Jump to content

Руки Атбасканы

(Перенаправлено из средней Тананы )

Руки Атбасканы
Река Танана и нижняя танана Атабасканский рыбный лагерь в Чене, Аляска , июнь 1997 года.
Общая численность населения
  • 900 [ 1 ]
  • Нижняя и средняя Танана: 400
  • Tanacross: 200
  • Верхние руки: 300
Регионы со значительным населением
Соединенные Штаты ( Аляска ) (большинство);
Канада ( Юкон ) (меньшинство)
Языки
Верхние руки , нижняя рука , Танкросс , американский английский (аляскинский вариант),
Религия
Шаманизм (в основном бывший), христианство
Связанные этнические группы
Другие аляскинские атабаскинцы
Особенно Верхний Кускоквим
Открытка с семьей Танана

Танана Атабасканы , Танана Атабасканы, или Танана Атапасканы - аляскинский атабасканский народ из атабасканской этнолингвистической группы. Они являются первоначальными жителями реки Танана (на языках танана , в буквальном смысле «прямая вода», в языке коюкона Tene no ' , буквально «Тропическая вода») дренажный бассейн в восточной части центральной Аляски , Соединенные Штаты и Маленькая часть ( First Nation White River ) жила в Юконе , Канада. Река Танана Атабасканские народы называются на языке Нижнего Танана и Коюкона десять Hʉt'ænæ (буквально «трогательные люди»), на языке Гвичин Танан Гвичин (буквально «народ реки Танана»). [ 2 ] На Аляске, где они самые старые, есть три [ 3 ] или четыре [ 4 ] [ 5 ] Группы, идентифицированные языками, на которых они говорят. Это собственно Танана или нижняя танана ( кохт'ана ) и танакросс танана / или танана средняя , или Культура Танана Атабаска- культура охотников-собирателей с матрилинейной системой. Танана Атабасканы были полу-номадическими и жили в полупостоянных поселениях в низменных районах долины Танана . Традиционное атабасканское землепользование включает в себя осеннюю охоту на лося , карибу , овцы Далл и маленьких наземных животных, а также ловушку . Атабасканы не имели официальной племенной организации. Танана Атабасканы были строго территориальными и использовали практику охоты и сбора в своем полуномадическом образе жизни и рассеянном жилищем. Каждая небольшая группа из 20–40 человек, как правило, имела центральный зимний лагерь с несколькими сезонными охотничьими и ловкими лагерями, и они двигались циклически, в зависимости от сезона и доступности ресурсов. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Руки Человек в каноэ (1914)

Их соседи-другие, говорящие на атабасканском языке: на Аляске, Коюконе (север и северо-запад), Гвичин (север и северо-восток), Хан (северо-восток), Денаина (небольшая часть юго-запада) и Ахтна (юг) ; в Канаде Хан (северо -восток) и север и южного Татчоне (восток). [ 3 ] Язык верхнего Кускиквима более тесно связан с языком нижнего танана, но не соседом.

Рыбное колесо в реке Танана ( tthʼituʼ ) и Lower Tanana Fish Camp, 1997

Народная родина Танана Атабасканского народа может быть в целом разделена на четыре различных участка. 1) Юкон Танана нагорье, сливаемое до реки Танана, 2) Северо-Танакросс Низланги, 3) Восточный ареал Аляски, сливающийся в реку Танана, и 4) северные предгорья. [ 11 ]

Река Гудпастер , 91-мильный (146 км) приток реки Танана, считается естественным разрывом в области Танана Атабасканского языка , отделяя носителей вверх тераскому и верхним по танана Спикеры живут дальше вниз по течению. [ 6 ] [ 12 ]

Танана Атабасканы имеют систему матрилинейного родства. [ 7 ] Атабасканцы слабо узнали членство в более крупной двусторонней группе под названием региональная группа (или диалектная группа ), но более важной социальной единицей была местная группа (или семейная группа или семейная/охотничья подразделения ). Зимой региональная группа может разделиться на более мелкие единицы, называемые местными группами, каждая из которых состоит из четырех ядерных семей. Региональная группа может снова встретиться в заранее определенном месте и времени в середине зимы для церемонии сбора под названием « Потлатч» , а затем снова расстается на бобров и Макрата ловушку . [ 10 ]

В конце 19 -го века на родине Танана Атабаскан жили двенадцать региональных групп: шесть групп вниз по течению (четыре Нижних Танана и две средние танана) и шесть групп Upriver (два танакросса и четыре Верхняя Танана).

Нижняя рука

[ редактировать ]

Региональные полосы Нижнего Танана: (Язык: Надлежащий диалект нижней Тананы ) [ 13 ]

Средняя Тана

[ редактировать ]

Региональные полосы Среднего Танана: (Язык: Вымер (1993) Отдельный диалект Нижней Тананы . Некоторые авторы считают диалект нижней Тананы Салча-Гудпастер как отдельный язык, известный как Средний Танана. Лингвист Джеймс Кари был сильным сторонником среднего Танана, имея в виду прежний язык групп сальча-гудпастера вдоль реки Средней Танана [ 14 ] )

Танакросс

[ редактировать ]

Tanacross (Tanana Crossing; впервые задокументирован Фердинанд фон Врангель в 1839 году [ 16 ] as Copper River Kolchan) regional bands: (language: Tanacross )

  • Группа Ривер-Джозеф Хили -обитающая в бывшей деревне Джозеф ( Техлуг Нинхдекс Ндиг ), Хили Лейк ( Менди Чиг ), озеро Джордж ( nxaal měnn ' ), Сэм Лейк (Официальное геологическое обследование Соединенных Штатов - Сэнд Лейк- Чинчедл ) область. Соседи: Delta-Goodpaster Band (West), Hän People (North), Ahtna People (юг), Mansfeld-Kechumstuk Band (West), Healy River-Joseph Band (восток).
  • Mansfeld-Kchumstuk Band -обитающая в настоящее время Tats'altęy Лейк и Dot Lake ( Menn ' , ранее Кетчумсук Kelt'aaddh , комарская вилка, - Мэнсфилд ( Dihâd Měnn ', Мэнсфилд ( деревня Месси Тситса ( Sfield Village (Ch'enaa ndêdh), Mansfield (Village 'Sfield Village ( Ch'enaa ndêdh ), Mansfield (Village' Village Dihâad ), река Робертсон ( nįhtsii ... ), река Ток ( Tth'itiit nda ' ), Тока район . Соседи: Группа Ривер-Джозеф Хили (Запад), Хан народ (север), народ Ахтна (Юг), Тетлин-Ласт Тетлин Бэнд (Восток).
    • Dihthâad xtʼeen iin («Люди в районе Мэнсфилд»)
    • Yaadóg Xtʼeen iin («Кетчумстук людей», Lit. «Люди внутренней области»).

Верхняя рука

[ редактировать ]

Региональные группы Верхнего Танана: (Язык: Верхняя Танана )

  • Tetlin-Last Tetlin Band -ранее населяя Tetlin ( Teetłaiy ), последний Tetlin ( nah k'and ) и район озера Тетлин (в настоящее время Тетлин ). Соседи: группа Mansfeld-Kechumstuk (West), Hän People (север), Ahtna People (юг), нижняя группа Набесна (восток).
  • Нижняя группа Набесна - ранее население северо -северо -севера, Джоль, деревня Набесна , ручей Гардинер ( Чиджил Нигне ), река Набесна (нижняя), район реки Чизана (нижняя) (в настоящее время на северо -север ). Соседи: Tetlin-Last Tetlin Band (West), Hän People (North), Ahtna People (South), Scottie Creek Band (восток).
  • Scottie Creek Band - ранее живая в районе Скотти -Крик (в настоящее время на Аляске -северной части; в Канаде Уайтхорс, Юкон и Бивер -Крик, Юкон , называется первой нацией Уайт -Ривер ). Соседи: Нижняя группа Набесна (запад), народ Хан (север), народ Ахтна (юг), северный народ Татчоне из Канады (восток).
  • Верхний Набесна-Уппер Чизана/Верхний Чизана-Уппер Набесна Группа (собственное имя Ддхал Тот Иин Среди горных людей ' [ 17 ] ) - Ранее население Набесны , река Набесна (верхняя часть), река Чизана (верхняя часть), Кросс -Крик ( Нах'ете Чиг ), район хисана (в настоящее время север, Ментаста, Чисточина). Соседи: народные люди (запад), другие группы Верхнего Танана (север), Южный Татчоне народ Канады (Восток).

Предыстория

[ редактировать ]

Археологические места на Аляске (Восточная Берингья)-это то, где были обнаружены некоторые из самых ранних доказательств палео-индейцев . [ 18 ] Аляска интерьер или интерьер Аляска непрерывно населена за последние 14 000 [ 19 ] ~ 12,000 [ 20 ] Годы и свидетельства этого континуума человеческой (предков атабаскинской деятельности) сохраняется в Форт -Уэйнрайта учебных землях и вокруг него. Внутренний статус без льда в Аляске в течение последнего ледникового периода обеспечил коридор, соединяющий Беринговый земельный мост и Северо -Восточную Азию (Западная Берингия/ Сибирь ) в Северную Америку. Самыми ранними культурными останками во внутренних Аляске, как на побережье, являются комплексы каменного лезвия, около 10 000 лет, с тесными отношениями с сибирскими материалами. [ 20 ] В феврале 2008 года предложение, соединяющее азиатские инисеанские языки центральной Сибири, с американскими языками на денэ (атабаскан-эйак-Тлилингит), в семье Денэ-Унисея, издаваемое и хорошо принятым рядом лингвистов. [ 21 ] На родине атабасканских языков - северо -западная Канада и южная/восточная Аляска. [ 22 ] [ 23 ]

внутренней Аляски После первоначальной колонизации археологи обычно делят предысторию на три широкие археологические темы: [ 24 ]

Палекартическая традиция

[ редактировать ]

Палеарктическая традиция (12 000–6000 лет назад)-это термин, который в настоящее время используется археологами для обозначения самых ранних урегулированных людей, известных со всей Аляски. В интерьере Аляски палеарктическая традиция исторически включала два культурных подразделения, называемых комплексами Ненаны и Денали.

Комплекс Ненана

[ редактировать ]

Комплекс Ненана был определен WR Powers и Джоном Ф. Хоффекером. [ 19 ] [ 25 ] Комплекс Ненана начался примерно 11 000 лет назад. Он широко рассматривается как часть палеоиндийской традиции и вероятным беринговым предшественником комплекса Кловис . [ 26 ] [ 27 ] Многие археологические участки комплекса Ненана расположены в долине Танана : сломанный мамонт , Чугуотер , Доннелли -хребет, озеро Хили , Мид и Свон -Пойнт . [ 19 ]

Денали комплекс

[ редактировать ]

Комплекс Денали, датированный примерно до 10 500 до 8000 лет назад, был первоначально определен Ф. Х. Уэстом. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Некоторые археологические сайты комплекса Денали: Mt. Hayes, Swan Point и Gerstle River. Технология Nenana и Denali сохраняется на центральной Аляске по всей голоцене . Взаимосвязь между предлагаемыми комплексами Nenana и Denali, как пока неразрешенная. [ 19 ] Бореальный лес во внутренней части Аляски ( внутренняя Аляска-Юкон низменная тайга из региона Танана и медное плато Тайга из региона Ахтна) был создан 8000 лет назад. [ 31 ]

Два младенца Ледяного века, обнаруженные в древнем жилом лагерях ( участок вверх Sun River был впервые обнаружен в 2006 году) во внутренней части Аляски возле реки Танана к востоку от Фэрбенкса-самые старые человеческие останки, когда-либо найденные в североамериканской Арктике и Субарктике, а также среди , старейшин обнаружил на всем континенте По словам исследователей из Университета Аляски Фэрбенкс . Обнаруженные в 2013 году, останки двух детей датируются 11 500 лет назад, ближе к концу последнего ледникового периода . [ 32 ]

Северная архаичная традиция

[ редактировать ]

Северная архаичная традиция процветала 6000–1000 лет назад. Плотность участка снова увеличилась примерно через 6000 лет назад во внутренней Аляске. Это увеличение численности населения совпадает с северной архаичной традицией и появлением точек снаряда с боковым оборудованием. Дуглас Д. Андерсон [ 33 ] [ 34 ] Первоначально определил северную архаическую традицию, чтобы специально обращаться с заемщими точечными стратиграфическими горизонтами, которые не содержали микроблады на месте лукового портажа ( археологический район Onion Portage Archelogical District of Kobuk Malimiut в People People )) регионе [ 35 ] на северной Аляске. Наденькие точечные собрания встречаются во многих местах во внутренних Аляске, в том числе более десятка на землях армии США в форте Уэйнрайт. Несколько участков, в том числе выкопанный участок озера Банджо в зоне обучения Доннелли, также произвели даты среднего голоцена из угля. Даты от 6 300 до 6700 лет от озера Банджо были также связаны с компонентом микроблейда. [ 19 ]

Атабасканская традиция

[ редактировать ]

Атабасканская традиция процветала 1300–800 лет назад. Лингвистические данные свидетельствуют о том, что атабасканская культура, возможно, появилась в долине Танана еще в 2500 лет назад. Благодаря этнографии , устной истории и широкому спектру культурных предметов многое было изучено об атабасканской культуре и истории в регионе. Артефакты, связанные с атабасканской культурой, являются исключительно разнообразными и включают в себя точки снаряда костей и рога, рыболовные крючки, бусы, пуговицы, лотки березы и костяные игры. В верхнем регионе Танана была доступна местная медь (от торговли с людьми или «медными индейцами») была доступна и использовалась в дополнение к традиционным типам материалов до инструментов изготовления, таких как ножи, точки снаряда, AWL, украшения и оси. [ 19 ] [ 36 ] Поздняя доисторическая атабасканская оккупация признана на нескольких местах в гарнизоне армии США и вокруг него, учебных землях Форт -Уэйнрайта. [ 37 ] Атабасканская традиция включает в себя поздние доисторические и протоисторические культуры, как правило, считаются предками Атабасканских племен, которые в настоящее время населяют внутреннюю Аляску. Раскопанные атабаскинские участки редки, но ограниченный объем доказательств допускает несколько обобщений. Атабасканские схемы урегулирования в значительной степени зависели от наличия ресурсов натуральных средств, а внутренние группы велись кочевым образом жизни. [ 19 ]

Ручный вождь в 1916 году

Эрнест С. Берч (1980) определил схему с четырьмя периодами, отражающая основные исторические события и их влияние на коренных жителей Аляски (аляскинские эскимосы и атабаскинские народы): [ 38 ]

  1. Ранний исторический период (1816–1838) является самым ранним контактом с местными жителями, который можно считать из исследовательской прибрежной экспедиции Джеймса Кука в 1778 году.
  2. Период фрагментации (1838–1897) видел далеко идущие нарушения и изменения традиционных натуральных и урегулирования.
  3. Колониальный период (1898–1960) отмечен резким притоком большого количества некоренных народов в эпоху золотой лихорадки .
  4. Срок претензий родного (1960–1977 гг.) - это Закон о урегулировании претензий в Аляске (ANCSA).

Российские торговцы мехом Промишленики [по словам американского историка и этнолога Хьюберта Хоу Бэнкрофта , сами казаки были легким отрядом, но им предшествовал все еще более легкая авангарная охранника, называемая Промишленики , своего рода российскими куринями . [ 39 ] ] для североамериканской торговли мехом и морской торговли мехом ) того периода России Америки (1733–1867) начал посещать внутреннюю часть Аляски, начиная с 1810 -х годов, установив торговый пост в Нулато на реке Юкон (на родине Коюкона) и один (один (на родине Коюкона) и один (один в 1819 году медный форт ) в Тарале (русский тарал, родное название Ахтна Тагаэльден ) на медной реке (на родине Ахтна). [ 19 ] [ 40 ] Британские торговцы основали форт Юкон (из родины Гвичин) в 1847 году. Торговые товары с этих постов могли перейти к Нижней и Верхней Атабасканам Танана через внутрипудные торговые сети. Прямой контакт между Тананой Атабасканами и белыми торговцами увеличился после 1860 -х годов. С покупкой Аляски в 1867 году в США контроль над торговыми станциями и торговлей мехом передан американцам . В течение 1880-х годов американские торговцы основали несколько дополнительных постов на реках Юкон и Танана, в том числе места в Nuklukayet (современная Tanana of Koyukon People Homeland), Белль-Айл (современный орел народ народ) и Форт Юкон. [ 19 ] В районе реки Танана документированная евроамериканская история менее 130 лет, как История Танана Атабаскан.

Nucha'la'woy'ya . или англицизированная нучалавоя ( [ 41 ] ) или Нукулогхойойт (горит «точка на полуострове Большой реки» [ 42 ] и гисториал: Nucluvertte, Nuklaklacet, Nuklukathyet, Nuklukyt, Noukyt, Nuklukyet Mother-Day ( Tanaana . [ 43 ]

С началом евро-американского контакта во внутренних Аляске в начале 19-го века торговые влияния и притоки новых групп населения начали менять жизнь в регионе. Модели землепользования перешли от традиционного использования коренных народов в деятельность, основанные на евро-американских экономических и политических системах. Как евро-американские торговцы (торговцы), шахтеры , миссионеры и исследователи переехали в долину Танана , были нарушены традиционные жизненные способы местных атабасканских групп. Доступ к торговым товарам и развитие торговли мехом не только повлияло на традиционную материальную культуру, но и начал резко влиять на проницательную деятельность и модели расчетов. Точно так же прибытие миссионеров во внутреннюю часть Аляски глубоко повлияло на традиционную социальную организацию. Внедрение миссионерских школ для коренных детей и доктрины новых религиозных убеждений способствовало эрозии традиционных экологических знаний и других традиционных практик. [ 19 ] [ 44 ] После покупки Аляски в 1867 году большая часть коюкона была преобразована либо католическими, либо протестантскими конфессиями. И к 1900 году практически все аляскинские атабаскины были христианами, по крайней мере, по имени, если не полностью на практике. [ 45 ] Эпидемия гриппа в 1920 году претендовала на четверть населения Нижнего Атабаскана в Атабаскане Танана ( Тоготили ). [ 7 ]

Охота на охоту

[ редактировать ]
Дельта -река

Родина Танана Атабасканс-это сумарктический который бореальный лес в ближнем царстве, называется внутренним интерьером Аляска-Юкона Низеды Тайга . Их земли расположены в разных двух экорегионах : [ 46 ]

  1. Юг реки Танана, называемый низины Танана-Кускоквим , и этот экорегион образует арку к северу от хребта Аляски и лаймовые холмы. Родными жителями низмены в основном являются коюконом, Танана и Кускоквим Атабасканы. Fairbanks , North Pole , Tok и Delta Junction являются основными сообществами.
  2. К северу от реки Танана, называемый Юкон-Танана нагорья , и эти формы экорегиона представляют собой округлые горы и холмы, расположенные между реками Юкон и Танана, и охватывающие границу территории Аляски-Юкон. Коренными жителями возвышенных является танакросс, Танана и Хан Атабасканс. Основными сообществами являются Fox , Ester и Eagle .

Танана Атабасканы были полу-немадическими охотниками-собирателями , которые переехали сезонно в течение года на достаточно хорошо определенной территории, чтобы собирать рыбу, птицу, млекопитающие, ягоды и другие возобновляемые ресурсы. [ 6 ] [ 7 ] Территории Танана, как правило, представляют собой мозаику открытых и закрытых еловых лесов, покрывающих склон с низким градиентом, между линейкой Аляски и квартирами и хребтами к северу от реки Танана. [ 7 ]

Экономика Танана Атабасканс-это смешанная система наличных денег, как и другие современные экономики питания на Аляске. Натуральная экономика является основной немонетарной экономической системой. Денежные средства часто бывают редким товаром в области кормления из -за отсутствия возможностей трудоустройства или предполагаемых конфликтов в требованиях занятости и уборки натуральных условий заработной платы. [ 7 ] Основное использование диких ресурсов является внутренним. Использование диких ресурсов во многих атабасканских деревнях в подавляющем большинстве предназначено для внутреннего потребления, так как коммерческий промысел на Аляске отсутствует. [ 7 ] Коммерческая рыбалка и схемы улавливания контролируются главным образом внешними факторами. Система ограниченного въезда штата, оперативная к 1974 году (после ANCSA ), ограничивает количество доступных разрешений на рыболовство для коммерческого лосося (особенно тихоокеанского лосося Oncorhynchus для лосося консервного завода ). В Ненане около трети домохозяйств имеют разрешение. Большинство (70%) выборки домохозяйств с разрешением. Те, у кого разрешение, которые не ловили рыбу на коммерческую рыбу, готовились для натурального существования. [ 7 ]

Верхний ежегодный цикл охоты на Nabesna-Chisana (< Guédon 1974) [ 47 ]
Ресурс Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Марта Апрель Может Июнь Июль Август Сентябрь
на дикобраз карибу Охота
на лосей Аляски Охота
на овец Далл Охота
на снегоступа Охота
Beaver & Muskrat Propaping
Ptarmigan & Grouse Охота на
Бег рыбала
Ягодный сбор
Ловушка меха

Охота была связана с сезонными движениями по тропам и замороженным рекам, особенно в том, что группы перемещались между реками и возвышенными. Основными охотничьи животные для Танана Атабасканы являются крупные животные (карибу, лось и дикие овцы). Самым ценным охотничьим животным является карибу (подвид Рангифер Тарандус Грант , Нижний Танана Бедзеи , Танакросс Вудзих , Верхняя Танана Удзих ). Это было самое важное пищевое животное в Верхнем Танане перед приходом не коренных жителей и результирующего распада первоначальных кочевых моделей. [ 48 ] Теперь экономическая жизнь верхней Танана сосредоточена вокруг него. Мало того, что животное составляет источник пищи для местных жителей и их собак, но и поставляет материал для их одежды, укрытий и лодок, а также сетки для своих снегоступов , бабише и сухожилий для своих ловушек, шнуров и зареги. [ 17 ] [ 49 ] Охота на Карибу произошла в начале лета и середины лета. Охота на карибу во время осенней миграции включало использование забора, загородных и ловких комплексов и была сезонной деятельностью, критической для выживания народа Тананы. [ 6 ] Сегодня большинство мяса карибу обычно используется свежим или замороженным для последующего использования. [ 17 ] Moose ) - (подвид Alces Alces Gigas , Нижняя Танана Дениги , Танакросс Дендиг , Верхняя Танана Диниген это другое наиболее важное пищевое животное для Танана Атабаскана. Наиболее распространенная активность сбора ресурсов среди нижних танана атабасканских полос, [ 7 ] Охота на лось всегда является популярным занятием в современных атабасканских общинах из -за экономической ценности мяса и предпочтения пищи для большой игры. [ 7 ] Охота на лосей осенью была либо индивидуальной преследованием, либо групповой деятельностью. Мясо лосей было съедено свежим или сохранившим. [ 6 ] В группе Tanacross в Mansfeld-Kechumstuk использовался несколько методов охоты на овец Далл (на аляскинском английском просто овцах , Нижняя Танана Дебала , Танакросс Деми , Верхняя Танана Диби ) в конце лета и ранней осени в местных горных районах или на юге, как горы Ментаста. Полем Овцы Далл были желаемым источником пищи и материала для одежды и инструментов. [ 6 ]

мигрирующих Водяные птицы ( утки , гусей и лебедей ) и нагорья птиц ( Ptarmigans and Grouse ) были ценным источником свежего мяса. Грубуш ( еловый тетерец , Грубп с острым хвостом , разоренный грузовой низкий , танана , танакросс , дейх, ch'ehtêeg, tsą́ą 'ts'uug , верхняя танана дайх, ch'ahtagn, ts'ts'uu ) и ptarmigan ( Willow Ptarmigan и Rock Ptarmigan Lower Tanana K'orrh'eba, Ddhełk'ola , Tanacross K'étmah, Ddheł K'aal , Верхняя Танана К'Атба ) были приняты оппортунистически в течение года с луком и стрелами или с помощью ловушек и договоренностей. Утки и гусей были легко захвачены при литии . Мужчины в каноэ Берехбарки тихо подошли к водоплавающим птицам в бухтах и ​​бухтах и ​​застрелили их луками и стрелами. Затем женщины и дети поймали птиц и собирали яйца из своих гнезд. [ 6 ]

Дикие ягоды Аляски из Национального заповедника дикой природы Innoko , смесь истинных ягод (голубой вакциниум улигиносум и красные вакциниум-витида ) и агрегатные фрукты (Red Rubus arcticus )

Рыбалка (ручей и река) была сделана рядом с деревенскими площадками. Рыба, которые являются домашними и наиболее распространенными, хранились в больших подземных кешах. Основная экономическая рыба (Tanacross łuug , верхняя танана -łuugn, łuuk ) виды - это в основном синные ( горбатые белые рыбы , круглые белые рыбы Танакросс Xełtįį ' ) и тихоокеанский лосось ( король (чинук) Верхний Танана Гат , Танакросс Чокс , Красный (Соедия) Верхняя Танана łuugn delt'al , tanacross łuug delt'el ). Другими видами рыб являются щука (верхняя танана ch'ulju̱u̱dn , tanacross uljaaddh ), gryling (нижняя Танана Сраджела , Верхняя Танана Сиджил , Танакросс Сиджел ), Линкод (Верхний Танана и Танакросс Ц'Ааан ) и присуха (Верхняя тауатс'адн , танакоросс Tats'aht'ôl ). Рыбалка на озере Мэнсфилд и Фиш-Крик для белой рыбы, щуки и грейлера началась в конце весны и продолжалась до середины июля. Это была основная деятельность по сбору урожая, и везде, постоянно надежный источник пищи, был особенно важен. Все участники группы, кроме очень маленьких детей, помогали в сборе и обработке улова. Весенний урожай рыбы обеспечил долгожданное смену в рационе после долгой зимы употребления в основном сухой рыбы и мяса. Рыба не ели свежую, была обработана и высохла сушильные стойки для последующего потребления. Как свежая, так и сушеные рыбы готовили в воде, вареная путем помещения нагретых камней в корзину коры Березой. [ 6 ]

Белая ель ( Picea glauca ) и черная ель ( Picea mariana ) являются доминирующими деревьями, с максимальной линией деревьев удерживается около 4000 футов. только задержки ивы и олины На этом уровне встречаются . Несколько папоротников , такие как страус , дерево , буки и дубовый папоротник , растут в низменности. [ 11 ] Начиная с поздней весны и продолжая в течение лета и ранней осени, как взрослые, так и дети собрали различные растения и вегетативные материалы. Фрукты и ягоды (Нижняя Танана , Дейни, Некотль , Танакросс Джаг, Нтл'ут, Нит-Син , Верхний Танана Джьень, Нтлат, Нитисил ), съедобные корни (особенно индийский картофель или дикий морковный Альпин. Джега хедисарум [ 50 ] ), и различные растения (особенно дикий ревбарнополигон аляскин ) ели свежими, сохранили для более поздних потреблений или использовали для лекарственных целей. Березовая кора бумажной березы (нижняя танана к'их , танакросс и верхняя танана k'įį ) и еловые корни (танакросс xeyh ) были необходимы для приготовления корзин, приготовления пищи, инструментов, колыбель и каноэ. [ 6 ] Верхняя танана употребляет лингонберри ( Vaccinium vitis-idaea ) в качестве источника пищи. Они кипятят ягоды с сахаром и мукой, чтобы загустеть; Ешьте сырые ягоды, либо простые, или смешивая их с сахаром, смазкой или комбинацией двух; жарить их в смазке с сахаром или сушеными рыбными яйцами; Или превратить их в пироги, джем и желе. Они также сохраняют ягоды в одиночку или в смазке и хранят их в корзине по берзорке в подземном кеше или замораживают их. [ 51 ] Они также используют их в своей традиционной медицине, едят ягоды или используют сок ягод для простуды, кашля и боли в горле. [ 51 ]

Танана Родство основано на том, что официально известно как родственник-ирокезы , и отражает систему матрилинейных кланов и важность брака между кузинами . Люди в обществе Танана родились в клане своей матери. Их общество было и все еще состоит из восьми или девяти матрилинейных кланов, которые расположены в экзогамных фрагментах, названных Вороном (или вороной) и морской чайкой (или волком). Брак должен был произойти между мужчиной и женщиной из противоположных кланов. [ 6 ]

Культура

[ редактировать ]

Анимизм и шаманизм

[ редактировать ]

Исторически и традиционно Танана и все другие аляскинские атабаскинцы практикуют анимизм и шаманизм . Анимистическая система убеждений, общая для всех аляскинских атабасканских групп, может быть кратко охарактеризована следующим образом: у всех существ и некоторых неодушевленных объектов были духи, которые были активными и мощными компонентами этих существ. Духи позволили животному узнать больше, чем было немедленно для него. Таким образом, если бы люди делали что -то, что недовольное дух животного, само животное останется в стороне от людей, и люди могут голодать. Были очень определенные правила, которыми люди должны были следовать, когда имели дело с животными на основе этой веры в духи животных. [ 9 ]

Аборигенно и в ранние исторические времена, шаман , называемый медициной или медициной женщиной [ 52 ] (Tanacross Desshen Upper Tanana Dishin ) была центральной фигурой Атабаскинской религиозной жизни. Шаман в этой культуре был средним человеком/женщиной между духами и местными народами. Magico-религиозные практики включали предзнаменования, чары, амулеты, песни, табу и убеждения о сверхъестественном. Верования и практики были связаны с определенными животными, и многие были сосредоточены на охоте. У животных духов, кажется, преобладали духовная жизнь Танана. Они верили, что злой дух проявился в полу-анимы. Духи были влиятельны на деятельность живых и направлять мертвых в их последнее место отдыха. Атабасканские шаманы охраняли людей от последствий плохого духа. Шаман также диагностировал различные заболевания и восстановил здоровье тех, кто пострадал от плохого спирта. Шаман также мог бы предоставить ценную службу лопатки , которая предсказывала местонахождение игры, когда охота было мало. [ 11 ] [ 53 ] По словам культурного антрополога Ричарда К. Нельсона (который жил в течение длительных периодов в деревнях Аляскинских атабаска), традиции Атабаска учили, что все в природе является принципиально духовным и должно относиться с уважением. Это включает в себя не только избегание отходов, но и следовать сложному кодексу морали по отношению к растениям, животным и самой земле. Например, если мужчина из Верхнего Танана убивает волка, он никогда не должен трогать его, пока он официально извинится и не объяснит, что его семья нуждается в этом. [ 54 ]

Табу įhjih (Tanacross indih , верхняя танана ) анимистичны и запрещены. В дополнение к соблюдению кодекса поведения люди наблюдали различные табу, предназначенные для предотвращения несчастья или неудачи. Многие из этих табу были связаны с охотой или каким-либо другим аспектом процесса сбора пищи, что подчеркивает важность этих действий для выживания группы. [ 6 ] Вороны , краны , росомахи , лисы, выдры и собаки никогда не должны быть съедены. Головы карибу , лося и овец Далл не могут быть поданы собакам; Для этого принесло бы охотника плохая удача. Ни кости, ни туши животных с мехом не могут быть подаются собакам и должны быть кэшированы в безопасном месте. Если собаки получат их, охотник не будет больше мехом. [ 6 ] [ 48 ] [ 49 ] Женщины детородного возраста не ели медведей (гризли или буровой медведь аляски и черный медведь ). [ 7 ] Молодые мальчики не могли есть жир вокруг глаза животного до взрослого возраста. [ 55 ] Никаких животных, кроме собак, не могли быть воспитаны как домашние животные. [ 47 ]

христианство

[ редактировать ]

Внутренние атабаскинцы, по большей части, связывались и миссиолировали римско -католиком (для коюкона атабасканцев), русского ортодоксального , Верхний Кускоквим Атабасканс) и англиканские (для Денаины, Ахтна, Дег Хитан, Холикачук, Верхний Кускоквим Атабасканс) и англиканские миссионеры (для Гвича, Верхний Кускоквим Атабасканс) и англиканские миссионеры (для Гвича миссионеры ( «В, Хан, Танана Атабасканс). [ 56 ] Христианские миссионеры епископальной церкви создали церкви и миссии в районе Танана Атабаскан, начиная с начала 1900 -х годов. [ 11 ] В 1905 году епископальная церковь, в которой имели миссионеры на Аляске, построила епископальную миссию Святого Марка и школу Tortella ( Toghotili , в настоящее время Ненана) на небольшом расстоянии вверх. Школа -интернат преподавала около 28 детей разных возрастов одновременно. [ 57 ] Хадсон застрял , архидиакон Юкона, регулярно посещал поселение, часть территории интерьера площадью 250 000 квадратных акров. Родные атабаскинские дети из других общин, таких как Минто , также посещали школу в Ненане. [ 57 ]

Потлатчи

[ редактировать ]

Athabaskan Potlatch (Tanacross xtíitl , Верхняя Танана -Hotįįįį [ 58 ] ) или церемония сбора представляет собой церемониальную деятельность в середине зимы традиционного потлатча среди атабасканских народов. Это было одно событие, на котором встречались люди из разных местных и даже региональных групп. Несколько региональных полос, посещающих потлатч, могли бы говорить немного разные диалекты, которые, тем не менее, были достаточно близки друг к другу, чтобы быть взаимовыгодными. Важность Potlatches в установлении дружественных связей с внешними группами уже обсуждалась: браки и торговые партнерства часто росли из ассоциации в Potlatch. [ 9 ] Потлатч обычно длился неделю. Самым сложным из Athabaskan Potlatches был похоронный Potlatch (или Memorial Potlatch, Mortuary Potlatch). Похороны отмечают отделение умершего от мира и являются последним публичным выражением горя. [ 59 ] [ 60 ] Мемориальные Потлатчи проводятся членами семьи покойного человека через год после смерти. Это возможность оплакивания, а также одна из них, чтобы почтить покойного. Были проведены другие потлатчи, чтобы продемонстрировать богатство, процветание или удачу человека: чем больше Потлатч, тем больше богатство. Свежее мясо лосей необходимо для похоронного потлатча Атабаска. Сегодня наиболее известным Potlatch-Nuchalawoyya Potlatch из родной деревни Танана. [ 61 ] Археологические доказательства поталкивания находятся на 1000-летнем участке пикапов возле Шоу-Крик в средней долине Танана. [ 62 ]

Литература

[ редактировать ]

В верхней части Танана есть богатая традиция повествования . Старые истории известны во многих северных атабасканских языках под несколькими различными лейблами. Они установлены в мифические времена, когда животные и люди все еще могли общаться. Традиционно рассказывались по вечерам зимой в групповой обстановке, и им было сказано обучать молодежь. [ 63 ]

Искусство

[ редактировать ]

Искусство Танана Атабаскана классифицируется как уроженец Аляски . Корзины березы являются наиболее распространенным типом баскетки, изготовленной женщинами из Атабаскинского. Сегодня березовая кора используется в основном для корзин, сделанных для продажи, и для носителей коры. [ 64 ]

Аляскинское индийское мороженое атабаска (нижняя танана неатхдлоди , Tanacross nanehdlaad ) представляет собой десертное сухое мясо, смешанное с лосным жиром и отличается от канадского индийского мороженого первых наций в Британской Колумбии . Один рецепт для индийского мороженого состоял из высушенной и измельченной вырезки, которая была смешана с смазкой лося в контейнере из коры березы, пока смесь не стала легкой и пушистой. [ 6 ] Кроме того, аляскинские атабаскинские общины также создают песни для выступлений в Potlatches, таких как танцевальные песни, песни Potlatch и траурные песни. В истории и встроенных в фрагменты фольклора, старые шаманские песни также частично запоминаются; Их называют «песнями льда», потому что они были пели во время приготовления неатхдлоди или «индийского мороженого». [ 65 ]

Транспорт

[ редактировать ]

Исторически и традиционно аляскинские атабаскинцы используют пешеходный транспорт; Они путешествуют пешком (зимой, используя снегоступы из берехбарки ). Карибу также преследовали индивидуально на снегоступах зимой охотниками, используя луки и стрелы. [ 49 ] Атабасканы женщины регулярно несут своих детей с помощью детского пояса. [ 20 ] Собаки (Нижняя Танана Ига , танакросс łII ) используются во многих атабасканских деревнях в основном для охоты и в качестве животных. Собаки -сани (нижняя танана XWTL , Tanacross XěDL ) являются древним и широко распространенным средством транспортировки для эскимосных народов ( народ западной центральной аляскинской юп'ик и северный и северо -западный аляскинский инупиат ). Когда в середине 19-го века, не являющиеся местными торговцами мехом, впервые путешествовали по реке Юкон и другим внутренним регионам, они также заметили, что несколько групп атабаска, в том числе «Коюкон», «DEG Hit'an» и Holikachuk, использовали сани собаки. Атабаски, вероятно, изучили технику из их соседей по эскимосу из Иупиата или Юпаика. Гвичин, Танана, Ахтна и другие вытащили свои сани и тобогганы , используя собак исключительно для охоты и в качестве животных. вручную [ 66 ] Собаки иногда использовались, чтобы водить лось в забор и ловушки. [ 6 ]

Современные племенные союзы

[ редактировать ]

Исторически, народ Танана Атабаскин не считал себя живым в « племенах ». Это относительно недавний термин, связанный с политическим признанием правительства США. [ 6 ]

Племенные сущности

[ редактировать ]

Аляски Королевские племенные организации для Танана Атабасканы признаны Бюро по делам индийских отношений Соединенных Штатов :

Племенные сущности Местоположение (родное имя) Этнолингвистическая группа
Местная деревня Минто Minto (menh ti) Нижняя рука
Ассоциация уроженцев Ненаны Нонана (Todlt) Нижняя рука
Деревня Дот -Лейк Озеро Дот (Kel'aaddh Menn ' -' Waterlyly Lake ') Танакросс
Хили Лейк -Виллидж Озеро Хили (Мендис Чиг - «Шаловы рта озеро») Танакросс
Местная деревня Танакросс Tanacross (taats'altęy) Танакросс
Северная деревня Североэй (k'ehtthiign) Верхняя рука
Местная деревня Тетлин Тетлин (Тералайский) Верхняя рука

Региональные корпорации Аляски Атабасканы, коренные корпорации Танана Атабаскин, были созданы в 1971 году, когда Конгресс Соединенных Штатов принял Закон о урегулировании иска коренных исков Аляски (ANCSA).

Корпорация местной деревни Сообщество Уроженец Аляски. Корпорация Этнолингвистическая группа
Сет-до-я-Ах Корпорация Минто Дойон, Limited Нижняя рука
Toghotthele Corporation Окурран Дойон, Limited Нижняя рука
Уродная корпорация Dot Lake Corporation Точечное озеро Дойон, Limited Танакросс
Мендас Ча-Аг Корпорация Хили озеро Дойон, Limited Танакросс
Tanacross Inc. Танакросс Дойон, Limited Танакросс
Northway Contians Inc. Север Дойон, Limited Верхняя рука
Тетлин Индийская резервация Тетлин Дойон, Limited Верхняя рука

Конференция ручных вождей

[ редактировать ]

Конференция Tanana Chiefs - это традиционный племенный консорциум всех центральных аляскинских атабасканцев (или внутренних атабасканцев [ 52 ] ), за исключением южных аляскинских атабасканцев (или южных атабасканцев: [ 52 ] Денаина и Ахтна ). На широких факторах культурного профиля региональной окружающей среды, землепользования и занятости, а также социальной организации, южные атабаскинские (Денаина и Ахтна) более близко напоминала другие южные коренные общества. На севере жизнь внутренних атабасканцев более близко напоминала другие северные местные общества. [ 52 ]

  • Юкон-Танана
    • Минто традиционный совет, Минто , члены - Минто -полоса Нижней Тананы
    • Традиционный совет Nenana, Nenana , члены-Nenana-Toklat Band of Lower Tanana
  • Верхняя Танана Субрегион
    • Совет Dot Lake Village, Dot Lake , членами являются Mansfeld-Kechumstuk Band of Tanacross
    • Традиционный совет озера Хили, озеро Хили , участники Хили Ривер-Джозеф Бэнд Танакросса
    • Совет Tanacross IRA, Tanacross , участники-это Mansfeld-Kechumstuk Band of Tanacross
    • Ассоциация уроженца Тока, Ток , участниками являются Mansfeld-Kechumstuk Band of Tanacross
    • Традиционный совет Northway, Northway , участники - нижняя группа Nabesna of Upper Tanana
    • Совет Tetlin IRA, Tetlin , члены-Tetlin-Last Tetlin Band Offer Tanana

Источники языковых материалов на языках танана

[ редактировать ]

Нижний язык танана:

  • Кари, Джеймс 1991. Нижняя Танана Атабасканская прослушивание и письменные упражнения. Фэрбенкс: Центр местного языка Аляски

Tanacross Language:

  • Арнольд, И.С., Г. Холтон и Р. Томан 2009. Словарь учащихся.

Языковой город Upstest:

  • Милановски, Пол Дж. И Джон, Альфред. 1979. Nee'aaneegn '/Upper Tanana (Tetlin) Junior Dictionary. Анкоридж: Национальный центр развития двуязычных материалов.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ «Центр местного языка Аляски: коренные языки Аляски / статистика населения и спикеров» .
  2. ^ Джеймс Кари (1996). Названия как знаки: «ручей» и «гора» на Алясках атабасканских языках . В атабасканских газетах в честь Роберта В. Янга , под редакцией Л. Джелинка, К. Райса и Л. Саксона. С. 443–476. Альбукерке: Университет Нью -Мексико Пресс.
  3. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Карта коренных народов и языков Аляски» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 года . Получено 15 марта 2014 года .
  4. ^ Холтон, Гэри. 2010. За картой: оказание границ языка коренных народов на Аляске. Рабочие документы на атабасканских языках, изд. С. Таттл и Дж. Спенс, 75–87. (Рабочие документы 8 на местном языке Аляски 8). Fairbanks: Аляска местный язык Фэрбенкс.
  5. ^ «Арктические исследования» . Alaska.si.edu .
  6. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а Терри Л. Хейнс и Уильям Э. Симеоне (2007). Этнографический обзор и оценка Верхнего Танана, Национальный парк и заповедник Wrangell St. Elias . Департамент рыбы и игры Аляски, Отдел существования. Техническая статья № 325 . ]
  7. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Энн Шинквин и Марта Кейс (1984). Современные фуражиры: использование диких ресурсов в деревне Ненана, Аляска . Департамент рыбы и игры Аляски, Отдел существования. Технический документ номер 91.
  8. ^ Либби Хальпин (1987). Жизнь за пределами земли: современное существование в Тетлине, Аляска . Департамент рыбы и игры Аляски, Отдел существования. Технический документ № 149.
  9. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Сеть знаний Аляски: Атабасками внутренних Аляски: 4 -й класс Общественный отдел: Приложение а . Написано Патрицией Х. Парноу
  10. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Атабасканские индейцы» . www.aaanativearts.com .
  11. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Dice.missouri.edu: Танана Описание Архивировано 19 ноября 2012 г., на The Wayback Machine
  12. ^ МакКеннан, Роберт А. 1969. Атабасканская группировка и социальная организация в Центральной Аляске. В вкладе в антропологию: общества группы . Дэвид Дамас, изд. Стр. 93–114. Национальный музей Канады Бюллетень 228. Национальный музей Канады, Оттава.
  13. ^ Смит, Герад (2020). Этноархеология средней долины Танана, Аляска .
  14. ^ Аляска Центр родного языка: картирование родных языков Аляски Гэри Холтона
  15. ^ Смит, Герад (2020). Этноархеология средней долины Танана, Аляска .
  16. ^ «Сравнительный слов Фердинанд фон Врангель 1839 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2012 года . Получено 18 марта 2014 года .
  17. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Джеймс Дж. Саймон и Кэролайн Л. Браун (2010). Обычный и традиционный рабочий лист: стадо Chisana Caribou, GMU 12, Верхняя Танана -Читская Речная область
  18. ^ Брюс Эллиотт Йохансен; Барри Прицкер (2008). Энциклопедия истории американских индейцев . ABC-Clio. С. 451–. ISBN  978-1-85109-817-0 Полем Получено 29 ноября 2011 года .
  19. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Гарнизон армии США, Форт Уэйнрайт. Интегрированный план управления культурными ресурсами , апрель 2013 г.
  20. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Музей Анкориджа: Атабасканская история и культура» . Архивировано из оригинала 31 октября 2012 года . Получено 16 марта 2014 года .
  21. ^ Дене - Симпозиум , Университет Аляски Фэрбенкс, февраль 2008 г., доступ к 30 марта 2010 г.
  22. ^ Гари Холтон. Отношения на местном языке Аляски и семейные деревья
  23. ^ ydli.org: классифицированный список коренных языков Британской Колумбии
  24. ^ Поттер, бакалавр 2008 года. «Радиоуглеродная хронология центральной Аляски: технологическая преемственность и экономические изменения». Радиоуглерод 50 (2): 181–204.
  25. ^ Powers, WR и John F. Hoffecker 1989. Американская древность 54 (2): 263–287.
  26. ^ Hoffecker, John F., WR Powers и T. Goebel 1993. Колонизация Берингии и народ Нового Света. Наука 259: 46–53.
  27. ^ Гай Э. Гиббон ​​(генеральный редактор) с Кеннет М. Эймс и соавт. 1998. История археология доисторической коренной Америки: энциклопедия
  28. ^ Запад, FH 1967. «Места Donnelly Ridge и определение раннего комплекса ядра и лезвия на центральной Аляске». Американская древность 32 (2): 360–382.
  29. ^ Запад, FH 1975. Арктическая антропология 12: 76–81.
  30. ^ Запад, FH 1981. Археология Берингии . Нью -Йорк: Columbia Press.
  31. ^ Бигелоу, NH и WR Powers. 2001. «Климат, растительность и археология 14 000-9000 кал. Арктическая антропология 38 (2): 171–195.
  32. ^ Лорел Эндрюс, останки младенцев ледяного возраста, обнаруженные во внутренней Аляске среди самых старых в Северной Америке . Аляска Dispatch News . 10 ноября 2014 года.
  33. ^ Андерсон, DD 1968. Scientific American 218 (6): 24–33.
  34. ^ Андерсон, DD 1970. Артическая антропология (72): 2–16.
  35. ^ Андерсон, DD 1988. Антропологические документы Университета Аляски . Том 22 (1 и 2), май 1988 г.
  36. ^ Кларк, DW 1981. «Предыстория западной субарктики». В Справочнике индейцев Северной Америки: Субарктика, том 6 , Дж. Хелм, с. 120. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  37. ^ Эндрюс, EF 1975. Salcha: Атабасканский группа реки Танана и ее культуры . Массачусетская диссертация, Фэрбенкс: факультет антропологии, Университет Аляски.
  38. ^ Джин С. Агенер и Брайан Л. Гэннон (1980) Delta North to Prudhoe Bay: фоновый отчет для археологической службы вдоль предлагаемого трубопровода природного газа от Delta Junction до Архивного Прудхо -Бэй 17 марта 2014 года на машине Wayback
  39. ^ Работы Хьюберта Хоу Бэнкрофта, том XXXIII: История Аляски 1730–1885. Сан -Франциско, 1886
  40. ^ Парк, почтовый адрес: Wrangell-St Elias National; Центр, заповедник PO Box 439 Mile 106 8 Richardson Highway Copper; США, AK 99573 Телефон: 822-5234 Контакт. «История человечества - Wrangell - Национальный парк и заповедник Святого Элиаса (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . {{cite web}}: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  41. ^ «TCC» о нас » . 3 декабря 2019 г.
  42. ^ Джонс, Э. 1986. Коюкон Этнография. Историческая комиссия Аляски в истории, № 17. 1. Фэрбенкс: Университет Аляски, Фэрбенкс, Центр родного языка Аляски. 78 р.
  43. ^ "Explorenorth" . Explorenorth.com .
  44. ^ МакКеннан, RA 1981. «Танана». В Справочнике по североамериканским индейцам, том 6: Субарктика , Дж. Хелм. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  45. ^ Шеннон Мишель Макнили (2009), Сезоны из -за баланса воздействия на изменение климата, уязвимость и устойчивая адаптация во внутренних Аляске , Фэрбенкс, Аляска, август 2009 г.
  46. ^ План действий дикой природы Раздел IIIB: 32 экорегиона Аляски от Департамента рыбы и игры Аляски
  47. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гудон, Мари-Франсуаз 1974. Люди Тетлина, почему ты поешь? № 9, Mercury Series, Национальный музей Человека, Отдел этнологии, Национальные музеи Канады, Оттава.
  48. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Vitt, RB 1971. Охотничьи практики верхней тананы атапасканы. Кафедра антропологии, тезис (Массачусетс), Университет Аляски.
  49. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в МакКеннан, Роберт А. 1959. Индейцы Верхнего Тананы. Публикации Йельского университета по антропологии, нет. 55, Нью -Хейвен, Коннектикут.
  50. ^ Историческая комиссия Аляски. Предложение назвать географическую функцию на Аляске
  51. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Кари, Присцилла Руссе, 1985, Этноботаника Верхняя Танаана, Анкоридж. Комиссия по истории Аляски, страница
  52. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Майк Гаффни 2011. Уроженец Аляски в традиционные времена: проект культурного профиля . Аляска нативная сеть знаний
  53. ^ Коренные жители Аляски . Greatland Graphics, 2002, с. 92
  54. ^ Нельсон, Ричард К. 1986. Интерьер Аляска (Анкоридж: Аляска Географическое общество, 1986)
  55. ^ Павел, Давид, 1957. Когда Иисус пришел в Танакрос. Аляска церковник 52 (2): 6–9
  56. ^ Артур Э. Хипплер 1974. Аляскинская атабасканская техника для преодоления злоупотребления алкоголем
  57. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гид по коллекции: миссия Святого Марка, Ненана, Аляска; «Биографическая/историческая заметка» Архивирована 29 января 2016 года, в The Wayback Machine , 2010, библиотека штата Аляска, доступ к 22 сентября 2013 г.
  58. ^ Ольга Ловик и Кора Дэвид 2009. Ямаагн Тишай Наадоди Хах Нахогнак / Ямаагн Тишай и муравьиные люди . Это коллекция повествований, рассказанная Тетлин Старейшина Кора Дэвид на ее родном языке, Верхняя Танана Атабаскан. Они были расшифрованы и переведены Ольгой Ловик с помощью Коры Дэвид, Ависа Сэма, Роя Сэма и Розы Брюер.
  59. ^ Уильям Симеоне, История Аляскинского Атапасканса , 1982, Историческая комиссия Аляски
  60. ^ Уильям Симеоне, винтовки, одеяла и бусины , 1995, Университет Оклахома Пресс, ISBN   0-8061-2713-9
  61. ^ «Атабаскан» .
  62. ^ Смит, Герад (2020). Этноархеология средней долины Танана, Аляска .
  63. ^ Olga Lovick 2012, ходьба, как дикобраз, разговаривает с вороном: фигуративный язык в верхней Танана Атабаскан
  64. ^ Сьюзен В. Фэйр (2006), Аляска, местное искусство: традиция, инновации, преемственность , Университет Аляски Прессы
  65. ^ Сири Г. Таттл, язык и музыка в песнях Минто, Аляска
  66. ^ Коллекции родных Аляски: łeendenaalyoye «Harness Harness старого стиля» машине 18 сентября 2013 г., на Wayback (Источник: Clark 1974: 141; Hadleigh West 1963: 231; Hosley 1981: 537; McKennan 1959: 91, 1965: 41; ;
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c31c60ac87de0aefb2e1bb74e0c6f43__1718647560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/43/6c31c60ac87de0aefb2e1bb74e0c6f43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tanana Athabaskans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)