Бард (Советский Союз)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2009 г. ) |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Май 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Авторская песня | |
---|---|
Родное имя | Авторская песня , бардовская песня |
Другие имена | Бардовская песня |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1950-е годы, РСФСР. |
Типовые инструменты | |
Поджанры | |
| |
Региональные сцены | |
Москва | |
Другие темы | |
Russian shanson |
Музыка России | ||||||||
Жанры | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конкретные формы | ||||||||
|
||||||||
СМИ и производительность | ||||||||
|
||||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||||
|
||||||||
Региональная музыка | ||||||||
|
||||||||
The term bard (Russian: бард , IPA: [барт] ) стал использоваться в Советском Союзе в начале 1960-х годов и продолжает использоваться в России сегодня для обозначения авторов-исполнителей, которые писали песни за пределами советского истеблишмента, аналогично исполнителям американского фолка. возрождение музыки . Поскольку в бардовской музыке авторы-исполнители исполняют свои собственные песни, этот жанр также часто называют авторской песней ( русский : авторская песня , авторская песня ) или бардовской песней ( русский : бардовская песня , бардовская песня ).
Бардовская поэзия отличается от другой поэзии главным образом тем, что ее поют под простой гитарный аккомпанемент, а не устно. Еще одно отличие состоит в том, что он меньше фокусируется на стиле, а больше на смысле. Это означает, что используется меньше стилистических приемов, а поэзия часто имеет форму повествования. Что отличает бардовскую поэзию от других песен, так это то, что музыка гораздо менее важна, чем тексты; последовательности аккордов часто очень просты и имеют тенденцию повторяться от одной бардовской песни к другой. Гораздо более очевидное отличие заключается в том, что этот жанр свободен от коммерции; песни пишутся для того, чтобы их пели, а не для продажи, поскольку барды часто являются профессионалами немузыкальной профессии.
Стилистически предшественниками бардовских песен были русские городские романсы , затрагивавшие бытовую тематику и популярные во всех слоях русского общества конца 19 — начала 20 веков. Эти романсы традиционно писались в миноре и исполнялись под гитарный аккомпанемент.
Бардовскую поэзию можно условно разделить на два основных жанра: туристическую песню и политическую песню , хотя выделяются и некоторые другие поджанры, такие как песня преступников и пиратская песня .
Первоначально термин «бард» использовался поклонниками жанра туристической песни, а за пределами этих кругов этот термин часто воспринимался как слегка насмешливый. Однако возникла необходимость в термине, который отличал бы этот стиль песни от традиционной популярной поп-песни, и этот термин в конечном итоге прижился.
Многие барды исполняли свои песни для небольших групп людей, используя русскую гитару , и редко, если вообще когда-либо, их сопровождали другие музыканты или певцы. Ставшие популярными барды со временем смогли давать скромные концерты. Бардам редко разрешалось записывать свою музыку, учитывая политический характер многих их песен. В результате бардовские мелодии обычно распространялись путем копирования любительских записей (известных как магнитиздат ), сделанных на концертах, особенно песен политического характера.
Типы песен
[ редактировать ]Туристическая песня
[ редактировать ]В советскую эпоху застоя кемпинг, и особенно его интенсивные формы, такие как альпинизм , катание на байдарках /каноэ и каньонинг , стали формой эскапизма для молодых людей, которые чувствовали, что эти занятия были единственным образом жизни, в котором такие ценности, как смелость, дружба, риск, доверие, сотрудничество и взаимная поддержка по-прежнему имели значение. Именно такие ситуации и достоинства используются в туристических песнях в качестве сюжета.
Многие из лучших туристических песен сочинили Юрий Визбор , участвовавший и спевший обо всех описанных выше видах спорта, и Александр Городницкий, много времени проводивший в кругосветных плаваниях на кораблях и в научных экспедициях на Крайний Север.
Заметным поджанром туристической песни была морская песня. Как и в случае с другими туристическими песнями, целью было спеть о людях, находящихся в тяжелых условиях, где возникают настоящие физические и эмоциональные конфликты. У Владимира Высоцкого было несколько таких песен, поскольку его стиль им идеально подходил. Многие песни Александра Городницкого посвящены морю, поскольку ему действительно довелось испытать жизнь на море. Некоторые песни были просто о моряках, другие — о пиратах. Несмотря на романтизм таких песен, как Бригантина» « Павла Когана , пиратские песни и сегодня популярны на концертах авторской песни. Почти у каждого барда есть хотя бы одна песня такого типа.
Туристическая песня, как правило, терпилась правительством и существовала под названием авторская песня (авторская песня), т. е. песни, исполняемые преимущественно самими авторами, а не песни, исполненные профессиональными певцами (хотя профессионалы часто «заимствовали» успешные авторские песни). свой репертуар). Другое название этого жанра — «самодеятельная песня» ( дословно переводится как «песня, сделанная своими руками» или «самодельная песня»). Этот термин отражает культурное явление Советского Союза под названием «самодеятельное исполнительское искусство», или художественная самодеятельность . Это было широко распространенное, часто сильно субсидируемое занятие советских людей в свободное время. На каждом крупном промышленном предприятии и в каждом колхозе был Дворец культуры или, по крайней мере, Дом культуры , где самодеятельные артисты могли заниматься и выступать. Во многих из них, а также во многих университетах существовали Клубы самодеятельной песни (« Клуб самодеятельной песни » , или КСП ), которые, по сути, были клубами бардовской песни и стояли совершенно особняком от основной советской песни. samodeyatelnost ' ".
Грушинский фестиваль берет свое начало со встреч любителей туристической песни, но теперь включает в себя песни всех жанров.
- Сравните: Топающая песня , подобная традиция в Чехии .

Политическая песня
[ редактировать ]Песни такого рода выражали протест против советского образа жизни. Жанр варьировался от острополитических, « антисоветских » песен до остроумной сатиры в лучших традициях Эзопа . Некоторые песни Булата Окуджавы затрагивают эти темы. [ нужна ссылка ]
Владимира Высоцкого воспринимали как автора политических песен, хотя он также был частью массовой культуры. Не так было с Александром Галичем , который в конце концов был вынужден эмигрировать; владение кассетой с его песнями могло означать тюремный срок в СССР [ нужна проверка ] . До эмиграции он страдал от преследований КГБ , как и другой бард Юлий Ким . Другие, такие как Евгений Клячкин и Александр Дольский , сохраняли баланс между откровенным «антисоветским» и откровенно романтическим материалом. [ нужна ссылка ]
По иронии судьбы, «песни» из прокоммунистических пьес Бертольта Брехта , предположительно критикующие фашизм и капиталистическое общество (и, таким образом, аплодируемые Советами), могли рассматриваться как песни протеста и, следовательно, были популярны среди бардов. Их часто называли зонгами (немецкое произношение слова «песня»). [ нужна ссылка ]
Преступные песни
[ редактировать ]Эти песни, известные по-русски как блатная песня , возникли задолго до появления бардов в Советском Союзе. Их происхождение можно проследить еще в первом десятилетии XX века. Не сильно отличаясь по стилю от других бардовских песен, эти песни по содержанию можно сравнить с современным рэпом : прославление криминала и городской романтики. Эти песни отразили распад строя и правил старого русского общества.
появились новые бандитские песни С 1930-х годов в ГУЛАГе . Многие из этих песен были посвящены невиновным людям, отправленным в трудовые лагеря, а не преступникам. Некоторые песни действительно были сочинены в лагерях.
В годы хрущевской оттепели многих выпустили из лагерей, а вместе с ними пришли и их песни. Некоторые барды узнали об этих анонимных песнях и начали их петь. В этот момент песни приобрели более символическое значение борьбы с угнетением. Такие барды, как Александр Розенбаум, также написали множество юмористических песен о преступной еврейской мафии в Одессе . Многие из этих песен были вдохновлены такими авторами, как Исаак Бабель . [ 1 ]
Другие песни
[ редактировать ]
Еще более распространенными, чем туристические песни, были песни об обычной жизни (обычно жизни в СССР). Практически каждый бард написал значительное количество песен на эту тему. Место действия очень часто городское, часто в крупных городах, таких как Москва (особенно на Арбате ). Некоторые песни этого типа, например, Юрия Визбора и Владимира Высоцкого , использовали очень прямой подход и использовали простой и честный язык, чтобы иллюстрировать жизнь. Другие барды, такие как Булат Окуджава , придерживались более символического подхода и выражали свои взгляды на жизнь посредством расширенных метафор и символизма. Еще одним видом песни, появившимся в России задолго до бардовства, была « Военная песня» . Многие из самых известных бардов написали множество песен о войне, в частности о Великой Отечественной войне (ВОВ). У бардов были разные причины писать и петь песни о войне. Окуджава, который на самом деле участвовал в войне, использовал свой грустный и эмоциональный стиль, чтобы проиллюстрировать тщетность войны в таких песнях, как «Бумажный солдат» («Бумажный Солдат»). Владимир Высоцкий писал песни о войне просто потому, что они давали ту экстремальную обстановку, в которой нужны честь и эмоциональная сила, и можно увидеть истинный характер человека. Военные песни Высоцкого получили высокую оценку ветеранов за исключительный успех в изображении войны, несмотря на то, что поэт фактически не служил в армии. Юрий Визбор писал военные песни, в которых важнейшим элементом были не сама война, а люди, участвовавшие в войне. В этих песнях война часто происходила на заднем плане, а сама песня была в стиле туристической песни с акцентом на природу и человеческие эмоции.
Many bards wrote songs about their hometowns, such as Vladimir Vysotsky about Moscow's "Big Karetny"("Большой Каретный"), Alexander Rosenbaum about Saint Petersburg's "Ligovka" ("Лиговка"), Leonid Dukhovny about Kyiv's "Podol" ("А Без Подола Киев Невозможен") [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Некоторые барды также писали детские песни для различных фестивалей и спектаклей. Эти песни пользовались большим успехом, так как поэты решили написать их так же, как и другие свои песни. В результате появились песни, которые, хотя и были адресованы детям, все же имели глубокий смысл и нравились взрослым, мало чем отличаясь от Ивана Крылова басен . Самыми известными бардовыми исполнителями, исполнявшими детские песни, был дуэт мужа и жены Сергея Никитина и Татьяны Никитиной . Сергея и Татьяну до сих пор считают бардами, хотя они известны прежде всего тем, что положили на собственную музыку великие поэтические произведения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Биография" . Александр Розенбаум (in Russian) . Retrieved 17 November 2021 .
- ^ "Большой Каретный. Больше, чем просто переулок" .
- ^ "Лиговка" . 13 October 2017.
- ^ "Леонид Духовный - "Подол (а без Подола Киев невозможен)" " .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лучшее из русской жизни, Том 2: Биографии , Пол Э. Ричардсон (редактор), Русские информационные службы, 2012, ISBN 978-1880100738 содержит несколько статей об отдельных бардах.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Песня исполнителя
- Bards.ru (русский) – информация, картинки, тексты песен и звук
- Авторская песня
- Литературные приколы: Советское андеграунд - информация и некоторые переводы