Руки Атбасканы
![]() ![]() Река Танана и нижняя танана Атабасканский рыбный лагерь в Чене, Аляска , июнь 1997 года. | |
Общая численность населения | |
---|---|
| |
Регионы со значительным населением | |
Соединенные Штаты ( Аляска ) (большинство); Канада ( Юкон ) (меньшинство) | |
Языки | |
Верхние руки , нижняя рука , Танкросс , американский английский (аляскинский вариант), | |
Религия | |
Шаманизм (в основном бывший), христианство | |
Связанные этнические группы | |
Другие аляскинские атабаскинцы Особенно Верхний Кускоквим |

Танана Атабасканы , Танана Атабасканы, или Танана Атапасканы - аляскинский атабасканский народ из атабасканской этнолингвистической группы. Они являются первоначальными жителями реки Танана (на языках танана , в буквальном смысле «прямая вода», в языке коюкона Tene no ' , буквально «Тропическая вода») дренажный бассейн в восточной части центральной Аляски , Соединенные Штаты и Маленькая часть ( First Nation White River ) жила в Юконе , Канада. Река Танана Атабасканские народы называются на языке Нижнего Танана и Коюкона десять Hʉt'ænæ (буквально «трогательные люди»), на языке Гвичин Танан Гвичин (буквально «народ реки Танана»). [ 2 ] На Аляске, где они самые старые, есть три [ 3 ] или четыре [ 4 ] [ 5 ] Группы, идентифицированные языками, на которых они говорят. Это собственно Танана или нижняя танана ( кохт'ана ) и танакросс танана / или танана средняя , или Культура Танана Атабаска- культура охотников-собирателей с матрилинейной системой. Танана Атабасканы были полу-номадическими и жили в полупостоянных поселениях в низменных районах долины Танана . Традиционное атабасканское землепользование включает в себя осеннюю охоту на лося , карибу , овцы Далл и маленьких наземных животных, а также ловушку . Атабасканы не имели официальной племенной организации. Танана Атабасканы были строго территориальными и использовали практику охоты и сбора в своем полуномадическом образе жизни и рассеянном жилищем. Каждая небольшая группа из 20–40 человек, как правило, имела центральный зимний лагерь с несколькими сезонными охотничьими и ловкими лагерями, и они двигались циклически, в зависимости от сезона и доступности ресурсов. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Их соседи-другие, говорящие на атабасканском языке: на Аляске, Коюконе (север и северо-запад), Гвичин (север и северо-восток), Хан (северо-восток), Денаина (небольшая часть юго-запада) и Ахтна (юг) ; в Канаде Хан (северо -восток) и север и южного Татчоне (восток). [ 3 ] Язык верхнего Кускиквима более тесно связан с языком нижнего танана, но не соседом.
Группы
[ редактировать ]
Народная родина Танана Атабасканского народа может быть в целом разделена на четыре различных участка. 1) Юкон Танана нагорье, сливаемое до реки Танана, 2) Северо-Танакросс Низланги, 3) Восточный ареал Аляски, сливающийся в реку Танана, и 4) северные предгорья. [ 11 ]
Река Гудпастер , 91-мильный (146 км) приток реки Танана, считается естественным разрывом в области Танана Атабасканского языка , отделяя носителей вверх тераскому и верхним по танана Спикеры живут дальше вниз по течению. [ 6 ] [ 12 ]
Танана Атабасканы имеют систему матрилинейного родства. [ 7 ] Атабасканцы слабо узнали членство в более крупной двусторонней группе под названием региональная группа (или диалектная группа ), но более важной социальной единицей была местная группа (или семейная группа или семейная/охотничья подразделения ). Зимой региональная группа может разделиться на более мелкие единицы, называемые местными группами, каждая из которых состоит из четырех ядерных семей. Региональная группа может снова встретиться в заранее определенном месте и времени в середине зимы для церемонии сбора под названием « Потлатч» , а затем снова расстается на бобров и Макрата ловушку . [ 10 ]
В конце 19 -го века на родине Танана Атабаскан жили двенадцать региональных групп: шесть групп вниз по течению (четыре Нижних Танана и две средние танана) и шесть групп Upriver (два танакросса и четыре Верхняя Танана).
Нижняя рука
[ редактировать ]Региональные полосы Нижнего Танана: (Язык: Надлежащий диалект нижней Тананы ) [ 13 ]
- Minto Band или Minto Flats Band - обитает в Minto Flats и Old Minto ( Menhti Xwghottthit ). Соседи: люди Гвичин (север), Коюконы народ (запад), Nenana-Toklat Band (юго-запад), Band Wood River Band (Юго-восток), Chena Band (восток).
- Nenana-Toklat Band -обитающая в районе реки Ненана ( Nina No ' ), долины Ненана и реки Токлат ( Tootl'o Huno' ). Соседи: Коюконные люди (Запад), Денаина Народ (Юг), Минто Бэнд (Север), Вуд -Ривер Бэнд (Восток).
- Вуд -речная группа - обитающая в районе Вуд -Ривер . Соседи: Dena'ina People (юг), Nenana-Toklat Band (West), Minto и Chena Bands (North), Salcha Band (восток).
- Бэнда Чена - обитающая в районе реки Чена и деревни Чена ( Chʼenoʼ ) (также ранее Фэрбенкса район ). Соседи: Гвичин люди (север), Минто -группа (Запад), сальча -группа (восток).
Средняя Тана
[ редактировать ]Региональные полосы Среднего Танана: (Язык: Вымер (1993) Отдельный диалект Нижней Тананы . Некоторые авторы считают диалект нижней Тананы Салча-Гудпастер как отдельный язык, известный как Средний Танана. Лингвист Джеймс Кари был сильным сторонником среднего Танана, имея в виду прежний язык групп сальча-гудпастера вдоль реки Средней Танана [ 14 ] )
- Салча (кет) группа - обитающая в районе реки Салча ( Sol Chaget ). Соседи: Hän People (северо-восток), Ahtna People (юг), Chena Band (North), Wood River Band (West), Delta-Goodpaster Band (восток).
- (Большой) Группа Delta-Goodpaster -обитающая в районе Big Delta , Delta River (включая Delta Junction и Deltana ) и река Гудпастер ( Jiiz Cheeg ). Соседи: народ Хэн (северо-восток), Ахтна люди (юг), салча-группа (север и запад), группа Ривер-Джозеф Хили (восток). [ 15 ]
Танакросс
[ редактировать ]Tanacross (Tanana Crossing; впервые задокументирован Фердинанд фон Врангель в 1839 году [ 16 ] as Copper River Kolchan) regional bands: (language: Tanacross )
- Группа Ривер-Джозеф Хили -обитающая в бывшей деревне Джозеф ( Техлуг Нинхдекс Ндиг ), Хили Лейк ( Менди Чиг ), озеро Джордж ( nxaal měnn ' ), Сэм Лейк (Официальное геологическое обследование Соединенных Штатов - Сэнд Лейк- Чинчедл ) область. Соседи: Delta-Goodpaster Band (West), Hän People (North), Ahtna People (юг), Mansfeld-Kechumstuk Band (West), Healy River-Joseph Band (восток).
- Mansfeld-Kchumstuk Band -обитающая в настоящее время Tats'altęy Лейк и Dot Lake ( Menn ' , ранее Кетчумсук Kelt'aaddh , комарская вилка, - Мэнсфилд ( Dihâd Měnn ', Мэнсфилд ( деревня Месси Тситса ( Sfield Village (Ch'enaa ndêdh), Mansfield (Village 'Sfield Village ( Ch'enaa ndêdh ), Mansfield (Village' Village Dihâad ), река Робертсон ( nįhtsii ... ), река Ток ( Tth'itiit nda ' ), Тока район . Соседи: Группа Ривер-Джозеф Хили (Запад), Хан народ (север), народ Ахтна (Юг), Тетлин-Ласт Тетлин Бэнд (Восток).
- Dihthâad xtʼeen iin («Люди в районе Мэнсфилд»)
- Yaadóg Xtʼeen iin («Кетчумстук людей», Lit. «Люди внутренней области»).
Верхняя рука
[ редактировать ]Региональные группы Верхнего Танана: (Язык: Верхняя Танана )
- Tetlin-Last Tetlin Band -ранее населяя Tetlin ( Teetłaiy ), последний Tetlin ( nah k'and ) и район озера Тетлин (в настоящее время Тетлин ). Соседи: группа Mansfeld-Kechumstuk (West), Hän People (север), Ahtna People (юг), нижняя группа Набесна (восток).
- Нижняя группа Набесна - ранее население северо -северо -севера, Джоль, деревня Набесна , ручей Гардинер ( Чиджил Нигне ), река Набесна (нижняя), район реки Чизана (нижняя) (в настоящее время на северо -север ). Соседи: Tetlin-Last Tetlin Band (West), Hän People (North), Ahtna People (South), Scottie Creek Band (восток).
- Scottie Creek Band - ранее живая в районе Скотти -Крик (в настоящее время на Аляске -северной части; в Канаде Уайтхорс, Юкон и Бивер -Крик, Юкон , называется первой нацией Уайт -Ривер ). Соседи: Нижняя группа Набесна (запад), народ Хан (север), народ Ахтна (юг), северный народ Татчоне из Канады (восток).
- Верхний Набесна-Уппер Чизана/Верхний Чизана-Уппер Набесна Группа (собственное имя Ддхал Тот Иин Среди горных людей ' [ 17 ] ) - Ранее население Набесны , река Набесна (верхняя часть), река Чизана (верхняя часть), Кросс -Крик ( Нах'ете Чиг ), район хисана (в настоящее время север, Ментаста, Чисточина). Соседи: народные люди (запад), другие группы Верхнего Танана (север), Южный Татчоне народ Канады (Восток).
Предыстория
[ редактировать ]Археологические места на Аляске (Восточная Берингья)-это то, где были обнаружены некоторые из самых ранних доказательств палео-индейцев . [ 18 ] Аляска интерьер или интерьер Аляска непрерывно населена за последние 14 000 [ 19 ] ~ 12,000 [ 20 ] Годы и свидетельства этого континуума человеческой (предков атабаскинской деятельности) сохраняется в Форт -Уэйнрайта учебных землях и вокруг него. Внутренний статус без льда в Аляске в течение последнего ледникового периода обеспечил коридор, соединяющий Беринговый земельный мост и Северо -Восточную Азию (Западная Берингия/ Сибирь ) в Северную Америку. Самыми ранними культурными останками во внутренних Аляске, как на побережье, являются комплексы каменного лезвия, около 10 000 лет, с тесными отношениями с сибирскими материалами. [ 20 ] В феврале 2008 года предложение, соединяющее азиатские инисеанские языки центральной Сибири, с американскими языками на денэ (атабаскан-эйак-Тлилингит), в семье Денэ-Унисея, издаваемое и хорошо принятым рядом лингвистов. [ 21 ] На родине атабасканских языков - северо -западная Канада и южная/восточная Аляска. [ 22 ] [ 23 ]
внутренней Аляски После первоначальной колонизации археологи обычно делят предысторию на три широкие археологические темы: [ 24 ]
Палекартическая традиция
[ редактировать ]Палеарктическая традиция (12 000–6000 лет назад)-это термин, который в настоящее время используется археологами для обозначения самых ранних урегулированных людей, известных со всей Аляски. В интерьере Аляски палеарктическая традиция исторически включала два культурных подразделения, называемых комплексами Ненаны и Денали.
Комплекс Ненана
[ редактировать ]Комплекс Ненана был определен WR Powers и Джоном Ф. Хоффекером. [ 19 ] [ 25 ] Комплекс Ненана начался примерно 11 000 лет назад. Он широко рассматривается как часть палеоиндийской традиции и вероятным беринговым предшественником комплекса Кловис . [ 26 ] [ 27 ] Многие археологические участки комплекса Ненана расположены в долине Танана : сломанный мамонт , Чугуотер , Доннелли -хребет, озеро Хили , Мид и Свон -Пойнт . [ 19 ]
Денали комплекс
[ редактировать ]Комплекс Денали, датированный примерно до 10 500 до 8000 лет назад, был первоначально определен Ф. Х. Уэстом. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Некоторые археологические сайты комплекса Денали: Mt. Hayes, Swan Point и Gerstle River. Технология Nenana и Denali сохраняется на центральной Аляске по всей голоцене . Взаимосвязь между предлагаемыми комплексами Nenana и Denali, как пока неразрешенная. [ 19 ] Бореальный лес во внутренней части Аляски ( внутренняя Аляска-Юкон низменная тайга из региона Танана и медное плато Тайга из региона Ахтна) был создан 8000 лет назад. [ 31 ]
Два младенца Ледяного века, обнаруженные в древнем жилом лагерях ( участок вверх Sun River был впервые обнаружен в 2006 году) во внутренней части Аляски возле реки Танана к востоку от Фэрбенкса-самые старые человеческие останки, когда-либо найденные в североамериканской Арктике и Субарктике, а также среди , старейшин обнаружил на всем континенте По словам исследователей из Университета Аляски Фэрбенкс . Обнаруженные в 2013 году, останки двух детей датируются 11 500 лет назад, ближе к концу последнего ледникового периода . [ 32 ]
Северная архаичная традиция
[ редактировать ]Северная архаичная традиция процветала 6000–1000 лет назад. Плотность участка снова увеличилась примерно через 6000 лет назад во внутренней Аляске. Это увеличение численности населения совпадает с северной архаичной традицией и появлением точек снаряда с боковым оборудованием. Дуглас Д. Андерсон [ 33 ] [ 34 ] Первоначально определил северную архаическую традицию, чтобы специально обращаться с заемщими точечными стратиграфическими горизонтами, которые не содержали микроблады на месте лукового портажа ( археологический район Onion Portage Archelogical District of Kobuk Malimiut в People People )) регионе [ 35 ] на северной Аляске. Наденькие точечные собрания встречаются во многих местах во внутренних Аляске, в том числе более десятка на землях армии США в форте Уэйнрайт. Несколько участков, в том числе выкопанный участок озера Банджо в зоне обучения Доннелли, также произвели даты среднего голоцена из угля. Даты от 6 300 до 6700 лет от озера Банджо были также связаны с компонентом микроблейда. [ 19 ]
Атабасканская традиция
[ редактировать ]Атабасканская традиция процветала 1300–800 лет назад. Лингвистические данные свидетельствуют о том, что атабасканская культура, возможно, появилась в долине Танана еще в 2500 лет назад. Благодаря этнографии , устной истории и широкому спектру культурных предметов многое было изучено об атабасканской культуре и истории в регионе. Артефакты, связанные с атабасканской культурой, являются исключительно разнообразными и включают в себя точки снаряда костей и рога, рыболовные крючки, бусы, пуговицы, лотки березы и костяные игры. В верхнем регионе Танана была доступна местная медь (от торговли с людьми или «медными индейцами») была доступна и использовалась в дополнение к традиционным типам материалов до инструментов изготовления, таких как ножи, точки снаряда, AWL, украшения и оси. [ 19 ] [ 36 ] Поздняя доисторическая атабасканская оккупация признана на нескольких местах в гарнизоне армии США и вокруг него, учебных землях Форт -Уэйнрайта. [ 37 ] Атабасканская традиция включает в себя поздние доисторические и протоисторические культуры, как правило, считаются предками Атабасканских племен, которые в настоящее время населяют внутреннюю Аляску. Раскопанные атабаскинские участки редки, но ограниченный объем доказательств допускает несколько обобщений. Атабасканские схемы урегулирования в значительной степени зависели от наличия ресурсов натуральных средств, а внутренние группы велись кочевым образом жизни. [ 19 ]

История
[ редактировать ]Эрнест С. Берч (1980) определил схему с четырьмя периодами, отражающая основные исторические события и их влияние на коренных жителей Аляски (аляскинские эскимосы и атабаскинские народы): [ 38 ]
- Ранний исторический период (1816–1838) является самым ранним контактом с местными жителями, который можно считать из исследовательской прибрежной экспедиции Джеймса Кука в 1778 году.
- Период фрагментации (1838–1897) видел далеко идущие нарушения и изменения традиционных натуральных и урегулирования.
- Колониальный период (1898–1960) отмечен резким притоком большого количества некоренных народов в эпоху золотой лихорадки .
- Срок претензий родного (1960–1977 гг.) - это Закон о урегулировании претензий в Аляске (ANCSA).
Российские торговцы мехом (и Промишленики [по словам американского историка и этнолога Хьюберта Хоу Бэнкрофта , сами казаки были легким отрядом, но им предшествовал все еще более легкая авангарная охранника, называемая Промишленики , своего рода российскими куринями . [ 39 ] ] для североамериканской торговли мехом и морской торговли мехом ) того периода России Америки (1733–1867) начал посещать внутреннюю часть Аляски, начиная с 1810 -х годов, установив торговый пост в Нулато на реке Юкон (на родине Коюкона) и один (один (на родине Коюкона) и один (один в 1819 году медный форт ) в Тарале (русский тарал, родное название Ахтна Тагаэльден ) на медной реке (на родине Ахтна). [ 19 ] [ 40 ] Британские торговцы основали форт Юкон (из родины Гвичин) в 1847 году. Торговые товары с этих постов могли перейти к Нижней и Верхней Атабасканам Танана через внутрипудные торговые сети. Прямой контакт между Тананой Атабасканами и белыми торговцами увеличился после 1860 -х годов. С покупкой Аляски в 1867 году в США контроль над торговыми станциями и торговлей мехом передан американцам . В течение 1880-х годов американские торговцы основали несколько дополнительных постов на реках Юкон и Танана, в том числе места в Nuklukayet (современная Tanana of Koyukon People Homeland), Белль-Айл (современный орел народ народ) и Форт Юкон. [ 19 ] В районе реки Танана документированная евроамериканская история менее 130 лет, как История Танана Атабаскан.
Nucha'la'woy'ya . или англицизированная нучалавоя ( [ 41 ] ) или Нукулогхойойт (горит «точка на полуострове Большой реки» [ 42 ] и гисториал: Nucluvertte, Nuklaklacet, Nuklukathyet, Nuklukyt, Noukyt, Nuklukyet Mother-Day ( Tanaana . [ 43 ]
С началом евро-американского контакта во внутренних Аляске в начале 19-го века торговые влияния и притоки новых групп населения начали менять жизнь в регионе. Модели землепользования перешли от традиционного использования коренных народов в деятельность, основанные на евро-американских экономических и политических системах. Как евро-американские торговцы (торговцы), шахтеры , миссионеры и исследователи переехали в долину Танана , были нарушены традиционные жизненные способы местных атабасканских групп. Доступ к торговым товарам и развитие торговли мехом не только повлияло на традиционную материальную культуру, но и начал резко влиять на проницательную деятельность и модели расчетов. Точно так же прибытие миссионеров во внутреннюю часть Аляски глубоко повлияло на традиционную социальную организацию. Внедрение миссионерских школ для коренных детей и доктрины новых религиозных убеждений способствовало эрозии традиционных экологических знаний и других традиционных практик. [ 19 ] [ 44 ] После покупки Аляски в 1867 году большая часть коюкона была преобразована либо католическими, либо протестантскими конфессиями. И к 1900 году практически все аляскинские атабаскины были христианами, по крайней мере, по имени, если не полностью на практике. [ 45 ] Эпидемия гриппа в 1920 году претендовала на четверть населения Нижнего Атабаскана в Атабаскане Танана ( Тоготили ). [ 7 ]
Охота на охоту
[ редактировать ]
Родина Танана Атабасканс-это сумарктический который бореальный лес в ближнем царстве, называется внутренним интерьером Аляска-Юкона Низеды Тайга . Их земли расположены в разных двух экорегионах : [ 46 ]
- Юг реки Танана, называемый низины Танана-Кускоквим , и этот экорегион образует арку к северу от хребта Аляски и лаймовые холмы. Родными жителями низмены в основном являются коюконом, Танана и Кускоквим Атабасканы. Fairbanks , North Pole , Tok и Delta Junction являются основными сообществами.
- К северу от реки Танана, называемый Юкон-Танана нагорья , и эти формы экорегиона представляют собой округлые горы и холмы, расположенные между реками Юкон и Танана, и охватывающие границу территории Аляски-Юкон. Коренными жителями возвышенных является танакросс, Танана и Хан Атабасканс. Основными сообществами являются Fox , Ester и Eagle .
Танана Атабасканы были полу-немадическими охотниками-собирателями , которые переехали сезонно в течение года на достаточно хорошо определенной территории, чтобы собирать рыбу, птицу, млекопитающие, ягоды и другие возобновляемые ресурсы. [ 6 ] [ 7 ] Территории Танана, как правило, представляют собой мозаику открытых и закрытых еловых лесов, покрывающих склон с низким градиентом, между линейкой Аляски и квартирами и хребтами к северу от реки Танана. [ 7 ]
Экономика Танана Атабасканс-это смешанная система наличных денег, как и другие современные экономики питания на Аляске. Натуральная экономика является основной немонетарной экономической системой. Денежные средства часто бывают редким товаром в области кормления из -за отсутствия возможностей трудоустройства или предполагаемых конфликтов в требованиях занятости и уборки натуральных условий заработной платы. [ 7 ] Основное использование диких ресурсов является внутренним. Использование диких ресурсов во многих атабасканских деревнях в подавляющем большинстве предназначено для внутреннего потребления, так как коммерческий промысел на Аляске отсутствует. [ 7 ] Коммерческая рыбалка и схемы улавливания контролируются главным образом внешними факторами. Система ограниченного въезда штата, оперативная к 1974 году (после ANCSA ), ограничивает количество доступных разрешений на рыболовство для коммерческого лосося (особенно тихоокеанского лосося Oncorhynchus для лосося консервного завода ). В Ненане около трети домохозяйств имеют разрешение. Большинство (70%) выборки домохозяйств с разрешением. Те, у кого разрешение, которые не ловили рыбу на коммерческую рыбу, готовились для натурального существования. [ 7 ]
Ресурс | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Марта | Апрель | Может | Июнь | Июль | Август | Сентябрь |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
на дикобраз карибу Охота | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | ||||
на лосей Аляски Охота | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |||||
на овец Далл Охота | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |||||||
на снегоступа Охота | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||
Beaver & Muskrat Propaping | ![]() |
![]() |
||||||||||
Ptarmigan & Grouse Охота на | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Бег рыбала | ![]() |
![]() |
||||||||||
Ягодный сбор | ![]() |
![]() | ||||||||||
Ловушка меха | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Охота была связана с сезонными движениями по тропам и замороженным рекам, особенно в том, что группы перемещались между реками и возвышенными. Основными охотничьи животные для Танана Атабасканы являются крупные животные (карибу, лось и дикие овцы). Самым ценным охотничьим животным является карибу (подвид Рангифер Тарандус Грант , Нижний Танана Бедзеи , Танакросс Вудзих , Верхняя Танана Удзих ). Это было самое важное пищевое животное в Верхнем Танане перед приходом не коренных жителей и результирующего распада первоначальных кочевых моделей. [ 48 ] Теперь экономическая жизнь верхней Танана сосредоточена вокруг него. Мало того, что животное составляет источник пищи для местных жителей и их собак, но и поставляет материал для их одежды, укрытий и лодок, а также сетки для своих снегоступов , бабише и сухожилий для своих ловушек, шнуров и зареги. [ 17 ] [ 49 ] Охота на Карибу произошла в начале лета и середины лета. Охота на карибу во время осенней миграции включало использование забора, загородных и ловких комплексов и была сезонной деятельностью, критической для выживания народа Тананы. [ 6 ] Сегодня большинство мяса карибу обычно используется свежим или замороженным для последующего использования. [ 17 ] Moose ) - (подвид Alces Alces Gigas , Нижняя Танана Дениги , Танакросс Дендиг , Верхняя Танана Диниген это другое наиболее важное пищевое животное для Танана Атабаскана. Наиболее распространенная активность сбора ресурсов среди нижних танана атабасканских полос, [ 7 ] Охота на лось всегда является популярным занятием в современных атабасканских общинах из -за экономической ценности мяса и предпочтения пищи для большой игры. [ 7 ] Охота на лосей осенью была либо индивидуальной преследованием, либо групповой деятельностью. Мясо лосей было съедено свежим или сохранившим. [ 6 ] В группе Tanacross в Mansfeld-Kechumstuk использовался несколько методов охоты на овец Далл (на аляскинском английском просто овцах , Нижняя Танана Дебала , Танакросс Деми , Верхняя Танана Диби ) в конце лета и ранней осени в местных горных районах или на юге, как горы Ментаста. Полем Овцы Далл были желаемым источником пищи и материала для одежды и инструментов. [ 6 ]
мигрирующих Водяные птицы ( утки , гусей и лебедей ) и нагорья птиц ( Ptarmigans and Grouse ) были ценным источником свежего мяса. Грубуш ( еловый тетерец , Грубп с острым хвостом , разоренный грузовой низкий , танана , танакросс , дейх, ch'ehtêeg, tsą́ą 'ts'uug , верхняя танана дайх, ch'ahtagn, ts'ts'uu ) и ptarmigan ( Willow Ptarmigan и Rock Ptarmigan Lower Tanana K'orrh'eba, Ddhełk'ola , Tanacross K'étmah, Ddheł K'aal , Верхняя Танана К'Атба ) были приняты оппортунистически в течение года с луком и стрелами или с помощью ловушек и договоренностей. Утки и гусей были легко захвачены при литии . Мужчины в каноэ Берехбарки тихо подошли к водоплавающим птицам в бухтах и бухтах и застрелили их луками и стрелами. Затем женщины и дети поймали птиц и собирали яйца из своих гнезд. [ 6 ]

Рыбалка (ручей и река) была сделана рядом с деревенскими площадками. Рыба, которые являются домашними и наиболее распространенными, хранились в больших подземных кешах. Основная экономическая рыба (Tanacross łuug , верхняя танана -łuugn, łuuk ) виды - это в основном синные ( горбатые белые рыбы , круглые белые рыбы Танакросс Xełtįį ' ) и тихоокеанский лосось ( король (чинук) Верхний Танана Гат , Танакросс Чокс , Красный (Соедия) Верхняя Танана łuugn delt'al , tanacross łuug delt'el ). Другими видами рыб являются щука (верхняя танана ch'ulju̱u̱dn , tanacross uljaaddh ), gryling (нижняя Танана Сраджела , Верхняя Танана Сиджил , Танакросс Сиджел ), Линкод (Верхний Танана и Танакросс Ц'Ааан ) и присуха (Верхняя тауатс'адн , танакоросс Tats'aht'ôl ). Рыбалка на озере Мэнсфилд и Фиш-Крик для белой рыбы, щуки и грейлера началась в конце весны и продолжалась до середины июля. Это была основная деятельность по сбору урожая, и везде, постоянно надежный источник пищи, был особенно важен. Все участники группы, кроме очень маленьких детей, помогали в сборе и обработке улова. Весенний урожай рыбы обеспечил долгожданное смену в рационе после долгой зимы употребления в основном сухой рыбы и мяса. Рыба не ели свежую, была обработана и высохла сушильные стойки для последующего потребления. Как свежая, так и сушеные рыбы готовили в воде, вареная путем помещения нагретых камней в корзину коры Березой. [ 6 ]
Белая ель ( Picea glauca ) и черная ель ( Picea mariana ) являются доминирующими деревьями, с максимальной линией деревьев удерживается около 4000 футов. только задержки ивы и олины На этом уровне встречаются . Несколько папоротников , такие как страус , дерево , буки и дубовый папоротник , растут в низменности. [ 11 ] Начиная с поздней весны и продолжая в течение лета и ранней осени, как взрослые, так и дети собрали различные растения и вегетативные материалы. Фрукты и ягоды (Нижняя Танана , Дейни, Некотль , Танакросс Джаг, Нтл'ут, Нит-Син , Верхний Танана Джьень, Нтлат, Нитисил ), съедобные корни (особенно индийский картофель или дикий морковный Альпин. Джега хедисарум [ 50 ] ), и различные растения (особенно дикий ревбарнополигон аляскин ) ели свежими, сохранили для более поздних потреблений или использовали для лекарственных целей. Березовая кора бумажной березы (нижняя танана к'их , танакросс и верхняя танана k'įį ) и еловые корни (танакросс xeyh ) были необходимы для приготовления корзин, приготовления пищи, инструментов, колыбель и каноэ. [ 6 ] Верхняя танана употребляет лингонберри ( Vaccinium vitis-idaea ) в качестве источника пищи. Они кипятят ягоды с сахаром и мукой, чтобы загустеть; Ешьте сырые ягоды, либо простые, или смешивая их с сахаром, смазкой или комбинацией двух; жарить их в смазке с сахаром или сушеными рыбными яйцами; Или превратить их в пироги, джем и желе. Они также сохраняют ягоды в одиночку или в смазке и хранят их в корзине по берзорке в подземном кеше или замораживают их. [ 51 ] Они также используют их в своей традиционной медицине, едят ягоды или используют сок ягод для простуды, кашля и боли в горле. [ 51 ]
Родство
[ редактировать ]Танана Родство основано на том, что официально известно как родственник-ирокезы , и отражает систему матрилинейных кланов и важность брака между кузинами . Люди в обществе Танана родились в клане своей матери. Их общество было и все еще состоит из восьми или девяти матрилинейных кланов, которые расположены в экзогамных фрагментах, названных Вороном (или вороной) и морской чайкой (или волком). Брак должен был произойти между мужчиной и женщиной из противоположных кланов. [ 6 ]
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Анимизм и шаманизм
[ редактировать ]Исторически и традиционно Танана и все другие аляскинские атабаскинцы практикуют анимизм и шаманизм . Анимистическая система убеждений, общая для всех аляскинских атабасканских групп, может быть кратко охарактеризована следующим образом: у всех существ и некоторых неодушевленных объектов были духи, которые были активными и мощными компонентами этих существ. Духи позволили животному узнать больше, чем было немедленно для него. Таким образом, если бы люди делали что -то, что недовольное дух животного, само животное останется в стороне от людей, и люди могут голодать. Были очень определенные правила, которыми люди должны были следовать, когда имели дело с животными на основе этой веры в духи животных. [ 9 ]
Аборигенно и в ранние исторические времена, шаман , называемый медициной или медициной женщиной [ 52 ] (Tanacross Desshen Upper Tanana Dishin ) была центральной фигурой Атабаскинской религиозной жизни. Шаман в этой культуре был средним человеком/женщиной между духами и местными народами. Magico-религиозные практики включали предзнаменования, чары, амулеты, песни, табу и убеждения о сверхъестественном. Верования и практики были связаны с определенными животными, и многие были сосредоточены на охоте. У животных духов, кажется, преобладали духовная жизнь Танана. Они верили, что злой дух проявился в полу-анимы. Духи были влиятельны на деятельность живых и направлять мертвых в их последнее место отдыха. Атабасканские шаманы охраняли людей от последствий плохого духа. Шаман также диагностировал различные заболевания и восстановил здоровье тех, кто пострадал от плохого спирта. Шаман также мог бы предоставить ценную службу лопатки , которая предсказывала местонахождение игры, когда охота было мало. [ 11 ] [ 53 ] По словам культурного антрополога Ричарда К. Нельсона (который жил в течение длительных периодов в деревнях Аляскинских атабаска), традиции Атабаска учили, что все в природе является принципиально духовным и должно относиться с уважением. Это включает в себя не только избегание отходов, но и следовать сложному кодексу морали по отношению к растениям, животным и самой земле. Например, если мужчина из Верхнего Танана убивает волка, он никогда не должен трогать его, пока он официально извинится и не объяснит, что его семья нуждается в этом. [ 54 ]
Табу įhjih (Tanacross indih , верхняя танана ) анимистичны и запрещены. В дополнение к соблюдению кодекса поведения люди наблюдали различные табу, предназначенные для предотвращения несчастья или неудачи. Многие из этих табу были связаны с охотой или каким-либо другим аспектом процесса сбора пищи, что подчеркивает важность этих действий для выживания группы. [ 6 ] Вороны , краны , росомахи , лисы, выдры и собаки никогда не должны быть съедены. Головы карибу , лося и овец Далл не могут быть поданы собакам; Для этого принесло бы охотника плохая удача. Ни кости, ни туши животных с мехом не могут быть подаются собакам и должны быть кэшированы в безопасном месте. Если собаки получат их, охотник не будет больше мехом. [ 6 ] [ 48 ] [ 49 ] Женщины детородного возраста не ели медведей (гризли или буровой медведь аляски и черный медведь ). [ 7 ] Молодые мальчики не могли есть жир вокруг глаза животного до взрослого возраста. [ 55 ] Никаких животных, кроме собак, не могли быть воспитаны как домашние животные. [ 47 ]
христианство
[ редактировать ]Внутренние атабаскинцы, по большей части, связывались и миссиолировали римско -католиком (для коюкона атабасканцев), русского ортодоксального , Верхний Кускоквим Атабасканс) и англиканские (для Денаины, Ахтна, Дег Хитан, Холикачук, Верхний Кускоквим Атабасканс) и англиканские миссионеры (для Гвича, Верхний Кускоквим Атабасканс) и англиканские миссионеры (для Гвича миссионеры ( «В, Хан, Танана Атабасканс). [ 56 ] Христианские миссионеры епископальной церкви создали церкви и миссии в районе Танана Атабаскан, начиная с начала 1900 -х годов. [ 11 ] В 1905 году епископальная церковь, в которой имели миссионеры на Аляске, построила епископальную миссию Святого Марка и школу Tortella ( Toghotili , в настоящее время Ненана) на небольшом расстоянии вверх. Школа -интернат преподавала около 28 детей разных возрастов одновременно. [ 57 ] Хадсон застрял , архидиакон Юкона, регулярно посещал поселение, часть территории интерьера площадью 250 000 квадратных акров. Родные атабаскинские дети из других общин, таких как Минто , также посещали школу в Ненане. [ 57 ]
Потлатчи
[ редактировать ]Athabaskan Potlatch (Tanacross xtíitl , Верхняя Танана -Hotįįįį [ 58 ] ) или церемония сбора представляет собой церемониальную деятельность в середине зимы традиционного потлатча среди атабасканских народов. Это было одно событие, на котором встречались люди из разных местных и даже региональных групп. Несколько региональных полос, посещающих потлатч, могли бы говорить немного разные диалекты, которые, тем не менее, были достаточно близки друг к другу, чтобы быть взаимовыгодными. Важность Potlatches в установлении дружественных связей с внешними группами уже обсуждалась: браки и торговые партнерства часто росли из ассоциации в Potlatch. [ 9 ] Потлатч обычно длился неделю. Самым сложным из Athabaskan Potlatches был похоронный Potlatch (или Memorial Potlatch, Mortuary Potlatch). Похороны отмечают отделение умершего от мира и являются последним публичным выражением горя. [ 59 ] [ 60 ] Мемориальные Потлатчи проводятся членами семьи покойного человека через год после смерти. Это возможность оплакивания, а также одна из них, чтобы почтить покойного. Были проведены другие потлатчи, чтобы продемонстрировать богатство, процветание или удачу человека: чем больше Потлатч, тем больше богатство. Свежее мясо лосей необходимо для похоронного потлатча Атабаска. Сегодня наиболее известным Potlatch-Nuchalawoyya Potlatch из родной деревни Танана. [ 61 ] Археологические доказательства поталкивания находятся на 1000-летнем участке пикапов возле Шоу-Крик в средней долине Танана. [ 62 ]
Литература
[ редактировать ]В верхней части Танана есть богатая традиция повествования . Старые истории известны во многих северных атабасканских языках под несколькими различными лейблами. Они установлены в мифические времена, когда животные и люди все еще могли общаться. Традиционно рассказывались по вечерам зимой в групповой обстановке, и им было сказано обучать молодежь. [ 63 ]
Искусство
[ редактировать ]Искусство Танана Атабаскана классифицируется как уроженец Аляски . Корзины березы являются наиболее распространенным типом баскетки, изготовленной женщинами из Атабаскинского. Сегодня березовая кора используется в основном для корзин, сделанных для продажи, и для носителей коры. [ 64 ]
Кухня
[ редактировать ]Аляскинское индийское мороженое атабаска (нижняя танана неатхдлоди , Tanacross nanehdlaad ) представляет собой десертное сухое мясо, смешанное с лосным жиром и отличается от канадского индийского мороженого первых наций в Британской Колумбии . Один рецепт для индийского мороженого состоял из высушенной и измельченной вырезки, которая была смешана с смазкой лося в контейнере из коры березы, пока смесь не стала легкой и пушистой. [ 6 ] Кроме того, аляскинские атабаскинские общины также создают песни для выступлений в Potlatches, таких как танцевальные песни, песни Potlatch и траурные песни. В истории и встроенных в фрагменты фольклора, старые шаманские песни также частично запоминаются; Их называют «песнями льда», потому что они были пели во время приготовления неатхдлоди или «индийского мороженого». [ 65 ]
Транспорт
[ редактировать ]Исторически и традиционно аляскинские атабаскинцы используют пешеходный транспорт; Они путешествуют пешком (зимой, используя снегоступы из берехбарки ). Карибу также преследовали индивидуально на снегоступах зимой охотниками, используя луки и стрелы. [ 49 ] Атабасканы женщины регулярно несут своих детей с помощью детского пояса. [ 20 ] Собаки (Нижняя Танана Ига , танакросс łII ) используются во многих атабасканских деревнях в основном для охоты и в качестве животных. Собаки -сани (нижняя танана XWTL , Tanacross XěDL ) являются древним и широко распространенным средством транспортировки для эскимосных народов ( народ западной центральной аляскинской юп'ик и северный и северо -западный аляскинский инупиат ). Когда в середине 19-го века, не являющиеся местными торговцами мехом, впервые путешествовали по реке Юкон и другим внутренним регионам, они также заметили, что несколько групп атабаска, в том числе «Коюкон», «DEG Hit'an» и Holikachuk, использовали сани собаки. Атабаски, вероятно, изучили технику из их соседей по эскимосу из Иупиата или Юпаика. Гвичин, Танана, Ахтна и другие вытащили свои сани и тобогганы , используя собак исключительно для охоты и в качестве животных. вручную [ 66 ] Собаки иногда использовались, чтобы водить лось в забор и ловушки. [ 6 ]
Современные племенные союзы
[ редактировать ]Исторически, народ Танана Атабаскин не считал себя живым в « племенах ». Это относительно недавний термин, связанный с политическим признанием правительства США. [ 6 ]
Племенные сущности
[ редактировать ]Аляски Королевские племенные организации для Танана Атабасканы признаны Бюро по делам индийских отношений Соединенных Штатов :
Племенные сущности | Местоположение (родное имя) | Этнолингвистическая группа |
---|---|---|
Местная деревня Минто | Minto (menh ti) | Нижняя рука |
Ассоциация уроженцев Ненаны | Нонана (Todlt) | Нижняя рука |
Деревня Дот -Лейк | Озеро Дот (Kel'aaddh Menn ' -' Waterlyly Lake ') | Танакросс |
Хили Лейк -Виллидж | Озеро Хили (Мендис Чиг - «Шаловы рта озеро») | Танакросс |
Местная деревня Танакросс | Tanacross (taats'altęy) | Танакросс |
Северная деревня | Североэй (k'ehtthiign) | Верхняя рука |
Местная деревня Тетлин | Тетлин (Тералайский) | Верхняя рука |
АНКСА
[ редактировать ]Региональные корпорации Аляски Атабасканы, коренные корпорации Танана Атабаскин, были созданы в 1971 году, когда Конгресс Соединенных Штатов принял Закон о урегулировании иска коренных исков Аляски (ANCSA).
Корпорация местной деревни | Сообщество | Уроженец Аляски. Корпорация | Этнолингвистическая группа |
---|---|---|---|
Сет-до-я-Ах Корпорация | Минто | Дойон, Limited | Нижняя рука |
Toghotthele Corporation | Окурран | Дойон, Limited | Нижняя рука |
Уродная корпорация Dot Lake Corporation | Точечное озеро | Дойон, Limited | Танакросс |
Мендас Ча-Аг Корпорация | Хили озеро | Дойон, Limited | Танакросс |
Tanacross Inc. | Танакросс | Дойон, Limited | Танакросс |
Northway Contians Inc. | Север | Дойон, Limited | Верхняя рука |
Тетлин Индийская резервация | Тетлин | Дойон, Limited | Верхняя рука |
Конференция ручных вождей
[ редактировать ]Конференция Tanana Chiefs - это традиционный племенный консорциум всех центральных аляскинских атабасканцев (или внутренних атабасканцев [ 52 ] ), за исключением южных аляскинских атабасканцев (или южных атабасканцев: [ 52 ] Денаина и Ахтна ). На широких факторах культурного профиля региональной окружающей среды, землепользования и занятости, а также социальной организации, южные атабаскинские (Денаина и Ахтна) более близко напоминала другие южные коренные общества. На севере жизнь внутренних атабасканцев более близко напоминала другие северные местные общества. [ 52 ]
- Юкон-Танана
- Верхняя Танана Субрегион
- Совет Dot Lake Village, Dot Lake , членами являются Mansfeld-Kechumstuk Band of Tanacross
- Традиционный совет озера Хили, озеро Хили , участники Хили Ривер-Джозеф Бэнд Танакросса
- Совет Tanacross IRA, Tanacross , участники-это Mansfeld-Kechumstuk Band of Tanacross
- Ассоциация уроженца Тока, Ток , участниками являются Mansfeld-Kechumstuk Band of Tanacross
- Традиционный совет Northway, Northway , участники - нижняя группа Nabesna of Upper Tanana
- Совет Tetlin IRA, Tetlin , члены-Tetlin-Last Tetlin Band Offer Tanana
Источники языковых материалов на языках танана
[ редактировать ]Нижний язык танана:
- Кари, Джеймс 1991. Нижняя Танана Атабасканская прослушивание и письменные упражнения. Фэрбенкс: Центр местного языка Аляски
Tanacross Language:
- Арнольд, И.С., Г. Холтон и Р. Томан 2009. Словарь учащихся.
Языковой город Upstest:
- Милановски, Пол Дж. И Джон, Альфред. 1979. Nee'aaneegn '/Upper Tanana (Tetlin) Junior Dictionary. Анкоридж: Национальный центр развития двуязычных материалов.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Терри Л. Хейнс и Уильям Э. Симеоне (2007). Этнографический обзор и оценка Верхнего Танана, Национальный парк и заповедник Wrangell St. Elias . Департамент рыбы и игры Аляски, Отдел существования. Техническая статья № 325 . ] Только входили только Upriver Tanana (Tanacross и Upper Tanana), исключенные группы вниз по течению Tanana (нижний и средний танана).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Центр местного языка Аляски: коренные языки Аляски / статистика населения и спикеров» .
- ^ Джеймс Кари (1996). Названия как знаки: «ручей» и «гора» на Алясках атабасканских языках . В атабасканских газетах в честь Роберта В. Янга , под редакцией Л. Джелинка, К. Райса и Л. Саксона. С. 443–476. Альбукерке: Университет Нью -Мексико Пресс.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Карта коренных народов и языков Аляски» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 года . Получено 15 марта 2014 года .
- ^ Холтон, Гэри. 2010. За картой: оказание границ языка коренных народов на Аляске. Рабочие документы на атабасканских языках, изд. С. Таттл и Дж. Спенс, 75–87. (Рабочие документы 8 на местном языке Аляски 8). Fairbanks: Аляска местный язык Фэрбенкс.
- ^ «Арктические исследования» . Alaska.si.edu .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а Терри Л. Хейнс и Уильям Э. Симеоне (2007). Этнографический обзор и оценка Верхнего Танана, Национальный парк и заповедник Wrangell St. Elias . Департамент рыбы и игры Аляски, Отдел существования. Техническая статья № 325 . ]
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Энн Шинквин и Марта Кейс (1984). Современные фуражиры: использование диких ресурсов в деревне Ненана, Аляска . Департамент рыбы и игры Аляски, Отдел существования. Технический документ номер 91.
- ^ Либби Хальпин (1987). Жизнь за пределами земли: современное существование в Тетлине, Аляска . Департамент рыбы и игры Аляски, Отдел существования. Технический документ № 149.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Сеть знаний Аляски: Атабасками внутренних Аляски: 4 -й класс Общественный отдел: Приложение а . Написано Патрицией Х. Парноу
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Атабасканские индейцы» . www.aaanativearts.com .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Dice.missouri.edu: Танана Описание Архивировано 19 ноября 2012 г., на The Wayback Machine
- ^ МакКеннан, Роберт А. 1969. Атабасканская группировка и социальная организация в Центральной Аляске. В вкладе в антропологию: общества группы . Дэвид Дамас, изд. Стр. 93–114. Национальный музей Канады Бюллетень 228. Национальный музей Канады, Оттава.
- ^ Смит, Герад (2020). Этноархеология средней долины Танана, Аляска .
- ^ Аляска Центр родного языка: картирование родных языков Аляски Гэри Холтона
- ^ Смит, Герад (2020). Этноархеология средней долины Танана, Аляска .
- ^ «Сравнительный слов Фердинанд фон Врангель 1839 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2012 года . Получено 18 марта 2014 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Джеймс Дж. Саймон и Кэролайн Л. Браун (2010). Обычный и традиционный рабочий лист: стадо Chisana Caribou, GMU 12, Верхняя Танана -Читская Речная область
- ^ Брюс Эллиотт Йохансен; Барри Прицкер (2008). Энциклопедия истории американских индейцев . ABC-Clio. С. 451–. ISBN 978-1-85109-817-0 Полем Получено 29 ноября 2011 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Гарнизон армии США, Форт Уэйнрайт. Интегрированный план управления культурными ресурсами , апрель 2013 г.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Музей Анкориджа: Атабасканская история и культура» . Архивировано из оригинала 31 октября 2012 года . Получено 16 марта 2014 года .
- ^ Дене - Симпозиум , Университет Аляски Фэрбенкс, февраль 2008 г., доступ к 30 марта 2010 г.
- ^ Гари Холтон. Отношения на местном языке Аляски и семейные деревья
- ^ ydli.org: классифицированный список коренных языков Британской Колумбии
- ^ Поттер, бакалавр 2008 года. «Радиоуглеродная хронология центральной Аляски: технологическая преемственность и экономические изменения». Радиоуглерод 50 (2): 181–204.
- ^ Powers, WR и John F. Hoffecker 1989. Американская древность 54 (2): 263–287.
- ^ Hoffecker, John F., WR Powers и T. Goebel 1993. Колонизация Берингии и народ Нового Света. Наука 259: 46–53.
- ^ Гай Э. Гиббон (генеральный редактор) с Кеннет М. Эймс и соавт. 1998. История археология доисторической коренной Америки: энциклопедия
- ^ Запад, FH 1967. «Места Donnelly Ridge и определение раннего комплекса ядра и лезвия на центральной Аляске». Американская древность 32 (2): 360–382.
- ^ Запад, FH 1975. Арктическая антропология 12: 76–81.
- ^ Запад, FH 1981. Археология Берингии . Нью -Йорк: Columbia Press.
- ^ Бигелоу, NH и WR Powers. 2001. «Климат, растительность и археология 14 000-9000 кал. Арктическая антропология 38 (2): 171–195.
- ^ Лорел Эндрюс, останки младенцев ледяного возраста, обнаруженные во внутренней Аляске среди самых старых в Северной Америке . Аляска Dispatch News . 10 ноября 2014 года.
- ^ Андерсон, DD 1968. Scientific American 218 (6): 24–33.
- ^ Андерсон, DD 1970. Артическая антропология (72): 2–16.
- ^ Андерсон, DD 1988. Антропологические документы Университета Аляски . Том 22 (1 и 2), май 1988 г.
- ^ Кларк, DW 1981. «Предыстория западной субарктики». В Справочнике индейцев Северной Америки: Субарктика, том 6 , Дж. Хелм, с. 120. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- ^ Эндрюс, EF 1975. Salcha: Атабасканский группа реки Танана и ее культуры . Массачусетская диссертация, Фэрбенкс: факультет антропологии, Университет Аляски.
- ^ Джин С. Агенер и Брайан Л. Гэннон (1980) Delta North to Prudhoe Bay: фоновый отчет для археологической службы вдоль предлагаемого трубопровода природного газа от Delta Junction до Архивного Прудхо -Бэй 17 марта 2014 года на машине Wayback
- ^ Работы Хьюберта Хоу Бэнкрофта, том XXXIII: История Аляски 1730–1885. Сан -Франциско, 1886
- ^ Парк, почтовый адрес: Wrangell-St Elias National; Центр, заповедник PO Box 439 Mile 106 8 Richardson Highway Copper; США, AK 99573 Телефон: 822-5234 Контакт. «История человечества - Wrangell - Национальный парк и заповедник Святого Элиаса (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov .
{{cite web}}
: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «TCC» о нас » . 3 декабря 2019 г.
- ^ Джонс, Э. 1986. Коюкон Этнография. Историческая комиссия Аляски в истории, № 17. 1. Фэрбенкс: Университет Аляски, Фэрбенкс, Центр родного языка Аляски. 78 р.
- ^ "Explorenorth" . Explorenorth.com .
- ^ МакКеннан, RA 1981. «Танана». В Справочнике по североамериканским индейцам, том 6: Субарктика , Дж. Хелм. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- ^ Шеннон Мишель Макнили (2009), Сезоны из -за баланса воздействия на изменение климата, уязвимость и устойчивая адаптация во внутренних Аляске , Фэрбенкс, Аляска, август 2009 г.
- ^ План действий дикой природы Раздел IIIB: 32 экорегиона Аляски от Департамента рыбы и игры Аляски
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гудон, Мари-Франсуаз 1974. Люди Тетлина, почему ты поешь? № 9, Mercury Series, Национальный музей Человека, Отдел этнологии, Национальные музеи Канады, Оттава.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Vitt, RB 1971. Охотничьи практики верхней тананы атапасканы. Кафедра антропологии, тезис (Массачусетс), Университет Аляски.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в МакКеннан, Роберт А. 1959. Индейцы Верхнего Тананы. Публикации Йельского университета по антропологии, нет. 55, Нью -Хейвен, Коннектикут.
- ^ Историческая комиссия Аляски. Предложение назвать географическую функцию на Аляске
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Кари, Присцилла Руссе, 1985, Этноботаника Верхняя Танаана, Анкоридж. Комиссия по истории Аляски, страница
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Майк Гаффни 2011. Уроженец Аляски в традиционные времена: проект культурного профиля . Аляска нативная сеть знаний
- ^ Коренные жители Аляски . Greatland Graphics, 2002, с. 92
- ^ Нельсон, Ричард К. 1986. Интерьер Аляска (Анкоридж: Аляска Географическое общество, 1986)
- ^ Павел, Давид, 1957. Когда Иисус пришел в Танакрос. Аляска церковник 52 (2): 6–9
- ^ Артур Э. Хипплер 1974. Аляскинская атабасканская техника для преодоления злоупотребления алкоголем
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гид по коллекции: миссия Святого Марка, Ненана, Аляска; «Биографическая/историческая заметка» Архивирована 29 января 2016 года, в The Wayback Machine , 2010, библиотека штата Аляска, доступ к 22 сентября 2013 г.
- ^ Ольга Ловик и Кора Дэвид 2009. Ямаагн Тишай Наадоди Хах Нахогнак / Ямаагн Тишай и муравьиные люди . Это коллекция повествований, рассказанная Тетлин Старейшина Кора Дэвид на ее родном языке, Верхняя Танана Атабаскан. Они были расшифрованы и переведены Ольгой Ловик с помощью Коры Дэвид, Ависа Сэма, Роя Сэма и Розы Брюер.
- ^ Уильям Симеоне, История Аляскинского Атапасканса , 1982, Историческая комиссия Аляски
- ^ Уильям Симеоне, винтовки, одеяла и бусины , 1995, Университет Оклахома Пресс, ISBN 0-8061-2713-9
- ^ «Атабаскан» .
- ^ Смит, Герад (2020). Этноархеология средней долины Танана, Аляска .
- ^ Olga Lovick 2012, ходьба, как дикобраз, разговаривает с вороном: фигуративный язык в верхней Танана Атабаскан
- ^ Сьюзен В. Фэйр (2006), Аляска, местное искусство: традиция, инновации, преемственность , Университет Аляски Прессы
- ^ Сири Г. Таттл, язык и музыка в песнях Минто, Аляска
- ^ Коллекции родных Аляски: łeendenaalyoye «Harness Harness старого стиля» машине 18 сентября 2013 г., на Wayback (Источник: Clark 1974: 141; Hadleigh West 1963: 231; Hosley 1981: 537; McKennan 1959: 91, 1965: 41; ;