Арахура (двухвинтовой корабль)
![]() ТСС Тайна
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Арахура |
Тезка | Река Арахура |
Владелец | Юнион пароходная компания 1905–26 гг.
Якорное пароходство 1926–50 гг. БТ Дэниел 1950–52 |
Порт приписки | Порт Данидин 1905–1926 гг. Порт Нельсона 1926–1950 гг. |
Маршрут | Прибрежные воды Новой Зеландии |
Заказал | 1905 |
Строитель | Уильям Денни и братья , Дамбартон, Шотландия |
Расходы | £52,000 |
Номер двора | 755 |
Заложен | Январь 1905 г. |
Запущен | 25 марта 1905 г. |
Завершенный | 19 июля 1905 г. |
Первое путешествие | 19 июля 1905 г. |
Не работает | 1950 |
Судьба | Потоплен ракетами бомбардировщиков RNZAF Mosquito в ходе операции Scuttle Two. |
Общие характеристики | |
Тип | Двухшнековый пароварка |
Тоннаж | 1607 тонн |
Длина |
|
Луч | 36,6 футов (11,2 м) |
Черновик | 27 футов 2 дюйма (8,3 м) |
Глубина | 230,5 футов (70,3 м) |
Установленная мощность | 1514 НХП |
Движение | два двигателя тройного расширения |
Скорость | 12,5 узлов (23,2 км/ч) (на ходовых испытаниях достигнута скорость 15 узлов (28 км/ч) ) |
TSS Arahura представлял собой двухвинтовой паровой пассажирско-грузовой корабль (также со шхуной), построенный для Union Steam Ship Company . Он был спущен на воду на реке Клайд 25 марта 1905 года и построен Уильямом Денни и братьями Дамбартон за 52 000 фунтов стерлингов. [ 1 ] [ 2 ] Его полная масса составляла 1607 тонн. [ 3 ] Корабль вмещал 201 пассажира.
Дизайн и нейминг
[ редактировать ]В январе 1905 года Union Steam Ship Company спроектировала и заключила контракт с DJ Dunlop and Co из Порт-Глазго на постройку нового парохода. Он должен был быть похож на « Навуа» , специально построенный для пассажирских и грузовых перевозок в тропических странах. « Навуа» оказался для компании особенно успешным.
Новый пароход был немного крупнее « Навуа» , но расположение пассажиров и грузов на нем было аналогичным. Компания ожидала, что пароход будет введен в эксплуатацию к концу 1905 года. Его планировалось использовать на маршруте Веллингтон — Западное побережье . В связи с этим компания попросила премьер-министра Ричарда Седдона предложить название или названия для судна. Из нескольких выдвинутых им имен было выбрано Арахура . Арахура — небольшая река на западном побережье. [ 4 ]
В газетах того времени описывалось, что новый корабль имеет длину 320 футов, ширину 44 фута и глубину 28 футов 8,5 дюйма. На палубе размещались 90 пассажиров салона и 40 пассажиров второго салона. Позже сообщалось, что это было 150 пассажиров салона и 46 пассажиров второго салона. [ 5 ] Он должен был развивать скорость 12,5 узлов в море на осадке 12 футов. Суммарная вместимость на осадке 21 фут составит 3500 тонн, включая бункерный уголь. [ 6 ] Она была построена из стали высшего класса Регистра Британских корпораций и прошла их специальную проверку. Силовая установка представляла собой два двигателя тройного расширения. Судно было построено под руководством капитана Кэмерона, суперинтенданта морской пехоты компании. [ 7 ] На ходовых испытаниях возле Скелморли на заливе Ферт-оф-Клайд она развила скорость 15 узлов. [ 8 ]
Услуга
[ редактировать ]
Первое путешествие
[ редактировать ]«Арахура » отплыла из Гринока в Лондон 13 июля 1905 года. Она покинула Лондон и направилась в Новую Зеландию через Хобарт 19 июля 1905 года, прибыв в Данидин 10 сентября 1905 года. [ 9 ]
Ее старший офицер, г-н Дули, записал этот проход. Она покинула Гринок 13 июля, и в нижней части Ла-Манша стояла хорошая погода. Они высадили лоцмана в Уотерфорде и продолжили путешествие на следующий день при слабом ветре и хорошей погоде через Бискайский залив . Корабль в Сент-Винсенте в группе Кабо-де-Верде 23 июля принял партию угля. Отправление 24 июля через северо-восточный торговый пояс ознаменовалось хорошей погодой. Они пересекли экватор 29 июля на 11,30 западной долготы. Отсюда дул умеренный юго-восточный ветер. 3 августа они пересекли Гринвичский меридиан и обогнули мыс Доброй Надежды 10 августа . При пересечении Южного океана погода была очень ненастная, особенно в районе островов Кергелен . Оттуда у них была более умеренная погода, и они прибыли в Олбани, Западная Австралия , 28 августа, взяли запас угля и снова уехали 29 августа. У них была умеренная погода, пока они не миновали остров Тасмания . Затем они столкнулись с сильным штормом, сопровождаемым сильным восточным ветром, пока она не достигла Пролив Фово . Отсюда и до Данидина они столкнулись со свежими северо-восточными ветрами и непогодой.
Офицерами корабля во время первого рейса были капитан Ламберт, старший помощник г-н Дули, бывший сотрудник корабля-исследователя Антарктики « Морнинг» , второй помощник г-н Томсон, третий помощник г-н Борлас, главный инженер г-н Скотт, второй инженер г-н Беверидж, третий инженер г-н МакЭндрю, четвертый инженер Мистер Лоу и главный стюард мистер Леви.
Служба Новой Зеландии
[ редактировать ]
Как судно Союза, оно обеспечивало пассажирские и грузовые перевозки между Веллингтоном, Нельсоном и Западным побережьем. Первоначально она использовалась на маршруте Веллингтон-Нельсон, а затем использовалась на маршруте Веллингтон, Западное побережье. В 1916 году ее перевели на трассу Веллингтон, Нейпир, Гисборн , Окленд. [ 10 ] Она вернулась на забег Веллингтона Нельсона Пиктона в октябре/ноябре 1920 года, но позже вернулась на забег Нэпиера Гисборна в Окленде.
14 ноября 1925 года Арахура был переведен в Anchor Shipping Company. [ 11 ] Она работала на рейсе компании из Веллингтона в Нельсон до 1949 года.
Гибель и затопление
[ редактировать ]В мае 1949 года корабль прошел очередное освидетельствование. Выяснилось, что ей необходим капитальный ремонт, чтобы достичь уровня Lloyds A1. Поскольку это было нерентабельно, ее отбуксировали в залив Шелли и поставили на прикол. В 1950 году компания BT Daniel Ltd из Веллингтона купила судно и частично разобрала его.
Корпус был отбуксирован в пролив Кука, где 75-й эскадрильи RNZAF Mosquito и затонул. 24 января 1952 года он использовался для стрельбы по мишеням в операции «Scuttle Two» бомбардировщиками [ 12 ] Это был второй корабль, затопленный в рамках тренировок эскадры «Москитос», первым из которых был барк « Латтерворт» 26 июня 1950 года.
Семь «Москитов» под командованием командира эскадрильи Э. К. Гартрелла, ОБЕ, использовали трехдюймовые твердоголовые ракеты, чтобы потопить корабль, а восьмой снимал это событие для Национального киноотдела. Атака длилась 35 минут, и корабль затонул в 15:43 на глубине 450 саженей в 15 милях к юго-востоку от Бэринг-Хед после десяти прямых попаданий. [ 13 ]
Капитаны
[ редактировать ]Юнион Компания
[ редактировать ]- 1905 – март 1914: капитан Джордж Ламберт и главный инженер Т. Скотт были отправлены в Шотландию, чтобы вернуть корабль в Данидин , Новая Зеландия. Ламберт оставался ее хозяином до выхода на пенсию в марте 1914 года. Ламберт был моряком с 19 лет и присоединился к компании Union Company в 1885 году в качестве капитана SS Manawatu . [ 14 ] [ 15 ]
- Апрель 1914 г. - август 1915 г.: вместо Ламберта был назначен капитан Ричи. [ 16 ] Ричи был капитаном « Мапурики» .
- Август 1915 г. - сентябрь 1915 г.: капитан Кэмерон заменил капитана Ричи, но через месяц был переведен на « Марароа» . [ 17 ]
- Сентябрь 1915 года: капитан Холмс сменил капитана Кэмерона в сентябре 1915 года. Холмс также был назначен капитаном порта в Пиктоне.
- Октябрь 1915 г. - 20 декабря 1915 г.: Ламберт был отозван из отставки и временно назначен на должность до тех пор, пока не будет найдена замена Холмсу. [ 18 ] Ламберт был переведен в Мапурику 21 декабря 1915 года.
- 21 декабря 1915 г. - 10 января 1916 г.: Ричи был повторно назначен капитаном « Арахуры» , пока не был переведен на « Таравера» 10 января 1916 г. [ 19 ]
- 11 января 1916 г. - 18 февраля 1916 г.: капитан Рид сменил Ричи, пока корабль не был переведен на рейс Нейпир-Гисборн, Окленд. [ 20 ]
- 19 февраля 1916 - 31 октября 1923: капитан Хантли Драйден. [ 21 ]
- 1 ноября 1923 - июль 1924: капитан А. Рид.
- Июль 1924 - август 1924: капитан А. Б. Сайзер. [ 22 ]
- Август 1924 г. - не позднее февраля 1925 г.: Рид был повторно назначен капитаном. [ 23 ]
- По крайней мере, февраль 1925 г. - 14 ноября 1925 г.: капитан А. Х. Проссер был последним капитаном корабля, находившегося в собственности Union Company. В ознаменование этого события офицеры корабля подарили ему и главному инженеру Э.А. Гриффитсу бронзовый постамент курильщика. [ 24 ]
Якорная компания
[ редактировать ]- 1925 — минимум 11 июня 1932: капитан Уильям Артур Уайлдман, бывший капитан Кайтоа и Нгаио . Уайлдман родился в Мотуэке в 1853 году. Он присоединился к Anchor Company на корабле «Чарльз Эдвард» в 1875 году. Уайлдман умер 6 апреля 1937 года в возрасте 84 лет.
- Примерно декабрь 1932–1947 гг.: капитан Роберт «Боб» Хэй. Хэй был родом с Шетландских островов, но поселился в Новой Зеландии. Он много лет работал в компании Anchor Shipping Company в Нельсоне и за эти годы совершил около 9000 пересечений пролива Кука. [ 25 ] Во время своего последнего рейса в 1947 году его доставили на « Арахуру» оркестр Веллингтона Уотерсайдера, а оркестр Нельсона вывел его из лодки в Нельсоне. Он умер 3 сентября 1964 года. [ 26 ]
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]Раненый рабочий
[ редактировать ]21 августа 1906 года Джозеф Хантер, портовый рабочий Греймута , был тяжело ранен, работая в трюме № 2. Тяжелая цепная праща упала, ударив его по голове и лишив сознания. Он получил ужасные порезы на голове и лице. [ 27 ]
Попытка поджога
[ редактировать ]Попытка поджога была совершена 31 января 1913 года, когда корабль стоял у причала в Веллингтоне. Около 19:40 был замечен дым, идущий из женской каюты второго кормового салона. Дверь была заперта, а когда ее открыли, оказалось, что постельное белье тлеет. Постельное белье было выброшено на палубу, и огонь потушили как раз к прибытию пожарной команды. Осмотр постельного белья показал, что оно было облито керосином. [ 28 ]
Беспроводная связь
[ редактировать ]В июне 1914 года правительство потребовало, чтобы все крупные прибрежные пассажирские суда были оснащены радиопередатчиками, включая « Арахуру» . [ 29 ]
Заземление Коматы
[ редактировать ]«Арахура » помог спасти угольщик «Комата» , который сел на мель в Пенкарроу-Хед 30 января 1915 года. в тумане [ 30 ]
Урон от шторма
[ редактировать ]13 мая 1916 года «Арахура» в 14:10 покинула Окленд и направилась в Гисборн и Нейпир, перевозя 400 тонн генерального груза, в основном сахара, в Гисборн. Покинув Окленд, «Арахура» сразу же столкнулся с плохой погодой, которая становилась все хуже. В заливе Пленти наблюдался сильный шторм и гористое море. Судно плохо работало в субботу вечером, а к утру воскресенья дало течь. Сообщалось, что в передних трюмах было девять футов воды. Капитан Драйден решил укрыться и в 12 часов дня вернулся у Фангапараэ, мыса Ранэвей . Ее насосы были запущены и легко смогли справиться с утечкой.
Судно преодолело шторм и направилось в Гисборн в 4 часа утра понедельника, прибыв в залив в 14:45. Если не считать утечки и повреждения груза, «Арауа» не пострадала. Часть почты, особенно для Нейпира, была повреждена вместе с сахаром и большим количеством остального груза. Из-за утечки все пассажиры и груз были выгружены в Гисборне, и во вторник судно отправилось обратно в Окленд для ремонта. [ 31 ]
Столкновение
[ редактировать ]1 марта 1917 года в Гисборне он был сбит Ваймате на миделе корабля . [ 32 ] выброшенный на берег, залатанный [ 33 ] и вернулся в Окленд для ремонта. [ 34 ] Вскоре после возвращения в строй четыре члена экипажа получили ранения в результате взрыва паров бензина в трюме. [ 35 ]
Трагедия прогресса
[ редактировать ]В мае 1931 года пароход «Прогресс» после потери мощности разбился о камни. « Арахура» предлагала помощь до того, как это произошло, но получила отказ, поскольку капитан «Прогресса » посчитал, что непосредственной опасности нет, и из Веллингтона должен был быть буксир для оказания помощи. [ 36 ]
Тайна достопочтенного Уильяма Снодграсса
[ редактировать ]В марте 1939 года достопочтенный Уильям Снодграсс возвращался из Веллингтона в Нельсон в ночное плавание. Он лег спать, пока корабль шел через пролив Кука, но утром пропал без вести. Никаких следов его обнаружено не было. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ British and Foreign, Star , выпуск 8326, 26 мая 1905 г., стр. 2
- ^ Кирк, Аллан А. (1967). Якорь корабля и якорщики . Веллингтон: AH и AW Рид. п. 110.
- ^ Морские новости Новой Зеландии , 1949, Том 1, номер 3, страницы 36–54.
- ^ Доставка телеграмм, Taranaki Herald , том LIV, выпуск 12772, 1 февраля 1905 г., стр. 4
- ^ Прибытие Арахуры, Свидетель Отаго , выпуск 2687, 13 сентября 1905 г., стр. 54
- ↑ The Direct Steamers, Otago Witness , выпуск 2663, 29 марта 1905 г., стр. 61
- ^ Последняя доставка, Star , выпуск 8362, 7 июля 1905 г., страница 3.
- ^ Новости доставки, Otago Witness , выпуск 2679, 19 июля 1905 г., стр. 67
- ^ Парусные суда, Wanganui Herald , том XXXIX, выпуск 11631, 8 августа 1905 г., стр. 4
- ↑ Поздняя доставка, Evening Post , том XCI, выпуск 41, 18 февраля 1916 г., стр. 8
- ^ Вспоминая ранние дни, Evening Post , том CX, выпуск 120, 17 ноября 1925 г., стр. 11
- ^ Новозеландские морские новости , 1963, том 15, номер 2, страницы 16–18.
- ↑ Evening Post , Веллингтон, 25 января 1952 г.
- ↑ Портовые заметки, Star , выпуск 8272, 22 марта 1905 г., стр. 3.
- ^ Выход на пенсию капитана Ламберта, Evening Post , том LXXXVII, выпуск 65, 18 марта 1914 г., стр. 8
- ^ Телеграф, Evening Post , том LXXXVII, выпуск 77, 1 апреля 1914 г., стр. 6
- ↑ Личные вещи, Gray River Argus , 29 сентября 1915 г., стр. 5.
- ^ Телеграф, Evening Post , том XC, выпуск 103, 28 октября 1915 г., стр. 6
- ^ Доставка, Evening Post , том XCI, выпуск 7, 10 января 1916 г., страница 6.
- ^ Доставка, Evening Post , том XCI, выпуск 41, 18 февраля 1916 г., страница 6.
- ^ Доставка, Evening Post , том CVI, выпуск 105, 31 октября 1923 г., стр. 6.
- ^ Доставка, Evening Post , том CVIII, выпуск 16, 18 июля 1924 г., стр. 6
- ^ Доставка, Evening Post , том CVIII, выпуск 48, 25 августа 1924 г., страница 6.
- ^ Доставка, Evening Post , выпуск 119, 16 ноября 1925 г., стр. 6.
- ^ Новозеландские морские новости , 1964, том 16, номер 2, страницы 44–45.
- ^ "Общий" . bdmhistoricalrecords.dia.govt.nz .
- ^ Потери, Свидетели Отаго , выпуск 2737, 29 августа 1906 г., стр. 48
- ^ Морские опасности, Feilding Star , Том VIII, выпуск 1991 г., 1 февраля 1913 г., страница 2
- ↑ Wireless on Steamers, Northern Advocate , 12 июня 1914 г., страница 7.
- ↑ Рядом с Пенкарроу-Хед, Колонист , Том LVII, выпуск 14012, 16 февраля 1916 г., страница 2
- ^ Арахура Буря Брошена, Evening Post , Том XCI, выпуск 115, 16 мая 1916 г., страница 2
- ^ «КАЧАС В ЗАЛИВЕ Гисборн Таймс» . paperspast.natlib.govt.nz . 2 марта 1917 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «СТРУК АМИДШИПС Новозеландский Вестник» . paperspast.natlib.govt.nz . 7 марта 1917 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «ДОСТАВКА Вечерняя Звезда» . paperspast.natlib.govt.nz . 1 мая 1917 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «ВЗРЫВ НА МОРЕ. Окленд Стар» . paperspast.natlib.govt.nz . 21 мая 1917 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Трагедия прогресса, Evening Post , том CXI, выпуск 116, 19 мая 1931 г., стр. 10
- ^ «Пропавший за бортом» . The New Zealand Herald – в архиве PapersPast – paperspast.co.nz. 22 марта 1939 года . Проверено 20 ноября 2018 г.

41 ° 36'ю.ш., 175 ° 06' в.д. / 41,6 ° ю.ш., 175,1 ° в.д.