ^ Юнгк 1958 , стр. 194–196.
  23. ^ «Начало или конец» . Новая Пресса . Проверено 28 июня 2022 г.
  24. ^ Мэнникс 1962 .
  25. ^ Кроутер, Босли (21 февраля 1947 г.). «Начало или конец (1947); фильм об атомной бомбе начинается в столице; начало или конец, исследование исторического оружия в Метро, ​​с Донлеви в роли Гроувса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 декабря 2014 г.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Рецензия: «Начало или конец» » . Разнообразие . 31 декабря 1946 года . Проверено 12 февраля 2015 г.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23a6c0954b189e51c4e0d35301e16ea5__1714667400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/a5/23a6c0954b189e51c4e0d35301e16ea5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Beginning or the End - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)