Митрополия Эфес
( Эфесская митрополия греч . Μητρόπολις Εφέσου ) — церковная территория ( митрополия ) Вселенского Константинопольского Патриархата в западной части Малой Азии , современная Турция . Христианство было введено уже в городе Эфесе в I веке нашей эры апостолом Павлом . Местная христианская община включала одну из семи церквей Азии, упомянутых в Книге Откровения . Мегаполис оставался активным до 1922-1923 годов.
История
[ редактировать ]Раннее христианство
[ редактировать ]существовала Еврейская община в Эфесе уже более трехсот лет, когда апостол Павел посетил Эфес около 53 года нашей эры. Павел отправился в свое третье миссионерское путешествие в 54 году нашей эры. [ 1 ] Он провел три месяца, преподавая в синагоге, пытаясь убедить евреев принять союз с язычниками в христианстве, но безуспешно. В течение следующих двух лет он оставался в Эфесе, стремясь обратить эллинизированных евреев и язычников, и, похоже, обратил в свою веру многих. [ 2 ]
Традиционно считается, что апостол Иоанн (4 г. до н.э. – 100 г. н.э.) прибыл в Эфес в период, когда Агриппа I (37–44 гг.) подавлял иерусалимскую церковь. Есть записи об аресте Иоанна императором Домицианом (годы правления 81–96 гг. н.э.). Он был освобожден поздно в своей жизни и вернулся в Эфес, где традиционно считается, что он написал свое Евангелие. [ 3 ] Предание также гласит, что Мария, мать Иисуса, жила в Эфесе недалеко от Иоанна. [ 4 ] Аполлос, еврей из Александрии , который был учеником Иоанна Крестителя , прибыл в Эфес и встретился с Акилой и Прискиллой . [ 1 ]
Христианский канон определяет Послание к Ефесянам как письмо к церкви в Эфесе, а Иоанн упоминает церковь как одну из семи церквей Азии в Книге Откровения . В Откровении ( 2:1–3 ) восхваляется настойчивость церкви, пристальное внимание к предполагаемым апостолам и ненависть к Николатианам , но говорится, что церковь «оставила свою первую любовь», к которой Откровение призывает ее вернуться.
На основании этих традиций принято считать, что уже в I и II веках в городе проживала значительная христианская община. С Ефесом связано житие нескольких святых той эпохи, таких как Филипп Евангелист , брат апостола Варнавы , Гермиона , Аристобул , Павел из Фив , Адавкт и его дочь Каллисфена . Считается также, что здесь жила и Мария Магдалина . Более того, по христианской традиции, первым епископом Эфеса был апостол Тимофей , ученик апостола Павла. [ 5 ]
До IV века нашей эры в городе сосуществовали христианство и язычество , но со временем христианство стало доминирующей религией в Эфесе. В первую очередь это видно из преобразования религиозных памятников, увеличения использования христианской символики, а также разрушения различных языческих культовых сооружений. Могила апостола Иоанна находится в Эфесе. [ 5 ]
Поликрат Эфесский ( греч . Πολυκράτης ) был епископом в Эфесе во 2 веке. Он наиболее известен своим письмом, адресованным Папе Виктору I , епископу Рима, защищающему позицию Квартодецимана в пасхальном споре .
Поздняя античность
[ редактировать ]После Первого Никейского собора (325 г.) и организации церковного управления в римских провинциях Эфес стал кафедрой метрополии , а новый митрополит избирался епископами своей провинции. [ 5 ] Ранняя организация Церкви соответствовала организации Римского государства, и поскольку Эфес был самым важным городом провинции Азии , его епископы стали «митрополитами Азии» — титул, который продолжал использоваться еще долго после того, как сама провинция перестала существовать. существовать. [ 6 ]
Исходя из важности своей кафедры, митрополиты Эфеса претендовали на региональную власть далеко за пределами своей собственной церковной провинции, охватывая большую часть Малой Азии . [ 7 ] но этим амбициям бросил вызов возникновение Константинопольского Патриархата , процесс, закрепленный одним из канонов Второго Вселенского Собора 381 года нашей эры, который давал Константинопольскому епископу преимущество над всеми другими епископами, кроме епископа Рима . [ 8 ] Хотя амбиции Эфеса были поддержаны соперником Константинополя, Александрийским Патриархатом , на Халкидонском соборе в 451 году его притязаниям был нанесен решающий удар. Епископ соседней Смирны , который подчинялся Эфесу и его главному местному сопернику за превосходство в провинции Азии, стал автокефальным архиепископом, в то время как сам Эфес был понижен до второго ранга среди кафедр, подчинявшихся Константинополю, после Кесарии в Каппадокия . титула « экзарха » . Азиатской епархии Это были крупные неудачи, которые не могло исправить присвоение Эфесским митрополитам [ 9 ]
В V веке митрополия была вовлечена в различные церковные споры. Первый Эфесский собор состоялся в 431 году нашей эры, а Второй Эфесский собор , иногда называемый «Советом разбойников», состоялся в 449 году нашей эры. [ 10 ] Кирилл , Патриарх Александрийский, председательствовал на Первом Соборе, который был созван императором Феодосием II для разрешения несторианского спора. Мемнон, епископ Эфесский, поддержал Кирилла в осуждении архиепископа Константинопольского Нестория за ересь. Суд состоялся в спешке, до прибытия восточных сторонников Нестория. Когда прибыла восточная делегация во главе с Иоанном Антиохийским, они были шокированы случившимся и провели собственный суд. Они признали Кирилла и Мемнона виновными и заключили их в тюрьму, вызвав строгий упрек со стороны императора. [ 11 ] Кирилл подкупил правительственных чиновников, чтобы вернуть себе должность. Два года спустя Иоанн и Кирилл пришли к обоюдному соглашению, которое временно разрешило спор, пока папа Диоскор I Александрийский , поборник православия, не созвал Второй Эфесский собор.
В 475 году миафизитский александрийский патриарх Тимофей (475-476) восстановил миафизита Павла в должности митрополита Эфесского на (457-477) при поддержке императора Василиска созванном в Эфесе соборе, решавшем вопрос о принятии миафизитского циркуляра. Василиска. Патриарх Константинопольский Акакий (472–489) отказался принять эти решения и заставил императора отменить их. Епископам Азиатской епархии пришлось отказаться от решений этого собора, а митрополит Ефесский Павел был низложен во время правления императора Зенона . [ 5 ]
Среди наиболее важных митрополитов Эфеса VI века были Ипатий ( ок. 530 г.) и Иоанн. Первый развернул кампанию против монофизитства и тесно сотрудничал с императором Юстинианом I (527–565) по различным церковным вопросам. С другой стороны, митрополит-миафизит Иоанн был выдающимся миссионером, проповедовавшим в городе Ефесе, а также в близлежащей долине реки Меандр и Сардисах . С разрешения императора Юстиниана I он обратил в христианство около 80 000 язычников. [ 5 ]
Средний и поздний византийский период
[ редактировать ]Эфес продолжал играть активную роль в различных церковных спорах в средневековый период. Когда разразился спор о византийском иконоборчестве (8 век), митрополит Феодосий был ярым защитником икон. Однако ряд местных священнослужителей отказались проводить официальную политику, осуждающую поклонение иконам. Это привело к решительным мерам со стороны государства, включая вмешательство армии под командованием генерала Михаила Лачанодракона и массовое изгнание монахов. [ 5 ]
В последующие столетия метрополия сохраняла свою власть в церковной иерархии. В Notitiae Episcopatuum среднего и поздневизантийского периода Эфес продолжал занимать второе место после Кесарии среди митрополий Константинопольского Патриархата. Во второй половине 9 века, после выделения автокефального архиепископства Смирны в отдельную митрополию , Эфес потерял контроль над тремя епископствами: Фокеей , Магнезией-ад-Сипилумом и Клазоменами , которые перешли в состав вновь созданной митрополии. [ 5 ] В первой половине XI века столпник святой Лазарь жил на колонне в дебрях горы Галезиос , в нескольких километрах к северу от города. Митрополит мало обращал на святителя внимания и часто относился к нему подозрительно или откровенно враждебно. [ 12 ]
Когда император Михаил VII Дука был свергнут в 1078 году, он стал епископом Эфеса. Через два года город был захвачен турками -сельджуками , и он вернулся в Константинополь, где и прожил остаток своей жизни. [ 13 ] В течение нескольких лет после падения Константинополя во время Четвертого крестового похода (1204 г.) метрополия входила в состав Никейской империи . В это время Константинопольский Патриархат был переведен в Никею , что привело к повышению престижа Эфесских митрополитов. [ 5 ]
Император Никеи Феодор I Ласкарис (1207/8-1222) женился на латинской принцессе и в 1219 году начал переговоры об объединении церквей. [ 14 ] Тогдашний митрополит Эфесский Николай Месарит был одним из главных противников этой политики. Он также оказал большое влияние на выборы Вселенских Патриархов. В Арсенитский спор, касавшийся вопросов, возникших после низложения патриарха Арсения в 1259 году, были вовлечены и местные митрополиты. [ 5 ]
К концу правления династии Ласкаридов церковь Эфеса, похоже, была богатой. Митрополит Никифор прибыл в Никею в 1260 году с большим количеством денег и был избран патриархом, хотя вскоре умер. [ 15 ]
Османский период
[ редактировать ]Михаил Лулудес был последним митрополитом Эфеса до того, как турки завоевали город в октябре 1304 или 1305 года. Он бежал на Крит . Турки превратили церковь Иоанна Богослова в мечеть. Несмотря на это, из-за своего древнего положения иерархия Греческой Православной Церкви прилагала чрезвычайные усилия, чтобы сохранить кафедру. Новый митрополит Матфей не был избран до 1329 года, и потребовалось десять лет бесплодных попыток и подкупа местных эмиров, прежде чем он действительно смог поселиться на своей кафедре. По прибытии в Эфес ему пришлось столкнуться с враждебностью новых правителей, тогда как все церкви уже были превращены в мечети. Мэтью наконец разрешили использовать небольшую часовню в качестве нового собора. [ 16 ] В 1368 году Вселенский Патриарх издал постановление, объединяющее митрополита Пиргиона с Эфесом «навсегда»; В документе отмечается, что митрополит Эфесский в течение предыдущих трех лет не мог вновь войти в свою церковь из-за местной неприязни. [ 17 ] Но даже этот союз не помешал митрополиту от дальнейшего упадка, и к 1387 году небольшая община не могла содержать даже маленького священника; в результате митрополиту были пожалованы кафедры Пергама , Клазомены и Новой Фокеи . [ 18 ]
С подобными трудностями столкнулся и митрополит XV века Марк Эфесский . [ 16 ] [ а ]
В результате османского завоевания и последующего введения ислама в регионе в 14 веке местный христианский элемент резко сократился. Это оказало негативное влияние на церковное управление, поскольку обращение коренного населения — часто насильственное — носило массовый характер. [ 16 ]
В 16 веке кафедра метрополии переехала в Тейру (современный Тир), а, вероятно, в конце 17 века она была перенесена в Магнезию-ад-Сипилум (современная Маниса ). Начиная с 17 века, в результате увеличения греческого православного элемента в Анатолии, было создано ряд новых метрополий, и, как следствие, площадь Эфесской митрополии сократилась. Тем не менее, юрисдикция Эфесской епархии по-прежнему включала обширную территорию в западной Анатолии и была разделена на три столичных округа: Магнесию, Корделио и Кидонис (современный Айвалык ). [ 16 ]
В 1821 году, во время резни, вспыхнувшей в Константинополе в качестве возмездия за греческую войну за независимость , митрополит Эфесский Дионисий был в числе высшего греческого православного духовенства, казненного османскими властями. [ 20 ]
В начале 20 века площадь мегаполиса еще больше сократилась за счет создания дополнительных мегаполисов, таких как Кидонис (1908 г.) и Пергам (1922 г.). Большая часть епархии стала частью греками контролируемой оккупационной зоны Смирны в 1919 году. Однако из-за развития греко-турецкой войны 1919–1922 годов местные православные элементы эвакуировали регион в результате греко-турецкого обмена населением . [ 21 ]
Известные епископы
[ редактировать ]- Святитель Тимофей, первый епископ Ефесский
- Онисим, второй епископ Эфесский.
- семеро родственников Онисима
- Гай Эфесский
- Поликрат Эфесский эт. 130-196
- Аполлоний Эфесский эт. 220
- Гераклид, епископ Эфесский эт. 403
- я не помню 440
- Бассиан (епископ) ок. 444
- Стефан Эфесский (448–451), участник Второго Эфесского и Халкидонского соборов.
- Павел, епископ -миафизит Эфесский 475 г.
- Иоанн Эфесский эт. 507-588
- Ипатий (ок. 530 г.)
- Авраам (после 542 или 553 г.)
- Феодосий III в. 729-745
- Феодосий Эфесский эт. 754
- Григорий Эфесский эт. 914-927
- Феодор Эфесский (годы правления 1014–1018/1019)
- Кириак Эфесский (годы правления 1018/1019(?)–1037)
- Михаил VII Дука ок. 1080
- Николай Месаритес ок. 1207
- Никифор 1260 г.
- Иосиф II Константинопольский эт. 1393
- Марк Эфесский ок. 1395-1438 гг.
- Дионисий Эфесский 1821 г.
- Антим VI Константинопольский 1837 г.
- Златоуст II Афинский
Памятники поклонения
[ редактировать ]Памятники прошлого
[ редактировать ]В Эфесе и его окрестностях было основано значительное количество монастырей, скорее всего, уже в ранневизантийский период. Позже, в 11 веке, к северу от города была создана новая монашеская община, состоявшая из нескольких монастырей, известная как гора Галезиос. Среди этих монастырей три были основаны Осием Лазарем: монастырь Святого Спасителя, Богородицы и Воскресенья. [ 5 ]
Согласно христианским традициям, Эфес был местом захоронения нескольких христианских святых и мучеников. Святой Тимофей принял мученическую смерть на холме Пион, нынешнем Панайыр даге. Другие, как говорят, были похоронены там, включают Филиппа Евангелиста , Святую Гермиону , Марию Магдалину , Павла Фивского , Аристобула и мучеников Адавкта и его дочь Каллисфену . Однако в Панайырдаге пока не раскопаны памятники, связанные с кем-либо из вышеперечисленных святых. Согласно сообщению XII века, паломники могли поклоняться мощам 300 святых, таких как святой Александр и Мария Магдалина . Еще одним значимым местом паломничества была пещера Семи Спящих . Из-за святости этого места некоторые знатные люди средневекового периода выразили желание быть похороненными рядом с пещерой. В этот период рядом с местом был возведен комплекс часовен, мавзолеев и гробниц. [ 5 ]
Сохранившиеся памятники
[ редактировать ]Церковь Святого Иоанна Богослова, вероятно, была построена во 2 или 3 веке и была самым важным местом паломничества в Эфесе. Он был построен на его могиле, на месте более ранней святыни. В VI веке император Юстиниан I предусмотрел расходы на строительство трехнефной базилики на том же месте. Предание сообщает, что в церкви, кроме личных вещей Иоанна, находился еще и камень, на котором было ополоснуто тело Иисуса после Снятия с креста. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Марк Евгеникос (ок. 1394–1445), или Марк Эфесский , был митрополитом Эфесским. Он был членом греческой делегации на Ферраро-Флорентийском соборе для обсуждения воссоединения в 1438-1439 годах. Марк был главным представителем православных делегатов, решительно выступал против любого компромисса с католиками и много делал для предотвращения унии. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Лаале 2011 , с. 186.
- ^ Лаале 2011 , с. 188-189.
- ^ Лаале 2011 , с. 204-205.
- ^ Лаале 2011 , с. 439.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Уайт-спирит 2003г .
- ^ Фосс 1979 , с. 5.
- ^ Фосс 1979 , стр. 5–6.
- ^ Мерриам-Вебстер 1999 , с. 262.
- ^ Фосс 1979 , с. 6.
- ^ Evagrius & Walford 2008 , p. v.
- ^ Лаале 2011 , с. 312-313.
- ^ Фосс 1979 , с. 120.
- ^ Фосс 1979 , с. 125.
- ^ Анголд 1999 , с. 553.
- ^ Фосс 1979 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мустакас 2001 .
- ^ Сперос Врионис, Упадок средневекового эллинизма в Малой Азии и процесс исламизации с одиннадцатого по пятнадцатый век (Беркли: Калифорнийский университет , 1971), с. 297
- ^ Врионис, Упадок средневекового эллинизма , стр. 297f.
- ^ Плестед 2012 , с. 124.
- ^ Ангольд, Майкл, изд. (2006). Кембриджская история христианства (1-е изд.). Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. п. 230. ИСБН 9780521811132 . Архивировано из оригинала 6 июня 2022 г. Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Киминас 2009 , стр. 84–86.
Источники
[ редактировать ]- Анголд, Майкл (1999). «Византия в изгнании» . В Абулафии, Дэвид (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, том 5, около 1198–1300 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 543–568. ISBN 978-1-13905573-4 .
- Евагрий, Схоластик; Уолфорд, Эдвард (15 января 2008 г.). Церковная история Евагрия: История Церкви с 431 по 594 годы нашей эры . Аркс Паблишинг, ООО. ISBN 978-1-889758-88-6 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 9 декабря 2012 г.
- Фосс, Клайв (1979). Эфес после античности: поздний античный, византийский и турецкий город . Архив Кубка. GGKEY:86PF5FFK1AP. Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 9 декабря 2012 г.
- Йонссон, Дэвид Дж (28 февраля 2005 г.). Столкновение идеологий: создание христианского и исламского миров . Ксулон Пресс. ISBN 978-1-59781-039-5 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 9 декабря 2012 г.
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 9781434458766 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 19 июля 2016 г.
- Лаале, Ханс Виллер (4 ноября 2011 г.). Эфес (Эфес): Сокращенная история от Андрокла до Константина Xi . ВестБоу Пресс. ISBN 978-1-4497-1619-6 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 9 декабря 2012 г.
- Мерриам-Вебстер (1 сентября 1999 г.). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера: Путеводитель по мировым религиям от Аризоны . Мерриам-Вебстер. ISBN 978-0-87779-044-0 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 9 декабря 2012 г.
- Мустакас, Константинос (23 мая 2001 г.). «Большая интернет-энциклопедия Малой Азии» Метрополис Эфес (Османский период) (на греческом языке). Энциклопедия Великого Эллинизма Малой Азии. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 года . Проверено 26 октября 2012 г.
- Плестед, Маркус (01 ноября 2012 г.). Православные чтения Фомы Аквинского . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-965065-1 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 г. Проверено 9 декабря 2012 г.
- Рагия, Эфи (10 ноября 2003 г.). «Метрополия Эфес (Византия)» . Энциклопедия Великого Эллинизма Малой Азии. Архивировано из оригинала 19 декабря 2015 года . Проверено 26 октября 2012 г.