Ореол (защитное устройство)
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( июнь 2024 г. ) |

Halo — это система защиты водителя от столкновений, используемая в гоночных сериях с открытыми колесами и состоящая из изогнутой планки, расположенной над головой водителя для ее защиты.
Первые испытания ореола были проведены в 2016 и июле 2017 года. С сезона 2018 года FIA сделала ореол обязательным для каждого автомобиля в Формуле 1 , Формуле 2 , Формуле 3 , Формуле Regional , Формуле E , а также Формуле 4. в качестве новой меры безопасности. [ 1 ] Некоторые другие гоночные серии с открытыми колесами также используют ореол, такие как IndyCar Series , Indy NXT , Super Formula , Super Formula Lights , Euroformula Open и Australian S5000 . Ореол IndyCar используется в качестве каркаса аэроэкрана.
Строительство
[ редактировать ]Устройство состоит из перекладины, которая окружает голову водителя и соединяется тремя точками с рамой автомобиля. Гало изготовлено из титана и весило около 7 килограммов (15 фунтов) в версии, представленной в 2016 году, а в 2017 году оно возросло до 9 килограммов (20 фунтов). [ 2 ]
Система не разрабатывается командами, а производится тремя утвержденными внешними производителями, выбранными FIA, и имеет одинаковые спецификации для всех автомобилей. [ 3 ]
В моделировании, проведенном FIA с использованием данных 40 реальных происшествий, использование системы привело к теоретическому увеличению выживаемости водителя на 17%. [ 4 ]
История и развитие
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]В 2009 году на автомобилях серии FiA с открытыми колесами высшего уровня произошли две крупные аварии. Это авария со смертельным исходом Генри Сёртиса на этапе Брэндс-Хэтч в сезоне Формулы 2 2009 года и авария Фелипе Массы во время квалификации Гран-при Венгрии 2009 года . Эти несчастные случаи привели к необходимости дополнительной защиты кабины. [ 5 ]
Первоначально FiA занималась разработкой закрытых систем кабины, козырьков и конструкций крена вперед. [ 6 ] Экраны в стиле истребителя на раннем этапе считались наименее эффективными из-за проблем с слишком сильным изгибом или разрушением, в зависимости от используемого материала.
В ходе разработки FiA рассмотрело три основных сценария: столкновение двух транспортных средств, контакт транспортного средства с окружающей средой (например, барьерами) и столкновения с транспортными средствами и мусором. Испытания показали, что система Halo позволяет существенно снизить риск травмирования водителя. Во многих случаях система смогла предотвратить контакт шлема с барьером при проверке на серии аварий, произошедших в прошлом. В ходе изучения последнего случая выяснилось, что ореол способен отклонять крупные объекты и обеспечивать большую защиту от более мелкого мусора. [ 7 ]

В августе 2017 года была представлена новая машина Формулы 2 Dallara F2 2018, на которой впервые была установлена система Halo. [ 8 ] Представленный в январе 2018 года автомобиль SRT05e Формулы E имел ореол. [ 9 ] В ноябре 2018 года болиде FIA Формулы 3 2019 года , представленном в Абу-Даби . ореол установили и на [ 10 ] Начиная с 2021 года Ил-15 компании Indy Lights начал использовать ореол. [ 11 ]
Альтернативные системы
[ редактировать ]В качестве альтернативы системе гало компания Red Bull Advanced Technologies разработала прозрачный «аэроэкран». [ 12 ] Конструкция, похожая на небольшой обтекатель, не вызвала особого интереса со стороны FIA. После того, как водители выразили свое несогласие с введением системы гало, FIA разработала «Щит» - прозрачный экран из поливинилхлорида. [ 13 ] В 2019 году аэроэкран был адаптирован для использования ореола в качестве структурной рамы для использования в IndyCar . [ 12 ]
Себастьян Феттель был первым и единственным гонщиком, опробовавшим Шилд на машине Формулы-1. Во время свободной практики Гран-при Великобритании 2017 года он проехал круг с новой системой, прежде чем досрочно завершить тест. Он жаловался на искаженное и нечеткое зрение, из-за которого он не мог управлять автомобилем. [ 14 ] Его введение впоследствии было исключено, так как не было гарантии, что проблемы с «Щитом» удастся решить к сезону 2018 года. [ 15 ]
Первичный прием
[ редактировать ]Система вызвала некоторую критику еще до того, как она была замешана в каких-либо инцидентах, в том числе в инциденте с Ники Лаудой , который утверждал, что система искажает «суть гоночных автомобилей». [ 16 ] Система также изначально была непопулярна среди фанатов: некоторые говорили, что она визуально непривлекательна, противоречит концепции гонок с открытой кабиной и затрудняет обзор водителю. [ 17 ] Некоторые гоночные команды, включая Ferrari и Mercedes, высказывали больше опасений по поводу безопасности, а некоторые водители заявляли, что из-за изобретения водителю «затруднится выход из машины». [ 18 ] Однако другие бывшие водители, в том числе Джеки Стюарт , приветствовали систему и сравнили ее с введением ремней безопасности , которые подвергались аналогичной критике, но затем стали нормой и для дорожных автомобилей. [ 19 ] Макс Ферстаппен не поддержал введение ореола в 2018 году, заявив, что он «злоупотребляет ДНК» Формулы-1, что «менее опасно, чем езда на велосипеде по городу». [ 20 ] Однако Гран-при Японии 2014 года — последняя авария, вдохновившая инженеров решить большую проблему: уровень смертности. [ 21 ]
Расходы
[ редактировать ]Ореол также изменил то, сколько компании тратят на автомобиль. С экономической точки зрения внутри FIA у команд были большие проблемы с ценой, поскольку один ореол стоил где-то от 13 000 до 24 000 евро. В каждой команде есть два гонщика, поэтому командам придется потратить вдвое большую сумму на обоих гонщиков. [ 22 ] Для сравнения: каждая команда потратит примерно 48 000 евро (около 50 270 долларов США) только на нимб, а не на остальную часть машины. Кроме того, им придется провести множество испытаний, чтобы убедиться, что он долговечен и безопасен в использовании. Формула-1 на самом деле не получает прибыли от гонок, и они делают это только потому, что хотят рекламировать свое имя; , трата такой суммы денег на нимб стала неожиданностью Таким образом, по словам технического руководителя Force India Энди Грина . [ 22 ]
Инциденты
[ редактировать ]Несмотря на первоначальную критику, ореол получил высокую оценку сообщества после инцидента, когда в ореол врезалась другая машина — машина, участвовавшая в гонке Формулы 2 в Испании , где ореол Тадасуке Макино врезался в японского пилота Нирея Фукузуми. машину и один на Гран-при Бельгии , где Шарля Леклера ореол Фернандо Алонсо был поражен летающим McLaren , причем оба ореола имели видимые повреждения от удара. воздействие. И Макино, и Леклер выразили благодарность за то, что ореол, возможно, спас им жизни, а Mercedes руководитель команды Тото Вольф , который раскритиковал ореол ранее в этом сезоне, сказал, что спасение Леклерка от травмы сделало ореол «стоящим того», несмотря на его «ужасную эстетику». [ 23 ] [ 24 ]
Считается, что ореол потенциально спас жизнь Алексу Перони после того, как его автомобиль поднялся в воздух и разбился во время этапа Формулы 3 в Монце 7 сентября 2019 года. [ 25 ] Он также сыграл решающую роль в защите Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна 2020 года , где, ударив Даниила Квята машину , он врезался в барьер лоб в лоб. Автомобиль расколол аварийный барьер, позволив машине проскользнуть между ними и отделив заднюю часть автомобиля от ячейки безопасности. Ореол отклонил верхнюю часть барьера, защитив голову Грожана от удара. Несмотря на первоначальное беспокойство по поводу того, что водители не смогли быстро эвакуироваться из-за ореола, Грожан смог выбраться практически без посторонней помощи, несмотря на то, что машина загорелась при ударе о барьер. Он вышел из огня с ожогами рук и лодыжек. [ 26 ] «Несколько лет назад я не был рад этому ореолу, но я думаю, что это самое лучшее, что мы привнесли в Формулу 1, и без него я бы не смог поговорить с вами сегодня», — сказал Грожан. [ 27 ] В аналогичной аварии перед ореолом на Гран-при США 1974 года гонщик Хельмут Койнигг был обезглавлен. [ 28 ]
На Италии 2021 года Гран- при столкнулись Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон . Колесо Ферстаппена приземлилось на нимб, защищающий голову Хэмилтона, и позже Хэмилтон сказал, что это «спасло мою шею». [ 29 ] На Гран-при Великобритании 2022 года Чжоу Гуаньюй сказал, что ореол спас ему жизнь после того, как его Alfa Romeo перевернулся, развернулся и перелетел через барьер из покрышек, потому что обруч рухнул, как только он ударился о асфальт. [ 30 ] До инцидента с Чжоу, во время специальной гонки Формулы 2 ранее в тот же день, нимб потенциально спас жизнь Рою Ниссани после столкновения с Деннисом Хаугером . Автомобиль Хаугера катапультировался из-за бордюра после того, как Ниссани сбил его с трассы, а затем врезался в крышу автомобиля Ниссани. [ 31 ]
Ореол также потенциально спас жизнь Нику де Фрису после столкновения нескольких автомобилей на первом круге первого этапа Seoul ePrix 2022 года , в котором также участвовали Оливер Терви , Дэн Тиктум , Оливер Аскью , Андре Лоттерер , Себастьен Буэми , Норман Нато и Ник Кэссиди. . Автомобиль Де Фриса провалился под машину Буэми, когда он потерял управление, врезавшись в стену, но Лоттерер ударил де Фриза сзади, в частности из-за сочетания плохой видимости на трассе и мокрой дороги. Де Врис вышел невредимым, похвалил нимб и заметил, что без него «я был бы еще меньше, чем я есть». [ 32 ]
Ореол также потенциально спас жизни Зейна Мэлони и Оливера Гете во время шестого круга спринтерской гонки этапа Формулы 3 Спа-Франкоршам 2022 года . Автомобиль Гете врезался в барьер на выезде из Бланшимона, в результате чего его машина перевернулась и приземлилась на машину Мэлони. Обоих водителей вывели из машин, у Мэлони остались лишь небольшие синяки на руках. [ 33 ]
На этапе Формулы 2 в Баку в 2023 году ореол спас Джехану Дарувала жизнь после того, как его машина попала под машину Виктора Мартинша во время безопасного рестарта. [ 34 ] Дарувала сказал: «Мне некуда было идти, и я рад, что ореол сегодня был здесь». [ нужна ссылка ]
На гонке Indianapolis 500 2023 года Феликс Розенквист вылетел из второго поворота за 16 кругов до финиша. Пытаясь увернуться от вращающегося Розенквиста, заднее левое колесо Кайла Кирквуда задело заднее колесо Розенквиста, полностью сбив колесо Кирквуда. Кирквуд сильно ударился о внешнюю стену во втором повороте, в результате чего машина перевернулась и остановилась вверх тормашками. Ни один из водителей не пострадал. [ 35 ] На видео показан аэроэкран Dallara DW12 (закрытое защитное устройство, похожее на ореол), защищающий Кирквуда от прямого контакта с гусеницей и барьером SAFER во время скольжения автомобиля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «FIA утвердила первого поставщика Формулы-1 для Halo» . F1i.com . 16 января 2018 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2018 г. Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ «Ореол достаточно сильный, чтобы удержать автобус, скажем, Мерседес» . www.formula1.com . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ «Как сделать ореол F1» . fia.com . 3 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2018 г. . Проверено 22 октября 2018 г.
- ^ Ричардс, Джайлз (22 июля 2017 г.). «FIA защищает решение ввести в действие устройство защиты кабины Halo F1 в 2018 году» . Наблюдатель . ISSN 0029-7712 . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ «Анализ: могут ли работать купола Формулы-1?» . РЕЙСЕР . 29 октября 2014 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Ассоциация, Пресса (22 июля 2011 г.). «Формула-1 может ввести автомобили с закрытой кабиной для защиты водителей» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Представляем факты, лежащие в основе Halo» (видео) . Международная автомобильная федерация (FIA) . 2 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ «Формула 2 представляет болид 2018 года с Halo» . www.motorsport.com . 31 августа 2017 года . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ «Формула E представляет болид второго поколения» . www.motorsport.com . 30 января 2018 года . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ «Автомобиль Формулы-3 FIA представлен в Абу-Даби» . Международная автомобильная федерация . 22 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2020 г. Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Пруэтт, Маршалл (7 октября 2020 г.). «Обновленные Indy Lights вернутся в 2021 году» . Гонщик . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Использование аэроэкрана в IndyCar Red Bull может дать ей новый шанс в Формуле-1» . autosport.com . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ «FIA работает над альтернативой Halo «Щит» » . FormulaPassion.it (на итальянском языке). 8 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2018 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ «Феттель говорит, что от Шилда у него «закружилась голова» во время тестового заезда» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2018 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Левенберг, Габриэль (20 июля 2017 г.). «Формула-1 выбирает Halo Over the Shield на 2018 год» . Драйв . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Благородный, Джонатан. «Ники Лауда: Halo разрушает усилия по повышению популярности Формулы-1» . Autosport.com . Архивировано из оригинала 18 февраля 2018 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Уильямс, Ричард (19 марта 2018 г.). «Halo может быть самым эффективным методом, разработанным для снижения привлекательности Формулы-1» . Хранитель . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ «Что такое F1 Halo, когда она была представлена и как она спасает жизни?» . Driving.co.uk от The Sunday Times . 5 июля 2022 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Калинаукас, Алекс. «Джеки Стюарт: критики Формулы-1 подобны реакции безопасности 1960-х годов» . Autosport.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2018 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Кирби, Кэмерон (21 марта 2018 г.). «FIA 'злоупотребляет ДНК' Формулы-1 с нимбом: Ферстаппен» . Какая машина .
- ^ «Гран-при Великобритании Формулы-1: что такое гало и как оно спасает жизни?» . 4 июля 2022 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет: устройство F1 «Halo» может стоить командам почти 30 000 долларов» . Автонеделя . 27 сентября 2017 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Беньон, Джек; Митчелл, Скотт (14 мая 2018 г.). «Макино считает, что Halo спас ему жизнь в аварии F2» . Motorsport.com .
- ^ Ричардс, Джайлз (27 августа 2018 г.). «Шарль Леклер отдает дань уважения после того, как ушел после аварии на Гран-при Бельгии» . Хранитель .
- ^ Махер, Томас (7 сентября 2019 г.). «Гасли: Авария Перони изменила мое мнение о Halo» . ФормулаSpy . Архивировано из оригинала 10 сентября 2019 года . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Ричардс, Джайлз (29 ноября 2020 г.). «Жизнь Ромена Грожана спасена ореолом после замечательного побега на Гран-при Бахрейна» . Хранитель . Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ «Команда Haas F1 в Твиттере» . Твиттер . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Кац, Майкл (7 октября 1974 г.). «Водитель убит, когда Фиттипальди выигрывает титул в Уоткинс-Глене» . Нью-Йорк Таймс . п. 45.
- ^ Эмонс, Майкл (12 сентября 2021 г.). « Halo спас мне жизнь, Гамильтон» . Би-би-си Спорт .
Я чувствую себя очень удачливым сегодня. Слава Богу за нимб, который спас меня и спас мою шею.
- ^ Морган, Том (3 июля 2022 г.). «Жизнь Чжоу Гуаньюя спасена Halo после смертельной ужасной аварии на Гран-при Великобритании» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ « Это спасенная жизнь» — пилот F2 выжил в ужасной аварии благодаря Halo» . Крушение . 3 июля 2022 г. Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Боксалл-Легг, Джейк (14 августа 2022 г.). «Де Врис «был бы еще меньше» без ореола после краха E-Pri в Сеуле» . Motorsport.com . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Вудхаус, Джейми (27 августа 2022 г.). «Гонщики Формулы-3 полностью освобождены после последней страшной аварии на трассе в Спа» . ПланетаФ1 . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Жесткая авария в F2: Halo спасает жизнь Джехану Дарувала» . ЛаСекста (на испанском языке). 29 апреля 2023 г. . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Хорнер, Скотт (28 мая 2023 г.). «Индианаполис 500: победа Йозефа Ньюгардена; результаты, таблица лидеров от IMS» . Звезда Индианаполиса . Проверено 4 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Новости гонок F1 – FIA излагает планы относительно следующей версии Halo» . Гонщик . 19 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2018 г.
- «FIA подтверждает использование системы Halo на чемпионате мира FIA Формулы-1 2018 года» . Журнал гоночных технологий . 21 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г.