Джордж Брандес
Джордж Брандес | |
---|---|
![]() Георг Брандес, эскиз, 1900 г. | |
Рожденный | Георг Моррис Коэн Брандес 4 февраля 1842 г. Копенгаген , Дания |
Умер | 19 февраля 1927 г. Копенгаген, Дания | (85 лет)
Занятие | Критик |
Образование | Копенгагенский университет |
Родственники | Эдвард Брандес (брат) |
Подпись | |
![]() |
Георг Моррис Коэн Брандес (4 февраля 1842 - 19 февраля 1927) был датским критиком и ученым, оказавшим большое влияние на скандинавскую и европейскую литературу с 1870-х годов до начала 20-го века. Его считают теоретиком « Современного прорыва » скандинавской культуры. В 30-летнем возрасте Брандес сформулировал принципы нового реализма и натурализма , осуждая гиперэстетическое письмо, а также фэнтези в литературе. Его литературные цели разделяли и некоторые другие авторы, в том числе норвежский - реалист драматург Генрик Ибсен .
Когда в 1871 году Георг Брандес прочитал серию лекций под названием «Основные течения в литературе XIX века», он определил современный прорыв и положил начало движению, которое впоследствии стало культурным радикализмом . В 1884 году Вигго Хоруп , Георг Брандес и его брат Эдвард Брандес основали ежедневную газету Politiken под девизом: «Газета большего просвещения». Газета и их политические дебаты привели к расколу либеральной партии Венстре в 1905 году и созданию новой партии Det Radikale Venstre .
Биография
[ редактировать ]Георг Брандес родился в нерелигиозной еврейской семье среднего класса в Копенгагене и был старшим братом выдающихся датчан Эрнста Брандеса и Эдварда Брандеса . В 1859 году он стал студентом Копенгагенского университета , где впервые изучал юриспруденцию . Однако вскоре его интересы обратились к философии и эстетике . В 1862 году он получил золотую медаль университета за эссе на тему « Идея Немезиды среди древних» . До этого, а точнее с 1858 года, он проявил замечательный дар к стихосложению, результаты которого, однако, были недостаточно обильны, чтобы оправдать отдельную публикацию. Брандес собирал свои стихи только в 1898 году. В университете, который он покинул в 1864 году, Брандес находился под влиянием сочинений Хейберга по критике и Сёрена Кьеркегора по философии, влияния, которые продолжали оставлять следы в его творчестве. [ 1 ]

В 1866 году он участвовал в обсуждении работ Расмуса Нильсена в книге «Дуализм в нашей новейшей философии». С 1865 по 1871 год он много путешествовал по Европе, знакомясь с состоянием литературы в основных учебных центрах. Его первым важным вкладом в литературу были его «Эстетические исследования» (1868), где его более зрелый метод уже отражен в нескольких кратких монографиях о датских поэтах. В 1870 году он опубликовал несколько важных томов, « Французская эстетика наших дней» , посвященных главным образом Ипполиту Тэну , «Критике и портретам» , а также перевод « Подчинения женщин» Джона Стюарта Милля , с которым он познакомился в том же году во время визита в Англию. . [ 1 ]
Современный прорыв
[ редактировать ]Брандес теперь занял свое место в качестве ведущего североевропейского критика, применив к местным условиям и образу мышления методы Тэна. Он стал доцентом или преподавателем эстетики в Копенгагенском университете. [ 1 ] где его лекции имели большой успех и собирали огромную аудиторию. [ 2 ] »), состоявшаяся 3 ноября 1871 года Его знаменитая вступительная лекция Hovedstrømninger i det 19de Aarhundredes Litteratur (английский язык: «Основные течения в литературе девятнадцатого века , ознаменовала начало его борьбы за модернизацию датской литературы, продолжавшейся всю его жизнь. [ 3 ] После того, как в 1872 году должность профессора эстетики стала вакантной, было решено, что ее займет Брандес. Но молодой критик оскорбил многие чувства своей пылкой защитой современных идей; его считали евреем (которым он себя не считал), его убеждения были радикальными, его подозревали в атеизме . Власти отказались его назначить, но его пригодность к этой должности была настолько очевидна, что кафедра эстетики долгие годы оставалась вакантной, поскольку никто больше не осмеливался ставить себя в сравнение с Брандесом. [ 1 ]

В разгар этой полемики Брандес начал выпускать тома самой амбициозной из своих работ « Основные течения в литературе девятнадцатого века» , из которых четыре тома вышли в период с 1872 по 1875 год (английский перевод, [ 4 ] 1901–1905). Блестящая новизна этой критики литературы крупнейших европейских стран начала XIX века и его описание всеобщего восстания против псевдоклассицизма XVIII века сразу привлекли внимание за пределами Дании. Суматоха, собравшаяся вокруг личности критика, увеличила успех произведения, и репутация Брандеса быстро росла, особенно в Германии и России . [ 1 ]
В 1877 году Брандес покинул Копенгаген и поселился в Берлине, приняв значительное участие в эстетической жизни этого города. Однако из-за его политических взглядов Пруссия чувствовала себя некомфортно, и в 1883 году он вернулся в Копенгаген, где обнаружил совершенно новую школу писателей и мыслителей, жаждущих принять его в качестве своего лидера. [ 1 ] Он возглавлял группу «Det Moderne Gjennembruds Mænd» (« Люди современного прорыва »), в состав которой вошли Я. П. Якобсен , Хольгер Драхманн , Эдвард Брандес, Эрик Скрам, Софус Шандорф , а также норвежцы Хенрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон , [ 3 ] но консервативная реакция против его «реалистических» доктрин началась примерно в 1883 году во главе с Хольгером Драхманном. [ 5 ]
Позднее авторство
[ редактировать ]Среди его более поздних работ следует упомянуть монографии о Сёрене Кьеркегоре (1877 г.), Эсаиасе Тегнере (1878 г.), Бенджамине Дизраэли (1878 г.), Фердинанде Лассале (на немецком языке, 1877 г.), Людвиге Хольберге (1884 г.), Хенрике Ибсене (1899 г.) и о Анатоль Франс (1905). Брандес очень подробно писал о главных современных поэтах и романистах Дании и Норвегии, и он и его ученики долгое время были арбитрами литературного успеха на севере. Его «Датские поэты» (1877 г.), содержащие исследования Карстена Хауха , Людвига Бёдчера , Кристиана Винтера и Фредерика Палудана-Мюллера , его «Люди современного переходного периода» (1883 г.) и его «Очерки» (1889 г.), представляют собой тома, необходимые для правильного изучения современной Скандинавская литература . Он написал прекрасную книгу о Польше (1888; английский перевод 1903) и был одним из редакторов немецкой версии «Ибсена». [ 1 ]
Самой важной из его более поздних работ было исследование Уильяма Шекспира (1897–1898), которое было переведено на английский язык Уильямом Арчером и получило высокую оценку. Это была, возможно, самая авторитетная работа о Шекспире в истории, не предназначенная главным образом для англоязычной аудитории. [ 1 ] Впоследствии он занялся написанием истории современной скандинавской литературы. В его критической работе, охватывающей более широкую область, чем у любого другого ныне живущего писателя, Брандесу помогал необычайно очаровательный стиль, ясный и разумный, восторженный, но без экстравагантности, блестящий и красочный, без аффектации. В 1900 году он впервые собрал свои произведения в полное и популярное издание и начал работу над немецким изданием, завершенным в 1902 году. [ 1 ]
В 1906 году он опубликовал «Основные течения в литературе девятнадцатого века» (шесть томов). Эта книга вошла в число 100 лучших книг для образования, выбранных в 1929 году Уиллом Дюрантом . [ 6 ] Дюрант и Брандес оба работали в журнале «Мать-Земля» . Во втором томе Брандес говорит о Кьеркегоре: «Эта ирония не только по названию имеет фундаментальное сходство с иронией Кьеркегора, которая также аристократически «предпочитает быть неправильно понятой». Эго гения есть истина, если не в том смысле, в котором Кьеркегор хотел бы, чтобы мы поняли его положение: « Субъективность есть истина», все еще в том смысле, что Эго обладает всеми внешне действительными заповедями и запретами в себе. сила; и, к удивлению и скандалу всего мира, она неизменно выражается в парадоксах ее . Нам говорят, что дерзкая защита всех возможных предрассудков легче достижима женщине, чем мужчине. «Как и женская одежда, женский интеллект имеет это преимущество перед разумом. мужественность, что его обладательница одним смелым движением может подняться над всеми предрассудками цивилизации и буржуазной условности, одновременно перенеся себя в состояние невинности и на лоно природы». Колено Природы! Есть отголосок Руссо Голос даже в этой бессмысленной тираде. Кажется, мы слышим трубный зов революции; на самом деле мы слышим лишь провозглашение реакции. Руссо хотел вернуться к естественному состоянию, когда люди бродили обнаженными по непроходимым лесам и питались желудями. Шеллинг хотел повернуть ход эволюции обратно к первобытным временам, ко временам, предшествовавшим падению человека. Шлегель дует революционные мелодии на великий романтический «чудо-рог». [ 7 ]
Личная жизнь и последние годы
[ редактировать ]
В конце 1880-х годов Брандес боролся с тем, что он считал лицемерием ханжеской сексуальности, что вызвало разлад с Бьёрнстьерном Бьёрнсоном. [ 8 ] [ 9 ] Между 1886 и 1888 годами Брандес был в отношениях со шведской писательницей Викторией Бенедиктссон , написавшей «Пеннингара и Фру Марианну» под мужским псевдонимом Эрнст Альгрен. Бенедиктссон покончил жизнь самоубийством в номере отеля Копенгагена . [ 10 ] а отношения с Брандесом позже были названы причиной ее смерти. [ 8 ]
В конце 1880-х годов Брандес сосредоточил внимание на «великих личностях» как источнике культуры. В этот период он открыл для себя Фридриха Ницше , познакомив его не только со скандинавской культурой, но и косвенно со всем миром. [ 11 ] Серия лекций, которые он прочитал о идеях Ницше, которые он назвал «аристократическим радикализмом», были первыми, в которых Ницше был представлен как мировой деятель культуры, нуждающийся в полном интеллектуальном внимании. По поводу описания Брандесом своей философии сам Ницше заметил: «Выражение «аристократический радикализм», которое вы употребляете, очень хорошо. Это, позвольте мне сказать, самая умная вещь, которую я когда-либо читал о себе». [ 12 ] В 1909 году лекции были отредактированы и опубликованы в виде монографии Фридриха Ницше , которая включала полную переписку Ницше и Брандеса, а также два эссе, посвященных жизни и мысли покойного Ницше. Переведенный на английский язык А.Г. Чейтером, этот том был опубликован Хайнеманном в 1914 году, и, таким образом, мысль Ницше смогла достичь значительной англоязычной аудитории перед Первой мировой войной . Именно Брандес в письме 1888 года [ 13 ] написал Ницше, советуя ему прочитать труды Сёрена Кьеркегора , с которым его мысли имели много общего. Однако нет никаких свидетельств того, что Ницше когда-либо читал какие-либо произведения Кьеркегора.
Ключевая идея «аристократического радикализма» оказала влияние на большинство более поздних работ Брандеса и привела к созданию объемистых биографий Вольфганга Гете (1914–15), Франсуа де Вольтера (1916–17), Гая Юлия Цезаря ( 1918) и Микеланджело (1921). . [ 3 ]
В 1900-х годах Брандес несколько раз вступал в борьбу с датским политическим истеблишментом, но в конечном итоге ему пришлось сдерживать свои яростные атаки. Однако его международная репутация росла. [ 8 ] Во многом он подражал своей собственной оценке Вольтера как автора, выступающего против привычного мышления, лицемерия и тонкой оболочки морали. [ 3 ] Он осудил жестокое обращение с национальными меньшинствами , преследование Альфреда Дрейфуса и т. д. Во время Первой мировой войны он осуждал национальную агрессию и империализм с обеих сторон, а последние годы его жизни были посвящены антирелигиозной полемике. В этот поздний период он установил новые связи с такими интеллектуалами, как Анри Барбюс и Ромен Роллан, когда он был соавтором фонда Clarté , а также с Э.Д. Морелем . [ 8 ]
Брандес выступал против историчности Иисуса и был сторонником теории мифа о Христе . В 1926 году он опубликовал «Сагнет ом Иисуса» , который был переведен как «Иисус: миф» . [ 14 ] Он был атеистом. [ 15 ] [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]Брандес считается одним из самых влиятельных вдохновителей датской культуры, равным Хольбергу, Грундтвигу и Ансгару . Среди его сторонников творчество Брандеса рассматривалось как освободитель от репрессивных норм, авторитета и лицемерия, и он послужил источником вдохновения для многих современных писателей. С другой стороны, консервативные круги осудили его как аморального, непатриотичного и подрывного богохульника; поскольку он стал стержнем критики современности в целом. [ 8 ] В то же время некоторые социалисты критиковали его элитарные взгляды, в то время как некоторые феминистки считали его позицию сексуального равенства несущественной. [ 8 ]
Его брат Эдвард (1847–1931), также известный критик, был автором ряда пьес и двух психологических романов: «Политик» (1889) и «Молодая кровь» (1899). Он стал выдающимся политическим деятелем партии Det Radikale Venstre . [ 3 ]
Книги
[ редактировать ]- Очерк аристократического радикализма Фридриха Ницше. (1889)
- Сёрен Кьеркегор: критическая презентация в общих чертах (1877)
- Основные течения в литературе XIX века (1872–1890)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Брандес, Георг Моррис Коэн ». Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 427. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Оле Фриис Теллуфсен, Статья: Георг Брандес. Архивировано 7 августа 2011 г. в Wayback Machine , Орхусский университет , 29 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Георг Брандес в Открытой энциклопедии Гильдендаля
- ^ «Обзор основных течений в литературе девятнадцатого века , том I» . Субботний обзор политики, литературы, науки и искусства . 92 (2390): 207–208. 21 августа 1901 года.
- ^ Хольгер Хенрик Герхольд Драхманн в Открытой энциклопедии Гильдендаля
- ^ «100 лучших книг для образования Уилла Дюранта в списках лучших» . Listsofbests.com. 12 апреля 2008 года . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ См. стр. 72 Основные течения в литературе девятнадцатого века Vol. 2 Георг Брандес, 1906 год.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Георг Брандес - Авторский портрет Йоргена Кнудсена. Архивировано 19 июля 2011 года в Wayback Machine в Аркиве для Dansk Litteratur.
- ^ Мюре, Рейдар (1947). Бьёрнстьерне Бьёрнсон (на норвежском языке). Осло: Ансгар. стр. 103–105. ОСЛК 20699747 .
- ^ Виктория Бенедиктссон в Открытой энциклопедии Гильдендаля
- ^ Георг Брандес: Биографическая справка - Эдуард д'Арай / Введение в «Фридриха Ницше» (2002, LTMI)
- ↑ Ницше, Письмо Георгу Брандесу – 2 декабря.
- ↑ Георг Брандес, Письмо Ницше – 11 января 1888 г.
- ^ Уивер, Уолтер П. (1999). Исторический Иисус в двадцатом веке: 1900-1950 гг . Тринити Пресс Интернэшнл. п. 300. ISBN 1-56338-280-6
- ^ Стюарт, Джон (1 января 2013 г.). Влияние Кьеркегора на литературу, критику и искусство: Дания . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 9781472412010 .
- ^ «Эскиз: журнал искусства и действительности» . Братья Ингрэм. 1 января 1893 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Георг Брандес и Харальд Хёффдинг, отредактированный и переведенный Уильямом Бэнксом, «Великие дебаты: Ницше, культура и скандинавское общество благосостояния» (University of Wisconsin Press, 2023).
- Аллен, Джули К. Иконы датской современности: Георг Брандес и Аста Нильсен (Вашингтонский университет Press; 2012) 280 страниц; исследует проблемы датской культурной идентичности посредством изучения жизни и дружбы Брандеса и звезды немого кино (1881–1972).
- Очерки скандинавской литературы Ялмара Хьорта Бойсена, 1895 г., с. 199ff
- Некоторые современные историки Скандинавии III, Йонас Ли и Джордж Брандес , Самокультура, Том 11, Уинфред Ли Венделл, стр. 434–440, Werner Co., 1900 г.
- Самый влиятельный из ныне живущих критиков , Современная литература, Том 40, под редакцией Эдварда Джуитта Уиллера, Эдварда Джуитта Уиллера - 1906, стр. 616–618.
- Бертиль Нолин: Георг Брандес. Глостер, Массачусетс, 1976 год.
- Ганс Хертель (ред.): Критик-активист. Симпозиум по политическим идеям, литературным методам и международному восприятию Георга Брандеса. Копенгаген, 1980.
- Дорис Р. Асмундссон: Георг Брандес. Аристократический радикал. Нью-Йорк, 1981.
- В. Глин Джонс (редактор): Георг Брандес. Избранные письма. Норвик Пресс, 1990.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская энциклопедия : «Брандес, Георг Моррис Коэн» Исидора Зингера и Карла Хенрика Бьеррегара (1906).



- Работы Георга Брандеса в Project Gutenberg
- Работы Георга Брандеса или о нем в Интернет-архиве
- Работы Георга Брандеса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Вырезки из газет о Георге Брандесе в архив ZBW ХХ веке Пресс -
Отдельные книги
- The Atlantic Monthly , том 37, 1876 г. «Новейшая литература. Брандес, стр. 505, 755–758» . Бостон . Проверено 28 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1880 г. «Лорд Биконсфилд; исследование» . 1880 . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1886 г. «Выдающиеся писатели XIX века. Литературные портреты» . Нью-Йорк, Т, Ю, Кроуэлл и компания. 1886 год . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1879 г. «Сёрен Кьеркегор: Литературный портрет персонажа (доступен немецкий перевод)» . ДА, Барт . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1899 г. «Генрик Ибсен: Критические исследования» . Компания Макмиллан. 1899 год . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1889 г. «Впечатления о России» . 1889 год . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1898 г. «Уильям Шекспир: критическое исследование, том 1» . 1898г ., «Том 2» . В. Хайнеманн. 1898г ., «Том 3» . Издательство Gyldendalske bookhandels (Ф. Гегель и сын). 1896 год . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1906 год. «Основные течения в литературе девятнадцатого века, Том 1» . В. Хайнеманн. 1906г ., «Том 2» . В. Хайнеманн. 1906г ., «Том 3» . В. Хайнеманн. 1903г ., «Том 4» . В. Хайнеманн. 1906г ., «Том 5» . В. Хайнеманн. 1906г ., «Том 6» . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1901–06 гг. «Основные течения в литературе девятнадцатого века, том 1–6» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 26 февраля 2013 г.
- Георг Брандес, 1906 год. «Воспоминания о детстве и юности» . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1908 год. «Анатоль Франс» . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1915 год. «Фридрих Ницше» . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1915 год. «Вольфганг Гете Том 1» . 1915г ., «Том 2» . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Георг Брандес, 1917 год. «Мир в войне» . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Возвращение Георга Брандеса. Новая Республика, том 31, The Republic Pub. Ко., 1922 с. 44–47 Проверено 15 января 2012 г.
- Юлиус Моритцен 1922 г. «Георг Брандес в жизни и письмах» . Проверено 3 октября 2012 г.
- 1842 рождения
- 1927 смертей
- Датские атеисты
- Еврейские атеисты
- Еврейские датские писатели
- Датские литературные критики
- Ученые Гете
- Модернизм
- Писатели из Копенгагена
- Выпускники Копенгагенского университета
- Академический состав Копенгагенского университета
- Датские писатели XIX века
- Датские писатели XIX века
- Писатели-мужчины XIX века
- Датские писатели XX века
- Основатели датского журнала