Кибуц Рош ха-Шана
Кибуц Рош ха-Шана ( иврит : קיבוץ ; множественное число: кибуцы : קיבוצים, «сбор» или «собирание») — это большое молитвенное собрание бреславских хасидов , проводимое в еврейский Новый год . В частности, речь идет о паломничестве десятков тысяч хасидов в город Умань , Украина . [ 1 ] (ежегодно Умань посещают 40 000 евреев, почти полностью мужчины [ 2 ] ), но также относится к значительным собраниям бреславских хасидов на Рош ха-Шана в других местах по всему миру. В последние годы паломничество в Умань привлекло иудеев всех уровней религиозной принадлежности и принадлежности, в том числе познакомило евреев-сефардов с хасидской духовностью . Это усилило позицию Бреслова в движении Баал тшува еврейском .
Паломники-хасиды и местные жители Умани ежегодно вступают в конфликт. [ 1 ] [ 2 ]
Рош ха-Шана с Ребе Нахманом
[ редактировать ]Первый кибуц Рош ха-Шана был инициирован Ребе Нахманом из Бреслова еще при его жизни. Он настоятельно призывал своих последователей проводить каждый Рош ха-Шана с ним в городе Бреслов . Сотни последователей собирались на праздничный молебен, праздничную трапезу и специальные уроки Торы , которые преподавал Ребе. Когда его спросили, почему Рош ха-Шана имеет такое большое значение, Ребе Нахман объяснил: «Мой Рош ха-Шана превыше всего. Я не могу понять, как это получается, что, если мои последователи действительно верят в меня, они не все щепетильны в том, чтобы быть со мной на Рош ха-Шана. Никто не должен пропасть без вести! Рош ха-Шана – вот вся моя миссия». [ 3 ]
Одному последователю, сказавшему, что он предпочитает навещать Ребе в субботу после Рош ха-Шана, когда у него будет больше места для молитвы, еды и сна, Ребе ответил: «Ешь ты или не ешь, спишь ли ты или надеваешь одежду». не спишь; молишься ты или не молишься (т. е. с должной концентрацией, просто будь со мной на Рош ха-Шана, несмотря ни на что!» [ 4 ]
В другом месте Ребе Нахман объяснил, что путешествие к цадику в Рош ха-Шана — это проверенная временем практика, которая помогает смягчить и «подсластить» Небесные указы в их источнике, в начале нового года. [ 5 ] Ребе также упомянул перед последним Рош ха-Шана в своей жизни (в 1810 году), что были люди, которые не могли достичь своего тиккуна (самоисправления) в течение всего года, и он не мог им помочь тогда. Однако в Рош ха-Шана эти тиккунимы можно было осуществить. [ 6 ]
В 1843 году, в последний Рош ха-Шана в его жизни, Натан Бресловский («Реб Носон»), ближайший ученик Ребе и лидер движения после смерти Ребе, так разъяснил значение Рош ха-Шана Ребе Нахмана:
Мы видим, что на Рош ха-Шана евреи стекаются в синагогу, к своим лидерам. Они приезжают со всех городов и деревень, чтобы собраться вместе на Рош ха-Шана. Это потому, что еврейский народ уподоблен стаду овец, собравшимся вокруг своего пастыря. Когда пастырь хочет позвать свое стадо, он трубит в рог. Это причина трубить в шофар на Рош ха-Шана. Пастух, истинный цадик, созывает свою «паству» вместе, ища способы помочь каждому из них исполнить свое предназначение». [ 7 ]
Ребе Нахман умер в октябре 1810 года и был похоронен на Уманском кладбище. После этого Реб Носон объяснил другим хасидам , что Ребе Нахман подчеркнул важность кибуца Рош ха-Шана в том году, потому что он хотел, чтобы они продолжали «быть с ним» во время праздника даже после его смерти. Он призвал их продолжать собираться на могиле Ребе в Умани каждый Рош ха-Шана.
Паломничество, основанное Ребом Носсоном
[ редактировать ]Реб Носсон организовал первый кибуц Рош ха-Шана в следующем году (1811) и продолжал управлять им до своей смерти в 1844 году. В последующие десятилетия сотни хасидов ежегодно приезжали из Украины , Белоруссии , Литвы и Польши . К паломничеству присоединилось так много людей, что местная синагога не смогла их вместить. Опасаясь, что люди перестанут посещать кибуц, Реб Носон приобрел недвижимость, подал заявку на получение разрешения правительства, собрал средства и руководил строительством большой бреславской синагоги в Умани в 1834 году. В ней, также известной как клойз , размещался ежегодный кибуц Рош ха-Шана. на протяжении 1930-х годов.
Реб Носон однажды сказал: «Даже если бы дорога в Умань была вымощена ножами, я бы пополз туда — просто чтобы быть со своим Ребе на Рош ха-Шана!» [ 8 ]
В каждом поколении наиболее благочестивые представители движения удостаивались чести возглавить молебны в ежегодном кибуце Рош ха-Шана. В их число входили: Нахман Хазан , Авраам Штернхарц , Леви Ицхок Бендер , Мишель Дорфман и Ицель Корсински .
Ежегодное паломничество на Рош ха-Шана фактически перенаправило внимание бресловских хасидутов с города Бреслов на город Умань. Сегодня город Бреслов считается туристическим маршрутом для гостей Украины, поскольку единственными достопримечательностями, представляющими интерес для бресловских хасидов, являются могилы Реба Носсона и других бреславских деятелей.
Паломничество в Советском Союзе
[ редактировать ]Паломничество на Рош ха-Шана было остановлено большевистской революцией 1917 года, которая закрыла границу между Россией и Польшей . Умань стала «закрытым городом», и въезд иностранцам был строго запрещен. Раввин Ицхок Брейтер , бреславский хасид в Польше, который привлек тысячи своих соотечественников ближе к хасидам в 1920-х и 1930-х годах, основал в Люблине кибуц Рош ха-Шана для их блага. Хасиды, эмигрировавшие в Израиль, основали кибуцы Рош ха-Шана в Иерусалиме и в Мероне (последний на могиле раввина Шимона бар Йохая ), которые продолжаются и по сей день. Позже другие кибуцы Рош ха-Шана были основаны в Нью-Йорке и Манчестере , Англия .
Шмуэль Горовиц, уроженец Цфата , подмандатная Палестина , был последним иностранным гражданином, который проник через польскую границу в Советский Союз. [ номер 1 ] около 1929 года. Он участвовал в трех кибуцах Рош ха-Шана в Умани, прежде чем был обнаружен и арестован за незаконный въезд . Проведя три месяца в советской тюрьме, Горовиц был освобожден при вмешательстве главного раввина подмандатной Палестины Авраама Исаака Кука и вернулся в 1933 году.
Несмотря на коммунистический запрет на публичные молитвенные собрания, бреславские хасиды в Советском Союзе продолжали тайно собираться каждый Рош ха-Шана в 1920-х и 1930-х годах. В 1934 году Советы якобы разрешили 28 хасидам поехать в Умань на Рош ха-Шана. На самом деле это была уловка, чтобы выяснить их личности: 16 человек были убиты еще в Умани, а 12 сосланы в Сибирь. Выжили только четверо из ссыльных. В 1936 году власти закрыли построенный Ребом Носоном клойз и превратили его в металлообрабатывающий завод.
Кибуц Рош ха-Шана был перенесен в съемную квартиру в 1936 и 1937 годах. Последний кибуц перед Второй мировой войной был открыт в 1938 году. Двадцать семь хасидов рисковали своей жизнью, чтобы принять участие в этом собрании.
Вторая мировая война и Холокост уничтожили число бреславских хасидов, проживавших в Советском Союзе.
В 1947 году город Умань планировал снести кладбище и построить на его месте жилой комплекс. Хасиды Бреслова во главе с Занвилем Любарским мобилизовались, чтобы купить недвижимость. При содействии хабадских хасидов Львова недвижимость была выкуплена у города. Затем Любарский нашел могилу, обнаружив деревянные балки, которые были частью конструкции. [ 10 ]
Паломничество на Рош ха-Шана возобновилось в значительно меньших масштабах в 1948 году, когда 11 хасидов самостоятельно отправились из городов по всему Советскому Союзу в Умань на Рош ха-Шана. С тех пор и до 1970-х годов, когда большинству оставшихся хасидов было разрешено эмигрировать в Израиль , только от 9 до 13 хасидов осмелились совершить ежегодную поездку. Им часто приходилось из года в год менять место проведения молебнов, чтобы избежать обнаружения властями.
Начиная с 1950-х годов Мишель Дорфман в Москве стал официальным организатором кибуца Рош ха-Шана. Хасиды со всего Советского Союза связывались с ним, чтобы узнать подробности о ежегодном событии, и он писал письма другим, призывая их продолжать эту практику быть с Ребе Нахманом на Рош ха-Шана, несмотря на долгое путешествие и угрозу правительственной слежки.
В 1960-х годах, когда большинство хасидов Бреславского движения проживало за пределами Советского Союза, могила Ребе Нахмана начала превращаться из внутрироссийского пункта назначения в международный. Молодой нью-йоркский хасид по имени Гедалия Флер был первым иностранным гражданином, въехавшим в Умань без разрешения в 1963 году с помощью Дорфмана. Советы выдавали туристические визы только в крупные города, такие как Киев и Одесса , но не в Умань. Флер вернулся в Умань в 1965 году, чтобы присоединиться к кибуцу Рош ха-Шана вместе с 12 другими советскими хасидами. Флер притворился выходцем из Советской Республики Грузия Чтобы защитить свою личность, и не говорил на идише или русском языке. Если бы участники знали, что среди них находится иностранный гражданин, они бы немедленно покинули кибуц. [ 11 ]
С 1960-х годов и до конца Холодной войны в 1989 году несколько сотен американских и израильских хасидов легально и нелегально приехали в Умань, чтобы помолиться на могиле Ребе Нахмана. Иногда правительство выдавало индивидуальные туристические визы в Умань, но оставаться в городе на ночь никому не разрешалось. Однако в 1975 году раввин Гершель Васильски , официальный американский представитель бреславских хасидов, получил разрешение провести миньян на могиле Ребе накануне Рош ха-Шана с 11 другими мужчинами и провел праздник в городе. В 1988 году гласность и продолжающееся международное давление наконец вынудили советское правительство разрешить 250 иностранным гражданам остаться в Умани на праздник Рош ха-Шана.
Паломничество после окончания холодной войны
[ редактировать ]В 1989 году окончание « холодной войны» полностью открыло ворота. На Рош ха-Шана 1989 года в Умани собралось от 700 до 900 хасидов. В 1990 году на мероприятии присутствовало 2000 хасидов. Для размещения толпы были задействованы крупные заводские площадки. Цифры продолжали быстро расти. В 2000 году кибуц Рош ха-Шана в Умани превысил отметку в 10 000 человек. В 2005 году около 20 000 мужчин и мальчиков из всех стран и всех слоев общества собрались в городе на ежегодное мероприятие. В 2008 году их число достигло 25 000. [ 12 ] В 2018 году Умань посетили 40 тысяч евреев, почти полностью мужчины. [ 2 ]
Координаторы кибуца Рош ха-Шана привозят полностью оборудованное кошерное праздничное питание для всех участников, временное жилье, лазарет и специалистов скорой медицинской помощи из Израиля . [ 13 ]
Несмотря на размещение в общежитии, собрание наполнено большой духовной преданностью и единством целей. Помимо общих молебнов, уроки Торы проводятся на идиш , иврите , английском , русском и французском языках . Визуальной изюминкой кибуца Рош ха-Шана является церемония Ташлих , проводимая во второй половине дня праздника. Тысячи хасидов, полностью одетых в белое, поют и танцуют на улицах Умани, спускаясь к реке, чтобы совершить этот праздничный ритуал. [ нужна ссылка ]
В сентябре 2014 года ассоциация раввинов Бреслова опубликовала заявление, в котором призвала женщин прекратить посещение могилы, поскольку присутствие женщин может умалить святость молитв, произносимых верующими мужчинами. Согласно заявлению, растущее присутствие женщин привело к «огромному духовному перерыву». [ 14 ] Другие защищают свою позицию, заявляя, что огромное количество верующих мужчин снизит возможность надлежащего разделения полов. Они говорят, что это разделение необходимо, чтобы сосредоточиться на священной миссии паломничества.
В последние годы между паломниками, преимущественно израильскими хасидами, и местными жителями Умани часто возникали трения, многие из которых возмущались оцеплением кварталов полицией и внутренней торговлей, развившейся среди паломников. [ 1 ] Источники в аэропорту Бен-Гурион также жаловались на хасидских паломников, «пассажиров, которые прибывают в самолет пьяными или даже под воздействием наркотиков». [ 1 ] Аншель Пфеффер сообщил (для «Гаарец ») в 2018 году, что израильский дипломат сказал ему, что «примерно только половина тех, кто приезжает в Умань, делают это по религиозным мотивам, а другая половина — просто отбросы, которые приходят напиться». Сам Пфеффер этого не сказал. найти любые доказательства проституции в Умани. [ 2 ] В сентябре 2010 года десять паломников-хасидов были депортированы обратно в Израиль и им запретили въезд в Украину. [ 15 ] [ 16 ]
В июне 2024 года Украина заявила о своей позиции в отношении электронного разрешения на поездку (ETA-IL). [ сломанный якорь ] систему, введенную Израилем , заявив, что он считает ETA-IL нарушением существующего соглашения о безвизовом режиме между двумя странами, которое действовало с 2010 года. В ответ на решение Израиля Украина объявила, что введет аналогичное предварительное соглашение. требования к одобрению для граждан Израиля. Эту ответную акцию подтвердило посольство Украины в Израиле 20 июня 2024 года. Эти меры призваны отразить дополнительные требования, предъявляемые Израилем, в том числе требование к посетителям кибуца Рош ха-Шана. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Украина была частью Советского Союза с 1920 года, пока Украина не провозгласила свою независимость от Советского Союза 24 августа 1991 года . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Во-первых, Израиль открывает временное консульство в Умани на Рош ха-Шана , The Times of Israel (29 августа 2018 г.)
- ^ Jump up to: а б с д Мое паломничество в еврейское будущее: вечеринки, молитвы, проституция и отпущение грехов в Умани , Гаарец (15 сентября 2018 г.)
- ^ Цадик № 403.
- ^ Цадик № 404.
- ^ Крамер, Переход через Узкий мост , с. 363.
- ^ Цадик № 406.
- ^ Ликутей Галахос, Нетилас Ядаим 6:89, цитируется у Крамера, Сквозь огонь и воду , стр. 512.
- ^ Товот Зихронот , с. 137.
- ^ История Украины: Земля и ее народы Пола Роберта Магоци , University of Toronto Press , 2010, ISBN 1442610212 (страницы 563/564 и 722/723)
- ^ «В Украину: история открытия могилы раввина Нахмана и массового путешествия в Умань» . все время (на иврите) 10 сентября 2017 года . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ Флер, Несмотря ни на что , с. 156.
- ^ «Евреи-хасиды отмечают праздник в Умани». Архивировано 14 мая 2010 г. в Wayback Machine Еврейском телеграфном агентстве , 2 октября 2008 г. Проверено 31 июля 2009 г.
- ^ Домашняя страница Уманской поликлиники скорой помощи.
- ^ Хеллер, Моше (24 сентября 2014 г.). «Женщины просили не посещать могилу бресловского раввина – Израильская еврейская сцена, Ynetnews» . Инетньюс . Ynetnews.com . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Десять паломников-хасидов депортировали из Украины , Киев Пост , 13 сентября 2010 г.
{{citation}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Хартман, Бен. «Умань: Между паломниками и украинской полицией вспыхивают беспорядки» . «Джерузалем Пост» . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ Израиль и Украина приостановят безвизовый режим.
- Флер, Гедалия (2005). Вопреки всему . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт . ISBN 978-1-928822-05-9
- Гринбаум, Авраам (1987). Цадик . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт . ISBN 0-930213-17-3 .
- Крамер, Хаим (1989). Переход через Узкий мост . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт . ISBN 0-930213-40-8 .
- Крамер, Хаим. Сквозь огонь и воду: жизнь Реба Носона из Бреслова . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт . ISBN 0-930213-44-0 .
- Левин, раввин Менахем Умань: что нужно знать о городе душ Aish.com