Кэтрин Маколей
Кэтрин Маколей | |
---|---|
![]() Портрет Кэтрин Маколей работы Роберта Эджа Пайна , ок. 1785 . | |
Рожденный | Кэтрин Собридж 23 марта 1731 г. |
Умер | 22 июня 1791 г. Бинфилд , Беркшир, Англия | (60 лет)
Место отдыха | Церковь Всех Святых, Бинфилд 51 ° 26'32,65 дюйма с.ш. 0 ° 47'6,53 дюйма з.д. / 51,4424028 ° с.ш. 0,7851472 ° з.д. |
Национальность | Английский |
Род занятий | Историк, автор |
Известный | Написания по истории Англии, политический активизм |
Заметная работа | История Англии от присоединения Якова I к Брансуикской линии (1763–1783) |
Супруги |
|
Родители |
|
Кэтрин Маколей (урожденная Собридж , позже Грэм ; 23 марта 1731 — 22 июня 1791), была английским историком-республиканцем вигов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кэтрин Маколей была дочерью Джона Собриджа (1699–1762) и его жены Элизабет Уэнли (умерла в 1733 году) из Оланти . Собридж был землевладельцем из Уая , Кент, чьи предки были йоменами из Уорикшира . [1]
Маколей получил частное домашнее образование у гувернантки. В первом томе своей « Истории Англии » Маколей утверждала, что с раннего возраста она была плодовитым читателем, особенно «тех историй, которые демонстрируют свободу в ее наиболее возвышенном виде в анналах Римской и Греческой республик… [с детства ] свобода стала объектом вторичного поклонения». [2]
Однако этот рассказ противоречит тому, что она рассказала своему другу Бенджамину Рашу , которому она описала себя как «бездумную девушку до двадцати лет, когда она приобрела вкус к книгам и знаниям, прочитав странный том какой-то истории». который она подобрала в окне дома своего отца». Она также сказала Калебу Флемингу , что не знает ни латыни, ни греческого языка. [3]
О ее молодости мало что известно. В 1757 году ученая латыни и греческого языка Элизабет Картер посетила мероприятие в Кентербери, где встретила Маколея, которому тогда было 26 лет. В письме другу Картер описывал Маколея как «очень разумную и приятную женщину, гораздо более образованную, чем подобает прекрасной даме; но между спартанскими законами, римской политикой, философией Эпикура и остроумием св. Эвремонд , она, кажется, сформировала самую необычную систему». [4]
20 июня 1760 г. [5] она вышла замуж за шотландского врача, доктора Джорджа Маколея (1716–1766), и они жили в Сент-Джеймс-плейс в Лондоне. Они оставались женатыми шесть лет до его смерти в 1766 году. У них родился один ребенок, Катарина София. [6] [7]
История Англии
[ редактировать ]«История Англии Маколея существовала задолго до того, как о книге лорда Маколея стало известно; и в свое время это была знаменитая история».
– Роберт Чемберс , Книга дней. Том I (1864 г.), с. 810.
Между 1763 и 1783 годами Маколей написал в восьми томах « Историю Англии от воцарения Якова I до вступления на престол Брауншвейгской линии» . Однако, завершив последние три тома, она поняла, что не доберется до 1714 года, и поэтому изменила название на «История Англии от воцарения Якова I до революции» . [8] Будучи практически неизвестной до публикации первого тома, она в одночасье стала «Знаменитой миссис Маколей». Она была первой англичанкой, ставшей историком, и при жизни единственной в мире опубликованной женщиной-историком. [9]
« История» — это политическая история семнадцатого века. Первый и второй тома охватывают 1603–1641 годы; третий и четвертый тома охватывают 1642–1647 годы; пятый том охватывает 1648–1660 годы; шестой и седьмой тома охватывают 1660–1683 годы, а последний том — 1683–1689 годы. Маколей выбрала этот период, потому что, как она писала в первом томе, она хотела «отдать должное... памяти наших прославленных предков». Она сокрушалась, что ее современники забыли, что за привилегии, которыми они пользовались, боролись «люди, которые с риском и даже ценой своей жизни атаковали грозные притязания семьи Стюарт и подняли знамя свободы против тирания, установившаяся на протяжении более ста пятидесяти лет». [10]
Она считала, что англосаксы обладали свободой и равенством с представительными институтами, но они были потеряны во время норманнского завоевания . История Англии, по мнению Маколея, была историей борьбы англичан за возвращение своих прав, подавленных « нормандским игом ». [11] Она рассматривала Английское Содружество как «самую яркую эпоху, которая когда-либо украшала страницу истории… Никогда анналы человечества не давали примера правительства, столь недавно созданного, столь грозного для иностранных государств, как это было в этот период Английское Содружество». [12] Длинный парламент был «самым патриотичным правительством, которое когда-либо благословляло надежды и военные усилия храброго народа». Боевые действия парламентской . армии «были не кровавой торговлей, а проявлением принципов и послушанием зову совести, и их поведение было не только лишено наглости, но было доброжелательным и гуманным» [12]
Маколей оправдал казнь короля Карла I, заявив, что «короли, слуги государства, когда они выродились в тиранов, утратили свое право на правительство». Следуя аргументам Джона Мильтона в защиту народа Англии , она утверждала, что «присяги на верность следует понимать как условно обязательные в соответствии с соблюдением клятв, которые короли давали своему народу. И ни законы Бога и природа не была против того, чтобы народы отстранили королей и королевское правление и приняли более удобные формы». [13]
Она резко критиковала Оливера Кромвеля , которого она осуждала как «тщеславного узурпатора» и как «человека, ни в коей мере не превозносящегося над своими братьями ни в одном из тех личных дарований, которые составляют истинное величие характера или превосходящего в каких-либо качествах». , но в меру тщетного и злого честолюбия». Он был ответственен за окончание «периода национальной славы... когда Англия после столь длительного подчинения монархической тирании была нечестна, чтобы превзойти в конституции своего правительства... все обстоятельства славы, мудрости и счастья, связанные с древними или современные империи». [13]
Ее взгляд на Славную революцию 1688 года был критическим. Она признала, что Революционное соглашение ограничило власть короны и отвергло «наследственное неотъемлемое право» в пользу «контракта с народом» как основы власти монархии. Однако она также заявила, что патриоты пренебрегли «этой справедливой возможностью отрезать все прерогативы короны», чему они «справедливо приписали бедствия и травмы, понесенные нацией». Революционное соглашение не смогло «признать какие-либо из тех уточнений и улучшений, которые опыт человечества позволил им внести в науку политической безопасности». [14]
своих собратьев-радикалов Маколей разделяла антикатолицизм , написав в главе, посвященной ирландскому восстанию 1641 года , о «непрекращающихся попытках папистов всеми средствами снова подчинить все вещи Римской церкви; максима, согласно которой нельзя сохранять веру с еретиками; их религиозные принципы рассчитаны на поддержку деспотической власти и несовместимы с гением свободной конституции». [15]
На протяжении всей своей истории Маколей проявляла заботу о моральном облике и поведении своих подданных. В ее глазах корысть была худшим недостатком, на который был способен король или политик. Она раскритиковала «их очевидную преданность политике ради личной выгоды, а не ради продвижения свободы». Ее подход был морализаторским, поскольку она считала, что только добродетельные люди могут создать республику. [16]
Виги приветствовали первые тома «Истории » как вигский ответ на « Дэвида Юма тори» « История Англии » . [17] Однако в 1768 году отношения между ней и вигами охладились. Был опубликован четвертый том истории; это касалось суда и казни Карла I. Маколей выразил мнение, что казнь Карла была оправдана, [18] похвалил Содружество Англии и выявил республиканские симпатии. Это привело к тому, что ее бросили виги Рокингема . [19]
Томас Холлис записал в своем дневнике (30 ноября 1763 г.), что «история написана честно, со значительными способностями и духом; и полна самых свободных и благородных чувств свободы». [20] Гораций Уолпол написал Уильяму Мэйсону , с одобрением цитируя мнение Томаса Грея о том, что это «самая разумная, незатронутая и лучшая история Англии, которую мы когда-либо имели». [21]
В начале 1769 года Хорас Уолпол записал ужин со «знаменитой миссис Маколей»: «Она - одна из достопримечательностей, которые везут посмотреть все иностранцы». [22] Однако позже Уолпол изменил свое мнение: «Женщина-историк, столь же неравнодушная к делу свободы, как фанатики к церкви и роялисты к тирании, проявляла мужественную силу с серьезностью философа. Слишком предвзятая, чтобы углубляться в причины, она приписывает все тиранические взгляды, ничего не касающееся страстей, слабости, ошибок, предрассудков и еще меньше того, что действует чаще всего и ее незнание того, что менее подходило для ее историка, - случайности и мелких мотивов». [23]
Уильям Питт похвалил « Историю» в Палате общин и осудил предвзятость Юма к консерваторам. Также одобрение высказали Джозеф Пристли и Джон Уилкс . [21] Около 1770 года лорд Литтелтон написал, что Маколей была «очень вундеркиндом», и ее портреты «на каждом прилавке продавца гравюр». Из нее была в Дерби. сделана фарфоровая фигурка [22] и одной из первых восковых фигур Пейшенс Райт в натуральную величину был Маколей. [24] Джеймс Бург писал в 1774 году, что Маколей писал «с целью привить народу Британии любовь к свободе и своей стране». [25] Французские государственные деятели Мирабо , Жак Пьер Бриссо и маркиз де Кондорсе восхищались « Историей» как исправлением Юма. [26] В 1798 году Министерство внутренних дел Франции включило « Историю» в список произведений, достойных школьных премий. [27]
Ее слава подошла к концу в 1778 году, когда она снова вышла замуж, и многие из ее друзей и сторонников бросили ее. С тех пор она исчезла в безвестности, лишь изредка вновь появляясь на публике. [28]
Маколей также хотел написать « Историю Англии от революции до наших дней» , однако был завершен только первый том (охватывающий 1688–1733 годы). [8]
Политика
[ редактировать ]В 1760-х и 1770-х годах Маколей был связан с двумя политическими группами: «Настоящими вигами» и «Уилкитами». [29] Она также сочувствовала делу американских колонистов. [30] Однако ее больше интересовала полемика, чем повседневная стратегия. [31] Она была сторонницей Джона Уилкса во время разногласий в Уилксите в 1760-х годах и была тесно связана с радикальным Обществом сторонников Билля о правах. Обе эти группы хотели реформировать парламент. [ нужна ссылка ]
Тори Сэмюэл Джонсон критиковал ее политику:
Сэр, в этом городе есть одна миссис Маколей, великая республиканка. Однажды, когда я был у нее дома, я принял очень серьезное выражение лица и сказал ей: «Мадам, теперь я перешел к вашему образу мышления. Я убежден, что все человечество находится на равном положении; и Чтобы дать вам неоспоримое доказательство, сударыня, что я говорю это серьезно, я хочу, чтобы вам разрешили сесть и пообедать с очень разумным, вежливым и воспитанным согражданином, вашим лакеем. Таким образом, сэр, я показал ей абсурдность доктрины уравнивания. С тех пор я ей никогда не нравился. Сэр, ваши уравнители хотят опуститься до уровня самих себя; но они не могут вынести уравнивания с самим собой. У каждого из них будет несколько человек под началом; почему бы тогда не поставить над собой некоторых людей? [32]
В 1790 году Маколей утверждала, что она говорила только о политическом неравенстве. Она настаивала, что не «выступает против того неравенства собственности, которое в той или иной степени должно иметь место во всех обществах». [33]
Маколей выступал против католической эмансипации , критикуя в 1768 году тех, «которые притворяются друзьями Свободы и (из-за притворства либерального образа мышления) терпят папистов». [15] Она считала, что жители Корсики находятся «под папскими суевериями», и рекомендовала произведения Мильтона, чтобы просветить их. [34]
Она поддержала изгнанного корсиканца Паскуале Паоли . [35] В своем «Очерке демократической формы правления» она выступала за двухпалатное государство (сенат и народ). Она написала, что «второй порядок необходим, потому что ... без достаточной власти людей, чтобы их можно было классифицировать таким образом, не может быть никакой свободы». Народ должен иметь право обжаловать решение суда в Сенате и народе. Также должна быть ротация всех государственных должностей, чтобы предотвратить коррупцию. Аграрный закон был необходим, чтобы ограничить количество земли, которое мог унаследовать человек, чтобы предотвратить образование аристократии. Она утверждала, что должна быть «необузданная власть, заключенная в каком-то человеке, способном выполнить трудную задачу по созданию такого правительства», и утверждала, что это должен быть Паоли. [36] Однако Паоли дистанцировался от Маколея, поскольку его единственной заботой было обеспечение поддержки Корсики англичанами, а не вмешательство во внутреннюю политику. [37]
Маколей подверг критике мысли Эдмунда Бёрка о причине нынешнего недовольства . Она писала, что в нем содержится «яд, достаточный, чтобы разрушить все те немногие добродетели и понимание разумной политики, которые остались в нации», мотивированные «коррумпированным принципом корысти» «аристократической фракции и партии», чей главенствующий целью было возвращение к власти. [38] Берк, по ее мнению, не смог увидеть, что проблема заключается в коррупции, берущей начало в Славной революции. Парламент превратился в «простой инструмент королевского управления», а не в контроль над исполнительной властью. Маколей выступал за систему ротации депутатов и «более расширенные и равные полномочия при выборах». [39]
Ни одна из исторических или политических работ Маколея не была посвящена правам женщин. Поддерживая парламентскую реформу, она не предполагала предоставления права голоса женщинам. [40] На нее сильно повлияли работы Джеймса Харрингтона , особенно его вера в то, что собственность является основой политической власти. [41]
Во время визита во Францию в 1774 году она обедала у Тюрго , который поинтересовался, хочет ли она увидеть Версальский дворец . Она ответила, что «у меня нет желания видеть резиденцию тиранов, я еще не видела резиденцию Жоржа». [42]
Ее последней работой был памфлет-ответ на «Размышления Берка о революции во Франции» (1790). Она писала, что правильно, что французы не заменили Людовика XVI , поскольку это усложнило бы их задачу по обеспечению свободы. [43] На жалобы Берка о том, что эпоха рыцарства прошла, она ответила, заявив, что общество должно быть освобождено от « ложных представлений о чести», которые были не чем иным, как «методизированным сентиментальным варварством». [44]
В то время как Берк поддерживал унаследованные права англичан, а не абстрактные права человека, Маколей утверждал, что теория Берка о правах как дарах монархов означает, что монархи могут с такой же легкостью отобрать предоставленные ими права. Только утверждая их как естественные права, можно было обеспечить их защиту. «Хвастливое право первородства англичанина» она всегда считала «высокомерным притязанием», поскольку оно предполагало «своего рода исключение остального человечества из тех же привилегий». [44]
Брак с Уильямом Грэмом
[ редактировать ]
Все более радикальный характер ее творчества и скандальный брак 14 ноября 1778 г. [45] Уильяму Грэму (ей было 47, ему 21) навредил ее репутации в Британии, [46] где она жила в Бате , а позже в Бинфилде, Беркшир . Уильям был младшим братом сексолога Джеймса Грэма , изобретателя «Небесного ложа». [47]
Трактат о неизменности моральной истины
[ редактировать ]Она была пожизненным членом англиканской церкви , хотя ее очевидное свободное выражение неортодоксальных религиозных взглядов шокировало некоторых ее современников и привело к обвинениям в неверности. [48] В своем «Трактате» она написала, что Бог «всемогущ в самом широком смысле этого слова, и что его дела и повеления» были «основаны на праведности, а не на простой воле». Трактат раскрыл ее оптимизм в отношении человечества и веру в достижение совершенства в людях и обществе. [49] Она также утверждала, что разума без веры недостаточно, и писала о необходимости концентрации Церкви «на практических доктринах христианской религии», таких как данные человеку Богом способности улучшить свое собственное состояние и уменьшить зло. Она также отвергла идею о присущей человеку природе: «Нет добродетели или порока, принадлежащих человечеству, которые мы не создаем сами». [50]
Маколей верил в загробную жизнь. Когда в 1777 году в Париже она опасно заболела, она сказала другу, что смерть ее не пугает, поскольку это была всего лишь «короткая разлука между добродетельными друзьями», после которой они воссоединятся «в более совершенном состоянии». [51]
Письма об образовании
[ редактировать ]В 1790 году она написала в своих «Письмах об образовании» , как и Мэри Уолстонкрафт два года спустя в «Защите прав женщины» , что очевидная слабость женщин объясняется их неправильным образованием. [52]
В « Письмах» она написала: «Мысли о вселенной, лишенной отца, и о множестве существ, выпущенных случайно или судьбой друг на друга, без иного закона, кроме диктата силы и возможности, дающей право требовать, охлаждают чувствительность чувствующего разума до состояния безразличие и отчаяние». [53]
Американский визит
[ редактировать ]Она была лично связана со многими ведущими фигурами американских революционеров. Она была первым английским радикалом, посетившим Америку после обретения независимости, оставаясь там с 15 июля 1784 года по 17 июля 1785 года. [54] Маколей посетил Джеймса Отиса и его сестру Мерси Отис Уоррен . Впоследствии Мерси написала, что Маколей была «женщиной, чьи ресурсы знаний кажутся почти неисчерпаемыми», и написала Джону Адамсу, что она была «леди с выдающимся талантом, властным гением и блеском мысли». [55] По словам биографа Мерси, Маколей оказала «более глубокое влияние на Мерси, чем любая другая женщина ее эпохи». [56] Затем она посетила Нью-Йорк и встретила Ричарда Генри Ли , который впоследствии поблагодарил Сэмюэля Адамса за то, что тот познакомил его с «этой превосходной леди». [57]
По рекомендации Ли и Генри Нокса Маколей остался в Маунт-Вернон с Джорджем Вашингтоном и его семьей. Впоследствии Вашингтон написал Ли о своем удовольствии от встречи с «леди… чьими принципами так справедливо восхищаются друзья свободы и человечества». [57]
Последние годы
[ редактировать ]По словам Мэри Хейс , Маколей «снабжался генералом Вашингтоном многими материалами» по истории американской революции, но «из-за слабого состояния здоровья» ей помешали это сделать. Маколей писал Мерси в 1787 году: «Хотя история вашей последней славной революции - это то, чем я, безусловно, должен был бы заняться, если бы я снова был молод, но при нынешних обстоятельствах я должен по многим причинам отказаться от такой задачи». [58]
Она умерла в Бинфилде в Беркшире 22 июня 1791 года. [19] Всех Святых и был похоронен там же в приходской церкви .
Работает
[ редактировать ]- История Англии от присоединения Якова I к Брауншвейгской линии :
- Том I (1763 г.).
- Том II (1765 г.).
- Том III (1767 г.).
- Том IV (1768 г.).
- Volume V (1771).
- Том VI (1781 г.).
- Том VII (1781 г.).
- Том VIII (1783 г.).
- Свободные замечания по поводу некоторых позиций можно найти в книге г-на Гоббса «Философские основы правления и общества» с кратким очерком демократической формы правления в письме к синьору Паоли (1767 г.).
- Наблюдения над брошюрой, озаглавленной «Мысли о причине нынешних недовольств» (1770 г.).
- Скромная просьба о защите авторских прав (1774 г.).
- Обращение к народу Англии, Шотландии и Ирландии по поводу нынешнего важного кризиса (1775 г.).
- История Англии от революции до наших дней в серии писем к другу. Том I (1778 г.).
- Трактат о неизменности моральной истины (1783 г.).
- Письма об образовании с наблюдениями о религиях и метафизических предметах (1790 г.).
- Наблюдения по поводу размышлений рт. Достопочтенный. Эдмунд Берк о революции во Франции (1790 г.).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хилл 1992 , с. 4.
- ^ Хилл 1992 , с. 9.
- ^ Хилл 1992 , с. 10
- ^ Хилл 1992 , с. 11.
- ^ Регистрация брака Святого Григория и Мартина, Уай, Кент
- ^ «Родился 24 февраля 1765 года», реестр крещений, Сент-Джеймс Пикадилли.
- ^ Хилл 1992 , стр. 12–16.
- ^ Jump up to: а б Хилл 1992 , с. 26
- ^ Хилл 1992 , стр. 16, 25, 49.
- ^ Хилл 1992 , стр. 26–27.
- ^ Хилл 1992 , с. 31
- ^ Jump up to: а б Хилл 1992 , с. 35
- ^ Jump up to: а б Хилл 1992 , с. 36
- ^ Хилл 1992 , с. 46
- ^ Jump up to: а б Хилл 1992 , с. 54
- ^ Хилл 1992 , с. 39
- ^ Хилл 1992 , с. 30
- ^ Рабаса и др. 2012 , с. 524
- ^ Jump up to: а б Хилл 2012 г.
- ^ Хилл 1992 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Хилл 1992 , с. 40
- ^ Jump up to: а б Хилл 1992 , с. 23.
- ^ Хилл 1992 , с. 45
- ^ Хилл 1992 , стр. 23–24.
- ^ Хилл 1992 , с. 27
- ^ Хилл 1992 , стр. 216, 230.
- ^ Хилл 1992 , с. 223
- ^ Хилл 1992 , с. 24
- ^ Хилл 1992 , с. 52
- ^ Профиль Кэтрин Маколей , Britannica.com. По состоянию на 5 ноября 2022 г.
- ^ Хилл 1992 , с. 57
- ^ Джеймс Босуэлл, Жизнь Джонсона (Оксфорд: Oxford University Press, 2008), стр. 316–317.
- ^ Хилл 1992 , с. 176.
- ^ Хилл 1992 , с. 63.
- ^ Хилл 1992 , стр. 62–63.
- ^ Хилл 1992 , стр. 63–64.
- ^ Питер Адам Трэшер, Паскуале Паоли: просвещенный герой, 1725–1807 (1970), стр. 166.
- ^ Хилл 1992 , с. 74.
- ^ Хилл 1992 , с. 75.
- ^ Хилл 1992 , с. 147
- ^ Хилл 1992 , с. 170.
- ^ Хилл 1992 , с. 209.
- ^ Хилл 1992 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б Хилл 1992 , с. 229.
- ^ Запись в реестр браков Церковь Всех Святых, Лестер.
- ^ Хилл 1992 , с. 109
- ^ Кидд, Колин (7 сентября 2023 г.). « Утопи ее в Эйвоне». Лондонское обозрение книг . 45 (17): 29.
- ^ Хилл 1992 , стр. 149–150.
- ^ Хилл 1992 , с. 151.
- ^ Хилл 1992 , с. 152.
- ^ Хилл 1992 , с. 154.
- ^ Уолтерс, Маргарет (2006). Феминизм: очень краткое введение . США: Издательство Оксфордского университета. п. 30 . ISBN 0-19-280510-Х .
- ^ Хилл 1992 , с. 150.
- ^ Хилл 1992 , с. 126.
- ^ Хилл 1992 , стр. 126–127.
- ^ Кэтрин Энтони, Первая леди революции: Жизнь милосердия Отиса Уоррена (1958), с. 123.
- ^ Jump up to: а б Хилл 1992 , с. 127
- ^ Хилл 1992 , с. 128.
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кузен, Джон Уильям (1910). « Маколей, миссис Кэтрин ». Краткий биографический словарь английской литературы . Лондон: JM Dent & Sons – через Wikisource .
- Хилл, Бриджит (1992). Республиканская Вираго. Жизнь и времена Кэтрин Маколей, историка . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198129783 .
- Хилл, Бриджит (2012) [2004]. «Маколей, Кэтрин». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/17344 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Рабаса, Хосе; Фельдхерр, Эндрю; Вульф, Дэниел Р.; Харди, Грант (2012). Оксфордская история исторического письма: 1400–1800 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 529. ИСБН 978-0199219179 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Л. М. Доннелли, «Знаменитая миссис Маколей», William and Mary Quarterly , 6 (1949), стр. 173–207.
- Кэтрин Маколей Бриджит Хилл и Кристофер Хилл, « История и ее «Каталог трактатов», Seventeenth Century , 8 (1993), стр. 269–85.
- Т. П. Пирдон, Переход в исторической письменной форме (1933).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кэтрин Маколей – Герои истории
- Грин, Карен (5 июля 2012 г.). «Кэтрин Маколей» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Словарь национальной биографии . Том. 34. 1893. .