Резолюция 1373 Совета Безопасности ООН
ООН Совет Безопасности Резолюция 1373 | ||
---|---|---|
![]() Террористическая атака на Всемирный торговый центр, 11 сентября 2001 г. | ||
Дата | 28 сентября 2001 г. | |
Номер встречи. | 4,385 | |
Код | S/RES/1373 ( Документ ) | |
Предмет | Угрозы международному миру и безопасности, вызванные террористическими актами | |
Итоги голосования |
| |
Результат | Усыновленный | |
Совета Безопасности Состав | ||
Постоянные члены | ||
Непостоянные члены | ||
|
Совета Безопасности ООН Резолюция 1373 , принятая единогласно 28 сентября 2001 года, представляет собой контртеррористическую меру, принятую после террористических атак 11 сентября на Соединенные Штаты. [ 1 ] Резолюция была принята в соответствии с главой VII Устава ООН и поэтому является обязательной для всех государств-членов ООН.
Согласно официальному протоколу встречи, [ 2 ] собрание было созвано в 21:55 и закрыто в 22:00. Пятиминутное заседание стало примером метода работы Совета Безопасности. [ 3 ] в котором встреча служит лишь публичным объявлением о решении, которое уже было достигнуто тайно в ходе « неофициальных консультаций ». [ 4 ] Хотя многие приписывают Соединенным Штатам инициацию Резолюции 1373, [ нужна ссылка ] после единогласного принятия резолюция стала общим актом Совета Безопасности, и поэтому все его члены в то время несли за нее ответственность.
Цели резолюции
[ редактировать ]Резолюция направлена на препятствование террористическим группам различными способами. Он напомнил о положениях резолюций 1189 (1998), 1269 (1999) и 1368 (2001), касающихся терроризма. Государствам-членам ООН было предложено поделиться своей разведывательной информацией о террористических группах, чтобы помочь в борьбе с международным терроризмом. Резолюция также призывает все государства скорректировать свои национальные законы , чтобы они могли ратифицировать все существующие международные конвенции по терроризму . В нем говорилось, что все государства «должны также обеспечить, чтобы террористические акты квалифицировались как серьезные уголовные преступления во внутренних законах и правилах и чтобы серьезность таких действий должным образом отражалась в выносимых приговорах». [ 1 ]
Резолюция учредила Контртеррористический комитет Совета Безопасности (КТК) для контроля за соблюдением государствами ее положений.
Он также был направлен на ограничение иммиграционного законодательства , заявив, что «прежде чем предоставлять статус беженца , все государства должны принять соответствующие меры для обеспечения того, чтобы лица, ищущие убежища, не планировали, не содействовали террористическим актам и не участвовали в них. Кроме того, государства должны гарантировать, что статус беженца не злоупотребляется». исполнителями, организаторами или пособниками террористических актов и что утверждения о политической мотивации не были признаны основанием для отказа в экстрадиции предполагаемых террористов». [ 1 ]
Однако в резолюции не было дано определение понятия «терроризм», и рабочая группа первоначально добавила только «Аль-Каиду» и режим Талибана в Афганистане в санкционный список . Это также повлекло за собой возможность того, что авторитарные режимы могут назвать террористическими актами даже ненасильственные действия, нарушая тем самым основные права человека.
Резолюция 1456 (2003 г.)
[ редактировать ]Отсутствие какой-либо конкретной ссылки на соображения прав человека было частично исправлено Резолюцией 1456 (2003), в которой говорилось, что «государства должны обеспечить, чтобы любые меры, принимаемые по борьбе с терроризмом, соответствовали всем их обязательствам по международному праву, и должны принимать такие меры в соответствии с международным правом». с международным правом, в частности, международным правом прав человека, беженским и гуманитарным правом».
Резолюция 1566
[ редактировать ]Резолюция 1566 Совета Безопасности ООН устранила недочеты из резолюции 1373, фактически разъяснив, что Совет Безопасности считает терроризмом:
преступные деяния, в том числе против гражданского населения, совершенные с целью причинить смерть или тяжкое телесное повреждение, либо захват заложников, с целью вызвать состояние ужаса среди населения или группы лиц или отдельных лиц, запугивания населения или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от него.
Хотя это определение имеет практическую силу для целей действий Совета Безопасности, оно не представляет собой определение «терроризма», которое является обязательным для всех государств в международном праве. Это задача, которую можно решить только путем заключения международного договора под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН. Переговоры о согласовании такого соглашения продолжаются, и Всеобъемлющая конвенция существует в виде проекта, однако согласие по ее точным условиям, особенно по определению «терроризма», остается неясным.
Резолюция 1566 также призывает к созданию рабочей группы, которая расширит список террористических организаций, находящихся под санкциями, за пределы Талибана и Аль-Каиды .
Национальное внедрение
[ редактировать ]Большинство государств выполнили резолюцию с разной готовностью ( Мексика и Венесуэла проявили весьма неохотное отношение, особенно в отношении замораживания активов лиц или групп, причастность которых у них не имела доказательств причастности к терроризму), но лишь немногие из них сделали это, прямо указав на это. к резолюции ООН.
Россия выполнила резолюцию с большой охотой – Президент России Владимир Путин перевел резолюцию на русский язык и принял ее в качестве внутреннего закона к 10 января 2002 года указом президента Российской Федерации № 6 «О мерах по выполнению резолюции 1373 Безопасности ООН». . [ 5 ]
1 апреля 2014 года правительство Шри-Ланки подписало указ, согласно которому 16 организаций, действующих в качестве террористических фронтов на зарубежной территории, замораживают все активы и экономические ресурсы тех, кто использует эту резолюцию. [ 6 ]
Отчет СТС 2008
[ редактировать ]Рекомендации отчета Контртеррористического комитета за 2008 год [ 7 ] включали ужесточение мер в отношении нелегальной иммиграции (рассматриваемой, без каких-либо доказательств, как серьезный риск для безопасности), а также:
- «Содействовать межведомственной координации и обмену контртеррористической информацией на национальном, региональном и международном уровнях»;
- «Поощрять государства создавать специализированные и постоянные подразделения по борьбе с терроризмом при помощи экспертов, прикомандированных из различных специализированных учреждений, в таких областях, как уголовное право, борьба с финансированием терроризма и пограничный контроль»;
- «Поощрять более широкое сотрудничество с Интерполом и более широкое использование его ресурсов и баз данных , таких как красные уведомления и списки наблюдения» (Интерпол создал в 2002 году Список наблюдения за терроризмом Интерпола ).
Критика
[ редактировать ]Профессор общественного права Оксфордского университета Стефан Талмон заявил, что эта резолюция является примером того, как Совет Безопасности ООН отклонился от принятия законов после террористических атак 11 сентября, когда его роль заключается в применении и толковании международного права. [ 8 ] [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Совета Безопасности ООН Резолюция 1267 (1999) о создании Комитета по санкциям против «Аль-Каиды» и «Талибана».
- Антитеррористическое законодательство
- Борьба с терроризмом
- Список террористических инцидентов
- Список резолюций Совета Безопасности ООН с 1301 по 1400 (2000–2002 гг.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Совет Безопасности единогласно принимает широкомасштабную резолюцию по борьбе с терроризмом, призывает к прекращению финансирования, улучшению международного сотрудничества» . Объединенные Нации. 28 сентября 2001 г.
- ^ «Запись встречи» . Репозиторий ООН . Объединенные Нации. S/PV.4385 . Проверено 28 сентября 2017 г.
- ^ Де Вет, Эрика; Ноллкемпер, Андре; Дейкстра, Петра, ред. (2003). Обзор Совета Безопасности государствами-членами . Антверпен: Интерсентиа. стр. 31–32. ISBN 978-90-5095-307-8 .
- ^ Эльгебейли, Шериф (2017). Верховенство права в процессе принятия решений Совета Безопасности ООН: фокус внутрь себя . п. 54–-55. ISBN 978-1-315-41344-0 .
- ^ Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 6 , 10 January 2002
- ^ «Запрещено! Никакого прикрытия для ТОТИ» . Ежедневные новости . Шри-Ланка. 2 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ «Обзор выполнения резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности, Доклад Контртеррористического комитета» . undocs.org . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Стефан Талмонд, «Совет Безопасности как мировой законодатель» (2005) 99 Американский журнал международного права, с. 175.
- ^ Александр Рейли, Габриэль Эпплби и Лора Гренфелл. Публичное право Австралии (Oxford University Press, 2011), с. 222.