Французская романская архитектура
Вверху: бенедиктинское аббатство Сен-Вигор де Серизи (1080–1085): ; В центре слева: Башня базилики Сен-Сернен , Тулуза : В центре справа: Неф и расписные колонны церкви аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату ; Внизу: центральный типан в аббатстве Везле. | |
Годы активности | Конец 10-середина 12 века. |
---|---|
Расположение | Франция |
Романская архитектура появилась во Франции в конце 10-го века, с развитием феодального общества и возникновением и распространением монашеских орденов , особенно бенедиктинцев , которые построили в этом стиле множество важных аббатств и монастырей. Он продолжал доминировать в религиозной архитектуре до появления французской готической архитектуры в Иль-де-Франс примерно между 1140 и 1150 годами. [1]
К отличительным чертам французской романской архитектуры относятся толстые стены с небольшими окнами, округлые арки; длинный неф, покрытый цилиндрическими сводами ; и использование пахового свода на пересечении двух цилиндрических сводов, поддерживаемых массивными колоннами; уровень трибун над галереями первого этажа и небольшие окна над трибунами; и ряды внешних контрфорсов, поддерживающих стены. Церкви обычно имели купол над трансептом, поддерживаемый четырьмя прилегающими арками; одна или несколько больших квадратных башен и полукруглая апсида с расходящимися небольшими часовнями. Украшение обычно включало очень богато украшенные скульптурные капители на колоннах и сложный полукруглый скульптурный тимпан , обычно иллюстрирующий Страшный суд , над главным порталом. Внутреннее убранство часто включало фрески на стенах, цветную плитку и ранние витражи. В конце XII века ребристые своды стали появляться , особенно в церквях Нормандии и Парижа, что привело к переходу к Готический стиль . [1]
Характеристики
[ редактировать ]План
[ редактировать ]В начале одиннадцатого века, вдохновленная появлением этого стиля в северной Италии, романская архитектура распространилась на запад по южной Франции до Каталонии и Испании , а затем на север вверх по долине Роны. река. В ранний романский период церкви следовали традиционной форме римской базилики , особенно плану византийской базилики Сан-Витале в Равенне . Они имели один длинный неф, обычно без трансепта, заканчивавшийся полусферической апсидой . Обычно у них была хотя бы одна колокольня, иногда отделенная от нефа. [2]
В более поздний романский период, в последней трети XI века, были введены новые строительные технологии, которые позволили построить церкви выше и шире. Два новых плана стали обычным явлением. Первым был бенедиктинский план, использовавшийся в аббатстве Клюни и других новых бенедиктинских монастырях. В нем было три нефа с трансептом на пересечении и ряды небольших часовен по обе стороны апсиды на восточном конце. Измененный план появился в новых аббатствах и церквях, предназначенных для приема паломников, направляющихся к святыням Испании. Эти новые церкви были спроектированы так, чтобы вместить большое количество посетителей, и включали в себя проход или переход, ведущий к нескольким небольшим часовенкам, расходящимся полукругом от апсиды. Амбулатория позволяла посетителям легко получить доступ к любой из часовен, не нарушая службы в нефе. У них часто было несколько башен над входом и крыльями трансепта, а иногда и купол над местом пересечения трансепта и нефа. Сен-Фрон де Перигё по образцу базилика Святого Марка в Венеции. Примером может служить [2]
- План аббатства Клюни с порталом, преднефом и двумя башнями на западе, двумя трансептами с башнями и апсидой с расходящимися часовнями на востоке.
- Паломническая церковь. План Сен-Фрон-де-Перигё , крестообразный с пятью куполами, созданный по образцу базилики Святого Марка в Венеции.
- Апсида аббатства Сен-Мари в Суйяке с расходящимися часовнями
Арки и своды
[ редактировать ]Закругленные арки были наиболее распространенной и самой отличительной чертой романского стиля, хотя ближе к концу периода начали появляться заостренные арки, особенно в Нормандии. Строители начали экспериментировать со сводчатыми потолками сначала в склепе под церковью, а затем и в нефе. Самыми ранними типами были простые цилиндрические своды , опиравшиеся на ряды массивных колонн. Более поздние церкви использовали voute d'arête или паховый свод , два цилиндрических свода, соединенных под прямым углом, которые были более прочными, но требовали большого мастерства для строительства. Позже в этот период был введен voute en berceau briséé или ребристый свод , который переносил нагрузку веса крыши наружу и вниз через тонкие ребра на опорные колонны и контрфорсы. [3]
Поскольку нефы становились все выше и выше, а вес давил на стены вниз и наружу, стены приходилось поддерживать массивными каменными контрфорсами снаружи. Из-за необходимости иметь толстые и прочные стены окон было мало и они были небольшими по размеру. Первый этаж имел ряды массивных колонн, поддерживающих своды крыши. Стены были разделены тонкими колоннетами, которые также поддерживали крышу.
Купола поддерживались либо восьмиугольным основанием ( Sur trompes ), либо круглым основанием ( Sur pendentifs ), состоящим из бочкообразных арок, сходящихся под прямым углом. [3]
Шестичастный ребристый свод , ключевое нововведение в переходе к готической архитектуре , был введен в Англии примерно в 1100 году и впервые появился во Франции при реконструкции нефов церкви аббатства Сент-Этьен. Кан , Аббатство Сент-Трините, Кан в экспериментальной версии в аббатстве Везле , примерно в 1120 году. Он также появился в Бургундии и примерно в то же время . Эти своды позволяли сделать потолки более легкими и прочными и переносить вес наружу на колонны и контрфорсы, поэтому несущие стены могли быть выше и тоньше, с большими окнами. [4]
- Паховые своды в склепе собора Байе (1077 г.)
- Ранние своды Сен-Мартен-дю-Канигу (11 век)
- Сводчатый потолок Сен-Филибера де Турню (11 век)
- Сводчатый потолок церкви аббатства Сент-Фуа (конец 11 века)
- Паховые своды церкви аббатства Сент-Фуа (конец XI века)
- Своды капитула аббатства Фонфруад
- Неф базилики Сен-Сернен в Тулузе
- Шестичастный ребристый свод в аббатстве Сент-Трините, Кан (около 1120 г.), переход к готическому стилю.
Возвышения
[ редактировать ]Стены были разделены на вертикальные секции, разделенные тонкими колоннами- колонетами , поддерживавшими своды крыши. Первый уровень нефа обычно обрамляли аркады с колоннами. Обычно их увенчивали трибуны или галереи, где верующие могли собираться, чтобы посмотреть церемонию в нижнем нефе. На уровне над трибуной обычно располагался ряд окон, пропускающих свет внутрь.
Трибуны обеспечивали большую ширину и поддержку стены, а это означало, что церкви могли быть выше. В некоторых церквях региона Овернь трибуна поднималась на два уровня, а это означало, что в неф попадало мало света. В Нормандии трибуну часто заменяли трифорием — узким проходом. В Аквитании церкви имели один широкий неф, что позволяло проникать большему количеству света. Для более высоких церквей требовались тяжелые каменные контрфорсы, прикрепляемые к внешним стенам, чтобы выдержать вес крыши. Эта проблема не была решена до периода готики, когда появление реберного свода перенесло вес крыши на аркбутаны за пределами стен. [5]
- Церковь_Сен-Илер-ле-Гран в Пуатье (около 1130 г.)
- Аббатство Лессе в Нормандии (начало 1080 г.), с трифорием вместо трибуны в качестве среднего уровня.
- Возвышение базилики Сен-Сернен, Тулуза (около 1118 г.)
- Интерьер собора Сен-Фрон в Перигё
Фасады
[ редактировать ]Внешнее убранство ранних романских церквей было простым и обычно состояло из вертикальных полос резного камня, соединенных вверху полосой простых арок ( bandes lombardes ); или фриз из арок, а на шеве — ряд зубчатых ниш. Колонны часто имели кубические резные капители. Внешнее украшение обычно было либо растительным, например, резными листьями аканта или пальмовыми листьями, либо геометрическими формами. Время от времени на перемычках появлялись скульптуры с упрощенными человеческими формами и библейскими текстами. [6]
Однако со строительством новых аббатств и паломнических церквей фасады стали гораздо более театральными. Фасад церкви Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье является одним из лучших сохранившихся примеров фасада романской паломнической церкви. нет скульптурного тимпана Над порталом ; вместо этого весь фасад служит театром библейских сцен; фриз скульптур над порталами представляет истории первородного греха и искупления; множество небольших скульптур вокруг дверей изображают сказочных животных и другие библейские темы.
- Фасад Нотр-Дам-дю-Пюи в юго-западном регионе Овернь построен из кирпича, местного белого песчаника и черного вулканического камня (11 век).
- Фасад церкви Нотр-Дам-ла-Гранд, Пуатье (вторая четверть XII века)
- Деталь фриза церкви Нотр-Дам-ла-Гранд, Пуатье.
- Фасад церкви цистерцианского аббатства Торонет , полностью лишенный украшений (1176–1200 гг.)
Порталы
[ редактировать ]Портал, или вход, романской церкви получил самое тщательное и драматичное скульптурное оформление. Он был спроектирован как Porta Coeli или «Дверь в небеса», изображение библейских историй и изображений в камне, которые в более ранних церквях были показаны на скульптуре алтаря. Обычными темами портала были библейский Судный день , обещающий искупление добрым христианам, и Апокалипсис остальным. Каждая церковь была разной; в Муассаке. фигуру Христа окружали четыре евангелиста, а группу окружали двадцать четыре фигуры Апокалипсиса. На портале Тулузского собора было изображено Вознесение Христа, а церковь аббатства Сент-Фуа иллюстрировала контрасты между адом и добродетельной жизнью Сент-Фуа . [7]
Если порталы соборов традиционно были обращены на запад, то в романских церквях они часто были ориентированы на главную улицу или площадь города. В соборе Каора он смотрел на север, на старинную главную улицу; в Тулузе и Муасьяке он выходил на юг, на улицу, ведущую к центру города.
Одним из самых известных скульптурных произведений французского романского периода является аббатство Муассак , аббатство скромных размеров, находившееся под властью Клюни с 1047 года. Оно было построено по заказу аббата Роже между 1115 и 1131 годами. Его диаметр составляет 5,63 метра, и состоит из двадцати восьми каменных блоков, которые были вылеплены, а затем собраны. На нем изображен Апокалипсис , описанный в Библии святым Иоанном . Христос восседает на престоле в центре, окруженный львом, быком, летящим орлом и человеческим лицом, которое, в свою очередь, окружено двадцатью восемью сидящими мудрецами, которые будут совершать Страшный Суд. [8]
- У бокового входа в церковь Сен-Сернен в Тулузе восходящий Христос, окруженный величественными ангелами, является центральной фигурой одного из старейших тимпанов романской архитектуры (около 1115 г.).
- Портал церкви аббатства Сент-Фуа в Конке , показывающий судьбу добродетельных слева и грешников справа.
- Юго-западный портал аббатства Муассак (1115–1131) в Тарне и Гаронне в регионе Окситания на юге Франции.
- Тимпан Отёнского собора работы Гислеберта в бургундском стиле (около 1130 г.)
Башни и купола
[ редактировать ]Колокольни и купола были еще одной отличительной чертой романского стиля. В ранних монастырских храмах колокольня часто была отдельной от церкви. В более поздний период большие церкви аббатства, такие как Клюни, имели две башни на конце портала, башню, где трансепт пересекал неф, и башни на концах трансепта.
Главные купола или купола обычно располагались на пересечении нефа и трансепта и символизировали небеса. Их часто поддерживали четыре арки, образующие квадрат, и четыре массивных столба, которые символически представляли четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Колонны поддерживали Voûte d'arêtes , или крестовый свод, где цилиндрические своды нефа и трансепта сходились под прямым углом. Изогнутые треугольные поверхности этих сводов, соединявшие шесть или восемь сторон купола с четырьмя колоннами, назывались squinches ', или подвесками, и часто украшались ликами Четырех Евангелистов, которые считались символическим связующим звеном между небо и землю, или с ангелами или другими библейскими персонажами. [9]
- Сохранившаяся башня аббатства Клюни.
- Башня базилики Сен-Сернен , Тулуза
- Пять куполов и колокольня собора Сен-Фрон в Перигё
- Церковь аббатства Сен-Фуа -ин- Конк (11–12 века)
- Фонарь церкви аббатства Сент-Фуа- ин- Конк (11–12 вв.). Скосы , соединяющие опорные арки фонаря, украшены скульптурой апостолов . Основание выполнено в романском стиле, а сам фонарь - в поздней готике.
История
[ редактировать ]Ранний романский стиль и меридиональный стиль.
[ редактировать ]Романский стиль во Франции сначала развился на юге Франции, особенно в провинциях, граничащих с Каталонией . Среди лучших сохранившихся примеров — церковь и монастырь аббатства Сен-Мишель де Кукса , построенные между 956 и 974 годами. Церкви в этом регионе следовали плану базилики, с небольшим трансептом или без него. Они были построены из массивных камней. , с небольшим декором или без него на внутренних стенах. Колокола обычно располагались в отдельной башне, украшенной ломбардскими лентами. Монастырь Сен-Мишель де Кукса, построенный в 12 веке, украшен колоннами из розового мрамора и резными капителями в форме растений и животных на колоннах. [10]
Примерно в 1000 году архитекторы аббатств в Бургундии начали экспериментировать с различными формами сводчатых потолков, сначала в основном для того, чтобы избежать опасности возгорания на деревянных крышах. Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Филибер де Турню была ранним примером. Неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, перпендикулярными оси нефа, поддерживаемыми рядами колонн. Вес крыши давил на колонны, а не на стены. Это означало, что стены могли быть тоньше и иметь большие окна, наполняя церковь большим количеством света. [11]
- Аббатство Сен-Мишель-де-Кукса во Французской Каталонии, с колокольней, отдельной от церкви (середина X века)
- Капители колонн монастыря аббатства Сен-Мишель-де-Кукса.
- Аббатство Сен-Мартен-дю-Канигу в Пиренеях (начало 11 века)
- Бочкообразный сводчатый потолок в церкви Сен-Филибер де Турню в Турню , Бургундия (начало 11 века)
- Церковь Сен-Мартен, Шапаиз , Ссона и Луара (около 1030 г.)
Поздний романский стиль – бенедиктинские аббатства.
[ редактировать ]Религиозные ордена сыграли особенно важную роль в развитии романского стиля. Реорганизация католической церкви при Людовике Благочестивом (813–840) и основание первого монастыря по правилам святого Бенедикта (817) привели к важным изменениям в религиозной практике и архитектуре. Бенедиктинское Вильгельмом аббатство Клюни , основанное в 909 году Аквитанским , было центром возрождения религиозной деятельности. Во Франции к концу XI века насчитывалось 815 монашеских домов и более десяти тысяч монахов, находящихся под началом аббата Клюни. Расцвет монастырей достиг пика при папе Григории VII (1073–1085). [ нужна ссылка ]
Аббатство Клюни было самым крупным и влиятельным из монастырей Франции как по доктрине, так и по архитектуре. Аббат Хьюг де Клюни (1049–1109) решил реконструировать и расширить первоначальное аббатство, включая Аббатиале, или церковь аббатства. Новый Аббатьяле был завершен в 1130 году. Новая церковь имела длину 187 метров и была рассчитана на двести пятьдесят монахов. Он содержал двойной трансепт, авангард на западе и шевет с деамбулатурным проходом на востоке, который открывал доступ к пяти расходящимся часовням. Сам неф был огромен, покрыт сводчатым потолком шириной 10,85 метра и высотой 25 метров. Возвышение нефа имело три уровня; окна на верхних уровнях привносили свет в интерьер. Его венчали пять башен: самая большая над пересечением большого трансепта, две по обе стороны от входа в авангардный неф и две на рукавах трансепта. Его гигантские размеры не были превзойдены до реконструкции базилики Святого Петра. в Риме в 16 веке. [ нужна ссылка ]
Аббатство Клюни было почти полностью разрушено во время и после Французской революции; камни были повторно использованы в зданиях по всему региону. Единственными сохранившимися постройками являются две башни аваннефа и колокольня в южном крыле большого трансепта. Восемь процентов первоначальной структуры сохранились и сегодня. [ нужна ссылка ]
- Аббатство Клюни , каким оно было в XII веке (1080–1810 гг.)
- Бенедиктинское аббатство Сен-Вигор де Серизи (1080–1085)
Цистерцианские монастыри
[ редактировать ]Цистерцианский ; монашеский орден был создан святым Бернаром Клервоским в 1098 году его первым монастырем было аббатство Сито . Его основные доктрины были определены святым Бенедиктом как отделение от общества, труд ради жизненных потребностей и отказ от всего ненужного для первых двух. Архитектура новых монастырей была спроектирована с учетом этих правил. Монастыри строились как можно дальше от городов. Монахи жили в неукрашенных зданиях, построенных вокруг монастыря, изолированных от внешнего мира и других частей монастыря. У монахов были отдельные кельи, в каждой из которых было по три небольших комнаты; «Аве Мария» для молитвы; вторая комната с письменным столом и кроватью вместо кровати; и третья комната для мастерской. У каждого позже был свой сад. Во втором здании находились помещения общего пользования для монахов; церковь, монастырь, капитуляр или конференц-зал; кухня и столовая. Третье здание было пристроено для новообращенных, которые не были монахами, но хотели участвовать в монашеской жизни. Орден расширился до пяти монастырей; во Франции: Аббатство Сито , Аббатство Клерво , Аббатство Моримон , Аббатство Понтиньи и Аббатство Ла Ферте . Эти пять стали «Материнскими домами» для новых цистерцианских монастырей на европейском континенте и в Англии. После смерти святого Бернара в 1153 году стандартная церковная архитектура была изменена; полусферическое или квадратное святилище церкви было заменено чеветом с амбулаторией для перехода из часовни в часовню. [ нужна ссылка ]
- Церковь аббатства Понтиньи (основана в 1114 г.)
- Библиотека аббатства Сито (основана в 1098 г.)
- Руины аббатства Моримонд (основано в 1115 г.)
- Аббатство Фонтене (основано в 1118 г.)
- Аббатство Сенанк (основано в 1148 году) является образцом романской архитектуры Прованса
- Аббатство Тороне в Провансе (1176–1200 гг.)
- Сводчатый потолок капитула аббатства Торонет , где ежедневно собирались монахи.
Паломнические церкви
[ редактировать ]Во второй период романского стиля, начиная с последней трети XI века, многие романские церкви во Франции были построены вдоль маршрутов паломничества Сантьяго-де-Компостела известные мощи святого Иакова Великого в Испании, где были выставлены . С приходом Иерусалима под власть ислама маршрут в Сантьяго-де-Компостела стал одним из двух самых важных маршрутов паломничества в Европе, наряду с паломничеством к могиле Святого Петра в Риме. Церкви вдоль маршрута, включая Сен-Фуа-де-Конк , были спроектированы так, чтобы обеспечить место для большого количества верующих. В больших паломнических церквях имелся проход с колоннами или проход с колоннами вокруг хора, обеспечивающий доступ к ряду небольших часовен, а даже более крупная паломническая церковь, такая как базилика Сен-Сернен, имеет двойные боковые нефы, облегчающие передвижение паломников. Еще одной заметной церковью меньшего размера на маршруте было аббатство Сен-Нектер в Пюи-де-Дом , строительство которого было начато в 1080 году. Еще одна важная церковь на маршруте была Собор Ле-Пюи , построенный в 11 и 12 веках. [12]
Еще одной особенностью более поздних романских церквей была большая высота. В этих церквях была трибуна или галерея на уровне над первым этажом, откуда прихожане могли смотреть вниз, в неф. Трибуна обеспечивала большую устойчивость и поддержку высокой крыши. В Оверни церкви добавили еще один уровень; над галереей находился еще один уровень сводчатых трибун. Эти церкви имели большую высоту, но в неф проникало мало света. В других регионах, например в Пуату , трибуны и аркады были заменены высокими окнами, пропускающими свет прямо в неф. [13]
- Собор Сен-Фрон в Перигё с пятью куполами (11 век). Удлиненные купола были добавлены в 19 веке Полем Абади , архитектором Сакре-Кер в Париже.
- Бывшая церковь аббатства Сен-Нектер в Пюи-де-Дом , Овернь (начато в 1080 г.)
- Аббатство Везле в Бургундии (1104–1132 гг.)
- Собор Ле-Пюи , паломническая церковь по пути в Сантьяго-де-Компостела.
Романский стиль в Париже
[ редактировать ]Романский стиль впервые появился в Париже со строительством аббатства Сен-Жермен-де-Пре . Неф был построен между 990 и 1160 годами, а башня с высокой часовней на первом этаже - между 990 и 1014 годами. Западная часть нефа была построена между 990 и 1160 годами. Хор в центре церкви. , строительство которого началось в 1145 году, было построено в новом готическом стиле, впервые разработанном в аббатстве Сен-Дени .
Другие романские церкви в Париже включают монастырь Сен-Мартен-де-Шан (1060–1147). В сохранившихся зданиях монастыря сейчас находится Музей искусств и ремесел Парижский . Стены хоров и часовен церкви поддерживаются ранними контрфорсами, а также имеется романская колокольня. Церковь Сен-Пьер де Монмартр (1147–1200), расположенная чуть ниже вершины холма Монмартр , была одним из первых зданий в Париже, после аббатства Сен-Дени , в котором были установлены ребристые своды, положившие начало переходу. от романского стиля до готики. [14]
- Романская башня аббатства Сен-Жермен-де-Пре (начата в 990 году)
- Часовня Сен-Симфориен, старейшая сохранившаяся часть аббатства Сен-Жермен-де-Пре (начато в 990 г.)
- Апсида монастыря Сен-Мартен-де-Поля (1060–1147 гг.)
- Сен-Пьер де Монмартр видел базилику Сакре-Кёр (1147–1200).
Нормандия и Бретань
[ редактировать ]Романский стиль менялся от региона к региону, во многом в зависимости от доступных материалов. В Бретани местный гранитный камень был очень плотным и слишком тяжелым для большинства кровельных конструкций; архитекторы часто предпочитали покрывать своды деревом, а не камнем. Примером может служить потолок Аббатства аббатства Мон-Сан-Мишель . [15]
Использование деревянных сводчатых потолков вместо каменных позволило построить более высокие и длинные церкви; неф Сен-Мелани Реннской имеет длину более восьмидесяти метров и высоту десять метров, особенно на пересечении трансепта, самой старой части церкви. Романские церкви в Нормандии часто имели узкие трибуны и широкие пролеты, что придавало интерьеру больше пространства. [ нужна ссылка ]
Самыми известными нормандскими романскими памятниками являются две бывшие церкви аббатства в Кане , обе из которых отличались высотой потолков и башен. Оба они были основаны Вильгельмом Завоевателем и построены в одно и то же время. Церковь аббатства Сент-Этьен в Кане , также известная как аббатство aux Hommes, была построена Вильгельмом Завоевателем как главная церковь аббатства Святого Стефана. Неф был построен примерно в 1060–1065 годах, а башни-близнецы примерно в 1120 году. Аббатство Сент-Трините в Кане , известное как аббатство aux Femmes, было построено в то же время для аббатства Святой Троицы, но в немного другой стиль. [4]
При строительстве двух монастырских церквей было введено важное архитектурное новшество; потолок с ребристыми сводами ранней формы, который использовался как в аббатстве Дам, так и в аббатстве людей. Крыша хора аббатства Дам была очень высокой, восемь метров, и примерно в 1100–1110 годах начала проявлять признаки слабости и была снесена. Примерно в 1120 году он был заменен ребристым сводом , одним из первых во Франции, который позволил сделать крышу более легкой и прочной, а также позволил увеличить окна на высоком уровне. Наряду с очень ранними экспериментальными ребристыми сводами в аббатстве Везле и в Бургундии, это был один из первых ребристых сводов во Франции и заметный предшественник готической архитектуры . [4]
- Аббатство Сент-Трините, Кан (1060–1065), ныне часть регионального правительственного комплекса.
- Неф аббатства Сент-Трините в Кане с большими аркадами, трифорием и окнами наверху.
- Башни и западный фасад аббатства Сент-Этьен, Кан (1060–1065 гг.)
- Деревянный сводчатый потолок Аббатства Мон-Сен-Мишель .
- Пересечение трансепта в Нотр-Дам-ан-Сент-Мелани в Ренне , романском пережитке.
- Руины аббатства Жюмьеж (1040–1067), построенного герцогами Нормандии.
Украшение
[ редактировать ]Скульптура
[ редактировать ]Развитие скульптуры в романской Франции было тесно связано с архитектурой. Самые ранние скульптурные украшения на алтарях и внутренних поверхностях церквей, на перемычках, над дверными проемами и особенно на капителях колонн, которые обычно украшались изображениями библейских персонажей, реальных или мифических животных. Большая часть работы была почти плоской, с небольшой попыткой реалистичности. Некоторые из самых ранних романских скульптур во Франции находятся в аббатстве Сен-Жени-де-Фонтен (1019–1020 гг.) В восточных Пиренеях. Перемычка над дверным проемом изображает Христа на престоле в рамке, поддерживаемой двумя ангелами, в окружении апостолов. Формы апостолов определяются формой арок, в которые они втиснуты. [16]
В более поздний романский период скульптуру часто использовали в самых важных точках, например на фасадах, чтобы подчеркнуть линии строения. Часто использовались геометрические рисунки (круги, квадраты, треугольники). Пространства были заполнены фигурами, которые часто были искажены так, что казалось, что они танцуют. Скульптура была наиболее обильна на капителях колонн и порталах, где она использовалась для представления очень сложных и обширных библейских историй. Скульпторы также изображали большое количество животных, как реальных, так и воображаемых, в том числе химер , сирен , львов и самых разных монстров. Воображение обычно преобладало над реализмом. [17]
Некоторые из самых замечательных скульптур находятся на тимпане и капителях колонн монастыря аббатства Муассак в Моссаке, Тарн и Гаронна, а также на колоннах церкви аббатства Сен-Мари в Суйяке в Лотовый отдел ; и аббатство Сен-Филибер де Турню в Бургундии. [16]
- Ранняя романская перемычка над дверным проемом в аббатстве Сен-Жени-де-Фонтен (1019–1020 гг.)
- Колонна капители аббатства Сен-Жени-де-Фонтен в Пиренеях (1019–1020 гг.)
- Капитель колонны в Сен-Филибер де Турню аббатстве в Бургундии (около 1100 г.)
- Скульптурное лицо из Сен-Филибер де Турню аббатства в Бургундии .
- Юго-западный портал аббатства Муассак (1115–1131) в Тарне и Гаронне в регионе Окситания на юге Франции.
- Деталь волхвов на аббатства Муассак портале
- Фигура пророка Иеремии на южном портале аббатства Муассак.
- Статуи Святого Павла и Святого Иакова на портале аббатства Сен-Жиль.
Еще одна замечательная группа романской скульптуры находится в убранстве базилики Сен-Сернен в Тулузе , датируемой концом 11 - началом 12 века. Фигуры гораздо более реалистичны, и в них умело используются тени и свет, чтобы подчеркнуть детали. Одной из самых замечательных работ является алтарный престол, подписанный скульптором Бернардом Гелдуином. Он также создал семь скульптурных рельефов, найденных в амбулатории собора. [16]
- Капитель колонны, изображающей изгнание Адама и Евы из рая, в базилике Сен-Сернен, Тулуза.
- Капитель колонны базилики Сен-Сернен в Тулузе с изображением листвы.
В середине и конце XII века скульптурное убранство стало гораздо более реалистичным, детальным и тонким. Яркими примерами являются фасад западного портала церкви Святого Трофима в Арле конца XII века, украшенный величественными фигурами апостолов, а также капители двойных колонн в монастыре, каждая из которых отличается. иллюстрирующие пасторские дома из Библии. Скульптура в Арле, построенная в третьей части XII века, демонстрирует, насколько романский стиль стал международным стилем. В левой части западного портала церкви Святого Трофима в Арле (конец XII века) изображен Апокалипсис по святому Иоанну. Использование скульптурных львиных голов для поддержки пилястр заимствовано из Италии, а ряд фигур на капителях монастыря, иллюстрирующих Трех королей и бегство из Египта, были выполнены Бенедетто Антелами , одним из мастеров романского стиля. скульпторы Италии. [16]
Аббатство Везле также известно своим богатым и сложным тимпаном, расположенным под большим крыльцом церкви. Его темой является Пятидесятница с библейскими историями и тем, как послание Христа распространялось среди разных народов мира, а также изображениями мифических существ, которые, как считалось, жили на окраинах мира. Он был сделан в 12 веке, когда Везле считался важным интеллектуальным центром. при одном из его настоятелей Петре Преподобном . [18] Еще одним известным тимпаном является тимпан церкви аббатства Сен-Фуа в Конке , в котором около ста персонажей изображены в ярких сценах Страшного суда. [19]
- Даниил в Львином рву, с крыльца церкви Святого Трофима в Арле (конец XII века)
- Центральный типан в аббатстве Везле.
- Деталь Страшного суда в Тинпануме церкви аббатства Сен-Фуа
Фрески
[ редактировать ]Интерьеры французских романских церквей были наполнены цветом, включая картины на стенах и потолке, мозаику на полу и, в конце периода, ранние витражи. Исключением были аббатства цистерцианцев , вообще не имевшие украшений. Большая часть фресок была уничтожена в XVIII и XIX веках, когда посчитали, что голая каменная стена больше подходит для церковного интерьера. [20] Обычно использовались две разные техники; либо фреска , написанная еще на влажной штукатурке краской, разведенной водой; или détrempe , рисовал пигментами, смешанными со связующим веществом, например, маслом или яичным белком, и рисовал по сухой штукатурке. Часто использовались обе техники: большие рисунки были нарисованы как фреска, а детали - détramps . Работа требовала быстрого выполнения. Сюжеты выбирала церковная иерархия, а не художники, и имена художников в большинстве случаев оставались неизвестными. [20]
Стены романских церквей редко оставались голыми. Многие романские церковные интерьеры были расписаны циклами иллюстраций библейских складов. Иногда темы представляли местный интерес; Картины в Сен-Мартен-де-Вик иллюстрируют, как монахи Тура украли реликвии из монастыря Пуатье . Росписи не ограничивались интерьерами, а часто покрывали также капители тимпанов и другие внешние украшения. Скульптура в интерьере также обычно расписывалась. Деревянные церковные потолки, распространенные до широкого использования ребристых арок, также обычно окрашивались. Ранним примером расписной церкви является Берзе-ла-Виль , где картины на потолке Часовни монахов изображают момент, когда Христос дал апостолам Петру и Павлу послания для распространения по миру. [20]
Одним из наиболее важных существующих примеров расписанной французской романской церкви является церковь аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату . Он был основан в 9 веке над могилами христианских мучеников Сабина Сполето и святого Киприана , а в средние века стал крупной паломнической церковью. Примерно с 1100 года церковь была расширена и полностью расписана внутри, от склепа до потолка. Также были расписаны искусственный мрамор колонн нефа. Архитектура церкви, включая расположение арок и сводов, была спроектирована так, чтобы картины, главная достопримечательность, были более заметны. [21]
- Расписная апсида в часовне монахов в Берзе-ла-Виль (около 1100 г.)
- Деталь апостолов из часовни монахов Берзе-ла-Виль (около 1100 г.)
- Фреска Бога, говорящего с Ноем в церкви аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату
- Неф и расписные колонны церкви аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату
напольная плитка и мозаика
[ редактировать ]Цветной или инкрустированный пол был еще одной формой украшения, состоящей из мозаики и геометрических рисунков на полу или стенах. Наиболее распространенной плиткой была простая обожженная земля, приданная красноватый цвет оксидом железа, смешанная с плитками, окрашенными в желтый цвет глетом, формой оксида свинца. Плитки более темного или светлого цвета получали путем изменения времени обжига. Обычно использовалось только два цвета, чтобы придать большую гармонию.
Одним из наиболее примечательных ранних примеров является плиточный пол вокруг гробницы короля Франции Филиппа I в аббатстве Флёри в Сен-Бенуа-сюр-Луар. [22] Одним из самых известных поздних примеров является церковь Сен-Пьер-сюр-Див в Кальвадосе , Нормандия (13 век). Пол нефа имеет круглую форму диаметром три метра, выложенную разноцветными плитками в виде концентрических кругов. чередование желтого с черным и черного с желтым. На плитках изображены олени, ящерицы, химеры и двуглавые орлы, а также мука-де-лис и пальметты. [23]
- Пол из геометрической плитки в аббатстве Флери в Сен-Бенуа-сюр-Луар
- Хоровой этаж Сен-Пьер-сюр-Див в Кальвадосе
- Деталь хорового этажа Сен-Пьер-сюр-Див в Кальвадосе
Витраж
[ редактировать ]Искусство изготовления витражей использовалось для изготовления цветных стеклянных кубков, бутылок и ламп еще в 8 веке. Ранние стеклянные оконные стекла появились в Сирии и Египте в VIII веке, а также во Франции при императоре Карле Великом . Самые ранние стеклянные окна были прозрачными, чтобы давать максимум света, поскольку окна были маленькими, а внутри церкви было уже очень темно. Окна из прозрачного стекла появились в романский период в аббатствах цистерцианцев, в аббатстве Бонлье в Крезе, Обазине в Коррезе , Сен-Серже в Анжере и других. Стекло было очень тонким, не более полсантиметра, и очень хрупким. Его также было очень трудно резать, поскольку еще не было обнаружено применение алмазов для резки стекла; стекло резали нагретым утюгом. Оксид кобальта использовался для получения темно-синего, зеленого и красного цветов из меди , фиолетового из марганца и желтого из железа и марганца. [24]
Важное событие произошло в 11 веке, когда деревянные рамы были заменены свинцовыми , что позволило создать более разнообразные конструкции и изделия самых разных размеров. Очень ранние витражи были установлены в аббатстве Монте-Кассино в Италии в 1071 году. Самый ранний известный витраж во Франции - это голова Христа 11 века, которая первоначально находилась в аббатстве Вайсенбург в Эльзасе . [25]
Одним из самых ранних витражей, установленных во Франции, было окно Распятия собора Пуатье , установленное аббатом Сугером в хоре аббатства Сен-Дени в середине XII века . один из решающих шагов перехода от романского стиля к готическому. После этого витражи, а не фрески, стали наиболее заметным декоративным элементом французских соборов.
- Окно Распятия из собора Пуатье (вторая половина XII века)
- Деталь окна Распятия в соборе Пуатье
- Ранний витраж с изображением ангела из склепа Страсбургского собора (12 век)
Военная архитектура
[ редактировать ]Романский период ознаменовался важными нововведениями в военной архитектуре, в частности, развитием крепких крепостей и замков с каменными стенами. Раньше резиденции знати и укрепления обычно строились из деревянных стен или земляных частоколов. Частота вторжений и войн, а также усовершенствование осадных машин привели к необходимости строительства более сильных каменных крепостей. Только дворянам самого высокого уровня было разрешено королем строить укрепленные резиденции. Новые дворянские замки были не только военной защитой, но и символами ранга и власти дворян. [26]
Типичные замки этого периода имели высокую башню, называемую донжоном или донжоном, обычно окруженную нижней стеной, называемой цитаделью-ракушкой. Самые ранние башни были прямоугольными, но их обычно заменяли круглыми или восьмиугольными башнями. Самые ранние сохранившиеся остатки находятся в Дуэ-ле-Фонтен в штате Мэн и Луара (около 950 г.). и Ланже (около 1017 г.)
Башня Цезаря в Провене начала XII века представляет собой восьмиугольную башню, окруженную четырьмя полукруглыми башнями, расположенными на вершине каменной платформы размером семнадцать на семнадцать метров. Дорожка посередине главной башни ведет к угловым башням. Вся конструкция окружена еще одной стеной, цитаделью, на уровне земли. [26]
Самым большим и могущественным замком того периода был Лувр королем в Париже, строительство которого было начато примерно в 1200 году французским Филиппом II и завершено в 13 веке. Остались только массивные фундаменты; их видно на первом этаже под Лувром . обширные руины другого замка этого периода, Дрюи-ле-Бель-Фонтен можно найти В департаменте Йонна , строительство которого началось в 1200 году .
- Башня Цезаря в Провене (начало XII века), восьмиугольный донжон или башня, окруженная «крепостью-ракушкой» или нижней стеной (начало XII века).
- Руины замка Дрюи-ле-Бель-Фонтен (около 1200 г.)
Городская архитектура
[ редактировать ]От городской архитектуры того периода сохранилось лишь небольшое количество, и многие из этих зданий были обильно и не всегда умело изменены в последующие века. Основными примерами являются епископские дворцы епископов, особенно в Осере и Сен-Антонине . Их главной особенностью являются галереи и аркады по всей длине фасада. на фасаде. Одним из известных примеров романской гражданской архитектуры является мост Сен-Бенезе , более известный как Авиньонский мост. Сохранились три арки оригинального моста, а также романская часовня Сен-Бенезе с многоугольной абсидой и нефом с цилиндрическими сводами. [27]
- Бывшая резиденция епископа, отель Granolhet в Сен-Антонене (12 век).
- Бывшая резиденция епископа с оригинальной романской галереей в Осере (12 век)
- Часовня Сен-Бенезе на мосту Сен-Бенезе , или Авиньонский мост (вторая половина XII века)
- Интерьер часовни на мосту Сен-Бенезе в Авиньоне
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дюшер 1998 , с. 38-43.
- ^ Jump up to: а б Дючер 1998 , стр. 34–38.
- ^ Jump up to: а б Дюшер 1998 , стр. 40.
- ^ Jump up to: а б с Томан 2015 , стр. 140–141.
- ^ Renault & Lazé 2006 , с. 28.
- ^ Дючер 1998 , с. 38.
- ^ Эрланд-Бранденбург 2005 , стр. 96–100.
- ^ Эрланд-Бранденбург 2005 , стр. 98–99.
- ^ Макнамара, Дениз, Понимание искусства церквей (2017), ЛаРусс (на французском языке), ISBN 978-2-03-589952-1 , стр. стр. 121
- ^ Деламар, Барбара, Архитектура романских церквей в Миньоне, Оливье, Architecture du Patromoine Français (2017), Éditions Ouest-France, страницы 68-69
- ^ Мило 2017 , с. 70.
- ^ Томан 2015 , с. 146.
- ^ Дючер 1998 , стр. 40–41.
- ^ Тексье 2012 , стр. 10–11.
- ^ Мило 2017 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д Томан 2015 , стр. 258–263.
- ^ Дючер 1998 , с. 42.
- ^ Миньон 2017 , стр. 89–90.
- ^ Мило 2017 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с Мило 2017 , с. 93.
- ^ Миньон 2017 , стр. 96–97.
- ^ Де Морант (1970), стр. 268.
- ^ Де Морант (1970) стр. 268.
- ^ Де Моран (1975), стр. 268–69.
- ^ Де Моран (1975), стр. 268–69.
- ^ Jump up to: а б Томан 2015 , с. 174.
- ^ Томан 2015 , с. 177.
Библиография
[ редактировать ]- Дючер, Роберт (1998). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2-08-011539-1 .
- Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Топор.
- Эрланд-Бранденбург, Ален (2005). Римское искусство – европейский вызов (на французском языке). Галлимар. ISBN 2-07-030068-4 .
- Хопкинс, Оуэн (2014). Les Styles en Architecture (на французском языке). Дюнод. ISBN 978-2-10-070689-1 .
- Миньон, Оливье (2017). Французская архитектурная культура – аббатства, церкви, соборы и замки (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-27373-7611-5 .
- Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры (на французском языке). Париж: Солнечная. ISBN 2-263-04096-Х .
- Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Гиссеро. ISBN 978-2-87747-465-8 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Томан, Рольф (2015). L'Art Roman - Архитектура, Скульптура, Живопись (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN 978-3-8331-1039-9 .