Индийский император
Индийский император, или Завоевание Мексики испанцами, являющееся продолжением «Индийской королевы» , представляет собой Реставрации английскую пьесу эпохи , героическую драму , написанную Джоном Драйденом и впервые поставленную весной 1665 года. Пьеса считается определяющее произведение в поджанре героической драмы, в котором «рифмованная героическая трагедия обретает полное бытие». [ 1 ] Как следует из подзаголовка, пьеса посвящена испанскому завоеванию Империи ацтеков под предводительством Эрнана Кортеса .
Производительность
[ редактировать ]Премьерная постановка была поставлена Королевской труппой в Королевском театре на Друри-Лейн ; в нем участвовали Майкл Мохун в роли Императора, Чарльз Харт в роли Кортеса, Эдвард Кинастон в роли Гийомара, Николас Берт в роли Васкеса, Уильям Винтершалл в роли Одмара, Уильям Картрайт в роли Священника и Энн Маршалл в роли Альмерии. В оригинальной постановке использовался «роскошный плащ с перьями», который Афра Бен привезла из Суринама . [ 2 ] вместе с «славными венками для... голов, шей, рук, ног». [ 3 ] Драйден приправил свою пьесу приятными для публики деталями, в том числе заклинаниями и вызванными духами, а также тщательно продуманной сценой в гроте с «бьющим фонтаном».
На премьере Драйден разослал публике программу о связи этой пьесы с его более ранней «Индийской королевой» (совместно с его зятем сэром Робертом Ховардом ). Когда герцог Бекингемский и его сотрудники высмеивали Драйдена в «Репетиции» (1671 г.), они попросили своего заместителя Драйдена Байеса сказать, «что он напечатал много пачек, чтобы внушить аудитории некоторое представление о своем сюжете». [ 4 ]
Спектакль имел большой популярный успех и был возрожден в 1667 году с Нелл Гвин в роли Сидарии и Мэри Кнеп в роли Алибека. Сэмюэл Пепис видел представление; хотя он и был поклонником Гвин, он осудил ее игру в роли дочери императора, назвав ее «великой и серьезной ролью, которую она исполняет самым подлым образом». [ 5 ]
В 1668 году спектакль также был поставлен при дворе при дворе в любительском исполнении, которого участвовали Джеймс Скотт, 1-й герцог Монмутский в актерском составе , и его герцогиня. Пепис раскритиковал элитный актерский состав, назвав его в основном «дураками и дураками». [ 6 ] - хотя на самом деле он не видел рассматриваемую постановку.
Публикация
[ редактировать ]Впервые пьеса была опубликована в 1667 году Генри Херрингманом . Драйден посвятил пьесу Энн Скотт, герцогине Монмут и Баклю, которую он называл своей «первой и лучшей покровительницей». [ 7 ] Последующие издания последовали в 1668, 1670, 1681, 1686, 1692, 1694 и 1696 годах, все из Херрингмана; выпуск 1692 года совпал с очередным возрождением сцены.
Источники
[ редактировать ]Источники Драйдена для его пьесы, как исторические, так и литературные, вызывают споры и споры. Двумя источниками большого значения были сэра Уильяма Давенанта книга «Жестокость испанцев в Перу» (1658 г.) и испанские отчеты о завоевании в книге «Покупки его паломников» (издание 1625 г.). [ 8 ] Драйден также взял элементы сюжета из пьесы Педро Кальдерона де ла Барки « Вечный принц» (ок. 1628–29), которую Драйден прочитал в оригинальном испанском языке. [ 9 ] Один из аспектов сюжета Драйдена, соперничество Гийомара и Одмара за Алибеха, взят из Жоржа де Скюдери стихотворения «Аларик» (1654). [ 10 ]
В свою очередь, Вольтер позаимствовал у пьесы Драйдена для своей драмы «Альзир» . [ 11 ]
Сюжет
[ редактировать ]В своей пьесе Драйден представляет типичный для его серьезной драмы тип конфликта между любовью и честью. Монтесума отказывается от возможности спасти свое королевство от завоевания по личным причинам:
Но о моей короне ты слишком заботишься;
На карту поставлено то, что я ценю больше.
Кортес идет противоположным путем, отвернувшись от своей любви к Сидарии, чтобы подчиняться приказам своего короля, хотя он и признает, что эти приказы ошибочны. Монтесума переживает худшее из своего конфликта; замученный испанцами, он заканчивает пьесу самоубийством.
Драйден хотел изобразить Кортеса благородным и великодушным; но он также хотел показать испанцев жестокими и деспотичными. Ему удалось это сделать с помощью совершенно антиисторического метода: он включил в пьесу Франсиско Писарро в качестве подчиненного Кортеса и сделал Писарро злодеем.
Современные критики изучили пьесу с феминистской и антиколониалистской точек зрения. [ 12 ] [ 13 ]
Драматические персонажи и статус отношений
[ редактировать ]- МОНТЕСУМА, император Мексики и супруга Альмерии
- ОДМАР, старший сын Монтесумы, борющийся за любовь к Алибечу.
- ГИЙОМАР, младший сын Монтесумы, борющийся за любовь к Алибечу.
- ОРБЕЛЛАН, сын покойной индийской королевы от Траксаллы, женатый на Кидарии.
- ТРАКСАЛЛА, Верховный Жрец Солнца.
- СИДАРИЯ, дочь Монтесумы, за которой ухаживал Кортес, обручена с Орбелланом.
- АЛЬМЕРИЯ, сестра Алибека, дочери покойной индийской королевы, супруги Монтесумы.
- АЛИБЕХ, сестра Альмерии, дочь покойной индийской королевы,
- КОРТЕС, испанский генерал, влюбленный в Сидарию
- ВАСКЕС, командующий Кортеса, сам того не зная, влюблен в Алибеча.
- ПИСАРРО, командующий Кортесом, Влюбленный в золото
Акт 1, сцена 1. Приятная индийская страна.
Приход испанцев раскрывает их намерения в отношении новой земли. Они обсуждают истощающиеся ресурсы Испании и богатство земли, которую они собираются завоевать. и эксплуатировать. Индейцы-таксалланы, соперники ацтеков под испанским командованием, сообщил офицерам о присутствии Монтесумы. Кортес приказывает своему проводнику принести его в Мексику, чтобы сначала предложить мир и, несмотря на это, начать войну.
Акт 1, сцена 2. Храм
Начиная с Верховного Жреца и заканчивая кровавым ритуалом в честь дня рождения Монтесумы. королевская группа прибывает в Храм. Первосвященник спрашивает Монтесуму, в соответствии с ритуалом, чтобы выбрать свою будущую королеву. Монтесума отдает свою любовь Альмерии, которая, будучи дочерью своего покойного соперника, презирает любовь Монта, но стремится контролировать его и его сила через отношения. Одмар пытается повлиять на Монта. по его выбору, но безуспешно, поскольку Альмерия клянется в любви Монту. который влюблен в нее. Гийомар входит и описывает прибытие испанцев в понятных ему терминах, интерпретированных HP. как в соответствии с пророчеством о «плавающих замках». Монт. отправляет HP посмотреть что предвещает их прибытие, когда он завершает ритуал, заставляя своих сыновей выбирать невест. Они оба клянутся в любви Алибечу, который, в свою очередь, отказывается от обоих. Два сына спорят над ней перед Монт. заставляет их замолчать и просит Орбеллана тоже выбрать невесту. Он выбирает Кидария, которая, несмотря на свою ненависть к Орбеллану, признает свой долг перед отцом выйти замуж. его и присоединиться к индийским народам. Ее прием прерывается прибытием Испанские офицеры. Монт. сначала думает, что они боги, но вскоре понимает, что они эмиссары «какого-то мелкого принца» короля Карла V. Командиры оглашают условия Монта сдача (золото, подчинение и обращение), пока Сидария ловит взгляд Кортеса. Монт
отказывается от условий мира и уходит с королевской свитой, но не раньше, чем Кортес попросит об этом Кидария сможет остаться на минутку, чтобы они могли поговорить. Кортес влюбляется в нее, и она начинает влюбиться в него, когда Орбеллан вернется и заберет Сидарию обратно в Мексику, которая теперь готовится к войне.
Акт 2, сцена 1. Пещера волшебника.
Монтесума и первосвященник призывают духов помочь им в выборе. духи сообщают ему о судьбе его народа и его гибели, чтобы он отказался от своего скипетра но он отвергает их пророчество («Как пожелаешь, моя империя не устоит, я схвачу свою скипетр моей умирающей рукой») Он настаивает на том, что должно существовать лучшее пророчество, и просит первосвященника вызвать его снова. Появляется дух, одетый во все белое, и поет об успехе Монтесумы. Когда они заканчивают с духами, дух индийской королевы, кажется, проклинает ее бывшего мужа. Монтесума решает сразиться с испанцами.
Акт 2, сцена 2. Между двумя армиями
Сидария и Алибек стоят и ждут прибытия Кортеса. Как только он это делает, Кидария умоляет Кортеса заключить мир. Она критикует выбор, который ему предоставили, поскольку показывает, что результат предрешен. («Вы угрожаете миру, но при этом приглашаете войну»). Она называет его слепым последователем и заявляет, что его любовь к стране сильнее, чем его любовь к ней. Как особо чтимый персонаж, Кортес обещает сдержать атаку до следующего дня, но Писарро сообщает ему, что война уже началась. Офицеры уходят на войну, когда входят Одмар и Гийомар, чтобы заставить Алибеч решиться на свою любовь к любому из них до начала битвы. Алибек говорит им, что она любит одного, но не другого, не раскрывая, кто есть кто, но выйдет замуж за того, кто выиграет войну за свою страну. Все они уходят, когда сцена меняется на поле битвы в сельской местности, где Монт. заряжает поле. Кортес осуждает своих индийских союзников за трусость. Кортес и его офицеры возглавляют собственную кавалерийскую атаку на тыл войск Монтесумы. Входят Одмар и Гайомар и хвастаются своими убийствами, когда входит Монтесума, а Алибек заявляет, что день потерян из-за пушек испанских солдат: «Наши враги сражаются молниями и громами».
Командиры входят с триумфом и пытаются захватить Монтесуму и Алибеча, но Гайомар защищает Монтесуму, в то время как Одмар убегает вместе с Алибечем в безопасное место. Гайомар прикрывает отступление Монтесумы, но в конечном итоге его побеждают и захватывают испанцы. Охранники уводят Гийомара. Входят Кортес и Сидария. Кидария убедила Кортеса вновь предложить Монтесуме условия мира. Они говорят о своей любви, и Кортес рассказывает, что у него была бывшая любовь, теперь мертвая, на которую похожа Сидария. Они спорят о том, затмит ли его любовь к умершей жене ее. Сидария сомневается, поэтому Кортес отпускает Гийомара в знак своей любви. Гайомар благодарен и клянется Кортесу в братстве. Гайомар уходит, чтобы убедить Монтесуму провести три дня мира.
Акт 3 Сцена 1. Королевская палата
Одмар и Алибеч в безопасности в городе, и Одмар пытается потребовать руку Алибеча, когда Входит Гийомар. Каждый защищает свое ранее принятое решение. Алибек заявляет, что конкурс еще не выигран. Монтесума, Альмерия и Орбеллан входят, обсуждая варианты мира, предложенные Монтесумой. Альмерия и Орбеллан убеждают его вернуться к войне, несмотря на протесты Гийомара. Монтесума, Одмар, Гайомар и Алибеч уходят, чтобы подготовиться к новой войне. Альмерия и Орбеллан остаются. Гийомар возвращается и подслушивает их разговор, пока Альмерия убеждает Орбеллана попытаться убить Кортеса. Альмерия и Орбеллан уходят, а Гийомар произносит монолог о своем намерении предупредить Кортеса, а затем уходит.
Акт 3 Сцена 2. Ночной лагерь.
Кортес, неспособный заснуть из-за любви, бродит один и слышит шум в лагере. Орбеллан бежит, пытаясь замаскироваться от преследователей. Он говорит Кортесу, что он Таксаллан и нуждается в защите от преследований. Кортес обещает свою безопасность и прячет Орбеллана в своей палатке. Входят командиры и сообщают Кортесу, что Гийомар был здесь, чтобы предупредить о попытке убийства Орбеллана. Командиры уходят, и Кортес выводит Орбеллана и раскрывает его личность. В свою честь он выводит Орбеллана из лагеря, но как только они выходят, Кортес дает Орбеллану меч и вызывает его на дуэль. Орбеллан ранен в руку с мечом. Честь Кортеса вынуждает его освободить Орбеллана, но предупреждает, что он нападет на город на следующий день, в тот день, когда Орбеллан должен жениться на Кидарии.
Акт 3 Сцена 3. Мексика
Монтесума, Одмар, Гийомар и Альмерия ждут Орбеллана по мере приближения свадьбы. Они обсуждают голод в городе из-за блокады. Входит Орбеллан и отводит Альмерию в сторону, чтобы рассказать о своей неудаче. Входят Алибек и Сидария, чтобы умолять Монтесуму отменить свадьбу, потому что Сидария любит Кортеса. Входит гонец и сообщает, что у городских стен возобновилась война. По мере того, как битва приближается к королевскому отряду, прибывают новые посланники. Кортес наконец входит и убивает Орбеллана, но его численно превосходят. Гийомар заставляет Кортеса сдать меч. Альмерия требует отдать ему голову, но Гийомар защищает Кортеса и возвращает меч Кортеса. Монтесума угрожает Гийомару, но Одмар встает между ними. Одмар выступает посредником в капитуляции Кортеса. Кортес отдан в плен Гийомару в замке на озере. Альмерия злится и клянется отомстить.
Акт 4 Сцена 1. Тюрьма
Альмерия входит в камеру Кортеса, чтобы убить его. Кортес просыпается и не выказывает страха смерти, из-за чего Альмерия влюбляется в него. Она не может убить его и вместо этого пытается узнать, полюбит ли он ее, а не Сидарию. Кортес вежливо отказывается, но она делает вид, что это была шутка, и все равно оставляет его в живых. Кортес размышляет о своем состоянии.
Акт 4 Сцена 2. Королевская палата
Монтесума, Одмар, Гайомар и Алибеч обсуждают растущую угрозу голода и обдумывают возможность сдаться. Они решают продолжать сражаться, потому что Кортес, хотя и в цепях, увеличил свои условия мира: «он в Цепях требовал большего/ Чем он навязывал в Победе прежде». Монтесума отказывается сдаваться: «Если я должен выбрать Смерть или Рабство, / Я сохраню свою Свободу, хотя и потеряю Жизнь». Гайомар неохотно принимает командование, а Монтесума и Одмар уходят готовиться к войне. Алибеч умоляет Гийомара освободить Кортеса и впустить армию противника в город, чтобы положить конец голоду. Гийомар сожалеет о своем выборе между Алибечем и империей и решает, несмотря на многое. намерение поставить свою страну на первое место. Приходит гонец и сообщает Гийомару, что испанские командиры отдыхают в беззащитном гроте. Гайомар уходит, чтобы убить их и одержать победу. Входит Одмар, и Алибек спрашивает его, о чем она просила Гийомара. Одмар соглашается и уходит, а Алибеч произносит монологи, показывая, что она любит Гийомара, хотя он ей отказал, и ненавидит Одмара, хотя он ей подчинялся. Она сетует, что это вынудит ее выйти замуж за Одмара в честь своего согласия.
Акт 4 Картина 3 Приятный грот
Гайомар удивляет испанских командиров и захватывает их. Испанцев выводят, входят Монтесума, Алибеч и недовольный Одмар. Монтесума хвалит Гийомара за его победу. Алибек дает ему клятву, и Монтесума объявляет день их свадьбы. Монтесума велит Одмару охранять командиров. Монтесума, Алибек и Гийомар уходят. Одмар понимает, что Алибех ненавидел именно его, и решает отомстить своему сопернику. Он приказывает вывести Васкеса и Писарро и вступить с ними в союз, обещая им легкую победу. Васкес просит в качестве цены руки красавицы, имени которой он не знает. Писарро хочет золота.
Акт 4 Сцена 4. Тюрьма
Кортес и Альмерия снова обсуждают любовь Альмерии к Кортесу. Кортес ей не верит; она угрожает убить его, если он не ответит на ее любовь. Кортес непреклонен в том, что его сердце принадлежит Сидарии, но клянется Альмерии в платонической любви и преданности. Когда он целует ей руку, входит Сидария. Кидария неверно истолковывает и обвиняет Кортеса в неверности. Альмерия осознает ошибку, но упорствует, заявляя то же самое в попытке сломать Любовь Сидарии к нему. Пока Кортес пытается доказать свою любовь, слышно, как прибывают испанцы во главе с Васкесом. Альмерия, опасаясь смерти от испанца, пытается убить Сидарию, чтобы уберечь ее от Кортеса. Сидария бежит за Кортесом, но вместо этого он ранен. Альмерия пытается покончить с собой, но Кортес останавливает ее. Приходят Писарро и Васкес. Кортес обещает Сидарии защиту и приказывает ей поселиться в тюремной башне, чтобы обеспечить ее безопасность, но отказывается от Альмерии. Кортес обещает не убивать Монтесуму или братьев Сидарии. Они уходят, чтобы убрать Сидарию. Альмерия в отчаянии уходит, чтобы позволить себя убить в битве. Испанское возвращение. Кортес заставляет Писарро охранять башню и уходит сражаться. Писарро покидает свой пост вместо этого грабить.
Акт 5 Сцена 1. Королевская палата
Входит Одмар со связанными Гийомаром и Алибечем. Одмар развязывает Алибека и объявляет Алибек своей королевой; она отказывается. Он угрожает ее жизни, если она не согласится. Гийомар отказывается от своих прав на нее, вместо того чтобы позволить ей умереть, но она упрекает его, говоря, что это все еще ее выбор. Одмар угрожает убить Гийомара, если она не выйдет за него замуж. Алибеч пытается обменять, но вынужден согласиться на матч. Она просит только один раз поцеловать Гийомара. Целуясь, они решают умереть вместе. Входит Васкес и заявляет, что Алибек — это тот, кого он хотел получить в качестве цены. Одмар и Васкес сражаются, пока Алибеч освобождает Гийомара. Васкес убивает Одмара, а Гийомар бежит к мечу своего брата. Гайомар сражается и убивает Васкеса.
Акт 5 Картина 2. Тюрьма
Монтесума и ацтекский первосвященник подвергаются пыткам на дыбе со стороны христианского священника и Писарро, пытаясь одновременно найти больше золота и обратить их в христианство. «Как злостно он отказался от своего богатства / и тайно скрыл свое золото из рук христиан». Монтесума отказывается подчиняться, утверждая, что его боги сильнее. Во время пыток они вступают в религиозные дебаты. Первосвященник почти ломается и просит у Монтесумы разрешения раскрыть местонахождение золота. Вместо этого Монтесума приказывает ему умереть. И он так и делает. Входит Кортес и освобождает Монтесуму. Он угрожает Писарро военным положением за то, что битва превратилась в резню, и отказывается позволить кому-либо забрать золото, утверждая, что оно проклято. (Деньги — корень всех зол!) Писарро и священник уходят. Кортес и Монтесума помирились. Прибывает испанский посланник и сообщает, что Гийомар побеждает; Кортес уходит, чтобы собрать свои войска, но обещает спасти Гийомара от смерти. Альмерия входит изменившейся женщиной, еще не умершей, и просит любви Монтесумы. Она помогает ему добраться до основания башни Сидарии, и Монтесума кричит ей, чтобы она впустила их. Когда Сидария впускает Монтесуму, Альмерия тоже пытается проникнуть внутрь, хотя Сидария ей не доверяет. Они входят как раз в тот момент, когда прибывают испанцы. Кортес пытается вернуть Сидарию, но Монтесума и Альмерия отказываются ее отпускать. Вместо того, чтобы стать рабом благотворительности Кортеса, Монтесума, гордый человек, вместо этого совершает самоубийство. Испанцы начинают врываться в башню. Альмерия готовится убить Сидарию еще раз. Кортес пытается обменять ее жизнь. Пока они спорят, Альмерия наносит удар Кидарии, а затем и себе. Испанцы врываются и приводят их к Кортесу. Альмерия еще раз признается в любви Кортесу, просит у Сидарии прощения и умирает. Кидария не смертельно ранена. Гийомар и Алибек попадают в плен, Кортес освобождает их и предлагает поделиться с ними властью. Они отказываются и вместо этого направляются далеко на север. Кортес заканчивает пьесу, обещая грандиозные похороны Монтесумы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордж Генри Неттлтон, Английская драма Реставрации и восемнадцатого века, 1642–1780 , Нью-Йорк, Макмиллан, 1914; п. 55
- ^ Джон Гиллис, Шекспир и география различий , Кембридж, издательство Кембриджского университета, 1994; п. 28.
- ^ Афра Бен, Пьесы, истории и романы миссис Афры Бен , 6 томов, восьмое издание, Лондон, 1735; Том. 5, с. 77.
- ^ Джордж Сэйнтсбери и сэр Вальтер Скотт , ред., Работы Джона Драйдена , Том. 2, Эдинбург, Уильям Патерсон, 1882 г.; п. 321.
- ^ Запись в дневнике Пеписа от 22 августа 1667 года.
- ^ Запись в дневнике Пеписа от 14 января 1668 года.
- ^ Гарри Грэм, Группа шотландских женщин , Лондон, Метуэн и компания, 1908; стр. 120–1.
- ^ Дугалд Макмиллан, «Источники книги Драйдена «Индийский император », Huntington Library Quarterly , Vol. 13 № 4 (август 1950 г.), стр. 355–70.
- ^ Н. Д. Шергольд и Питер Юр, «Драйден и Кальдерон: новый испанский источник информации об индийском императоре », Modern Language Review , Vol. 62 № 3 (июль 1966 г.), стр. 369–83.
- ^ Драйдена Дерек Хьюз, « Индийский император Жоржа де Скюдери и Аларик », Обзор английских исследований , Том. 33, № 129 (февраль 1982 г.), стр. 47–51.
- ^ Драйдена Мерл Л. Перкинс, « Индийский император и Альзир Вольтера », Сравнительная литература , Том. 9 № 3 (лето 1957 г.), стр. 229–37.
- ^ Хайди Хатнер, Колониальные женщины: раса и культура в драме Стюарта , Нью-Йорк, Oxford University Press, 2001; стр. 65–88.
- ^ Аянна Томпсон, «Раса и пытки на сцене раннего Нового времени» , Лондон, Routledge, 2008.