Избирательная реформа в Гонконге 1994 г.
Избирательная реформа в Гонконге 1994 года представляла собой комплекс значительных конституционных изменений, произошедших в последние годы британского колониального правления в Гонконге перед передачей его суверенитета ( Китайской Народной Республике КНР) 1 июля 1997 года. Реформа была направлена на расширение избирательной реформы в Гонконге. электоральная база трехуровневых выборов в 1994 и 1995 годах, а именно выборов в окружные советы 1994 года , выборов в городские и региональные советы 1995 года и выборов в Законодательный совет 1995 года . Это была флагманская политика последнего губернатора колонии Криса Паттена .
Реформа стала политической бурей в политике Гонконга и дипломатическим скандалом между Китаем и Великобританией. Несмотря на сопротивление Управления по делам Гонконга и Макао КНР во главе с Лу Пином , законопроект расколол Законодательный совет Гонконга . Он подвергся открытой критике со стороны гонконгских магнатов и дипломатов-китаеведов Министерства иностранных дел Великобритании за нарушение семи писем Херд-Цянь между министром иностранных дел Великобритании Дугласом Хердом и министром иностранных дел КНР Цянь Циченем в 1990 году. Законопроект обеспечил резкое узкое принятие после пережившая враждебную поправку Либеральной партии Аллена Ли одним голосом 29 против 28 и в конечном итоге была принята при поддержке продемократического лагеря . [1] [2] [3]
Фон
[ редактировать ]Решение о передаче суверенитета над Гонконгом в 1997 году было окончательно закреплено правительствами Китая и Великобритании 18 декабря 1984 года в Совместной китайско-британской декларации . В Декларации говорилось, что китайское правительство возобновит осуществление суверенитета над Гонконгом (включая остров Гонконг , Коулун и Новые территории ) с 1 июля 1997 года от британского правительства. В соответствии с этими декларациями Особый административный район Гонконг будет находиться под прямой юрисдикцией Центрального народного правительства и пользоваться высокой степенью автономии, за исключением иностранных дел и вопросов обороны. Разрешается иметь исполнительную, законодательную и независимую судебную власть, включая вынесение окончательных судебных решений.
Колониальное правительство опубликовало « Зеленую книгу: дальнейшее развитие представительного правительства в Гонконге» 18 июля 1984 года и решило провести демократическую реформу в Гонконге. Первые непрямые выборы в Законодательный совет были проведены в 1985 году , а прямые выборы были впервые введены на выборах в Законодательный совет в 1991 году Гонконга , несмотря на то, что требование продемократического лагеря о полностью прямых выборах в 1988 году было отклонено колониальным правительством.
вызвали Протесты и массовые убийства на площади Тяньаньмэнь в 1989 году у жителей Гонконга большой страх перед Китаем. [4] Таким образом, британское правительство укрепило свою решимость ускорить темпы демократизации, чтобы выполнить свои обязательства перед народом Гонконга и изящно покинуть колонию. [5]
В 1992 году премьер-министр Великобритании Джон Мейджор решил, что Дэвид Уилсон должен уйти с поста губернатора Гонконга , и отстранил Перси Крэдока от поста советника по внешней политике; Гонконгские продемократы критиковали их за политику умиротворения Пекина. Для некоторых наблюдателей эти кадровые изменения сигнализировали о том, что британское правительство недовольно двумя видными чиновниками, занимающимися делами Гонконга, и тем, как развиваются китайско-британские отношения. [6]
Крис Паттен, недавно потерпевший поражение председатель Консервативной партии, был назначен 28-м губернатором Гонконга и первым политиком, назначенным на этот пост. Приход Криса Паттена 9 июля 1992 года ознаменовал новый этап демократического перехода. [5]
Предложение
[ редактировать ]Когда прибыл Крис Паттен, Законодательный совет (LegCo) состоял всего из 18 членов, избираемых прямым голосованием от географических округов (GC), 21 функционального округа (FC), в основном выбранного влиятельными элитными группами Гонконга, 17 членов, назначаемых губернатором. , 3 ex officio члена (а именно главный секретарь , генеральный прокурор и финансовый секретарь ) и сам губернатор в качестве президента LegCo .
Избирательный метод Законодательного совета 1995 года был закреплен Основным законом , мини-конституцией Гонконга после 1997 года, с только 20 местами, избираемыми прямым голосованием от географических округов, 30 функциональными округами и 10 местами, избираемыми избирательным комитетом . Чтобы расширить демократическую структуру LegCo в таких рамках, Паттену пришлось найти место в Совместной декларации и Основном законе.
7 октября 1992 года во время своего инаугурационного политического обращения к Законодательному совету Крис Паттен объявил о своих предвыборных мероприятиях на 1994–95 годы. Предложение включало: [7]
- Мера « один мандат, один избирательный округ » должна применяться на выборах по географическим округам, включая Законодательный совет, муниципальные советы и окружные советы;
- Снижение минимального избирательного возраста с 21 до 18 лет;
- Отмена всех назначенных мест в районных советах и муниципальных советах;
- Снятие всех ограничений на участие местных делегатов во Всекитайском собрании народных представителей в выдвижении своей кандидатуры на выборах;
- Расширение избирательных прав некоторых существующих функциональных округов путем замены корпоративного голосования индивидуальным голосованием;
- Всего должно быть образовано 9 мест в современных функциональных избирательных округах, чтобы дать право голоса примерно 2,7 миллионам человек; и
- Введение Избирательной комиссии членов окружного совета для возвращения 10 членов в Законодательный совет.
Таким образом, Паттен расширил определение функциональных округов, и, таким образом, практически каждый субъект Гонконга мог голосовать за так называемых непрямо избранных членов Законодательного совета.
Новые девять функциональных округов с гораздо большим числом имеющих право голоса избирателей будут созданы с 2,7 миллионами избирателей, имеющих право голоса, следующим образом:
- Первичное производство, энергетика и строительство
- Текстиль и одежда
- Производство
- Импорт и экспорт
- Оптом и в розницу
- Гостиницы и питание
- Транспорт и связь
- Финансирование, страхование, недвижимость и бизнес-услуги
- Общественные, социальные и персональные услуги
Двухлетнюю пиар-кампанию реформы проводил Майкл Хэнсон , руководитель военного штаба Криса Паттена. [1] [2] [3]
Просмотры
[ редактировать ]правительство КНР
[ редактировать ]Китайское правительство рассматривало неожиданные нисходящие реформы Паттена как тактику западных стран, направленную на постепенное подрыв своей политической системы. [8] Перед объявлением пакета реформ министр иностранных дел Великобритании Дуглас Херд сообщил подробности предложения министру иностранных дел КНР Цянь Циченю . Пекин предупредил, что некоторые аспекты плана нарушают Основной закон , и что законодательный орган, избранный в 1995 году, не будет осуществлять передачу суверенитета в 1997 году и далее, так называемый «сквозной поезд», как обещал Пекин. Они подчеркнули, что любые приготовления к выборам в Законодательный совет 1995 года должны быть заранее согласованы обеими сторонами. Пекин расценил предложения Паттена как прямую конфронтацию. [7]
Пекин сделал Паттена главным виновником беспорядков, а китайская пропагандистская машина выбрала его для нападения. Директор Управления по делам Гонконга и Макао Государственного Народной Республики совета Китайской Лу Пин назвал Паттена «грешником тысячи лет» ( китайский : 千古罪人). на пресс-конференции [9] В Гонконге чиновники Синьхуа неоднократно использовали поводы для критики Паттена. Чжэн Госюн, заместитель директора Синьхуа в Гонконге, сказал:
Паттен настаивал на конфронтации, выдвигая свои предложения по реформе. Это повлияло и нанесло ущерб процветанию Гонконга. У Криса Паттена не было никакой искренности в плане сотрудничества с Китаем. Его позиция была полностью конфронтационной, Крис Паттен полностью игнорировал усилия и позицию китайского правительства и нанес вред процветанию и стабильности Гонконга. Он должен нести всю ответственность. [10]
Чжоу Нань , директор информационного агентства Синьхуа в Гонконге, назвал предложение Паттена «тройным нарушением»:
Все больше и больше жителей Гонконга осознают, что пакет политических реформ Паттена серьезно нарушает Совместную декларацию, Основной закон и предыдущие соглашения, достигнутые Китаем и Великобританией. Они также осознали, что, идя по этому неправильному пути, Паттен уже поставил под угрозу и будет продолжать ставить под угрозу процветание и стабильность Гонконга, а также плавный переходный период. Мы уже приняли и будем принимать все необходимые меры для поддержания стабильности и процветания Гонконга, обеспечения плавного перехода в 1997 году и защиты долгосрочных интересов народа Гонконга. Единственный выход для Паттена – это немедленно отказаться от своего так называемого пакета политических реформ и прекратить политические трюки. [11]
Для Коммунистической партии Китая любое значительное расширение электоральной базы сделало бы Гонконг менее управляемым после 1997 года. первые прямые выборы на волне «антикитайских» настроений. [8]
Продемократический лагерь
[ редактировать ]Три продемократические партии в Законодательном совете, « Объединенные демократы Гонконга» (UDHK), «Meeting Point» (MP) и Ассоциация за демократию и средства к существованию народа (ADPL) в основном поддержали предложения Паттена, хотя «Объединенные демократы» жаловались что реформа была слишком робкой, чтобы принести настоящую демократию народу Гонконга, когда эти предложения были впервые объявлены. [12]
Продемократические партии высказали разные предложения относительно деталей избирательных методов. Однако они также хотели политической стабильности и плавной передачи суверенитета, а также избежать прямой конфронтации с правительством Пекина.
Объединенные демократы и «Пойнт встречи» (позже объединившиеся в Демократическую партию в 1994 году) выступали за одномандатную систему. Объединенные демократы даже призвали упразднить 10 мест в Избирательной комиссии и провести прямые выборы 30 законодателей, а также расширить избирательные права функциональных округов, чтобы охватить неработающих женщин, студентов и пенсионеров. [13]
В отличие от предложения UDHK о каждом голосовании за Избирательный комитет и функциональные округа , ADPL предлагала, чтобы каждый гражданин отдавал один голос либо за функциональные округа, либо за Избирательный комитет. Чтобы избежать столкновения с правительством Пекина, партия позже присоединилась к контролируемому Пекином Подготовительному комитету и подверглась критике со стороны некоторых сторонников демократии.
Независимый законодатель Эмили Лау и другие активисты, выступающие за демократию, были недовольны относительно консервативной позицией трех политических партий. Она потребовала более радикального плана создания в 1995 году полностью избираемого прямым голосованием законодательного органа. [14]
Позже компания Meeting Point воздержалась при голосовании по поправке, предложенной Эмили Лау, поскольку считала, что любое нарушение Основного закона приведет в ярость правительство КНР и приведет к нестабильности и демонтажу установленной политической структуры. Хотя «Meeting Point» хотелось бы усиления демократии, они не хотели вызывать необоснованную враждебность к Пекину. [13]
Фракция, поддерживающая бизнес
[ редактировать ]Партия, выступающая за бизнес, возглавляемая Алленом Ли в Законодательном совете, которая сформировала Либеральную партию в 1993 году, последовала линии Пекина, выступая против предложений Паттена. Партия стремилась разрешить китайско-гонконгскую конфронтацию путем переговоров.
Консервативная Федерация бизнеса и профессионалов Гонконга , возглавляемая магнатом Винсентом Ло, выступила с заявлением в пользу «сближения» с Основным законом и против этих предложений. [12]
Британское сообщество
[ редактировать ]Хотя премьер-министр Великобритании Джон Мейджор имел полную поддержку пакета реформ Паттена, бывший губернатор Гонконга лорд Мюррей Маклехоз , бывший посол в Пекине Перси Крэдок и бывший главный секретарь Гонконга Дэвид Акерс-Джонс заняли публичную позицию против предложений Паттена. . Они не хотели рисковать нанести ущерб британским деловым интересам, вызывая недовольство Пекина. [12] Лорд Маклехоз напал на Паттена за то, что он испортил «отношения сотрудничества» между Великобританией и Китаем по поводу Гонконга, и добавил, что «такая бессмысленная политическая поляризация не может быть в интересах Гонконга» 11 марта 1994 года. Лорд Уилсон присоединился к Маклехозу в дебатах в Палате лордов 18 мая. 1994 г., снова критикуя ошибку Паттена, заставившего Китай почувствовать себя «намеренно обманутым» в отношении политической реформы в Гонконге. [15]
Крэдок твердо выступал против Паттена и неоднократно критиковал его, обвиняя его в нанесении ущерба запланированной дорожной карте, одобренной правительствами как Великобритании, так и Китая. В 1995 году Крэдок публично заявил в интервью, что «он [имеется в виду Паттен] сделал себя настолько неприятным для китайцев». [16] а в последующем он охарактеризовал Паттена как «невероятно уменьшающегося губернатора». [17] [18] Тем не менее, Паттен не стал молчать и нанес ответный удар на заседании Законодательного совета, публично высмеивая его как «посла в отставке, страдающего диспепсией». [19] С 1992 по 1997 год и Крэдок, и Паттен неоднократно критиковали друг друга, что поставило их в очень плохие отношения.
Общественное мнение
[ редактировать ]На фоне угроз китайского правительства общественная поддержка реформы Паттена периодически снижалась, и возникла поляризованная общественность. Опросы общественного мнения показали, что, хотя большинство населения поддержало реформу, общественная поддержка Криса Паттена была подавлена постоянными угрозами китайского правительства разрушить политическую структуру Гонконга в 1997 году, если реформы будут реализованы. [8]
Китайско-британские переговоры
[ редактировать ]В феврале 1993 года Дуглас Херд написал Цянь Циченю письмо с предложением вести переговоры «без предварительных условий». 22 апреля 1993 года обе стороны достигли соглашения о начале переговоров в Пекине. Сторону КНР представлял заместитель министра иностранных дел Цзян Эньжу, а Робин Макларен британскую сторону представлял посол Великобритании в Китае . Обе стороны провели семнадцать раундов переговоров о порядке проведения выборов в окружные советы 1994 года и Законодательный совет 1995 года, но не смогли прийти к соглашению. [20]
Китайско-британские переговоры фактически подошли к концу, когда Дуглас Херд написал Цянь Циченю, что Великобритания решила представить предложения Паттена Законодательному совету Гонконга для изучения. Цянь ответил, что для Китая принципиально, что мнение законодательного собрания Гонконга не может заменить дискуссию между двумя правительствами и что, если британцы действительно представят предложения Паттена законодательному органу, это будет означать срыв двусторонних переговоров. . [20]
Законодательное голосование
[ редактировать ]Законопроект 1993 года о положениях о выборах (различные поправки) (№ 2), который вводит в действие первые четыре предложенные реформы, и законопроект 1994 года о Законодательном совете (Положения о выборах) (поправка), который вводит в действие три последние предложенные реформы в Законодательном совете. были приняты 24 февраля 1994 г. и 29 июня 1994 г. соответственно, [20] несмотря на то, что Лу Пин звонил законодателям, чтобы они воздержались или проголосовали против предложений Паттена. [21]
В законопроект Паттена было внесено четырнадцать поправок. [22] Либеральная партия Аллена Ли и ее союзники попытались внести поправки в предложения Паттена, предложив ограничить право голоса в одном функциональном округе максимум 153 руководителями высшего звена. Лу Пин поручил своим союзникам в LegCo поддержать поправку Аллена Ли. Законодатель Винсент Ченг , член правления Банковской корпорации Гонконга и Шанхая , находился под давлением председателя банка сэра Уильяма Первса, чтобы тот проголосовал за либеральную поправку. [23] Тем не менее, 29 июня 1994 года поправка Либеральной партии была отклонена 28 голосами против 29, всего лишь большинством в один голос, с помощью трех голосов ex officio . [24]
Поправка Эмили Лау о всеобщем избирательном праве на выборах в Законодательный совет 1995 года, поддержанная Объединенными демократами и ADPL, также была отклонена 20 голосами против 21 с перевесом в один голос после того, как четыре законодателя Meeting Point воздержались.
Подробности законодательного голосования по поправке Либеральной партии, поправке Эмили Лау о всеобщем избирательном праве и избирательному законопроекту Криса Паттена перечислены ниже, порядок имен соответствует списку приоритетов LegCo:
Последствия
[ редактировать ]одержал Продемократический лагерь крупнейшую победу на выборах после реформы Паттена. Выборы в окружной совет были проведены 18 сентября 1994 года в соответствии с правилами реформы Паттена. Недавно созданная Демократическая партия получила самый крупный блок, получив 75 мест в 18 окружных советах. Демократическая партия получила 23 из 59 мест на муниципальных выборах 9 марта 1995 года, объединившись с другими демократическими партиями и контролируя как городской совет , так и региональный совет . 17 сентября 1995 года демократический лагерь одержал еще одну убедительную победу на полностью избранных выборах в Законодательный совет .
После того, как предложения Паттена были приняты, 16 июля 1993 года Пекин решил создать Предварительный рабочий комитет (PWC). Хотя некоторые считали, что такой орган необходим для подготовки к передаче суверенитета, спор по поводу Паттена Предложения позволили Пекину выступить с предупреждением о том, что односторонние действия приведут к созданию «второй печи», а после ее создания заявить, что это неудачный продукт британской конфронтации. [26]
Предварительный рабочий комитет был распущен в декабре 1995 года, а его место занял Подготовительный комитет в 1996 году. Подготовительный комитет отвечал за работу по реализации, связанную с созданием САРГ, включая создание Отборочного комитета , который, в свою очередь, отвечал за отбор первого главы исполнительной власти и членов Временного Законодательного совета , который заменил Законодательный совет, избранный в 1995 году. [27] Временный законодательный совет отменил большую часть реформы Паттена, возобновив назначаемые места в окружных советах, городских советах и региональных советах, вновь введя корпоративное голосование в некоторых функциональных округах, сузив избирательное право девяти новых функциональных округов примерно до 20 000 избирателей и изменив метод «одного мандата, одного избирательного округа» к системе пропорционального представительства на выборах в Законодательный совет. [28]
Несмотря на возможное изменение избирательной системы, реформа Паттена существенно повлияла на политический ландшафт Гонконга, поляризовав политику Гонконга.
Хронология
[ редактировать ]События, связанные с избирательной реформой, развивались следующим образом: [29] [30]
1992
[ редактировать ]- 9 июля - Крис Паттен прибывает в Гонконг в качестве последнего губернатора колонии.
- 7 октября - Губернатор объявляет о планах проведения выборов 1994–1995 годов в своем первом политическом обращении к Законодательному совету, что вызывает резкую критику со стороны Пекина.
- 16 октября - Премьер Ли Пэн критикует предложение губернатора Паттена по реформе избирательной системы.
- 23 октября - Лу Пин заявляет, что Китай создаст органы ОАРГ в одностороннем порядке, если Великобритания отклонится от согласованного сближения с Основным законом .
- 16 ноября - Британский кабинет выражает полную поддержку реформе Паттена. Вице-премьер КНР Чжу Жунцзи заявил в Лондоне, что, если Паттен продолжит реформы, Китай с таким же успехом может отказаться от Совместной декларации 1984 года.
- 30 ноября - Пекин угрожает аннулировать все правительственные контракты Гонконга, заключенные после июля 1997 года, если они не получат предварительного одобрения Китая.
1993
[ редактировать ]- 1 февраля - Чжоу Нань , главный представитель КНР в Гонконге, обвиняет британцев в «тройных нарушениях» двусторонних соглашений по избирательной реформе и вопросам переходного периода.
- 12 марта – После четырех отсрочек губернатор Паттен объявляет о новом законопроекте о выборах, когда Пекин не может назначить время для двусторонних переговоров по организации выборов.
- 15–16 марта - Ли Пэн в своем отчете NPC критикует Паттена за нарушение китайско-британских соглашений. Лу Пин осуждает Паттена как «грешника тысячелетия» и предупреждает, что Китай создаст свои собственные отдельные органы для нового ОАРГ.
- 22 апреля – В Пекине начинаются китайско-британские переговоры по подготовке выборов 1994–1995 годов в Гонконге. Переговоры продлятся 17 раундов до декабря 1993 года.
- 22 июня - Пекин назначает 27 чиновников материкового Китая и 30 жителей Гонконга в состав Предварительного рабочего комитета (PWC) в качестве предшественника Подготовительного комитета ОАРГ, который будет создан в 1996 году для наблюдения за заключительным этапом передачи суверенитета и создания ОАРГ.
- 16 июля – PWC открывается в Пекине ее председателем, министром иностранных дел КНР Цянь Циченем .
- 19 октября - Лу Пин повторяет предупреждение Пекина о том, что Гонконг не должен становиться политическим городом, а должен оставаться лишь экономическим центром.
- 27 ноября – Китайско-британские переговоры по выборам в Гонконге завершаются без достижения соглашения.
- 10 декабря - Паттен объявляет первую часть своего избирательного законопроекта, который позже представлен в Законодательное собрание, что вызывает осуждение со стороны официальных лиц КНР.
- 27 декабря - Пекин объявляет, что в июле после создания САР Гонконг упразднит три уровня выборного представительства колониального Гонконга.
1994
[ редактировать ]- 18 февраля - Китайско-британский спор вспыхивает из-за публикации Лондоном отчета о неудачных 17 раундах переговоров по избирательной реформе в Гонконге.
- 23 февраля - Законодательное собрание одобряет первую часть реформы Паттена: возрастной ценз - 18 лет, одноместный мандат, одно голосование на всех выборах, больше не назначаются члены Окружного совета или Законодательного собрания.
- 13 марта - Чжоу Нань утверждает, что даже без сотрудничества Великобритании Китай сможет сохранить процветание и возможности Гонконга после 1997 года, но не потерпит его «интернационализации».
- 30 июня - Законопроект 1994 года о Законодательном совете (положения о выборах) (поправка) принят Законодательным советом 32 голосами против 24.
- 18 сентября - выборы в окружной совет проводятся в соответствии с правилами реформы Паттена. Демократическая партия получает самый крупный блок с 75 местами в 18 окружных советах.
- 23 декабря - Чжоу Нань осуждает губернатора Паттена за его отказ сотрудничать с PWC, которая не имеет юридической силы в соответствии с Основным законом.
1995
[ редактировать ]- 1 февраля - Чиновники КНР в Гонконге призывают местных патриотов баллотироваться на сентябрьских выборах в Законодательное собрание в рамках подготовки к ретроцессии 1997 года.
- 9 марта – Демократическая партия получает 23 из 59 мест на выборах в городские и региональные советы .
- 17 сентября – выборы в первый полностью избранный Законодательный совет Гонконга проводятся ; На избирательные участки пришли 26 процентов из 2,57 миллиона зарегистрированных избирателей.
- 8 декабря - Пекин распускает PWC и назначает Подготовительный комитет (94 жителя Гонконга из 150 членов) для создания органов ОАРГ.
1996
[ редактировать ]- 26 января – Подготовительный комитет ОАРГ проводит свое первое полноценное заседание в Пекине.
- 4 марта 1996 г. - Подготовительный комитет голосует за замену LegCo назначенным Временным законодательным советом (PLC) 1 июля 1997 г.
- 25 сентября – Пекин публикует полный список из 5791 кандидата на 400 мест в Отборочном комитете , проводя первое голосование на пост генерального директора .
- 11 декабря – Судоходный магнат и бывший Исполкома член Тун Чи Хва набирает 320 голосов от Отборочной комиссии, состоящей из 400 человек, и становится первым исполнительным директором ОАРГ. Неделю спустя премьер-министр Ли Пэн подтверждает назначение Дуна главой ОАРГ на пятилетний срок с 1 июля 1997 года.
- 21 декабря – Отборочная комиссия собирается в Шэньчжэне для принятия решения о составе 60-местного PLC.
1997
[ редактировать ]- 25 января - Встреча PLC в Шэньчжэне; как внеконституционный орган, он не может законно функционировать в Гонконге до 1 июля 1997 года.
- 27 июня – проводится последнее заседание Законодательного собрания. LegCo распущена и заменена PLC после 30 июня 1997 года.
- 30 июня – 1 июля – проводятся церемонии передачи Гонконга и учреждается ОАРГ.
См. также
[ редактировать ]- Избирательная реформа в Гонконге 2010 г.
- Демократическое развитие в Гонконге
- Выборы в законодательные органы Гонконга 1995 г.
- 1994 местные выборы в Гонконге
- 1995 муниципальные выборы в Гонконге
- Законодательный совет Гонконга
- Временный Законодательный Совет
- Передача суверенитета над Гонконгом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джонатан Димблби (режиссер и ведущий) (24 июня 2007 г.). Последний губернатор. Эпизоды 1-5 . Парламент Би-би-си (теледокументальный фильм). Позже документальный фильм будет составлен в книгу. Димблби, Джонатан (2018). Последний губернатор: Крис Паттен и передача Гонконга . История пера и меча.
- ^ Перейти обратно: а б Гиттингс, Дэнни (30 октября 1994 г.). «Я наступил на множество пальцев ног» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- ^ Перейти обратно: а б Паттен, Крис (1998). Восток и Запад . Макмиллан. п. 65.
Семь писем Херд-Цянь в форме телеграммы касались главным образом количества мест в законодательном органе, избираемых прямым голосованием.
- ^ Саммерс, Тим (2 октября 2021 г.). «Экономическое государственное управление в англо-китайских отношениях: вспоминая переговоры в аэропорту Гонконга» . Дипломатия и государственное управление . 32 (4): 792. дои : 10.1080/09592296.2021.1996722 . ISSN 0959-2296 .
- ^ Перейти обратно: а б Синг 2004 , с. 123.
- ^ Ло 2010 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б Лох 2010 , с. 181.
- ^ Перейти обратно: а б с Синг 2004 , с. 124.
- ^ «Паттен: Будьте щедры на позор Китая» . BBC News , 4 апреля 2002 г. , дата обращения 25 апреля 2013 г.
- ^ Ло 2010 , с. 181-182.
- ^ Ло 2010 , с. 182.
- ^ Перейти обратно: а б с Квок, Р. Инь-Ван; Итак, Элвин Ю. (1995). Связь Гонконг-Гуандун: партнерство в движении . Издательство Гонконгского университета. п. 262.
- ^ Перейти обратно: а б Синг 2004 , с. 145.
- ^ Чиу, Стивен Винг-Кай; Лю, Дейл; Луи, Тай-Лок (2000). Динамика общественного движения в Гонконге . Издательство Гонконгского университета. п. 43.
- ^ Макмиллен, Дональд Хью; Мужик, Си-вай. Другой отчет по Гонконгу, 1994 г. п. XXIII.
- ^ «Сэр Перси Крэдок умирает», RTHK English News , 29 января 2010 г.
- ↑ «Сэр Перси Крэдок», Telegraph , 28 января 2010 г.
- ^ «Бывший посол Великобритании в Китае Коллидар умирает от болезни», «Apple Daily», 30 января 2010 г.
- ^ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ , Законодательный совет Гонконга, 13 июля 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лох 2010 , с. 183.
- ^ Димблби 1997 , с. 258-260.
- ^ Димблби 1997 , с. 254.
- ^ Димблби 1997 , с. 258-259.
- ^ Чунг, Сзе Юэнь (2001). Путешествие Гонконга к воссоединению: Мемуары Сзе-юэня Чуна . Издательство Китайского университета. п. 210 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Хансард» (PDF) . Законодательный совет Гонконга. 29 июня 1994 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2016 г. . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ Ло 2010 , с. 187.
- ^ Ло 2010 , с. 188.
- ^ Синг 2004 , с. 158.
- ^ Лю, Ева; Юэ, С.Ю. (1996). Политическое развитие в Гонконге с 1980-х годов (PDF) . Секретариат Законодательного совета Отдела исследований и библиотечного обслуживания.
- ^ Чан, Мин К.; Ло, Шиу-хин (2010). От А до Я САР Гонконг и САР Макао . Роуман и Литтлфилд. стр. 11–14.
Библиография
[ редактировать ]- Димблби, Джонатан (1997). Последний губернатор: Крис Паттен и передача Гонконга . Лондон: Литтл, Браун и компания. ISBN 0316640182 .
- Ло, Кристина (2010). Подземный фасад . Издательство Гонконгского университета. ISBN 9789622099968 .
- Синг, Мин (2004). Извилистая демократизация Гонконга: сравнительный анализ . Рутледж. ISBN 0203180402 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституционная реформа Гонконга, 3 марта 1994 г. - Видеотека C-SPAN
- Последний губернатор Гонконга 1 – демократическая бомба замедленного действия – YouTube: сериал документальных фильмов BBC о последнем губернаторе Гонконга
- Последний губернатор Гонконга 2 – Сдержанность в трудных обстоятельствах – YouTube: сериал документальных фильмов BBC о последнем губернаторе Гонконга
- Последний губернатор Гонконга 3 - Страна Льюиса Кэрролла - YouTube: сериал документальных фильмов BBC о последнем губернаторе Гонконга
- Последний губернатор Гонконга 4 - Ослабление гаек - YouTube: сериал документальных фильмов BBC о последнем губернаторе Гонконга
- Последний губернатор Гонконга 5 – Еще одна неделя боли в яйцах – YouTube: сериал документальных фильмов BBC о последнем губернаторе Гонконга