Королевство Тембу
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2011 г. ) |
![]() Сияалала, вождь клана Ндунгвана Тембу, ок. 1930-е годы | |
Общая численность населения | |
---|---|
3,3 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Коса сесото , английский | |
Религия | |
Христианство , Утиксо | |
Родственные этнические группы | |
Коса , английский , свати , зулу , койсан |
Народ Тембу/Тамбоки | |
---|---|
Человек | Многоженец |
Люди | Тембус |
Язык | Коса |
Страна | Регион Тембуланд в Королевстве Коса |


Тембу живший ( коса : AbaThembu ) — народ коса, в королевстве Тембу.
Согласно устной традиции коса, тембу мигрировали вдоль восточного побережья южной Африки, прежде чем поселиться в Квазулу-Натале . Самый ранний известный предок Тембу - Мбулали, чей внук (по имени Тембу) повел свой народ из того, что стало южноафриканской провинцией Квазулу-Натал, в Дедези в современном регионе Транскей в Южной Африке. Тембу возникли как единый народ во время правления Нгксеко/Нксеква , который объединил кланы, проживающие в Тембуленде , в единое политическое образование, благодаря верности королевской семье Тембу, или «Хала Мвеласе». Среди знаменитых Тембусов - Нельсон Мандела , чей отец был правящим дворянином из младшей ветви королевского клана Мадиба, и Уолтер Сисулу . [ 1 ]
Абатембу родом из Тембуленда и по всей территории Восточно-Капской провинции , Западно-Капской провинции и Южной Африки, они также расположены в Лесото, Кутинге и Кача-Неке , а также в северных частях Восточно-Капской провинции, Аливал-Норт , Стеркспрут и до Мататьеле , Тембу, которые расположены в К северу от Восточного Кейпа, недалеко от Лесото, свободно говорят на сесото .
Имя
[ редактировать ]На языке коса имя — абаТембу ( аба- — распространенный префикс , означающий «люди»). [ 2 ] Территория штата Тембу исторически была известна как Тембуленд .
В 19 веке тембу часто называли народом «тамбоки» или «тамбуки». Первоначально это имя было термином на койсанском языке , специально обозначавшим последователей вождя Мафазы, которые переселились в район к западу от реки Грейт-Кей в 1820-х годах. Однако европейцы использовали эти термины как синоним слова «Тембу» на протяжении большей части XIX века.
Тембу
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Тембу был известен как /Xam bu !e, люди /Xam и Embo, что делает /Xam bu !e в косе тембу, буква O стала U вместо bu. [ 3 ]
АбаТембу происходит от /Xam ka !ue, что означает /Xam — Орикс или Антилопа. Первоначальное имя АбаТембу было /Xam ka !eten (водные люди-антилопы). В хоэмане это слово существует как /ehem, это то же самое. [ 4 ]
Большая часть жителей Тембу говорила на /Xam или /Xam ke - вымершем языке. Басото называли Восточный Кейп (Bathebu ke ing ke ma /Xam), он был известен как область /Xam. АбаТембу никогда не происходил из Центральной Африки, история Тембу никогда не спускалась вниз, они поднимались. [ 5 ]
уМтикракра
[ редактировать ]Мтикракра — горький куст, это не слово коса, оно было искажено языком коса , оно пишется на коса как Мтикракра, в /Xam это (/um ti na) или (/um ra ra) и даже в !Оракобаб и / Ксам ке Ра Ра означает что-то горькое (!kung ra ra) горький куст или древесные люди на африкаансе (горький бос менсе). [ 6 ]
/История Ксама и Тембу
[ редактировать ]Название «Хомани» - это то, что мы знаем сейчас как Квинстаун. Это была земля / Ксам, которая сейчас известна как Тембуленд , народ «Хомани» все еще существует в Калахари, (!kung ra ma ba), который находится в Упингтоне , Восточный Кейп раньше был Капской колонией. Квинстаун (теперь называемый комани) назван в честь АмаКома, что означает «Кома» («Дерево, на котором отдыхал лев»). Народ нцунду — это народ нуу , они проживают в Северном Кейпе , Фри-Стейт и Калахари . [ 7 ]
Определение Тембу: /Xam bu !e. /Xam вступил в брак с Абамбо, меньшинством, а не с большинством Абамбо, с которым они строят отношения, поэтому сегодня /Xam bu !e, !e является суффиксом, когда люди говорят AbaThembu, что это язык коса , а не язык коренных народов в Транскей они говорят на другом типе диалекта, который не является их собственным оригинальным диалектом, это разнообразный диалект, который сохранил связь с народом Абамбо. Оригинальный Тембу говорил на диалекте, состоящем из пяти-шести щелчков. [ 8 ]
Тембу всегда хвалит фразу под названием Сопитсо или Йем-Йем, что означает (/Xam - /Xam), что она объединяет всех людей Мадиба, Дломо, Нксонго и Квити. [ 9 ]
История
[ редактировать ]До британского завоевания в 19 веке у Тембу было независимое королевство . Имя клана коса королей Тембу - Нтлази аНкосияне. [ 10 ] [ нужен лучший источник ] Недавние короли, Буелехая Звелибанзи Далиндьебо, в том числе Сабата Джонгуланга Далиндьебо , взяли фамилию Далиндьебо в честь короля 19-го века.
После завоевания Тембу перешли под управление Капской колонии в составе Транскея . За исключением нескольких миссионеров и торговцев, Транскей был бантустаном . Транскей апартеиде бантустаном при оставался и вместе с Сискеем считался родиной народа коса.
АбаТембу — нация, независимая от Амакхосы , и они происходят из Империи ЭМбо. Звиде (не из Ндвандве) был первым человеком, покинувшим ЭМбо, и он родил Мбулали в 1260 году, который породил Нджанье, который породил Мтембу в 1300-х годах.
Мтембу поселился со своим народом в месте, известном как Мбабане в Свазиленде , а затем отправился в КваМсинга в Натале , где у него родились два сына, Ндило и Мвеласе, также известные как Кудени. Он основал племя, известное как Абатембу БакваМвеласе. Ндило уехал и умер в месте, известном как Мсана в Восточном Кейпе. Сыновьями Ндило были Нтонгакази (думакази), Бхомойи, Мкотше, Мдлане, Кома и Джали. Дома Мдлане и Джали, Кома, Мнокотше не имели значения, поскольку их матери были простолюдинками. Единственными домами, которые пользовались уважением, были дома Бхомойи и Нтонгакази, также известные как Думакази, обе их матери происходили из королевских домов.
Бхомойи уехал из Мсаны в Лесото в место, известное как Кача-Нек, он вступил в битву с басуто и завоевал свою вновь обретенную землю, когда Бхомойи конфисковал землю, Басото пришел попросить его уйти, чтобы они могли продолжать заниматься сельским хозяйством на своей земле. Бхомойи ответил (Андисухамба de ndizobe ndibhentselwa zintombi zabesotho) означает, что я не уйду, пока не буду награжден молодыми женщинами басуто. Посланник вернулся к королю басуто и вернулся с пятнадцатью женщинами басуто, вот откуда Исидуко Забатембу получила фразу ( VelaBembhentsele ). Бхомойи родил Седуму, который родил Мгути, который родил Мнгксонго, и дочь по имени Хазека, мать которой происходила из королевской семьи Мпондо и которая родила Нтойи в правом доме, чья мать была простолюдинкой.
Хазека — одно из двух женских имен, которые упоминаются в истории АбаТембу из-за их бесстрашия и побед в объединении и стабилизации Королевства. Амагорхакази esizwe saBathembu.
Однажды части АмаШесибе , принадлежавшей Мтшутшумбе , пришлось пройти мимо земли АбаТембу, чтобы добраться до АмаГкалека . Но поскольку у АбаТембу намаХесибе была некоторая история, Мтшутшумбе решил скрыть свою личность Ксесибе, назвав свой народ АмаКвати, в честь коровы, которую использовали при окончании школы инициации.
По прибытии они подарили Мгути дань скотом в обмен на землю, которую они получили в эНгкобо. Затем Мгути велел своему сыну Мнгксонго конфисковать их землю, и когда он это сделал, амаКвати дал ему весь черный скот, и это сохранилось в изидуко зама Нгксонго Нтсунду (это был цвет скота).
Затем случилось так, что Мнгксонго не вернулся, и его отец Мгути заблудился, разыскивая его, чтобы короновать его как следующего короля, и утонул со своими собаками в реке Кетуме.
Наследником Мнгксонго был Мфосесебени, которому королевская семья отказала в месте на троне. И по сей день, когда упоминаются имена Мгути и Мнгксонго, эбаТенджини становится неловко, потому что законного короля упустили из виду.
Дядя Мфосебени Нтойи, узурпировавший королевский трон, породил Нтанде и Зиму. Когда Нтойи скончался, Зима сменил его на посту регента молодого Нтанде. Именно тогда прибыл амаТола во главе с Мхуме и его братом. Именно они познакомили абаТембу с копьями.
Нтанде взял на себя бразды правления после смерти Зимы и родил Нксеко, Майю и близнецов Кити и Кубе. В 16 веке Нксеко возглавил миграцию из Дедези в Мсану в районе Мтата .
Нксеко был первым законным королем абаТембу, потому что именно он ассимилировал различные фрагменты таких племен, как амаБомвана , амаВундле, амаМпондомис и амаМфенгу , чтобы построить свое королевство. Нксеква родил Хлангу от женщины -мпондо из клана Мкиха, а Дломо, старшего, от другой жены, а также близнецов Балису и Ндунгвану от третьей жены.
Все эти женщины не были отнесены к разным рангам от главных до младших. Но было ясно, что Хланга, мать которой была принцессой, скорее всего, станет королевской преемницей.
Как раз в это время пришла амаМфене с просьбой включить ее в состав нации Тембу. Они были должным образом приняты, и Ндунгване было поручено выделить для них участки.
Ндунгвана так и не вернулся со своей миссии, вместо этого он остался с чужеземцами, пользуясь всем оказанным ему уважением, и назначил себя их Нкоси.
Всякий раз, когда Дломо забивал корову, он посылал инксаксхебу (правую заднюю часть) к Ндунгване, своему младшему, а затем Хланга также посылал свою нксаксхебу к своему младшему Балисе, который был популярным костюмом, демонстрирующим королевскую власть.
Однажды в домах Дломо и Хланги зарезали коров. Дломо решил поделиться мясом с Велангайе, девушкой из клана Мпемву, и она разразилась похвалой тому, как Дломо фактически провозгласил себя королем, и ушла, проливая слезы радости.
Король
[ редактировать ]Буелехая Далиндьебо , сын Сабаты Джонгуланги Далиндьебо , стал королем Тембу в мае 1989 года; его хвалебное имя — Звелибанзи . Сабата свергнул кайзера Матанзиму , которого правительство поставило на пост и который выступал против освободительных движений Южной Африки. В декабре 2009 года король Буелехая был признан виновным в совершении преступлений, в том числе в убийстве , похищении людей , поджогах и нападениях . В ответ он предложил отделение от Южной Африки. [ 11 ] [ 12 ] а позже потребовал, чтобы правительство выплатило Далиндьебо 900 миллионов рандов , а племя - еще 80 миллиардов рандов в качестве компенсации за унижение, причиненное его уголовным судом. [ 13 ]
Далиндьебо был заключен в тюрьму в декабре 2015 года. Он также был свергнут с престола, и ожидалось, что он будет свергнут в административном порядке. [ 14 ]
Принц Азенати Далиндьебо, наследник Буелехайи, исполнял обязанности короля племени с 2016 года.
23 декабря 2019 года, после речи президента Сирила Рамафосы в День примирения , король абаТембу был освобожден из тюрьмы, отбыв одну треть своего наказания.
Родословная
[ редактировать ]- Ндала
- 1800 – 10 августа 1830 г. Проснись, Волк Аа! Я был!
- Мтикакра
- я был в стране
- Далиндьебо
- Сампу Далиндьебо Аа! Посмотрите на страну!
- Сабата Далиндьебо Аа! Это гонка!
- Май 1989 г. - настоящее время Буелехая Далиндьебо Аа! Будь широким!
Линия королевства Тембу
[ редактировать ]Тембу Родился в 1300-х годах. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вот и все | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кома (АмаКома) Сдавайся Мвандиньяма Ньойела | Мдлане (AmaMdlane) Тутусе Номдимба Кандаше | Джали (Джали) | Мнчотше (Мнкотше) Ндала Момамана Мсуну Нгксунга Толе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Леди | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
भोमोयी | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Седума | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выключи это | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нгути | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нгсонго | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маленький | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вне | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ндунгване (АмаНдунгване) | Сомневаться | Нация (Сигареты) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дломо | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Так | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мадиба | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этот | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зондва (он так и не стал королем, потому что умер раньше своего отца) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ндала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1800 г. – 10 августа 1830 г. Проснись, волк. О! Мне жаль! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мтикакра | Мандела ( начальник ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я был в деревне (Кхейя) | Генри Гадла Мфаханисва Мандела Ах! Господи! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Далиндьебо (Алава) | Матанзима | Нельсон Ролихлахла Мандела Ааа! Далибхунга! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сампу Далиндьебо Ах! Посмотрите на страну! | Кайзер Матанзима Ах! Даливонга! | Джордж: Трудно, да! Бегемот! | Мадиба «Темби» Тембекиле Мандела [1945–1969] | Макгато Мандела [1950–2005] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сабата Далиндьебо Аа! Это гонка! | Мтетувумиле Матанзима (он так и не стал королем, потому что умер раньше своего отца) | Мандла Мандела Ах! Оно эволюционировало! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май 1989 г. — Буелехая Далиндьебо Аа! Будь широким! | Лванделе Звеленкоси Матанзима Аа! Помилуй! | Мы благодарим Далимвулу Матанзиму. Ах! Дождь! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Уолтер Сисулу. Архивировано 16 июня 2012 г. в Wayback Machine Ancestry24.
- ^ Остхейсен, JC (14 сентября 2016 г.). Грамматика английского языка (Первое изд.). Матиланд, Южная Африка: African Sun Media. п. 25. ISBN 9781928357070 .
- ^ Малоци, Йоянда. «Коренное происхождение» . Тембу Анализ .
- ^ Ситхуле, Далуксоло (2024). «Тембус» . Анализ .
- ^ Свартс, Питер. «Происхождение народа тембу» . Документация AbaThembu .
- ^ Нксонго, Майкл. «История Тембу» . Система анализа документов .
- ^ Ван Зил, Анитта. «Происхождение людей, известных как абаТембу» . Документация AbaThembu .
- ^ Нтлай, Юнис. «АбаТембу и Хойхой» . Анализ .
- ^ Уильямс, Лав. "/Xam bu !e или AbaThembu" . Документация Аба Тембу .
- ^ Мксоса (26 апреля 2013 г.). «Тембус» . Кланы . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «Неспокойный монарх приговорен к 15 годам заключения» . www.iol.co.za. Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Осужденный король планирует независимое государство» . www.iol.co.za. Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Племя приостанавливает планы отделения News24
- ^
Сравнивать: «Интрига в королевском дворе, поскольку король Буелехая Далиндьебо сидит в тюрьме» . Таймс в прямом эфире. 1 января 2016 года . Проверено 1 ноября 2016 г.
С точки зрения законов, регулирующих традиционную власть, его также пришлось свергнуть в административном порядке. Это означало, что президент Джейкоб Зума отозвал сертификат, признававший его королем, и лишил его льгот, связанных с его статусом. [...] Мтирара сказал, что Зума дал Далиндьебо возможность сказать что-то, когда сертификат собирался отозвать, но вместо этого он решил обратиться в суд. Это означало, что вопрос об отзыве королевского сертификата еще предстоит решить.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сихеле Э.Г.: Кто такие абаТембу и откуда они? (PDF) (рукопись), перевод Тисани, Северная Каролина , получено 12 сентября 2023 г. - через Университет Родоса.
- Королевское происхождение на worldstatesmen.org