Jump to content

Народ Дусун (Бруней)

Джати Гамлет
Общая численность населения
10,000~ [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Бруней
(По всей стране, особенно в округах Тутонг и Белайт )
Языки
Религия
Родственные этнические группы

Народ Дусун в Брунее, также известный как Санг Джати или Суанг Джати , представляет собой коренную этническую группу, в основном проживающую в округах Тутонг и Белайт в Брунее . [ 1 ] [ 2 ] Они составляют одну из семи коренных этнических групп Брунея-Даруссалама, известных как Санг Джати Дусун . [ 3 ]

Этническая группа бруней-душун тесно связана с этнической группой бисая в Лимбанге , с сильным присутствием в районе Тутонг и разбросанными общинами в Белайте. [ 3 ] [ 4 ] Их культурное богатство, особые традиции и языковое разнообразие вносят значительный вклад в культурное наследие Брунея .

Этимология

[ редактировать ]

Термин «Дусун» имеет сложную и многогранную этимологию, отражающую исторические, культурные и языковые влияния. Слово Дусун малайский термин, который буквально означает «люди садов». Первоначально оно использовалось для обозначения групп людей, живущих во внутренних регионах Северного Борнео. В контексте дусунов в Брунее их контакты с прибрежными малайцами привели к навязыванию этнического ярлыка «душун». Это обозначение произошло в первую очередь из-за их проживания на суше, окруженного фруктовыми садами и кокосовыми плантациями, а также из-за того, что они занимались выращиванием риса и фруктов. [ 5 ]

Первоначально экзоним , данный брунейскими малайцами . Со временем это стало официальным термином, используемым как Брунейским султанатом , так и колониальной администрацией для обозначения различных общин коренных народов в регионе. [ 1 ]

Народ Дусун, также известный как «Санг Джати» в своем собственном эндониме , имеет четкое понимание своей идентичности. На брунейском языке дусун санг означает племя или этническую группу, а джати означает «наш» или «нас». Сообщество Дусун в Брунее называет себя Санг Джати, а не племенем Дусун, термин, первоначально связанный с их традиционными методами ведения сельского хозяйства по выращиванию риса и выращиванию фруктов. Несмотря на свое происхождение, община Санг Джати с гордостью принимает имя Дусун. [ 2 ]

Термин «Санг Джати» получил известность в 1960-х годах с созданием ассоциации Пакатан Санг Джати Дусун, что ознаменовало важный момент в восстановлении их идентичности. До этого народ Дусун был известен под разными именами, отражающими региональные и контекстуальные различия. Принятие «Санг Джати» означало единство и усиление идентичности сообщества. [ 1 ]

Другие имена

[ редактировать ]

До широкого использования слова «Дусун» посторонние обычно называли народ Дусун «Бисайя» или «Оран Букит» (горные люди). [ 4 ] Эти термины преобладали до начала 20 века и использовались как синонимы для обозначения общин Дусун.

Однако, поскольку дусуны демонстрировали некоторое сходство с другими этническими группами в стране, особенно с бисайями , белаитами и тутонгами , термин «душун» неизбежно использовался как синоним терминов кедаян . [ 4 ] Деревня Тутонг, Идде Китах, Санг Кедаян, Айдахан, [ 1 ] Бисая, Тутонг и Белайт. [ 5 ] Эти названия и термины используются для обозначения брунейских душун как сообществ, имеющих схожие «культурные корни» или лингвистически очень тесно связанных друг с другом. [ 1 ]

Эти разнообразные названия душунов привели к некоторой двусмысленности, которая была разъяснена Конституцией Брунея в 1959 году, а затем принятием Закона о гражданстве в 1961 году. Закон о гражданстве предлагает авторитетную классификацию, которая определяет душунов, тутонгов и бисайев. и белайты как четыре из семи отдельных этнических групп . [ 5 ]

Поселения

[ редактировать ]

Население Дусун в Брунее в основном населяет районы Тутонг и Белайт . Хотя точную статистику установить сложно, оценки показывают, что большая часть душун проживает в районе Тутонг, при этом значительная часть населения проживает в таких деревнях, как Букит Сават, Сунгай Мау, Мерангкинг, Уконг, Киуданг, Ламунин и Рамбай. Меньшее количество также встречается во внутренних районах Брунея Муара .

Поселения Дусун разбросаны по разным регионам Брунея: [ 2 ] [ 1 ]

  • Прибрежные поселения: Озеро, Телисай, Сунгай Лян и Лумут.
  • Равнинные поселения: расположены вдоль долины реки Тутонг в таких деревнях, как Сунгай Дамит, Уконг, Рамбай и других.
  • Нагорные поселения: расположены в районах Тутонг и Белайт, включая Букит Удал, Лонг Майя, Меримбун, Мерангкинг, Букит Сават и Суканг.

Ранняя история

[ редактировать ]

История народа Дусун глубоко укоренена в их поселениях в горных и равнинных районах Брунея и охватывает столетия традиций и культурной эволюции. Традиционно общество Дусун было структурировано вокруг компактных поселений , создающих сплоченные сообщества, которые способствовали прочным родственным связям и смешанным бракам внутри группы. Этот общинный образ жизни был неотъемлемой частью их идентичности и играл жизненно важную роль в формировании их социальной структуры . [ 1 ]

В эпоху правления султаната Бруней , насчитывающую многовековую историю, социальная динамика народа Дусун начала претерпевать постепенные изменения. Двусторонние родственные группы, возглавляемые уважаемыми старейшинами-мужчинами, известными как татуво , сформировали основу их эгалитарного общества . Эти татуво выступали в качестве лидеров сообщества , посредников и хранителей традиций, поддерживая гармонию и разрешая споры внутри сообщества.

Со временем, по мере развития политического ландшафта Брунея, роли и статус этих татуво также менялись. Некоторые татуво начали приобретать такие титулы, как оранг-кая , что означало переход к более стратифицированному обществу , где они обладали повышенным авторитетом и статусом. Этот переход отразил более широкие изменения в управлении и динамике власти в Брунее.

Взаимодействие с Малайским султанатом Брунея, а затем и с британской резиденцией еще больше повлияло на роль руководства Дусуна. Некоторые Дусун татуво были назначены на такие должности, как ментери дарат (земельные вожди) и кетуа кампунг (деревенские старосты), что давало им значительное влияние в местном управлении и администрации. Эта интеграция в формальные административные структуры ознаменовала значительный сдвиг в роли лидеров Дусун в более широких политических рамках.

Адаптация и сохранение

[ редактировать ]

Открытие нефти в 1930-х годах стало важным поворотным моментом для народа дусун в Брунее. Последующее доминирование нефтяной экономики в 1970-х годах привело к глубоким изменениям в обществе Дусун. Многие жители Дусуна мигрировали в городские районы в поисках возможностей трудоустройства , привлеченные обещаниями стабильной работы в государственном и частном секторах. [ 1 ]

Эта миграция оказала двойное влияние на традиционную экономику деревни Дусун. С одной стороны, это принесло семьям экономическую стабильность за счет наемного труда. С другой стороны, это привело к отказу от традиционного выращивания риса , которое долгое время было основой традиций и средств к существованию Дусун. Переход от аграрного образа жизни к оплачиваемой занятости также повлиял на социальную и культурную динамику внутри сообщества Дусун. Традиционные практики, связанные с выращиванием риса и деревенской жизнью, претерпели изменения, отражающие более широкие преобразования в социальной структуре Брунея, вызванные нефтяной промышленностью. [ 6 ]

В наше время традиционные роли деревенских лидеров, такие как кетуа кампунг и пенхулу, превратились в административные должности в государственной структуре. Эти лидеры теперь служат посредниками между сообществом и государственными институтами, выбранными на основе заслуг и административных способностей, а не исключительно на основе происхождения или старшинства. [ 1 ]

С началом модернизации и развитием рыночной экономики произошел заметный упадок традиционных общинных мероприятий и церемоний, таких как свадьбы, похороны и обряды темарок среди народа Дусун . Принятие современного образа жизни также способствовало постепенному ослаблению социальной структуры, основанной на традиционных обычаях и семейных связях. Этот сдвиг подчеркивает сложное взаимодействие между экономическим развитием и культурным наследием народа Дусун. [ 1 ]

На фоне этих изменений в начале 1960-х годов в Букит-Удале был создан Пакатан Санг Джати Дусун (PSJD). Целью этой ассоциации было сохранение языка, культуры и единства душун. Несмотря на трудности, PSJD продолжает оставаться культурным ориентиром и играет роль в повышении культурной осведомленности среди молодого поколения.

Язык дусун принадлежит к австронезийской языковой семье и демонстрирует значительное языковое разнообразие: на отдельные диалекты влияют экологические условия и соседние этнические группы. Оценить точную численность говорящих на дусуне сложно из-за такой классификации, как «малайский» для людей, говорящих на дусуне, принявших ислам . Однако, по оценкам, численность населения составляет от 10 000 до 20 000 человек, в основном проживающих в районе Тутонг в Брунее. [ 1 ]

Лингвистический ландшафт Брунея включает в себя классификацию брунейских душунских и бисайских языков как душунских языков , хотя официально они признаны отдельными этническими группами. Ученые отмечают, что дусун и бисая являются взаимопонятными диалектами с общим лексическим родственным уровнем 82%, что указывает на лингвистическое сходство между ними. Эти сходства дополнительно подтверждаются фонологическими сходствами, как отмечают исследователи. Однако существуют диалектные различия, такие как реализация буквы «r» как альвеолярной трели / r / в прибрежных районах и велярного фрикативного звука / ɣ / во внутренних районах, что отражает языковое разнообразие внутри общин Дусун и Бисая в Брунее. [ 3 ]

Язык подразделяется на прибрежные, равнинные и горные диалекты. Прибрежные общины Дусун используют диалект Лян-Телисай, в то время как носители горного Дусун используют горный диалект Букит. Равнинный дусунский диалект считается «стандартным языком дусун», на нем широко говорят, с вариациями, адаптированными в городских районах. Отдельные диалекты наблюдаются в различных поселениях Дусун, таких как Данау, Телисай, Сунгай Лян и Лумут для прибрежного Дусуна, а также Букит и Меримбун для горного Дусуна. Сообщество Дусун демонстрирует значительное языковое разнообразие: на диалекты влияют соседние этнические группы, такие как малайцы , ибаны , пенаны и тутонги . [ 2 ] [ 1 ]

Ключевые учреждения, такие как Университет Брунея-Даруссалама , и такие организации, как Ассоциация Санг Джати Дусун (PSJD), активно способствуют продвижению языка Дусун и сохранению его культурного наследия. В последние десятилетия язык дусун получил признание в лингвистических исследованиях, что привело к инициативам по его сохранению и продвижению через образовательные и медиа-платформы. Усилия PSJD по повышению осведомленности о культуре сыграли значительную роль в возрождении языка и наследия душун.

Культура

[ редактировать ]

Самобытность народа Дусун глубоко переплетена с их религиозными обычаями , экологической средой и языковым наследием . Такое сочетание влияний отражает динамичную и устойчивую культурную структуру, постоянно развивающуюся посредством внутренней адаптации и внешних влияний.

Поскольку язык и культура дусун находятся под угрозой исчезновения, несколько семинаров знакомят с образом жизни дусун, включая ознакомление с их языком, культурой, диетой, медициной, ремеслами и танцами. Эти усилия, наряду с инициативами других общественных организаций, таких как Меджлис Первакилан Кампунг (Совет представителей деревень) и PSJD, направлены на повышение осведомленности и повышение статуса языка душун, придавая больше доверия и экономической ценности как языку, так и его языку. его носители языка. [ 7 ]

Традиционная социальная структура

[ редактировать ]

В традиционном обществе Дусун алай гайо , или «большой дом», служил центральной семейной резиденцией и административным центром. В этих длинных домах могли разместиться три-четыре поколения двусторонних членов семьи . Алай гайо управлялся влиятельным советом старейшин, известным как тетуво , которые были как социальными, так и религиозными лидерами. [ 6 ]

Социальная система Дусун исторически была эгалитарной, но патриархальной: мужчины обычно занимались социальным обеспечением, экономическими вопросами и политическими решениями. Тетуво пользовались уважением за свою мудрость, знания и достижения, играя решающую роль в обычном праве, общественных делах и религиозном управлении. Хотя большинство тетуво были мужчинами, женщины также могли взять на себя эту роль, часто выступая в качестве белиан ( жрицы ) или белиан пенгиау (главной жрицы). Эти лидеры отвечали за надзор за религиозными церемониями Дусун, называемыми темарок . [ 6 ]

Традиционная социальная структура народа Дусун определяется автономными группами двустороннего происхождения, известными как варис . Эти родственные группы, охватывающие несколько поколений, необходимы для сохранения социальной сплоченности без установления превосходства друг над другом. Члены вари ведут свою родословную от татуво , уважаемого старейшины-мужчины, который служит генеалогическим ориентиром. Это общее происхождение имеет решающее значение для установления прав и статуса каждого члена внутри родственной группы. Роль татуво выходит за рамки генеалогии; они также играют жизненно важную роль в консультировании по обычному праву ( адат ) и обеспечении социального лидерства внутри сообщества. [ 1 ]

Семья играет решающую роль в сохранении идентичности Дусун. Такие ценности, как уважение к старшим и поддержание семейных уз, передаются из поколения в поколение. Семейные и общественные собрания, такие как свадьбы, похороны и застолья, имеют важное значение для демонстрации этнической принадлежности и укрепления чувства принадлежности. В настоящее время люди Дусун живут в отдельных домах, распределенных по небольшим группам деревень. Этот переход от традиционных длинных домов к индивидуальным домам стал результатом изменений в традиционной административной системе после британского колониализма в Брунее, который начался в 1906 году. Модели проживания в длинных домах начали исчезать в 1950-х годах, когда дусуны начали строить индивидуальные дома в этот период. . [ 5 ]

Изменения в образе жизни от длинных домов к индивидуальным жилищам оказали минимальное влияние на жилищные условия дусунов, где несколько семей разных поколений до сих пор живут вместе под одним домохозяйством или в непосредственной близости от домов друг друга. Это свидетельствует о том, что родственные связи между душунами разных поколений сохранились и даже укрепились, несмотря на изменение предпочтений в стиле жилища. Более того, поскольку большинство душунов владеют землей, которую они приобретают по наследству, строительство индивидуальных домов на унаследованных ими участках гарантирует сохранение их родственных связей. [ 5 ]

Традиционная система верований

[ редактировать ]

включает Вера в темурок в себя серию ритуальных представлений, разделенных на ежемесячную церемонию темарок диок (малый темарок) и ежегодный фестиваль риса темарок гайо (большой темарок ). Эти церемонии проводятся, чтобы умилостивить мистическую группу сверхъестественных существ, известных как дерато , которые, как полагают, обитают в пагун-савате («верхнем мире»), расположенном в небе. [ 6 ]

Согласно мифологии Дусун, эти божества подарили народу Дусун первые семена риса, что положило начало ритуалам темерок . Легенда гласит, что до получения этих семян народ Дусун питался древесным углем, а не рисом. Следовательно, Дусун балиан регулярно проводят церемонии темарок, чтобы пригласить дерато на землю, ища благословения для людей и разделяя развлечения с балианом и сообществом Дусун. [ 6 ]

Традиционно свежесобранный рис преподносят особым образом во время церемоний темарок , часто принимая форму «игр» с церемониальными названиями, такими как темарок берайо ( церемония крокодила -темарок ), темарок ланут ( со змеей церемония темарок ), темарок дуланг ( церемония темарок на подносе с рисом ). , среди других. [ 6 ]

Помимо людей, вера Дусун включает в себя существование иси , злых духов, которым поручено поддерживать социальные нормы и обеспечивать соблюдение табу. Иси населяют различные места, такие как деревья, реки и подземные районы, претендуя на юрисдикцию над этими территориями. Разгневанный иси может причинить вред отдельным людям, побуждая семьи обращаться за помощью к белиану или жрице. Затем белиан может провести темарок , используя свой дух для переговоров с иси . [ 8 ]

Устные традиции

[ редактировать ]

Народ Дусун поддерживает репертуар спетых эпических сказок, известных как сирам дитаан , который насчитывает примерно 40 названий. Сирам — традиционная песня Дусун, исполняемая в куплетах под ритмичный бой барабана -думбака . Есть две основные категории песен сирам : сирам синдир и сирам дитаан . Сирам синдир , также известный как сирам насихат (совет сирам ), используется для выражения критики и советов. Как женщины, так и мужчины-певцы могут исполнять этот тип сирама, который сочиняется спонтанно в присутствии критикуемого лица (лиц) с использованием аллегорий и метафор, чтобы скрыть его истинное значение от обычных слушателей. [ 6 ]

С другой стороны, сирам дитаан состоит из эпических повествований о дерато , сверхъестественных существах, занимающих центральное место в мифологии Дусун. Эти эпосы, пересказ которых может занять несколько вечеров, исполняются талантливыми певицами- сирамами , обычно женщинами, а иногда и балианами (жрицами). Эпические рассказы изображают романтическую жизнь и распри между членами сообщества de Italic text rato и состоят из устаревших фраз, не несущих никакого смысла для современных слушателей Dusun. Сирам дитаан очень трудно освоить, а опытные певцы сегодня редки. Следовательно, большинство рассказчиков предпочитают пересказывать эпические сказания на обычном дусунском языке, где они известны как ката-ката (рассказываемые слова), а не певчие стихи. [ 6 ]

Оба типа песен сирам обычно исполняются на крупных общественных собраниях Дусун, таких как свадебные церемонии, церемонии «очищения» недавно построенных домов и церемонии темарок . Эти представления играют решающую роль в сохранении и увековечении культурных и устных традиций народа Дусун.

Праздник урожая

[ редактировать ]

Адау Гайо — важный культурный праздник среди этнической группы Бруней Дусун, отмечающий окончание сезона сбора урожая риса . Этот праздничный период длится месяц, начиная с 1 мая. Во время Адау Гайо люди Дусун надевают свои традиционные костюмы и посещают дома родственников и друзей. Праздник характеризуется различными культурными мероприятиями, включая традиционные танцы и музыкальные представления. [ 9 ]

исполняется несколько традиционных танцев Во время Адау Гайо , каждый из которых имеет свой уникальный ритм и стиль. К этим танцам относятся Анкаяу , Касапи Иманг-Иманг , Так Инджул Тулак Бангикат Тапи Бутан , Катадух Лайт Лалау и Эбанг Батаринг . Танцы сопровождаются характерными музыкальными ритмами, включая барабаны и Гулинтанган , которые добавляют праздничной атмосферы. [ 10 ]

Adau Gayoh – это не только танцы, музыка и костюмы. Традиционная еда играет центральную роль в торжествах. Различные виды традиционных блюд готовятся и предлагаются на Пууне (многоуровневом подносе, традиционно используемом для демонстрации различных продуктов, таких как пеньярам , ​​нубор лопот , келупи и бананы ). [ 10 ] который служит главным украшением Адата Панакода (традиционного праздника). Этот праздник демонстрирует кулинарное наследие народа Дусун, подчеркивая важность еды в их культурной практике. [ 9 ]

В целом, Адау Гайо — это яркое и важное культурное событие для сообщества Дусун, отражающее их сельскохозяйственные традиции, культурное наследие и общественные связи.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Кто такие душуны в Брунее? Репрезентация и деконструкция этнической идентичности» , Университет Брунея-Даруссалама , 2022 г. , получено 3 июня 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Мохд Норазми Мохд Юсоф (03.06.2019), «Влияние малайского языка на язык бруней-душун» (PDF) , Университет Брунея-Даруссалама (на малайском языке) , получено 3 июня 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с «Произношение Дусун» , Университет Брунея-Даруссалама , получено 9 сентября 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Ева Мария Кершоу и Роджер Кершоу (2016), «Исследование Бруней-Дусун и его аутентификация: перекресток интересов и ценностей» , Borneo Research Council, Inc , получено 3 июня 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Асия аз-Захра Ахмад Кумпо (2011), Обращение в ислам: случай этнической группы дусун в Брунее-Даруссаламе (PDF) , получено 9 июня 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пударно Бинчин (2010), «Вера Темарок, песни Сирама и репертуар эпических сказок Дерато» , ICHCAP , получено 0 июня 2024 г.
  7. ^ «Жизнеспособность и возрождение языков меньшинств: случай душуна в Брунее-Даруссаламе» , IJASOS - Международный электронный журнал достижений в области социальных наук , 2015 г. , получено 9 июня 2024 г.
  8. ^ Сатер, Клиффорд (2002), «Исследование религии Бруней-Дусун: этническое духовенство на границе ислама» , «Азиатские фольклорные исследования» , получено 9 июня 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Адау Гайо» (PDF) , Туризм Брунея , получено 3 июня 2024 г.
  10. ^ Jump up to: а б Цзя Ин Чиа (17 июля 2023 г.), "Big Buzz: Times of Благодарность" , Big Buzz , получено 9 июня 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3bffb11abfec1b6168b4c414a79c0742__1722719580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/42/3bffb11abfec1b6168b4c414a79c0742.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dusun people (Brunei) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)