Морт Сал
Морт Сал | |
---|---|
![]() Сахл в 1960 году | |
Имя при рождении | Мортон Лион Сал |
Рожденный | Монреаль , Квебек , Канада | 11 мая 1927 г.
Умер | 26 октября 2021 г. Милл-Вэлли, Калифорния , США | (94 года)
Середина | Стендап , телевидение |
Национальность | Американский |
Альма-матер | Университет Южной Калифорнии |
Годы активности | 1950–2020 |
Жанры | Политическая сатира , импровизационная комедия. |
Тема(ы) | Американская политика , американская культура |
Супруг |
|
Мортон Лайон Саль (11 мая 1927 — 26 октября 2021) — канадского происхождения, американский комик , актёр и социальный сатирик еврейский комик, считающийся первым современным комиком. [1] [2] Он был пионером стиля социальной сатиры, которая высмеивает темы политических и текущих событий, используя импровизированные монологи и только газету в качестве опоры.
Саль провел свои ранние годы в Лос-Анджелесе и переехал в район залива Сан-Франциско , где в 1953 году дебютировал на профессиональной сцене в ночном клубе « Hawdust i» . [3] Его популярность быстро росла, и после года работы в клубе он путешествовал по стране, давая выступления в известных ночных клубах, театрах и кампусах колледжей. В 1960 году он стал первым комиком, появившимся на Time обложке журнала . Он появлялся в различных телешоу, сыграл ряд ролей в кино, выступил с моноспектаклем на Бродвее .
Телеведущий Стив Аллен сказал, что Саль был «единственным настоящим политическим философом, который есть в современной комедии». Его выступления в социальной сатире открыли новые горизонты в сфере живых развлечений, поскольку стендап-комик, рассказывающий о реальном мире политики, в то время считался «революционным». Это вдохновило многих более поздних комиков стать театральными комиками, в том числе Ленни Брюса , Джонатана Уинтерса , Джорджа Карлина , Ричарда Прайора , Льюиса Блэка и Вуди Аллена . Аллен считает, что новый стиль юмора Сала «открывает перспективы для таких людей, как я». [4] : 545
Его поклонниками стали многочисленные политики: Джон Ф. Кеннеди просил его написать шутки для предвыборных выступлений, хотя позже Сахл обратился к президенту с колкостями. После убийства Кеннеди в 1963 году Саль сосредоточился на том, что, по его словам, было отчета Уоррена неточностями и выводами , и часто говорил об этом во время своих выступлений. Это оттолкнуло большую часть его аудитории и привело к падению его популярности до конца 1960-х годов. К 1970-м годам его выступления и популярность частично вернулись, что продолжалось в последующие десятилетия. [5] Биография Сала « Последний выживший » Джеймса Кертиса была выпущена в 2017 году. [6]
Молодость образование и
Сахл родился 11 мая 1927 года в Монреале , Квебек , Канада. [7] [8] единственный ребенок еврейских родителей. [4] [9] Нью-Йорка Его отец, Гарри Сал, происходил из семьи иммигрантов из Нижнего Ист-Сайда и надеялся стать бродвейским драматургом. Гарри встретил свою жену Дороти (Шварц), [10] когда она ответила на рекламу, которую он разместил в поэтическом журнале. Не имея возможности заняться писательской деятельностью, они переехали в Канаду, где он владел табачным магазином в Монреале. [2]
Позже семья Сала переехала в Лос-Анджелес, где его отец, не сумев стать голливудским писателем, работал клерком и судебным репортером в ФБР . Сахл отмечает: «Мой отец разочаровался в своих мечтах и не доверял мне этот мир». Сахл учился в средней школе Бельмонт в Лос-Анджелесе, где писал для школьной газеты. Актер Ричард Кренна был одноклассником. [4] : 55
Когда США вступили во Вторую мировую войну после нападения Японии на Перл-Харбор , Саль, которому тогда было 14 лет, присоединился к школьному корпусу подготовки офицеров запаса (ROTC). Он выиграл медаль за меткую стрельбу и награду Американского легиона «Американизм». [4] : 55 Желая выразить свой патриотизм, он носил форму ROTC в школе и на публике. [2] а когда ему исполнилось пятнадцать, он бросил школу, чтобы вступить в армию Соединенных Штатов , солгав о своем возрасте. [4] : 55 Его мать выследила его и вернула домой через две недели после того, как раскрыла его истинный возраст. [4] : 55
После того, как Саль окончил среднюю школу, его отец попытался отправить его в Вест-Пойнт и получил помощь от своего конгрессмена, но Сахл к тому времени уже был зачислен в ВВС США . Позже он находился на Аляске в составе 93-й группы авиабаз. Однако в армии он сопротивлялся дисциплине и авторитарному контролю, которые они оказывали на его жизнь. Свое несогласие он выразил тем, что отрастил бороду и отказался носить кепку по требованию. Он также написал статьи для небольшой газеты с критикой военных, в результате чего его оштрафовали на три месяца службы в КП . [2] В интервью Сахл заявил, что считает свой военный опыт хорошим, который он назвал «духовным». [11]
Сахл был демобилизован в 1947 году и поступил в Комптон-колледж , а затем в Университет Южной Калифорнии . В 1950 году он получил степень бакалавра наук по специальности « инженер дорожного движения и городское управление» . [2] [8] Он продолжил обучение в магистратуре, но бросил учебу, чтобы стать актером и драматургом. [2]
Карьера [ править ]
Врываясь в комедию [ править ]
Между 1950 и 1953 годами Саль пытался устроиться на работу стендап-комиком примерно в 30 ночных клубах Лос-Анджелеса, но безуспешно. NBC , где он проходил прослушивание, сказали ему, что он никогда не добьется успеха как комик. [2] Он предложил бесплатно выступать в антрактах, чтобы получить возможность показать свой талант. Он вспоминал тот период: «Несмотря на весь фольклор о вере друзей в борющегося молодого художника, мои друзья постоянно меня отговаривали». [4] : 56 Затем он и его друг арендовали старый театр, который они назвали «Театр X», для «экспериментов», и он начал писать и ставить одноактные пьесы. Одна из его пьес называлась « Никто не верил правде» . [2] Не сумев привлечь достаточно большую аудиторию, театр в конце концов закрыли. [ нужна ссылка ]
Ради заработка Сахл начал подрабатывать и писать. Он работал продавцом подержанных автомобилей и курьером , написал роман, который так и не был опубликован, и рассказы. Он поехал в Нью-Йорк в надежде продать свои пьесы, но сумел заработать лишь около восемнадцати долларов в неделю. Он вспоминал... «Я ничего не мог сделать. Я работал над романом, у меня не было работы, и у меня кончился бензин». В результате он решил попробовать что-то другое, исполняя свои пьесы как монологи. Он чувствовал, что было бы легче произнести свой монолог на сцене, чем пытаться продать его другим. «Я знал, что если я собираюсь что-то сделать, мне придется сделать это самому», — говорит он. [4] : 56 Он вернулся в Лос-Анджелес, где выступал в некоторых клубах, но его новый стиль монологической комедии не получил большого внимания. [ нужна ссылка ]
В 1953 году он начал встречаться со Сью Бэбиор. Когда она переехала в Беркли, чтобы учиться в Калифорнийском университете , Саль поехал туда автостопом, чтобы быть с ней. Он проводил время, посещая занятия по одитингу и тусуясь в местных кофейнях. Ради заработка он писал для нескольких авангардных изданий. Он спал на заднем сиденье машины друга; Бабиор жил с соседями по комнате. «Тогда все было просто», - сказал он. «...Все, о чем нам нужно было беспокоиться, это судьба человека». [12] Он чувствовал себя как дома в районе залива Сан-Франциско, комментируя: «Я «родился» в Сан-Франциско ». Он заявил, что три года, которые он прожил в Беркли, были ценным опытом. [4] : 57
Саль искал клубы, где он мог бы выступать в стойке, и Бабиор предложил ему пройти прослушивание в ночном клубе «Hawdust i» в Сан-Франциско. [8] Его владельцу, Энрико Бандуччи , сразу понравился комедийный стиль Сала, и он предложил ему работу за 75 долларов в неделю (около 720 долларов в деньгах 2020 года), что стало его первой постоянной работой в качестве стендап-комика. [2]
Слухи о сатирической комедии Сала быстро распространились. Он получил хорошие отзывы от влиятельного газетного обозревателя Херба Кана . Рецензии мгновенно завоевали доверие Сала: «Я не знаю, откуда взялся г-н Сал, но я рад, что он здесь», - написал Кан после просмотра шоу. Кан начал приглашать своих друзей, таких как кинокомики Дэнни Кэй и Эдди Кантор , посмотреть выступления Сала. [4] : 62 Кантор взял его «под свое крыло» и дал ему советы. [4] : 71 К концу первого года Сала в голодном i он зарабатывал 3000 долларов в неделю (около 29 000 долларов в неделю в деньгах 2020 года) и выступал при аншлагах. Позже в своей карьере он сказал: «Если бы не Энрико, я бы мыл машины». [4] : 62
Шоу в ночных клубах признание национальное и
После года в голодном i Сахл начал появляться в других клубах, включая Black Orchid и Mister Kelly's в Чикаго, Crescendo в Лос-Анджелесе, а также ночной клуб Village Vanguard и The Blue Angel в Нью-Йорке. [13] В некоторых клубах никогда не было стендап-комика; Салу пришлось ворваться в новый вид деятельности. «Мне пришлось создать собственную сеть мест для игр», — сказал он. [4] : 68
Он был лучшим, что я когда-либо видел. Была потребность в революции, все были готовы к революции, но должен был прийти какой-то парень, который мог бы совершить революцию и стать великим. Морт был тем самым. Он был верхушкой айсберга. Внизу были все остальные люди, которые пришли: Ленни Брюс, Николс и Мэй, весь Второй Город. Морт был авангардом группы.
— Вуди Аллен [14] : 160
Знаменитости посмотрели его шоу после того, как услышали о «новом феномене», имея в виду уникальный комедийный стиль Сала. Вуди Аллен , посмотревший его шоу в «Голубом ангеле» в 1954 году, заметил, что «он внезапно стал великим гением, который произвел революцию в этом медиуме». [4] : 68 Британский комедийный актер Джон Клиз сразу же заинтересовался радикальным стилем юмора Сала и оказал Салу такой же уровень уважения, какой «Битлз» оказывали Элвису Пресли . [5]
Телеведущий Стив Аллен , создатель « Вечернего шоу» , сказал, что он «поражен тем, насколько дилетантом он выглядел», но добавил, что это замечание было задумано не как критика, а как «комплимент». Он отметил, что все предыдущие успешные комиксы были одеты формально, были бойкими, хорошо отрепетированными и всегда контролировали свою аудиторию. [4] : 63 Аллен сказал, что «совершенно не шоу-бизнесовая манера Сала была одной из вещей, которые мне понравились, когда я впервые увидел его работу». [4] : 63
Сахл одевался небрежно, без галстука и обычно носил свой фирменный университетский свитер с V-образным вырезом. Его поведение на сцене рассматривалось как «откровенное и хладнокровное, полная противоположность изящному комиксу», - заявил театральный критик Джеральд Нахман . [4] : 50 И хотя Сахл приобрел репутацию интеллектуального комика, этот образ ему не нравился, и он был с ним не согласен: «Это был абсурд. Я едва учился на троечку», - сказал он. [4] : 67 Его естественность на сцене отчасти объяснялась тем, что он предпочитал импровизацию тщательно отрепетированным монологам. Сахл объяснил:
Я так и не нашел, что ты можешь написать акт. Вы не можете репетировать реакцию аудитории. Ты приспосабливаешься к ним каждую ночь. Я прихожу только с набросками. У вас должен быть дух приключений. Я следую своим инстинктам, и зрители — мое жюри. [4] : 64
Его непринужденный стиль стендапа, когда он, казалось, был один на один со своей аудиторией, повлиял на новых комиков, в том числе на Ленни Брюса и Дика Грегори . Однако Сахл был наименее противоречивым, потому что он одевался и выглядел «студенчески» и сосредоточился на политике, в то время как Брюс выступал против сексуальных и языковых условностей, а Грегори сосредоточился на движении за гражданские права . Увидев Морта Сала на сцене, Вуди Аллен , чьи произведения часто были о его личной жизни, решил попробовать: «Раньше у меня не хватало смелости говорить об этом. Затем Морт Сал придумал совершенно новый стиль. юмора, открывающего перспективы для таких людей, как я». [4] : 545
Комментируя монологи Сала, Нахман охарактеризовал его как «одаренного рассказчика, настолько хорошо умеющего брать вас с собой в свои путешествия, что до окончания шоу вы даже не осознавали, что прошли путешествие по лабиринту». [4] : 64 Скорость, с которой Сахл произносил свои монологи, также была примечательна. Британский кинокритик Пенелопа Жиллиат вспоминала, как импровизация Сала «идет в головокружительном заикающемся цикле, и вы думаете, что она никогда не завершит круг. Так всегда бывает». Для нее это было похоже на цирковое представление: «Он катит велосипед по натянутому канату, его мозг бьется, а руки отрываются от руля». [4] : 65
Популярность Сала "растала как грибы в 50-е годы", - говорит кинорежиссер Роберт Б. Вейде , добавляя: "Проще говоря, Морт Сал заново изобрел стендап-комедию". [1] Журнал Time в 1960 году опубликовал заглавную статью о нем и его восхождении к славе, в которой они описали его как «лучшего из новых комиков [и] первого известного американского политического сатирика со времен Уилла Роджерса ». [2] Наряду с выступлениями в ночных клубах он появлялся в некоторых фильмах и телешоу, включая свой дебют на канале The NBC Comedy Hour в мае 1956 года. [15] Он был одним из временных ведущих «Вечернего шоу» после ухода Джека Паара , пока телеканал ждал Джонни Карсона появления .
Его аудитория также расширилась и теперь включает не только студентов и «модную» публику, но теперь даже известные политики искали его шоу. Некоторые стали друзьями, например, кандидат в президенты Джон Ф. Кеннеди , который попросил его подготовить банк политических шуток, которые он мог бы использовать на общественных мероприятиях. [2] Кеннеди нравился его стиль политической сатиры и то, что он назвал «неустанным преследованием всех» Сала. [2] Адлай Стивенсон и Хьюберт Хамфри были фанатами, Хамфри заявил, что «всякий раз, когда возникает политический раздувание, Морт втыкает в него булавку». [2] Саль считал Рональда Рейгана одним из своих ближайших друзей. [16]
Они ценили тот факт, что он был в курсе событий и брал материалы из крупных газет и журналов. Он сохранял свежесть своего материала, писал несколько заметок и развлекал аудиторию, представляя серьезные новости со своим юмором. [2] Однако он не любил телевизионные новости, которые в 1960 году он обвинил в том, что они «кормят» публику с ложки, и поэтому был ответственен за «коррупцию и невежество, которые могут потопить эту страну». [2]
В результате популярности Сала, помимо попадания на обложку Time , он также стал первым комиком, записавшим альбом, первым, кто дал концерты в колледже, и первым комиком, получившим Грэмми . [17]
карьеры в 1960- годы Упадок е
Когда Кеннеди пришел к власти, Сахл вернулся к своей политике шуток в адрес действующего президента, заявив: «Если бы вы были единственным человеком, оставшимся на планете, мне пришлось бы напасть на вас». [18] Отец Джона Кеннеди Джозеф Кеннеди сделал несколько звонков, и количество заказов Сала в клубах начало иссякать. Однажды утром Бандуччи пришел к «Голодному я», который все еще бронировал билеты на Сахл, и обнаружил, что двери заперты цепями и заперты сотрудниками налоговой службы, требующими возврата налогов. [19] «Все мои так называемые либеральные сторонники присоединились к истеблишменту», — сказал он со сцены во время одного из превью. «Те же люди, которые любят шутки о Джоне Фостере Даллесе и Голдуотере, внезапно замирают, когда слышат сатирический юмор о Вьетнаме или войне с бедностью» — это моя работа». [18]
В те дни Саль любил говорить: «У меня есть всего несколько месяцев, чтобы рассказать эти шутки, прежде чем они станут изменой», но эта фраза снова стала преследовать его после того, как Кеннеди вступил в должность. Сахл отправился в город во время вторжения в залив Свиней ; он высмеивал Кеннеди с не меньшим удовольствием, чем Эйзенхауэра. В Хартленде он вспоминает, как президент пришел навестить его в «Крещендо» в Голливуде: «Кеннеди был среди зрителей в задней кабинке. И я сказал: «У меня есть бюллетень. Мэрилин Монро собирается выйти замуж за Адлая Стивенсона. Теперь Кеннеди может позавидовать ему дважды». И я услышал, как кулак опустился на стол, и голос на диалекте Новой Англии произнес: «Черт возьми!» Сахл начал получать сообщения через своего агента Милта Эббинса о том, что Кеннеди чувствуют себя преданными и хотят, чтобы он успокоился. «Они продолжали говорить мне, что Утопия уже здесь, что мои люди наконец-то вошли туда», — рассказал он газете «Saturday Evening Post» в 1964 году. «Я не думаю, что мои люди когда-нибудь туда попадут». Наконец Эббинс и Питер Лоуфорд предъявили Джозефу ультиматум: «Посол говорит, что если вы не будете сотрудничать, вы никогда больше не будете работать в Соединенных Штатах». Вскоре предложения начали сокращаться. Саль вспоминает, как Шелли Дэвис, которая только что купила Crescendo, предупредила его: «Мне сказали, что Белый дом обидится, если я найму вас, и мой подоходный налог будет проверен». [20]
- Дж. Р. Джонс, Политическое самоубийство 6 августа 1998 г.
После убийства Кеннеди в 1963 году интерес Сала к тому, кто несет ответственность, был настолько велик, что он стал заместителем члена команды окружного прокурора Нового Орлеана Джима Гаррисона по расследованию убийства. [8] В результате комедия Сала часто отражала его политику и включала в себя чтения и комментарии к отчету комиссии Уоррена , точность которого он постоянно оспаривал. [21] Он оттолкнул большую часть своей аудитории, был фактически занесен в черный список , и многие из его запланированных выступлений были отменены. К 1964 году его доход упал с 1 миллиона долларов до 13 000 долларов. [22] [23] По словам Нахмана, чрезмерное внимание к деталям убийства Кеннеди погубило Сала и разрушило его карьеру. Позже Сахл признался, что «никогда не было ничего, что оказало бы большее влияние на мою жизнь, чем этот вопрос», но добавил, что, тем не менее, он «думал, что это был замечательный квест». [12]

Частичное возвращение [ править ]
Морт Саль проложил один из самых стремительных курсов в сфере американских развлечений за последние тридцать лет и прошел путь от знаменитости до внутреннего изгнанника. То, что он сделал, не имело прецедентов. Прототипов не было. Он действительно человек, созданный самим собой, и в этом смысле настоящий экзистенциал. Как только он уйдет со сцены, люди начнут превозносить его, называть великим американцем и принимать близко к сердцу все, что он сказал.
- Лос-Анджелес Таймс , 1983 г. [4] : 54

К 1970-м годам растущая волна контркультуры в конечном итоге способствовала частичному возвращению Сала в качестве комика-ветерана, и он был включен в число новых комиков, вошедших в эту область, таких как Джордж Карлин , Лили Томлин и Ричард Прайор . [4] : 89 В 1980-х он выступал в качестве хедлайнера новых клубов Бандуччи в Сан-Франциско. В конце 1980-х он пытался писать сценарии, а также время от времени давал шоу по стране. В 1987 году он провел успешную многонедельную пробежку в Австралии. [24]
В 1988 году Саль вернулся в Нью-Йорк и выступил с сольным внебродвейским шоу « Америка Морта Сала» , которое, несмотря на хорошие отзывы критиков, не имело кассовых сборов. Газета New York Times заявила: «История вернула Морта Сала в центр внимания, когда он больше всего нужен. Его стиль обладает интуитивной непосредственностью. Его присутствие тонизирует». [4] : 92 Роберт Вейде продюсировал биографический документальный фильм « Морт Сал: Верная оппозиция» , который транслировался на канале PBS в 1989 году. [1]
Сахлу стало все труднее вернуть свой прежний уровень успеха. Один критик Los Angeles Times написал: «Сал - человек со страной, но не со сценой». [4] : 96 Ряд телевизионных программ предоставил ему возможность выступать перед живой публикой. Начиная с ноября 1991 года, канал Monitor Channel транслировал серию из восьми шоу под названием Mort Sahl Live . [25] [26]
С 1990-х годов выступал, но реже и в основном в театрах и аудиториях колледжей. [27] Когда Вуди Аллен увидел его выступление в 2001 году на одном из своих редких выступлений в нью-йоркском клубе, Аллен сказал ему: «Это безумие – тебе следует работать все время». Затем Аллен позвонил своему менеджеру Джеку Роллинзу : «Послушайте, этот парень веселый. Нам нужно привезти его в Нью-Йорк». [4] : 96 Затем Сахл давал концерты в пабе Joe's на Манхэттене только для стоячей публики. [4] : 97
В 2008 году Сахл выступил в гриль-клубе BB King's Blues Club на 42-й улице Вуди Аллена, Элейн Мэй и Дика Каветта . с участием [28]
Сахл занял 40-е место в версии Comedy Central списке 100 величайших стендап-комиков всех времен по , заняв место между Билли Кристалом и Джоном Стюартом . [29] В 2003 году он получил Пятую ежегодную премию Алана Кинга в области американского еврейского юмора от Национального фонда еврейской культуры . [30] В 2011 году Библиотека Конгресса поместила его запись 1955 года «На закате » в Национальный реестр звукозаписей . [31]
Сатирический комедийный стиль [ править ]
Юмор Сала был основан на текущих событиях, особенно на политике, что побудило Милтона Берла охарактеризовать его как «одного из величайших политических сатириков всех времен». [5] Его визитной карточкой был выход на сцену с газетой в руке, небрежно одетый в свитер с V-образным вырезом . Он часто декламировал некоторые новости в сочетании с сатирой. [8] окрестил его « Уилл Роджерс с клыками». В 1960 году журнал Time [32]
Сахл обсуждал людей или события почти так, как если бы он сообщал о них впервые, и отвлекался на связанные истории или свой собственный опыт. Исполнительный директор телевидения Роджер Эйлс сказал, что однажды видел, как он читал газету, и через несколько часов Сахл поднялся на сцену с новым материалом, накопленным за целый вечер. «Не имея писателей, он просто делал то, что видел в дневной газете. Он был гением». [4] : 52
Представление Салом комментариев к новостям как формы социальной сатиры привлекло широкий круг знаменитостей и политических поклонников, включая Адлая Стивенсона , Марлен Дитрих , С. Дж. Перельмана , Сола Беллоу и Леонарда Бернстайна . Артур М. Шлезингер-младший сказал, что его популярность объясняется «тоской публики по молодости, непочтительности, резкости, сатире и полному разрыву с прошлым». [4] : 71 А Стив Аллен представил его на одном из своих шоу как «единственного настоящего политического философа, который есть в современной комедии». [33]

Естественность Сала в сочетании с его навыками импровизации также считалась уникальной для артиста сцены. Вуди Аллен отмечает, что другие комиксы завидовали сценическому образу Сала и не понимали, как он мог выступать, просто разговаривая с публикой. [4] : 52 Нахман заявил, что «простая идея стендап-комика, говорящего о реальном мире, была сама по себе революционной… [и] комики, последовавшие за ним – Ленни Брюс , Вуди Аллен, Дик Грегори , Филлис Диллер , Шелли Берман , Джонатан Уинтерс – были отлиты в знакомой форме ночного клуба». [4] : 51
В популярной культуре [ править ]
от 28 сентября 1960 года Peanuts В комиксе Шредер читает вслух Люси биографию своего самого любимого композитора Людвига ван Бетховена , где он описывает своего кумира как человека, который «иногда пугал людей в общественных местах». времена «вырывался в гневе на все мелочное, скучное или жадное в людях. [и] Однако часто его презрение обращалось в высокомерное веселье и юмористические шутки». Затем Люси спрашивает: «Вы читаете о Бетховене или Морте Сале?» [34]
Личная жизнь [ править ]
Сахл был женат трижды. Он женился на Сью Бэбиор в 1955 году; брак закончился разводом менее чем через три года. [35] В начале 1960-х его постоянной девушкой была Типпи Хедрен . [36] Сахл также встречался с Дайаном Кэнноном. [37] и Джули Ньюмар . [38]
В 1967 году он женился на актрисе и модели Чайне Ли , и в 1991 году они развелись. [39] У них был сын, Морт Сал-младший, который умер в 1996 году в возрасте 19 лет от неизвестной реакции, связанной с наркотиками. [4] : 92 [40] [41]
В 1997 году он женился на Кенсли Энн Моттер; они развелись примерно в 2009 году. [42] Он сожалел о распаде их брака и сказал: «Мне жаль, что я развелся с Кенсли; я все еще люблю свою жену. Если ты любишь женщину, это сделает ее лучше». [42]
В 1976 году Саль написал автобиографию под названием « Хартленд» . [43]
В июне 2007 года ряд звездных комиков, в том числе Джордж Карлин и Джонатан Уинтерс, почтили Сала 80-летием. [44]
В 2008 году Сахл переехал из Лос-Анджелеса в Милл-Вэлли, штат Калифорния , пригород Сан-Франциско, где подружился с комиком Робином Уильямсом , жившим неподалеку. [45] [46]
До пандемии COVID-19 в 2020 году Саль работал каждый четверг вечером в Театре Трокмортон в Милл-Вэлли, Калифорния, отвечая на вопросы живой аудитории и из Periscope/ Twitter . [47] [48] [7]
Сахл умер естественной смертью в своем доме в Милл-Вэлли 26 октября 2021 года в возрасте 94 лет. [7]
Дискография [ править ]
Альбомы выступлений [ править ]
- At Sunset , Fantasy Records (запись 1955 г., выпуск 1958 г.)
- Будущее впереди , Verve Records (1958)
- Морт Сал: 1960 или Смотри вперед во гневе , Verve Records MG V-15004 (1959)
- У голодного я , Verve Records (1960)
- Следующий президент , Verve Records (1960)
- Образ жизни , Verve Records (1960)
- Новый рубеж , Reprise Records (1961)
- Об отношениях , отчеты Reprise (1961)
- В любом случае... Вперед , Mercury Records (1967)
- «Спойте Песнь об Уотергейте … Апокриф лжи!» , Отчеты ВНП Crescendo (1973)
- Америка Морта Сала , Dove Audio (1996)
Сборник альбомов [ править ]
- Великие моменты комедии с Mort Sahl Verve Records (1965)
Избранная фильмография [ править ]
![]() | Этот список не имеет точных критериев включения , как описано в Руководстве по стилю для отдельных списков . ( октябрь 2021 г. ) |
- В любви и войне (1958) как Дэнни Кригер
- Ричард Даймонд, частный детектив (CBS-TV 1959) в роли самого себя
- Все молодые люди (1960) как капрал. Кран
- Джонни Кул (1963) как Бен Морроу
- Доктор, вы, должно быть, шутите! (1967) как Дэн Раскин
- Не волнуйтесь (1967) как Сэм Брусника
- голоден и воссоединяюсь (1981) как он сам, документальный фильм
- Внутри Третьего Рейха (1982) (ТВ) как Вернер Финк
- Ничто не вечно (1984) как дядя Морт [49]
- Джонатан Уинтерс : На выступе (1987) в роли самого себя, телешоу
- Морт Сал: Верная оппозиция (1989) в роли самого себя, American Masters документальный фильм
- Мир еврейского юмора (1990) в роли самого себя, документальный фильм
- В поисках Ленни (2011) в роли самого себя, документальный фильм
- Когда комедия пошла в школу (2013) в роли самого себя, документальный фильм
- Макс Роуз (2016) как Джек
Библиография [ править ]
- Кертис, Джеймс (2 мая 2017 г.). Последний выживший: Морт Сал и рождение современной комедии . унив. Пресса Миссисипи. ISBN 9781496811998 . [6]
- Сахл, Морт (1976). Хартленд . Сан-Диего, Калифорния: Харкорт Брейс Йованович . ISBN 978-0-1513-9820-1 . [43]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Морт Сахл: Верная оппозиция» . Уайадак Продакшнс . 2 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 20 января 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Взгляд Сала: Невероятные пятидесятые» . Время . 15 августа 1960. стр. 44–48.
- ^ Хайман, Джеки (12 июля 1983 г.). «Комик все еще стреляет в политические колкости» . Ежедневные новости . Боулинг-Грин, Кентукки. Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Нахман, Джеральд (2003). Серьезно смешно: комики-бунтовщики 1950-х и 1960-х годов . Нью-Йорк: Книги Пантеона. п. 659. ИСБН 978-0-3754-1030-7 . Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хоппер, Тристан (25 мая 2015 г.). «Морт Сал изобрел стендап-комедию – так что же он делает в общественном театре в Северной Калифорнии?» . Национальная почта . Торонто . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсен, Питер (2 июня 2017 г.). «Комик Морт Сал и биограф Джеймс Кертис рассказывают о «Последнем выжившем человеке», истории бесстрашной и забавной жизни Сала» . Реестр округа Ориндж . Ирвин. Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вебер, Брюс (26 октября 2021 г.). «Морт Саль, чей резкий комментарий изменил определение стендапа, умер в возрасте 94 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «О Морте Сале» . ПБС . Американские мастера . 19 марта 2006 года. Архивировано из оригинала 11 сентября 2015 года . Проверено 5 сентября 2017 г.
В своем фирменном свитере с V-образным вырезом и с свежей газетой под мышкой Морт Саль высмеивал и развлекал президентов от Эйзенхауэра до Клинтона.
- ^ Хаббард, Линда С.; Стин, Сара Дж. (сентябрь 1989 г.). Современный театр, кино и телевидение . Сенгадж Гейл. ISBN 978-0-8103-2070-3 . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Кертис (2017). п. 32.
- ^ Вантак, Эндрю. «Морт Сал» . Клуб Камеди и Магии . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Интервью Playboy: Морт Сал». Плейбой . Февраль 1969 года.
- ^ Хашаген, Пол (2002). Пожарная служба города Нью-Йорка . Тернер. п. 148. ИСБН 978-1-5631-1832-6 .
- ^ Нестеров, Клиф (3 ноября 2015 г.). Комики: пьяницы, воры, негодяи и история американской комедии . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-2398-5 . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ "Большая вечеринка". (1959, NBC). Архивировано 23 июня 2015 года в Wayback Machine (на YouTube.com); по состоянию на 14 февраля 2015 г.
- ^ «Морт Сал, комик, высмеивающий политику, умер в возрасте 94 лет» . АП Новости . 26 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ «Легендарные комики Морт Сал и Дик Грегори в Rrazz Room» . Архивировано 6 марта 2016 года в Wayback Machine . Голдстар .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Морт Сал» .
- ^ «Морт Сал ~ Биография Морта Сала | Американские мастера | PBS» . ПБС . 19 марта 2006 г.
- ^ «Политическое самоубийство» . 6 августа 1998 г.
- ^ "Морс Сахл в прямом эфире в Нью-Йорке" . Архивировано 25 марта 2016 года в Wayback Machine . 17 января 1992 года.
- ^ «Морт Сал, революционный комик, оказавший влияние на комиков от Ленни Брюса до Дэйва Шаппеля, умирает» . Лос-Анджелес Таймс . 26 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ «Дж. Ф. Кеннеди: «Когда ты спрашиваешь, кто его убил, тебя заставляют молчать » . Ютуб . 1 ноября 2022 г. . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Чамплин, Чарльз (21 марта 1987 г.). «Лос-Анджелес, чтобы еще раз попробовать острое остроумие Морта Сала» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года.
- ^ «Mort Sahl Live # 1 Атлантик-Сити, 16 ноября 1991 г.». Архивировано 14 марта 2016 г., на Wayback Machine , The Monitor Channel, 16 ноября 1991 г.
- ^ "Морт Сахл Live # 2, Анахайм, 21 февраля 1991 г." . Архивировано 10 марта 2016 года в Wayback Machine . Канал «Монитор» . 12 декабря 1991 года.
- ^ Маклеллан, Деннис (22 октября 1992 г.). «Лай и кусай: на протяжении почти четырех десятилетий Морт Сахл был голосом социальной сатиры; не жди, что он сейчас отступит» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 9 октября 2015 года.
- ^ Килганнон, Кори (14 мая 2008 г.). «У Морта Сала все еще есть кость, которую нужно выбрать, и забавная» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «100 величайших стендапов всех времен по версии Comedy Central» . Comedy Central представляет . 17 апреля 2004 г. Comedy Central. Архивировано из оригинала 5 июня 2004 года . Проверено 21 сентября 2016 г.
- ^ "Морт Сахл" . Архивировано 16 сентября 2015 года в Wayback Machine . АВ клуб . 7 января 2004 г.
- ^ Блазек, Дэниел (2011). «Морт Сал на закате (1955)» (PDF) . Национальный реестр звукозаписи . Архивировано (PDF) из оригинала 3 декабря 2014 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Комики: Уилл Роджерс с клыками» . Время . 25 июля 1960 г. ISSN 0040-781X . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ Морт Сал обсуждает Ленни Брюса . 23 октября 2010 года . Проверено 6 февраля 2016 г. - через YouTube.
- ^ «28 сентября 1960 года — Арахис» . Гокомикс . Архивировано из оригинала 11 сентября 2021 года . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Маклеллан, Деннис (26 октября 2021 г.). «Умер революционный комик Морт Сал» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 27 октября 2021 г.
После того как его подруга Сью Бэбиор уехала учиться в Калифорнийский университет в Беркли, Саль направился на север. Он и Бабиор поженились в 1955 году и развелись два с половиной года спустя.
- ^ Кертис (2017). п. 161.
- ↑ Шерил, Марта (8 февраля 1991 г.). « Обед с расшатанной пушкой ». Вашингтон Пост .
- ^ Кертис, Джеймс (2017). Последний выживший человек . Университетское издательство Миссисипи. п. 161. ИСБН 978-1-4968-1199-8 .
- ^ Либераторе, Поль (9 августа 2010 г.). «Морт Сал: Импровизация новой жизни» . Независимый журнал Марин . Архивировано из оригинала 3 марта 2015 года . Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ Галелла, Рон (ноябрь 2012 г.). «Комик Морт Сал, жена Чайна Ли и сын Морт Сал-младший в ресторане Le Palmier в Нью-Йорке» . Гетти Изображения . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Арчерд, Армия (21 июня 1996 г.). «Закон Копперфилда может снести рекламу» . Разнообразие . ISSN 0042-2738 . Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 11 декабря 2017 г.
Морт Сал, «собирающий осколки» после смерти своего сына Морта-младшего 27 марта, возвращается на сцену с четырехнедельным выступлением в Tiffany, начиная с 17 июля.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нахман, Джеральд (апрель 2011 г.). «Комедийный лев зимой» . Архивировано 2 апреля 2015 года в Wayback Machine . Американский зритель .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сахл, Морт (1976). Хартленд . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович. ISBN 978-0-15-139820-1 .
- ^ "Признание Морта Сала" . Архивировано 22 марта 2016 года в Wayback Machine . Mortsahlofficial.com; по состоянию на 14 февраля 2016 г.
- ^ Педерсен, Эрик; Тэпп, Том (26 октября 2021 г.). «Умер Морт Сал: революционному комику-конфронтату было 94 года» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 27 октября 2021 г.
В конце 2000-х Саль переехал в город Милл-Вэлли в районе залива, где подружился с соседом Робином Уильямсом.
- ^ Коэн, Ронни (15 августа 2014 г.). «Морт Сал рассказывает о том, как Робин Уильямс был его единственным поклонником» . Рейтер . Архивировано из оригинала 26 ноября 2018 года . Проверено 27 октября 2021 г.
Робин Уильямс был единственным человеком, который пришел за кулисы, чтобы увидеть его, когда сатирик Морт Сал давал представление 17 лет назад, и 87-летний комик сказал, что это положило начало близкой дружбе, которая закончилась очевидным самоубийством комика на этой неделе.
- ^ «Морт Сал рассказывает о времени, что Робин Уильямс был его единственным поклонником». Архивировано 10 марта 2016 года в Wayback Machine . 15 августа 2014 г.
- ^ Таубер, Мишель (14 августа 2014 г.). «В последние дни Робина Уильямса» . Люди . Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года.
- ^ «Морт Сал» . Телегид . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 27 октября 2021 г.
Ссылки [ править ]
- Эпштейн, Лоуренс Дж. (2001). Призрачная улыбка: история еврейских комиков в Америке . Нью-Йорк: Связи с общественностью. ISBN 978-1-8916-2071-3 .
- Нахман, Джеральд (2003). Серьезно смешно: комики-бунтовщики 1950-х и 1960-х годов . Нью-Йорк: Книги Пантеона. п. 659. ИСБН 978-0-3754-1030-7 . Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года.
- Смит, Рональд Л. (1992). Кто есть кто в комедии: комики, комиксы и клоуны от водевиля до современных стендапов . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-2338-7 .
Внешние ссылки [ править ]

- 1927 рождений
- 2021 смертей
- Американские комики 20-го века
- Американские евреи 20-го века
- Американские актеры-мужчины 20-го века
- Канадские комики 20-го века
- Канадские евреи 20-го века
- Канадские актеры-мужчины 20-го века
- Американские комики XXI века
- Американские евреи 21 века
- Американские актеры-мужчины 21 века
- Канадские комики XXI века
- Канадские евреи XXI века
- Канадские актеры-мужчины XXI века
- Американские комики-мужчины
- Американские киноактёры мужского пола
- Американские телевизионные актеры мужского пола
- Американские сатирики
- Американские стендап-комики
- Англоязычные жители Квебека
- Выпускники средней школы Бельмонт (Лос-Анджелес)
- Похороны на кладбище Мемориального парка Хиллсайд.
- Канадские эмигранты в США
- Канадские комики-мужчины
- Канадские киноактёры-мужчины
- Канадские телевизионные актеры мужского пола
- Канадские стендап-комики
- Комики из Калифорнии
- Юмористы из Монреаля
- Исполнители Fantasy Records
- Американские комики-евреи
- Американские актеры-евреи-мужчины
- Еврейские канадские комики
- Канадские актеры-евреи
- Еврейские комики-мужчины
- Актеры-мужчины из Монреаля
- Артисты Mercury Records
- Исследователи убийства Джона Кеннеди
- Артисты Reprise Records
- Летчики ВВС США
- Выпускники Университета Южной Калифорнии
- Артисты Verve Records