Jump to content

Переработка в Великобритании

Пункт сбора вторсырья в Портсмуте , Хэмпшир.

В 2015 году 43,5% городских отходов Соединенного Королевства было переработано, компостировано или расщеплено путем анаэробного сбраживания . [1] Большая часть переработки отходов в Соединенном Королевстве осуществляется официальными органами, хотя коммерческие и промышленные отходы в основном перерабатываются частными компаниями. Местные власти несут ответственность за сбор и муниципальных отходов заключают контракты, которые обычно предусматривают схемы сбора муниципальных отходов . Закон о переработке бытовых отходов 2003 года требовал, чтобы местные власти в Англии к 2010 году обеспечили каждую семью отдельным сбором как минимум двух типов вторсырья. [2] Политика переработки передана администрациям Шотландии , Северной Ирландии и Уэльса , которые устанавливают свои собственные цели, но вся статистика передается в Евростат . [3]

Местным властям предоставляются стимулы для достижения целей по переработке отходов, установленных европейскими , национальными и региональными правительствами, путем наложения финансовых штрафов за неспособность перерабатывать отходы. Например, на долю отходов, отправляемых на свалку, взимаются сборы в соответствии с налогом на свалку , который в настоящее время составляет 94,15 фунтов стерлингов за тонну. [4]

В отличие от других европейских стран, здесь действует очень мало схем возврата депозитов. Стратегия упаковки Defra 2009 года поддерживала программы, основанные на вознаграждении, но, за исключением нескольких испытаний в Шотландии, они почти не привлекли общественного или политического внимания. Это может быть связано с отсутствием доказательств того, что они улучшают уровень переработки в контексте Великобритании. [5] В декабре 2018 года Департамент бизнеса, энергетики и промышленной стратегии (DEFRA) объявил о планах выделить до 60 миллионов фунтов стерлингов на инновационную новую упаковку. Одной из инициатив в этом направлении является оценка жизнеспособности бытовых пищевых отходов , «превращающихся в экологически чистые пластиковые пакеты и чашки». [6] Парламент Шотландии принял закон о создании схемы возврата депозитов, включая стекло, в мае 2020 года, а позже в том же году парламент Великобритании принял Закон о внутреннем рынке Соединенного Королевства . Правительство Великобритании отказалось предоставить исключение из этого закона, вынудив правительство Шотландии объявить в 2023 году, что оно отложит реализацию схемы не раньше октября 2025 года, когда, как ожидается, будет реализована общебританская схема депозитов: тогдашний министр экономики замкнутого цикла « Лорна Слейтер заявила, что правительство Великобритании… к сожалению, до сих пор, похоже, больше стремилось саботировать работу парламента, чем защищать нашу окружающую среду» . [7]

Создание государственного органа «Программы действий по отходам и ресурсам» увеличило возможности страны по переработке отходов. Это зарегистрированная благотворительная организация. Он работает с предприятиями, отдельными людьми и сообществами для достижения экономики замкнутого цикла , помогая им сокращать отходы, разрабатывать экологически чистые продукты и эффективно использовать ресурсы. WRAP была основана в 2000 году как компания с ограниченной ответственностью . [8] и получает финансирование от Министерства окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства , Исполнительной власти Северной Ирландии , Zero Waste Scotland, правительства Уэльса и Европейского Союза .

Бытовая переработка

[ редактировать ]
Районы Англии по уровню переработки домашних хозяйств, 2016–2017 гг.
  ≥60%
  50–59.9%
  40–49.9%
  30–39.9%
  <30%

Внутренняя политика Великобритании по вторичной переработке направлена ​​на поощрение людей к переработке отходов у себя дома посредством регулирования и кампаний по повышению осведомленности общественности. К ним относятся штрафы для людей, которые не сокращают объем бытовых отходов, а также больший акцент на разделении мусора на различные материалы, пригодные для вторичной переработки, при этом каждый совет применяет разные правила. Их внимание смещается в сторону поощрения переработки отходов, а не наказания домохозяйств за непереработанные отходы.

Переработка наиболее эффективна, когда предметы повторно используются дома, а не выбрасываются. Другие подходы включают в себя вывоз стеклянных изделий в банки для бутылок в супермаркетах и ​​компостирование биоразлагаемых отходов , что делает ненужным захоронение мусора .

Согласно последним данным Defra :

  • В 2015 году переработано 44,3% бытовых отходов. [9]
  • В период с 2000/01 по 2009/10 год объем вторичной переработки бытовых отходов в Англии увеличился на 235%. [10]
  • В 2015 году было образовано 26,7 млн ​​тонн бытовых отходов, из которых ~11,6 млн тонн было переработано, повторно использовано или компостировано. [11]
  • В 2015 году сухая переработка была крупнейшим компонентом переработанных отходов, составляя 59% от общего объема. [11]

В ходе опроса, проведенного Ball Corporation в 2018 году , были изучены опасения и мысли общественности по поводу вторичной переработки в Великобритании:

  • 86% всех взрослых британцев заявляют, что их беспокоит этот вопрос, а наибольшую обеспокоенность проявляют 90% людей в возрасте 55 лет и старше.
  • Несмотря на это, только 67% утверждают, что «часто» принимают меры по сокращению загрязнения пластиком , например, путем переработки и изменения покупательских привычек в пользу покупки альтернатив одноразовому пластику. [12]

Промышленная переработка

[ редактировать ]

Коммерческие и промышленные (C&I) отходы составляют большую часть отходов Великобритании. По данным DEFRA, в 2009 году в Англии было произведено 48 миллионов тонн отходов промышленного и промышленного назначения по сравнению с 67,9 миллионами тонн шестью годами ранее. Кроме того, 52% отходов КиИ было повторно использовано или переработано по сравнению со всего лишь 42% в 2002/03 году. Эта цифра также превышает уровень переработки бытовых отходов. Промышленный сектор и сектор услуг производят примерно одинаковое количество отходов с одинаковыми темпами переработки, хотя сектор услуг экономически крупнее. [13] Отчетность по статистике отходов промышленного и промышленного назначения не всегда соответствовала стандартам Европейской комиссии , поскольку местные советы использовали разные методологии для своей статистики. С 2003 года также не проводилось комплексного обследования отходов КиИ. [3]

Европейский Союз

[ редактировать ]

ЕС ввел ряд директив, которые определяют цели внутренней политики вторичной переработки Великобритании:

Директива о свалках 1999 года является одной из наиболее важных из них, которая требует сокращения количества отходов, отправляемых на свалку, с 11,2 миллиона тонн в 2010 году до 7,46 миллиона тонн в 2013 году. [14] [15]

В 2010 году Defra заявила, что Великобритания достигнет своей первой цели по перенаправлению отходов на свалки, которая составляла 75% от уровня 1995 года, и что она «на ходу» достигнет следующих целей в 2013 году (50% от уровня 1995 года) и 2020 году (35% от уровня 1995 года). % от уровня 1995 года). [16]

Рамочная директива ЕС по отходам гласит, что Великобритания должна перерабатывать 50% бытовых отходов к 2020 году, включая компостирование и повторное использование отходов. Он также предусматривает минимальную цель переработки отходов строительства и сноса на уровне 70% к 2020 году. [17] Британское правительство весьма уверено в достижении цели по переработке отходов к 2020 году, но уровень уверенности в достижении цели Директивы о свалках на 2020 год ниже. Времени на строительство необходимых объектов для сбора органических отходов может не хватить. [3]

Основные аспекты политики переработки отходов в Великобритании

[ редактировать ]
Общественные мусорные баки для бумаги, банок и пластика в Ньюкасл-апон-Тайн .

Политика Великобритании в области переработки отходов направлена ​​на улучшение методов и уровня переработки отходов по всей Великобритании, уделяя особое внимание стеклянным, бумажным, пластиковым и металлическим банкам.

Стекло можно переработать в виде бутылок и банок, которые измельчают, а затем плавят. Стекло можно перерабатывать бесконечно, поскольку оно не теряет своих качеств. При этом используется гораздо меньше энергии, меньше сырья и выделяется меньше CO2, чем при производстве стекла с нуля. Основная трудность переработки стекла заключается в необходимости удаления загрязняющих его нежелательных материалов и недопущения смешивания разных цветов.

Пункты сбора стекла, известные как « Бутылочные банки», очень распространены вблизи торговых центров , на объектах общественного пользования и в местных районах Соединенного Королевства . Банки для бутылок обычно располагаются рядом с пунктами сбора других отходов, подлежащих вторичной переработке, таких как бумага , металлы и пластмассы . Местные муниципальные сборщики мусора обычно имеют один центральный пункт для всех видов мусора, в котором расположены большие стеклянные контейнеры. В настоящее время в Соединенном Королевстве насчитывается более 50 000 бутылочных банков. [18] и 752 000 тонн стекла теперь перерабатываются ежегодно. [18]

Индустрия переработки отходов в Великобритании не может потреблять все переработанное тарное стекло, которое станет доступным в ближайшие годы, главным образом из-за цветового дисбаланса между тем, что производится, и тем, что потребляется. Великобритания импортирует гораздо больше зеленого стекла в виде винных бутылок, чем использует, что приводит к образованию излишков для переработки. Полученный излишек зеленого стекла из импортных бутылок может быть экспортирован в страны-производители или использован на местном уровне в растущем разнообразии вторичных конечных применений переработанного стекла. [19]

Все виды макулатуры подлежат вторичной переработке, а для производства переработанной бумаги требуется гораздо меньше энергии и меньше сырья, чем для ее производства с нуля. Однако бумагу нельзя перерабатывать бесконечно, а обычное количество раз, когда ее можно перерабатывать, составляет около шести. [20] В Англии ежегодно используется 12,5 миллионов тонн бумаги и картона.

В Великобритании количество перерабатываемого пластика относительно невелико. [21] отчасти из-за отсутствия предприятий по переработке отходов. Проблема переработки пластика заключается в сортировке различных типов пластика , часто вручную, что замедляет процесс. Программа Plastics 2020 Challenge была основана в 2009 году производителями пластмасс с целью привлечь британскую общественность к общенациональным дебатам об использовании, повторном использовании и утилизации пластмасс. На своем веб-сайте проводится серия дебатов, посвященных иерархии отходов.

Металлические банки

[ редактировать ]

В Великобритании наблюдается высокий уровень переработки металлических банок, причем переработка алюминия наиболее распространенными являются и стальных банок. Металл можно перерабатывать бесконечно, а алюминиевые банки используют всего 5% энергии, необходимой для их производства с нуля, и выделяют только 5% количества парниковых газов. [ нужна ссылка ] Кроме того, это самый простой материал для извлечения и отделения от других вторсырья: использование магнитов для стальных банок и специальных магнитов (вихревых токов) гарантирует переработку каждой банки.

Другие материалы

[ редактировать ]

Картонные коробки

[ редактировать ]

В 2013 году Альянс за картонную упаковку для напитков и окружающую среду и Sonoco Alcore открыли первый в Великобритании завод по переработке картонной упаковки в Галифаксе . До этого переработка была ограничена из-за высоких затрат на транспортировку на экспорт, но новый завод перерабатывает 40 процентов картонных отходов страны. Проблемы также возникают из-за того, что в картонных коробках нельзя использовать переработанное волокно, поэтому вместо этого они перерабатываются в картон. [22]

Электроника

[ редактировать ]

Европейский Союз ввел в действие Директиву об отходах электрического и электронного оборудования (Директива WEEE, 2002/96/EC) в феврале 2003 года. [23] Он требует от производителей взять на себя бремя переработки, возмещая затраты переработчиков. Он также установил минимальную квоту электронных отходов в размере 4 кг на душу населения к 2009 году.

Соединенное Королевство было последним государством-членом, принявшим его в качестве закона. Успех директивы WEEE значительно варьировался от штата к штату: уровень сбора варьировался от 13 килограммов на душу населения в год до всего лишь 1 кг на душу населения в год. Компьютеры и электронные отходы, собранные в домашних хозяйствах в Европе, обрабатываются в соответствии с директивой WEEE через схемы соответствия производителей (в соответствии с которыми производители электроники платят за схему, которая финансирует ее восстановление из центров переработки бытовых отходов (HWRC)) и назначенных предприятий по переработке отходов (известных как Обязательные ЭЭЭ).

Однако утилизация бывшего корпоративного компьютерного оборудования и связанного с ним электронного оборудования выходит за рамки Схемы соответствия производителей (известной как необязательная). В Великобритании отходы или устаревшее корпоративное компьютерное оборудование обрабатываются через сторонние авторизованные перерабатывающие предприятия, которые обычно взимают плату за его сбор и переработку.

Местные советы и переработка отходов

[ редактировать ]

Хотя переработка отходов обязательна по всей Великобритании, правила переработки различаются в зависимости от местного совета. Некоторые местные советы внедрили систему разделения бытовых отходов в один ящик, тогда как другие предоставили гораздо больше ящиков, и эти пригодные для вторичной переработки отходы часто собираются в разное время по сравнению со стандартными сборами мусора на свалке.

По всей стране также действуют различные схемы, определяющие, куда отправляются отходы и как они используются.

В Англии Defra ставит перед местными властями цели. Именно эти местные цели помогают правительству достичь своих национальных целей. Тем не менее, местным органам власти предоставляется гибкость в принятии решений о том, как наилучшим образом достичь этих целей, отсюда и количество различных схем.

остро стоит проблема отходов управления и переработки В Лондоне : в столице производится 17 миллионов тонн отходов, а в 2020 году прогнозируется рост до 26,5 миллионов тонн. ежегодно [24] Управление мэра Большого Лондона устанавливает рамки для борьбы с отходами в рамках общелондонской муниципальной стратегии управления отходами , включая цели по переработке отходов для районов Лондона , которые должны быть достигнуты, и которые закреплены законом в Лондонском плане . Однако существующие организационные механизмы сложны и включают ряд органов по удалению отходов на субрегиональном и местном уровнях.

Бирмингем

[ редактировать ]

Городской совет Бирмингема ввел три схемы сбора мусора с тротуаров .

  1. бумаги и карточек Переработка (синий пакет/коробка). Представлен в 2003 году. Контейнер опорожняется каждые 2 недели.
  2. пластиковых бутылок ( ПЭТ и ПЭВП ), стекла , алюминия Переработка и банок (зеленая коробка). Представлен в 2005 году. Контейнер опорожняется каждые 2 недели.
  3. Переработка садовых отходов (зеленые мешки). Введен в 2005 году. В 2014 году городской совет Бирмингема ввел плату в размере 35 фунтов стерлингов в год за использование мусорного контейнера для садовых отходов, что вызвало огромное количество жалоб. [25]

Эти три схемы теперь доступны для большинства домов Бирмингема в зависимости от того, есть ли у них сад. Предприятие по переработке бумаги и садовых отходов доступно для всех домов в Бирмингеме. Схема Green Box будет доступна для всех домов позднее в этом году. Ежегодно перерабатывается 3500 тонн бумаги и 8900 тонн древесины. По всему Бирмингему есть пять центров по переработке бытовых отходов и более 400 банков по переработке мусора.

Банки по переработке обычно включают в себя:

  • Переработка бумаги и карт
  • Переработка стекла
  • Переработка одежды
  • Переработка обуви
  • Переработка текстиля
  • Переработка алюминиевых банок

Ньюкасл-андер-Лайм

[ редактировать ]

Городской совет Ньюкасла-андер-Лайма теперь имеет схему сбора мусора из шести мусорных баков.

  • Контейнер для пищевых отходов. Собирается еженедельно.
  • Красная коробка для металла и пластика. Собирается еженедельно.
  • Зеленая коробка для стекла и картона. Собирается еженедельно.
  • Синяя коробка для бумаги, мелкой бытовой техники, батареек, текстиля и одежды. Собирается еженедельно.
  • Контейнер на колесах объемом 240 л с коричневой крышкой для садового мусора. Сбор раз в две недели, попеременно с неперерабатываемыми материалами.
  • Контейнер на колесах объемом 180 л с черной крышкой для неперерабатываемых отходов. Собирают раз в две недели, попеременно с садовыми отходами. [26]

Жители Ньюкасла-андер-Лайма подверглись критике после того, как совет потратил 2,4 миллиона фунтов стерлингов на улучшение переработки отходов в районе, однако парк новых автомобилей слишком широк, чтобы поместиться на некоторых узких дорогах. В результате некоторые жители по две недели остаются без каких-либо услуг по вывозу мусора. [27]

В последние годы возник ряд разногласий, связанных с политикой переработки отходов различных местных советов:

Несколько контейнеров

[ редактировать ]

Одной из основных проблем переработки отходов в домашних условиях является наличие нескольких контейнеров для сортировки отходов. Это подверглось критике за то, что оно слишком сбивает с толку многих жителей, причем одним из крупнейших нарушителей стал совет Ньюкасла-андер-Лайма, который в 2010 году внедрил систему из девяти мусорных баков. [28] Другие муниципалитеты предоставили до семи контейнеров, хотя некоторые частные подрядчики предоставляют только один и сами сортируют вторсырье. [29]

Двухнедельные коллекции

[ редактировать ]

Когда в 2007 году были введены двухнедельные коллекции, это вызвало много споров. Многие люди были против них, потому что это означало, что им приходилось хранить свои отходы дольше, и существовали опасения, что это может быть негигиенично, и в прессе возникли опасения, что в результате могут возникнуть проблемы со здоровьем. [30] Однако исследование, проведенное Университетом Крэнфилда и Enviros в 2007 году, показало, что вряд ли возникнут значительно большие проблемы со здоровьем, связанные с сбором урожая раз в две недели по сравнению с еженедельным сбором. [31]

В январе 2014 года государственный секретарь по делам сообществ и местного самоуправления изложил рекомендации о том, как местные власти могут добиться еженедельного сбора налогов. Это было поддержано схемой стоимостью 250 миллионов фунтов стерлингов, предоставленной участвующим органам управления отходами. [32] Сертифицированный институт управления отходами (CIWM) задался вопросом, «принесет ли фокус фонда в 250 миллионов фунтов стерлинговнаилучшие экологические и экономические результаты» и предположил, что деньги лучше потратить на альтернативные варианты. Это продолжалось:

«дополнительные деньги можно было бы с большей пользой направить на улучшение трех ключевых областей: поддержку большего объема вторичной переработки либо путем расширения спектра собираемых материалов, либо путем расширения участия; поддержка расширения сбора пищевых отходов, что является основной проблемой домохозяйств в отношении частоты сбора; и поддержка инициатив по предотвращению образования отходов... С экономической точки зрения, при таком большом количестве ограничений на муниципальные бюджеты, важно обеспечить, чтобы эта политическая инициатива не привязывала местные советы к значительно более высоким расходам на сбор мусора, за которые нам всем придется нести расходы. законопроект спустя много времени после того, как финансирование Программы поддержки еженедельных сборов иссякло». [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Уровень переработки бытовых отходов – Евростат» . ec.europa.eu . Евростат. 2013 . Проверено 28 июля 2015 г.
  2. ^ «Друзья Земли – «Успех Билла о переработке отходов!» » .
  3. ^ Jump up to: а б с Уотсон, Дэвид (февраль 2013 г.). «Управление бытовыми отходами в Соединенном Королевстве» . eea.europa.eu . Европейское агентство по окружающей среде. Архивировано из оригинала 4 августа 2015 года . Проверено 1 августа 2015 г. Альтернативный URL
  4. ^ «Ставки налога на свалку — GOV.UK» . www.gov.uk. ​Налоговая и таможенная служба Ее Величества. 6 апреля 2015 года . Проверено 28 июля 2015 г.
  5. ^ Холмс, Элисон (январь 2014 г.). «Полный отчет об исследовании влияния схем стимулирования переработки» (PDF) . Серко Эуномия . Проверено 28 июля 2015 г.
  6. ^ Куреши, Вакас (6 декабря 2018 г.). «Великобритания выделит 60 миллионов фунтов стерлингов на экологически чистую упаковку» .
  7. ^ «Возврат депозита» . www.gov.scot . Проверено 8 февраля 2024 г.
  8. ^ «Структура и управление компании | WRAP UK» . Wrap.org.uk. ​Проверено 21 октября 2012 года .
  9. ^ «Показатели переработки отходов в Великобритании впервые упали» . Новости Би-би-си . 16 декабря 2016 г.
  10. ^ Уровень переработки домашних хозяйств Defra
  11. ^ Jump up to: а б https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/607416/Digest_of_Waste_and_Resource_Statistics__2017_rev.pdf [ пустой URL PDF ]
  12. ^ Корбин, Тони (2 октября 2018 г.). «Общественность обеспокоена пластиковыми отходами, но не понимает, как их перерабатывать» .
  13. ^ «Образование и обращение с коммерческими и промышленными отходами» . www.defra.gov.uk . 13 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 года . Проверено 1 августа 2015 г.
  14. ^ Отходы на свалках в Директиве Совета 2010 г. 1999/31/EC от 26 апреля 1999 г. о свалках отходов.
  15. ^ Отходы на свалках в 2013 г. Новая Рамочная директива ЕС по отходам.
  16. ^ Отвлечение свалки Defra нацелено на Defra
  17. ^ Рамочная директива Великобритании по вторичной переработке бытовых отходов Defra
  18. ^ Jump up to: а б «День рождения большого британского банка бутылок» . Reuters.com . 6 июня 2007 г.
  19. ^ Британский институт стандартов (2005) PAS 102, Спецификация обработанного стекла для некоторых вторичных конечных рынков.
  20. ^ Информация о переработке бумаги. Рекомендации правительства Великобритании по переработке бумаги.
  21. ^ Пластики. Архивировано 22 июля 2010 г. на сайте Wayback Machine отходов.org.uk. Проверено 18 октября 2007 г.
  22. ^ Смедли, Тим (15 августа 2013 г.). «Новый завод по переработке картона может означать прекращение отправки отходов за границу» . Хранитель . Проверено 31 июля 2015 г.
  23. ^ «Отходы электрического и электронного оборудования» .
  24. ^ Лондонский план, мэр Лондона (февраль 2004 г.), стр. 158.
  25. ^ Элкес, Нил (10 ноября 2015 г.). «Налог на сад в размере 35 фунтов стерлингов в Бруме наконец-то окупился – совет» . Бирмингеммаил . Проверено 24 октября 2016 г.
  26. ^ «Ваши услуги по сбору платежей | Городской совет Ньюкасла-андер-Лайма» . www.newcastle-staffs.gov.uk . Проверено 19 июня 2017 г.
  27. ^ «Вторичная переработка не собирается после того, как муниципальный совет покупает мусоровозы, слишком широкие для улиц» . Телеграф . Проверено 19 июня 2017 г.
  28. ^ Система переработки девяти контейнеров BBC News
  29. ^ One Bin Инициатива по переработке отходов
  30. ^ Daily Telegraph Telegraph Online
  31. ^ еженедельные исследования.files.parliament.uk/documents /SN05988/SN05988.pd
  32. ^ https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/271435/BinBible-2-NT3.pdf . [ пустой URL PDF ]
  33. ^ CIWM отвечает на объявление CLG о финансировании еженедельных сборов, Chartered Institution of Waste Management, 30 сентября 2011 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8478aaf1d97d05bf7d86b9c8081ce94b__1719973200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/4b/8478aaf1d97d05bf7d86b9c8081ce94b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Recycling in the United Kingdom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)