Народ Дусун (Бруней)
Общая численность населения | |
---|---|
10,000~ [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бруней (По всей стране, особенно в округах Тутонг и Белайт ) | |
Языки | |
Религия | |
Родственные этнические группы | |
Народ Дусун в Брунее, также известный как Санг Джати или Суанг Джати , представляет собой коренную этническую группу, в основном проживающую в округах Тутонг и Белайт в Брунее . [ 1 ] [ 2 ] Они составляют одну из семи коренных этнических групп Брунея-Даруссалама, известных как Санг Джати Дусун . [ 3 ]
Этническая группа бруней-душун тесно связана с этнической группой бисая в Лимбанге , с сильным присутствием в районе Тутонг и разбросанными общинами в Белайте. [ 3 ] [ 4 ] Их культурное богатство, особые традиции и языковое разнообразие вносят значительный вклад в культурное наследие Брунея .
Этимология
[ редактировать ]Гамлет
[ редактировать ]Термин «Дусун» имеет сложную и многогранную этимологию, отражающую исторические, культурные и языковые влияния. Слово Дусун — малайский термин, который буквально означает «люди садов». Первоначально оно использовалось для обозначения групп людей, живущих во внутренних регионах Северного Борнео. В контексте дусунов в Брунее их контакты с прибрежными малайцами привели к навязыванию этнического ярлыка «душун». Это обозначение произошло в первую очередь из-за их проживания на суше, окруженного фруктовыми садами и кокосовыми плантациями, а также из-за того, что они занимались выращиванием риса и фруктов. [ 5 ]
Первоначально экзоним , данный брунейскими малайцами . Со временем это стало официальным термином, используемым как Брунейским султанатом , так и колониальной администрацией для обозначения различных общин коренных народов в регионе. [ 1 ]
Тик
[ редактировать ]Народ Дусун, также известный как «Санг Джати» в своем собственном эндониме , имеет четкое понимание своей идентичности. На брунейском языке дусун санг означает племя или этническую группу, а джати означает «наш» или «нас». Сообщество Дусун в Брунее называет себя Санг Джати, а не племенем Дусун, термин, первоначально связанный с их традиционными методами ведения сельского хозяйства по выращиванию риса и выращиванию фруктов. Несмотря на свое происхождение, община Санг Джати с гордостью принимает имя Дусун. [ 2 ]
Термин «Санг Джати» получил известность в 1960-х годах с созданием ассоциации Пакатан Санг Джати Дусун, что ознаменовало важный момент в восстановлении их идентичности. До этого народ Дусун был известен под разными именами, отражающими региональные и контекстуальные различия. Принятие «Санг Джати» означало единство и усиление идентичности сообщества. [ 1 ]
Другие имена
[ редактировать ]До широкого использования слова «Дусун» посторонние обычно называли народ Дусун «Бисайя» или «Оран Букит» (горные люди). [ 4 ] Эти термины преобладали до начала 20 века и использовались как синонимы для обозначения общин Дусун.
Однако, поскольку дусуны демонстрировали некоторое сходство с другими этническими группами в стране, особенно с бисайями , белаитами и тутонгами , термин «душун» неизбежно использовался как синоним терминов кедаян . [ 4 ] Деревня Тутонг, Идде Китах, Санг Кедаян, Айдахан, [ 1 ] Бисая, Тутонг и Белайт. [ 5 ] Эти названия и термины используются для обозначения брунейских душун как сообществ, имеющих схожие «культурные корни» или лингвистически очень тесно связанных друг с другом. [ 1 ]
Эти разнообразные названия душунов привели к некоторой двусмысленности, которая была разъяснена Конституцией Брунея в 1959 году, а затем принятием Закона о гражданстве в 1961 году. Закон о гражданстве предлагает авторитетную классификацию, которая определяет душунов, тутонгов и бисайев. и белайты как четыре из семи отдельных этнических групп . [ 5 ]
Поселения
[ редактировать ]Население Дусун в Брунее в основном населяет районы Тутонг и Белайт . Хотя точную статистику установить сложно, оценки показывают, что большая часть душун проживает в районе Тутонг, при этом значительная часть населения проживает в таких деревнях, как Букит Сават, Сунгай Мау, Мерангкинг, Уконг, Киуданг, Ламунин и Рамбай. Меньшее количество также встречается во внутренних районах Брунея Муара .
Поселения Дусун разбросаны по разным регионам Брунея: [ 2 ] [ 1 ]
- Прибрежные поселения: Озеро, Телисай, Сунгай Лян и Лумут.
- Равнинные поселения: расположены вдоль долины реки Тутонг в таких деревнях, как Сунгай Дамит, Уконг, Рамбай и других.
- Нагорные поселения: расположены в районах Тутонг и Белайт, включая Букит Удал, Лонг Майя, Меримбун, Мерангкинг, Букит Сават и Суканг.
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]История народа Дусун глубоко укоренена в их поселениях в горных и равнинных районах Брунея и охватывает столетия традиций и культурной эволюции. Традиционно общество Дусун было структурировано вокруг компактных поселений , создающих сплоченные сообщества, которые способствовали прочным родственным связям и смешанным бракам внутри группы. Этот общинный образ жизни был неотъемлемой частью их идентичности и играл жизненно важную роль в формировании их социальной структуры . [ 1 ]
В эпоху правления султаната Бруней , насчитывающую многовековую историю, социальная динамика народа Дусун начала претерпевать постепенные изменения. Двусторонние родственные группы, возглавляемые уважаемыми старейшинами-мужчинами, известными как татуво , сформировали основу их эгалитарного общества . Эти татуво выступали в качестве лидеров сообщества , посредников и хранителей традиций, поддерживая гармонию и разрешая споры внутри сообщества.
Со временем, по мере развития политического ландшафта Брунея, роли и статус этих татуво также менялись. Некоторые татуво начали приобретать такие титулы, как оранг-кая , что означало переход к более стратифицированному обществу , где они обладали повышенным авторитетом и статусом. Этот переход отразил более широкие изменения в управлении и динамике власти в Брунее.
Взаимодействие с Малайским султанатом Брунея, а затем и с британской резиденцией еще больше повлияло на роль руководства Дусуна. Некоторые Дусун татуво были назначены на такие должности, как ментери дарат (земельные вожди) и кетуа кампунг (деревенские старосты), что давало им значительное влияние в местном управлении и администрации. Эта интеграция в формальные административные структуры ознаменовала значительный сдвиг в роли лидеров Дусун в более широких политических рамках.
Адаптация и сохранение
[ редактировать ]Открытие нефти в 1930-х годах стало важным поворотным моментом для народа дусун в Брунее. Последующее доминирование нефтяной экономики в 1970-х годах привело к глубоким изменениям в обществе Дусун. Многие жители Дусуна мигрировали в городские районы в поисках возможностей трудоустройства , привлеченные обещаниями стабильной работы в государственном и частном секторах. [ 1 ]
Эта миграция оказала двойное влияние на традиционную экономику деревни Дусун. С одной стороны, это принесло семьям экономическую стабильность за счет наемного труда. С другой стороны, это привело к отказу от традиционного выращивания риса , которое долгое время было основой традиций и средств к существованию Дусун. Переход от аграрного образа жизни к оплачиваемой занятости также повлиял на социальную и культурную динамику внутри сообщества Дусун. Традиционные практики, связанные с выращиванием риса и деревенской жизнью, претерпели изменения, отражающие более широкие преобразования в социальной структуре Брунея, вызванные нефтяной промышленностью. [ 6 ]
В наше время традиционные роли деревенских лидеров, такие как кетуа кампунг и пенхулу, превратились в административные должности в государственной структуре. Эти лидеры теперь служат посредниками между сообществом и государственными институтами, выбранными на основе заслуг и административных способностей, а не исключительно на основе происхождения или старшинства. [ 1 ]
С началом модернизации и развитием рыночной экономики произошел заметный упадок традиционных общинных мероприятий и церемоний, таких как свадьбы, похороны и обряды темарок среди народа Дусун . Принятие современного образа жизни также способствовало постепенному ослаблению социальной структуры, основанной на традиционных обычаях и семейных связях. Этот сдвиг подчеркивает сложное взаимодействие между экономическим развитием и культурным наследием народа Дусун. [ 1 ]
На фоне этих изменений в начале 1960-х годов в Букит-Удале был создан Пакатан Санг Джати Дусун (PSJD). Целью этой ассоциации было сохранение языка, культуры и единства душун. Несмотря на трудности, PSJD продолжает оставаться культурным ориентиром и играет роль в повышении культурной осведомленности среди молодого поколения.
Язык
[ редактировать ]Язык дусун принадлежит к австронезийской языковой семье и демонстрирует значительное языковое разнообразие: на отдельные диалекты влияют экологические условия и соседние этнические группы. Оценить точную численность говорящих на дусуне сложно из-за такой классификации, как «малайский» для людей, говорящих на дусуне, принявших ислам . Однако, по оценкам, численность населения составляет от 10 000 до 20 000 человек, в основном проживающих в районе Тутонг в Брунее. [ 1 ]
Лингвистический ландшафт Брунея включает в себя классификацию брунейских душунских и бисайских языков как душунских языков , хотя официально они признаны отдельными этническими группами. Ученые отмечают, что дусун и бисая являются взаимопонятными диалектами с общим лексическим родственным уровнем 82%, что указывает на лингвистическое сходство между ними. Эти сходства дополнительно подтверждаются фонологическими сходствами, как отмечают исследователи. Однако существуют диалектные различия, такие как реализация буквы «r» как альвеолярной трели / r / в прибрежных районах и велярного фрикативного звука / ɣ / во внутренних районах, что отражает языковое разнообразие внутри общин Дусун и Бисая в Брунее. [ 3 ]
Язык подразделяется на прибрежные, равнинные и горные диалекты. Прибрежные общины Дусун используют диалект Лян-Телисай, в то время как носители горного Дусун используют горный диалект Букит. Равнинный дусунский диалект считается «стандартным языком дусун», на нем широко говорят, с вариациями, адаптированными в городских районах. Отдельные диалекты наблюдаются в различных поселениях Дусун, таких как Данау, Телисай, Сунгай Лян и Лумут для прибрежного Дусуна, а также Букит и Меримбун для горного Дусуна. Сообщество Дусун демонстрирует значительное языковое разнообразие: на диалекты влияют соседние этнические группы, такие как малайцы , ибаны , пенаны и тутонги . [ 2 ] [ 1 ]
Ключевые учреждения, такие как Университет Брунея-Даруссалама , и такие организации, как Ассоциация Санг Джати Дусун (PSJD), активно способствуют продвижению языка Дусун и сохранению его культурного наследия. В последние десятилетия язык дусун получил признание в лингвистических исследованиях, что привело к инициативам по его сохранению и продвижению через образовательные и медиа-платформы. Усилия PSJD по повышению осведомленности о культуре сыграли значительную роль в возрождении языка и наследия душун.
Культура
[ редактировать ]Самобытность народа Дусун глубоко переплетена с их религиозными обычаями , экологической средой и языковым наследием . Такое сочетание влияний отражает динамичную и устойчивую культурную структуру, постоянно развивающуюся посредством внутренней адаптации и внешних влияний.
Поскольку язык и культура дусун находятся под угрозой исчезновения, несколько семинаров знакомят с образом жизни дусун, включая ознакомление с их языком, культурой, диетой, медициной, ремеслами и танцами. Эти усилия, наряду с инициативами других общественных организаций, таких как Меджлис Первакилан Кампунг (Совет представителей деревень) и PSJD, направлены на повышение осведомленности и повышение статуса языка душун, придавая больше доверия и экономической ценности как языку, так и его языку. его носители языка. [ 7 ]
Традиционная социальная структура
[ редактировать ]В традиционном обществе Дусун алай гайо , или «большой дом», служил центральной семейной резиденцией и административным центром. В этих длинных домах могли разместиться три-четыре поколения двусторонних членов семьи . Алай гайо управлялся влиятельным советом старейшин, известным как тетуво , которые были как социальными, так и религиозными лидерами. [ 6 ]
Социальная система Дусун исторически была эгалитарной, но патриархальной: мужчины обычно занимались социальным обеспечением, экономическими вопросами и политическими решениями. Тетуво пользовались уважением за свою мудрость, знания и достижения, играя решающую роль в обычном праве, общественных делах и религиозном управлении. Хотя большинство тетуво были мужчинами, женщины также могли взять на себя эту роль, часто выступая в качестве белиан ( жрицы ) или белиан пенгиау (главной жрицы). Эти лидеры отвечали за надзор за религиозными церемониями Дусун, называемыми темарок . [ 6 ]
Традиционная социальная структура народа Дусун определяется автономными группами двустороннего происхождения, известными как варис . Эти родственные группы, охватывающие несколько поколений, необходимы для сохранения социальной сплоченности без установления превосходства друг над другом. Члены вари ведут свою родословную от татуво , уважаемого старейшины-мужчины, который служит генеалогическим ориентиром. Это общее происхождение имеет решающее значение для установления прав и статуса каждого члена внутри родственной группы. Роль татуво выходит за рамки генеалогии; они также играют жизненно важную роль в консультировании по обычному праву ( адат ) и обеспечении социального лидерства внутри сообщества. [ 1 ]
Семья играет решающую роль в сохранении идентичности Дусун. Такие ценности, как уважение к старшим и поддержание семейных уз, передаются из поколения в поколение. Семейные и общественные собрания, такие как свадьбы, похороны и застолья, имеют важное значение для демонстрации этнической принадлежности и укрепления чувства принадлежности. В настоящее время люди Дусун живут в отдельных домах, распределенных по небольшим группам деревень. Этот переход от традиционных длинных домов к индивидуальным домам стал результатом изменений в традиционной административной системе после британского колониализма в Брунее, который начался в 1906 году. Модели проживания в длинных домах начали исчезать в 1950-х годах, когда дусуны начали строить индивидуальные дома в этот период. . [ 5 ]
Изменения в образе жизни от длинных домов к индивидуальным жилищам оказали минимальное влияние на жилищные условия дусунов, где несколько семей разных поколений до сих пор живут вместе под одним домохозяйством или в непосредственной близости от домов друг друга. Это свидетельствует о том, что родственные связи между душунами разных поколений сохранились и даже укрепились, несмотря на изменение предпочтений в стиле жилища. Более того, поскольку большинство душунов владеют землей, которую они приобретают по наследству, строительство индивидуальных домов на унаследованных ими участках гарантирует сохранение их родственных связей. [ 5 ]
Традиционная система верований
[ редактировать ]включает Вера в темурок в себя серию ритуальных представлений, разделенных на ежемесячную церемонию темарок диок (малый темарок) и ежегодный фестиваль риса темарок гайо (большой темарок ). Эти церемонии проводятся, чтобы умилостивить мистическую группу сверхъестественных существ, известных как дерато , которые, как полагают, обитают в пагун-савате («верхнем мире»), расположенном в небе. [ 6 ]
Согласно мифологии Дусун, эти божества подарили народу Дусун первые семена риса, что положило начало ритуалам темерок . Легенда гласит, что до получения этих семян народ Дусун питался древесным углем, а не рисом. Следовательно, Дусун балиан регулярно проводят церемонии темарок, чтобы пригласить дерато на землю, ища благословения для людей и разделяя развлечения с балианом и сообществом Дусун. [ 6 ]
Традиционно свежесобранный рис преподносят особым образом во время церемоний темарок , часто принимая форму «игр» с церемониальными названиями, такими как темарок берайо ( церемония крокодила -темарок ), темарок ланут ( со змеей церемония темарок ), темарок дуланг ( церемония темарок на подносе с рисом ). , среди других. [ 6 ]
Помимо людей, вера Дусун включает в себя существование иси , злых духов, которым поручено поддерживать социальные нормы и обеспечивать соблюдение табу. Иси населяют различные места, такие как деревья, реки и подземные районы, претендуя на юрисдикцию над этими территориями. Разгневанный иси может причинить вред отдельным людям, побуждая семьи обращаться за помощью к белиану или жрице. Затем белиан может провести темарок , используя свой дух для переговоров с иси . [ 8 ]
Устные традиции
[ редактировать ]Народ Дусун поддерживает репертуар спетых эпических сказок, известных как сирам дитаан , который насчитывает примерно 40 названий. Сирам — традиционная песня Дусун, исполняемая в куплетах под ритмичный бой барабана -думбака . Есть две основные категории песен сирам : сирам синдир и сирам дитаан . Сирам синдир , также известный как сирам насихат (совет сирам ), используется для выражения критики и советов. Как женщины, так и мужчины-певцы могут исполнять этот тип сирама, который сочиняется спонтанно в присутствии критикуемого лица (лиц) с использованием аллегорий и метафор, чтобы скрыть его истинное значение от обычных слушателей. [ 6 ]
С другой стороны, сирам дитаан состоит из эпических повествований о дерато , сверхъестественных существах, занимающих центральное место в мифологии Дусун. Эти эпосы, пересказ которых может занять несколько вечеров, исполняются талантливыми певицами- сирамами , обычно женщинами, а иногда и балианами (жрицами). Эпические рассказы изображают романтическую жизнь и распри между членами сообщества de Italic text rato и состоят из устаревших фраз, не несущих никакого смысла для современных слушателей Dusun. Сирам дитаан очень трудно освоить, а опытные певцы сегодня редки. Следовательно, большинство рассказчиков предпочитают пересказывать эпические сказания на обычном дусунском языке, где они известны как ката-ката (рассказываемые слова), а не певчие стихи. [ 6 ]
Оба типа песен сирам обычно исполняются на крупных общественных собраниях Дусун, таких как свадебные церемонии, церемонии «очищения» недавно построенных домов и церемонии темарок . Эти представления играют решающую роль в сохранении и увековечении культурных и устных традиций народа Дусун.
Праздник урожая
[ редактировать ]Адау Гайо — важный культурный праздник среди этнической группы Бруней Дусун, отмечающий окончание сезона сбора урожая риса . Этот праздничный период длится месяц, начиная с 1 мая. Во время Адау Гайо люди Дусун надевают свои традиционные костюмы и посещают дома родственников и друзей. Праздник характеризуется различными культурными мероприятиями, включая традиционные танцы и музыкальные представления. [ 9 ]
исполняется несколько традиционных танцев Во время Адау Гайо , каждый из которых имеет свой уникальный ритм и стиль. К этим танцам относятся Анкаяу , Касапи Иманг-Иманг , Так Инджул Тулак Бангикат Тапи Бутан , Катадух Лайт Лалау и Эбанг Батаринг . Танцы сопровождаются характерными музыкальными ритмами, включая барабаны и Гулинтанган , которые добавляют праздничной атмосферы. [ 10 ]
Adau Gayoh – это не только танцы, музыка и костюмы. Традиционная еда играет центральную роль в торжествах. Различные виды традиционных блюд готовятся и предлагаются на Пууне (многоуровневом подносе, традиционно используемом для демонстрации различных продуктов, таких как пеньярам , нубор лопот , келупи и бананы ). [ 10 ] который служит главным украшением Адата Панакода (традиционного праздника). Этот праздник демонстрирует кулинарное наследие народа Дусун, подчеркивая важность еды в их культурной практике. [ 9 ]
В целом, Адау Гайо — это яркое и важное культурное событие для сообщества Дусун, отражающее их сельскохозяйственные традиции, культурное наследие и общественные связи.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Кто такие душуны в Брунее? Репрезентация и деконструкция этнической идентичности» , Университет Брунея-Даруссалама , 2022 г. , получено 3 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мохд Норазми Мохд Юсоф (03.06.2019), «Влияние малайского языка на язык бруней-душун» (PDF) , Университет Брунея-Даруссалама (на малайском языке) , получено 3 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Произношение Дусун» , Университет Брунея-Даруссалама , получено 9 сентября 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Ева Мария Кершоу и Роджер Кершоу (2016), «Исследование Бруней-Дусун и его аутентификация: перекресток интересов и ценностей» , Borneo Research Council, Inc , получено 3 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Асия аз-Захра Ахмад Кумпо (2011), Обращение в ислам: случай этнической группы дусун в Брунее-Даруссаламе (PDF) , получено 9 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пударно Бинчин (2010), «Вера Темарок, песни Сирама и репертуар эпических сказок Дерато» , ICHCAP , получено 0 июня 2024 г.
- ^ «Жизнеспособность и возрождение языков меньшинств: случай душуна в Брунее-Даруссаламе» , IJASOS - Международный электронный журнал достижений в области социальных наук , 2015 г. , получено 9 июня 2024 г.
- ^ Сатер, Клиффорд (2002), «Исследование религии Бруней-Дусун: этническое духовенство на границе ислама» , «Азиатские фольклорные исследования» , получено 9 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Адау Гайо» (PDF) , Туризм Брунея , получено 3 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Цзя Ин Чиа (17 июля 2023 г.), "Big Buzz: Times of Благодарность" , Big Buzz , получено 9 июня 2024 г.