XCOM
XCOM | |
---|---|
Жанр (ы) |
|
Разработчик(и) |
|
Издатель(и) |
|
Создатель(и) | Джулиан Голлоп |
Платформа(ы) | MS-DOS , Amiga , Amiga CD32 , PlayStation , Windows , PlayStation 3 , Xbox 360 , OS X , iOS , Android , Linux , PlayStation Vita , PlayStation 4 , Xbox One , Nintendo Switch |
Первый выпуск | НЛО: Враг неизвестен 1 марта 1994 г. |
Последний выпуск | XCOM: Отряд Химеры 24 апреля 2020 г. |
XCOM (первоначально называвшаяся X-COM ) — это франшиза научно-фантастических видеоигр, в которой рассказывается об элитной международной организации, которой поручено противодействовать вторжениям инопланетян на Землю. Серия началась со стратегической видеоигры X-COM: UFO Defense, созданной Голлопа и Mythos Games MicroProse Джулиана в 1994 году. Первоначальная линейка MicroProse включала шесть опубликованных и как минимум две отмененных игры, а также два романа. Серия X-COM , в частности ее оригинальная часть, приобрела значительную популярность и оказала влияние на многие другие видеоигры; включая создание ряда клонов , духовных преемников и неофициальных ремейков .
Серия перезагрузок была опубликована компанией 2K Games , начиная со стратегической видеоигры XCOM: Enemy Unknown , разработанной Firaxis Games и выпущенной в 2012 году и имевшей успех у критиков и коммерческий успех. За ним последовал приквел The Bureau: XCOM Declassified и сиквелы XCOM 2 и XCOM: Chimera Squad .
Игры
[ редактировать ]Выпущенный
[ редактировать ] X-COM (1994–2001) Серия
XCOM Серия (2012 – настоящее время)
Заголовок | Выпускать | Разработчик | Издатель |
---|---|---|---|
НЛО: Враг неизвестен (он же X-COM: Защита от НЛО ) |
1994 | Мифические игры МикроПроза |
МикроПроза |
X-COM: Террор из глубин | 1995 | МикроПроза | МикроПроза |
X-COM: Апокалипсис | 1997 | Мифические игры МикроПроза |
МикроПроза |
X-COM: Перехватчик | 1998 | МикроПроза | МикроПроза |
X-COM: Первое вторжение пришельцев | 1999 | Хасбро Интерактив | Хасбро |
X-COM: Инфорсер | 2001 | Хасбро Интерактив | Инфограммы |
XCOM: Враг неизвестен | 2012 | Игры Фираксис | 2К-игры |
Бюро: XCOM рассекречен (ранее известный как XCOM ) |
2013 | Иррациональные игры 2К Австралия 2К Флот |
2К-игры |
XCOM: Враг внутри (расширение XCOM: Enemy Unknown ) |
2013 | Игры Фираксис | 2К-игры |
ХКОМ 2 (продолжение XCOM: Enemy Unknown ) [ 1 ] |
2016 | Игры Фираксис | 2К-игры |
XCOM 2: Война избранных (расширение XCOM 2 ) |
2017 | Игры Фираксис | 2К-игры |
XCOM: Отряд Химеры | 2020 | Игры Фираксис | 2К-игры |
XCOM: Легенды [ 2 ] | 2021 | Иридиевая морская звезда | 2К-игры |
Отменено
[ редактировать ]Заголовок | Разработчик |
---|---|
X-COM: Генезис | Хасбро Интерактив |
X-COM: Альянс | Хасбро Интерактив Инфограммы |
Оригинальная X-COM (1994–2001) серия
[ редактировать ]Игра | Рейтинги игр |
---|---|
НЛО: Враг неизвестен (X-COM: Защита от НЛО) |
(ПК) 94% [ 3 ] (ПС) 93% [ 4 ] |
X-COM: Террор из глубин | (ПС) 100% [ 5 ] (ПК) 86% [ 6 ] |
X-COM: Апокалипсис | (ПК) 87% [ 7 ] |
X-COM: Перехватчик | (ПК) 70% [ 8 ] |
Основная серия X-COM состояла из четырех основных игр, изданных MicroProse : UFO: Enemy Unknown (также известная как X-COM: UFO Defense , PC и Amiga в 1994 году, Sony PlayStation в 1995 году), X-COM: Terror from the Deep. (ПК в 1995 году, PlayStation в 1996 году), X-COM: Apocalypse (ПК в 1997 году) и X-COM: Interceptor (ПК в 1998 году). Суть франшизы заключается в том, что вторжение, создать тайную военизированную организацию под кодовым названием X-COM (аббревиатура от « Ex инопланетное traterrestrial Com начавшееся в 1999 году, побуждает коалицию финансирующих стран bat»). Игроку поручено возглавить эти силы и тайно бороться с инопланетной угрозой и исследовать ее. Действие сиквелов, посвященных новым вторжениям инопланетян, происходит под водой ( «Ужас из глубин» , действие которого происходит в 2040 году), в футуристическом мегаполисе ( «Апокалипсис» , действие которого происходит в 2084 году) и в космосе ( «Перехватчик» , действие которого происходит в 2067 году, что делает его приквелом к «Апокалипсису») . ).
UFO: Enemy Unknown с пошаговой наземной боевой системой остается самой популярной и успешной игрой серии, часто попадая в различные списки лучших видеоигр всех времен. [ 9 ] Первое продолжение, Terror from the Deep , было быстро создано внутренней командой MicroProse; основан на том же игровом движке и использует во многом идентичную игровую механику. «Апокалипсис» В серии развил несколько новых направлений, представив дополнительную боевую систему в реальном времени и переместив эстетику в ретро-футуристический стиль. Спин-офф Interceptor представляет собой гибрид стратегической игры и симулятора космических боевых полетов .
После Interceptor компания Hasbro Interactive приобрела MicroProse, приобретя ее студии и бренд X-COM . Ходили разговоры об игрушках X-COM , комиксах и даже мультсериале. [ 10 ] Бюджетная пошаговая тактическая по почте многопользовательская игра Em@il Games: X-COM была выпущена в 1999 году. В 2001 году Hasbro опубликовала X-COM: Enforcer , плохо принятый шутер от третьего лица, основанный на события Enemy Unknown , отмечающие низкую точку в серии. Игры X-COM также были выпущены в составе четырех сборников: X-COM (Коллекционное издание) (1998), [ 11 ] Коллекция X-COM (1999) [ 12 ] и X-COM: Полный пакет (2008 г.), [ 13 ] а также в 2K Huge Games Pack в 2009 году.
Для этой серии запланировано как минимум еще две крупные игры. Одной из них была X-COM: Genesis , стратегия и тактика в реальном времени, «возвращающаяся к истокам, но в полном 3D». [ 14 ] Другой была X-COM: Alliance (также известная как X-COM 4 и проект Fox Force Five ), вдохновленная « Чужими от первого лица » смесь стратегической игры и тактического шутера , использующая лицензионный оригинальный Unreal Engine . Однако оба этих проекта были отменены после того, как все бывшие студии MicroProse Hasbro Interactive были закрыты в 1999–2000 годах ( позже Alliance был безуспешно возобновлен в 2001–2002 годах, а затем снова тихо закрыт без какого-либо официального объявления). Терри Грир, бывший старший художник и руководитель отдела игрового дизайна MicroProse UK, рассказал: «Мы также обсуждали другие возможности для будущих игр, включая путешествия во времени, возвращение Солнечной системы (при этом межпланетные расстояния играют важную роль в наборе персонала и ресурсах) и концепция движения сопротивления, в которой вам приходилось давать отпор после того, как мир был захвачен и человечество оказалось полностью под игом инопланетян». [ 14 ]
OpenXcom — это с открытым исходным кодом , предназначенная для исправления всех ошибок и включения моддинга. повторная реализация первой игры серии [ 15 ] [ 16 ] OpenApoc — аналогичный проект с открытым исходным кодом для X-COM: Apocalypse . [ 17 ]
XCOM (2012 – настоящее время) Серия
[ редактировать ]Игра | Метакритик |
---|---|
XCOM: Враг неизвестен | (360) 90 [ 18 ] (ПК) 89 [ 19 ] (ПС3) 89 [ 20 ] |
Бюро: XCOM рассекречен | (ПС3) 69 [ 21 ] (360) 68 [ 22 ] (ПК) 66 [ 23 ] |
XCOM: Враг внутри | (iOS) 92 [ 24 ] (360) 88 [ 25 ] (ПС3) 88 [ 26 ] (ПК) 86 [ 27 ] |
ХКОМ 2 | (ПК) 88 [ 28 ] (PS4) 88 [ 29 ] (ХОНЭ) [ 30 ] |
XCOM: Отряд Химеры | (ПК) 77 [ 31 ] |
В 2010 году 2K Marin объявили, что работают над переосмыслением X-COM , переименованным в XCOM . [ 32 ] Он был описан как тактический и стратегический шутер от первого лица, который будет сочетать в себе элементы оригинального X-COM с новым сеттингом и точкой зрения, сохраняя при этом некоторые основные концепции оригинальной серии игр. Сеттинг был полностью переработан, и теперь он основан в начале 1960-х годов, при этом первоначальная организация XCOM была секретным федеральным агентством США. Первоначально запланированная на 2011 год, игра неоднократно переделывалась разными студиями, прежде чем была наконец выпущена в 2013 году как The Bureau: XCOM Declassified для Windows, OS X , PlayStation 3 и Xbox 360 .
В 2012 году компания Firaxis Games (под руководством соучредителя MicroProse Сида Мейера ) объявила о разработке стратегической игры для Windows, PlayStation 3 и Xbox 360 XCOM: Enemy Unknown , «переосмысления» UFO: Enemy Unknown со стратегией в реальном времени. обзор, пошаговые бои и разрушаемая тактическая среда, больше напоминающая оригинальную игру X-COM и расположенная в более современном сеттинге, чем игра XCOM от 2K Marin. [ 33 ] XCOM: Enemy Unknown была выпущена позже в том же году и получила признание критиков и получила несколько наград «Игра года». X-COM Создатель Джулиан Голлоп назвал его «фениксом, восставшим из пепла катастрофы X-COM », заявив, что «удивительно, что спустя 20 лет бренд, который так плохо шел в неправильном направлении, наконец-то исправился». ." [ 34 ] Она также была портирована на Android , iOS , OS X, Linux и PlayStation Vita .
В 2013 году Firaxis выпустила загружаемый контент для базовой игры XCOM: Enemy Unknown под названием XCOM: Enemy Within . [ 35 ] Он был доступен в Steam (для игры требуется Enemy Unknown ), [ 36 ] а также для iOS, PlayStation 3 и Xbox 360 (эти версии являются автономными и не требуют Enemy Unknown ).
В 2015 году Firaxis анонсировала продолжение XCOM 2 . [ 1 ] Она была выпущена в 2016 году для Windows, PlayStation 4 , Xbox One , OS X и Linux (позже портирована на несколько других платформ, включая Nintendo Switch, но не на iOS). Его расширение, XCOM 2: War of the Chosen , последовало в 2017 году. Следующая игра из серии, XCOM: Chimera Squad , была выпущена в апреле 2020 года для Windows. В отличие от глобальных масштабов предыдущих игр, Chimera Squad сосредоточилась на конкретном городе, давая игроку контроль над разнообразным отрядом людей и пришельцев. В игре было внесено несколько изменений в игровую механику, например, замена случайно сгенерированных и настраиваемых членов отряда заранее заданными и уникальными солдатами, а также использование «чередующихся ходов» (смешивание порядка ходов между противоборствующими командами во время боя) вместо пошагового хода между командами. система. [ 37 ]
Неофициальные игры Джулиана Голлопа
[ редактировать ]The Dreamland Chronicles: Freedom Ridge — игра для ПК и PlayStation 2 от Mythos Games Джулиана Голлопа (создатели UFO: Enemy Unknown и X-COM: Apocalypse ), утверждавшая, что она «по сути является римейком первой X-Com с 3D графика». [ 38 ] Dreamland Chronicles была отменена в 2001 году, и Mythos Games вскоре прекратила свое существование.
Laser Squad Nemesis — малобюджетная пошаговая тактическая игра для ПК 2002 года, разработанная следующей компанией Голлопа Codo Technologies и очень похожая на пошаговую боевую систему Battlescape из первого X-COM . В 2005 году Codo Technologies и издатель Namco также выпустили Rebelstar: Tactical Command , для Game Boy Advance пошаговую тактическую ролевую игру , которая тоже напоминала раннюю систему Battlescape.
Phoenix Point — это видеоигра в жанре стратегии и пошаговой тактики для Windows и OS X, в которой есть открытый мир, стратегические слои игр в стиле X-COM 1990-х годов, таких как Enemy Unknown и Apocalypse, а также презентация и тактическая механика игры. более свежие игры-перезагрузки Firaxis. [ 39 ] Игра была разработана Gollop совместно с Snapshot Games , независимой игровой студией в Болгарии. Phoenix Point , описанная как духовный преемник X-COM , была выпущена в декабре 2019 года. [ 40 ]
Другие СМИ
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]два романа X-COM На основе первой игры серии были опубликованы Дайаны Дуэйн ( : «X-COM: UFO Defense — A Novel» 1995, ISBN 0-7615-0235-1 ) и Владимира Васильева ( Неизвестный враг 1997). Роман из серии перезагрузок называется «XCOM 2: Resurrection» Грега Кейса и был опубликован в 2015 году, соединяя сюжеты XCOM и его продолжения. [ 41 ] В 2017 году был опубликован второй роман Рика Барбы под названием : Escalation XCOM 2 .
Автор руководства и документации MicroProse Джон Поссиденте также написал три рассказа: «Вывод из эксплуатации», «Показания Мэнли» и «Муре на месте крушения», действие которых происходит между событиями первых двух игр серии. Совсем недавно X-COM со-дизайнер Дэйв Эллис и художник Джон Маккой выпустили бесплатный онлайн-трибьют-цифровой комикс под названием Deep Rising с музыкой, созданной X-COM композитором Джоном Брумхоллом . [ 42 ]
Настольная игра
[ редактировать ]Настольная игра под названием XCOM: The Board Game , разработанная Эриком М. Лангом и основанная на перезагрузке 2012 года, была выпущена 28 января 2015 года компанией Fantasy Flight Games . [ 43 ]
Права интеллектуальной собственности
[ редактировать ]Товарный знак для названия X-COM был зарегистрирован 25 мая 1995 года компанией MicroProse Software. По словам Джулиана Голлопа: «Они хотели, чтобы мы заключили сделку, по которой мы передавали бы любые права, которые у нас могли быть, в обмен на некоторую сумму денег плюс высокий гонорар за X-COM: Apocalypse . Они более или менее настаивали на этом, иначе они угрожали отменить проект «Апокалипсис» , поэтому было много блефа». [ 44 ] После приобретения и последующего слияния MicroProse с Hasbro (IP) X-COM интеллектуальная собственность также была передана Hasbro Interactive 19 августа 1998 года. Из-за финансовых трудностей Hasbro Interactive была продана Infogrames Entertainment SA 29 января 2001 года. В рамках этой передачи 21 декабря 2001 года IP X-COM был юридически передан Infogrames (вскоре после этого Infogrames была переименована в Atari SA ). В 2005 году Atari SA передала несколько IP компании Take-Two Interactive Software Inc. [ 45 ] и X-COM был передан вместе с ними 12 июня 2005 года.
IP-адрес X-COM в настоящее время принадлежит Take-Two и ее дочерним компаниям; [ 46 ] К 2007 году появились первые слухи о том, что Irrational Games (принадлежащая Take-Two) разрабатывает новую X-COM . игру [ 47 ] (эта игра в итоге стала The Bureau: XCOM Declassified ). В мае 2007 года 2K Games (дочерняя компания Take-Two) унаследовала франшизу X-COM и перевыпустила Terror from the Deep в Steam . В сентябре 2008 года UFO: Enemy Unknown , Apocalypse , Interceptor и Enforcer также были переизданы как загружаемые игры. от 2K Games XCOM , который находился в разработке с 2003 года (до приобретения IP), [ 48 ] был наконец завершен и выпущен в 2012 году.
Вдохновленные названия
[ редактировать ]Из-за популярности серии различные другие разработчики создали игры- духовные преемники , похожие по теме и тону на игры X-COM (иногда называемые « X-COM »); клонами [ 49 ] [ 50 ] Джулиан Голлоп также сам называл жанр пошаговых тактических игр в целом «сыновьями Rebelstar », ссылаясь на одну из своих ранних игр. [ 51 ] ). Уровень заимствований из оригинальной серии варьируется.
Коммерческие игры
[ редактировать ]- Abomination: The Nemesis Project — это тактическая игра в реальном времени, разработанная компанией Hothouse Creations и выпущенная Eidos Interactive для ПК в 1999 году. Ее рекламировали как « X-COM встречает День мертвых в реальном времени». [ 52 ]
- Aliens vs Humans — это клон UFO: Enemy Unknown для iPhone , iPad и Android . [ 53 ] Голлоп выделил это как пример « инди- римейков » в своей таблице «Наследие X-Com». [ 54 ]
- Guardians: Agents of Justice — неизданная игра от Simtex и MicroProse. [ 55 ] который был описан как «супергеройская версия X-COM ». [ 56 ] [ 57 ]
- Incubation: Time Is Running Out — это пошаговая боевая игра для ПК, которая считалась «тем, чем X-Com Apocalypse ». должен был быть [ 58 ] Он был разработан и выпущен немецкой компанией Blue Byte в 1997 году.
- Isomer — инди-стратегический игровой проект, в настоящее время заброшенный. [ 59 ] на это также сильно повлияла серия X-COM , а также другие игры, такие как Dwarf Fortress и Minecraft . Он сочетает в себе стратегический бой в реальном времени с исследованием мира и игровым процессом в песочнице. [ 60 ]
- UFO: Aftermath — это однопользовательская игра в жанре стратегии и тактики для ПК 2003 года, созданная под сильным влиянием серии X-COM и использовавшая элементы отмененной игры The Dreamland Chronicles от Mythos Games . Он был создан чешской компанией ALTAR Interactive и опубликован Tri Synergy.
- За Aftermath последовали два продолжения: UFO: Aftershock в 2005 году и UFO: Afterlight в 2007 году.
- UFO: Extraterrestrials — компьютерная стратегия/пошаговая тактическая игра, являющаяся неофициальным продолжением игр X-COM , разработанная чешским разработчиком Chaos Concept и выпущенная Tri Synergy в 2007 году.
- Следующая игра, UFO2Extraterrestrials: Shadows over Earth, изначально должна была выйти в четвертом квартале 2012 года, но по состоянию на 2021 год официальной даты выпуска не имеет. [ 61 ] Он все еще находится в разработке одновременно с UFO2Extraterrestrials: Battle for Mercury , запуск которого объявлен весной 2021 года. [ 62 ]
- UFO Online (не имеет отношения к UFO Online: Fight for Earth ) — бесплатная тактическая MMORPG , доступная только на русском языке. [ 63 ]
- UFO Online: Fight for Earth тактическая игра для Steam и браузера — это многопользовательская . [ 64 ] Голлоп назвал его «на самом деле скорее клоном Инкубации ». [ 65 ] В нее можно играть в бесплатной системе, используя систему микроплатежей для получения дохода.
- Xenonauts — это стратегическая игра для ПК от британской независимой студии Goldhawk Interactive, на которую снова сильно повлияла серия X-COM . Он позиционируется как времен Холодной войны переосмысление оригинальной игры UFO: Enemy Unknown (1979 вместо 1999 года) и ответ на The Bureau: XCOM Declassified от 2K , который оттолкнул часть фанатов X-COM из-за своего шутера от первого лица. основанный игровой процесс. [ 66 ] Игра пропустила несколько дат выпуска, но наконец была выпущена в июне 2014 года.
- Xenonauts 2 сейчас находится в разработке.
Франшиза также упоминалась в Civilization серии стратегических видеоигр частично вдохновили X-COM , которые в первую очередь . Оригинальная игра получила неофициальное продолжение в наборе расширения Civ II: Fantastic Worlds для Civilization II от MicroProse в 1997 году , действие которого происходит на Фобос . спутнике Марса [ 67 ] от Firaxis В Civilization V есть тип юнита под названием XCOM Squad.
Фан-игры
[ редактировать ]Фанатские проекты-римейки UFO: Enemy Unknown включают X-com - Last Hope (модификация Half-Life 2, выпущенная в 2006 году), [ 68 ] UFO: The Two Sides (разработка остановлена в 2011 году из-за проблем с авторскими правами), [ 69 ] НЛО: Падение Сидонии (отменено в 2012 г.), [ 70 ] X-COM: Origin (отменен в 2013 г.), [ 71 ] и The Rebel Squad (также несуществующий проект Сэма Лю ). [ 72 ]
- UFO: Alien Invasion — это кроссплатформенная трехмерная фанатская игра в жанре стратегии и пошаговой тактики с открытым исходным кодом, на которую сильно повлияла серия X-COM .
- Xenowar — это простая тактическая игра с открытым исходным кодом для Android и Windows. [ 75 ]
- X-Com: Tactical — настольная игра, воспроизводящая элемент тактики отряда из первой игры. [ 76 ]
См. также
[ редактировать ]- Laser Squad : научно-фантастическая тактическая игра от создателей X-COM и непосредственный предшественник X-COM ( UFO: Enemy Unknown изначально разрабатывалась как Laser Squad 2). [ 77 ] ).
- Rebelstar Серия : игры-предшественники серии Laser Squad и X-COM , также созданные одними и теми же разработчиками.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стэплтон, Дэн (1 июня 2015 г.). «Анонсирован XCOM 2 — IGN First» . ИГН . Архивировано из оригинала 1 июня 2015 года . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Кэпел, Крис Дж. (18 июля 2021 г.). «XCOM: Legends реальна и является официальной игрой XCOM» . PCGamesN . Сеть Н. Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ « X-COM: Обзоры защиты от НЛО» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 12 марта 2011 года . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ « X-COM: Обзоры защиты от НЛО» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 21 октября 2010 года . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ « X-COM: Террор из глубин. Обзоры» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ « X-COM: Террор из глубин. Обзоры» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 7 ноября 2011 года . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ « X-COM: Обзоры Апокалипсиса» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 7 ноября 2011 года . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ « X-COM: Обзоры перехватчиков» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 6 января 2012 года . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ НЛО: Враг неизвестен#Прием
- ^ «GameSpy: Enemy Unknown: ретроспектива X-COM — страница 3» . UK.pc.gamespy.com. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «X-COM (Коллекционное издание) для Windows (1998)» . МобиИгры. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Коллекция X-COM для Windows (1999)» . МобиИгры. 13 января 2001 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2017 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «X-COM: Полный пакет для DOS (2008)» . МобиИгры. 04 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Терри Грир – Призраки игр, которых никогда не было» . Терри Грир — Предыдущая работа — XCOM Alliance . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ "О" . OpenXcom. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «OpenXCom обновляет оригинальную защиту от НЛО как действенный вариант борьбы с террором | Моды, новости» . ПК-геймер . 25 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 г. Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ «ОпенАпок» . openapoc.org . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ « XCOM: Enemy Unknown Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 21 октября 2012 г.
- ^ « XCOM: Enemy Unknown Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 21 октября 2012 г.
- ^ « XCOM: Enemy Unknown Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 27 октября 2012 года . Проверено 21 октября 2012 г.
- ^ « Бюро: Рассекреченные обзоры XCOM» . Метакритик . Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ « Бюро: Рассекреченные обзоры XCOM» . Метакритик . Архивировано из оригинала 19 августа 2013 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ « Бюро: Рассекреченные обзоры XCOM» . Метакритик . Архивировано из оригинала 20 августа 2013 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ XCOM : Enemy Within Обзоры . Метакритик . Архивировано из оригинала 19 сентября 2015 года . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ XCOM : Enemy Within Обзоры . Метакритик . Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ XCOM : Enemy Within Обзоры . Метакритик . Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ XCOM : Enemy Within Обзоры . Метакритик . Архивировано из оригинала 29 августа 2015 года . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ «Обзоры XCOM 2 для ПК» . Метакритик . Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Обзоры XCOM 2 для PlayStation 4» . Метакритик . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Обзоры XCOM 2 для Xbox One» . Метакритик . Архивировано из оригинала 18 июня 2016 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «XCOM: Chimera Squad для ПК-обзоров» . Метакритик . Архивировано из оригинала 28 июня 2020 года . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ "(официальный сайт 2К Марин)" . ХКОМ . Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 г. Проверено 1 января 2012 г.
- ^ «Раскрыта февральская обложка: XCOM: Enemy Unknown» . Игровой информер . 5 января 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «GDC 2013: Original X-Com дважды чуть не отменяли | Новости» . ПК-геймер . 2013-03-29. Архивировано из оригинала 10 сентября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Враг внутри» . XCOM. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 г. Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ «XCOM: Enemy Within в Steam» . Магазин.steampowered.com. Архивировано из оригинала 15 декабря 2013 г. Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ «XCOM: Chimera Squad меняет бой и отряды, но Firaxis говорит, что «это все еще игра XCOM» » . игровой радар . 22 апреля 2020 г.
- ^ «XCom UFO создатели стратегической игры Laser Squad Nemesis» . Кодо Технологии. Архивировано из оригинала 8 марта 2009 г. Проверено 26 ноября 2007 г.
- ^ «Новая игра Джулиана Голлопа будет чем-то средним между старым и новым XCOM» . mcvuk.com. 27 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2016 г. Проверено 14 июня 2017 г.
- ^ «Phoenix Point выйдет 3 декабря для ПК, в первом квартале 2020 года для Xbox One, а позже в 2020 году для PS4» . Гемацу . Ноябрь 2019 года . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «XCOM.com | XCOM 2: Resurrection устраняет разрыв между XCOM: Enemy Unknown и XCOM 2» . Архивировано из оригинала 31 июля 2016 г. Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ «Комикс Deep Rising — дань X-Com» . com.strategycore.co.uk . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Обнаружены НЛО!» . Фэнтезийные полетные игры. 28 января 2015 года. Архивировано из оригинала 31 января 2015 года . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ «Интервью с создателем XCOM Джулианом Голлопом» . Nowgamer.com. 30 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2013 г. Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ «Задания USPTO в Интернете» . Assignments.uspto.gov. Архивировано из оригинала 17 марта 2015 г. Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ «Задания USPTO в Интернете» . Assignments.uspto.gov. Архивировано из оригинала 17 марта 2015 г. Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Юрик, Бедный. «Irrational Games разрабатывает название X-COM? — Новости видеоигр, видео и загрузка файлов для ПК и консольных игр на сайте» . Shacknews.com. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Питтс, Расс (31 января 2013 г.). «Создание Джейка Соломона из XCOM» . Полигон . Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 г. Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Меер, Алек (16 апреля 2010 г.). «Ксенонавты: Антиапокалипсис X-COM?» . Каменный бумажный дробовик . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Игры типа XCOM» . Поиск игр . Проверено 6 июня 2017 г.
- ^ «Джулиан Голлоп: Сыны Мятежной звезды» . Карманная тактика. 01.06.2012. Архивировано из оригинала 27 августа 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Мерзость: Проект Немезида — обзор ESCMag» . Escmag.com. 15 декабря 1999 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Чужие против людей / ретро-игра для iPhone» . Aliensvshumansapp.com. Архивировано из оригинала 4 сентября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Посмертное описание классических игр — XCOM: UFO Defense. Архивировано 3 ноября 2014 г. на Wayback Machine , презентация Джулиана Голлопа на GDC, 28 марта 2013 г. ( GameSpot ).
- ^ «Стражи: Агенты правосудия (ПК — отменено)» . Unseen64: бета-версии, отмененные и невидимые видеоигры! . Невиданный 64. 06.06.2010. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Проклятие супергероев? — IGN» . UK.ign.com. 25 августа 2000 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «НГ Альфа: Агенты правосудия» . Следующее поколение . № 33. Imagine Media . Сентябрь 1997 г., стр. 90–91.
- ^ «Инкубационные обзоры» . Синий байт. Архивировано из оригинала 9 января 2011 г. Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ «Обсуждение Isomer на форуме Steam» . 20 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2016 г.
- ^ «Isomer — инди-игра в стиле XCOM, финансируемая альфа-каналом» . ionisingsoftware.co.uk. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 г. Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ «UFO2Инопланетяне: Битва за Меркурий» .
- ^ "Дом" . ufo2extraterrestrials.com .
- ^ «НЛО Онлайн - Новости» . Ufo-game.ru. Архивировано из оригинала 7 сентября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ « Сайт НЛО Онлайн – Борьба за Землю » . Ufo-online.gamigo.com. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Джулиан Голлоп о XCOM — журнал Edge Magazine» . Edge-online.com. Архивировано из оригинала 26 марта 2012 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Юн, Эндрю. «Ксенонавты наживаются на ярости XCOM» . Джойстик. Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 г.
- ↑ Майкл Э. Райан, Civ II: Fantastic Worlds Review. Архивировано 29 декабря 2011 г., в Wayback Machine , GameSpot, 18 декабря 1997 г.
- ^ «X-com — мод Last Hope для Half-Life 2» . Мод БД. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «НЛО: Две стороны» . Ufots.ninex.info. Архивировано из оригинала 12 октября 2011 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «НЛО: Падение Сидонии — временное место» . 12 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2012 г. Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «X-COM: Происхождение» . Xcomorigin.com. 15 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Арне Никлас Янссон (17 апреля 2012 г.). «ПСЖ РебелСквад» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2012 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Кристиан Райх (31 августа 2011 г.). «Сила Икс: Борьба за судьбу — Дом» . Xforce-online.de. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Новости» . Проект Ксеноцид. Архивировано из оригинала 14 января 2012 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Официальный Xenowar сайт » . Xenowar.net. Архивировано из оригинала 4 сентября 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «X-Com: Тактика | Настольная игра» . Настольные игрыGeek. Архивировано из оригинала 31 марта 2012 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Интервью с создателем XCOM Джулианом Голлопом» . ТеперьГеймер. 30 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.